" Новые свидетельства к биографиям крестовых сестер Марфо-Мариинской обители милосердия " У алтаря храма во имя равноап. Марии Магдалины в Гефсимании находятся две гробницы из белого мрамора. В одной из них покоятся мощи великой княгини Елизаветы Федоровны, а в соседней – ее верной келейницы инокини Варвары (Яковлевой). Кто же эта женщина, разделившая с великой княгиней последние трагические минуты ее жизни в алапаевской шахте? Оказывается, о ней известно совсем немного.   До сих пор существуют весьма противоречивые сведения, дающие крайне скупую информацию о биографии инокини Варвары. В. В. Вяткин высказал мнение о том, что келейница Варвара (Яковлева) имела знатное происхождение. По его мнению, она была дочерью немки А. И. Яковлевой (урожденной Утермарк; 1830–1881 гг.), камер-юнгферы императрицы Марии Александровны, которая «выполняла ее поручения по делам народного образования» . Этой же точки зрения придерживается и Л. Б. Максимова. Так, она считает, что Варвара (Яковлева) имела непосредственное отношение к представителям высшего света, являясь, по-видимому, в 80-х – 90-х гг. XIX в. женой Д. В. Яковлева, происходившего из семьи, близкой к императорскому двору [ 2]. В современной западной историографии также нет точных сведений о жизненном пути Варвары (Яковлевой). Известная австралийская исследовательница Л. Миллер пишет: «Из какой среды и из какой местности пришла сестра Варвара, нам неизвестно» и предполагает, что «приняла она свою мученическую кончину, когда ей было, вероятно, около тридцати пяти лет» . Известный британский исследователь К. Ворвик в своей книге «Элла. Принцесса. Святая и мученица» посвятил инокине Варваре следующие строки: «Когда Элла въехала в обитель, с самого начала одной из шести сестер монастыря была Варвара Яковлева, миниатюрная, скромная брюнетка тридцати с небольшим лет. Говорили, что она овдовела во время восстания в Москве. После принятия обетов она будет известна как сестра Варвара или как сестра Барбара, как ее называют здесь. Таким образом, “Варви” ( Varvi), как называла ее Виктория Баттенберг (старшая сестра великой княгини Елизаветы Федоровны. – Авт. ), и, без сомнения, Элла, осталась еще одной загадочной фигурой в этой истории, весьма второстепенной, но, тем не менее, очень важной. Увы, все попытки разыскать какие-либо сведения о ней оказались безуспешными. Как часто бывает, непроверенные слухи и ложные теории, вместо того чтобы пролить свет, еще более запутали дело. Итак, иногда Варвару считают личной горничной Эллы, хотя неизвестно, на чем это основывается. Другие полагают, что Варвара Яковлева и Вера Услова ( Vera Uslova), которая вступила в обитель как «помощница» и которая тоже потеряла мужа в боях в Москве, одно и то же лицо. Неоспоримым фактом остается то, что кем бы ни являлась Варвара Яковлева, она была важной частью повседневной жизни Эллы, а в конце она совершила такое же самопожертвование, как и ее мать-настоятельница» .

http://sedmitza.ru/lib/text/8883185/

Др. направлением работы ВУИМ была помощь детям, старикам и калекам, которые обеспечивались питанием, жильем, их обучали, выдавали им денежные пособия. Ведомство занималось организацией приютов «для призрения детей бедных родителей», чтобы у матерей имелась возможность уходить на работу. В 1842 г. в С.-Петербурге таких приютов было 14, в Москве - 2, и начали открываться аналогичные учреждения в др. губ. городах. В 1873 г. в Российской империи насчитывалось уже 106 приютов, призревавших более 13 тыс. детей (из них 10 тыс.- «приходящих», 3 тыс.- на полном пансионе). В 1880-1881 гг. на базе Главного попечительства для пособия нуждающимся семействам воинов было создано Попечительство имп. М. А. о слепых (Мариинское попечительство). М. А. участвовала в деятельности Об-ва попечения о раненых и больных воинах (с 1867 г.; с 1876 г. Российское общество Красного Креста (РОКК)). Почетными членами об-ва являлись имп. Александр II, великие князья и княгини, представители высшего духовенства и мн. высокопоставленные светские лица. Число благотворителей росло с каждым годом. В мае 1867 г. в составе общества было 218 чел., к кон. 1867 г.- 2503, в 1868 г.- 7985, в 1875 г.- 10 047. Увеличивалось и количество учреждений: в 1867 г. их стало 24, в 1868 г.- 87, в 1869 г.- 145, в 1875 г.- 170. Из собранных обществом денег выделялись пособия для помощи населению в зонах бедствия, пострадавшему в результате пожаров, землетрясений и т. д. Медицинские отряды РОКК боролись с эпидемиями чумы и дифтерита, сестры милосердия сопровождали русские войска и оказывали помощь раненым. Для М. А. это служение женщин «страждущему человечеству» тесно соприкасалось с понятием «о женственности, нравственной устойчивости, милосердии и христианской любви во имя Того, Кто явил пример самой высшей божественной любви» ( Бертенсон. 1892. С. 11). Девизом общества она выбрала слова: «Сила не в силе, сила в любви». Особенно интенсивной работа РОКК стала во время русско-турецкой войны (1877-1878), в ходе к-рой на помощь больным и раненым было потрачено ок. 16, 8 млн р. (не учитывая вещевых пожертвований). И без того весьма сдержанная в личных расходах, М. А. в это трудное время «отказалась даже шить себе новые платья и все эти сбережения отдавала в пользу вдов, сирот, раненых и больных» ( Яковлева (Утермарк). 2002. С. 308). Солидная материальная помощь оказывалась балканским странам.

