Посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются (Мк. 4, 16-17). Это люди, которые, услышав слово Божие, сразу же поняли его, уразумели все. Умом они приняли его, но сердце-то их не отзывчиво к добру, холодно оно; умом они понимают, что надо любить ближних, будь то даже враги наши, и что надо благо творить им; они сознают, что надо прощать всем и не гневаться ни на кого, что надо за причиненное зло воздавать добром; но как только приходится им доказать все это на деле, то росток слова Божия и засыхает в них, и они оказываются бессильными согреть его в холодном сердце своем. Они охотно принимают благую весть о вечном блаженстве в Царстве Небесном; но когда приходится для достижения этого блаженства изменить привычный образ жизни, отстать от грехов, вести упорную борьбу с искушениями, претерпеть лишения, а иногда и гонения за веру, то оказываются малодушными, бессильными в борьбе со злом; они падают духом, вера их ослабевает, и как гибнет под палящими лучами солнца растение, не имеющее корня, так гибнут и надежды их на Царство Небесное. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Семя это упало не в разросшиеся кусты терния, а в такую почву, из которой они выкорчеваны, и которая достаточно хорошо распахана, но только корневища терновые не все извлечены. Если бы Иисус Христос подразумевал здесь разросшиеся уже кусты, то не сказал бы — и выросло терние. После посева по земле, казавшейся хорошо разработанной, оставшиеся в ней корни терния прорастают; всходит и посеянное семя; но быстро растущие побеги терния заглушают его, лишают света, поглощают всю влагу из почвы и не дают посеянному правильно развиваться; вырастает из него тощий стебель, который не дает колоса и зерна. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода (Мк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Скачать epub pdf Седмица 5-я по Пасхе О пшенице Господней Неделя 5-я по Пасхе Ин. 4:42 Однажды на пути в Галилею Господь Иисус Христос остановился у колодца близ города Самарии. Когда ученики ушли достать что-нибудь поесть, к колодцу за водой подошла женщина, и Господь заговорил с ней. Когда же вернулись ученики и женщина ушла, Господь сказал: «Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступила жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве». Господь сказал так, потому что немногие вопросы, заданные самарянкой, немногие слова, ею сказанные, – напоминают спелые зерна, уже готовые при первом прикосновении отделиться от колоса и войти в Господню житницу. Разговор начался с того, что Господь просто попросил пить, и другая просто дала бы Ему воды, не рассуждая, кто Он и какой веры. Но эта удивленно спросила: «Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня самарянки? ибо иудеи с самарянами не сообщаются». И этот ответный вопрос был первым зерном в Господнюю житницу, потому что обнаружил, что для самарянки есть нечто высшее телесных потребностей, есть религиозные законы, и она искренне удивлена, как может этот серьезный, благочестивый человек нарушать их? Если бы женщина просто дала Ему воды, то разговор не возник бы; а тут – Господь продолжает и говорит: «если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай мне пить; то сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду». Женщина удивилась: «Господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок; откуда же у тебя вода?» – и этих словах еще нет ничего особенного, но тут же она прибавила: «Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его?» А это уже – второе зерно в житницу Господню: этот вопрос обнаружил, что женщина помнит о своих корнях, о своих праотцах, помнит, что от кого унаследовала. Но вот Господь говорит ей нечто более трудное для понимания. Он говорит, что здесь в пустыне у Него Самого есть живая вода, и кто будет пить Его воду, «тот не будет жаждать вовек», и что вода эта сделается в нем – «источником воды, текущей в жизнь вечную».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Следует особо сказать о глубоком сакральном смысле «снопа возношения».Свят.