1006 Вот эта вторая половина в русском переводе с греческого (Аф. Синт., II, 286—7): “Анатолий, благочестивейший архиепископ Константинополя” сказал: “эти, называемые низведенными с епископского достоинста на степень пресвитера, если осуждаются по каким-либо благословным причинам, не могут быть по закону достойны и пресвитерский чести; если же они низведены на низшую степень без какой-либо благословной причины, то, когда окажутся невиновными, опять получают справедливо епископское достоинство и священство.” 1007 У Беверегия ( Σ . Sive Pandectae, 1,147) оно гласит так же, как и в Аф. Синтагме; в издании же Pimra (упом. соч., 1,533), после приведенных там 28 правил, следует это как 29-е, под заглавием: Ех ejusdam sancti concilii actione de Photio episcopo Tyri et Eustathio episcopo Beryti. 1008 Деяния Всел. соб., IV, 90—91. Η arduini, II, 443. 1009 Деяния Всел. соб., IV,90. 1010 Аф.Синт., II,290. 1011 Толкование 20 Ап. правила в Аф. Синт. II, 28. 1012 Gregor. Theol., Orat. 2, c. 1 [Migne, s. g., t. 35, col. 408]. 1013 Символы, догматы и определения этих вселенских соборов приведены в моем “Зборнике” правил (2 изд. 1886 г.), стр. XXIV и далее. См. и в Книге правил. Об Аполлинарии же, о котором это правило упоминает, см. в толковании 1-го правила II Всел. Собора. 1014 См. упом. соч., II, 338—9. 1015 См. Vincentii Lirinensis, Commonitorium primum, c. 22: “О Timothee! depositum custodi” [Migne, s. I., t. 50, col. 667]; cp. и следующие главы. Cp. также мое соч. “Кирил и Memoдuje” и пр., стр. 1—5. 1016 Обо всех этих правилах см. сказанное на 9—42 стр. настоящей книги. 1017 Ч. I, отв. 72. См. митр. Макарий, Введение в православное богословие, §§138 и 139. 1018 Подробнее об этом сборнике в его целом и в частях см.: Dr J. S. v. Drey, Neue Untersuchungen uber die Constitutionen und Kanones der Apostel. Erstes Buch. Untersuchungen uber die Bestaudtheile, Entstehung und Zusammensetzung, und den kirchlichen Werth der Apostol. Constitutionen, S. 1—200. — J. W. Bickell, Geschichte des Kirchenrechts, I, 52—70, 221—229. — C. C. J. Bunsen, Hippolytus und seine Zeit, I, 418—433, 455—527. — Ad. Harnack, Die Lehre der zwolf Apostel, S. 170—192. — F. Funk, Doctrina duodecim apostolorum. Proleg., p. LVIII-LXI, 74—97. — Φ . Βρυννιος , Διδαχ τν δδεκα αποστλων , σ . 35—50, — Η . Заозерский, Об источниках права... в первые два века в “Прибавлениях к Творениям св. отцев” 1889, I, 170—235 и 476—523.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3710...

