Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Архиереи Русской Православной Церкви (кон. Х—сер. XIII в.) Приводится по изданию: Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. М. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского настыря, 1995 г. Кн. 2, с. 633-634; Кн. 3, с. 641. Список архиереев составлен А. В. Назаренко. В список включены только достаточно надежно засвидетельствованные иерархи; курсивом даны гипотетические даты; в квадратные скобки помещены имена архиереев, заимствованные из поздних источников. За основу взят перечень иерархов из книги: Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Древней Руси X–XIII вв. М., 1989 (раздел о Киевских митрополитах составлен А. В. Поппэ). В этот перечень внесены дополнения и исправления. Даты, указанные в настоящем списке, могут не совпадать с датами, приводимыми высокопреосвященным Макарием. Киевские митрополиты Свт. Михаил 988 – 992. 992 – 1008 Иоанн I упом. в 1020-е гг. Феопемпт упом. в 1039 г. [Кирилл I] Свт. Иларион 1051 — до 1055 г. упом. в 1055 г., ( вероятно, после 4.11.1061. Георгий прибытие в Киев в 1062 г., упом. в 1072–1073 гг. Свт. Иоанн II до 1077/1078 г.— 1089. Иоанн III 1090 – 1091. Свт. Николай упом. в 1097–1101 гг. Никифор I прибытие в Киев 6.12.1104, настолование 18.12.1104 — 04.1121. Никита настолование 15.10.1122 — 9.03.1126. Михаил I 1130 – 1145/1146. Климент Смолятич (признан не во всех епархиях). 27.07.1147 — 03.1159 (в 1155 — 12.1158 г. был изгнан из Киева). Свт. Константин I (не признан в Волынской и, возможно, Туровской епархиях). рукоположен в конце 1155 г., прибытие в Киев летом 1156 г.— 03.1159. Феодор 08.1160 –1161/1162. Иоанн IV 1163–1166. Константин II упом. в 1167–1169 гг. Михаил II рукоположен до 24.03.1171, прибытие на Русь до 07.1171 (?). Никифор II упом. в 1183 – после 01.1198. Матфей

http://sedmitza.ru/lib/text/443844/

Особо почитаемые святые и святыни: на Карпатосе - вмч. Мина, прп. Иоанн Карпафийский, икона Божией Матери Врисиани в Месохори; на Касосе под именем прп. Кассиании чтится поэтесса и невеста имп. Феофила Кассия (Икассия). Епископы Карпафские: Васс (упом. в 347), Филон (383-400), Зотик (упом. в 518-520), Мина (упом. в 533). Архиепископы Карпафские: Иоанн (упом. в 680-681), Лев (упом. в 783-787), Филипп (упом. в 879-880), Иоанн (упом. в 1170), Иоанникий (1562-1576), Макарий (1576-1583), Иоасаф Авурис (1583-1590), Феодул (1590-1601), Иерофей (1601-1622), вдовство кафедры (1622-1636), Дамаскин (Агапитос) (1636-1643), Афанасий (1643-1665), Леонтий (1665-1674), Макарий (1674-1679), Неофит (Гриманис) (1680-1723), Никифор (1736-1744), Парфений (1744-1755), Макарий (1755-1760), Паисий (1760-1764), Даниил Синаит (1764-1780), Парфений (1780-1821), Неофит (1822-1832), Мефодий (Сапундзакис) (1832-1864), Никифор Критянин (1865-1869). Митрополиты Карпафские и Касосские: Игнатий (1869-1875), Герасим (Пигас) (1875-1885), Нил (Смирниотопулос) (1886-1889), Софроний (Аргиропулос) (1889-1897), Агафангел (Архитас) (1897-1908), Евгений (Масторакис) (1908-1912), Герман (Монодиадис) (1912-1940), Апостол (Папаиоанну) (1950-1975), Георгий (Орфанидис) (1975-1980), Нектарий (Хадзимихалис) (1980-1983), Амвросий (Лавриот) (с 1983 - по наст. время). Ист.: Le Quien. OC. Т. 1. Col. 947-948; Darrouz è s. Notitiae. N 1-5, 7-8, 11-12, 14-16, 18, 21; Р. 206, 218, 232, 250, 266, 273, 294, 345, 352, 377, 385, 389, 408, 420. Лит.: Βολδης Θ. Π. 14 πατριαρχικ γγραφα τς Αρχιεπισκοπς Καρπθου κα Κσου (τν τν 1762-1792) ερισκμενα ν τ Μον το Σιν//ΕΕΒΣ. 1937. Τ. 13. Σ. 211-223; Janin R. Carpathos//DHGE. 1949. Vol. 11. P. 1111-1112; Γριτσπουλος Τ. Α. Καρπθου κα Κσου, Μητρπολις//ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 366-369; Μουτσπουλος Ν. Κρπαθος: Σημεισεις στορικς τοπογραφας κα ρχαιολογας. Θεσσαλονκη, 1978; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 207-208; Kiminas D. The Ecumenical Patriarchate: A History of Its Metropolitanates with Annotated Hierarch Catalogs. S. l., 2009. P. 111. (Orthodox Christianity; Vol. 1); Δπτυχα. 2013. Σ. 990-992.

http://pravenc.ru/text/1681137.html

патриарх К-польский); Иеремия (1635-1636); Иоанникий Линдиос (1636-1638, бывш. митр. Ганосский и Хорский); Мелетий (упом. в 1639); Иеремия повторно (1639; впосл. митр. Приконисский и Геллеспонтский); Иоанникий Линдиос повторно (1639-1646; впосл. патриарх К-польский); Мефодий (1646-1667; впосл. патриарх К-польский); Матфей (1667-1668); Варфоломей (упом. в 1672-1681); Софроний (упом. в 1688); Макарий (1688); Варфоломей (упом. в 1690); вдовство кафедры (1691); Неофит (упом. с 1692 по 1702 с перерывами); Варфоломей (упом. в 1695); Нектарий (упом. в 1698). Ираклийские и Редестские митрополиты Неофит (1702-1707, 1707-1711, 1713-1714; в 1707 избран патриархом К-польским, но не утвержден); Афанасий (1711-1713); Каллиник (1714); Геннадий Леросский (1714-1718, бывш. митр. Хиосский); Каллиник Наксосский (1718-1719, бывш. митр. Филиппопольский, умер в день своего избрания патриархом К-польским 19 нояб. 1726); Даниил (1719-1726); Герасим Леросский (1726-1760, племянник Геннадия Леросского, бывш. митр. Наксосский, впосл. митр. Никейский); Мефодий (Манолис) (1760-1794, племянник Герасима Леросского, бывш. еп. Метрский); Мелетий (1794-1821, племянник Мефодия (Манолиса), бывш. еп. Мириофитский и Перистасидский); Игнатий (Старабирос) (1821-1830, племянник Мелетия); Дионисий (1830-1848); Панарет (1848-1878); Иоанникий (1878-1879, бывш. митр. Никейский); Григорий (Павлидис) (1879-1888); Герман (Кавакопулос) (1888-1897; впосл. патриарх К-польский); Иероним (Гормас) (1897-1902); свт. Григорий (Каллидис) (1902-1925). Ираклийские титулярные митрополиты: Филарет (Вафидис) (1928-1933); Вениамин (Георгиадис) (1933-1936; впосл. Патриарх К-польский). Ист.: Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae episcopatuum/Ed. G. Parthey. Berolini, 1866; Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie//AnBoll. 1912. T. 31. P. 161-300; Darrouz è s. Notitiae. Р. 204, 216, 219-220, 230, 234, 248, 252, 264, 268, 275, 290, 297, 311, 342, 348, 355, 374, 380, 388-389, 393, 402, 406, 409, 412, 416, 418-419. N 1-21; Halkin F.