Кирилл Александрийский (+ 444 г.), составивший первую таблицу дней Св. Пасхи на 95 лет по александрийской пасхалии, писал: «Сноп есть начаток жатвы и знамение нового благоплодия Возношением же Богу делать это повелел поселившимся уже на земле обетованной для того, чтобы в том уразумеваем был Христос И сноп может быть понимаем иносказательно. Полевым колосьям можно уподобить род человеческий, восходящий, так сказать, из земли и ожидающий приличествующей ему полноты, а с течением времени срезаемый, в чем он и находит себе смерть. Христос же соделался подобен нам, возникши из Святой Девы наподобие колоса. Поэтому и сам Он называл Себя зерном пшеничным, говоря: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12: 24). Он же соделался и как бы приношением за нас Отцу и в смысле снопа, как бы начатком земли, чрез произведения свои, свидетельствующей о своем благоплодии. Колос, поименованный один, так же как и мы сами, не один только, но как сноп приносится, то есть как состоящая из многих колосьев одна связка. И это дело необходимо на пользу и представляет собою образ таинства. Ибо один есть Иисус Христос, но как бы в виде снопа представляется духовно как один из многих состоящий, каков и есть, так как Он содержит в Себе всех верующих, конечно, именно по единству духовному. Иначе каким образом блаженный Павел пишет, что мы совоскресли с Ним и спосаждены будем Ему на небесных? (Еф. 2: 6.) Поелику же Он соделался подобен нам, то мы соделались стелесниками Его и обогатились единством с Ним чрез тело. Поэтому мы говорим, что все мы заключаемся в Нем Итак, Христос есть сноп, как всех содержащий в Себе и за всех возносимый, и начаток человечества, совершенного в вере и долженствующего быть принесенным, наконец, в вышние и небесные сокровищницы. Приносить же сноп должно, говорится, на другой день (Лев. 23: 11), что значит: на третий день. Ибо Христос ожил из мертвых на третий день и своею силою восшел на небо, то есть в скинию истинную и во Святая Святых Новых же, сказано далее, да не снесте, даже до того дне самаго, дондеже принесете сноп (Лев. 23: 14). Ибо ни время закона, ни лик святых пророков не имел новой пищи, то есть учения Христова, равно как и самого обновления природы человеческой, разве только в одном предсказании. Когда же, наконец, Господь наш Иисус Христос воскрес и как бы вместо снопа в начаток от человечества принес Себя Богу и Отцу, тогда и только тогда и мы как бы в новую жизнь пересозидаемся. Ибо мы по-евангельски начинаем жительствовать в «обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим. 7: 6)»

http://bogoslov.ru/article/4733283

«Смерть не что иное есть, как долговременный сон» (св. Иоанн Златоуст ). «Как уснувший вечером пробуждается утром с обновлённой силой жизни, так уснувший смертью телесной пробудится в новую, бессмертную жизнь в день всеобщего воскресения» (Филарет, митрополит Московский). «Что наши могилы? Нива Божия, куда повергаются телеса, как семена, из которых неведомым для нас образом произрастёт некогда новое, бессмертное тело, как из малого сотлевшего семени дивно возникает красивый колос» ( 1Кор. 15:35–38 ). (Духовный цветник). «Червь приготовляет для себя гроб, заключается в нём и умирает; но с появлением благодатной весны из этого гроба возрождается лёгкая, блестящая бабочка, – и творение, пресмыкавшееся в прахе, порхает среди цветов благовонных; зёрнышко, брошенное в недра земли, раскрывается, возникает и красуется в виде золотистого колоса. Всё превращается и возрождается на земле, всё постепенно возвышается к совершенству. Человек ли, благороднейшее творение, подобие Вседержителя, будет несчастнее червя пресмыкающегося, беднее зерна ячменного! Нет! За пределами земного бытия простирается лествица к вечности» (Духовный цветник). «Никакие частицы наших тел, как бы ни были они рассеяны, хотя бы тела наши истлели, хотя бы были сожжены, не погибают для Бога. Они переходят в те стихии, из коих взяты рукой Вседержителя» (Блаж. Августин). «Богу легче, удобнее собрать прах тела человеческого, рассеянный по лицу земли, нежели нам собрать платье наше, раскиданное по комнате». (Иаков, архиепископ Нижегородский). 3.  