Книга состоит из трех частей. В первой автор рассматривает историю зарождения мифа о гималайском братстве, который возник благодаря Е. П. Блаватской и Теософскому обществу. Этому рассказу отводится примерно 120 страниц. Автор подробно разбирает жизнь Блаватской, ее путешествия, встречи с т. н. «учителями», «откровения», которые она получала, и основанные на этих откровениях работы. Завершает данный раздел обширная глава под заголовком «Кто написал письма махатм?». Исследование проводится с привлечением большого количества источников, как на русском, так и на иностранных языках. Большинство иностранных книг, на которые ссылается автор, у нас в стране неизвестны. Вторая часть, самая большая в книге, отводится Николаю и Елене Рерих и созданному ими учению. Здесь автор меньше ссылается на иностранные источники и больше разбирает первоисточники. Фактически именно эта часть является главной в работе (ей отведено порядка 260 страниц), она является документальным исследованием, в котором производится реконструкция жизни Рерихов и рассматривается генезис их учения. Само учение Агни Йоги является довольно распространенным в среде отечественной интеллигенции, причем его популярность берет начало еще в советские годы. Третья часть посвящена отдельным вопросам, касающимся основной темы: подробно излагается миф о Братстве по поздним работам Е. Рерих, разбирается вопрос о соотношении Живой этики и современной науки и рассматривается феномен т. н. «учителей из Иномира». Поскольку тема книги столь интересна, позволим себе привести ряд выводов, которые делаются автором по ходу изложения материала. Во-первых, следует сказать об известных «Письмах махатм», которые получали в конце XIX в. два теософа, Синнет и Хьюм, – эти письма долгое время (а для некоторых и по сей день) являлись неоспоримым свидетельством реальности «тибетских учителей». «Доказательства – слишком многочисленные и веские, чтобы их можно было игнорировать, говорят о том, что Письма махатм являются поддельными и были написаны Блаватской – ею самой или под ее диктовку лицами из ее ближайшего окружения» (с. 120).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gimalajs...

462 Честертон Г. К. Алая луна Меру.//Избранные произведения в 4-х томах. Т. 2. – М., 1994, с. 296-297. 463 Цитату из неназванного буддистского трактата см. – Дэви-Неел А. Посвящение и посвященные в Тибете. – СПб., 1994, с. 204 464 св. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. – СПб. б.г., с. 561. 465 Блаватская Е. П. Главы из «Тайной Доктрины».//Вестник теософии. 1913, с. 69. 466 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 273. После этих вполне ясных заверений Махатм весьма неожиданно было читать у Л. В. Шапошниковой в ее рекламной статье о «всепримиряющем и всепобеждающем» учении Рерихов, будто «творчество роднит земного человека с Богом-творцом и указывает ему (человеку) тем самым эволюционный путь в звездных пространствах Космоса… Материя бесцеремонно потеснила дух, разорвала связи с Высшим, усомнилась в существовании космического творчества и присвоила себе функции Бога-творца » (Шапошникова Л. В. «Синтез действенного блага… „.//Человек. 1994, с. 92 и 97). Тут я оказываюсь перед выбором: или я должен сказать, что Вице-президент Международного центра Рерихов Л. В. Шапошникова пропагандирует учение, которого не знает, и не стесняется публично демонстрировать свое невежество и неосведомленность в самой теософии. Или же я должен публично признать, что моя критикесса слишком хорошо усвоила уроки Елены Ивановны и практикует публичную ложь. Неужели не знает Вице-президент теософов, что представление о Боге как Творце казалось Рерих кощунственным и несовместимым с ее радикальным монизмом? Это какая же материя «присвоила себе функции Бога-Творца“? Уж не та ли, которую в качестве единственного предмета своей веры признают Махатмы? Боюсь все же, что Шапошникова знает, что делает. То, что в иные годы она выдавала за материализм, теперь она представляет почти что христианством. 467 «Семеро из Махатм и есть те самые Планетарные духи каждого, которых мы поодиночке зовем Богом, ибо, истинно, Им под силу творить планетные системы» – Шамбала – твердыня Света. – Томск, 1994, с. 229. 468 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 46.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

