Архив Пн В Великую Среду Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя 8 апреля 2015 г. 17:04 8 апреля 2015 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Его Святейшеству сослужили:  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  епископ Воскресенский Савва ; наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; духовенство г. Москвы. Богослужебные песнопения исполнил хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев). На малом входе указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за усердное служение Церкви Божией ряд клириков храмов г. Москвы к празднику Святой Пасхи были удостоены богослужебно-иерархических наград: возведения в сан протоиерея права ношения наперсного креста возведения в сан протодиакона После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Андрей Овчинников, клирик Храма Христа Спасителя. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с  Первосвятительским словом . В алтаре Храма Христа Спасителя состоялась краткая беседа Святейшего Патриарха с награжденными клириками. «Всех вас, братья, поздравляю с наградами. Хочу выразить вам свою благодарность за ваши труды. От того, как вы трудитесь, что вы говорите, что вы делаете, как вы живете, зависит не только благо прихода, в котором вы служите, не только ваше личное благо, но и благо всего Первопрестольного града. Мы должны помнить, что от того, что мы говорим, что мы делаем, как мы живем, зависит духовная жизнь миллионов людей. Пусть Господь каждому из вас помогает нести это самое ответственное служение... Храни вас Господь», — сказал Святейший Патриарх Кирилл. От лица награжденных Святейшего Владыку поблагодарил протоиерей Сергий Масленников, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Сущево г. Москвы. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4025546.ht...

Награды диакона. Диакон может быть удостоен четырех богослужебных (иерархических) наград: 1 . Двойной орарь. Это облачение состоит из двух орарей, из которых один обычным образом надет на левое плечо, а второй спускается от левого плеча к правому бедру и соединяется концами. Диаконы, имеющие эту награду, не опоясываются крестообразно орарем при пении «Отче наш…». 2 . Сан протодиакона. Этим саном обычно награждаются старшие диаконы кафедральных соборов и крупных городских храмов. Для иеродиаконов (монашествующих диаконов) аналогичной наградой является сан архидиакона (не путать с архидиаконом Патриаршего собора). Первенство среди монастырских архидиаконов и протодиаконов устанавливается в зависимости от их старшинства по хиротонии 26 . 3 . Камилавка. Это головной убор в форме усеченного конуса, слегка расширенный кверху, на твердой основе, обтянутый обычно фиолетовым бархатом. Камилавка также является наградой и для священников. 4 . Сан архидиакона имеет старший диакон Патриаршего собора, которому принадлежит первое по чести место среди всех диаконов. Но архидиакона Патриаршего собора следует отличать от монастырских архидиаконов, которые по чести равны протодиаконам из белого духовенства. §2.2. Пресвитер, его облачения и награды Священник – представитель второй степени священства, в церковной традиции используются также синонимичные термины иерей (греч. ιερες означает «священник») и пресвитер (πρεσβτερος – буквально «старший, старец»). Священники по сообщенной им от епископов благодати Божией имеют право совершать почти все виды общественных и частных богослужений, кроме рукоположения в священные степени и некоторых других чинов, совершаемых только архиереем (хиротесия, освящение антиминса, освящение мира 27 ). Хиротония во пресвитера совершается одним епископом 28 на литургии после Великого входа, но прежде Евхаристического канона, что указывает на то, что пресвитер является совершителем Таинства. По церковным канонам рукоположение во пресвитера совершается над диаконом, достигшим 30-летнего возраста (14-е правило Трулльского собора).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Последний месяц жизни старец провел в больнице Святителя Московского Алексия. Здесь его постоянно навещали дети, внуки, правнуки. Все молились за него, сыновья-священники постоянно его причащали. И вот настал час последнего соборования. Отцу Владимиру трудно было расставаться с матушкой, детьми, внуками, правнуками – всей его большой семьей, за которую он постоянно болел сердцем и молился до последнего вздоха. Но «любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1Кор. 13:8, 9 ). Уходя в вечность, отец Владимир оставил в наследство богатство нетленное, добытое им трудами и молитвой, плод и венец его веры. В феврале 2011 года в «Журнале Московской Патриархии» появился некролог: «10 февраля 2011 года на 85 году жизни отошел ко Господу старейший клирик Московской епархии протоиерей Владимир Парменович Недосекин. Без малого шесть десятилетий отслужил он пред алтарем Господним. Богослужения отец Владимир совершал всегда с большим духовным трепетом и благоговением, что и передал своим собственным детям и многочисленным духовным чадам. У протоиерея Владимира ныне четырнадцать внуков и пять правнуков, и все они идут по стопам отца и деда. За добросовестное и усердное служение Церкви Христовой протоиерей Владимир был удостоен всех богослужебно-иерархических наград пресвитеров, а также орденов преподобного Сергия Радонежского III степени и Даниила Московского III степени. Днем 10 февраля 2011 года гроб с телом почившего был поставлен в Екатерининском соборе обители, где началось непрерывное чтение Евангелия духовенством и братией монастыря, служились панихиды. В субботу 12 февраля старший сын батюшки, епископ Видновский Тихон, в сослужении 15 священников при большом стечении молящихся совершил Божественную литургию и чин отпевания. Поминальную службу благоговейным пением сопровождали два хора – Екатерининского монастыря и воспитанников Московской духовной семинарии. После отпевания гроб с телом почившего пастыря под колокольный звон обнесли вокруг соборного монастырского храма».