Памва на вопрос «хорошо ли хвалить ближнего?» отвечал, «а молчать еще лучше» (282 стр.). Итак, братие, избегайте празднословия и будьте осторожными в словах своих, любите истину, уважайте доброе имя ближнего и удаляйтесь всякой лжи. Особенно, братие, при детях воздерживайтесь от разговоров, обидных для ближнего и не говорите неправды. Сами вы, конечно, знаете, какую великую силу в деле воспитания детей имеет доброе слово. Все слышанное детьми оставляет в них впечатление на всю жизнь и посему всякое дурное слово, злонамеренно, или по необузданности языка, сказанное, действует на них растлевающим образом. Наоборот, ваша любовь к правде, уважение к имени ближнего и удаление от лжи сделает и ваших детей правдивыми, почтительными и уважительными к ближним и противниками лжи и неправды. Аминь. Беседа XXXIII. О десятой заповеди Десятая заповедь закона Божия читается, братие, так не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоею, ни села его, ни раба ею, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего. Этою заповедию запрещаются, братие, желания, противные любви к ближнему, и, что неразлучно с желаниями, помышления, противные этой любви. В предшествующих заповедях Закона Божия запрещались преимущественно худые дела, а в десятой заповеди запрещаются даже греховные мысли и желания. Это прежде всего потому, что, когда в душе есть худые желания и помышления, то она уже нечиста пред Богом и Его недостойна, как говорит Соломон мерзость Господеви помысл неправедный ( Притч.15:26 ). Христианин должен служить Богу не внешними только делами своими, но и своими внутренними желаниями и помышлениями, заботиться и о чистоте сердца своего. Только чистые сердцем, по слову Спасителя, Бога узрят и в небесный Иерусалим, по слову Апостола, не войдет ничего нечистого ( Откр.21:27 ). На страшном суде Христовом мы должны будем дать ответ пред Богом за свои худые мысли и желания. «Приидет Господь», говорит св. Апостол Павел, «Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

С сей точки зрения настоящие минуты были минутами самыми величественными, минутами решения участи всех и каждого из Иудеев. В гласе с неба изрекался суд и осуждение всем и каждому, кто, видя пред собою в таком избытке свет небесный, смежал очи, чтобы не видеть. Мессия должен был сделать со Своей стороны все, чтобы быть узнанным от народа Иудейского, Его ожидавшего, и сделал! He говоря о трехлетнем служении, о непрестанной проповеди, о многочисленных всякого рода чудесах, довольно было последних событий, чтобы узнать в Нем всем и каждому Обетованного Избавителя мира: для сего именно воскресением Лазаря возбуждено было всеобщее внимание как нельзя более; торжественным входом в Иерусалим и принятием от детей осанна Сыну Давидову сделано было всенародное объявление о своем великом достоинстве, как нельзя яснее; наконец настоящим гласом с неба, (каковым знамением особенно дорожила Иудеи) положена на все служение Иисусово такая Божественная печать, вернее коей нельзя и вообразить: после сего для неприемлющих Его не было никакого извинения, оставалось одно осуждение, по мере виновности каждого. 9 XXXV. Беседа Господа с учениками на Елеонской горе Когда Господь, уклонившись от народа, шел с учениками от храма, ученики, обращаясь, смотрели на храм, осужденный Учителем за несколько пред сим минут на запустение, и, указывая на него, говорили Господу: посмотри, какие камни, какие здания, сколько здесь дорогих украшений, богатых вкладов и даров! ( Мф.24:1 ; Лк.21:5 ). Господь остановился, посмотрел на храм и сказал: «истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» ( Мф.24:2 ; Лк.21:6 ). После сего вышли из города, и поднялись на одну из вершин горы Елеонской прямо против храма, и Господь сел там для отдохновения. Тогда приступили к нему ученики и спросили: «скажи нам, когда это будет, и какой признак Твоего пришествия и кончины века?»... ( Мф.24:3 ; Лк.21:7 ). В беседе Своей по сему случаю Господь прежде всего предостерегал их, чтобы береглись они обольстителей, которые будут выдавать себя за Христа; не страшились войн, междоусобий и других бедствий, которые вскоре настанут, не унывали, когда их будут преследовать, заключать в темницы, подвергать бесчестию, мучениям и смерти: ( Мф.24:4–10 ), не заботились о том, что и как им говорит, когда им придется давать ответ в Синагогах и чужеземных судилищах или свидетельствовать об имени Его пред царями и правителями, так как среди всех сих бедствий над ними будет промысел и любовь Отца небесного и без Его всемогущей воли не упадет с их головы ни одного волоса, и не они будут говорить, а Дух Святый, которого они примут, и им даны будут такие уста и такая премудрость, против которой не устоит ни один из их противников ( Мк.13:11 ; Лк.21:14–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

