26 мая 2013 29 мая 2013 г. (среда) в 17.00 в конференц-зале Свято-Пантелеимоновского Храма г. Харькова (ул. Клочковская, 94) состоится Седьмая публичная лекция Эллино-византийского лектория при Свято-Пантелеимоновском храме «О трансформации церемонии погребения в античном Херсонесе – византийском Херсоне». С распадом Советского Союза в обществе наблюдалось усиление интереса ко многим религиям, и в том числе к неоязычеству. Последнее сейчас представлено в России сектами различных идейных направлений, общей чертой которых является ненависть к христианству, обвиняемому в уничтожении величия русского народа. Язычеству же, напротив, усваиваются качества гуманности, благородства, чистоты, а также умение пребывать в гармонии с природой. В данной работе протоиерей Сергий Стаценко приводит разбор письменного свидетельства государственного чиновника Ахмеда ибн-Фадлана из арабского Халифата, датируемого 922 годом, с целью показать истинное лицо русского язычества. 27 октября 2012 Тюрин А.И. Сокровенный Египет в Британском музее//Журнал Благотворительного Фонда «Дельфис» — с. 107—110. «Религиозная жизнь » . Историки называют египетскую цивилизацию центром древнего мира. Причиной тому является не только выдающаяся культура Древнего Египта, но и успехи ряда его правителей во внутренней и внешней политике. Всё это было запечатлено в памятниках, пронёсших сквозь века основное качество этой страны — величие. При Тутмосе III, шестом правителе XVIII династии, в Гелиополе (соврем. Каир) были установлены два высочайших каменных обелиска, на которых позже были высечены иероглифы, повествующие о военных победах знаменитого Рамсеса II. К концу XIX века, уже нашей эры, оба обелиска, названные «Иглами Клеопатры», покинули Египет. Один нашёл пристанище в Лондоне, второй — в Нью-Йорке. Примечательно, что за прошедшее столетие оба этих города возвысились до ранга столиц обоих полушарий. В городе-символе Великобритании обелиск установлен в компании двух сфинксов на набережной Темзы, недалеко от станции «Embankment» лондонской подземки. Но чтобы увидеть основную коллекцию египетских памятников, волей истории доставшихся этой стране, следует доехать до «Russell Square» — станции, расположенной ближе остальных к Британскому музею. Полный текст статьи.

http://bogoslov.ru/topic/250340

Телефон: (057) 712–47–37 (алтарь), 777–00–83 (дежурный) Как добраться: Станция метро «Центральный рынок». Автобусом: любым маршрутом, проходящим через Центральный рынок. Трамваем: 12, 20 до остановки «Центральный рынок». Подробнее... Успенский собор (Харьков) [ править править код ] Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) — один из старейших православных храмов Харькова. Пятый из двенадцати официальных символов города. Успенский собор Построен в 1685—1687 годах. С XVII века неоднократно перестраивался. В 1924 году был закрыт, в 1929 году частично разобран. С 1920-х до начала 1940-х годов служил зданием городской радиостанции, в послевоенные годы — помещением для цехов швейно-красильного предприятия. В 1950—1980-х годах подвергся комплексной реставрации. С 1986 года — Дом органной и камерной музыки Харьковской областной филармонии. С 1990 года — действующий храм Украинской православной церкви (Московского патриархата). Расположен в центре города на Университетской горке на берегу реки Лопань. Квартал, занимаемый собором, ограничивается Университетской улицей, улицей Квитки-Основьяненко и Советским переулком. Соборная колокольня (89,5 м) — десятое по высоте каменное здание Харькова и вторая по высоте колокольня Украины. Престольные праздники: Успение Пресвятой Богородицы Адрес: Украина, г. Харьков, ул. Университетская, 11. Подробнее... Пантелеимоновский храм [ править править код ] Пантелимонский храм Построен в 1885 году Престольные праздники: Вмч. и целителя Пантелеимона Адрес: Харьков район, ул. Клочковская, 94 Телефон: (+38 057) 705-15-07 , (+38 057) 705-15-06 Как добраться: Станция метро " Госпром " . Дальше — мимо университета и зоопарка вниз и влево по ул. Клочковской. Трамвай 20, 7, 2 до остановки " Спуск Пассионарии " . Храм Озерянской иконы Божьей Матери (Нижняя Озеряна) [ править править код ] Построен в 1994 году. Освящен 04 июня 1995. В 1991 году было начато строительство нового храма, которое завершилось в 1994 году. 5 июня 1995 года после многих лет запустения вновь была возжена лампада перед чудотворной Озерянской иконой Божией Матери на святом месте ее обретения. Высокопреосвященнейший Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим при великом стечении народа освятил храми отслужил первую Божественную Литургию. Ныне в Озерянском храме находятся две иконы: одна старинная, переданная протоиереем Николаем Бараненко, который многие годы служил настоятелем Озерянской церкви г. Харькова, вторая — написана художником-иконописцем Инной Бойко. В настоящее время храм, источник и территория вокруг них благоустроены и благолепно украшены. Для желающих совершить благодатное омовение устроена купальня.