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2.9.2. Назначение клирика на начальственную должность не дает само по себе права ходатайствовать о его награждении внеочередной богослужебно-иерархической наградой. Такое ходатайство может быть подано в случае, если данный клирик положительно зарекомендует себя на новом послушании в течение не менее трех лет. 2.9.3. В случае принятия решения о рукоположении протодиакона и архидиакона в пресвитерский сан епархиальный архиерей может направить ходатайство на имя Святейшего Патриарха о возложении на клирика палицы при хиротонии. 2.9.4. Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, возведенный в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной миссии имеет право ношения митры с крестом и использования жезла с сулком. 2.10. О награждении выпускников духовных учебных заведений и лиц, имеющих духовное образование и ученую степень 2.10.1. Выпускники духовных учебных заведений в сане пресвитера могут быть удостоены епархиальным архиереем следующих наград: 2.10.2. Диаконы, защитившие диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия, могут быть удостоены епархиальным архиереем права ношения двойного ораря. 2.10.3.  Данное правило распространяется также на лиц, рукополагаемых в священный сан после окончания духовных учебных заведений и защиты выпускных квалификационных работ, а также после защиты кандидатской диссертации. Данное правило также распространяется на священнослужителей, получивших духовное образование и защитивших выпускную квалификационную работу или кандидатскую диссертацию после принятия священного сана. 2.10.4. Лица в пресвитерском сане, защитившие диссертацию на соискание ученой степени доктора богословия в образовательной системе Русской Православной Церкви, удостаиваются Святейшим Патриархом правом ношения докторского креста. То же касается и лиц, имеющих степень доктора богословия и принимающих пресвитерский сан. Докторский крест может носиться в качестве наперсного священнического креста, но не может использоваться в качестве второго креста. 3. Общецерковные награды Русской Православной Церкви 3.1. Общие положения

http://azbyka.ru/polozhenie-o-nagradax-r...

г) Выпускники, не состоящие в священном сане и имевшие при поступлении постоянную регистрацию по месту жительства вне Москвы или Московской области, направляются для несения послушания в епархию, епархиальный архиерей которой давал им рекомендацию на обучение в духовном учебном заведении (а в случае получения рекомендации от архиерея Московской митрополии или викария Московской епархии — по месту регистрации при поступлении). При подаче по собственному желанию соответствующего прошения таковые выпускники могут быть командированы на 2 года в епархию с кадровым дефицитом. По окончании командировки таковой выпускник направляется в епархию, откуда поступал. В том случае, если таковой выпускник желает нести церковное послушание в клире Московской епархии или епархии Московской митрополии, и на то имеется согласие епархиального архиерея епархии, куда он должен быть распределен, его кандидатура рассматривается епархиальным советом соответствующей епархии Московского региона в установленном порядке при условии письменного обязательства со стороны выпускника направиться в командировку на 2 года тотчас или после хиротонии. 2. Определить, что студенты духовных учебных заведений Московского региона, рукоположенные во время обучения, не могут быть приняты в клир Московской епархии или епархии Московской митрополии до завершения обучения, в период которого их служение на приходах или подворьях, а также монастырях Москвы и Московской области возможно по временному распоряжению епархиального архиерея. 3. Установить, что студенты духовных учебных заведений Московского региона, переходящие на заочное обучение или иную форму не очного обучения, подлежат распределению согласно вышеизложенным правилам. 4. С целью поощрения выпускников в священном сане, направляемых в командировку на два года по распределению, определить, что таковые клирики, имеющие положительную характеристику по итогам двухлетней командировки по распределению в епархии Дальнего Востока, Восточной Сибири и Крайнего Севера (согласно перечню епархий, утверждаемому Патриархом Московским и всея Руси по представлению Управления делами Московской Патриархии), могут быть удостоены следующих богослужебно-иерархических наград вне срока:

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5837975...