259. Святой Исаак Сирский. Слово 41. 260. Святой Иоанн Карпафийский, гл. 13. Добротолюбие. Ч. 4. 261. Преподобный Макарий Великий. Слово 1, гл. 1. Слово 7, гл. 1. 262. Четьи-Минеи, 2 октября. 263. Лествица. Слово 27, гл. 56. 264. Заимствовано из 56 го Слова святого Исаака Сирского. 265. Преподобный Нил Синайский. О молитве. Добротолюбие. Ч. 4. 266. Иов. Гл. 1 и 2. 267.  За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Иисусе Христе (1 Сол. 5. 18). 268. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 269. Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 31. 270.  Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет 5. 6–9). 271.  И верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10. 13). 272. Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 7. 273. Откр. 2. 7; Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 5. 274. Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 6. 275. Пример борьбы с восставшими страстями можно видеть в житии святой Иустины. Четьи-Минеи, 2 октября. 276. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 277. Лк. 18. 278. Лк. 17. 4. 279. Иак. 4. 4–5. 280.  Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1. 8). 281. Откр. 3. 16. 282. Лк. 14. 33. 283. Гал. 5. 24. 284. Пс. 103. 25. 285. Преподобный Авва Дорофей. Поучение 11, о еже скоро отсекати страсти. 286. Мф. 19. 21; 16. 24; Мк. 10. 21. 287. Преподобный Нил Синайский. О молитве, гл. 17. 288. Преподобный Макарий Египетский Беседа 21, гл. 2–3. 289. Мк. 8. 35. Опыты такой борьбы и распятия видим в жизнеописаниях преподобного Антония Великого, преподобного Макария Египетского и других святых иноков. 290. Мк. 9. 29. 291. Мф. 6. 17. 292. Благовестник. 293.  Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3. 12–13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

(Мф.22:41–46; 23.13–39) После ряда тщетных попыток старейшин унизить Его авторитет в глазах народа, Иисус Христос произнес обличительную речь против книжников и фарисеев. Он сказал, что книжники и фарисеи сели на место Моисея и, поскольку они хорошо знают Закон, народ их должен слушать, но нельзя исполнять Закон так, как исполняют его они: «… связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их …» (Мф.23:4). Господь обличал их в лицемерном исполнении заповедей Божиих; в том, что они, увлекшись исполнением обрядов, забыли, что главное в Законе – суд, милость и вера; что, потакая своим страстям, они постоянно ищут возможность обойти Закон. Господь обличил книжников и фарисеев при народе, чтобы показать духовную опасность пути, на котором стояли руководители народа, способные погубить и весь народ. Лепта вдовы (Лк.21:1–4) Противоположностью внешнего благочестия фарисеев и книжников, любивших почет и тайно обиравших вдов и сирот, является любовь и доверие к Богу, явленная бедной вдовой. Господь, отдыхая недалеко от храма, смотрел, как паломники, выходя, опускали пожертвования в сокровищницу. Богатые люди жертвовали большие суммы, одна же бедная вдова положила в нее всего две лепты. Увидев это, Господь сказал апостолам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу. По сравнению с пожертвованиями богатых людей, ее мелкие монеты были настоящей жертвой, поскольку « все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела » (Лк.21:4). Беседа с учениками о разрушении Иерусалима и Втором пришествии (Мф.24:1–31; Мк.13:1–37; Лк.21:5–36) Покинув храм, Господь вышел из Иерусалима и с апостолами молча поднялся на Елеонскую гору. Иерусалимский храм во всей своей красоте и величии стоял перед их глазами. Один из апостолов, указывая на великолепие храма, сказал Христу: « Учитель! посмотри, какие камни и какие здания !» Ответом на восхищение были скорбные слова Христа: « Видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне ». Иерусалимский храм, оставленный Богом, ставший пристанищем лицемеров и вертепом разбойников, обречен на гибель.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

