Но, к сожалению, не все способны увидеть свет, не все находят в себе силы расстаться с греховными привычками, отказаться от материальных преимуществ, ради обновления души. Из Евангельских рассказов мы видим, как с первого же дня проповеди Христовой человеческое общество начало делиться на два лагеря – на тех, кто с радостью принимал учение Христово, и на тех, кто это учение отвергал. Причем нередко эти люди не просто пассивно игнорировали учение Спасителя, но восставали против него с негодованием и даже ненавистью. Иисус Христос так объяснил это обстоятельство: “Всякий, делающий злое, ненавидит свет, и не идет к свету, чтобы не обнаружились дела его, потому что они злы. Ибо всякий, поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге сделаны” ( Ин. 3:20–21 ). Иными словами, учение Спасителя обладает свойством вскрывать подлинное расположение человека, его тайные стремления и предпочтения. Человек, который дотоле пребывал как бы в нейтральном духовном состоянии, услышав проповедь Евангелия, не может безразлично отнестись к ней: он становится или учеником или врагом Христовым. Все возрастающая ненависть ко Христу со стороны книжников и религиозных вождей еврейского народа, в конце концов вылилась в то, что они оклеветали Его на своем суде, приговорили его к смерти и добились перед Пилатом Его распятия на кресте. Так первый Свидетель веры ( Откр. 1:5 ) стал и первым Мучеником за нее. Но Он же Своим воскресением победил начальника лжи и смерти дьявола и этим уверил всех, что, в конце концов, праведность и жизнь восторжествуют. Воскресение Спасителя и сошествие Святого Духа было теми знаменательными событиями, которые окончательно убедили апостолов в истинности всего того, чему учил Господь Иисус Христос, и они как очевидцы Евангельских событий решили посвятить свою жизнь распространению Христовой веры. Свою проповедь они воспринимали именно как свидетельство о той благодатной жизни, которую они получили в Иисусе Христе. И, как во времена земной жизни Спасителя, Его учение одних привлекало, а других отталкивало, так и во все последующие века, распространяясь по разным странам, оно делит общество как бы на два лагеря. “Не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее … И враги человеку домашние его”, – предсказывал Божественный основатель веры ( Мф. 10:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

О грядущем Мессии как Пророке предвозвещал в древности Моисей: И сказал мне Господь: Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу ( Втор. 18:17–19 ). Однако различие Христа и всех ветхозаветных пророков – принципиальное. Те лишь отчасти возвещали волю Божию и призывали хранить Ему верность, Христос же не только открыл истину во всей полноте, доступной для людей, но и дал им благодать, чтобы её усвоить: Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа ( Ин. 1:17 ). В Евангелии Господь Иисус Христос часто именуется Учителем. Многие почитали Его за одного из пророков (см.: Лк. 24:19 ). И само Его именование Христос (Помазанник) означает, что Он совершал, в том числе, и пророческое служение, ибо все великие пророки были помазанниками Божиими. Поскольку Господь благовествовал Евангелие Царства, то Его по праву и по преимуществу можно именовать и Евангелистом, ибо учение Евангелия было воспринято людьми из Его проповеди . Поэтому и в Церковном Предании Христос порой описывается в образе Благовестника. Евангельское учение – неотъемлемая часть домостроительства спасения, однако это учение само по себе, вне личного общения со Христом не может быть воспринято и усвоено людьми. Поэтому христианство несводимо к его учению, к теории, в отличие от многих других религий. Учение помогает воспользоваться искупительными плодами жертвы Христовой, но само по себе оно не спасает. Поэтому Спаситель в течение земной жизни ничего не записывал и не призывал к этому Своих учеников. Сердцевиной христианства является Сам Господь наш Иисус Христос, а Его учение помогает приобщиться к Нему. Христианство не сводимо к морализму. Никакие нравственные принципы жизни не могут восполнить отсутствие реального общения с Богом. Однако недопустима и другая крайность – игнорирование учения Христова. Слова Христовы предельно важны для богоугодной жизни, поэтому Спаситель обещает Своим ученикам напомнить их через Духа Утешителя: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ( Ин. 