Следует отметить, что слово «ценности» используется в Пособии свыше 50 раз, но только в трех случаях в контексте православных ценностей. В блоке « Основные термины и понятия » урока 28 (с. 43, л.ст., 8-й абзац) указано « Рождество христово », причем слово «Христово» в Пособии дано с маленькой буквы. Собственно, этим полностью выражено отношение авторов Пособия к православному христианству, Иисусу Христу и православным верующим. Ярким примером этого поверхностного и пренебрежительного отношения является содержание плана урока 24 (с. 42, л.ст.; здесь уместно привести полную цитату): « Урок 24. Православный календарь, его символическое значение Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Основные термины и понятия: Символ. Православный календарь. Любовь к природе. Экология. Ковчег. Средства наглядности: православные календари. Отрывные православные календари (1 на 2-3 человека). Ход урока: 1. Организация деятельности учащихся. 2. Презентация поделок (по желанию учащихся). 3. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? 4. Беседа с учащимися. Примерный план беседы: Какие календари вам известны? Какую информацию можно получить из календаря? Чем православный календарь отличается от светского? Какая информация должна содержаться в православном календаре? 5. Самостоятельная работа в группах. Задание: запишите названия 3-4 статей из православного календаря, расскажите, о чем они. 1 группа: январь, февраль, март; 2 группа: апрель, май, июнь; 3 группа: июль, август, сентябрь; 4 группа: октябрь, ноябрь, декабрь. 6. Презентация и обсуждение результатов самостоятельной работы. 7. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся. 8. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя). 9. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

http://ruskline.ru/analitika/2010/8/23/a...

8. Итак, когда страх этот из-за души, - из-за событий, которые могут случиться с добродетелью, - если только не похищен он и не поврежден той или иной причиной, тогда это помысел от Бога и прекрасное помышление; и от Промысла Божия - эта печаль и страх в душе,32 и трепет, мучающий разум своей заботой. 9. Вторая причина33 усиления и воспламенения " пса " - когда особенно возрастает вожделение добродетели в душе. Ибо чем больше вожделение души к тому, что любит она, то есть к божественному помыслу, тем больше воспламеняется естественная ревность по отношению к добродетели> .34 10. А из причин ослабления и дремоты ее первая35 - когда вожделение добродетели> притупляется и уменьшается в душе; вторая же - когда некий самоуверенный помысел36 входит в душу и поселяется в ней> , так что человек уверен в себе> и весьма часто думает,37 что ему не нужно бояться ничего, что может повредить ему. И тогда38 отбрасывает он от себя оружие ревности и становится словно неохраняемый дом, возле которого> спит " пес " , оставив стражу свою. 11. Ибо из-за такого помысла большинство этих мысленных домов бывает ограблено: это случается, когда помрачается сияние39 пламени святого знания, которое в душе.40 Из-за чего это, если не из-за того, что> или некий тонкий помысел воображения закрадывается в душу, или человек склонен слишком предаваться заботе о телесном, или у него слишком частые встречи с миром.41 12. Когда бы ни согласился подвижник на встречу с миром, тотчас ослабевает душа его. Особенно же - при встрече> с женщиной, а также если посещают его многие: при лицезрении их душа по необходимости обуревается тщеславием. Короче, когда бы ум-кормчий42 ни встретился с миром, уподобляется он капитану,43 который при мягком попутном ветре44 спокойно вел корабль> по морю в сторону гавани - и вдруг оказался выброшенным на рифы.45 1 Эта беседа имеется также в 1-м томе творений преп. Исаака: см. Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. Сс.143-146 (Слово 32). В издании Беджана эта беседа содержится под номером 55, в греческом печатном издании - под номером 61. В примечаниях к нашему переводу этой Беседы мы указываем на некоторые наиболее существенные разночтения между сирийским оригиналом и греческим переводом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1896...