Примеры воскрешения из мёртвых 1 . В Иоппии, что ныне Яффа, жила одна христианка, по имени Тавифа, известная своим трудолюбием и благотворительностью. Во время пребывания ап. Петра в Лидде случилось, что она занемогла и умерла. Её омыли и положили в горнице, и как Лидда не далеко была от Иоппии, то верующие, услышавши, что Пётр находился там, послали к нему двух человек просить его, чтобы не замедлил прийти к ним. Пётр тотчас пошёл с ними, и когда он прибыл, его ввели в горницу. Все вдовицы со слезами подошли к нему и показывали рубашки и платья, какие шила Тавифа, живя с ними. Пётр выслал всех вон и, став на колена, помолился, потом, обратившись к телу, сказал: «Тавифа, встань!» и она открыла глаза и, увидев Петра, села. Он подал ей руку и поднял её. Потом, призвавши вдовиц и прочих верующих, представил её им живую. Чудо имело большое влияние на жителей Иоппии, и многие уверовали во Христа ( Деян. 9:36–42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Увидев это, блаженный понял, что хотят убить его. И, глядя на убийц кротким взором, омывая лицо свое слезами, смирившись, в сердечном сокрушении, трепетно вздыхая, заливаясь слезами и ослабев телом, стал жалостно умолять: «Не трогайте меня, братья мои милые и дорогие! Не трогайте меня, никакого зла вам не причинившего! Пощадите, братья и повелители мои, пощадите! Какую обиду нанес я брату моему и вам, братья и повелители мои? Если есть какая обида, то ведите меня к князю вашему и к брату моему и господину. Пожалейте юность мою, смилуйтесь, повелители мои! Будьте господами моими, а я буду вашим рабом. Не губите меня, в жизни юного, не пожинайте колоса, еще не созревшего, соком беззлобия налитого! Не срезайте лозу, еще не выросшую, но плод имеющую! Умоляю вас и отдаюсь на вашу милость. Побойтесь сказавшего устами апостола: “Не будьте детьми умом: на дело злое будьте как младенцы, а по уму совершеннолетни будьте”. Я же, братья, и делом и возрастом молод еще. Это не убийство, но живодерство! Какое зло сотворил я, скажите мне, и не буду тогда жаловаться. Если же кровью моей насытиться хотите, то я, братья, в руках ваших и брата моего, а вашего князя». И ни единое слово не устыдило их, но как свирепые звери напали на него. Он же, видя, что не внемлют словам его, стал говорить: «Да избавятся от вечных мук и любимый отец мой и господин Василий, и мать госпожа моя, и ты, брат Борис, — наставник юности моей, и ты, брат и пособник Ярослав, и ты, брат и враг Святополк, и все вы, братья и дружина, пусть все спасутся! Уже не увижу вас в жизни сей, ибо разлучают меня с вами насильно». И говорил плача: «Василий, Василий, отец мой и господин! Преклони слух свой и услышь глас мой, посмотри и узри случившееся с сыном твоим, как ни за что убивают меня. Увы мне, увы мне! Услышь, небо, и внемли, земля! И ты, Борис брат, услышь глас мой. Отца моего Василия призвал, и не внял он мне, неужели и ты не хочешь услышать меня? Погляди на скорбь сердца моего и боль души моей, погляди на потоки слез моих, текущих как река! И никто не внемлет мне, но ты помяни меня и помолись обо мне перед Владыкой всех, ибо ты угоден ему и предстоишь пред престолом его».

http://pravoslavie.ru/63280.html

Чтобы уверить нас в будущем воскресении тел, апостол Павел использует образ зерна, брошенного в землю: «Скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело… Так и при воскресении мертвых» ( 1Кор.15:35-33,42 ). «Если семена прежде не умрут, не сгниют и не истлеют,- не произрастят колоса. И как ты, когда замечаешь, что семя подвергается порче и тлению, не только не сомневаешься, но тем самым еще тверже убеждаешься в его воскресении (ибо если бы семя осталось целым без повреждения и разрушения, то и не воскресло бы), так рассуждай и о своем теле», – также говорит Святитель Иоанн Златоуст . О 12 ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ и жизни будущего века. Истинно так. После всеобщего воскресения и Страшного суда, земля посредством огня будет обновлена, преображена. На новой земле будет установлено Божие Царство, как сказано в священном Писании, Царство правды: «Мы ожидаем, по обещанию Господа, нового неба и новой земли, где будет царствовать только одна правда» ( 2Пет.3:13 ). Святой апостол Иоанн Богослов в откровении о будущих судьбах мира, увидел «новое небо и новую землю» ( Откр.21:1 ). Ничего греховного, нечистого, несправедливого на новой земле уже не будет. И природа, и человеческое естество также обновится. Апостол Павел пишет, что тела людей будут подобны воскресшему телу Спасителя: «Наше же жительство – это на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа(нашего) Иисуса Христа, который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которой Он действует и покоряет Себе все. ( Флп.3:20,21 ). В Царстве Божиим не будет, ни болезней, ни страданий, ни скорбей. Что это будет за жизнь, как будет выглядеть новые небо и земля? Представить нам это трудно. Но, несомненно одно, что и Царство Божие, и жизнь в нем, будет несравнимо, несоизмеримо прекраснее всех нынешних земных красот и радостей.

