Синодом, a Камер-коллегия и Приказ, существовавший до 1720 г. под ведением государства,—что даже в ведомостях, присланных в Синод в разные времена из Камер-коллегии, показывается неодинаковое количество дворов. Так в ведомости, присланной в 1721 г., означено 1532541/2 двора, в окладных табелях 1720, 1721 и 1722 г. 1505991/3 двора, — в ведомости о рекрутском наборе на 1722 г. 1456561/2 дв.,—для канального сбора 1505991/3, по переписным книгам 186 и 1710 г. присланным из Коллегии,—1509781/3 дв., по тем же книгам, сохранившимся в Приказе, 142107,—a по ведомостям и репортам из провинций и епархий, на основании переписи 186 г., 1444921/2 двора,—на основании переписи 1710г. за синодским ведомством должно числиться только 383841/2 двора- по исчислению Монастырского Приказа на основании переписи 186 и 1710 г. всего должно быть в ведении Синода 1534465/6 дворов, по счислению канцелярии св. Синода или 141160 дв. или Окладные табели, присланные из Камер-коллегии, по указанию Монастырского Приказа и усмотрению св. Синода, также переполнены Если в общих итогах те и другие ведомости были весьма не точны, то еще более неопределенных и разноречивых указаний замечалось в частностях относительно отдельных провинций. Наконец Монастырской Приказ рассмотрел по поручению св. Синода и ведомость о недоимках, которые числит за его ведомством Камер-коллегия, и составил объяснительную записку о них. Недобор государственных сборов в синодских вотчинах Камер-коллегия приписала,—такого рода объяснения представляются в доношениях Монастырского Приказа и в докладах св. Синода,— приписывает в вину Монастырскому Приказу. Но Монастырской Приказ с 21 авг. 1720 г. до 14 февр. 1721 г. вовсе не существовал. В течение этого времени, как и до восстановления, полного образования, и открытия действий Приказа, должны были сбирать подати с вотчин синодального ведомства камериры камер-коллежские. Они действительно и сбирали,— притом с излишками против окладов. Но Камер-коллегия передала вотчины в ведение Синода с недоимкою в количестве 481747 р.

http://sedmitza.ru/lib/text/439448/

- Прибирайте се мари-и, хайтите са си отишли! (Эээй, приходите домой, разбойники ушли!) Один по одному ореховцы начали вылезать из пещеры. Вскоре же они поняли, что их обманули, и снова скрылись, но убежище их было замечено. Некоторое время турки ждали, пока они снова выйдут, наконец главарь орды приказал заложить вход в пещеру сосновыми ветвями с мокрой соломой и листьями, и поджечь. Дым наполнил пещеру, но люди предпочли мучительную смерть отречению от веры. Оттого пещера получила название " Человешката дупка " . 8 июля 1720 г. (ст.ст.) на площади в селе Райково за Христа были избиты 200 душ. Об этом свидетельствуют " Исторические записки " : " Около 1720 года, в правление султана Ахмеда III, в верхней части с. Райково жил один турок из Анатолии по имени Селим-ходжа. Он пользовался большим доверием у султана. В одном своём донесении ему, тот сообщил, что райковцы не являются верными ему подданными и постоянно бунтуют, беспокоят власти и препятствуют исламизации родопского населения. Тогда султан приказал наказать непокорных селян. Селим-ходжа воспользовался этим повелением, собрал около 200 душ наиболее видных райковцев на сельской площади, и объявил, что для смягчения гнева султана они должны принять мусульманскую веру, или в противном случае угрозил их смертью. Райковские первенци упорно отвергли всяческие увещевания к тому, чтобы потурчится, и заявили, что ни за какую цену не откажутся от своей веры. Тогда по данному знаку окружавшие их турки набросились на них и убили всех до одного. Это случилось 8 июля 1720 года. Радуйся, село, раю тезоименное, где твои верные чада сподобились райских селений! В Каноне на вечерне подготовляемой уже службы Болгарским новомученикам так воспевается их подвиг: " Первенцы райского погория, кровию освятисте стогны селения вашего, мужески Христа пред зверонравными исповедающе агарянами, темже яко сугубосотное ликостояние пред престолом Божиим о нас, пречуднии, молитеся Христу! " Примерно в те же дни в местности " Поляне " был повешен турками священник села Езерово, иеромонах Варлаам Святогорец. Не одна светлая звезда мученической святости из Афонских пределов озарила нашу страждущую землю!