Так как предписание этой новеллы (542 г.) Юстиниана о бракоразводных причинах вполне совпадает с предписаниями об этом церковного права и издано было с согласия и по настоянию тогдашнего константинопольского патриарха Мины (536–552), то новелла эта внесена была уже в первую редакцию основного канонического сборника православной церкви, а именно в Номоканон в XIV титулах 1285 , получивший впоследствии, в X веке, как известно, значение общеобязательного сборника для всей церкви. Чрез это предписания названной новеллы и формально получили важность в православной церкви, стали, таким образом, руководящими для церковной власти в бракоразводных делах 1286 . Прочие отдельные причины, упоминаемые в греко-римском законодательстве и в церковной практике последующих веков, суть не иное что, как более подробное применение того, что содержится в упомянутой новелле Юстиниана 1287 . При производстве бракоразводных дел в православной церкви, правила предписывают: 1) исследовать, законным путем, почему оставил или желает оставить муж жену или жена мужа, и если причина незаконная, т.е. не включена в установленные законом бракоразводные причины, тогда супруги обязаны снова сойтись; виновник же подвергается церковной епитимии (Василия Вел. 35); 2) если при расследовании доказана будет вина одного из супругов, т.е. если доказано будет существование бракоразводной причины, жена все же может остаться в брачных узах со своим мужем, если он согласен жить с нею; жена не вправе отвергать мужа провинившегося, но раскаявшегося (Василия Вел. 9, 21); 3) объявляется окончательный развод брака только тогда, когда вина судом публично доказана и когда оскорбленный муж (или жена) не соглашается на продолжение совместной жизни с женою (с мужем), бывшею причиной развода; и 4) лицо, невиновное, оскорбленное преступлением другого, остается в полном общении с церковью, и за ним признается право вступить в новый брак с другим лицом ( Трул. 93 ) 1288 . 1269 Digest, XXIII, 2, 1. Ср. Basilic. XXVIII, 4,1, – Номоканон в XIV титулах, XII, 13. Синтагма Властара, Г, 2 (Аф. Синт., I, 271; VI, 153). Кормчая, гл. 48, гр. 4, 1 (упом. изд., II, 86). 1272 Тимофея Александр. 11; Номоканон при Б. Требнике, пр. 53; Никифора Исповедника правило 153; 64-й канонич. ответ Вальсамона александрийскому патриарху Марку (Аф. Синт., IV, 495). – Ср. Justin. nov. XXII, 16, 1; Leon. Philos. nov XXX (Zachariae, Jus gr.-rom., III, 114); Leon Kaz. IV nov. (там же, III, 53– 54); Синт. Властара, Γ, 4 (Аф. Синт., VI, 156); Кормчая, гл. 48, гр. 39 (упом. изд., II, 168). 1274 Cod Justin, V, 17, 9: Si constante matrimonio, communi consensu tam mariti quam mulieris, repudium sit missum... licebit mulieri non quinquennium expectare, sed post annum ad secundas nuptias convolare. 1282 См. законы: Юлиана 363 г., Гонория, Феодосия и Константина 421 г., Феодосия II и Валентиниана III 449 г. и Анастасия 497 г. (Cod. Theod., III, 13,2 и 16, 2; Cod. Justin., V, 17, 8, 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

18 янв.1893 Butler Montague R. Письмо Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Бри­столь. На англ. яз. Отсылка своих книг, посвященных англикан­ской церкви. 9 янв. 1893 Campello di Envico Письмо Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Ар- роне. На бланке. Подпись-автограф. Приписка И. Л. Янышева. Просьба стать во главе комитета вспомощество­вания старокатоликам Италии. Упом.: А. А. Киреев. 18 янв. 1895 Colombijn L. W. A. Письмо Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Дордрехт (Нидерланыды). На фр. яз. На бланке. Конв. Просьба приехать на будущий конгресс старокатоликов. 