соч., S.3, n.1. 6. Там же, n.2,3. 7. Там же, S.23. 8. Августин (Epist. 186) [Migne, s.l., t.33, col.815-832] называет его Brito [col.816], a в Commonitorium super nomine Celestii Мария Меркатора назван gente Britannus. Cp. Dr. J. Schwane. Dogmengeschichte der patrist. Zeit. Mnster, 1869. S.657. 9. Praedestinatus. Там же. 10. Quod ille apertior, iste occultior fuit, ille pertinacior, iste mendacior, vel certe ille liberior, hic astutior. Contra Pelag. et. Celest. [Migne, s.l., t.45, col.1613-1664]. 11. Pelagianorun est haeresis, hoc tempore omnium recentissima a Pelagio monacho exorta. Quem magistrum Coelestius sic secutus est, ut soctatores eorum Coelestiani etiam nuncupentur. Augustin., Adv. haer., cap.88 [Migne, s.l, t.42, col.47]. 12. Из сочинений Пелагия до нас дошли: Commentarii in epistolas Pauli, написанные до 410 года, одно письмо ad Demetriadem de virginitate, затем один libellus fidei и одно письмо ad Celantiam Matronam. Cp. дальше сочинения Августина: De gratia Christi et peccato originali [Migne, s.l, t.44., col.359-410]; De gestis Pelagii [Migne, s.l, t.44, col.319-360] и т.д. Ср. Schwane, упом. соч., S.657, n.4. Hefele, Conciliengeschichte, II,105 и сл. 13.Conciliengeschichte, II,104. 14. Conciliengeschichte, II,104. 15. Migne, s.l, t.48,69, и сл. - Ср. Hefele, Conciliengeschichte, II 105, n.2. 16. Hefele, упом. соч., S.107. 17. Hefele, упом. соч., S.107. 18. Hefele, упом. соч., S.108. 19. Augustin, De gest. Pelagii 10,11. [Migne, s.l, t.44, col.333-336]. - Ep. 186 [Migne, s.l, t.33, col.815-832]. - Cp. Hefele, Conciliengenhichte, II,108-113. 20. Augustin, Ep. 175 [Migne, s.1, t.33, col.758-762]. - Cp. Hefele., Там же. 21. Hefele, там же. 22. Augnstin., Bp. 181,182,183 [Migne, s.L, t.33, col.779-788J. - Cp. Hefele, там же, S.114. 23. Hefele, упом. соч. и место. 24. Там же, S.115. 25. Указ издан 30 апреля 418 года. Ср. Schwane, упом. соч., S.730. 26. Hefele, Conciliengeschichte, II,116-117. 27. Эти правила против пелагиан находятся в нашем " Зборнике " под 109-116 пр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1314...

1217 Вероятно, имеется в виду “народ фульский”, упоминаемый как населяющий Крым в 12-й главе Жития Константина Философа. (А.Н.) 1219 Никольский Н.К. Материалы (прим. 90). С. 104–108 (к пункту а.); он же. К вопросу о сочинениях, приписываемых Кириллу Философу//ИпоОРЯС. 1928. Т.1. С.443 и сл. (к пункту б.); Аничков Е.В. Язычество (прим. 98). С.26–57 (к пункту в.); Mansikka V.J. (прим. 71). S. 147–160 (к пункту в.); Tschiewskij D. (прим. 477). S.123 f. [Буланина Т.В. Слова некоего христолюбца и ревнителя по правой вере//СлККДР. Вып.1. С.428–429. – Прим. изд. (А.Н.)]. 1221 Ср., например, Предисловие покаянию: Изергин В.//ЖМНП. 1891. Ноябрь. 4.278. С. 142–184 (с указанием изданий). 1224 Тихонравов Н. Слова и поучения, направленные против языческих верований и обрядов//Летописи русской литературы и древности. 1862. Т.4. Смесь. С.83–112; Памятники (прим. 16). Т.З. С. 195–250 (включает все тексты, изданные Тихонравовым; с. 195–233 – введение П.В. Владимирова); Гальковский Н. (прим. 98). Т.2; Аничков Е.В. Язычество (прим. 98). 4.1, 3. 1228 О древнеславянском божестве Переплуте, упоминаемом в этом и в предыдущем Слове, см.: Ильинский Г.А. Одно неизвестное древнеславянское божество//Изв. АН СССР. VI сер. 1927. С. 369–372; Рыбаков Б.А. Русалии и бог Симаргл-Переплут//СА. 1967. С.91–116. 1230 Аничков Е.В. Два взгляда (прим. 98); Соболевский А. К слову о твари//ИпоОРЯС. 1928. Т.1. С.397 и сл.; Лихачева О.П. К изучению “Слова о твари и о дни, рекомем неделя”//ТОДРЛ. 1969. Т.24. С.68–71. 1231 В источнике речь идет о почитании не “дней недели”, а дня недельного, т.