“Придерживайтесь книг Блаватской, Писем Махатм и даваемого Учения” (Письма Елены Рерих 1932-1955. — Новосибирск 1993, с. 24). Сама Е. Рерих вполне ясно утверждала единство своего учения с теософским и единство их источника: " Великий Учитель, Давший " Тайную Доктрину " и Дающий сейчас книги Живой Этики " (Рерих Е. И. Письма. т.4. 1936. М., 2001, с. 31). 7 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 273. После этих вполне ясных заверений Махатм весьма неожиданно было читать у Л. В. Шапошниковой в ее рекламной статье о “всепримиряющем и всепобеждающем” учении Рерихов, будто “творчество роднит земного человека с Богом-творцом и указывает ему (человеку) тем самым эволюционный путь в звездных пространствах Космоса... Материя бесцеремонно потеснила дух, разорвала связи с Высшим, усомнилась в существовании космического творчества и присвоила себе функции Бога-творца ” (Шапошникова Л. В. “Синтез действенного блага... “.//Человек. 1994, с. 92 и 97). Тут я оказываюсь перед выбором: или я должен сказать, что Вице-президент Международного центра Рерихов Л. В. Шапошникова пропагандирует учение, которого не знает, и не стесняется публично демонстрировать свое невежество и неосведомленность в самой теософии. Или же я должен публично признать, что вождь нынешних рериховцев слишком хорошо усвоила уроки Елены Ивановны и практикует публичную ложь. Неужели не знает Вице-президент теософов, что представление о Боге как Творце казалось Рерих кощунственным и несовместимым с ее радикальным монизмом? Ибо какая же материя “присвоила себе функции Бога-Творца”? Уж не та ли, которую в качестве единственного предмета своей веры признают Махатмы? И уж не та ли, о которой Е. Рерих однажды сказала нечто совсем уж противоположное махатмовой декларации – «Материи не существует» (Космологические записи//Рерих Е. И. У порога нового мира. М., 2000, с. 239). Боюсь все же, что Шапошникова знает, что делает. То, что в иные годы она выдавала за материализм, теперь она представляет почти что христианством. Товар – тот же. Реклама – другая. 8

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

«Нас обвиняют в нежелании делиться знаниями и упрекают в том, что мы держим высшую теософию в секрете. Мы признаем, что учение, называемое нами тайной наукой, предназначено лишь для очень немногих» . «Для того, чтобы детально разъяснить природу «лунных» предков и их связь с «Луной», необходимо раскрыть оккультные секреты, не предназначенные для широкой публики» . «Принадлежащий к Эзотерической Школе теософ держит в тайне от остальных членов Теософского Общества то, что он пообещал не придавать огласке» . «Они не будут иметь право посещать наши интимные заседания, а лишь обыденные еженедельные, где будем разбирать лишь книги Учения» . Теперь сравним с этим уверение нынешнего вице-президента Международного Центра Рерихов Л. Шапошниковой: «Ни «Скрытых учений», ни тем более «скрытых обрядов» ни в учении Живой Этики, ни в обществах Рериха нет» . Все книги Блаватской и письма Рерихов пестрят упоминаниями о том, что вот это недосказанно,.. на это можно только намекнуть,.. об этом еще рано говорить,.. о том не говорите посторонним,.. это не для широкой публики,.. об этом могут знать даже не все члены нашего кружка… , некоторые вещи старшие Рерихи прячут даже от своих сыновей … Но Шапошникова полагает, что ее авторитет неоспорим: раз она сказала, что нет ничего сокровенного и тайного в теософии – так все это «скрытое» сразу же и исчезло. И если и в самом деле ничего тайного нет в рерихианстве – то отчего же ее так возмутила возможность нецензурированного издания рериховских дневников? Возмутила до такой степени, что в феврале 2002 года она натравила Управление по Борьбе с Экономическими Преступлениями (УБЭП) ГУВД г. Москвы на теософское издательство «Сфера», подготовившее эти дневники к печати? Нет-нет, я не упрекаю Людмилу Васильевну. На то определенные учения и обряды и становятся скрытыми и «эзотерическими», чтобы публично их не разглашать! Так что поведение Шапошниковой понятно. Я просто говорю: верить ей не стоит. Работа у нее такая: черное за белое выдавать, профанам об «эзотерике» сказочки рассказывать. Но все же в ее возрасте пора бы и о душе подумать...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Вторым недостатком, на наш взгляд, является неясность методологической базы столь непростого исследования. Очень часто автор ограничивается лишь последовательным изложением материала, не вдаваясь в его оценку. Особенно сложно в данном контексте воспринимаются «откровения» данные Блаватской и Рерихам, «явления учителей», «оккультные феномены» и т. п. Постоянно присутствует нерешенный вопрос: все это реальность или все же обман? Автор, конечно, расставляет все по своим местам, но делает это лишь в «Послесловии», правда, иногда объяснения включаются в текст, но все равно общей методологической линии интерпретации данных явлений он не выделяет. Третьей особенностью данной работы, которая делает ее крайне неоднозначной, является ряд высказываний автора по поводу т. н. паранормальных явлений. Приведем здесь лишь некоторые: «Утверждая, что Блаватская придумала махатм, мы в то же время далеки от того, чтобы совершенно отрицать ее визионерский опыт… она с детства обладала экстрасенсорными способностями» (с. 100). «И все же было бы неверно рассматривать контактерство исключительно как форму психического расстройства. В рамках этого феномена мы сталкиваемся также с рядом загадочных паранормальных психических явлений (таких как ясновидение, яснослышание, телепатическая передача мыслей и т. д.), природу которых наука не может объяснить» (с. 405). «Одна из ключевых тем Агни Йоги – это учение о «психической энергии», тема, кажущаяся актуальной в свете ведущихся в наше время исследований в области парапсихологии» (с. 412). В книге мы встретим не один подобный пассаж. Автор приводит, в том числе данные экспериментов С. Грофа и Дж. Райна 3 – ученых, сомнительных с точки зрения науки. Во всем тексте ощущается какая-то раздвоенность. С одной стороны, автор порицает и разоблачает Блаватскую и Рерихов, но с другой – не отказывается и от идеи выхода в какую-то область, не изученную пока современной наукой, но разработанную парапсихологией. Еще более удивительным выглядит одно из завершающих книгу высказываний: «Основная заслуга Е. П. Блаватской и Рерихов, на мой взгляд, состоит в том, что они привлекли внимание широких масс западного общества. к загадочным парапсихологическим феноменам (пси-явлениям), постулировав существование «психической энергии» и «тонкого мира». В то же время, разработанное ими учение об «иной реальности» – предельно фантастично и, безусловно, находится вне современной науки вообще» (с. 431). Автор работы почему-то убежден в реальности «пси-явлений», и данный факт не вызывает у него ни малейшего сомнения. По каким-то причинам он не хочет обвинить всех ясновидящих и уфологов в шарлатанстве или психических заболеваниях, испытывая уверенность в том, что во всем этом скрыта пусть и крупица, но, все же, истины.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gimalajs...