http://pravenc.ru/text/2562128.html

“В бога мать! Глухая тетеря!” Ему и не с кем потолковать. Стал я приходить чаще. Он работал сидя: высокий стул возле “козел”, а сам, как всегда, в чистом фартуке, в рукавицах. Я подойду, кричу: — Перекур! — чтобы он слышал. Говорили мы о всяком. Больше о былых временах он рассказывал, о печном мастерстве еще в старой Москве. Он с отцом тогда начинал, до революции. — Все клали, разнообразное. Камины, например. Камин Пекле. Или камин-печь. Или английская кухонная плита. А голландки какие… — он вспоминал, и лицо его светилось радостью. — Угловая средизальная или на две комнаты, проемная. И обязательно ее обкладываешь кафелем или цениновым изразцом. Каждый изразец притираешь брусочком, аккуратненько. Каждый… — и он показывал притирку, рука об руку, легонько. — Швы распудриваешь. Садишь. Раствор на меле, но… с яичным белком. И вот когда все сделаешь, тряпочку взял и протер, — он потер тряпкою, и лицо его оживало. — И шва нет. Нету шва, — он смеялся и радовался. — Стоит печка-красавица. И видел я эту голландку, красавицу печь в блестящем нарядном кафеле. — Утермарковская — другое дело, обшивается железом .. Пилил он дрова недели две, без передыху. Забил все сараи, какие можно, возле бани сложил поленницу, навесом ее прикрыл. Закончил с дровами. Все. — Три года, — говорит. — Гарантия. А я думаю, не на три, а на пять он напилил. У нас ведь дровами не топят, просто на разжижку. С дровами покончил, вроде можно отдыхать. Гляжу, взялся за забор. — Зачем? — говорю ему. — Целый забор, хороший. — Хреновый, — машет он рукой. — Надо уж сделать, чтоб бабка потом не мучилась. И пошел, и пошел. Весь забор, звенку за звенкой, снимает и перебирает. Перебирает не абы как, а под каждый гвоздь оцинкованные подкладки, сверху и снизу. Чтобы держало век. Так весь забор и перебрал. Целый месяц возился. Какой на улицу выходит, тот покрасил в голубой цвет. — Шик-блеск! — говорю ему. Он смеется. Успел еще перебрать насос, запасной, к колонке. У нас по дворам воду качают. У каждого своя скважина, мотор, насос.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-ekimov...

