Вслед за Барсуковым ошибку повторил архим. Леонид (Кавелин), к-рый поместил в составленном им своде «Святая Русь» оба имени под разными номерами: 443. Анурий (Ианнуарий), ученик прп. Зосимы» и 446. Онуфрий, пустынник, ученик прп. Зосимы». Затем ошибку архим. Леонида воспроизвел архиеп. Сергий (Спасский), к-рый дополнил 2-е изд. своего труда (1901) именем Онуфрия ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 554), сославшись на книгу архим. Леонида, притом что в 1-м изд. «Полного месяцеслова Востока» (1876) читалось только одно имя - Анурий (Там же. Ч. 3. С. 59). Архиеп. Димитрий (Самбикин) поместил памяти двух «учеников прп. Зосимы» - Анурия и Онуфрия - под 17 апр., днем памяти прп. Зосимы Соловецкого ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Апр. С. 116). М. В. Толстой, издавая «Описание о российских святых...» (по списку РГБ. МДА. 209) (1888), произвольно заменил в публикуемом тексте сохранившееся в списке имя Анурий на более привычное Онуфрий. При этом в качестве «дополнения» к статьям о «преподобном Онуфрии» и др. учениках прп. Зосимы Толстой дал неточную отсылку к Житию прп. Зосимы Соловецкого: «Упоминаются в житии преп. Зосимы». Однако он не учел, что имя Онуфрий там не встречается. Кроме того, Толстой добавил к статьям об учениках прп. Зосимы еще одно непроверенное известие - о нахождении гробниц О., Иоанна и Василия Новгородца в часовне прп. Иринарха (Описание о российских святых. С. 171). Однако и это известие не подтверждается историческими источниками. Напротив, согласно тексту «Отводной книги ризной казны Соловецкого монастыря 1694 г.», в часовне прп. Иринарха находились погребения соловецкого архим. Илии († 1659) и нек-рых учеников преподобного: игумена Пертоминской пуст. Вассиана Суздальца († 1670), келаря Иоасафа Сороцкого и др. (см.: Панченко О. В. Иринарх, прп. Соловецкий//ПЭ. Т. 26. С. 403). Источником недостоверных сведений о гробницах учеников прп. Зосимы послужила книга А. М. Ратшина (1852), к-рый по ошибке «поместил» в часовнях прп. Германа и прп. Иринарха практически всех Соловецких святых, упомянутых в «Книге, глаголемой...»: «Подле собора две каменные часовни, построенные в 1753, вместо прежних деревянных; в них находятся гробницы преподобного Германа и местночтимых: Иринарха, Антония игумена, Василия Новгородца, Илии архимандрита, Иоанна Свещеносца, Онуфрия пустынника и Стефана трудника» ( Ратшин. Монастыри. С. 4).

http://pravenc.ru/text/2578453.html

Память его празднуется 12 сент. в день преставления Прп. Афанасий (младший) вступил в серпуховский Высоцкий монастырь при основателе его прп. Афанасии (старшем) и отличался великой ревностью к соблюдению устава. Через 5 лет он был пострижен своим настоятелем, который дал ему свое имя, а во время освящения монастырского собора, когда прп. Афанасий (старший) был возведен в сан игумена, ученик его удостоился диаконского рукоположения. А когда прп. Афанасий (старший) удалился в Константинополь, он заместил его. При нем число монастырской братии увеличилось, и он был им примером. Он учил их бдеть над собою, над каждым движением своего сердца. По словам инока Кариона Истомина, он был «совершенен в постничестве, крепок в воздержании, ревностен в молитвах, терпелив в нестяжании».  После 8 лет настоятельства он скончался 12 сентября 1395 г. Его заместил старец Никита, ученик прп. Сергия, который впоследствии был настоятелем Боровского монастыря и старцем прп. Пафнутия (память его 1 мая). Старец Никита погребен в основанном им костромском Богоявленском монастыре, но могила его не была найдена. Преподобные Андроник и Савва Московские (+ 1395 и 1410) Память их празднуется 13 июня в день преставления прп. Андроника и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых В 1356 г. митрополит Московский Алексий был чудесно спасен от потопления на Черном море во время обратного плавания из Константинополя. Тогда же он дал обет в благодарность Богу основать монастырь. Создателем и настоятелем этого монастыря был избран инок монастыря прп. Сергия Радонежского — Андроник.  