20 июля 1894 Dover B. Письмо Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Worcester Park (Суррей, Англия). На англ. яз. Конв. Благодарность за письмо и подарок, желание увидеться. Eliot P. F., декан Виндзора Письмо Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Виндзор (Англия). На фр. яз. Лл. 1–3 – склеены. 2 конв. Благодарность за подарок. Goetz Leopold Karl (Гётц Л. К.) Письма (20) Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Пассау, Бонн. На нем. и рус. яз. Часть на бланках. 3 письма – на илл. открытках. Черн. и кар. Черновики от­ветов И. Л. Янышева. На л. 14 об. – черновик письма И. Л. Янышева неуст. лицу (гр. Алексею Павловичу). Л. 2 разорван. Почтовая квитанция. 4 конв. Знакомство с русской православной литерату­рой, приезд в Россию. Упом.: Т. В. Барсов , И. Л. Чижевский. 1894–1904 Gray Hamilton J. Письмо Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Висбаден. На фр. яз. Предложение создать совместную комиссию англиканской и русской православной церкви для поиска возможных путей объединения. 18 июня 1866 Grunners G. Письмо Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Кё­нигсберг. На нем. яз. 17 янв. 1873 Guettée Wladimir Письма (2) Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Париж. На фр. яз. Автограф и печ. Просьба перевести на немецкий язык «Изложе­ние доктрины Православной Церкви»; просьба раз­местить в журнале «Христианское чтение» объявле­ние о подписке на его работу «История Церкви». 1 июля и 2 (14) нояб. 1868 Gul Gerardus, архиеп. Утрехтский Письма (3) Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Утрехт. На нем. яз. 6–27 июля 1894 Harrison Edward (Евгений Матвеевич), учитель английского яз. Письмо [Иоанну Леонтьевичу Янышеву]. С.-Петербург. На англ. яз. Приложение: Печатное воззвание к Congre­gation of St. Paul, Greenwich. На англ. яз. Отклик на статью Янышева, помещенную в «Церковном Вестнике».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Алексия архиепископа Литовского и была напечатана в Душеп. Чтен. за 1868 г. 1 (январь), откуда и вышла отдельным оттиском. 164 Текст этого завещания можно видеть в Собр. мн. и отзыв, м. Филар. II, 324–326: у Сушкова, в упом. соч., стр. 150 приложений (см. тут же, на стр. 150–151 другое завещание) и в др. изданиях. 167 Сюда можно отнести из некоторых случаев прозорливости святителя те именно, в которых он прозревал и в будущее, каковые случаи см. напр. у Сушкова, в упом. соч., стр. 231; в Душеп. Чтении за 1892 г. 11, стр. 450 и др. 169 См. о. Мелетия, О блаженной кончине приснопамятного высокопреосвященнейшего митрополита Московского и Коломенского и священноархимандрита Филарета, стр. 6. Москва, 1867. 170 Описание всего этого см. в той же брошюре о. Мелетия и во многих других периодических и непериодических изданиях того и последующего времени. 171 Из раньше упомянутого слова прот. А. О. Ключарева (преосв. Амвросия, архиеписк. Харьковского) в 40-й день по кончине святителя Филарета. 172 Между прочих это-то ухаживание за больным и было одною из причин для миссионера отказываться от дела служения миссии. 174 Сообщение Алтайского миссионера иеромонаха Смарагда, от 12 июля 1870 года. Извлечено из ноябрьской кн. Душеп. Чтения за 1870 г., стр. 73–75 «Известий и заметок». См. на стр. 14–17 не раз упомянутой брошюры: Особенно замечательн. случаи действия благод. Бож. и пр. Срав. также статью: Митрополит Филарет в его отношениях к миру таинственных явлений в Душеп. Чтении за 1883 г. ч. II, стр. 3–33 и особенно стр. 17. 178 Это приветствие хранится в черновом рукописном виде (быв писано рукою прот. А. В. Горского) в архиве бывшего ректора Моск. Дух. Академии протоиерея А. В. Горского. Читать далее Источник: Корсунский И. Н. Черты из жития св. праведного Филарета Милостивого в жиз­ни Филарета, митрополита Московского: (К 25-летию со дня кончины святителя Филарета [Дроздова], митрополита Московского)//Богословский вестник 1893. Т. 1. 3. С. 501-521 (2-я пагин.) Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