http://azbyka.ru/obyasnenie-simvola-very

И вот оказывается, что накормишь. Если бы все, кому не жалко, – а таких громадное большинство, – ежедневно бы вносили по 5–10–20 к. на голодающих, т. е. ту сумму, которую каждый, не замечая, тратит на папиросы, на газеты, – если бы все сделали так – в России давно бы уж не осталось ни одного голодного. Чтобы облегчить забывчивым вносить эту плату, можно было бы городским управлениям (разумеется, с разрешения «высшего начальства») обложить население: добровольным ежедневным налогом в пользу голодающих. Пока этого нет, приходится радоваться хотя бы одному дню, когда сытый, утопающий в роскоши Петербург вспомнил о «колосе ржи» и о тех, кто, сам голодая, кормит нас, праздных, нас, развратных, нас, сытых – этим колосом. Народ-мученик терпит нас, прощает нам. Простит он и «колос ржи» – и с благодарными слезами, которых мы не стоим, за помощь скажет: спасибо. День «колоса ржи» прошёл, как говорится, «блестяще». Судя по тому, что на улицах не было ни одного человека – от расфранчённой барыни до последнего дворника, – у которого не красовался бы на груди «колос ржи», денег соберут много. Даже городовые и околоточные признали, что голод есть, и вставили в свои петлицы ржаной колос. Таким образом, ближайшая задача «праздника» – материальная помощь голодным – будет достигнута. Уже одному этому можно порадоваться. Но кроме «ближайшей цели» «праздника», можно порадоваться и другому – внутренней его стороне: день «колоса ржи» во многом и к лучшему отличался от дня «белой ромашки»! Не знаю, потому ли, что «голод» всем «понятен», или потому, что вина наша перед голодными уж очень очевидна, – но день «колоса ржи» не был в такой степени похож по настроению своему на «барскую забаву», как день «белой ромашки». Было много серьёзного, хорошего и подлинно народного. Был большой соблазн осудить «праздник» за некоторые внешние черты. В самом деле, разодетые барышни, продающие по «пятачку» ржаные колосья! Собирать на «голодных» и в то же время надеть на себя шубу, за один воротник которой «голодного» можно кормить целый год. «Ржаной колос», как живой укор, безусловно, «резал глаз» на фоне меховых муфт и бархатных туалетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Поскольку же в первоначальном бытии мира – о чем мы из Писания узнали – сначала, как сказано, «произвела земля растение травяное», а потом из ростка появилось семя и оно, упав на землю, выпустило из себя росток того же изначально созданного вида, апостол и говорит, что то же будет при воскресении. И не только тому мы от него научаемся, что к большему великолепию человечество переменится, но и что ожидается не что иное, как то, что было прежде. Раз не колос поначалу появился от семени, но семя от колоса, а после этого снова он произрастает из семени, согласно ясной последовательности событий в этой притче, непременно должно все по воскресении расцветающее для нас блаженство восходить к первоначальной благодати. Ведь мы, колосом своего рода сначала явившись, зноем зла были иссушены; земля же, воспринявшая нас, по причине смерти разрушившихся, в весну воскресения вновь нас явит, возведя колосом, – нагое это зерно телесное – великим и развесистым, прямым и к небесной выси вытянутым колосом, вместо стебля и остий украшенным нетлением и остальными из богоподобных признаков. «Ибо надлежит, – говорит, – смертному сему облечься в бессмертие, и тленному сему облечься в нетление». Нетление же, и слава, и честь, и сила признаются свойствами (божественной) природы. Что первоначально было по образу Божию, то и вновь ожидается. Первый колос – первый человек, Адам; из-за проникновения в него зла его природа разделилась на множество, как это бывает с плодом в колосе. Подобно этому каждый из нас, будучи лишен, как колос, своего вида и с землей смешавшись, вновь по воскресении возрастет в первоначальной красоте, вместо одного колоса бесчисленные нивы образуя. А добродетельная жизнь в том с порочной различье имеет, что те, кто в здешней жизни добродетелью себя возделали, сразу на ниве колосьями произрастут. А у кого по причине порока пропала всхожесть и сила душевного семени оказалась за время этой жизни поврежденной ветром, как у так называемых керасвол, которые, как говорят знающие люди, бывают бесплодными, – те хотя и прорастут при воскресении, но большую суровость со стороны Судии встретят за то, что не смогут подняться в виде колоса и стать тем, чем мы были прежде, чем пали в землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но