В 1388 г. город перешел под власть турок-османов. В нач. XV в. нек-рое время находился под управлением румын. кн. Мирчи Старшего; в 1419/20 г. вновь завоеван турками. Митрополия упоминается в 1439 г. в связи с участием митр. Силистренского Каллиста (между 1437 и 1450) во Флорентийском Соборе. Между 1564 и 1580 гг. упоминается митр. Парфений. В XVII в. представители Д. е. часто посещали Россию, привозили на родину утварь, книги, иконы и проч. Митр. Иоаким дважды был в Москве, встречался с патриархом Филаретом и царем Михаилом Феодоровичем; в одной из церквей Силистры он положил частицы мощей св. Иоанна Златоуста, вмч. Пантелеимона и мц. Параскевы, подаренные Московским патриархом. В 1647 г. митр. Иеремия направил в Россию ценные сведения о турках в Добрудже. Более активные связи кафедра поддерживала с валашскими воеводами, т. к. в кон. XVII-XVIII в. Доростольские митрополиты иногда получали право в качестве экзархов управлять церквами в Валахии и Молдове. Валашские князья часто оказывали кафедре финансовую помощь: в 1663 г. митр. Макарий и кн. Григоре Гика построили в Силистре кафедральный собор в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Митр. Иерофей Комнин (1711-1719) принадлежал к имп. роду, получил образование в Падуе и Москве, был писателем, переводчиком, богословом и проповедником, посетил Бухарест, Иерусалим, Афон. Митр. Кирилл (1800-1812) содействовал рус. армии в русско-тур. войне 1806-1812 гг., был советником ген. М. И. Кутузова и соратником митр. Врачанского Софрония . В XIX в. кафедру последовательно занимали митрополиты Каллиник, Григорий, Иерофей и Дионисий. В 1870 г., после учреждения Болгарского Экзархата, Д. е. была объединена с Червенской епархией (см. ст. Русенская епархия ). Новая епархия получила наименование Доростольско-Червенская и имела кафедру в г. Русе. Храмы Д. е. вошли в состав Силистренской духовной околии Русенской епархии. Силистренские митрополиты кон. XVI-XIX в.: Парфений (ок. 1564), Иоасаф (ок. 1600), Иоаким (ок. 1615), Антоний (1630-1639), Иеремия (1639-1647), Паисий (1647-1653), Макарий (1653-1671), Мефодий (1671-1679), Парфений II (1679-1680), Геннадий (1680-1691), Афанасий (1691-1710), Иерофей Комнин (1711-1719), Серафим (1720-1724), Константин (1727-1732), Каллиник (1732-1748), Варфоломей (1748-1759), Кирилл (1764-1768), Парфений (1768-1779), Кирилл (1780-1784), Каллиник (1784-1787), Григорий (1799), Кирилл (1800-1812), Каллиник (1813-1821), Анфим (1821-1836), Григорий (1836-1839), Иерофей (1839-1851), Дионисий (1851-1870).

http://pravenc.ru/text/180241.html

Генриху известно понятие Руси, Русской земли (Rucia) в широком его смысле 1562 . Но он часто говорит и о главах отдельных княжеств, которых именует «королями» (reges), не забывая каждый раз сообщить, какое княжество (королевство – regnum – по его терминологии) представляет данный князь. В сочинении Генриха имеются упоминания о великих князьях (magnus rex) новгородском 1563 , полоцком 1564 , киевском (rex magnus Mistislave de Kywa 1565  – имеется в виду Мстислав Романович, из смоленских князей 1566 ), а также суздальском 1567 . Кроме того, хронист называет князей, владевших княжествами («королевствами») галицким 1568 , псковским 1569 , смоленским 1570 , также городом-крепостью Ерсике (Герцике) 1571 . Вячко Борисович (?), обладавший крепостью Кокнесе (Кукенойс) (убит в 1224 г.) 1572 , и Владимир Мстиславич, князь псковский 1573 , названы Генрихом «князьками» (reguli) 1574 . О том, что на Западе в XIII b. считались с фактом раздробления русских земель на ряд самостоятельных в политическом отношении государств, правители которых по традиции продолжали именоваться не только в литературных