е. воскресенья, в чем, собственно, и состояло “жидовствование” (почитание воскресенья, как субботы у иудеев). (А.Н.) 1233 Памятники (прим. 16). Т.З. С.38–40; Гальковский Н. (прим. 98). Т.2. С. 105–112; ПрСоб. 1859. С. 128–131. 1234 Яцимирский А.И. Мелкие заметки//ИОРЯС. 1916. Т. 21. 1. С. 210–213. О любви к ближнему см. еще одно краткое Слово домонгольского времени: Соболевский А.И. Материалы и заметки по древнерусской литературе, VII: Слово св. Павла о любви//ИОРЯС. 1915. Т. 20. 1. С. 273 и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

236 См. напр. Euseb. – Demonst. Ev. T. III, c. 2 p. 168 и далее, с. 3 p. 188 и далееб и вообще последние книги этого соч. 301 Libanius, Epitaphios Julian. Altenburg, 1791–1797 г. изд. Reiske I, 564. Allard, Julien l’Apostat, II, 155. 302 Созоменб Цер. Ист. V, 3; ср. Иоан. Златоуст: «О св. Мученике Вавиле», 14; Bibanius, Epitaphios Juliani; Allard, Julien l’Apostat II, 162, 168, 169. 306 Ammien Marcellin, XXII, 14; Libanius, -- Ad Julianum consulem (Reiske, t. I, 395) Григ. Богосл. 2-е Обл. сл. На царя Юлиана, 196–197; Allard Julien L’Apostat, II, 214–215. 313 Fragment Orationis epistolaeve cujusdam. 305; Epist XLIX ad Arsacium. Григ. Богосл. 1-е Обл. слово, 165. 328 Allard Julien l’Apostat, III, 130–149. Amm. Marcell. XXIII, 1; Созом. Цер. Ист. V, 22; Феодор. Цер. Ист. V, 20; 329 Julian Epist. XLII; Григ. Богосл. 1-е Облич. Сл. На царя Юлиана; Созом. Цер. Ист. V, 18; Сократ ЦЕр. Ист. III, 12; Феодор. Цер. Ист. III, 8; Rufin. H. E. I, 32; Aug. C. Д. XVIII, 52 Amm. Marcell. XXII, 10; Euseb. Chronic. P. 99; Oros. VII, 30. Allard. Julien l’Apostat, II, 353, 374. 334 Феодор. Цер. Ист. III, 6, 7; Григ. Богосл. 1-е Облич. Сл. На царя Юлиана; Созом. Цер. Ист. V, 10; Сокр. Цер. Ист. III, 2; Amm. Marcell. XXII, 11. 353 In deorum matrem, 175–178; ср. у Кирилла Алекс. – толкование ветхозаветного закона о пище: Contra Julianum, VIII, 990. 376 Neumann-Juliani imp/librorum contra Christ. Quae supersunt. P. 125 и далее. В Recherches sur la tradition manuscrite des letters de l’empereur Julien (стр. 135–138). Bides и Cumont опубликовали найденный в одной из московских библиотек отрывок из опровержения Юлиана, составленного еп. Кесарийским (начала 10 века) – Aretas. По одному отрывку Neumann восстановил (Theol. Liter. Zeitung, 1899) Одно место из 2-й книги Юлиана относительно христианского учения о Логосе и противоречия в учении о Нем 4-го евангелия с синоптиками. Allard. Julien l’Apostat III, 108 not. 4. 380 Сочинения Григория Богослова два обличительных слова на нечестивого царя Юлиана – касаются только личности императора и его административной деяетльности и не касаются его полемического сочинения, которого в то время св. отец и не знал, судя по тому, что он не делает об этом сочидении никакого упоминания. Такого же характера и обличения Юлиана Златоустом в его книге «О св. Мученике Вавиле».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   Jamblichus, De vita pythagorica 199. Cf. 8 (Hyppas.) fr. 2 DK.    II Кор. 6:14—15. Ср. Платон, Законы V, 727е.    II Кор. 6:17—18.    Epicurea, р. 404 Usener.    Zeno, fr. 43 Arnim.    Cf. Origen, Contra Celsum I 7, 60.    Платон, Государство, Х, 614 b; Горгий, 524 а; Федон, 112 а; Протагор, 320 d; Тимей, 25 d; Критий, 108 след.    Cf. 8 (Hyppas.) fr. 2 DK.    Гомер, Одиссея, XI, 443.    Аристотель, Топика I 1, 100b19.    Empedocles, fr. 3, 67 DK (14, 6—7 Bollack).    Heraclitus, fr. 104 Marcovich (29 DK).    Demosthenes, De corona, 296, где также упоминается «предатель» Гиппарх.    Эпитет из Платон, Софист, 237 а.    Parmenides, fr. 1, 29—30 DK.    