П. д. были написаны по-гречески. В качестве даты создания этого текста исследователи предлагали временной промежуток от 60-х гг. II в. до нач. III в. Если «Деяния Павла», составленные, согласно Тертуллиану ( Tertull. De bapt. 16. 5), незадолго до 200 г., действительно зависят от П. д., то текст о деяниях Петра возник не позже 3-й четв. II в. В качестве возможных мест создания П. д. предлагались Вифиния ( Ficker. 1903. S. 30-46), Александрия ( Flamion. 1910. Vol. 11. P. 5-8), М. Азия ( Vouaux. 1922. P. 207-214), Сирия ( Poupon. 1997. P. 1043). Однако обращает на себя внимание хорошее знакомство автора с рим. реалиями (упом. форум Юлия как место суда, дорога до порта, города Ариция, Путеолы (ныне Поццуоли) и Таррацина, Виа Сакра). В греч. тексте последнее название написано по-гречески - как Βα σκρα, что может указывать на создание текста в грекоязычной среде христ. общины Рима. Автор относит действие П. д. к правлению имп. Нерона (IV 41); историчность префекта Агриппы - предмет дискуссии ( Dohler. 2018. S. 281-282). Как и другие апокрифические деяния, П. д. имеют черты жанра античного романа. Прежде всего это авантюрные мотивы: приключения на море (Acta Petri. IV 5), кража в богатом доме (IV 17), театральные сцены с элементами комедии и гротеска (IV 14, 22-28, 32), переодевание героя (IV 35), влюбившийся в бане юноша (I). Впрочем, мотивы, связанные с любовью, появляются ближе к концу текста, когда увеличивается число духовных наставлений Петра, а текст начинает терять романный характер. Рукописная традиция и проблемы реконструкции текста До недавнего времени к П. д. было принято относить 4 эпизода, но в 2013 г. исследователи Ф. Бовон и Б. Бувье ( Bovon, Bouvier. 2013) опубликовали текст из рукописи Минология Angel. 108 (кон. XI-XII в.), происходящей из Юж. Италии и озаглавленной «Из деяний апостола Петра». В этом сочинении действие происходит в Палестине, на пути Петра в Азот, и может соответствовать сюжету 1-й половины П. д. Ряд деталей повествования (упом. 7 грехов, диавол в виде ангела света, крестное знамение - Lang. 2015. S. 22) вполне соответствует сочинению, к-рое могло быть написано в кон. II в. На принадлежность данного отрывка к П. д. указывает наличие общих тем (роль имени Иисуса, обличение диавола, перечисление грехов, решающая роль покаяния). Важно также, что во многом зависимые от П. д. тексты апокрифа «Деяния Андрея и Матфия» черпают материал из этого отрывка. Т. о. появилась гипотеза о 2 половинах П. д.: т. н. палестинской и римской.

http://pravenc.ru/text/2580438.html

У сев. стены располагалась палестра - длинный двор (40×10 м), соединенный с криптопортиком на севере и с полуциркульной экседрой на востоке (возможно, высотой 20 м). В ходе раскопок в Италике были обнаружены образцы имп. портрета и скульптуры (хранятся в Севилье - в Археологическом музее и во дворце графини Лебриха), а также «Italica Oratio»- часть бронзовой плиты с записью сенаторской речи 176/7 г. по Р. Х. (хранится в Национальном археологическом музее в Мадриде). Процветание города закончилось с концом династии Антонинов в 192 