Цер. Вед. 1895, 33). Примечание 1. Об отступк и о чтении так называемых особых зачал Круг и порядок чтений Евангелий определяется днем Пасхи. Начинаясь со дня Светлого Воскресения, Евангелия в установленном порядке распределяются до следующей Пасхи, после чего снова начинается прежний круг чтений. Порядок этот можно найти в рядовом указателе при служебном Евангелии. Для недель и седмиц в Евангелии имеется 50-ть рядовых зачал; а именно: 8 от Пасхи, кончая неделей Всех Святых, 32 от недели Всех Святых до недели Мытаря и Фарисея, 10 от недели Мытаря и Фарисея до Пасхи. От одной Пасхи до следующей Пасхи проходит не одинаковое количество дней. Поэтому бывает или внутрь Пасха, когда в продолжение одного гражданского года бывают две Пасхи, или бывает вне Пасха, когда в один гражданский год бывает одна Пасха (см. при богослужеб. Евангелии «Сказание, приемлющее всего лета число евангельское и евангелистов приятие откуду начинают и до где стоят»). В тех случаях, когда бывает внутрь Пасха, в пасхальном (церковном) году число недель и седмичных дней не соответствует назначенным рядовым зачалам в Евангелии; этих зачал оказывается больше, почему и оказываются лишения, которые и остаются не прочитанными в этом году. Это именно те зачала, которые назначены на недели, предшествующие неделе Мытаря и Фарисея; так как Уставом положено, чтобы с недели Мытаря и Фарисея читались те зачала, которые назначены в эти недели, хотя бы предшествующие зачала и не были прочитаны ( Уст., послед. 7-го янв., зри). Если же бывает Пасха вне, то для некоторых недель и седмиц может не доставать рядовых зачаль из Евангелий. В этих случаях бывает так называемая отступка (см. 28 стр.), т.е., возвращение назад, к прежде читанным рядовым зачалам. Отступка эта касается только литургийных Евангелий; по отношению же к утренним воскресным Евангелиям и гласам, прокимнам и аллилуиариям пред чтением Евангелия и Апостола, которые идут своим порядком, никогда никакой отступки не бывает. 1 . Этих зачал может недоставать для пяти седмичных дней, следующих за 17 неделей по Пятидесятнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Примечание. Имея в виду подробные и обстоятельные труды по сему вопросу преосв. Филарета Арх. Черниговского: «Историч. обзор песнопевцев и песнопения греч. церкви»; затем «Историю Богослужеб. песнопений Правосл. Восточ. церкви» – Флоринского (1860 г.), мы не считаем нужным перечислять всех песнопевцев первых веков, отсылая желающих ознакомиться подробнее с ними к вышеуказанным трудам. О содержании песнопения при Богослужении в первые века Христианства Говоря о творцах песнопений и обилии их, мы должны сказать, что песнопения до 4-го века имели предметом своим большею частью славу триипостасного Бога и в особенности славу Богочеловека, Иисуса Христа. Отцы церкви придавали своим песням форму простую и безыскусственную. Не заботясь заранее о форме, какую дать песням своим, они сами творили наилучшие формы песней, которые в существе были подобны псалмам и песням Ветхозаветным. Христианские песнотворцы не только не подражали в своих творениях гимнам языческим, но и самого названия «гимн» избегали, чтобы не допустить и малейшего повода к сравнению христианского Богослужения со служением языческим. Воспевая Бога, Единого в Троице славимого, древние христиане в первые века христианства прославляли в своих песнях и святых угодников Божиих. Хотя у писателей первых 3-х веков христианства не встречается указаний на эти песни; но постоянное учение церкви о призывании святых, совершение общественного Богослужения на гробах мучеников, благоговейное почитание их останков – все это заставляет