произведениях, но и в официальных документах папской курии «королями», можно судить по папским буллам, адресованным отдельным князьям – королям. Это послания 1231 г. 1575 («Георгию пресветлому королю Руси» – великому князю владимирскому Юрию Всеволодовичу 1576 , 1246 (две грамоты) 1577  и 1247 гг. 1578 («королю Руси Даниилу» – князю галицко-волынскому Даниилу Романовичу). Характерно, что Даниил Романович именуется в папских посланиях и Ипатьевской летописи королем до его коронации папским легатом Опизо, которая была совершена около 1254 г. 1579 В папской грамоте 1218 г. говорится о вкладе «королей русов из Галича» (a... Russorum regibus apud Galizam) Василька и Ивана-Владимира в хорватский монастырь на реке Саве 1580 . Исследователи предполагают, что здесь речь идет о сыновьях галицкого князя Владимира Ярославича, оставшихся в Венгрии 1581 . О существовании в западной литературе традиции титуловать королями Руси местных князей XII – XIII bb. находим свидетельство во всемирной хронике французского монаха Альберика из обители Труа-Фонтэн (ум. в 1252 г.), доведенной до 1241 г. Под 1141 г. этот автор упоминает «короля Руси» по имени Musuch, мужа польской княжны Риксы и отца Софьи, ставшей королевой Дании 1582 . Здесь речь, видимо, идет о Владимире Всеволодовиче, сыне новгородского князя 1583 . Под 1205 г. хронист говорит о походе «короля Руси» (rex Russiae) Романа 1584 (галицко-волынского князя Романа Мстиславича 1585 в Саксонию). Вторично он упомянут под 1227 г., которым Альберик ошибочно датирует победу краковского князя Лешка Белого над этим «королем Руси» 1586 , одержанную в 1205 г. 1587

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8) «Заповедь св. отец ко исповедующимся сыном и дщерем», иначе называемая уставом белеческим (т. е. для бельцов – мирян, а не для чернецовмонахов). Этот компилятивный свод правил о покаянии и о епитимьях, составившийся из разных греческих источников и из переведенной с латинского «заповеди св. отец», носит имя митроп. Георгия, упоминаемого в летописях под 1072 и 1073 гг. 9) Статьи, относящиеся к порядку совершения церковных священнодействий и к разным другим сторонам церковной дисциплины, в связи с нравами тогдашнего времени и остатками язычества, как напр. правило митрополита Uoahha II (1080–1089), вопросы Кирика с ответами Нифонта и др. лиц (1130–1156), поучение архиепископа новгородского Илии (в монашестве Иоанна) 1165–1186 г. 10) Правило Кирилла II на соборе владимирском 1274 г. об определении на церковные должности, об искоренении дурных народных обычаев и проч. 11) Послание владимирского епископа к местному князю, падающее на конец XII в. и замечательное в том отношении, что в нем кратко излагается то, что позднее составило содержание устава Владимира, без приписания этого устава Владимиру. 12) Нравственно поучительные или распорядительные, в порядке управления, правила и послания митрополитов Максима, Киприана, Фотия и друг. Б. История источников церковного права в московском государстве и в современной ему юго-западной Руси § 66. Источники национального церковного права в московском государстве. С конца XV в. возле личности московского государя, как центра, сосредоточиваются церковные соборы, созвание которых, не только для суда над отдельными лицами и для осуждения ереси и раскола, но и для установления законных норм, становится явлением весьма нередким. Таковы соборы: 1491 г. о продолжении пасхалии на восьмую тысячу лет, 1503 г. о несовместности монастырского землевладения с истинным понятием монашества (см. ниже § 116),-соборы 1547 и 1549 гг., на которых канонизован был целый ряд русских святых, 1551 г. или стоглавый, предпринявший сложное и систематическое