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В сенатском деле имеется канцелярская справка, в которой сказано; «а в протокольной записки сего 721 года генваря 3 дня царское величество указал по именному своему великаго государя указу оные проекты переправить против прочих коллежских, как пристойно, и проектом не писать, а писать регламентом. И со оных регламентов списав и выправя, что надлежит, послан из Сената к Феофану, епископу Псковскому, для поправки ж копия марта 3-го дня 521 и сего мая по… число в Сенат не прислано» 522 . Один исследователь о Святейшем Синоде принимает эти слова канцелярской справки с полною верой, не видя в них несообразностей 523 . Но что эта справка не может быть отнесена к 1721 году, видно из того, что в 1721 году Феофан был уже архиепископом, а не епископом, третьего января, как будет видно ниже, регламент еще не был объявлен в Сенате после его подписания епархиальными иерархами, а третьего марта не было смысла посылать регламент для поправок, уже после открытия Синода. Кроме того, невероятно, чтобы высочайшее повеление, данное третьего января, было исполнено только третьего марта. С другой стороны, справка не может относиться и ко времени ранее 25 февраля 1720 года, когда впервые стала известна государева воля, чтобы было два экземпляра проекта духовного регламента, а не один. Таким образом, 1721 год признать нельзя, январь месяц также признать нельзя. Остается справку выправить так, что она относится не к 3 января 1721 года, а к 3 марта 1720 года, когда оба экземпляра регламента были уже подписаны, но оба еще оставались в Петербурге, прежде чем один из экземпляров был послан для подписи в епархии с подполковником Давыдовым 18 или 20 марта 1720 года. Получив подлинный экземпляр, а не копию (как и хотел сказать сначала автор справки, написав: послан, затем усомнился и написал копия вышло: послан копия), Феофан оторвал первый лист, или два, или три, и заменил их новыми, с заголовком «регламент», а не «проект» регламента, сделанным по образцу первых листов в регламентах других коллегий. По крайней мере, в подлинном экземпляре духовного регламента, хранящемся в Синоде, первые два полулиста написаны иною, чем другие, рукою и иными даже чернилами, и подклеены к остальной тетради особо, так что первый лист, два полулиста, составляют особую тетрадь, затем идет тетрадь уже сразу в пять листов, или десять полулистов; затем полулисты 14, 15 и 16 опять подклеены одиноко, а за ними идет цельная тетрадь в 14 полулистов. Таким образом, первый лист подлинника подклеен, по-видимому, вместо прежних трех полулистов, оторванных. Правда, нужно заметить, что весь экземпляр регламента, хранящийся в Синоде, писан разными почерками и, очевидно, не раз пополнялся вставными листами. Во всяком случае, в окончательном своем виде он пронумерован правильно, и скрепа на первом листе также имеется. Сделана скрепа на этом листе, если только что высказанное предположение признать правильным, впоследствии, конечно, после исправления.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Далее в этих инструкциях идет речь о содержании в Китае постоянного консула, который бы примирил в Пекине русских с китайцами и от себя мог посылать в разные пункты богдыхановой империи «консулей», о торговых делах и др. Подарков богдыхану с Измайловым было послано на 5000 р., а для миссии с ним были посланы книги церковные. В секретари ему был назначен иноземец Лоренс, а в переводчики дан Иван Кременевский; с ним, ради богдыхановой просьбы, послан был и лекарь, англичанин Бель. «Едучи» в Китай, «по пути он, Измайлов, должен был смотреть их (китайцев) города и разведывать искусно о войсках их, какия и в котором месте, и по скольку имеют, и какого оружия». А по приезде в Китай, хотя бы чрез иезуитов, домогаться, чтобы прием ему сделан был достодолжный. А иезуитам велено сказать, что если они в этом ему посодействуют, то им дозволено будет посылать свои письма на родину через Сибирь и что «Царское Величество будет воздавать их социетету во всяких случаях милость свою». Чрез них, иезуитов, Измайлов уполномачивался заявить