http://pravenc.ru/text/673873.html

Правосл. кафедра в Пшемысле в юрисдикции Польской Церкви была создана в 1983 г. (см. в ст. Пшемысльская и Горлицкая епархия ). Епископы свт. Антоний (1219/20 - 1225), Авраамий (1271), Мемнон (1288), Марк (1328, 1331, 1332), Иларион (80-е гг. XIV в.), Афанасий (ок. 1405), Геласий (упом. 15 нояб. 1415), Илия (упом. 21 янв. и 18 окт. 1422; † до 1440), Александр (Афанасий) (Бирецкий; упом. в 1445-1467), Иона (Иоанн) (Бирецкий; упом. с янв. 1469 по окт. 1493), Оника (Иоанникий?) (упом. с февр. 1497 по нояб. 1504), Антоний (упом. с янв. 1506 по 1519), Иоаким (упом. в 1525-1527), Лаврентий (Олехно) (Терлецкий; 1528-1549), Антоний (Яцко) (Радиловский; 1549-1585/86; не управлял епархией с 1581), Арсений (Стефан) (Брылинский; 1585/86 - нач. 1591; управлял епархией как нареченный епископ, не принимая сана, с 1581), Михаил (Копыстенский; лето (?) 1591-1609), Исаия (Копинский; 6 окт. 1620-1628, епархией не управлял), Иван Хлопецкий (1632-1633, не был хиротонисан), Иван Попель (управлял кафедрой в 1633-1634, не будучи хиротонисан), Сильвестр (Гулевич-Воютинский; 14 марта 1635-1645), Георгий (Гошовский; 1667-1675), Антоний (Винницкий; 27 июня (по др. данным - 15 июля) 1650-1679), Иннокентий (Винницкий; ок. 1680-1691). Униатские епископы Афанасий (Крупецкий; 1610-1652), Прокопий (Хмелёвский; 1656-1664), Антоний (Терлецкий; 1664 - 29 дек. 1669), Ян (Малаховский; 1670-1691). Униат. Перемышльская кафедра существует в наст. время. Ист.: Ustawy rzdu duchownego in ritu graeco unito diocesii Przemyskiej, na congregacji sobornej uchwalone. [Kraków], 1694; ПВКДА. 1859. Т. 4; Akta gródzkie i ziemskie z czasów Rzeczypospolitej Polskiej. Lwów, 1878. T. 7; 1901. T. 17; 1909. T. 20; Запаско Я. П., Я. Д. Пам " ятки книжкового мистецтва: Кат. cmapoдpykib, виданих на Ykpaïhi. Льbib, 1981. Кн. 1; Rejestr poborowy ziemi Przemyskiej z 1628 r./Wyd. Z. Budzyski, K. Przybo. Rzeszów, 1997; ПСРЛ. Т. 2. 1998. Стб. 793, 912-913; Ustawy rzdu duchownego i inne pisma biskupa Innocentego Winnickiego. Przemyl, 1998; Katalog druków cyrylickich XV-XVIII w. w zbiorach Biblioteki Narodowej/Oprac. Z. urawiska, Z. Jaroszewicz-Pieresawcew. Warsz., 2004; Kahohiчhi джерела. Льbib, 2006. Вип. 2: Собор у Nepeмuшлi 1693 р.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

( Платон Городецкий , викарий Рижский, управ. 1849–1856. Еп.). Псковские и Порховские (с 1850 г.): Евгений Баженов 1856–1862. Феогност Лебедев I 1862–1869. Епископы: Павел Доброхотов 1869–1882. Нафанаил Соборов 1882–1885. Гермоген Добронравин 1885–1893. Антонин Державин 1893–1902. Сергий Лапин 1902–1903. Арсений Стадницкий 1903–1910. Архп. с 1907. Алексий Молчанов 1910. Рижская, учр. в 1850 г. 43 Кафедра в Риге Епископы Рижские и Митавские: Платон Городецкий 1848–1867. Архп. с 1850. Вениамин Карелин 1870–1874. Серафим Протопопов 1874–1877. Филарет Филаретов 1877–1882. Донат Бабинский-Соколов 1882–1887. Арсений