Теософия, начавшись как «магия» (в дюркгеймовском, социологическом смысле), в рериховском движении перерастает в религию. Резюмируем же наш дискурс о том, является ли учение Рерихов религиозным. Религиозность учения определяется: 1) источником 2) методом работы и осмысления исходного материала 3) содержанием 4) целью. Л. Шапошникова когда-то написала: «При всем нашем старании мы так и не смогли найти в его (Рериха) обширном наследии ни упоминаний о «новой религии», ни каких-либо ее, хотя бы гипотетических элементов» . Ну, «при старании» можно, конечно и слона «не найти». Мы же показали, что «элементы» рериховской религии отнюдь не гипотетичны. Источник рериховского учения является классически-религиозным: “откровение”. Рериховское учение является религиозным и по своему содержанию: его основные темы специфически религиозны - осмысление связи человека с высшими духовными мирами. И цель, которую ставит перед собой рериховская теория - это воспитание такой мотивации в сознании человека, которая породила бы его участие в эсхатологической и сотериологической практике. Действия, осмысляемые под знаком озабоченности своей посмертной судьбой (кармой) есть религиозная деятельность. Таким образом, цель рериховского учения в подведении человека к религиозной практике, состоящей в перестройке сознания для его сообщения с миром духов. Религиозная практика и религиозная иерархия также присутствуют на страницах рериховских книг. Рериховское движение есть движение именно религиозное (причем довольно-таки воинственное - обратите внимание на насыщенность воинской терминологией текстов как самих Рерихов, так и тех, кто ныне говорит от их имени) . Сомневающихся я мог бы попросить съездить на экскурсию в финский городок Ювяскуле, в котором создан специальный теософский храм с портретом Е. П. Блаватской на “горнем месте” за семисвечником. И называется это здание не “культурным центром” и не “лекторием”, а просто и прямо — церковью. Далеко? Хорошо. В Москве найдите теософское издательство «Сфера». И приобретите там изданный им в 2001 году «Молитвослов Агни Йоги». Составлял его не кто-нибудь, а руководитель московских теософов Д. Н. Попов.     гл. 10. Теософия и естествознание.   Вот, например, спириты… я их очень люблю… вообрази, они полагают, что полезны для веры, потому что им с того света черти рожки показывают. «Это, дескать, доказательство, уже так сказать, материальное, что есть тот свет». Тот свет и материальные доказательства, ай-люли!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