китайцам, что «так (то есть достодолжным образом) послов Его Царскаго Величества и цезарь римский, и иние монархи принимают», и что «в том никакого предосуждения чести его богдыханова величества не будет, ежели (он) от такого великаго Монарха министра с почтением примет; но что то обыкновенная учтивость между такими монархами есть» 63 . Известие о смерти начальника первой Пекинской миссии, архимандрита Илариона, пришло в Петербург еще до отправления в Китай Измайлова. Поэтому ему поручено было взять временно с собою в Пекин для совершения служб Божиих настоятеля Иркутского Вознесенского монастыря, архимандрита Антония Платковского. Выехал из Петербурга Измайлов в половине июля 1719 г., а в Иркутск прибыл в половине мая 1720 г. В ожидании же дозволения богдыхана приехать в Пекин, проживал 14 недель в Селенгинске, и только во второй половине ноября 1720 г. торжественно вступил в столицу богдыхана. Принят он был Кан-си очень милостиво и представлялся ему потом несколько раз. Во время этих представлений он неоднократно, при посредстве иезуитов, беседовал с престарелым китайским самодержцем, так все время благоволившем к нему. Для него богдыханом устраивались разные празднества и охоты. Но те же иезуиты, при посредстве которых он беседовал с богдыханом, несомненно и повредили ему потом в переговорах с китайским трибуналом. На конференции его китайскими министрами, происходивших с половины ноября 1720 г. по март 1721-го, он едва мог добиться дозволения на время оставить в Пекине русского агента Ланга. Разрешение же на постройку православной церкви в Пекине ему дано не было. Последователи Игнатия Лойолы и представители других монашеских орденов римской церкви, проживающие в то время в Пекине, видимо, и на этот раз, сберегая свои интересы, всеми мерами постарались воспрепятствовать служителям греко-российской православной церкви утвердиться в столице богдыхана.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Царь велел отвесть учредителям двор, дозволял набирать в компанию желающих и отдал им завод на 30 лет. Учредители просили, чтобы царь запретил другим лицам торговать этими товарами, которые они будут производить. Царь обещал, но с условием, если они через год подадут ему записку, что у них есть чем содержать завод. Другая полотняная фабрика в 1720 году была отдана, с привилегией на 30 лет, в компанию, директором которой был голландец Томес. Каждый компанейщик при поступлении давал от себя вклад в общий капитал тысячу рублей и, состоя в компании, освобождался от выбора в службу. Компания имела право приглашать заграничных мастеров, заключать с ними контракты, выписывать из-за границы все нужные материалы, но с платежом пошлин. Компании давалось право беспошлинной продажи своих товаров, сроком на пять лет, но оптом, а не враздробь. Для распространения искусства делать полотна компания имела право брать из русских в ученики и работники, но с тем, что взятый ученик должен был пробыть на фабрике сначала в качестве ученика три года, а потом уже подмастерьем. 24 мая 1720 года в Москве поручена была иностранцу Тиммерману парусная фабрика. Он получал из казны двадцать тысяч рублей, с обязанностью доставлять в адмиралтейство по три тысячи кусков парусины в год, а остальную парусину, выделываемую у себя, мог продавать в народ и деньги, взятые с продажи, доставлять в фабричную казну, как царское достояние: себе же за труд получал он 10%. Июня 18-го того же года запрещено из-за границы привозить коломенки и другие полотняные ткани низших сортов, а высшие позволено в тех видах, что в России в то время выделывались только низшие сорта. 16-го ноября 1720 г. повелено отпускать за границу русский холст и полотна, но не узкие, а широкие. По свидетельству иностранца Вебера, посетившего Россию в царствование Петра, приготовляемое в России полотно из туземного льна не уступало в достоинстве голландскому полотну. В июне 1717 года поручено было подканцлеру Шафирову и тайному советнику Толстому учредить в России фабрику всяких шелковых материй и парчой, которые они должны были обрабатывать через нанятых во Франции мастеров.