 Произведенные в 1834 году исправления в соборе касались, по преимуществу, его внутреннего благолепия, как то: позолоты и живописи; полы же, рамы в окнах и двери оставались в прежнем виде, и будучи давно не переделываемы, пришли в крайнюю ветхость.  Поэтому в 1839 году высочайше повелено было исправить и эти ветхости. В 1841 году учрежден был для этого строительный комитет, состоявший из членов: с духовной стороны – из соборного протоиерея, ключаря и церковного старосты почетного гражданина Михаила Ертова; со светской стороны – из градского старшего архитектора Ливена и командира Санкт-Петербургской инженерной команды инженер-подполковника Дуропа. Исправления произведенные в соборе под надзором этого комитета, состояли, главным образом, в следующем: под полами переменены балки и подзоры, углублена земля на 8 и даже на 10 вершков, в фундаменте сделано более отдушин и проведена подземельная водосточная труба, что комитетом о строении и гидравлических работах признано необходимым к охранению балок и черных полов от преждевременной гнилости; настланы новые черные и белые полы; сделаны новые дубовые закладные рамы к окнам, как в соборе так и в куполе, с такими же переплетами зимними и летними;· как в соборе, так и в куполе навешены новые филенчатые двери; внутри весь собор окрашен; железная кровля на колокольне и в куполе исправлена, вокруг собора вместо булыжного тротуара настлан из бутовой плиты; место около алтаря, служащее кладбищем для комендантов крепости, обнесено железной решеткой с фигурами, вышиной в 1 1 / 2 аршина, из четырехугольного в 1 1 / 2 дюйма железа. Но особенное внимание комитета обращено было на отвращение в соборе холода и сырости. Прежние печи простого устройства не могли давать тепла в количестве, достаточном для столь обширного здания; поэтому сделаны были вновь печи утермарковские с большим количеством чугунного балласта для большей теплоты в соборе. Работы эти совершенно окончены были в 1848 году.  На производство этих работ ассигновано было суммы по первоначальной смете  15 134 рубля 70 коп., да сверх этого на дополнительные работы требовалось бы суммы по сметным ценам 7760 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Арх.: ГАРФ. Ф. 641. Ист.: Бажанов В. Б., прот. Две речи к ее высочеству принцессе Марии Гессен-Дармштатской, высоконареченной невесте Е. И. Высочества государя наследника, цесаревича и вел. кн. Александра Николаевича. СПб., 1840; Описание священнейшего коронования их Имп. Величеств государя имп. Александра Второго и государыни имп. Марии Александровны всея России. [СПб.], 1856; Речи, стихи и исслед., написанные по случаю торжества священного миропомазания и венчания на царство государя имп. Александра Второго, самодержца Всероссийского и августейшей его супруги государыни имп. Марии Александровны, ординарными профессорами Московского ун-та для торжеств. собрания 31 авг. 1856 г. М., 1856. Лит.: Каратыгин П. П. Имп. Мария Александровна, 1824-1880. СПб., 1881; О вновь учрежденном Мариинском попечительстве для призрения слепых. СПб., 1881; Детские приюты Ведомства учреждений имп. Марии (1839-1889 гг.). СПб., 1889; Меглицкий Г. Т., прот. [Письмо к А. И. Голубовой]/Сообщ.: П. Я. Виноградов//ИВ. 1891. Т. 43. 1. С. 283-286; Бертенсон И. В. Имп. Мария Александровна в ее заботах о деятельности Рос. об-ва Красного Креста. [СПб.], 1892; Боцяновский В. Ф., Фёдоров М. М. Ист. очерк деятельности Рос. об-ва Красного Креста. СПб., 1896. С. 56; Шумигорский Е. С. Ведомство учреждений имп. Марии (1797-1897 гг.). СПб., 1897; Письма духовных и светских лиц к митр. Московскому Филарету (с 1812 по 1867 гг.)./Биогр. сведения и поясн. примеч.: А. Н. Львов. СПб., 1900. С. 570-572; Рос. об-во Красного Креста: Ист. обзор деятельности. СПб., 1902; Толстая А. А. Записки фрейлины: Печальный эпизод из моей жизни при дворе. М., 1996. С. 55; Ольга Николаевна, вел. кнг. Сон юности. Воспоминания, 1825-1846//Николай I: Муж, отец, император. М., 2000. С. 174-329; Антонин (Капустин), архим. Из дневников... [за 1866, 1868 и 1881 гг.]//БТ. 2001. Сб. 36. С. 183-238; Яковлева (Утермарк) А. И. Воспоминания бывш. камер-юнгферы имп. Марии Александровны//Рус. императоры, нем. принцессы: Династические связи, человеческие судьбы. М., 2002. С. 287-311; Бычков Г. И. Свт. Филарет (Дроздов): служение Церкви и Отечеству. Коломна, 2003; Тютчева А. Ф. Воспоминания. М., 2004. С. 27, 319; Милютин Д. А. Дневник, 1879-1881/Ред.: Л. Г. Захарова. М., 20102. С. 203; Поповкин А. А. Венценосная хранительница благочестия//Рус. народная линия: Православие. Самодержавие. Народность: [Сб.] М., 2010. Т. 2: Государство. С. 124-136.