1443 См. Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922–1934. М., 1998, сс. 315 и 346. 1454 Глаголев В. С. Научная экспертиза культурно-просветительской деятельности международной общественной организации «Международный Центр Рерихов»//Защитим имя и наследие Рерихов. Т.1. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М., 2001, с. 324. 1468 «Когда спросят – чем подтверждается Учение? Отвечайте – только жизнью. Когда предложат защитить Заветы, скажите – нельзя ответить невежеству» (Знаки Агни Йоги, 283). 1470 Шапошникова Л. Эпоха энергетического мировоззрения.//Рерих Н. К. Обитель света. – М., 1992, с. 6. 1471 «Мы, представители рериховского движения, торжественно заявляем, что не дозволим злостным хулителям-клеветникам порочить то, чем жив дух нашего народа – его устремления к Свету, Красоте и гармонии! Потому мы встаем ныне единым фронтом в защиту великого духовного наследия нашей Родины! Мы требуем остановить клеветников газеты «Сегодня», отдавшей свои страницы хулителям, в этот год Памяти светлых подвижников Духа! – 27. 11. 1994. Летчик-космонавт Г. М. Гречко, Л. В. Шапошникова, О. В. Румянцева, Н. А. Тоотс...» (Дельфис. 1995, (3), с. 85). 1472 Впрочем, имя космонавта Гречко мне доводилось видеть в контексте, далеком от космических исследований. Оно фигурирует в списке членов масонского клуба «Магистериум» (Молодая гвардия, 1993, c. 82). Издание, конечно, малоавторитетное. Но в любом случае возникает вопрос: почему же из всех космонавтов в список масонов (пусть даже гипотетический) попал именно Гречко? Понятно, что не из-за своих симпатий к рерихианству – «Молодая гвардия» сама балуется неоязычеством. Так почему же? 1477 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т. 3. Новосибирск, 1993, с. 28. 1478 Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. ТТ. 1–2. М., 1996, т. 2, с. 38. 1479 Рерих Н. К. Письмо А. М. Асееву от 25.9.36//Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. ТТ. 1–2. М., 1996, т. 2, с. 43.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

«сатана, когда если перестают рассматривать в суеверном, догматическом и лишенном философии духе церквей, вырастает в величественный образ того, кто создает из земного человека — божественного; кто дает ему на протяжении долгого цикла Махакальпы закон духа Жизни и освобождает его от греха неведения» (Письмо Е.Рерих от 3.12.37). «Конечно, Люцифер вполне отвечал данному ему имени и, вероятно, весьма скорбит, что столь прекрасное его имя в позднейшие времена стараниями невежественных священнослужителей было узурпировано ими для Его тени — или Антипода» (Письмо Е.Рерих от 24.5.38). Бог Библии так рисуется учителям теософии: «выдуманное чудовище с невежеством во хвосте» (Письма Махатм, 153), «демон мстительный, несправедливый, жестокий и тупой,.. небесный тиран, на которого христиане так щедро расточают свое раболепное обожание» (Письма Махагм, 57). «Христианский мир все еще поклоняется Богу в Дьяволе и Дьяволу в Боге» (Письма Махатм, 72). «Христос — учитель человечества. Сатанаил — экзаменатор… Христос и сатанаил связаны в одно целое… В эзотерической символике Христос и сатанаил изображаются как двуглавый змий» (Отари Кандауров, выступление в передаче «Оазис», показанной телеканалом «Российские университеты» 10 апреля 1994 г.). В свете оккультных воззрений и грехопадение Адама и Евы- величайшее и притом позитивное событие в истории человечества. Согласно христианским истинам — величайшая трагедия рода человеческого и всего сотворенного мира. Наконец, нельзя не заметить и откровенно сатанинских ноток рериховского оккультизма. Христос говорит о том, что Он сражается с «князем мира сего»: «…ныне князь мира сего изгнан…» ( Ин.12.31 ). «Князь мира» — это перевод греческого слова «kosmokratores», то есть «владыка космоса». Но именно так называет себя духовный повелитель «Махатм». Пантеизм Рерихов не совместим с персонализмом Библии. Понимание Христа как просто «Учителя» не согласуемо с учением самого Христа. Имморализм восточной мудрости не сможет найти места в христианской этике. Очевидно ведь, что христианин может войти в систему Рерихов лишь через отречение от того, что составляет самую суть христианства, лишь через духовное самоубийство, перестав быть христианином. Определением архиерейского собора Русской Православной Церкви (2 декабря 1994 г.) засвидетельствовал, что «…язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Е.Блаватской, «Учение живой этики» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие из распространению, отлучили себя от Православной Церкви». Источник: Сектаинфо.ру Рекомендуемые статьи 2 комментария Самое популярное Сейчас в разделе 18  чел. Всего просмотров 9 млн. Всего записей 710 Подписка на обновления поделиться: ©2024 Суеверие.нет к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://sueverie.net/rerixovskoe-dvizheni...