261. Преподобный Макарий Великий. Слово 1, гл. 1. Слово 7, гл. 1. 262. Четьи-Минеи, 2 октября. 263. Лествица. Слово 27, гл. 56. 264. Заимствовано из 56 го Слова святого Исаака Сирского. 265. Преподобный Нил Синайский. О молитве. Добротолюбие. Ч. 4. 266. Иов. Гл. 1 и 2. 267. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Иисусе Христе (1 Сол. 5. 18). 268. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 269. Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 31. 270. Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет 5. 6–9). 271. И верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10. 13). 272. Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 7. 273. Откр. 2. 7; Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 5. 274. Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 6. 275. Пример борьбы с восставшими страстями можно видеть в житии святой Иустины. Четьи-Минеи, 2 октября. 276. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 277. Лк. 18. 278. Лк. 17. 4. 279. Иак. 4. 4–5. 280. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1. 8). 281. Откр. 3. 16. 282. Лк. 14. 33. 283. Гал. 5. 24. 284. Пс. 103. 25. 285. Преподобный Авва Дорофей. Поучение 11, о еже скоро отсекати страсти. 286. Мф. 19. 21; 16. 24; Мк. 10. 21. 287. Преподобный Нил Синайский. О молитве, гл. 17. 288. Преподобный Макарий Египетский Беседа 21, гл. 2–3. 289. Мк. 8. 35. Опыты такой борьбы и распятия видим в жизнеописаниях преподобного Антония Великого, преподобного Макария Египетского и других святых иноков. 290. Мк. 9. 29. 291. Мф. 6. 17. 292. Благовестник. 293. Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3. 12–13).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

священник Георгий Завершинский Скачать epub pdf Приложения Приложения 1 Фрагмент папируса Бодмера Р ( Ин. 7:32–38 ) Приложение 2 Хиастический план Евангелия от Иоанна Структура хиазма Краткое содержание Главы и стихи Параллельные секвенции а: 1:19–51 Иисус: первое пришествие 1:19–51 Иоанн: первое свидетельство о Христе Иисус и апостолы в Вифаваре, при Иордане Иисус Петру: «ты наречешься Кифа...» b: 2:1–12 Женщина в Кане: Мария, Матерь Иисуса 2:1–12 Рождение новой эры: вино А: с: 2:13–25 Иудейская Пасха 2:13–25 «Разрушьте храм сей, и... " «Он говорил о храме тела Своего» Разрушение и созидание b»: 3:1–22 Ночная беседа с Никодимом 3:1–22 Рождение свыше «неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» а: 3:23–36 Иоанн: последнее свидетельство об Иисусе «Ему должно расти, а мне умаляться.» 3:23–36 а: 4:1–38 Самарянская женщина 4:1–38 Верит Иисусу В тени горы Гаризим b: 4:39–42 Самаряне (не иудеи) 4:39–42 Верят Иисусу «Спаситель мира» В: с: 4:43–52 Царедворец язычник и его семейство 4:43–52 Слышит и верит, не видя b»: 5:1–47 Иудеи на празднике 5:1–47 Иисус делает себя «равным Богу» Иисус говорит о Боге как «Своем Отце» а: 6:1–15 Приближалась Пасха 6:1–15 10(12) Иисус на горе Галилейские иудеи неверно понимают слова о Хлебе Галилейские иудеи отвергают Иисуса а:б:16–17а b:6 С: с: 6:18 в»:6:19–21а а:6:21в Ученики на одном берегу Ученики одни на море Ветер на море (Чермное море и Исход) Иисус (подобно Ягве: «это Я») идет по воде Ученики прибывают на другой берег 6:16–21 а: 6:22–71 Приближалась Пасха Галилейские иудеи неверно понимают слова о Хлебе Галилейские иудеи отвергают Иисуса Иисус говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь... Я воскрешу его в последний день» 6:22–71 12 (10) Иудейские иудеи на празднике Кущей Иудейские иудеи слышат и отвергают Иисуса Иисус делает Себя «равным Богу» Иисус говорит о Боге как «Своем Отце» В»: с: 9:1–10:21 Фарисеи и слепорожденный Фарисеи видят и не веруют. Пастырь других овец, «не сего двора» 9:1–1010:22–39 b»: 10:22–39