14:26 ). И Церковь в своём Священном Предании хранит в целости и неповрежденности учение Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Они слышали Его учение, видели многочисленные чудеса, совершаемые Им, и постепенно более и более утверждались в вере, что Он истинно есть воплотившийся Сын Божий, пришедший для спасения людей. Проповедуя народу Свое спасительное учение, Иисус Христос особенным образом старался укреплять веру Своих учеников. Так, после избрания Апостолов, когда «много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских» собрались слушать Его учение, то Иисус Христос, «возведши очи на учеников Своих», чтобы особенным образом внедрить в их сердца Свое спасительное учение, говорил: «блаженны нищие духом, ибо ваше есть царствие божие» и т. д. ( Лук. 6:17–20 ). Он желал возвести учеников как бы па Свой собственный уровень. Как солнце разливает свои лучи, роза распространяет аромат, пламя разбрасывает искры, так и Иисус Христос желал, чтобы Апостолы распространяли свет Евангельского учения, чтобы верующие согревались лучами его, благоухали ароматом и пылали пламенною, сердечною любовью к Иисусу Христу. Между тем многочисленным толпы народа постоянно окружали Иисуса Христа, желая слушать Его Божественное учение, так что Он иногда не имел времени для принятия пищи, и в то же время не мог удовлетворить религиозной потребности всех, желавших слушать Слово Божие. Иисус Христос сжалился над ними, потому что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря, и решил послать на проповедь избранных Своих двенадцать Апостолов. Пред этим Он дал им наставления, которыми должны руководствоваться пастыри Церкви – Епископы и Пресвитеры – во все время существования Церкви Христовой на земле... ( Лук. 10: 2,12 ; Мф. 10:5,20 ). Иисус Христос во-первых даровал Апостолам власть над бесами и силу врачевать телесные болезни. Власть над злыми духами в собственном и высочайшем смысле принадлежит Иисусу Христу. Он явился на землю, чтобы разрушить дело диавола; теперь Он даровал эту власть Своим Апостолам. А так как побеждать власть диавола можно только молитвою и постом, то следовательно Иисус Христос знал и был уверен, что пост и молитва составляли существенные духовные качества Его учеников; пост не в смысле принятая той или другой пищи в известные определенные дни, а в томи высоком смысле, что они во имя Иисуса Христа охотно переносили все невзгоды, лишения и голод или недостатки, даже в ежедневном пропитании, так что иногда были принуждены удовлетворять свой голод теми, что срывали колосья и ели зерна.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Поучения о покаянии ( Лк. 13:1–5 ) (домашнее задание). Участь непокаявшихся грешников; Евангельское упоминание о Пилате до Преображения. III . Учение Господа о молитве (Путь на Страсти) Что говорил Господь о молитве в Нагорной проповеди (Галилейский период)? Молитва Христа и учеников; Сила молитвы «...если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18:19–20 ); Лк. 18:1 «...должно всегда молиться и не унывать»; Евангельские указания о том, что Господь молится Сам; По просьбе учеников Господь дает им образец молитвы – молитву «Отче наш»; Господь призывает Семьдесят к молитве для успеха их миссии ( Лк. 10:2 ); Лк. 11:9–13 цель молитвы – стяжание Духа Святого. Учение о молитве в притчах: притчи о неотступности в молитве: «друг заполночь» ( Лк. 11:5–13 ); «о неправедном судии» ( Лк. 18:1–8 ). Притча о мытаре и фарисее ( Лк. 18:9–14 ) предваряется словами: «Сказал также к некоторым, которые уверены были в себе, что они праведны, и уничижали других». Кто эти «некоторые»? 15] Молитва фарисея: кроме «отрицательных» (не грабитель, не обидчик, не прелюбодей), он перечисляет и положительные свои заслуги перед Богом: вместо положенного один раз в год поста в День Очищения ( Лев 16:29 ) 6 , постится два раза в неделю. Вместо положенной десятины от стада и плода ( Числ 18:25 ), дает «от всего», в т.ч. и от трав. Молитва мытаря ( Лк. 18:13 ): возможно, что мытарь тоже мог бы вспомнить о каких–то своих добрых делах, но он со смирением и сокрушением говорит только о своих грехах, не сравнивая себя ни с кем, ни на кого не обращая внимания; Что означает быть «оправданным»? ( Лк. 18:14 ) Был ли оправдан фарисей? Сравнить с поучением Господа ( Лк. 14:11 ): «Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится»; Нравственный вывод притчи. II– Учение Господа по пути на Страсти: учение о богатстве, о рассудительности, учение о Царствии Божием