http://pravenc.ru/text/2562128.html

В 1808 г. вместо старого деревянного храма " тщанием прихожан " была начата постройка каменной кладбищенской церкви прежнего храмонаименования. Как вновь " выстроенный каменный " , Преображенский храм обозначен на плане Липецка 1813 г. На том же плане показана стоящая намного восточнее деревянная церковь, которая должна была быть перенесена на новое место. Окончание строительных и отделочных работ на Преображенской церкви относится к 1824 г. В 1837 г. на средства вдовы-корнетши Александры Петровны Сатиной к Преображенскому храму были пристроены каменные трапезная церковь и двухъярусная колокольня (высотой до карниза 8 саж. 1,5 арш.). В тёплой, отапливаемой двумя утермартовскими печами трапезной устроены и освящены были в том же году два придельных алтаря – во имя Казанской иконы Божией Матери и во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. С самого начала своего существования кладбищенская Преображенская церковь не имела самостоятельного штата священно- и церковнослужителей, так как указ Синода от 1771 г. гласил: " …при тех кладбищенских церквях особого же причта не определять " . Службу в храме совершали священнослужители Вознесенского храма. Лишь в 1840 г. по прошению все той же благотворительницы А.П. Сатиной Святейшим Синодом был утверждён свой штат при храме, включавший священника, дьячка и пономаря. На его содержание Сатинская пожертвовала денежную сумму в размере 2 935 руб., банковские проценты с которой и должны были служить этой цели. В 1837 г. храмоздательница выделила землю площадью 2 десятины 350 кв. саж., на которой к 1845 г. были построены дома для священно и церковнослужителей. Спустя 12 лет, в 1857 г., эти дома, вероятно, без должного ухода обветшавшие, причтом не использовались. Здание Преображенской церкви дошло до нас практически в первоначальном виде. Лишь в 1875 и 1892 гг. она была возобновлена (отремонтирована) и несколько перестроена на средства липецкого купца Ивана Ивановича Шелихова, являвшегося старостой храма с 1883 по 1895 гг. За свою долговременную службу в должности ктитора Преображенской церкви и пожертвования в пользу храма крупных сумм И.И. Шелихов в 1893 г. был награждён похвальным листом от Тамбовского архиерея. В 1903 г. на средства другого старосты – мещанина Степана Алексеевича Котельникова вокруг кладбища Преображенского храма была устроена каменная ограда.

http://sobory.ru/article/?object=16652

При храме действовала библиотека, насчитывавшая 81 том. Хранились копии с метрических книг прежней церкви св. Димитрия Солунского, начиная с 1780 г. Церковь отапливалась четырьмя изразцовыми и одной утермартовской печами. В 1848 г. в приходе Покровской цер­кви состояло 314 дворов с 1275 душами мужского и 1343 женского пола. Перед революцией в приход помимо город­ских жителей, входили крестьяне Диконской слободы, деревень Малое Ди­кое и Коровино, всего 2080 мужчин и 2219 женщин. В 1910 г. причту принадлежало 77,5 дес. полевой земли, а в 1916 г. — 134 дес. 1 800 квадратных саж. земли, из них 49 дес. 1 800 саж. находились в двух верстах от храма и были отведены храму крестьянами Диконской слобо­ды и деревни Коровино на содержание причта, а 85 дес. находились в 50 вер­стах от церкви и были пожертвованы липецким купцом И.С. Русиновым в пользу церкви и причта, а частью, и бедных города. Вся земля приносила в год до 2 100 рублей дохода. Действующая при Покровском хра­ме церковно-приходская «смешанная» (в ней обучали и мальчиков и девочек) школа была открыта в 1892 г. Правда, инспектировавший в 1894 г. церкви г. Липецка Преосвященный Алек­сандр, епископ Тамбовский и Шацкий, нашел все церковно-приходские шко­лы города удовлетворительными, кро­ме школы Покровской церкви, которая в отношении знаний учениками Зако­на Божия и умения стройно петь цер­ковные песнопения и молитвы, «оказа­лась хуже других». Видимо, положе­ние было постепенно исправлено, и 18 августа 1899 г. храм посетил епископ Тамбовский Георгий, который осмот­рел церковно-приходскую школу и на­шел её в образцовом состоянии. До 1911 г. школа располагалась в на­ёмной квартире, «просторной светлой и чистой». Затем под неё была приспо­соблена каменная церковная караулка, которую в 1915 г. надстроили вторым этажом из дерева, обложив его кирпи­чом. На первом этаже его находилось помещение для сторожей, вход и раз­девалка школы, на втором — сама шко­ла. В 1916 г. в церковно-приходской школе при Покровском храме обуча­лись 25 мальчиков и 22 девочки. Библиотека в школе насчитывала 144 тома. Заведующим и законоучителем школы в это время был настоятель Покровско­го храма Павел Петрович Израиль­ский, законоучителями — священник Алексей Александрович Жданов и пса­ломщик Косьма Степанович Филадель­фийский, учителями — псаломщик Па­вел Андреевич Вяжлинский и Лидия Ивановна Перелыгина.