http://azbyka.ru/palomnik/Харьковская_об...

Харьков. Крестильная церковь Николая Чудотворца при церкви Пантелеимона Целителя. Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:2014. Ссылки:   Адрес: Украина, г. Харьков, ул. Клочковская, д. 94. Координаты: 50.001811, 36.219902 Проезд:крестильный храм Николая Чудотворца расположен в ограде Свято-Пантелеимоновской церкви, слева от главного входа в храм. Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью 8 мая 2014 г., в четверг 3-й седмицы по Пасхе, высокопреосвященнейший Онуфрий, митрополит Харьковский и Богодуховский совершил чин Великого освящения крестильного храма в честь святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, расположенный на территории Свято-Пантелеимоновского храма города Харькова. После освящения митрополит Онуфрий совершил первую Божественную литургию в новоосвященном храме. По заамвонной молитве Правящий архипастырь поздравил настоятеля Свято-Пантелеимоновской религиозной общины протоиерея Николая Терновецкого, священнослужителей и прихожан с освящением нового храма, поблагодарил за труды и усердия на благо Святой Православной Церкви и Харьковской епархии. «Дому Твоему подобает святыня, Господи в долготу дний» - эти почти трех тысячелетние слова из Священного Писания как нельзя точно характеризуют и назначение православных храмов, и их исторические судьбы. Кто бы мог подумать в далеком 1930 г., когда в разгар сталинских репрессий и борьбы против Православной Церкви безбожные активисты взрывали Свято-Николаевский собор на площади Тевелева (ныне - Конституции), что спустя 84 года в ограде Свято-Пантелеимоновского храма вновь затеплится лампада перед образом святителя Николая, тем самым, который некогда украшал интерьер того величественного собора. И ещё большее чудо заключается в том, что этот святой образ украшает ныне новый храм в честь этого угодника Божьего. Да, воистину «…немощное Божие сильнее человеков», поэтому как ни старались безбожные власти, а не смогли прервать благодатную преемственность и святыня Господня наполняет вновь созданный усердием настоятеля, жертводателей и прихожан храм Николая Чудотворца. Идея основать церковь в честь святителя Николая в прилежащем к нашему храму здании возникла у настоятеля, прот. Николая Терновецкого, ещё в 2005 г. Её подкрепляли и исторические факты, сообщающие о наличии в 1897 г. «в ограде храма деревянной, обложенной кирпичом церковной сторожки, с двумя жилыми комнатами и часовней, с выходом на улицу» (Клировые ведомости Св. Пантелеимоновской церкви за 1897 г. (ГАХО Ф. 40, оп. 110, д. 1845, л. 1-2).