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Здесь прилично спросить: отчего в то время, когда все были в томлении и трепете, когда верховный (апостол) боялся, – Иоанн, как бы в радости, возлежит на лоне Иисусовом, и не только возлежит, но и припадает к персям? И не это только достойно исследования, но и следующее. Что же именно? То, что он говорит о себе: «которого любил Иисус» ( Ин.13:23 ) В самом деле, почему никто другой не сказал этого о себе? Ведь и другие были любимы? Но Иоанн больше других. Если же не другой кто сказал это о нем, но он сам о себе, то в этом нет ничего удивительного. Так поступает по требованию обстоятельств и Павел, когда говорит: «Знаю человека,... который назад тому четырнадцать лет» ( 2Кор.12:2 ); да не мало он приписал себе и других похвал. И ужели маловажным тебе кажется то, что как только услышал: «иди за Мною» ( Мф.4:18–20 ), тотчас же, оставив мрежи и отца, последовал, что он один с Петром взят был на гору, и опять, при другом случае, вошел в дом (архиерея)? Притом, сколько он же восхвалил Петра! Он не скрыл, что Христос сказал ему: Петр, «любишь ли ты Меня больше, нежели они?» ( Ин.21:15 ). И везде он выказывает Петра пламенным и искренно расположенным к себе. Так, когда (Петр) сказал: «а он что?» ( Ин.21:21 ), то сказал это от великой любви. Вот почему никто другой не сказал так о себе; да и он не сказал бы, если бы ему не пришлось говорить об этом обстоятельстве. Если бы он, сказавши, что Петр дал знак Иоанну спросить, ничего больше не присовокупил, то привел бы нас в большее недоумение, и заставил бы искать причину (поступка Петра). Потому-то, чтобы отстранить это недоумение, он сам говорит: «возлежал у груди Иисуса» ( Ин.13:23 ). А ужели, по твоему мнению, ты мало узнал, услышав, что он возлежал и что Учитель дозволил ему такое дерзновение? Если же ты желаешь знать и причину этого, то это сделано было по любви. Потому-то он и говорит: «которого любил Иисус». А я думаю, что он сделал это и с другою целью, именно – желая показать, что он был чужд обвинения в предательстве. Оттого-то он безбоязненно говорит и действует.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

« Ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем » ( Быт. 18:19 ). Вот такое великое обетование об истинном Наследнике. Истинный Наследник обетования, с одной стороны – это, конечно, Исаак, но, прежде всего, настаивает святитель Амвросий Медиоланский – это Иисус Христос! Вот почему так переживает Сарра, вот почему так быстро бегает Авраам! Совершенно не похоже на пожилого человека! Пророк Давид восклицал о праведниках, подобных Аврааму, и эти слова, прежде всего, относятся к самому Аврааму: «Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь» ( Пс. 91:14–16 ). Далее – последняя часть нашей беседы – спор о Содоме. « И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю » ( Быт. 18:20–21 ). Зачем здесь употребляются эти слова: «сойду и посмотрю» ( Быт. 18:21 )? Дело в том, что Библия разговаривает с нами на языке человеческом (см.: Ос. 11:4 ) и учит нас определенной манере поведения! Речь идет о том, что Судья хочет вынести приговор городам и уничтожить их. И вот в этих словах: «сойду и посмотрю» ( Быт. 18:21 ) устанавливается заповедь, что судья, который выносит смертный приговор, должен обязательно сам прийти, посмотреть, допросить всех свидетелей и увидеть место преступления, а далее – и присутствовать при казни, если он все-таки вынес смертный приговор! То есть здесь создается некий юридический прецедент! «Господь это сказал не потому, что не знал их грехов, – Он еще ранее сказал: «грех их, тяжел он весьма» ( Быт. 18:20 ). Но Он хотел этим показать пример судьям, чтобы они не произносили приговора прежде, чем рассмотрят дело вполне. Если Знающий все представил Себя как бы незнающим, чтобы не определить наказания прежде суда, то насколько более судьи должны сознаваться в своем незнании и не изрекать приговора прежде исследования дела» 149 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Что же Иисус? «Придите, – говорит, – обедайте... Никто не смел спросить Его» ( Ин.21:12 ). Теперь они уже не имели своей обычной смелости, не дерзали, как прежде, и не обращались к Нему с речью, но в молчании, с великим страхом и благоговением сидели и смотрели на Него. Они знали, «что это Господь» ( Ин.21:12 ), и потому не спрашивали: «кто Ты?» Видя изменившееся лице, исполненное необычайного величия, они были очень изумлены и хотели бы что-нибудь спросить об этом; но страх и сознание, что это был не другой кто, а именно Он, удерживали их от вопроса, и они лишь вкушали то, что Он создал Своею высокою властью. Здесь Он уже не взирает на небо и не делает ничего человеческого, как это было прежде, показывая, что и тогда это делалось по снисхождению. А что Он не постоянно и не так, как прежде, обращался с учениками, об этом говорит евангелист: «это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых» ( Ин.21:14 ). Христос повелевает принести и часть рыбы, чтобы показать, что видимое ими – не призрак. Впрочем, здесь не говорится, чтобы Он сам ел с ними, но Лука в другом месте говорит о Нем: «и, взяв, ел пред ними» ( Лк.24:43 ). с ними же и ел ( Деян.10:41 ) Как это было, мы не можем сказать. Без сомнения, это происходило как-нибудь чудесно, не потому, чтобы естество еще нуждалось, но – по снисхождению, для доказательства воскресения. 