законодательство по устроению церковного порядка, соборы 1562, 1573 и 1580 гг., шедшие по пути, проложенному собором 1503 г. и более и более ограничивавшие церковное землевладение, собор 1564 г. о предоставлении московскому митрополиту права носить белый клобук, каковое отличие до тех пор принадлежало только архиепископу новгородскому, собор 1620 г., подтвердивший сложившееся на Руси путем обычая правило о перекрещивании латинян, в случае обращения их в православие, московский собор 1666–1667 г., низложивший патриарха Никона , отделивший раскольников от церкви, осудивший постановления стоглавого собора о двуперстии и сугубой аллилуии, отменивший постановление собора 1620 г. о перекрещивании латинян и постановивший довольно много церковно-дисциплинарных определений, часть которых внесена в полное собрание законов Российской империи, собор 1681 г., на котором было отклонено предложение о подчинении епископов митрополитам и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Но сделав такое постановление, собор не указал и не разослал добрых переводов. Исправление же книг малограмотным духовенством и переписка невежественными писцами увеличивали их порчу. Недостаточность меры, указанной Стоглавым собором для исправления богослужебных книг, побудила правительство принять другие меры. Для предотвращения порчи богослужебных книг царь Иван Васильевич решил устроить типографию, где бы печатались все церковно-богослужебные книги для всей России. В 1553 году он приказал построить дом для типографии и поручил печатание книг диакону Николо-Гостунской церкви Ивану Фёдорову вместе с другими знавшими типографское дело людьми. 1-го марта 1564 года вышла из типографии первая печатная книга Апостол, давшая Ивану Фёдорову имя российского Гуттенберга. Вслед за Апостолом напечатан Часослов. Но учреждение типографии возбудило сильное неудовольствие среди переписчиков книг. Они обвинили типографщиков в ереси и сожгли печатный дом. Первопечатники, опасаясь за свою жизнь, принуждены были покинуть родину. Иван Фёдоров сначала ушёл в Польшу, где занимался печатанием книг в Заблудове, а потом поселился в Львове, где завёл типографию. Скудость средств не позволила Ивану Фёдорову продолжать начатое дело, и он, по приглашению князя К. К. Острожского, перешёл в Острог. Здесь в 1580 году он напечатал Библию , а в следующем году удалился в Львов и через два года скончался в крайней бедности. В Москве, по распоряжению государя, типография была возобновлена в 1568 году и в ней выученик первопечатников, Андроник Невежа, напечатал Псалтирь два раза. Но книги печатал без предварительных исправлений и потому ошибки, существовавшие в рукописных книгах, вносились и в печатный текст. Вопрос об исправлении богослужебных книг стал одним из существенных вопросов в нашей Церкви. С этим вопросом связаны были и другие церковные вопросы: об исправлении обрядов и разных недостатков в церковной жизни, о распространении образования в России. Решение этих вопросов выпало на долю XVII века, когда при московских патриархах Московская Русь вошла в живое общение с единоверною Грецией и единоплеменной юго-западной Россией.