Прп. Андроник происходил из боярской семьи города Ростова. В обитель прп. Сергияон вступил в ранней молодости и особенно отличался послушанием, за которое его любил его великий наставник. Место для новой обители было избрано на живописном берегу реки Яузы, притока реки Москвы. Посвящена она была Нерукотворенному Образу Спасителя. Эта святая икона сопровождала святителя Алексия во время его опасного плавания, и он пожертвовал ее юной обители. Прп. Сергий дал ученику своему заповедь никогда не оставаться праздным, и прп. Андроник свято соблюдал ее. Монастырский пруд выкопан был его руками. Монастырь процветал под его управлением. Братию он привлекал к себе своей добротой и кротостью. Современник пишет о нем, что он блистал добродетелями своими. Он предсказал день своей кончины (14 июня 1395). Последние дни своей жизни прп. Андроник провел в затворе. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Нифонт Константинопольский , патр. (11/24 августа) Нифонт Печерский , Новгородский, еп., в Ближних (Антониевых) пещерах (8/21 апреля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Олег (в иночестве Василий) Романович Брянский , блгв. князь, прп. (20 сентября/3 октября) Олег (в иночестве Иона, в схиме Иоаким) Рязанский (5/18 июня, 30 июня/13 июля) Олимп (Олимпан), ап. от 70-ти, сщмч. (4/17 января ап.]; 10/23 ноября) Ольга (в крещении Елена), равноап., вел. княгиня Российская (11/24 июля) Онисим Печерский , прп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (21 июля/3 августа; 28 сентября/11 октября [Печер.]; 4/17 октября) Онисим , ап. от 70-ти, сщмч. (4/17 января ап.]; 15/28 февраля) Онисифор , мч. (9/22 ноября) Онуфрий Великий , прп. (12/25 июня) Онуфрий Перцовский , Вологодский, прп. (12/25 июня) Онуфрий Печерский , Молчаливый, прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (21 июля/3 августа; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Орест Севастийский , мч. (13/26 декабря) Осия , пророк, из 12-ти малых пророков (17/30 октября) Павел , первоверховный апостол («апостол языков») (29 июня/12 июля) Павел Византийский , отрок, мч. (3/16 июня) Павел Комельский (Обнорский), прп. (10/23 января) Павел Латрийский , прп. (15/28 декабря) Павел Новый , Константинопольский, патр. (30 августа/12 сентября) Павел Печерский , Послушливый, прп., в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 10/23 сентября) Павел Ростовский , прп., первостроитель Борисоглебского монастыря (22 октября/4 ноября) Павел Фивейский , Египетский, отшельник, прп. (15/28 января) Павел I Константинопольский , патр., исповедник, сщмч. (6/19 ноября) Павел Тобольский , митр. (10/23 июня) Павла Византийская , дева, мц. (3/16 июня) Паисий Великий , прп. (19 июня/2 июля) Паисий Величковский , прп. (15/28 ноября) Паисий Болгарский , Хилендарский, прп. (19 июня/2 июля) Паисий Галичский , прп., архим. (23 мая/5 июня) Паисий Печерский , прп. в Дальних (Феодосиевых) пещерах (19 июля/1 августа; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Паисий Угличский , игумен, прп. (8/21 января; 23 мая/5 июня [Ростов.]; 6/19 июня)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3й песни – седален прп. Евфросинии, глас 3й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос прп. Евфросинии, глас 2й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен прп. Евфросинии (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры прп. Евфросинии, глас 2й – 4 (каждая стихира – дважды). «Слава» – прп. Евфросинии, глас 8й: «О, блаженнаго изволения!..», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Архангела Гавриила…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь прп. Евфросинии, глас 8й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2й: «Вся паче смысла…». На часах – тропарь и кондак прп. Евфросинии. На Литургии блаженны прп. Евфросинии, песнь 3я – 4 (со ирмосом) и песнь 6я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь прп. Евфросинии. «Слава» – кондак прп. Евфросинии, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь прп. Евфросинии; кондак храма. «Слава» – кондак прп. Евфросинии, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – прп. Евфросинии и дня. Апостол и Евангелие – прп. Евфросинии и дня. Примечание. При субботней службе с «Бог Господь» заупокойные прокимен, аллилуиарий и причастен не поются, а заупокойные Апостол и Евангелие не читаются (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372). В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день. В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры прп. Евфросинии, глас 8й и глас 2й – 8. «Слава» – прп. Евфросинии, глас 5й: «Ублажим ныне…», «И ныне» – догматик, глас 2й: «Прейде сень законная…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