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Проповедь в преполовение и в последний день праздника кущей Ин. 7, 10–8, 1 Праздник кущей начался в Иерусалиме при большом стечении народа не только из всей Палестины, но и других стран, где проживали иудеи рассеяния. Господь замедлил своим прибытием в священный город. Отсутствие Его было замечено; иудеи искали Его на празднике и спрашивали: где он? Много было толков в народе о нем: одни, слышавшие о благодетельных чудесах Его, говорили, что он благ есть, а другие, преимущественно из числа фарисеев и старейшин, – ни, но льстит народы. Впрочем, по страху иудеев, никто не говорил о нем явно: боялись говорить о нем, чтобы не навлечь на себя преследования со стороны врагов Его. О прибытии Иисуса Христа в город в народе не было слышно: он пришел тайно, в виде простого путешественника, и первое время провел, вероятно, в Вифании, в дружественном доме Марфы, Марии и Лазаря. В половине праздника, считая свое явление народу благовременным, он вошел в храм и начал учить. Чему он учил, святой евангелист не сказал, но он учил «дивно» (свт. Иоанн Златоуст ), так что иудеи пришли в изумление и спрашивали: како Сей книги весть не учився? Они знали, что Христос не посещал общественного училища и не пользовался уроками какого-либо более или менее известного раввина. В ответе своем Господь как бы согласился с ними, что для того, чтобы учить, нужно наперед самому научиться, и вместе с тем показал, что у него есть Учитель, который без сравнения превосходнее всех земных учителей. – отец небесный, пославший Его в мир: Мое учение несть Мое, но пославшаго Мя, – учение Христа не разнится от Писаний, есть также откровение Божие, изъясняющее и восполняющее ветхозаветный закон. Это учение, по толкованию святителя Иоанна Златоуста , «Его, потому что он говорил, не как наученный, – не Его, потому что оно было учением отца», и вместе с тем – «Его учение и учение отца одно и то же: ибо хотя во Мне ипостась и другая, как бы так говорил Господь, но я и говорю, и делаю так, что нельзя подумать, будто я говорю и делаю что-либо отличное от отца: я говорю и делаю то же самое, что и отец».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Христос не должен был всему учить явно. Так, мы читаем о том, что Он многому научил только Своих учеников, как это явствует из сказанного в проповеди на Вечере. Поэтому Он говорит им: «Что на ухо слышите – проповедуйте на кровлях» ( Мф. 10, 27 ). Следовательно, Он не учил всему явно. Возражение 2. Далее, глубины мудрости должно излагать только совершенным, согласно сказанному [апостолом]: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными» ( 1Кор. 2, 6 ). Но учение Христа исполнено глубочайшей мудрости. Следовательно, его не должно было сообщать далекой от совершенства толпе. Возражение 3. Далее, скрывать истину, умалчивая о ней, или же излагать ее так, что ее трудно понять, суть одно и то же. Но Христос, говоря со многими так, что они ничего не понимали, поскольку «без притчи не говорил им» ( Мф. 13, 34 ), скрыл от них проповедуемую Им истину. Следовательно, Он точно так же мог скрывать ее от них, не говоря им ничего вообще. Этому противоречит сказанное Господом о самом Себе: «Я... тайно не говорил ничего!» ( Ин. 18, 20 ). Отвечаю: учение может скрываться по трем причинам. Во-первых, по причине желания обучающего, который не хочет делать свое учение известным многим и предпочитает его скрывать. И это может происходить двояко: в одних случаях – из-за зависти обучающего, который желает превзойти в своем знании других и потому не хочет никому о нем сообщать. Но это никак не применимо к Христу о личности Которого сказано: «Без хитрости я научился и без зависти преподаю, не скрываю богатства ее» ( Прем. 7, 13 ). В других же случаях так происходит из-за гнусности того, чему обучают, в связи с чем Августин, комментируя сказанное в [евангелии от Иоанна] ( Ин. 16, 12 ), говорит, что «есть вещи настолько дурные, что человеческая благопристойность их попросту не потерпит». По этой причине о еретическом учении сказано: «Воды краденые – сладки» ( Прит. 9, 17 ). Но в учении Христа нет «ни заблуждения, ни нечистых побуждений» ( 1Фес. 2, 3 ). Поэтому Господь говорит: «Для того ли приносится свеча», то есть