все эти черты доказывают, что желание помочь – лицемерие. Господская жизнь так далеко ушла от мужицкой, что нет уже непосредственного сознания и чувства, что сеятель наш и кормилец действительно есть мужик, что все мы его хлеб едим, его труд «присваиваем». Дни идут за днём, и мы привыкаем к мысли, что вся наша просвещённая жизнь откуда-то с неба сваливается и что живём мы на «свои средства», а вовсе не на мужицкой шее. В глубине души у каждого остаётся всё же смутное чувство какой-то несправедливости, какой-то вины перед народом. Но чувство это вспыхивает с большей или меньшей силой только на минуты исключительные. И прежде всего, разумеется, в эпоху народного горя. У отдельных людей иногда свершаются неожиданные «перевороты» – они раздают «всё имение своё» и начинают жить с народом и как народ. Господская масса на такой подвиг, разумеется, неспособна. Слишком одряхлела она духовно, слишком изнежилась, развратилась, обессовестилась. Осудить за это очень легко. Но это уже общий грех , грех всей жизни, а не специально для «колоса ржи». Вот почему ржаные колосья рядом с блестящими туалетами, как бы это по внешности ни резало глаз, – в общем, свидетельствовали о хорошем. Не о перерождении душ, конечно, – уж какое там перерождение, – а об искреннем чувстве «стыда» перед голодным народом и об искреннем желании помочь ему. Многое было поистине трогательно. Особенно глубокое впечатление производило то, что колос ржи был не искусственный, как белая ромашка, – а настоящий. Я уверен, что многие петербуржцы впервые сегодня увидели настоящий колос ржи, – до сих пор знали его только по картинкам. И вот, этот колос у каждого в руках. У каждого в руках было именно то самое, над чем для нашей роскошной, праздной жизни всю жизнь свою трудится мужик и что мы отнимаем у него, заставляя умирать с голоду. Скрытая мысль эта чувствовалась во всём. И когда продавцы «ржаного колоса» подходили и говорили: «Пожертвуйте на голодающих!» – «жертвовали» не только те, у кого ещё не было в руках колоса, но и те, у которых были целые пучки. И не потому, что «неловко перед барышней», а потому, что стыдно перед теми, во имя которых просили «жертвовать».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

После сложных переговоров с родителями разрешение работать до полуночи было получено, и ровно в двенадцать часов аспирант Прося сказал: — Можете брать ваш катализатор и идти домой. И тут же забыл о своих помощниках. Даже вроде и не слышал, как Аркаша с Алисой благодарили его. А может, все слышал, но был уже занят другой проблемой. На следующий день Аркаша ввел катализатор в зерно пшеницы и высадил его в ящик. И случилось чудо. Алиса, которая стояла рядом с лейкой, наполненной водой с удобрениями, увидела, как из темной влажной земли показалась зеленая стрелка и потянулась вверх с такой скоростью, как жучок ползет по ветке. Алиса хоть и ожидала увидеть нечто подобное, но так удивилась, что забыла поливать росток. Аркаша выхватил у нее лейку. — Ты хочешь все загубить! — закричал он. На его крик в лабораторию вбежали сестры-близняшки Маша и Наташа Белые, заглянул на шум глупый, но любопытный питекантроп Геракл, а жираф Злодей сунул голову в открытое окно. Через час пшеница уже была взрослой. Стебель начал колоситься. Пашка Гераскин, который прибежал откуда-то взмыленный, сначала не поверил, что зерно посажено так недавно, а поверив, обрадовался и начал строить планы. Слушать его не стали, но и не прогнали — не чужой человек на биостанции. Тем же вечером пшеница созрела, пожелтела, зерна ее осыпались из колоса, а экспериментаторы разошлись по домам. Алиса позвонила аспиранту Просе и сказала ему: — Спасибо, катализатор действует. — Чепуха, — ответил Прося басом, — пустяки. Но видно было, что аспирант доволен. Когда Алиса на следующее утро забежала перед школой на биостанцию, там уже был Аркаша. Расстроенный — смотреть жалко. — Что случилось? — Что и должно было случиться, — ответил Аркаша. — Когда за дело берутся такие недоумки, как мы. И он показал на ящик с землей, где они вчера выращивали пшеницу. Ящик был полон пересушенной пыли, поверх нее лежал слой соломы. Алиса поняла с первого взгляда: когда они ушли, зерна, упавшие из колоса, начали прорастать — уже не одним стеблем, а целым лесом стеблей. Но вырасти они не смогли — не хватило воды. Они высосали воду из ящика до последней микрокапли и погибли.

http://azbyka.ru/fiction/gajdo-kir-bulyc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010