http://sobory.ru/article/?object=49407

Храм Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона на Песках. Харьков П е ски (существует и нередкая традиция ударять это слово на первом слоге) когда-то были частью северной окраины Харькова, где селились крестьяне-малороссы, вольные хлебопашцы, владевшие порой несколькими парами волов и занимавшиеся чумачеством (возили соль и товары на волах с юга на север и обратно). Предместьем Харькова Пески (три десятка рубленных, мазанных глиной и крытых соломой хат) стали в первой половине XIX в.. Песчаное подгорье с востока примыкало к Университетской горе и саду, с запада – к владениям Бедрягиных, с севера – к имению крупных землевладельцев Сердюковых, а на юге были непроходимые болота, к которым примыкали левады (луга) и огороды. Во второй половине XIX в. Пески стали быстро расти, поскольку земля Бедрягиных небольшими участками и по низкой цене была распродана под строительство домов для поселенцев. Жители ул. Клочковской, с того места, где ныне располагается Ботанический сад, по распоряжению губернатора Кокошкина были переселены на университетскую землю, тянувшуюся до конца ул. Клочковской по направлению к хутору Павловка. Здесь удивительным (провиденциальным!) образом под горою остался незастроенным один участок, где ныне и находится Свято-Пантелеимоновский храм. Известны слова песковского старожила В. Гуевского, что на этом участке однажды от удара грома открылся источник прекрасной воды, которую сразу же стали считать целебной, и к нему начали притекать жители Харькова и окрестностей. В середине XIX–XX в. число церквей в Харькове достигло 21. Но в 1866-м г. один из жителей Песок Г. Г. Федоров, «проникнутый святым желанием построить для Песок свою церковь», начал хлопотать перед правлением Императорского Харьковского университета и перед Харьковским губернатором Кокошкиным. Намерения осуществились не сразу. Но к началу 1880-х несколько влиятельных и выдающихся по общественному и материальному положению лиц, такие как К. Н. Захарьев, Н. А. Жевержеев, В. Ф. Федоров, В. И. Богданов, М. Ф. Алексеенко, совместно с кафедральным протоиереем О. А. Кустовым, получили благословение епископа Иустина и по подписке среди жителей Песок собрали на строительство храма 10 тысяч рублей, сумму немалую.

http://pravoslavie.ru/141001.html

Полуразрушенный храм в конце 1980-х был возвращен православной общине, настоятелем был назначен о. Леонтий Танашкин, а председателем приходского совета избран А. В. Шипилов. Первое богослужение новейшего времени прошло в храме 12 ноября 1989 г. 17 августа 1990 г., в яркий солнечный день, Высокопреосвященнейший митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим освятил 9-тонный центральный купол Свято-Пантелеимоновского храма, который был установлен специальным краном. В эти минуты на шумной автостраде ул. Клочковской замер транспорт. 9 августа 1992 г. вновь забил целительный источник во имя Святого мученика Пантелеймона! Через год, к 9 августа 1991 г., храм приобрел свое новое благолепие. В день престольного праздника владыка Никодим освятил главный престол и отслужил литургию. А 9 августа 1992 г. вновь забил целительный источник во имя Святого мученика Пантелеймона! После разрушения и осквернения храма он был заброшен, засыпан, и, казалось, утерян навсегда, усилия по его поиску результатов не давали. Но однажды лом, брошенный кем-то из рабочих, вдруг провалился под землю – так источник был снова обретен. Отмечают, что источник возле церкви – явление довольно редкое, и Свято-Пантелеимоновский храм в этом плане уникален; в Харькове и области больше нигде источников возле храмов нет. У целительного источника на харьковских Песках Слава об этом благодатном источнике снова распространилась далеко за пределами Харькова. В церкви нередко собирается много прихожан – приложиться к иконе и раке с частицей мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона, набрать целительной водички. Три раза в году – на Пасху, Крещение и в день Св. Пантелеимона (9 августа) – вода в источнике освящается. Совсем рядом находятся еще два источника с такой же чистой водой, расположенные за пределами церкви и не ухоженные. До июля 1881 г., когда в Харькове еще не было водопровода, по распоряжению губернатора С. А. Кокошина возле источников были вырыты три колодца, которые длительное время снабжали жителей здоровой водой.