думать, что в 1-е века христиане воспевали в христианских песнях подвиги святых и преимущественно тех из них, которые кровью своею запечатлевали истину учения Христова. Свидетельства об употреблении сих песней при Богослужении 4-го века мы встречаем у Василия Великого , который в слове на день св. муч. Варлаама 428 говорит: «уже и от нас мученики получают блистательный залог своей славы на небе, когда в Божественных песнях от всех принимают похвалу». Известно также, что Ефрем Сирин и св. Григорий Назианзин 429 составляли и передавали в церковное употребление много гимнов в честь мучеников. Об умножении песнопений в 8-м и 9-м веках Христианства

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

737 с. Перевередов 385 (при р. Икве) волости Млыновской. Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Построена в 1879 г. на средства прихожан. Деревянная, совместно с такою же колокольнею, на каменном фундаменте, крыта жестью. Утварью, ризницею и богослужеб. книгами достаточна. Проводы бывают в Фомин понедельник. Копии метрич. книг хранятся с 1800 года, а испов. ведом. с 1837 года. Опись церк. имущества составлена в 1849 году. Прежняя старая церковь обращена в кладбищенскую часовню. Земли, по проекту, значится: усад. с огород. 2,305 саж., пахот. 12 дес. 468 саж. – всего 13 дес. 373 сажени; а по подлинной визите декана Бельского от 17 марта 1788 г. значится: усад. с огород. и загуменком – на два дня оранья, пахотной – на 20 дней и сенокосной в дуброве – на 18 косарей. Из этого количества часть пахотной и вся сенокосная земля находится с 1857 г. в захвате у местного помещика, дело о чём заведено причтом уже давно. Дворов – 36½, прихожан – 306 д. об. п. Церковь эта приписана к предшествующему приходу с. Добрятина в 2 вёрстах. 738. с. Остриев 386 волости Млыновской. Церковь во имя святого Архистратига Михаила. Кладбищенская. Построена в 1799 г на средства прихожан. Деревянная, на каменном фундаменте, крыта гонтом. При ней дерев. колокольня, построенная в 1870 г. на средства прихожан. Утварью, ризницею и богослуж. книгами церковь достаточна. Проводы бывают во вторник Фоминой недели. Копии метрич. книг хранятся с 1779 г., а испов. ведом. с 1855 г. Опись церк. имущества составлена в 1859 году. Земли значится по проекту: усад. с огород. 1,317 саж., пахот. 17 дес. 27 саж. и сенок. (за р. Иквой) 756 саж. – всего 18 дес. 700 саженей; а по генеральной визите деканов Лучинского и Шендеровского от 12 января 1757 г., значится: усад. с огородной – на 1 день оранья, пахотной – на 33 дня оранья и сенок. в дуброве – на 20 косарей и за р. Иквой – на 2 косаря. Из этого количества третья часть пахотной и вся сенокосная земля захвачены местным помещиком, о чём заведено дело причтом уже давно. Дворов – 43¼, прихожан – 358 д. об. п. Церковь эта приписана к предшествующему самостоятельному приходу с. Добрятина в 2 вёрстах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Мы всего лишились в Адаме, но все приобрели в Иисусе Христе: как же нам не прославлять и не благодарить Его? Врата эдема, затворенные первым человеком, снова открыты для нас вторым человеком – Господом с небеси. Сын Божий с неба принес нам отрадную весть о благодати, прощении и помиловании; Он призвал нас из страны изгнания в наше истинное отечество и дал нам врачевство, исцеляющее все язвы грехов: Его крест есть для нас дерево жизни; Его кровь очищает нас от всякого греха; Его смерть примирила нас с правосудием Отца небесного; Его ходатайством восстановлен тот благодатный союз, который до грехопадения соединял человека с Богом. Сын Божий приобрел нас Себе и дает нам, вместо переходящих радостей эдема