http://sedmitza.ru/text/443445.html

В дек. 1712 г. в Померании швед. армия фельдмаршала М. Стенбока разбила датчан у Гадебуша и двинулась на Бремен. Подошедшие корпус Меншикова и саксонцы отбросили шведов в Шлезвиг, где в мае 1713 г. они капитулировали. В том же году Померания была занята союзными войсками, в руках шведов оставался лишь Штральзунд. Однако в кон. 1713 г. П. А. отозвал корпус Меншикова и главный удар перенес на Финляндию. В июле 1713 г. корпус Апраксина при поддержке гребного флота овладел Гельсингфорсом (ныне Хельсинки), а в авг.- Або (ныне Турку), и к осени все юж. побережье Финляндии было занято рус. войсками. 6 окт. 1713 г. отряд ген.-лейтенанта М. М. Голицына-старшего разбил главные силы шведов под командованием ген. К. Г. Армфельта в сражении при сел. Пялькяне, а 19 февр. 1714 г.- под Лаппола и овладел г. Васа (Вааса). В июле 1714 г. рус. флот нанес тяжелое поражение шведам в Гангутском морском сражении, в авг. рус. войска заняли Аландские о-ва. В результате рус. побед 1713-1714 гг. шведы были окончательно вытеснены из Финляндии и созданы условия для перенесения военных действий на территорию Швеции. В дек. 1715 г. союзники овладели Штральзундом, в апр. 1716 г.- Висмаром; швед. владения в Германии были разделены между Данией, Пруссией и Ганновером. В июле 1717 г. рус. десант высажен на о-в Готланд, на суше рус. войска вступили на территорию Швеции и достигли Лулео. В том же году П. А. добился того, что Франция отказалась от союза со Швецией, и Карл XII был вынужден пойти на переговоры. В мае 1718 г. открылся Аландский конгресс. После долгих переговоров шведы согласились на условия рус. стороны, но 30 нояб. 1718 г. Карл XII погиб при осаде крепости Фредрикстен (Норвегия), и к власти в Швеции пришла партия, опиравшаяся на поддержку кор. Ульрики Элеоноры. Швеция отвергла условия мира, и война возобновилась. В 1719 г. войска Апраксина и галерный флот опустошили швед. побережье севернее и южнее Стокгольма. 24 мая 1719 г. рус. эскадра разгромила шведов в Эзельском бою. Швеция находилась на грани полного истощения, ее ресурсы иссякли. 9 нояб. 1719 г. Швеция подписала союзный договор с Великобританией, не желавшей утверждения России в Прибалтике, и с Ганновером. 29 февр. 1720 г. кор. Ульрика Элеонора отказалась от престола в пользу мужа, герц. Фредрика Гессенского, сторонника прекращения войны. 7 янв. 1720 г. Швеция заключила мир с Саксонией и Речью Посполитой, 1 февр.- с Пруссией, 14 июля - с Данией. Великобритания неоднократно пыталась спровоцировать столкновение с рус. флотом и уничтожить его, но П. А. сумел предотвратить войну с ней и сорвал ее попытки втянуть в войну против России др. страны. 27 июля 1720 г. галерный флот ген.-аншефа М. М. Голицына-старшего одержал победу в Гренгамском сражении Швеция была вынуждена заключить Ништадтский мир 30 авг. 1721 г.

http://pravenc.ru/text/Петр I ...