Брянцев 1887–1897. Архп. с 1893. Агафангел Преображенский 1897–1910. Архп. с 1904. Иоанн Смирнов 1910. Рязанская 44 Кафедра в Рязани (с 1291 г.) Епископы Муромские и Рязанские: Арсений 1198–1213. Евфросин I 1223–1237. Филипп. Евфимий. Иосиф I 1284–1285. Рязанские и Муромские: Св. Василий I 1286–1295. Стефан; упом. 1303. Митрофан. Савва; упом. 1304. Григорий; упом. 1325. Феодул. Михаил. Кирилл 1334; упом. 1343. Иосиф II; упом. 1340. Георгий; упом. 1340. Василий II 1356–1360. Афанасий 1360–1376. Вассиан 1376. Феоктист 1385–1387. Феогност I 138S 1389. Иеремия (грек) 1389–1392. Феогност II 1393–1401. Евфросин II; хирот. 1407; упом. 1410. Сергий Азаков 1423. Св. Иона Одноушев 1431–1443. Евфросин Звенец 1448–1401. Давид 1462–1471. Феодосий 1471–1481. Епископы Рязанские и Муромские: Симеон 1481–1496. Протасий 1497–1516. Сергий I 1517–1521. Иона 1522–1547 . Михаил II 1548–1551. Кассиан 1551–1554. Гурий Лужецкий 1554–1562. Филофей 1562–1569. Сергий II 1569–1572. Феодосий Вятко 1573. Леонид Протасьев 1573–1334. Архиепископы Рязанские и Муромские: Митрофан 1584–1598. Еп. до 1589. Варлаам 1598–1601. Игнатий (грек) 1602–1665. Феодорит 1605–1617. Иосиф III 1619–16211. Антоний 1621–1637. Моисей 1638– 1651. Мисаил 1651–1655. Митрополиты Рязанские и Муромские: Иларион 1657–1674. Архп. до 1669. Иосиф IV 1674–1681. Павел Моравский 1681–1686. Авраамий 1687–1700. Стефан Яворский 1700–1722.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Из первой книги трактат первый под заглавием; «Обращение Савла и «Евангелие» св. Апостола Павла» был составлен первоначально в качестве актовой речи, которая и прочитана на годичном акте С.-Петербургской Духовной Академии 17 февраля 1896 г., в субботу 2-й седмицы великого поста (см. о сем «Церковный Вестник» 8 за 22-е февраля 1896 г., стлб. 248–251; «Прибавления к Церковным Ведомостям» 9 за 2-е марта 1896 г., стр. 336б–338а и ср. стр. 342б; «С.-Петербургский Духовный Вестник» 8 за 23-е февраля 1896 г., стр. 144б–146б; «С.-Петербургския Ведомости» 47 за 18-е февраля 1896 г.; «Правительственный Вестник» 39,за 18-е февраля 1896 г.; «Новое Время» 7.175 за 19-е февраля 1896 г.; «Новости» 48 за 18-е февраля 1896 г.; «Петербургская Газета» 47 за 18-е февраля 1896 г.; «Петербургский Листок» 47 за 18-е февраля 1896 г.; «Московския Ведомости» 51 за 21-е февраля 1896 г.; «Русское Слово» 48 за 20-е февраля 1896 г. и ср. 50 за 21-е февраля), а напечатана (с некоторыми стилистическими «корректурами», сделанными без ведома автора цензором – ректором Академии, епископом Иоанном Кратировым, † 11 февраля 1909 г.: см. о нем «Христ. Чтение» 1909 г., 3, стр. 421–440) в сборнике «Годичный акт в С.