Беседа на третье воскресенье Евангельских чтений по Луке Плач — символ покаяния Главная польза от плача очевидна: он сопровождает покаяние, усиливает эмоциональный эффект от осознания греха и тем самым способствует его уничтожению. Вот в чем заключается спасительная печаль о Бозе: винить себя самих, а не иного кого в том, что мы сами греховно совершили, и скорбеть о том и, чрез исповедь наших грехов и тяжкое сокрушение о них, умилостивлять Бога. Этому самопорицанию и сокрушению положил начало оный древний Ламех, открыто исповедавший свой грех и судивший самого себя и осудивший себя больше Каина; потому что он говорит: «Яко седмицею отмстится от Каина, от Ламеха же седмьдесят седмицею» (Быт 4:24); и таким образом оплакав себя, как виновного, он, путем болезненного своего сокрушения, избежал Божияго осуждения, как и Пророк в дальнейшем изрек: «Глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися» (Ис 43:26). Это и Апостол также говорит: «Аще быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были» (1 Кор 11:1). Таким образом записано, что Ламех был первым, кто, путем покаяния и скорби о согрешениях, избежал наказания свыше. После же него — Ниневитяне, целые города и неисчислимое множество. Эти же не только согрешили, но и прияв от Бога приговор своего осуждения, отважились аннулировать его путем покаяния и горестным сокрушением, связанным с ним. Ибо они услышали Иону и поверили возвещающему Божественный приговор: «Еще три дни, и Ниневия превратится» (Ион 3:4). Услышав и поверив, они и не ввергли себя в злую пропасть отчаяния, и не положили на сердце свое камень нечувствительности, но говоря и себе и друг другу: «Кто весть, аще раскается Бог, и обратится от гнева ярости Своея, и не погибнем» (Ион 3:9), каждый обратился от своего злого пути и от неправды рук своих, и заповедали пост, и оделись во вретище от малого до великого их; так что и сам царь вместе с ними во вретище сидел на пепле, каясь. Беседа 29 , имеющая своей темой исцеление расслабленного в Капернауме, о котором повествует Евангелист Матфей Плач возводит к Богу

http://blog.predanie.ru/article/plach-pu...

8 Hymnus sev rotula – «гимна совьем венок» (лат.). 9 … жезла Ааронова древо сухо процвело… – согласно ветхозаветным преданиям, в период сорокалетнего странствия по пустыне израильтяне возмутились против своего вождя Моисея и священника Аарона. Тогда по совету Бога Моисей сложил жезлы всех двенадцати предводителей племен в походном храме. На другой день только жезл Ааронов «расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали» (Числа, XVII:1–8). Симеон Полоцкий интерпретирует этот миф, как символическое пророчество о боговоплощении. Лекарство на гжэхы (с. ...) Стихотворение находится среди ранних произведений поэта. Оно записано латиницей, хотя его язык – церковнославянский – почти свободен от белорусизмов. Отсюда можно предположить, что «Лекарство...» было написано где-то в начале 1660-х годов. Тематически данные стихи созвучны популярной в XVII–XVIII вв. лубочной картинке, названной «Аптека духовная» (см.: Ровинский Д. А. Русские народные картинки. СПб., 1900. Т. II. – Стлб. 340–341). Текст стихотворения (по списку ЦГАДА, ф. 281, 1800, л. 43) печатается впервые. 1 ...ко врачевней хазе… – к госпиталю (дословно: к врачебной палатке). Беседа со планиты (с. ...) Стихотворение написано в оригинальном учено-панегирическом жанре genethliacon, суть которого состояла в предсказании, обычно астрологически «обоснованном», завидной судьбы новорожденного. В данном случае речь идет о младенце царевиче Симеоне Алексеевиче (род. в апреле 1665 г.). «Беседа...» известна в трех списках: ГИМ, Синод, собр., 731; ГИМ, Синод, собр. 877 (в составе «Благоприветствования царю Алексею Михайловичу по случаю рождения сына Симеона» и без греческих названий планет) и ГИМ, Синод, собр., 287 (в составе «Рифмологиона»). Текст (по списку ГИМ, Синод, собр., 731, л. 76–76 об.) печатается впервые. 1 Луна – полумесяц – традиционный символ мусульманской Турции, победу над которой Симеон Полоцкий упорно предрекал России с 1656 г. 2 Меркурий (греч. Гермес) – крылатый вестник богов, покровитель торговли и красноречия.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

А.Л.: Для того, чтобы подвигнуть гражданское население на активные партизанские действия, гражданское население должно увидеть звериный облик захватчика. В противном случае обыватель проявляет пассивность. И тут надо сказать, эта ненависть нацистских идеологов к славянским народам оказала им дурную услугу, потому что ярость благородная вскипала и уже с первых месяцев Великой Отечественной войны в ответ на злодеяния, совершенными немецко-фашистскими оккупантами, народ отвечал массовым партизанским движением. И это движение, может быть, как нигде, во всей полноте проявило себя на территории Белоруссии. Владимир Дмитриевич: Партизанское движение — это, конечно, великое событие минувшей войны. Говоря о Белорусской операции, надо отметить ещё одну важную деталь. Дело в том, что при освобождении Белоруссии вместе с нами действовали польские войска. Ещё в октябре 43-го года на территорию Белоруссии зашла первая Польская дивизия имени Тадеуша Костюшко, а в Белорусской операции вместе с нами действовала целая Первая Польская армия, которая вместе с нами участвовала и в освобождении Варшавы. Операция «Багратион», о которой сегодня шла речь, — одна из выдающихся операций Второй Мировой войны, в ходе которой были решены проблемы полного освобождения советской территории от немецко-фашистской оккупации. Она создала для этого все необходимые предпосылки. Запись с эфира: 5 июля 2009 г. Подготовили: Наталья Збарская, Татьяна Алешина. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 9 марта, 2024 24 февраля, 2024 27 января, 2024 18 октября, 2023 10 октября, 2023 9 октября, 2023 9 октября, 2023 9 мая, 2023 8 мая, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/beseda-s-pobeditelyami...