http://pravoslavie.ru/141001.html

Харьков. Церковь Алексия, человека Божия в Алексеевке. Свято-Алексеевский храм Церковь. Действует.   Престолы: Алексия, человека Божия Год постройки:приблизительно 1995 - 2005. Ссылки:   Адрес: Украина, г.Харьков, ул. Клочковская, 317/319 Координаты: 50.03676, 36.19708 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Первый храм был построен в 1839 году. Храм был однопрестольный, каменный и освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На территории современного района города, в котором находился храм, было расположено село Алексеевка. От наименования этого селения пошло название района города Харькова - Алексеевка. Об этом же напоминает и улица Алексеевская, рядом с которой находился храм. По всей вероятности, наименование села и улицы (а также и района г. Харькова) связано со святым источником преподобного Алексия, человека Божия. Источник действует и сейчас, и многие жители района употребляют эту воду для своих нужд. Во время Великой Отечественной войны, в 1943 г., когда Харьков несколько раз переходил из рук в руки и на его территории и в пригороде шли ожесточенные бои, храм был разрушен. С возрождением Церкви, священники Свято-Пантелеимоновского храма, ближайшего к св. источнику, регулярно совершали на Алексеевском источнике Великое освящение воды на празник Крещения Господня. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=04220

Излюбленный способ Саенко: он вонзал кинжал на сантиметр в тело допрашиваемого и затем поворачивал его в ране. Все истязания Саенко производил в кабинете следователя «особого отдела», на глазах Якимовича, его помощников и следователя Любарского». Дальше тот же очевидец рассказывает о казни нескольких заключенных, учиненной Саенко в тот же вечер. Пьяный или накокаиненный Саенко явился в 9 час. вечера в камеру в сопровождении австрийского штабс-капитана Клочковского, «он приказал Пшеничному, Овчеренко и Белоусову выйти во двор, там раздел их до нага и начал с товарищем Клочковским рубить и колоть их кинжалами, нанося удары сначала в нижние части тела и постепенно поднимаясь все выше и выше. Окончив казнь, Саенко возвратился в камеру весь окровавленный со словами: «Видите эту кровь? То же получит каждый, кто пойдет против меня и рабоче-крестьянской партии». Затем палач потащил во двор избитого утром Сычева, чтобы тот посмотрел на еще живого Пшеничнаго, здесь выстрелом из револьвера добил последнего, а Сычева, ударив несколько раз ножнами шашки, втолкнул обратно в камеру». Что испытывали заключенные в подвалах чрезвычайки, говорят надписи на подвальных стенах. Вот некоторые из них: «четыре дня избивали до потери сознания и дали подписать готовый протокол; и подписал, не мог перенести больше мучений». «Перенес около 800 шомполов и был похож на какой-то кусок мяса... расстрелян 26-го марта в 7 час. вечера на 23 году жизни». «Комната испытаний». «Входящий сюда, оставь надежды». Живые свидетели подтвердили ужасы этой «комнаты испытаний». Допрос, по описанию этих вышедших из чрезвычайки людей, производился ночью и неизменно сопровождался угрозами расстрела и жестоких побоев, с целью заставить допрашиваемого сознаться в измышленном агентами преступлении. Признание своей вины вымогалось при неуспешности угроз битьем шомполами до потери сознания. Следователи Мирошниченко, бывший парикмахер, и Иесель Манькин, 18-летний юноша, были особенно настойчивы. Первый под дулом револьвера заставил прислугу Канишеву «признать себя виновной в укрывательстве офицеров», второй, направив браунинг на допрашиваемого, говорил: «от правильного ответа зависит ваша жизнь». Ко всем ужасам с начала апреля «присоединились еще новые душевные пытки»: «казни начали приводить в исполнение почти что на глазах узников; в камеры явственно доносились выстрелы из надворного чулана-кухни, обращенного в место казни и истязаний. При осмотре 16 июня этого чулана, в нем найдены были две пудовые гири и отрез резинового пожарного рукава в аршин длиною с обмоткою на одном конце в виде рукоятки. Гири и отрез служили для мучения намеченных чрезвычайкою жертв. Пол чулана оказался покрытым соломою, густо пропитанною кровью казненных здесь; стены против двери испещрены пулевыми выбоинами, окруженными брызгами крови, прилипшими частичками мозга и обрывками черепной кожи с волосами; такими же брызгами покрыт пол чулана».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