По Трисвятом – тропарь преподобных (общий), глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси гора...». На часах – тропарь преподобных (общий). Кондаки прп. Акакия и прп. Фомы читаются попеременно. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь преподобных (общий); кондак прп. Фомы, кондак прп. Акакия. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест…». В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь преподобных (общий); кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак прп. Фомы, кондак прп. Акакия. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь преподобных (общий); кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак храма, кондак прп. Фомы, кондак прп. Акакия. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня. Апостол и Евангелие – дня и четверга. Б. На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры прп. Евфросинии, глас 8-й и глас 2-й – 6. «Слава» – прп. Евфросинии, глас 5-й: «Ублажим ныне…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «В Чермнем мори…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры прп. Евфросинии, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – прп. Евфросинии, глас тот же: «Втайне Богу…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (по выбору), или, по традиции: «Все упование мое…» (см. прил. 2-е, «В четверток утра»). По Трисвятом – тропарь прп. Евфросинии, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ради...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь прп. Евфросинии, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ради...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны прп. Евфросинии (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и прп. Евфросинии на 6.

http://patriarchia.ru/bu/2022-07-20/

Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – седален прп. Евфросинии, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос прп. Евфросинии, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен прп. Евфросинии (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры прп. Евфросинии, глас 2-й – 4 (каждая стихира – дважды). «Слава» – прп. Евфросинии, глас 8-й: «О, блаженнаго изволения!..», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Архангела Гавриила...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь прп. Евфросинии, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся паче смысла...». На часах – тропарь и кондак прп. Евфросинии. На Литургии блаженны прп. Евфросинии, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь прп. Евфросинии. «Слава» – кондак прп. Евфросинии, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь прп. Евфросинии; кондак храма. «Слава» – кондак прп. Евфросинии, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – прп. Евфросинии и дня. Апостол и Евангелие – прп. Евфросинии и дня. Примечание. При субботней службе с «Бог Господь» заупокойные прокимен, аллилуиарий и причастен не поются, а заупокойные Апостол и Евангелие не читаются (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372). В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день. В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры прп. Евфросинии, глас 8-й и глас 2-й – 8. «Слава» – прп. Евфросинии, глас 5-й: «Ублажим ныне...», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-20/