http://sobory.ru/article/?object=36621

Котлован. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:1762. Адрес: Россия, Тверская область, Удомельский городской округ, с. Котлован Координаты: 58.083417, 34.899767 Проезд:Станция Удомля, далее автобус до пос. Котлован Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью По информации Н.С. Кокорина, церковь построена в 1762 году. Существующий вид не противоречит этой датировке, однако окна и обшивка сруба с рустованными углами с перемежающимися квадрами разного размера появились не ранее 1 четверти XIX века. Не ранее этого времени появились также трапезная и притвор. Церковь подверглась варварской советской переделке. Верх здания был снят и использован - под конюшню, кладовую, а купол - под птичник. Первоначальный вид этого здания сохранился на фотографии 1920-х гг. из архива Дмитрия Подушкова (Удомля). Великолепный ярусный храм, старейшим образцом которого в области является Старо-Вознесенская церковь в Торжке, стоит в ряду еще сохранившихся (хотя и в руинированном или перестроенном виде) церквей в Дрюцкове и Сушигорицах. В настоящее время наиболее сохранны широкая приземистая апсида и трапезная, уцелевшая на всю высоту. В переходе от притвора к трапезной сохранилось полуциркульное оконце, а в интерьере - две утермарковские печи с первоначальной системой дымоходов (в единую трубу). На чердаке - небольшой остаток примыкания старого притвора на уцелевших верхних венцах четверика (под кровлей). Как следует из рассказа Кокорина, купол здания, использованный под птичник, давно погиб, но один из восьмериков и теперь используется в качестве сарая. При желании, он может быть использован для реставрации здания (хотя бы для обмеров при реконструкции его завершения), чрезвычайно важного в тверской деревянной архитектуре. В настоящее время здание деревянной церкви занимает клуб. По материалам сайта Тверские Своды Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=27010

Какая была эта древняя церковь деревянная ли или каменная, была ли она постоянная или временно помещалась в шведской кирке, по местному преданию, существовавшей тогда в крепости, об этом нет никаких сведений. В 1785 г. на юго-восточной стороне крепости, на казенный счет (так всегда писалось в клировых ведомостях) построен нынешний храм также во имя Покрова Богородицы и освящен 26 августа, на память св. мучеников Адриана и Наталии, при священнике Стефане Васильеве. Храм одноэтажный, кирпичный, на фундаменте из рваного, нетесаного гранита. Форма его продолговатая, четвероугольная с закруглением алтарной стены: наружные стены его, украшенные пилястрами и карнизами, имеют толщину 1 арш. 10 вершков. Крыша в два ската; на ней в 1849 г. устроен деревянный купол, крыша и купол крыты железом и окрашены зеленой краской. Глава купола увенчана деревянным, шестиконечным крестом; глава и крест обиты белою полированною жестью. Окна устроены над цоколем, с гладкими, из кирпича, наличниками; ширина около 1½ аршина, высота 3 аршина; внутри они сведены аркой и имеют деревянные ставни. Всех окон в алтаре 2, в церкви, по обе стороны, по 4 (одно с левой стороны заложено). Двери одни, с запада. Они сосновые, створчатые, окрашенные под дуб. Над дверьми в 1852 г. сделан железный зонт или навес. Длина паперти 4 арш. 14 вершков, ширина 3 арш. 6 вершков. Из паперти направо дверь в сторожку, налево – на колокольню, прямо – в церковь. Двери, ведущие в церковь, створчатые, также окрашенные под дуб. Алтарь отделен каменною стеною в 1 арш. 2 вершка толщиною, с тремя пролетами для дверей. Потолок в церкви и в алтаре сделан сводом. Стены окрашены масляной краской, пол деревянный, сосновый, крашеный. Престол деревянный. Иконостас старого устройства, трехъярусный. Иконы – суздальского письма, да и те от ветхости и сырости так испортились, что на иных нельзя ничего разобрать. Печей в церкви 2, в алтаре и в сторожке – по одной; все они утермарковские. Длина храма от порога до амвона 15 арш. 4 ½ вершка, ширина 8 арш. 14 вершков; длина алтаря 5 арш. 5 верш., ширина 7 ½ арш. Высота церкви и алтаря 7 ¾ аршина. Колокольня каменная, соединенная с церковью. Крыша на ней железная, окрашенная зеленой краской; глава и шпиц покрыты белою, полированною жестью; крест шестиконечный, деревянный, обитый белою жестью. Высота колокольни 8 сажень. Антиминс священнодействован митрополитом Гавриилом 1784 г. 31 октября.

http://sobory.ru/article/?object=07721