– Да, да, да… – забормотал Иван Иваныч. – Так, так, так… «Ну, с этой слюнявою развалиной каши не сваришь», – подумал я и почувствовал раздражение. – Надоели мне эти голодающие, ну их! И всё обижаются и всё обижаются, – продолжал Иван Иваныч, обсасывая лимонную корку. – Голодные обижаются на сытых. И те, у кого есть хлеб, обижаются на голодных. Да… С голоду человек шалеет, дуреет, становится дикий. Голод не картошка. Голодный и грубости говорит, и ворует, и, может, еще что похуже… Понимать надо. Иван Иваныч поперхнулся чаем, закашлялся и весь затрясся от скрипучего, удушливого смеха. – Было дело под По… Полтавой! – выговорил он, отмахиваясь обеими руками от смеха и кашля, которые мешали ему говорить. – Было дело под Полтавой ! Когда года через три после воли был тут в двух уездах голод, приезжает ко мне покойничек Федор Федорыч и зовет к себе. Поедем да поедем, – пристал, как с ножом к горлу. Отчего ж? Поедем, говорю. Ну, взяли и поехали. Дело было к вечеру, снежок шел. Подъезжаем уже ночью к его усадьбе и вдруг из лесу – бац! и в другой раз: бац! Ах ты, шут тебя… Выскочил я из саней, гляжу – в потемках на меня человек бежит и по колена в снегу грузнет; я его обхватил рукой за плечи, вот этак, и выбил из рук ружьишко, потом другой подвернулся, я его по затылку урезал, так что он крякнул и в снег носом чкнулся, – здоровый я тогда был, рука тяжелая; я с двумя управился, гляжу, а Федя уже на третьем верхом сидит. Задержали мы трех молодчиков, ну, скрутили им назад руки, чтоб какого зла нам и себе не сделали, и привели дураков в кухню. И зло на них берет, и глядеть стыдно: мужики-то знакомые и народ хороший, жалко. Совсем одурели с перепугу. Один плачет и прощения просит, другой зверем глядит и ругается, третий стал на коленки и богу молится. Я и говорю Феде: не обижайся, отпусти ты их, подлецов! Он накормил их, дал по пуду муки и отпустил: ступайте к шуту! Так вот как… Царство небесное, вечный покой! Понимал и не обижался, а были которые обижались, и сколько народу перепортили! Да… Из-за одного клочковского кабака одиннадцать человек в арестантские роты пошло. Да… И теперь, гляди, то же самое… В четверг у меня ночевал следователь Анисьин, так вот он рассказывал про какого-то помещика… Да… Ночью у помещика разобрали стену в амбаре и вытащили двадцать кулей ржи. Когда утром помещик узнал, что у него такой криминал случился, то сейчас бух губернатору телеграмму, потом другую бух прокурору, третью исправнику, четвертую следователю… Известно, кляузников боятся… Начальство всполошилось, и началась катавасия. Две деревни обыскали.

http://predanie.ru/book/221178-rasskazy-...