истинное и безупречное учение, «чтобы поставить ее под сосуд?» ( Мк. 4, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Ст. 3-а. «Итак, все, что они велят вам соблюдать – соблюдайте и делайте». Так как учение книжников и фарисеев основывалось на Законе Божием, то Спаситель не только не вооружается против него, но положительно заповедует народу соблюдать это учение. Новое обличение современным сектантам: если даже согласиться с ними и признать под именем книжников и фарисеев православных пастырей, то и тогда на основании прямого повеления Христа, мы должны соблюдать все, что велят нам православные пастыри. Сектанты не только не внимают голосу православных пастырей, но, отвергнув их учение, измыслили свое собственное и, таким образом, нарушили прямую заповедь Христа Спасителя. Ст. 3-б и 4. «По делам же их не поступайте; ибо они говорят и не делают. Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям; а сами не хотят и перстом двинуть их». В чем, собственно, заключалась вина книжников и фарисеев? Вина последних заключалась не в том, что они предлагали народу тяжелое и непосильное учение, так как в предыдущем стихе Господь повелевает народу исполнять все, что заповедовали ему книжники и фарисеи, как бы ни было их учение тяжело, а в том, что предлагая людям «тяжелое иго Моисеева Закона» ( Деян.15:10 ) они не хотели помогать им в исполнении его и не давали народу нравственных сил для «подъятия тяжелого ига». И в этом отношении книжники и фарисеи были подобны современным сектантским наставникам и руководителям, которые требуя от своих собратий точного исполнения Евангельских заповедей, в тоже время отвергают Св. таинства Церкви, в которых верующим подаются «все Божественные силы» для исполнения этих заповедей. Только при помощи Божественных сил, подаваемых нам в св. Таинствах, мы можем с успехом выполнять предписания Евангельского Закона, и только воспомоществуемые Благодатью Божию мы будем «не слышатели только Закона, но и творцы его». Благодатные же силы подаются верующим только в Церкви через посредство православных пастырей, сектантские же наставники не в состоянии подавать людям этих сил, а потому к ним, а не к православным, пастырям можно приложить вышеизложенные слова Спасителя, что книжники и фарисеи «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям; а сами не хотят и перстом двинуть их».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Учение людей св. апостол Иоанн так и называет духами. «Возлюбленные! – так умоляет нас св. апостол, – не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они». И далее апостол ясно указывает, кого и что разумеет он под духами: «потому что много лжепророков появилось в мире» ( 1Ин. 4:1 ). И лжепророков, и учение их, – этих бесов, этих духов нечистых, апостол изображает такими чертами, как будто он пророчески видел наше время и все его нестроения: «Дети, как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов. Они вышли от нас, но не были нашими, ибо если бы они были наши, то остались бы с нами, но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши. Вы знаете, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это – антихрист, отвергающий Отца и Сына» ( 1Ин. 2:18–19, 21–22 ). Итак, если какое-либо учение, или кто-либо, желающий быть нашим учителем, бежит от имени Иисуса Христа, не признаёт Его святого Евангелия и святой Его Церкви, то здесь явное доказательство и явный знак, что учение и учитель не от Бога, не от истины, а ото лжи и от антихриста. Пусть такое учение будет заманчиво, пусть такой учитель обещает нам всевозможные блага, пусть нам впереди сулят и богатство, и покой, и радость, и свободу, – христианин должен решительно и бесповоротно отречься от таких учений. Ибо, в противном случае, он уподобится тем гадарянам, которым свиньи были дороже Небесного Учителя, так как они приносили им выгоды. Нечего и напоминать, что теперь среди нас много таких нечистых духов, много новых бесов, т.е. новоявленных учителей и новоявленных учений. Мы видим этих учителей: о Евангелии у них ни слова; к Церкви Божией у них вражда; к пастырям Христовой Церкви – ненависть; над верой святой – насмешка, к храмам – полная холодность и невнимание. Не раз случалось, что когда они выдавали свои затаённые мечты, они прямо говорили и говорят, что никакой религии не надо, а храмы надо отдать хотя бы под дома для плясок и увеселений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