Полный расцвет его проповеднической деятельности относится к последней трети его жизни, когда он (в 228 году, на 43 году своей жизни) был поставлен в пресвитера и окончательно поселился в Кесарии Палестинской, изредка лишь отсюда посещая Иерусалим и другие города, где также говорил проповеди. 198 Проповедовал он постоянно, не только в дни праздничные и воскресные, но иногда каждый день, 199 занимаясь исключительно в своих проповедях толкованием священного писания, под влиянием практики предшествующего века – больше Ветхого Завета, чем Нового. Проповедовал он большею частью без особенного приготовления, так как проповеди его были не чем иным как, главным образом, популярным изложением результатов, одновременно с тем производившихся, ученых его работ над библейским текстом, а иногда и по тому, что ему просто не было времени заниматься нарочитым приготовлением для проповеди. С 60-го года его жизни (около 245 г.) его проповеди стали записывать скорописцы (ταχυγρφοι) с его разрешения, но раньше беседы его были издаваемы им самим, как например беседы на евангелие от Луки, на книгу Судей и, по свидетельству Иеронима, на книгу Иова. В общем итоге к концу его жизни получилась громадная масса его проповедей, точная цифра которых не может быть определена, хотя Иероним замечает, что им сказана тысяча бесед и более того. 200 В виду того, что проповедническая деятельность Оригена продолжалась несколько десятков лет, в виду его неистощимой плодовитости, необыкновенной ревности к проповеданию, его навыка говорить без приготовления, можно предположить, что он в разное время изъяснил в проповедях все книги священного писания, за исключением разве апокалипсиса, который в его время еще не был предметом общецерковного собеседования, и произнес всего может быть не одну, а несколько тысяч бесед. 201 Но после того, как сочинения Оригена были признаны еретическими и на них воздвигнуто было гонение, – почему они, вероятно, подобно всем еретическим сочинениям истреблялись, – до нашего времени сохранилось всего лишь двести пять полных бесед и несколько отрывков; именно: 17 бесед на книгу Бытия, 13 на книгу Исход, 16 на книгу Левит, 28 на книгу Чисел, 26 на книгу Иисуса Навина, 9 на книгу Судей, 2 на 1 книгу Царств, 9 бесед на псалмы 36, 37 и 38, 2 беседы на песнь песней, 9 бесед на видения Исаии, 21 беседа на книгу Иеремии, 14 бесед на книгу Иезекииля, 39 на евангелие от Луки, и отрывки – а) из бесед на книгу Иова – о пользе для нас диавола, б) из бесед на 82 псалом, в) из 39 бесед на книгу Иеремии, г) несколько строк из бесед на деяния апостольские и два краткие отрывка из беседы на послание к Евреям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

35) Архиеп. Иннокентий на ст. 10–12. «Домашняя беседа», 1864. 36) На тот же стих. «Воскресное чтение», 1802. 37) Гадар ( Мк.5:1 ). Библ. пол. сл «Воскресное чтение», 1874. 38) На Ев. Лк. 8: 26–39 ст. «Воскресное чтение», 1825, 1826. 39) Евсевий, епископ Могилевский. Бес. на 23 нед. по Пятидесятнице. Беседы на воскресные и праздничные Евангелия. 40) Объяснение воскресного Евангелия в 23 и 24 нед. по Пятидесятнице ( Лк.8:26–56 ). Рук. для сел. пастыря, 1867. 41) Ст. 30. Павел, архиеп. Кишиневский. О бытии злых духов и деятельности их в настоящее время в духовно-нравственной жизни людей. 42) Леонтий, архиеп. Варшавский. О том, почему жители страны Гадаринской просили Иисуса Христа отойти от них, и о силе страстей и дурных привычек. 43) Ст. 37. Филарет. архиеп. Черниговский. О доле благодарности. Воскрешение дочери Иаира (Мф.9:18–19,23–26; Мк.5: 22, 24, 35–43; Лк. 8:41–42, 49–56) Тренч, архиеп. Дублинский «Чудеса Господа нашего Иисуса Христа» Чудесное воскрешение дочери Иаира следует у евангелистов Марка и Луки непосредственно за возвращением Господа нашего из той восточной стороны озера, которую Он оставил, когда тамошние жители, виновные в противоборстве своему собственному благу, просили Его удалиться от их берегов ( Мф.8:34 ). У евангелиста Матфея этому чуду предшествуют другие события – исцеление расслабленного, его собственное