г. В III в. городская территория сократилась, на рубеже III и IV вв. новая стена окружала гораздо меньшую территорию. Общественные здания (включая храм Траяна) были оставлены, хотя частные дома все еще возводили. В 347 г. здесь род. рим. имп. Феодосий I Великий (379-395) (см.: Canto A. M. Sobre el origen bético de Teodosio I el Grande, y su improbable nacimiento en Cauca de Gallaecia//Latomus. Brux., 2006. Vol. 65. N 2. P. 388-421). С утратой Италикой политического значения жизнь в городе постепенно замирает (последний епископ упом. под 693), окончательно прекратившись в XII в. Бюст имп. Августа Октавиана, переделан в 98–103 гг. из бюста имп. Домициана. Тарасона (Музей Сарагосы) Бюст имп. Августа Октавиана, переделан в 98–103 гг. из бюста имп. Домициана. Тарасона (Музей Сарагосы) Примером хорошо изученного крупного римского города является Клуния. Основанный недалеко от поселения кельтиберов, город стал одним из центров борьбы Сертория против Помпея, к-рый и разрушил его в 72 г. до Р. Х. Город был отстроен при рим. имп. Тиберии (14-37 гг. по Р. Х.), после войны с кантабрами, получил права муниципия и начал чеканить монету. Статус колонии Клунии даровал, вероятно, Гальба (68-69), к-рый именно здесь узнал о провозглашении его рим. императором. Городской форум в Клунии, один из самых больших в И. (160×115 м), построен при Флавиях, возможно на месте более раннего. На его сев. стороне размещалась 3-нефная базилика, а по центру юж. стороны стоял храм (в письменных источниках упом.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Балякин Илья (упом. 1769), иконописец из Палеха 168, 310 Баранов Павел Дмитриевич (упом. 1873), иконописец из Холуя 183, 184 Барсков Я. Л. 90, 96, 108, 356, 459 Барсов Елпидифор Васильевич (1836–1917), фольклорист, историк литературы 72, 88, 122, 124, 148, 460 Барсуков С.Г. 96, 320, 407, 460 Бассано Якопо (ок. 1517–1529), итальянский художник 305 Баталов А. 460, 471 Батас Ф. (XVI в.) греческий иконописец 305 Бахрушин Алексей Александрович (1865–1929), театральный деятель, коллекционер 439 Бахтин Михаил Михайлович (1895–1975) литературовед, теоретик искусства 330, 459 Безмин Иван, живописец Оружейной палаты 365 Безобразов Владимир Павлович (1828–1889), экономист, публицист 19, 24, 32, 160, 166, 176, 193, 194, 206, 208, 211, 212, 236, 295, 449, 459 Бек Г. 7, 461 Бекенева Н.Г. 458 Белоброва О. А. 93, 461 Белоусов Василий Васильевич, иконописец из Палеха 184, 251 Белоусов Василий Евграфович (середина-вторая половина XIX в.), иконописец из Палеха, владелец мастерской 184, 249, 251 Белоусов Иван Васильевич (вторая половина XIX в.). иконописец из Палеха 184, 251 Белоусов Николай Фещорович (конец XIX – начало ХХ в.), иконописец из Палеха 300 Белусовых иконописная мастерская, в Палехе 168, 172, 175, 248 Беляев (XVIII в.), иконописец из Палеха 168 Бендеманн Эдуард (1811–1889), немецкий художник 295 Бенуа Александр Николаевич (1870–1960), художник, историк искусства 236, 350, 443, 459 Бердяев Николай Александрович (1874–1948), религиозный философ 237, 239, 459 Бессонов И., историк искусства 278, 279, 417, 423, 460 Бимингтон Дж. 31, 454, 460 Благовещенский Николай Александрович (1837–1889), писатель 460 Блинничев Михаил Викторович (начало ХХ в.), иконописец из Холуя 256, 443 Богатырев П.Г. 193, 208, 212. 292, 293, 433, 460 Богданов Д.И. (начало ХХ в.), иконописец, реставратор 270 Богомолов П.Г., художник 409 Богоявленский Сергей Константинович (1872–1947), историк, архивист 203, 214, 460 Божков А. 29, 460 Большаков Сергей Тихонович (1842–1906) торговец рукописями, старопечатными книгами и иконами, собиратель 38, 134, 136, 137, 141, 145, 283, 284, 460