В предложенном ныне чтении апостол Павел доказывает, что его учение не есть человеческое, а Божественное, которому он научился чрез откровение Иисуса Христа. Рассмотрим предложенное чтение по порядку. «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое; ибо я принял его, и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа». Это говорит Павел прямо против людей, распространявших о нем мнение, будто он узнал Евангельское учение не от Иисуса Христа, как не бывший в общении с Ним вместе с другими избранными учениками, а обратившийся ко Христу уже по вознесении Господа на небо. Самое начало послания к Галатам было уже началом ответа на это мнение. Послание начинается так: «Павел, избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых» ( Гал. 1:1 ). И о неизменной истине и достоверности своего учения, устно преподанного Галатам, он говорит: аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (ст. 8). Так уверен был Павел в своем Апостольском призвании! Так уверен он был и в неизменной истине того Евангельского учения, которое преподал он Галатам! После такого свидетельства об истине Евангельского учения Павел говорит: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое». «Возвещаю» – это в устах Апостола не значит говорить что – нибудь новое, чего Галаты не знали и не слыхали, а значит уверение в истине того, о чем говорится. Как бы так сказал Павел: знайте, братия, что слышанное вами от меня Евангелие не есть человеческое. И затем объясняет, почему так говорит. «Ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа». Евангельское учение принял я не от кого – нибудь из учителей человеков; я научился ему не у кого – нибудь из людей; но сам Иисус Христос открыл мне это учение. Св. Павел много имел откровении и это «откровение» Иисуса Христа не было однократное действие сверх – естественного научения от Иисуса Христа, но многократно повторявшееся, как обещал ему Господь ( Деян. 26:16 ), или продолжавшееся; потому что Дух Христов, осенивший Павла, со дня его обращения ко Христу, всегда пребывал в нем, и Павел жил и действовал во Христе, как сам он свидетельствует о себе, говоря: живу не к тому аз, но живет во мне Христос ( Гал. 2:20 ; сл. 2Кор. 12:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

«Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое», — говорит он. Апостол Павел принял Евангелие не так, как мы принимаем друг от друга христианское учение, выслушивая, скажем, проповедь священника, или поучение на исповеди, или иного рода наставление, потому что мы получили это учение не непосредственно от Господа, но через книги Священного Писания, через учение святых отцов, в котором содержится апостольское Предание. Можно сказать, что в том учении, которое мы получили, есть нечто человеческое. Эти слова не относятся к Священному Писанию, потому что в нем как раз ничего человеческого нет, но люди, толкуя Писание, естественно, привносят в него нечто свое, и это учение уже не является словом Божиим в точном смысле слова. А вот апостол Павел говорит, что его благовестие не имеет в себе ничего человеческого, и объясняет почему. Он принял Евангелие и научился ему не от людей, в том числе и не от апостолов, допустим Петра или других, почитаемых столпами, не через «вторые руки», а через откровение Иисуса Христа. Здесь имеется в виду не только то откровение, которое было у апостола Павла во время его обращения. Произошло оно, как вы знаете из повествования о деяниях апостольских, когда апостол Павел шел из Иерусалима в Дамаск, чтобы арестовывать и предавать суду, а может быть, и казнить последователей нового, еретического, как ему казалось, учения, то есть христиан. Тогда они, правда, еще не носили имени христиан, но веру имели ту самую, какую имеем сейчас мы. Были у апостола Павла и другие откровения. В Священном Писании упоминаются некоторые из них. Например, апостол Павел говорит, что знает человека, который был восхищен до третьего неба и слышал неизреченные глаголы (см. 2 Кор.12:2–4); что ему неизвестным для нас образом явился Господь и сказал: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» ( 2 Кор.12:9 ). Апостол Павел говорит, например, что нужно помнить слова Господа «блаженнее давать, нежели принимать» ( Деян.20:35 ) — и так далее.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010