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Басенок, Басенковы : Федор Васильевич Басенок, воевода вел. кн. Василия Темного; его сын Никифор Басенков, окольничий вел. кн. Ивана III, 1485 г. [см. Брех, Верещага] Баса – краса; басенок – красавец; ср. басалай, басена и басиха (Даль) Басины Гаврила Григорьевич и Тимофей Васильевич, 1587 г., Тула Басиха Степан Сергеев, крестьянин, 1490 г., Переяславль Басиха – 1) басалай, 2) лекарка, баба-шептунья (Даль) Баскаковы , в XV в. и позже несколько служилых родов в разных уездах Московского государства [см. Албыч, Будай, Залешепин, Кудаш, Севрин, Тутан] Баскалин Григорий, крестьянин, 1624 г., Курмыш Баско , крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Басков Иван, бортник, 1608 г., Нижний Новгород Баскрыга Дружина [см. Дружина], крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Басман, Басмановы : Данило Андреевич Басман Плещеев [см. Плещей], взят в плен под Оршей в 1514 г.; от него – Басмановы; Басман Григорьевич Кислянский [см. Кисленский], 1596 г., Тула Басман – дворцовый, казенный хлеб; в Москве Басманная слобода дворцовых пекарей; басман – круглый хлеб с басмой (отпечатком) на верхней корке; ср. «вяземские пряники» Басневы Гридя [см. Гридя] и Гавриил, крестьяне, 1496 г., Обонежье Басовы : Александр Третьяков [см. Третьяк], недельщик, г., Новгород; Василий Рудаков [см. Рудак], г., Тула; в XVI–XVII вв. Басовы – несколько родов в Туле, Новгороде и Дмитрове Бастановы : Власий Володин Бастанов, холоп кн. Ивана Юрьевича Патрикеева, 1499 г.; Бустман [см. Бустман] Бастанов, Адаш [см. Адат] и Бедырь [см. Бедырь] Тутмановы-Бастановы, помещики, 1564 г., Новгород [см. Енаклыч, Темеш, Тутман] Бастрыга Еремеев, крестьянин, 1584 г., Заонежье Бастрык, бастрюк – 1) приблудный сын, 2) дрюк, притуга для воза сена (Даль) Басун Василий, крестьянин, 1545 г., Ярославль Батаванов Петр Власьевич, умер в 1580 г., Торжок Батаков Семен, торговый человек, 1638 г., Вологда Батало , крестьянин, 1545 г., Новгород; Дмитрий Баталов, подьячий, 1614–1617 гг., Тотьма [Ср. Боталов] Батальщик Якушка, крестьянин, 1608 г., Нижний Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Феодосий II Новгородский , епископы Крутицкий Савва (Чёрный) , Смоленский Гурий (Заболотский) , Суздальский Трифон (Ступишин) , Акакий Тверской ). По-видимому, отстаивание на Соборе Новгородским архиеп. Феодосием церковного землевладения навлекло на него неудовольствие светских властей и вызвало его отставку в мае 1551 года; вскоре, до 18 июня того же года, оставил свой пост Суздальский еп. Трифон (Ступишин). В мае 1553 года царь Иоанн IV посетил Пешношский монастырь и беседовал с жившим там на покое племянником прп. Иосифа Вассианом (Топорковым). По наблюдениям Зимина, " там, где правительство нуждалось в крутых мерах для подчинения недавно присоединенных территорий, на важнейшие церковные должности назначались постриженики Волоцкого монастыря " . 3 (или 7) февраля 1555 года архиереем на новоучрежденную Казанскую кафедру был поставлен игум. Иосифова монастыря св. Гурий (Руготин) . В помощь архиеп. Гурию были даны волоцкий старец Герман (Ленков) и волоцкий постриженик свт. Герман (Садырев-Полев) , ставший настоятелем Свияжского Успенского монастыря. Преемниками свт. Гурия на Казанской кафедре из числа пострижеников Иосифова монастыря были свт. Герман (Садырев-Полев; 1564-1567), Лаврентий (1568-1574), Тихон (Хворостинин) (1575-1576) и Иеремия (1576-1581). В 1563 году на Полоцкую архиепископскую кафедру был назначен бывш. Суздальский еп. Трифон (Ступишин) . Другой важнейшей кафедрой, которая длительное время замещалась иосифлянами, была Крутицкая (Сарская и Подонская) ; Крутицкие епископы являлись ближайшими помощниками митрополитов. После еп. Саввы (Чёрного) (1544-1554) Крутицкую кафедру в 1554-1558 гг. занимал Нифонт (Кормилицын) , в 1565-1568 гг.- бывший игум. Иосифова монастыря Галактион . Последним Крутицким епископом из числа волоцких пострижеников был Симеон (ок. 1580-1582). После ухода с митрополичьей кафедры Афанасия царь Иоанн IV предлагал Казанскому архиеп. Герману (Садыреву-Полеву) возглавить Церковь, но тот отказался одобрить опричные порядки и в ноябре 1567 году был убит.

http://drevo-info.ru/articles/13675437.h...