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Мы ее подписываем безусловно первых из вышеприведенных слов Пихлера, однако не можем не признать основательности указанных им доводов. 984 Гергенрётер (упом. соч., I, 81—82) старается доказать, напротив, что Лев был прекрасно на этот счет осведомлен. — Тоже и халкидонские отцы, в своем послании Льву, предполагают это (см. вьшие 408 стр.). Допустивши это, необходимо было бы, действительно, допустить и зависть у Льва. Однако, мы охотнее присоединяемся к Пихлеру, который говорит: “Ответ папы Льва показывает ясно, что положение дел на востоке было мало известно Риму, и что он озабочен был главным образом сохранением собственной чести” (упом. соч., II, 636). 985 Письма эти помечены числами: 78, 79, 80, 81, а по издаяию Migne 104—107 [Migne, s. l., t. 54, col. 992—1009]. 986 Ep. 84 (al. 111) [Migne, s. 1., t. 54, col. 1019—1023]. 987 Ep.86 (al. 113) [Migne, s. 1., t. 54, col. 1024—1028]. 988 Ер. 87 et 92 (al. 114 et 119) [Migne, s. 1., t. 54, col. 1028 и 1040]. 989 Когда в IX веке римский патриарх задумал провозгласить себя caput omnium ecclesiarum Christi et princeps, то и тогда выдвинуто было политическое основание. См. Benedicti III ер. ad universos episcopos Galliarum a. 855 [Migne, s. 1., t 115, col. 693—701], или Johannis VIII ad Petrum comitem a. 878 [Migne, s. L, t. 126, col. 760—762]. 990 См.выше стр. 353 и след. 991 Кр. 80 аи. 106: Persuasioni tuae in nullo penitus sufiragatur quorumdam episcoporum aiite sexaginta (ut jactas) anoos facta conscriptio, numquamque a praedecessoribus tuis ad apostolicae sedis transmissa notitiam, cui ab initio sui caducae, dudumque collapsae sera nunc et inutilia subjicere fulcimenta voluisti [Migne, s. l. f t. 54, col. 1005, 1007]. 992 Ep. ad Johaunom Const. 25, Migne LXXII, 478 [Migne, s. L, t. 77,col. 478].-Об этом отзыве Льва о II Всел. соборе Неандер (Allg. Geschichtc der chr. Religion. 4 Aufl, III, 253.) вполне основательно замечает: “Он говорит, притом, с бросающейся в глаза критикой собора, который впоследствии повсюду в западной церкви числился среди вселенских.” И дальше: “Трудно удержаться на позиции, когда авторитет этого собора стараются спасти ссылкой на Льва, а постановления оного согласовать с позднейшими постановлениями римской церкви, так что, вопреки настоящему смыслу места, презрительный отзыв Льва относят исключительно к 28-му правилу этого собора.”

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3710...

В Кормчей ничего не говорится об этой разнице. Впоследствии мы увидим, почему новатиане названы “левыми”. 623 Что, действительно, здесь нужно разуметь эти ереси, об этом свидетельствует Кирилл Иерусалимский в Catechesis XV de secundo Christi adventu [Migne, s. g., t. 33, col. 869–916]. См. толкование 1-го пр. этого собора выше. 624 Socrat., Hist. eccl. V, 21 [Migne,. s. g., t. 67, col. 621]. – Sozom., Hist. eccl. VII, 18 [Migne, s. g., t. 67, col. 1468, 1469]. 627 Cp. Socrat., Hist. eccl. V, 22 [Migne, s. g., t. 67, col. 625–645]. – Sozomen, Hist. eccl. VII, 17 [Migne, s. g., t. 67, col. 1464–1468]. – Epiphan., Adv. haeres. Haer. LXX (al. L) [Migne, s. g., t. 42, col. 340–373). – Cp. Hefele, Conciliengeschichte, I, 337–342. 628 Ex Actis Pilati accuratam se hujus instituti rationem didicisse gloriantur, in quibus scriptum est VIII Kal. Aprilis Salvatorem esse passum. Epiphan. Haer. L (al. XXX) [Migne, s. g., t. 41, col. 885, 886.]