Иустин (Попович) , прп. Молитвенный дневник// Иустин (Попович) , прп. На Богочеловеческом пути. С. 84–95. Иустин (Попович) , прп. Подвижнические и богословские главы// Иустин (Попович) , прп. На Богочеловеческом пути. С. 96–157. Иустин (Попович) , прп. Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского //Собрание творений преп. Иустина (Поповича) в 4 томах. Т. I. С. 235–309. Иустин (Попович) , прп. Путь Богопознания. Гносеология преп. Исаака Сирина . Минск: Свято-Елизаветинский монастырь, 2009. Иустин (Попович) , прп. Рождественские и пасхальные поздравления//Собрание творений преп. Иустина (Поповича) . Т. I. С. 202–210. Иустин (Попович) , прп. Собрание творений. Догматика Православной Церкви//Собрание творений преп. Иустина (Поповича) в 4 томах. М.: Паломник, 2006. Т. II. Иустин (Попович) , прп. Святые иконы//Собрание творений прп. Иустина (Поповича) . Т. IV. С. 328–339. Иустин (Попович) , прп. Тайна честного креста//Собрание творений преп. Иустина (Поповича) . Т. IV. С. 339–344. Иустин (Попович) , прп. Толкование на Первое послание к фессалоникийцам Святого апостола Павла. М.: изд. Московского подворья ТСЛ, 2000. Иустин (Попович) , прп. Толкование на Первое соборное послание Святого апостола Иоанна Богослова. М.: изд. Московского подворья ТСЛ, 1998. Иустин (Попович) , прп. Учение о Святом Духе в Церкви//Собрание творений преп. Иустина (Поповича) . Т. IV. С. 7–155. Иустин (Попович) , прп. Философские пропасти. М.: Издательский Совет РПЦ, 2004. Иустин (Попович) , прп. Церковь – благодатная общность//Собрание творений преп. Иустина (Поповича) . Т. IV. С. 224–298. Каллист (Уэр) , еп. Бог и человечество// Каллист (Уэр) , еп. Православная Церковь . ББИ св. апостола Андрея, 2001. С. 216–246. Каллист (Уэр) , еп. Богословие молитвы// Каллист (Уэр) , еп. Внутреннее Царство. Киев: Дух и литера, 2003. С. 77–88. Каллист (Уэр) , еп. Время: темница или путь к свободе?// Каллист (Уэр) , еп. Внутреннее Царство. С. 225–239. Каллист (Уэр) , митр. Духовность добротолюбия/Пер. Сержантова П. Б.//Альфа и Омега. М., 2001. 4 (30). С. 108–129.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Облик Н. близок к изображению на его покрове 1586 г., но преподобный не стар, борода окладистая, до середины груди, с легкой проседью, глаза прикрыты, что характерно для нагробных образов. Над ракой находится созданная тогда же мон. Иулианией икона со сложной иконографической программой: в среднике написано видение Н. Богоматери с предстоящими святителями Петром и Алексием Московскими и прп. Сергием Радонежским (восходит к описаниям прежней иконы в изданиях и к пристолпному образу из Успенского собора ТСЛ). Вокруг средника - 20 клейм жития Н., в т. ч. «Рождение святого», «Крещение святого», «Прп. Сергий посылает прп. Никона к прп. Афанасию Высоцкому», «Прп. Афанасий Высоцкий испытывает прп. Никона», «Постриг прп. Никона», «Поставление прп. Никона во иерея», «Прп. Никон возвращается к прп. Сергию», «Прп. Сергий благословляет прп. Никона на игуменство», «Откровение прп. Никону о разорении обители», «Прп. Никон укрывается с учениками в потаенном месте» и др. На основе рукописных миниатюр проиллюстрирован рассказ о строительстве и украшении прп. Андреем Рублевым и Даниилом каменного Троицкого собора. Образ решен в традициях иконописи Дионисия. Мон. Иулиания является также автором поясной иконы Н. нач. 70-х гг. XX в. (ризница ц. Покрова Богородицы при МДА; на свитке в руке святого надпись: «Предзрехъ Г(с)да предо мною» - Пс 15. 8), иконы «Радонежские чудотворцы» (1962-1973, сохр. фотография образа из альбома игум. Марка (Лозинского)), композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие» (1-й образ - 1934, ТСЛ), иконы «Всея России чудотворцы» (1952-1953, ц. прор. Илии в Обыденском пер. в Москве), росписи Серапионовой палатки (1949), образа прп. Сергия и Н. перед Богородицей и изображений Радонежских святых в росписи старой братской трапезной лавры (1955) и др. Совр. новая иконография Н. сложилась преимущественно в кругу выпускников иконописной школы при МДА: икона «Богородица с Младенцем, с Радонежскими чудотворцами» (ок. 1997, А. Н. Солдатов, ц. преподобных Зосимы и Савватия, ТСЛ), икона «Преподобные Сергий, Никон и Антоний Радонежские» (2008), роспись вост.