Зеленец. Троицкий Зеленецкий мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1564. Ссылки:     Адрес: Россия, Ленинградская область, Волховский район, ст. Зеленец Координаты: 59.788806, 32.773355 Проезд: из Санкт-Петербурга есть прямая электричка (с Ладожского вокзала), ходит только по пятницам и воскресеньям, во второй половине дня. В остальные дни придётся ехать " на перекладных " - сначала на электричке до ст. Волховстрой-1, потом на другой электричке (направление: Тихвин, Пикалёво, Бабаево). На ав ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда из Санкт-Петербурга есть прямая электричка (с Ладожского вокзала), ходит только по пятницам и воскресеньям, во второй половине дня. В остальные дни придётся ехать " на перекладных " - сначала на электричке до ст. Волховстрой-1, потом на другой электричке (направление: Тихвин, Пикалёво, Бабаево). На автомобиле из Санкт-Петербурга ехать по шоссе Р21 (на Мурманск), в районе Кисельни поворот направо - на Волхов. Если пожелаете заглянуть в Старую Ладогу, поворачивать нужно чуть дальше. В Волхове перебираемся на правый берег реки и едем на юг, до поворота на Усадище (меньше 10 км).За Усадищем, в Мыслине, начинается новая дорога на Зеленец, грунтовка. Расстояние от Волхова - около 40 км, от Петербурга - 170 км.По выходным есть прямая электричка из Спб до Зеленца и обратно. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Зеленец, Троицкий Зеленецкий мужской монастырь.Церкви Пресвятой Троицы (1684) и Благовещенья с трапезной (1565-70, перестроена в 1683); кельи XIX в.; колокольня XVII-XIX вв. Закрыт в 1919, возобновлен в 1993. Ведутся восстановительные и реставрационные работы. Зеленецкий Свято-Троицкий монастырь, 3 класса, общежительный, в 58 верстах от города Новой Ладоги, в местности, известной под именем Зеленого острова. Основан около 1580 года преподобным Мартирием (см. 1 марта), мощи которого и покоятся под спудом в нижнем этаже монастырского Троицкого собора, в церкви святого Иоанна Богослова. В 1612 — 1613 годах монастырь был разграблен и сожжен шведами; возобновлен и приведен в цветущее состояние заботами и пожертвованиями Новгородского митрополита Корнилия, бывшего здесь на покое. У гробницы его рядом с преподобным Мартирием сохраняются три посоха, из которых один, устроенный в виде костыля, по преданию, принадлежал самому преподобному.

http://sobory.ru/article/?object=02428

Тщательная обработка этой книги, ее чистый церковно-славянский язык русского типа – создали ей славную историю во всех краях русской земли и даже за ее пределами 192 , больше раздвинули пределы литературного в то время русского слова, чем какая-нибудь другая книга московской печати. Из Заблудова, после смерти Ходкевича (1569 г.), Иван Федоров переехал во Львов, там снова издал Апостол(1573–74 г.), по тексту и шрифту похожий на московский Апостол 1564 г., снабдил этот Апостол большим количеством статей и предисловием, с изложением своих неудач в печатном деле в Москве; этот Апостол также лег в основу последующих русских изданий этой книги, также послужил укоренению и господству русского типа церковно-славянского текста далеко за пределами Москвы. Такое же значение имели и издание Ивана Федорова в Остроге Псалтири с Новым Заветом 1580 г. и в особенности Острожская Библия. Мы уже говорили ранее о высоком культурно-историческом значении текста Острожской Библии, како целой эпохе в библейской и церковно-бытовой области не только для Руси, но и для всего славянства. Без мудрых замыслов и государственных потрясений, волею проникновенного печатника, при содействии высокого покровительства и доброго сотрудничества, создан был великий церковный и национальный монумент – сокровище и оплот языка, мысли и духа на целые столетия и целые страны. Имя вдохновенного начинателя печатных изданий священных текстов окружено в истории заслуженной благодарностью и неувядаемой славой. Можно указывать на благоприятные внешние обстоятельства, помогавшие деятельности первого печатника: он был начинателем дела, его не стесняла пережившая свой век традиция; он мог пользоваться в Москве руководствоми содействием тогдашнего просвещенного митрополита всероссийского Макария; мог иметь под руками все лучшие списки подлежавших изданию книги несомненно пользовался исправлениями в этих книгах, сделанными Максимом Греком . Но все это не заслоняет и не умаляет заслуг и достоинств первопечатника: все эти благоприятные обстоятельства только способствовали улучшению, а не создавали его дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