. Acta Pilati – это отчет, представленный Пилатом Тиверию о смерти, воскресении и вознесении Иисуса Христа. О них упоминает Евсевий в своей церковной истории (Hist. eccl. II, 2) [Migne, s. g., t. 20, col. 140]. О том же упоминает, кроме Епифания, слова которого приведены нами выше, Иустин (Apol. II ad Antonium Pium) [Migne, s. g., t. 6, col. 453] и др. Сочинения, о котором нам упоминает Евсевий и другие, теперь уже нет, а существует только один подложный документ, который, по словам Кэва, должен во всяком случае считаться апокрифом. Ср. G. Cave, упом. соч., р. 25. См. выше толкование 60-го Ап. правила. 634 Cp. Euseb., Hist. eccl. V, 3, 13, 16 [Migne, s. g., t. 20, col. 436, 437; 460, 461; 464–473]. 636 Adversus Phrygastas, sive Montanistas aut Tascodrugitas. Haer. XLVIII (al. XXVIII) [Migne, s. g., t. 41, col. 856–880]. 637 Выражаясь таким образом, Тертуллиан не признает тем не менее Монтана параклитом, но только вдохновленным от параклита. После того, как Тертуллиан перешел на сторону монтанизма, он написал следующие сочинения: 201 года – О покрывании женщин, против Праксея, о покаянии, о чистоте, о венце воина; 202 г. – Об украшении женщин, о бегстве во время гонений; 203 г. – О единобрачии, о посте; 205 г. – Скорпиак, о душе против Гермогена, против валентиниан, против иудеев; 208 г. – против Маркиона, о плоти Христовой, о воскресении; 211 г. – к Скапуле. Ср. Schwegler, упом. соч., S. 137.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

В нек-рых памятниках Е., к-рым помазывались священники (или помазывали больных и одержимых демонами), иногда называется «святым» (11QPsa 28.11; Test. XII Patr. III [Levi] 8. 4; Apocalypsis (Testamentum) Adam. 10. 4; однако в 2 последних примерах не исключены христ. интерполяции или христ. происхождение памятника в целом). В различных версиях «Жития Адама и Евы» встречается история о том, как больной Адам отправляет Еву и Сифа в Эдем, чтобы вымолить у Бога «елей милости» (или «елей жизни», «елей от древа милости»), к-рый исцеляет от всех болезней (греч., арм., груз. версии - Vita Adam et Eva. 9. 4; 13. 1-4; лат. версия - 36. 2; 40. 1; 41. 2; 42. 3). Этот Е. передает им арх. Михаил. В нек-рых версиях поясняется, что речь идет о крещальном Е. или о помазании Св. Духом (в арм. версии упом. «елей радования» - 13. 4). В греч. версии «Жития Адама и Евы» говорится также о помазании Е. перед погребением (Vita Adam et Eva. 40. 2). В «Повести об Иосифе и Асенеф» упоминается наряду с «благословенным хлебом жизни» и «чашей бессмертия» «помазание нетления» (Iosephus et Aseneth. 8. 5; 15. 4), под к-рым можно иметь в виду как «чистый» Е., так и одно из христ. веществ таинств, если текст христ. происхождения. Молитвы-благословения вина и Е. известны по относительно поздним раввинистическим памятникам (Берахот 43b). В Новом Завете термин «Е.» может иметь как бытовое (напр., в качестве продукта Е. упом. в Лк 16. 6; Откр 6. 6; в качестве лампадного масла - в Мф 25. 3; в качестве медицинского средства - в Лк 10. 34; как косметическое средство, но использованное для символического выражения радости,- в Мф 6. 17; как знак гостеприимства - в Лк 7. 46), так и богослужебное употребление (ветхозаветные обычаи помазания священников, царей и пророков прилагаются ко Господу Иисусу, Который именуется «Мессией, то есть Христом» (Ин 4. 25), «Помазанником», Который был помазан не обычным Е., а Св. Духом (Лк 4. 18; Деян 4. 27; 10. 38); в Евр 1. 9 дается мессианское истолкование Пс 44. 8 - помазание царя перед браком толкуется как помазание Сына Божия).

http://pravenc.ru/text/189733.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010