-Петербургской Духовной Академии в 1896 году (17 февраля, Спб. 1896, стр. 1–150, и в «Христ. Чтении» 1896 г., вып. II, стр. 241–388.. Отсюда было 150 отдельных оттисков в обложках под этим же заглавием, но с прибавлением: «библейско-богословское изследование» (Спб. 1896, стр. 3–150; на стр. 1–«содержание настоящего изследования»), а о нем см. отзывы Л. Т. (т. е. Льва Александровича Тихомирова ) в «Московских Ведомостях» 300 за 31 октября 1896 г. и у L’abbe Fr. Grivec в «Öasopis katolického duchovenstva» 1905 (Pragae Bohemorum) XLVI (LXXI), 1, p. 86–87 (почешски) и 88–90 (полатыни); 2, р. 197–199 и 200–201 (полатыни все вместе в особой перепечатке отсюда «Slavorum litterae theologicae» I, p. 21–24), при чем проф. Η. И. Барсов († 1903 г., III, 30) находил в «Страннике» 1896 г., 11–12 («К учению о сущности или природе христианской литургийной проповеди »), стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Алексей — упом. 1651–1653. Иван Никитин после 1715) — упом. 1715. Степан Сергеев после 1767) — упом. 1767. Петр Васильев — из диаконов оного села, упом. 1779–1796, заштатный (с 1796). Василий Петров — с 1796 по 1815, сын священника оного села Петра Васильева. Петр Михайлов после 1834) — с 1816 из священников с. Афанасово Ковровского уезда, упом. 1834. Михаил Иванович Богуславов между 1858 и 1865) — с 1843, упом. 1858, сын священника, из сиротствующих с. Васильевское Шуйского уезда (отец, возможно, священник оного села Иван Петров), окончил ВДС (1842). Иван Иванович Смирнов — с 1865 по 1878, заштатный (с 1878), сын пономаря, окончил ВДС (1832), священник с. Маймор Юрьевского уезда (1833–1854), с. Тучково Судогодского уезда (1854–1865); проходил должность духовника; награды: набедренник (14.07.1853), бронзовый наперсный на Владимирской ленте крест в память войны 1853–1856 гг. (1860). Иван Васильевич Веселовский — с 1878 по 1887, сын пономаря, окончил ВДС (1868), учитель Больше-Григоровского народного училища Судогодского уезда (1869–1872), Ярцевского народного училища Вязниковского уезда (1872–1874), Никодинского училища (1874–1876), священник с. Мисайлово Ковровского уезда (1876–1878), с. Щербово того же уезда (1887–1888). Аркадий Александрович Добротворский (24.02.1866-08.04.1897) — с 1887 по 1897, сын диакона с. Янево Суздальского уезда, окончил ВДС (1886), псаломщик с. Фоминки Гороховецкого уезда (1886–1887). Михаил Иванович Виноградов (03.11.1873–ум. после 1930) — с 1897 по 1898, сын священника с. Спас-Седчино Муромского уезда Ивана Алексеевича Виноградова, окончил ВДС (1894), посвящен в стихарь (12.12.1893), учитель, законоучитель Федуринской ЦПШ Муромского уезда (1897), священник с. Савастлейка Муромского уезда (с 1898), с. Спас-Седчино Муромского уезда (с 20.08.1902), арестован (23.02.1930) и приговорен к 10 годам ИТЛ; награды: благословение архиерея за преподавательские труды (18.10.1896, 02.11.1907), благодарность за преподавание от Муромского отдела Епархиального училищного совета (02.04.1897), благословение архиерея за усердное священническое служение (26.01.1900), благословение архиерея за проповеднические труды (15.03.1900, 01.03.1903), набедренник (18.01.1903), скуфья (1908), камилавка (06.05.1914).