б) Ландратский сбор, При учреждении ландратов им назначено было денежное и хлебное жалованье, которое они сами выбирали с крестьян. Денег положено было по гривне с двора, хлеба по получетверику, как ржи так и овса. Но по именному указу 28 января 1719 г. указано «положенные деньги на дачу жалованья в долях ландратам и комиссарам и прочим приказным людям и другим служителем по гривне с двора, да за хлеб деньгами по тамошней (по местной) настоящей средней цене, где тот хлеб сбирать будет, на 719 год собрать и впредь по вся годы сбирать с дворового числа по прежнему». В 1720 году, по указу сенатскому, «оные гривенные и за хлеб деньги велено собирая отдавать в рентереи, a из рентереи присылать с другими сборными книгами, расписав имянно, в штат контор коллегию, a что когда собрано и в рентерею отдано будет, в штате контор коллегию в репортах писать Вследствие перемены в этом сборе по указу 1719 г. приходилось с двора по 5 алт. 1/4 д. и в) Сбор «за пустые дворы» или «за пустоту». Известно, что в течение первых 15 лет XVIII столетия произошла громадная убыль в количестве дворов против переписных книг 186 г. Пустые дворы оставались не занятыми. Правительство, сбиравшее подати с дворов жилых, терпело недостаток в сборах от множества пустых дворов. Поэтому оно в вознаграждение себе за потери от них ввело особый повсягодный налог с означенным именем, или иногда с прибавлением «в помощь другим» провинциям или губерниям. Налог этот появился в 1716 или 1717.году и продолжался до подушного оклада. В 1717-м году за пустые дворы сбирали с жилых дворов по 5 г) Сбор в городовую канцелярию или на приказный расход. Он смешивается иногда в документах с ландратским сбором. Но нет сомнения, что они были два разные налога. В городовую канцелярию платили во всех ведомствах одинаково, по 9 алт. 31/2 деньги с д) Сбор в армейские полки на мясоедные дни по 6 е) На дачу работникам в С.-Петербурге. Этот сбор был сначала запросным, до 1714 года назывался полуполтинным или четвертным, потому что он взимался в количестве 8 алт. 2 д., — в 1715 года сделался иногда он возвышался до 11 алт. 4 д. с В 1720 году сбор этот еще возвышен вследствие того, что натуральная повинность для строения в Петербурге и окрестностях его, которую несли некоторые московские провинции, заменена по сенатскому указу денежным В тоже время этот сбор слился с другими, которые до этого времени были отделены от него, —a именно:

http://sedmitza.ru/lib/text/439439/

ж) На дело кирпича и на припасы к городовым делам. В 1704 году Монастырскому Приказу предписано было поставить с тех монастырских вотчин, в которых были каменщики и кирпичники, кирпичников и каменщиков для постромки в городах, a с вотчин, где не было таких мастеровых, собрать по В 1717 году на дело кирпича сбиралось по 2 алт. 4 з) На покупку всяких припасов при городовом строении и мастеровым людям на жалованье по 8 и) На известное сжение по полуосмины деньги, или на Все четыре означенные сбора превратились в 1720 г. в один, который наложен на все государство в количестве 300,000 руб. По раскладке на дворовое число, сделанное в Камер-коллегии, пришлось по 9 алт. по получетверти деньги с й) Кроме всех означенных окладных и повсягодных сборов всегда взималось при сборах в пользу сборщиков. Сборщики записывали взятое в свою пользу в отписи. Кажется, долго не было определено, сколько они могли брать за свои труды. В 1717-м году, как оказывается по документам, указный процент в их пользу и на приказные расходы был по 3 деньги на Таким образом этот процент можно отнести к повсягодным сборам. 3) Канцелярские сборы весьма трудно подвести под какие-нибудь общие положения. Иногда называются в документах этим именем упомянутые нами сборы «в Городовую Канцелярию», или «на приказные расходы», или «в Дворцовую Канцелярию», а иногда сборы, назначенные указами из канцелярии сената. Иногда они помещаются с этими именами в числе повсягодных, a всего чаще в числе запросных. Потому мы не перечисляем канцелярских сборов здесь отдельно, относя их к другим категориям, повсягодным и запросным; но нашли нужным сделать замечание о них под особою категориею, потому что в документах название их часто встречается и поставляет исследователя в недоумение относительно их значения. 4) Запросных сборов, нарядов и повинностей было весьма много в течение 1700—1720 годов. Без преувеличения скажем, что их нельзя перечислить. Разнообразие их равняется разнообразию натуральных предметов, какие нужны были русскому государству в означенный период.