Что же было дальше? Пока неизвестным нам образом стихи Псальмова попадают к издателю Георгию Евгеньевичу Клочковскому. В 1914 г. в Великих Луках выходит в свет «Полное собрание сочинений Гервасия Псальмова», сопровождающееся некрологами, которые служат нам основным источником биографических сведений о Псальмове. Эта книга, вышедшая почти накануне революции, не получила широкого распространения и является раритетным изданием, хранящимся лишь в некоторых библиотеках. О Клочковском (кстати, он был какое-то время редактором «Северо-Западного слова») тоже мало что известно. Однако, что же за стихи в этой книге? Это превосходные сатиры из русской сельской жизни, сочные краски родной природы, откровенные беседы с духовником, добрые и мудрые наставления ученикам, трогательные признания любимой - в единственном собрании сочинений всего 201 стихотворение, но как разнообразна в них жанрово-тематическая палитра! Как талантливо он смог в малом сказать обо всем! Оды, песни, переложения молитв, посвящения, стихи в прозе - одним словом, все на самый взыскательный вкус. Автором монумента Гервасию Псальмову является известный скульптор Валерий Гращенков Если говорить о поэзии Гервасия Псальмова, то можно отметить две доминирующие линии в его лирике: автобиографичность и религиозность. В единственном, существующем на сегодняшний день, «Полном собрании сочинений» 1914 г. все стихи распределены по определенным «отделам». Есть в книге и отдел «Духовные стихи». Он немногочислен. Но стоит отметить, что сами религиозные мотивы пронизывают почти каждое стихотворение Псальмова, будь оно о природе, о любви, о собственной жизни. Итак, Георгий Клочковский - первый издатель посмертного собрания сочинений Гервасия Псальмова. Но это был далекий предреволюционный 1914 год. Как же в наше время стало известно о Гервасии Псальмове? Как ни стирай ластиком набросок, а след от нажима карандаша все равно останется. Вглядишься в контуры, и картинка слабо, но будет видна. Кажется, все стерто ластиком: исчезла его могила, разрушен храм, построенный по его чертежу, судьба жены-монахини не известна, детей-наследников нет... Но все же. Были изданы стихи, сохранились немногочисленные воспоминания. Его фамилия упоминается в различной справочной литературе: в энциклопедии Брокгауза и Эфрона, в сборнике стихов «Поэты из народа» К.А. Хренова (1901 г.), в статьях его современников-литературоведов, в «Словаре псевдонимов» И.Ф. Масанова. Псальмов попал туда именно из-за «Платона Лютнева», о котором говорилось выше. В «Списке церковно-приходских школ и школ грамоты Смоленской епархии к 1 марта 1897 г.», опубликованном в «Смоленских епархиальных ведомостях» за 1897-1898 гг. одной строкой упоминаются отец Захарий Зезюлинский и жена поэта Надежда Псальмова. Практически во всех источниках информация дублируется, лишь краткими сведениями дополняя друг друга. Да, это крохи, но и они дают нам представление о поэте.

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/5/ge...

Боярские воры, украв двух коров, привели их в назначенное место и спрятали в лесу, а сами вышли на Вырышенское городище, чтобы произвести условленный обмен с двумя другими своими товарищами. Но, к своему удивлению, они не нашли здесь клочковских воров, а вместо того увидели находящуюся на сосне икону. Они стали рассуждать между собой: — Это — подлог на нас. Убежим скорее отсюда! Видно, приходится не чужими животами меняться, а принять беду на свою голову. Они постарались в тот же день увидеться с клочковскими ворами и стали упрекать их за неисполнение условия, а потом спросили, зачем они поставили в городище икону. Клочковские воры клялись и божились в своей искренности. — Никаких подлогов, — говорили они боярским ворам, — мы не делали и не мыслим на вас зла. Иконы в городище мы не ставили и не знаем, что это такое. Мы слышали только от лесничих и прохожих, что в том месте иногда бывает большой звон. Воры разошлись, и Ермолай сказал своему племяннику: — В самом деле, пойдемка посмотрим, что там такое на городище, и постережем, не является ли там под видом иконы клад. Они стали стеречь, но ничего не увидали и рассказали своим односельчанам о всем, что слышали об иконе и кресте, который они видели в городище. В деревне заинтересовались этим явлением и послали за священником в соседнее село Спасов Погост. Так как посланные не застали его дома, то они пригласили с собой живущего там инока Стефана. В Духов день, 26 мая 1539 года, Стефан в сопровождении толпы около ста человек отправился на Вырышенское городище. Пришедшие прежде всего увидели прибитый на сосне железный крест длиной около аршина. Затем на суке другой сосны, в десяти саженях от креста, Стефан нашел небольшую икону старинного письма. На ней была изображена Богоматерь с Божественным Младенцем на руках, а по левую сторону от Нее св. Николай Чудотворец. Стефан поднялся на дерево, снял икону и как только ступил с ней на землю, тотчас послышался сильный шум, как будто от сильной бури, и появился над иконой необычайный свет. Все присутствующие были крайне изумлены этими знамениями. Изумление еще более увеличилось, когда здесь же от новоявленной иконы получил исцеление от болезни ног клочковский крестьянин Мартиниан Гребень.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

  001     002    003