http://pravenc.ru/text/2566240.html

По числу цитат из творений в работах владыки его можно сравнить со свт. Иоанном Златоустом , но не с прп. Иоанном Лествичником . Из сочинений прп. Исаака 104 владыка приводит немало сведений важных для понимания различных вопросов аскетики. 10 . «Дивный созерцатель тайн Божиих» 105 , как его называет еп. Варнава, прп. Симеон Новый Богослов также один из наиболее цитируемых 106 им Святых Отцов. По количеству цитат, которые епископ дает из его творений 107 , он сравним со свт. Иоанном Златоустом и прп. Исааком Сириным . Достаточно нечасто в своих сочинениях еп. Варнава использует также наставления и примеры из жизни упомянутых в данной работе Климента Александрийского 108 , прп. аввы Исаии 109 , прп. Синклитикии Александрийской 110 , свт. Афанасия Великого 111 , прп. Ефрема Сирина 112 , свт. Григория Богослова 113 , свт. Григория Нисского 114 , прп. Сисоя Великого 115 , блаж. Августина Аврелия 116 , прп. Агафона Египетского 117 , прп. Пимена Великого 118 , п рп. Марка Подвижника 119 , прп. Максима Исповедника 120 , прп. Феодора Эдесского 121 , прп. Филофея Синайского 122 , прп. Григория Синаита 123 и других святых и подвижников 124 , ссылок на произведения которых в этой работе нет ввиду того, что более или менее значимых для рассказа о греховных страстях цитат из их поучений владыка не приводил. Не цитирует еп. Варнава св. Ипполита Римского , свт. Григория Неокесарийского , свт. Кирилла Александрийского ,свт.Прокла Константинопольского, прп. авву Фалласия, прп. Анастасия Синаита и других малоизвестных (по крайней мере, в России) Отцов 125 . Отношение еп. Варнавы к русским Святым Отцам и подвижникам благочестия и их творениям Из русских Святых Отцов можно отметить пятерых, творения которых еп. Варнава использует наиболее часто. 1 . А из этих пяти чаще всего 126 еп. Варнава использует сочинения свт. Димитрия Ростовского . В основном это его «Жития святых» 127 . На них он ссылается для иллюстрации сказанного и для примеров различных особенных случаев из жизни угодников Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Потребовалось бы множество страниц, чтобы во всей полноте показать преемственную связь «первого исихастского возрождения» со «вторым», наступившим во второй половине XVIII – нач. XIX века. Здесь достаточно будет упомянуть лишь некоторых из тех святых, которые являются «звеньями» этой преемственной связи. Это прп. Филофей из Карейского Скита и ученик его прп. Нектарий (†1500), подвизавшийся в келлии «Иагари» близ Карей; свт. Нифонт (†1508), подвизавшийся в монастыре св. Дионисия, а впоследствии ставший патриархом Константинопольским; преподобномученик Иаков (†1519) из Иверского Скита и его ученик свт. Феона († 1541) из монастыря Пантократора, ставший затем архиепископом Солу нским; прп. Дионисий Олимпийский († 1541) из монастыря прп. Филофея; прп. Феофил Мироточивый († 1548) из монастыря Пантократора; прп. Симеон († 1594) из монастыря прп. Филофея; прп. Дионисий Ритор († 1606) и ученик его прп. Митрофан из Скита Малой Анны; прп. Иерофей († 1745) из Иверского монастыря; прп. Акакий († 1730) из Кавсокаливийского Скита и др. Все эти преподобные отцы жили идеалами исихазма в неизвестности и уединении, и нет ничего странного в том, что они не знали друг о друге. Поэтому, когда в 1746 году на Святую Гору пришел преподобный Паисий Величковский , он, как повествуется в его Житии, был в затруднении, не находя духовного старца, которому мог бы отдать себя в послушание. Хотя, как он сам писал впоследствии, монахи, переписчики рукописей, рассказывали ему, что были святогорские отцы, которые посвящали много времени изучению аскетических исихастских писаний. Более того, известно, что в конце XVIII века на Святой Горе подвизалось множество монахов, которые жили «в исихии», упражняясь в суровых аскетических подвигах и возделывая в своем сердце умную молитву. К этим-то святым мужам пришел в 1775 году преподобный Никодим Святогорец , с именем которого и связывается «второе исихастское возрождение», получившее еще наименование «филокализма». Это возрождение, конечно, не имело той богословской глубины, какая отличала возрождение XIV века, но по своему влиянию на судьбы православного монашества оно ничуть не уступает ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010