призвание и некоторые беседы с фарисеями. Два евангелиста, Марк и Лука, называют отца воскрешенной по имени – Иаир и точнее определяют его звание: он был начальник синагоги. Это, без сомнения, была синагога в Капернауме, где теперь находился Иисус ( Мф.9:1 ). По евангелисту Матфею, Иаир приходит к Нему, говоря: «Дочь моя теперь умирает, но приди, и возложи на нее руку Свою, и она будет жива» ( Мф.9:18 ). У других же евангелистов представляются важные варианты: «маленькая дочь моя ( θυγα’τριον, filiola) при смерти» ( Мк. 5:23 ); «у него была одна дочь, около двенадцати лет, и та была при смерти» ( Лк.8:42 ). Эту разницу не трудно согласовать с изложением святого Матфея. Когда отец оставил свою дочь, она была при последнем издыхании; он не знал, считать ли ее живою или мертвою; он знал только, что когда он от нее уходил, силы ее до того упали, что ее почти нельзя было считать живою; и теперь, не имея верного сведения о ее смерти, он затруднялся, говорить ли о ней, как о покойнице, или нет, а потому в одну минуту мог выразиться так, в другую минуту иначе. Странно, что подобное обстоятельство, столь естественное, столь сообразное с действительною жизнью и описанными событиями, было выставлено некоторыми как противоречие между Евангелиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Каждый оставим вожделеть имущества ближнего, чтобы таким образом отступив от всякой неправды, нам возыметь Божию Правду, помогающей нам, повергающей под ноги наши нечестивых и делающее их достояние нашим. Удержимся от ужасных клятв, которыми думая скрепить наши дела, мы сводим на нет Божественное повеление, от чего неустанно и терпим неудачи, сами от себя удаляя Божию защиту. Если мы обуздаем склонность к клятвам, то Сам Бог будет среди нас, укрепляя на пользу всякое наше полезное предприятие. Изменим образ нашей жизни на более благородный и более целомудренный, чтобы Отец непорочности, Бог, любил нас словно Своих чад и поставил нас выше всякого бесчестия и тления, во всем содействуя нам и поборствуя против наших врагов. Упорядочим всякое наше дело и слово и мысль к угождению Богу, и таким образом во всем чисто (честно) обратившись, припадем и восплачем пред Господом Богом нашим, испрашивая себе отпущение прежних наших грехов. 12. Потому что тогда и Он, обратившись к нам, очистит нас от всякого греха, и убелив как снег ( Пс.50:9 ) и явив светлее золота, прославит нас с Собою ныне и в нескончаемые веки. Словами Он во многих образах показал Свое человеколюбие: чрез притчу о Блудном Сыне ( Лк.15:11–32 ), чрез сострадание к смирившемуся Мытарю ( Лк.18:9–15 ), чрез заботу о заблудшей, как и мы, овце ( Мф.18:12–14 . Лк.15:3–7 ). Делами Он показал нам несравнимость Своего сострадания на примере со-распятого с Ним и со-воцарившегося с Ним Разбойника ( Лк.23:43 ); на примере жившего самым беззаконным образом среди царей, Манассии, который в последнее мгновение покаялся и был благоприятно услышан ( 4Цар.20,21, 21 ; 2Пар.23 ); на примере тех милостей, который Он оказал Ниневитянам, простив им, накопившееся в течение многих лет, множество их грехов, ради их трехдневного покаяния 623 . Сам Он для нас, о, несравнимое величие благости! преклонив небеса, сошел, и ради нас соделался Проповедником покаяния, делами и словами показав, чтобы мы держались сего, и желающим благопослушно следовать сему Он обещал не только освобождение от всяких зол, но – и небесное и присносущное царство, которое да будет всем нам получить, совершившим дела покаяния при помощи Учредителя покаяния, Христа, Которому подобает слава во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Христианство раскрывается как религия надежды через образы людей, которые на своем жизненном пути встретились с Иисусом и получили от Него прощение грехов: женщины-грешницы ( Лк. 7:36–50 ), женщины, взятой в прелюбодеянии ( Ин. 8:3–11 ), мытаря ( Лк. 19:1–9 ), разбойника на кресте ( Лк. 23:43 ) и других. Параллельно с образами реальных людей на страницах Евангелия перед читателем проходят герои притч, по отношению к которым Бог