Современные тенденции развития научно-технического прогресса на фоне тотального общекультурного кризиса предоставили оккультным идеологам как никогда более широкое поле деятельности, и как никогда плодородное. Психология и педагогика, медицина и политика, собственно наука и ее периферия – стали сферой интеграции оккультных идей. А революционные достижения в компьютерных технологиях предоставили возможность общения с оккультным миром совсем юным душам. Оккультизм стал необозримо масштабен, его влияние можно найти практически во всех сферах жизни современного мира. Оккультные доктрины претендуют на философско-религиозный базис некой универсальной платформы для мирового религиозного пантеона. Этот процесс вполне прослеживается на историческом поле формирования универсальной религии, которой ее оккультные провозвестники пророчат будущее мира. Жизнеспособность политических и религиозных постулатов промасонских культов и орденов, проповедь космополитизма и либеральных ценностей, в целом глобализация – все это составляющие означенного процесса. Демоны оккультизма трудятся над созданием перевернутого мира – АНТИкультуры, в том же значении «анти», что и в имени того, кто в конце веков ищет стать «вместо» Христа. И оккультизм – его лоно. Прошедший век кардинально реформировал разномастность оккультных теорий и исповедующих их сообществ, подчинив общему служению демонической иерархии, открывшей себя через теософию Блаватской,а в последующем через откровения Рерихов. Именно эти учения являются идейной и духовной основой всего современного оккультизма. Приобщение к оккультизму – это всегда непосредственное общение с миром падших духов. Само лукавое название основного писания Рерихов «Агни Йога или Живая этика», которое можно назвать «библией оккультизма», а известный богослов правильно обозначил как «сатанизм для интеллигенции»,  уже говорит само за себя. «Живая» – означает, что человек, погружая свой ум и душу в это учение, входит в столь тесное общение с демонами, создавшими этот «труд» и повествующими о себе с его страниц, что вся мораль, мировоззрение, поведение – этика этого человека становится подвластна их воле. Он становится частью их иерархии, его духовная «культура» – проводником их «культуры». Его духовный мир – их миром, и наоборот. Вот поэтому эта «этика» и «живая».

http://azbyka.ru/aktualnaya-praktika-chi...

Не могут не удивлять и «двойные стандарты» жизненной философии махатм. Призывая людей бороться с собственностью и накопительством, они в то же время советуют главному банкиру Рерихов Хоршу «копить золото» – на случай «тревожного времени» 845 . Большего двоедушия трудно себе представить. После всего, рассказанного в этой книге, называть Морию Махатмой просто не поворачивается язык. Астральный дух, случайно «проявившийся» во время спиритического сеанса, довольно бестолково руководивший Рерихами в Америке и затем водивший их по дебрям Азии, загубивший экспедиционный караван и едва не угробивший самих Рерихов в Тибете, постоянно подстрекавший их к действиям, заранее обречённым на неуспех, дававший всевозможные обещания и не сдержавший ни одного из них, в том числе обещание дать Рериху Нобелевскую премию, допустивший «предательство» Л. Хорша и утрату Рерихом своей огромной коллекции картин – неужели это и есть махатма, «великий духом» Учитель, один из «Сынов Света»? Довольно парадоксально выглядит и стремление Е. Рерих максимально законспирировать махатм, превратить их в «анонимных учителей» без имени и адреса. Так, вторая книга Агни Йоги («Озарение») начинается словами: «Спросят: «Кто дал вам Учение?» – Отвечайте: «Махатма Востока». Спросят: «Где живет Он?» – Скажите: «Местожительство Учителя не только не может быть передаваемо, но даже не может быть произносимо. Вопрос ваш показывает, насколько вы далеки от смысла учения. Даже по человечеству вы должны понять, насколько ваш вопрос вреден " ». Отчего же? Невольно закрадывается подозрение, что махатмы – это группа конспираторов, составляющих некое тайное общество. А между тем, все сколько-нибудь выдающиеся тибетские или индийские духовные учителя известны под своими собственными именами – Наропа, Миларепа, Цзонкапа, Патанджали, Падмасамбхава, Атиша, Соманатха, Рамакришна... Анонимных учителей попросту не бывает. Впрочем, имена у махатм, оказывается, имеются, но какие-то слишком уж экзотические, не индийские и не тибетские, – Мориа, Кут Хуми, Джхвал Кул и т. д. (их присвоила им ещё Блаватская.)

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gimalajs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010