земного, вечные радости эдема небесного; Он открыл нам врата града – нового Иерусалима. Последуем стопам нашего божественного Путеводителя и Господа к нашему истинному отечеству! Будем же, возлюбленные братия, всегда внимательны к Его гласу любви и милосердия, взывающему к нам: Аз есмь путь и истина и живот: никто же приидет ко Отцу, токмо Мною. И аможе Аз иду, весте, и путь весте. ( Ин. 14:4,6 ). (Сост. по Изъясн. всенощн. бдения, прот. Гумилевского). Приложение к беседе 8. Историческая справка о происхождении песни «Свете тихий» В одном древнейшем александрийском манускрипте священного писания, написано это славословие после псалмов и песней священного писания 60 . О песне «Свете тихий» упоминает святой Василий Великий , как о песне весьма древней уже в его время 61 . Составление песни «Свете тихий» в первом веке было очень естественно. Греки-язычники имели обычай при захождении солнца восклицать к скрывавшемуся светилу: φς γαθν 62 . Что же удивительного, если первенствующие христиане, в противоположность язычникам, воспевали свое φς λαρν (Свете тихий) к Господу Иисусу Христу, незаходимому Ипостасному Сиянию славы Бога Отца и истинному Свету всего мира 63 , во плоти нам воссиявшему и нашу тьму – неведение о Боге и тайнах промысла Его просветившему? (См. «Историю богослужеб. песнопений правосл. кафолической церкви», соч. Π. Η. Ф., стр. 15–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

50 Слова 9-й песни в повседневной Службе Субботы ин Ирмос с Акростихом: умирающим верным осьмое плету пение. 51 Из эпиграфа Триоди: Зиждителю горних и долних, Трисвятую убо песнь от Ангелов, Трипеснец же и от человеков приими; видно, что Триодь составлена в подражание песни Ангельской троекратно повторявшей: Свят, Свят, Свят. Догматическое содержание и взаимная связь Служб, содержащихся в обеих Триодях, постной и цветной, изложены в Синаксаре на неделе Мытаря и Фарисея и Сыропустной. 52 Простодневные Стихиры в пост положены, большею частью, на 2-й и 5-й; некоторые на 6-й и 8-й гласы. Знающий эти голоса тотчас поймёт, что их напев печальнее, скромнее в степеннее других, голосов. См. Хр. чтен. 1831 года ч. XLIII, стат. IX. Истор. свед. о пении Греко-рос. Церкви, стр. 152–160. Так же Истор. обозр. Богослужеб. книг стр. 87–90, 158–160. 53 Пятком 6-й Седмицы кончится ровное число дней поста, т. е. сорок, считая от Понедельника 1-й недели. Поэтому в означенный Пяток положена Стихира: Душеспасительную совершивше четыредесятницу... В некоторых изданиях Службою Пятка оканчивается и Триодь постная, а остальные Службы печатаются при Цветной Триоди. 54 Службы во вторую неделю, совершающиеся память Святого Григория, Архиепископа Фессалоникского, в четвёртую – Иоанна Лествичника , в пятую – Преподобной Марии Египетской, имеют отношение к посту, как образцы подвижничества. Неседальная песнь или большой Акафист Богоматери в Похвальную Субботу (5-й Седмицы) имеет хронологическую связь с постом. 55 В конце Триоди прибавляются трипесны на все дни Пятидесятницы, начиная от Фомина Понедельника. Проповедник не должен выпускать их из вида; ибо в них много есть превосходных песней, в них постоянно содержится главный предмет Цветной Триоди – Воскресение Христа Спасителя и, сверх того, может быть, от них собственно и Триодь получила своё название. 56 Это разделение заимствовано из большого Требника Петра Могилы , который расположен систематически и в известном отношении имеет вид пастырского Богословия: ибо кроме молитв и последований он содержит в себе теоретические и практические наставления, как совершать такое или другое священнодействие.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010