http://sobory.ru/article/?object=03803

1164–1166. 1164 или 1170; 1166 или по Палинодии 1170. Феодор: 1161–1163. Иоанн IV – с 1164  г. (по Кнат.л.) до 1166 г. Феодор: 1151–1163. 18)  Константин II: 1167. (Татищев) или 1170 (П алинодия). 1174 (киевский каталог). Упоминаемого в Палинодии вслед за митрополитом Константином II митрополита Гавриила наш автор не считает таковым, потому что о нем не говорят ни летописи, ни иерархические каталоги (стр. 81) 1167–1174. 1107–1174, а по Истории Карамзина упоминается еще в 1185 г. 1167 или 1170; 1174. Иоанн IV: 1164–1166. Константин II c 1167; упом. в 1169 (Лавр.) и 1172 (Ципт). Иоанн IV: 1164–1166. 19)  Никифор – после 1183 (киевский каталог), около 1185 (Палип. и Коссов), 1190 (моск. кат.) или после 1197 (киевская летопись). Следующие затем: у Татищева (т. III, стр. 328) митрополит Иоанн (1198 г.), а у Зах. Копыстенского Евгений не признаны, так как их нет в иерархических каталогах (стр. 31). 1185–1197. ок. 1185; 1196 или 1197. Константин II – с 1167; упом. под 1172. Никифор II – упом. 1182–1107. 20) Гавриил и 21) Дионисий: о них упоминает Копыстенский на основании киево-софийского помянника и московских списов. Константин II: 1167–1177. 20)  Матвей – с 1200 или 1201. 1211 (моск. кат.), 1221 (Палинодия) или 1219 (Татищев). После Матвея Коссов называет митрополитом Никиту, а Селлий Дионисия (с 1217 г.). За неимением их в иерархических каталогах они Евгением не признаются. Ср. Историю российской иерархии, ч. I, изд. 1827 г., стр. 87. 1200, а «по другим» 1208 (?); 1221. Дионисий – сомнительный. 1200, а «по другим» 1201; 1220. 1201; 1211 или 1221, или 1219. Никифор II, упом. с 1182 по 1197. 19) Матвей упом. 1210–1220. 21)  Кирилл I: «когда и где посвящен и когда скончался, о том пишут различно» (стр. 82): Татищев с 1223 («ошибается») по 1233; Новг. лет. упом. под 1230 г., ум. 1233; Пушкинский список – с 1224; Палинодия с 1228; Никон. лет. с 1224 до 1233; Коссов – с 1225; моск. к. – с 1224 по 1229. (Палинодия) и Коссов называют Кирилла россиянином, а московский каталог и Татищев греком). Это одно из самых характерных мест, где Евгений является собирателем, а не критиком исторических сведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

1550 как Никандрова Городноезерская Воскресенская муж. пуст., документально известен с 1581, упразднен в 1764, возобновлен как женский в 2012), Антониев Леохновский Преображенский (мужской, в дер. Леохново Старорусского р-на; основан во 2-й пол. XVI в. (не позднее 1587), в нач. XVII в. разорен шведами, восстановлен после освобождения в 1617 Новгородской земли от швед. оккупации, упразднен в 1764, возобновлен в 2012), Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери (мужской, на одном из островов Валдайского оз., в 3 км от г. Валдая; основан в 1653, в 1919 официально закрыт, образована Иверская трудовая артель (в которой трудилась братия мон-ря), артель ликвидирована в 1927, мон-рь возобновлен в 1991). Прекратившие существование к кон. XVI в. Антониев на Боженке - Храминогорский (мужской, на левом берегу Волхова, напротив совр. дер. Змейско Новгородского р-на; упом. с 1499, упразднен к 1592), Борисоглебский с Загзенья (на Гзени) (мужской, ныне в черте Вел. Новгорода, напротив Антониева мон-ря; известен с 1386, к 1582 запустел, упом. как топографическая единица в описи 1615), Введения Пресв. Богородицы «с Мояты» (мужской, ныне дер. Маята Парфинского