3. Слушая об этом, вы, может быть, воспламенились и назвали блаженными тех, которые обращались с Ним, равно как и тех, которые будут в общении с Ним в день общего воскресения. Употребим же все меры к тому, чтобы узреть Его чудное лице. Если теперь, когда только слышим об этом, мы так воспламеняемся и желали бы жить в те дни, когда и Он жил на земле, слышать Его голос, видеть лице, приходить к Нему, касаться Его и служить Ему, то подумай, что значит – видеть Его, когда Он уже не в смертном теле и действует не по-человечески, но дориносится 38 ангелами, когда и мы сами будем в бессмертном теле и, созерцая Его, будем наслаждаться и прочим блаженством, превосходящим всякое слово. Поэтому-то, умоляю вас, будем всячески стараться о том, чтобы не лишиться такой славы. И в этом нет ничего трудного, если только мы захотим, – ничего тягостного, если будем внимательны: «если терпим, то с Ним и царствовать будем» ( 2Тим.2:12 ). Что же значит: «терпим»? Если будем переносить скорби, гонения, если будем идти тесным путем. Тесный путь сам по себе труден, но от нашей решимости и надежды на будущее делается легким. «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» ( 2Кор.4:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Секрет может заключатся в еврейском слове эхад (един), которое часто используется в Ветхом Завете для обозначения единства во множестве (как «одна» неделя, «один» отряд воинов и т.п.). И напротив, еврейское слово яхид, всегда исключающее единство во множестве, действительно обозначает единицу – не как начало счета: 1, 2, 3, 4… и т.д., а именно одно. Потому и Маймонид в «13-ти догматах иудаизма» не использует слово эхад, но слово яхид, менее опасное для иудейской концепции одинокого Бога (мы касались этого вопроса в Беседе 4). Единство Лиц Святой Троицы предполагает наличие любви в их взаимоотношениях, что и научает нас любить Бога и ближнего. Сказано: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ); и еще: «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» ( 1Ин.4:12 ). Рассмотрев значение слова « возлюби », мы попытаемся понять значение слов « всем сердцем ». Прежде всего определимся, что нравственный фон сердца не однозначен. Сравним два высказывания Христа: 1) «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ); 2) «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства» ( Мк.7:21 ). Смысл данного внешнего несовпадения заключается в том, что в нашем сердце как средоточии души реально рядом присутствуют и добро, и зло. Апостол Павел писал: «Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» ( Рим.7:25 ). Следовательно, « возлюби Господа Бога твоего всем сердцем » – означает контролировать внутреннее средоточие души (сердце); « всем сердцем » – значит, что ни одно чувство, доброе или злое, не должно оказаться незамеченным. Сказано: «Вникай в себя (то есть контролируй движение каждой мысли и каждого чувства. – О.С.) и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» ( 1Тим.4:16 ). Каким образом проявляется любовь к Богу, как не в желании, чтобы Он раскрыл Свое присутствие внутри нас, то есть всецело наполнил наше сердце. Но чтобы не принять за Бога то, что не есть Бог, отцы научают нас погрузить разум (ум) в сердце, то есть контролировать чувственные процессы. Об этом писал и апостол Павел: «Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» ( 1Кор.14:15 ). И в начале «Молитв утренних» наставление дается: «Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину…» 328 И при многих песнопениях в церковных книгах советуется: «не борзясь», ибо, как мы выше определились, сердце – сложный в нравственном смысле орган.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010