Около 1570 г. шляхтич Василий Тяпинский напечатал в своем поместье Тяпино близ Полоцка Евангелия от Матфея и Марка на двух языках – церковнославянском и простой мове (белорусском). Издание представляет собою плод серьезной работы по глоссированию, сравнению, объяснению Св. Писания. Оригиналом для перевода на простой язык послужил текст польской Библии Симона Будного (Несвижь, 1572). Сохранилось два экземпляра (РНБ, Поп 1.1.29 и в Архангельском краеведческом музее). В год издания Острожской библии в селе Хорошеве близ Острога Валентин Негалевский осуществил перевод Евангелия с польского издания Мартина Чеховича (Краков, 1577) на простую мову (ркп. в Центр, науч. б-ке в собр. Михайловского Златоверхого монастыря, Киев). § 15. Острожская библия (ОБ) Как известно, московский печатник Иван Федоров издал первые на Руси точно датированные печатные книги – в 1564 г. Апостол, в 1565 г. Часовник, затем уже в западной Руси в 1569 г. Учительное евангелие, в Заблудове, и во Львове в 1574 г. Апостол и Букварь. В 1575 г. он поступил на службу к князю Василию-Константину Константиновичу Острожскому. В 1576 или 1577 г. в Остроге возник славяно-греко-латинский коллегиум. Ректором этой академии был Герасим Смотрицкий, которому принадлежит второе предисловие в ОБ и стихотворение. В работе над изданием участвовали Василий Андреевич Суражский (Малюшицкий), некий Алексей, протестантский публицист Мотовило, ученые греки Дионисий Палеолог-Ралли (митрополит Тырновский), Евстафий Нафанаил, Феофан Эммануил Мосхопул; известны имена также и других лиц, способствовавших изданию ОБ. В 1578 г. Иван Федоров издал в Остроге Букварь и Новый Завет с Псалтырью (Исаевич 1990). В 1580 и 1581 гг. здесь была опубликована ОБ (в разных экземплярах встречаются одна или другая из этих датировок). Текстологические проблемы, с которыми столкнулись издатели в своей работе, точно охарактеризованы в предисловии следующим образом: 1) православным славянам не было известно полное собрание ветхозаветных книг на церковнославянском языке, но из Москвы издателям удалось получить полную Библию, з греческа языка множае пяти сот лет на славенскии преведеную еще за великаго владимера, крестившаго землю рускую;

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

На Соборе 1564 г.: архиепископы – Новгородский, Ростовский и Полоцкий, епископы – Суздальский, Смоленский, Рязанский, Коломенский, Сарский и Пермский; на Соборе 1572 г.: архиепископы – Новгородский, Ростовский и Полоцкий, епископы – Пермский, или Вологодский, Суздальский, Смоленский, Рязанский, Тверской, Коломенский и Сарский; на Соборе 1580 г.: митрополит, архиепископы – Новгородский, Казанский и Ростовский, епископы – Вологодский, Суздальский, Смоленский, Рязанский, Тверской, Юрьевский, Коломенский и Сарский. Наконец, сохранилась одна полная роспись всех восточнорусских епархий в последние годы царствования Uoahha IV , в которой перечисляются: митрополит Московский и всея России, архиепископы: Великого Новгорода и Пскова, Казанский и Астраханский и Свияжский, Ростовский и Ярославский, Полоцкий и Великолуцкий; епископы: Вологодский и Великопермский, Суздальский и Торусский, Смоленский и Брянский, Рязанский и Муромский, Тверской и Кашинский, Коломенский и Каширский, Сарский и Подонский, Юрьева Ливонского и всей земли Вифляндской. Пределы наших тогдашних епархий с точностию нам не известны. Но главнейшие места, подлежавшие управлению каждого из иерархов, обозначались в самих их титулах, как показывает только что представленная нами роспись. Некоторые епархии были слишком обширны и растянуты. Например, к епархии митрополита, кроме Москвы, Владимира, Нижнего Новгорода, принадлежали еще, между прочим, Дмитров, Кострома, Галич, Грязовец, Пошехонь, даже Череповец и Вятка. Епархия Новгородского владыки обнимала собою не только все бывшие новгородские владения, но и Волоколамскую область и некоторые места Вологодского края. Духовная власть Ростовского архипастыря простиралась на Белозерский край с его многочисленными монастырями, на Устюг и Сольвычегодск. Пределы некоторых епархий иногда изменялись. Епископ Сарский и Подонский по свержении Россиею ига монгольского, когда самый Сарай был разрушен, переселился в Москву на Крутицы, получил в свое управление новые места, находившиеся в нынешних губерниях – Орловской, Тульской и Смоленской, и иногда назывался Крутицким и Подрельским, удерживая, впрочем, постоянно и свое прежнее, древнее название.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010