р-на; упом. в 1495), Преображенский Рождественско-Богородицкий (мужской, на правом берегу Волхова, в окрестностях микрорайона Кречевицы Вел. Новгорода; основан ок. 1485, упом. под 1555, к 1582 не существовал), Карихов (Кириков) Леонтиевский (мужской, на территории совр. Новгородского р-на; основан не позднее 1492(?)), Пятницкий Космодамиановский (мужской, близ Новгорода, на территории совр. Новгородского р-на; упом. в 1577-1589), Николаевский Сопинский (мужской, ныне дер. Сопины Боровичского р-на; упом. в 1581). Прекратившие существование в XVII в. Пантелеимонов (мужской, ныне территория музея деревянного зодчества «Витославлицы» в Вел. Новгороде; основан кн. Изяславом Мстиславичем, по наиболее обоснованной версии в 1134, в 1667 приписан к Юрьеву мон-рю), Шилов Покровский (мужской, ныне урочище Дубенка (Шиловка) в Новгородском р-не; основан в 1310 мон.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В последний период своей истории Херсон продолжал поддерживать церковные и культурные связи с рус. землями. В «Повестях о Николе Заразском» отражена история перенесения корсунским свящ. Евстафием (Остафием) чудотворной иконы св. Николая через Новгород на Рязанскую землю, в Зарайск, в 1-й пол. 20-х гг. XIII в. Свящ. Евстафий и его потомки остались на Руси, продолжая «род поповский» 335 (389) лет ( Лихачев. 1949. С. 282, 302-307, 321-322 и сл.; Богданова. Церковь Херсона. 1991. С. 38; Колесникова. 2006. С. 141). Рус. население проживало и в самом Херсоне, о чем свидетельствуют находки бытовых и культовых предметов древнерус. происхождения ( Корзухина. 1958. С. 136; Колесникова. 2006). По предположению А. Л. Якобсона, дом рус. священника находился в сев. квартале 17, который мог быть заселен русскими, выходцами из городов Поднепровья ( Белов, Якобсон. 1953. С. 135-148; Якобсон. К истории. 1958. С. 120-125). В XIII-XV вв. неоднократно происходило объединение и разъединение Сугдейской и Фулльской митрополий ( Νυσταζοπολου. 1965. Σ. 86). Это подтверждает и список иерархов Сугдеи и Сугдофулл, составленный М. Нистазопулу на основании данных т. н. Судакского Синаксаря и нек-рых др. источников (Ibid. Σ. 92-99). Иерархи объединенной Сугдо-Фулльской епархии упоминаются с 70-х гг. XIII в. с более или менее значительными перерывами вплоть до нач. XV в. В 1270 г. упоминается архиеп. Иоанн; в 1253, 1274-1275 и 1282 гг.- иерарх с именем Феодор, однако один ли это церковный деятель или несколько, сказать сложно. Вероятно, в посл. четв. XIII в. Сугдо-Фулльская епархия была возведена в ранг митрополии. С этого времени кафедру возглавляли митрополиты Василий (упом. в 1292), Иоанн (упом. в 1292 и 1301), Климент (упом. в 1327), Лука (упом. в 1327-1331), Никита (упом. в 1331-1336), Евсевий (1347-1386), Феоктист (упом. в 1389-1393) и Феофилакт, назначенный «из Перги и Атталии» в 1400 г. В то время Сугдо-Фулльская митрополия считалась богатой. Как самостоятельные, митрополиты Сугдеи и Фулл упоминаются среди участников Соборов в К-поле в июле 1356 и сент. 1363 г. ( Νυσταζοπολου. 1965. Σ. 96). В генуэзский период в пределы епархии входили правосл. города морского побережья от Каффы до Алушты и 18 казалий Солдайского консульства. С нач. XV в. упоминания о митрополитах Боспора исчезают из источников. Эпоха Османской империи и Крымского ханства (сер. XV - кон. XVIII в.)

http://pravenc.ru/text/2462085.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010