http://sedmitza.ru/lib/text/439439/

531/2 к., в которой она сама должна признать себя виновною. По этому этой недоимки не следует и ставить в вину Приказу. За тем, когда Приказ открыл свои действия, он встретил множество препятствий со стороны Камер-коллегии в отправлении государственных сборов, так что недоимка на церковных вотчинах явилась по вине коллегии. Но если рассмотреть указываемую ею недоимку, то оказывается, что на самом деле ее гораздо менее, чем как показывает коллегия. Прежде всего непонятно, на каких основаниях установили Камер-коллегия и Штатс-контор коллегия оклады на церковное ведомство. Та и другая в 1722 году доносили св. Синоду, что особых окладных книг для синодального ведомства у них не имеется. Притом в показаниях их, сделанных ими в разные времена, о количестве дворов крупные разноречия; эти показания колеблются между 141160 и 153254 дворами. Самые оклады обозначаются не одинаково: на 1720 год окладе показан в 623447 р. 713/4 и на 1721 год в 697404 р. 34 к. на 73956 p 313/4 и более против 1720 г., a на 1722 год 655581 р. 86 к., — против 1720 г. более на 32134 p. 151/4,. к. — Камер-коллегия не показывает, откуда происходит такая разность в окладах.—В общей сумме окладов числятся, по расположению Камер-коллегии, такие поборы, которые основаны в такое время, когда Приказ не действовал (напр. на Санкт-петербургский провиант на 1721 г. в два наряда по рублю, по 13 алт. 5 м., на канальное дело по 6 алт. 4 д. и др. состоявшиеся по указам из Камер-коллегии). Мало того, Монастырской Приказ имел уведомление послушными из Синода указами, что эти сборы должны отправляться определенными из Камер-коллегии чиновниками, которые сбирали и на которых следует взыскивать сбор. В означенных итогах поставлены такие оклады частные, которые уже давно отменены (напр. сбор на драгунских лошадей с московского духовенства). Внесены оклады в ту же сумму и за такие местности, которые, еще неизвестно, переданы ли они в ведение Синода (напр. г. Олонец). За тем со стороны Приказа и по сведениям у него имеющимся, собрано с его ведомства по февраль 1723 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/439448/

Дело 1720 г. В Земской канцелярии. О записке духовной тульской помещицы Хомяковой. Рукоприкладствовали духовный отец, шесть свидетелей, писец; писана у Крепостных дел на Туле. О допросе послан указ на Тулу стольнику Ивашкину (судия от Юстиц-коллегии). Спор наследницы о незаконности и о нездравом уме. Спорная челобитная о розыске подана Ивашкину и в Земскую канцелярию. Велено: за спором ту духовную, когда пришлется из Тулы, не записывать. Свидетели подтвердили. Допрашиван и надсмотрщик Крепостных дел. Выписано между прочим Закона Градского грань 21 в гл. 49 на листе 40:45: аще кто грамоте умея и пр. По получении допроса помета: записать духовную. Затем спорщик вновь подал челобитную о составе духовной и о проч. Велепо: ведаться судным допросом, а прежнюю помету о свидетельстве духовной отставить. Дело 31 1720 г. В Земской канцелярии Челобитье государева истопника Якова Филимонова. Живет у него по жилой записи с порукой·брянский посадской человек с 1719 г. сроком на пять лет без найму из одежды и из обуви; а будет он, Василей Ив. Беляев, похочет, живучи в доме моем, жениться, также и я, ежели похощу его женить на дворовой своей девке, и за тое женитьбу жить ему в доме моем другие пять лет и дать вновь на себя жилую запись – работать, не пьянствовать и проч. Филимонов жалуется, что он его не слушает, не работает, неосторожно обращается с огнем, говорит ему и домашним его грубости, отлучается без спросу, покидает свое дело и проч.; слался на свидетелей. Беляев сыскан в канцелярию и допрашиван. В допросе от всего отрекся, говоря, что живет исправно, слушается и работает; а на свидетелей истцовых не шлется, для того что они живут у него, истца, в доме. Тем не менее, без всякого исследования и без спросу свидетелей, состоялась следующая помета 1 апреля 1720 г., (даже и записи не было представлено): по указу великого государя приводному за непослушание хозяина своего учинить ему наказание, бить батоги и, взяв приводные деньги, отдать хозяину его с распискою, чтоб ему по записи, которую он и расспросом своим не спорил, доживать у него урочные годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010