действует так же, как Он действует в реальной жизни. Среди этих персонажей есть как положительные, так и отрицательные герои, однако во многих случаях, как и в жизни, в персонажах притч положительные качества переплетаются с отрицательными. Ни один из двух сыновей в притче о блудном сыне не может быть назван в полной мере положительным героем. Единственным в полной мере положительным героем оказывается отец. Он любит обоих сыновей – вне зависимости от их заслуг и изъянов, достоинств и недостатков. Он любит их той абсолютной и безусловной любовью, какой только Бог способен любить Своих сынов и дочерей. 9. Неверный управитель Последней в рассматриваемой нами тетралогии притч, следующих одна за другой в Евангелии от Луки, является притча о неверном управителе. Она отделена от притчи о блудном сыне только одной ремаркой: Сказал же и к ученикам Своим ( Лк. 16:1 ). Эта ремарка могла бы указывать на смену аудитории, подобную той, которую мы наблюдаем в поучении в притчах из Евангелия от Матфея, где первые четыре притчи адресованы народу ( Мф. 13:3–35 ), а следующие три – ученикам ( Мф. 13:36, 44–52 ). Однако если в том случае смене аудитории соответствует смена обстановки (четыре притчи произнесены на свежем воздухе, а три в доме), то в данном случае обстановка не меняется. Более того, за притчей о неверном управителе и сопутствующими ей толкованиями следует примечание евангелиста: Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним ( Лк. 16:14 ). Отсюда очевидно, что, произнося притчу о неверном управителе, Иисус обращался к ученикам, однако беседа происходила в присутствии фарисеев. Предположения о том, что притча была изначально адресована народу и лишь впоследствии евангелист придал ей форму увещания ученикам 271 , или что она была адресована оппонентам Иисуса 272 , не основываются на тексте Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Закрыть Великая Война и Февральская Революция 1914-1917 гг. Книга I. Главы 9-10 09.09.2012 583 Время на чтение 43 минут Книга I. Главы 1-2; Главы 3-4; Главы 5-6; Главы 7-8 Глава девятая Апрель 1915 года. - На пути от Брод до Проскурова. - На ст. Здолбуново. - Разговоры в вагоне о Галиции и Распутине. - В Проскурове. - Из Проскурова в Каменец Подольск на автомобиле. - Восторг крестьян. - Завтрак на поляне. - В Каменец-Подольске. - Возвращение. Посещение Одессы. - Дивная картина. - Исторический крест. - Смотр войскам. - Мечты о Константинополе. - Гвардейский экипаж. - Речь Государя. - Посещения в городе и отъезд. - В Николаеве. - На судостроительном заводе. - Речь рабочего социал-демократа. Высочайший ему подарок. - Осмотр других заводов. - Отъезд в Севастополь. - Смотр флота. - Смотр Пластунского батальона. - Выход флота в море. - Посещение собора и смотр войскам. - Назначение Наследника шефом 3-го Пластунского батальона. - Разговор Государя с офицерами. - Прогулка к Байдарским воротам. - Отъезд на Север. - Остановка на ст. Борки. - Крушение царского поезда 17 октября 1888 года. - Прибытие на станцию Болва Орловской губернии. - Посещение Брянского завода. - Посещение рабочего поселка. - Беседа с рабочими. - Отъезд. - Десять минут в Москве . - Встреча с В. Кн. Елизаветой Федоровной. - Посещение Твери. - Чай у дворян. - Речь предводителя дворянства Менделеева. - Подарки. - Речь Государя. - Простота Государя и радушие приема. - Государь у раненых. - Обед в поезде. - Отъезд. - Воспоминания. 12 апреля провели в пути. Императорский поезд останавливался на ст. Здолбуново, где стоял один из санитарных поездов, а на платформе были выстроены учащиеся с оркестром музыки и было много публики. Последнее было новшество, введенное, кажется, по инициативе ген. Джунковского. Публику стали допускать под ответственностью железнодорожной жандармской полиции. Государь обошел учащихся и затем много говорил с ранеными. К вечеру императорский поезд дошел до ст. Красикова и там заночевали, не доходя 40 верст до Проскурова.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/10/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010