Кол. 1: 9—11; 25—27.    Ср. I Кор. 3: 10.    I Кор. 8: 7.    Кол. 2: 2—3; 4: 2.    Евр. 5: 12 — 6: 1.    Ср. Деян. 13: 1.    Далее идет обширная цитата из послания псевдо-Варнавы (6, 5—10).    Ср. Книга речений Иисуса 24: 16; cf. Spruche Jesu, p. 94; Resch, Agraphon 84 (S. 108).    Пс. 50: 8; 18: 3—4; Иер. 23: 24.    II Кор. 4: 4.6.    Здесь имеется в виду миф о Пандоре. Ср. Гомер, Илиада, XXIV, 527—533; Гесиод, Труды и дни, 94 сл.    [Платон], Письмо II, 312 d, 314 в-с.    I Кор. 2: 6—7.    I Кор. 3: 1—3.    Ср. Письмо VII, 341c-d.    Государство, II 378a.    I Кор. 5: 7.    Ср. Платон, Федон 65 е — 67 d.    Лев. 1: 6. Cf. Philo, De sacrificiis Abelis et Caini, 84.    De sacrificiis Abelis et Caini, 95.98.100.96.    Callimachos, Epigr. 46, 4 (Anth. Pal. ХП, 150, II р. 94 Pfeiffer 1950).    Bacchylides, Fr. 5 Snell. См. Пидар, Вакхилид. Оды, Фрагменты. Перевод М.Л. Гаспарова (Москва, 1980). Cf. Theodoretus, Graecorum affectiorum curatio I, 78; Cyrill. Alex., Contra Julian., I.    Isocrates, Panath. 30—32.    Этот же эпитет cf. Sextus Empiricus, Adv. Math. I, 288; Origen, Contra Celsum, IV, 77.    Euripides, Fr. Inc. 912 TGF.    В другом чтении: временности.    Исх. 33: 13. Ср. Строматы II 6, 1.; Philo, De posteritate Caini, 14—16.    Притч. 30: 2—3. Этот знаменитый пассаж о божественной fronhsi» в Септуагинте читается так: «я не имею мудрости и не знаю святых».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Памятники славяно-русской письменности, издаваемые Императ. археографии. коммиссиею. I. Великие Минеи Четии. Ноябрь. Вып. IX. Ч. 2. Тетрадь I. Дни 23–25. М., 1917. Л. сл.=μαρτριον το γου Κλμεντος ππα μης, PG 2, 617. Слав. текст напечатан ранее Соболевским (Жития святых по древнерусским спискам…). Греч. текст не вполне совпадает со слав. редакцией. Л. ГТКЗ и далее – «Слово о чюдеси…»=περ το θαματος το γεγοντος ες παδα π το γου ερομρτυρος Κλμεντος, PG 2, 633 sq. Слав, текст сильно искажает и перефразирует греч. оригинал. Л. ГТЛЗ. «Похвала св. Клименту, патриарху Римьскому, написана Климентом епископом». В PG, естественно, нет. Л. [Начало письма Климента к Иакову]: PG 2, 32. CPG I, 1015 (3)=BHG 321. Л. – ГУКН. Эпитома Петра (Κλμεντος, το Πτρου πιδημων κηρυγμτων πιτομ)=PG 2, 57 sq. (CPG I, 1015 (4)=CPG I, 1021=Лавров, 47–108). Разбивка слав. текста на главы сделана по PG. Соболевский А.И. Глаголическое житие св. папы Климента. – Изв. Отдел. рус. яз. и словесности Имп. Ак. наук (ИОРЯС), т. XVII, 1912, кн. 3, 215–222, и отд. (СПб., 1912) (церк.-слав. перевод латинских чтений из старого бревиария в изд. Вайса по рук. IV Вербницкого миссала перв. пол. XV в.). Айналов Д.В. Мемории св. Климента и св. Мартина в Херсонесе. М., 1915 (Оттиск из XXV тома «Древностей»). 24 с.; илл. Лавров П.А. Материалы по истории возникновения древней славянской письменности. Л., 1930 («Слово о перенесении…» на с. 148–153). Die korsuner Legende von der Überführung der Reliquen des heiligen Clemens. Hrsg. v. J. Vašica. Münch., 1965 (Slavische Propyläen 8). 80 S. (Впервые в Acta Academiae Velehradensis 1948, vol. 19; критич. издание «Корсунской легенды» – ср. Горский). Бегунов Ю.К. Русское Слово о чуде св. Климента Римского и кирилло-мефодиевская традиция. – Slavia (Praha), 1974, т. 43, 1, 26–46 (обширнейшая библиография; частичное переиздание слав. текстов Слова [по изд. Оболенского] и Чуда [по изд. Соболевского] с анализом их). Мурьянов М.Ф. Страницы гимнографии Киевской Руси. – Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян. М., 1991, 69–143 (слав. текст службы обретению мощей св. Климента по рук. РГАДА, ф. 381, 98, л. 65–67 на с. 102–108, коммент. 129–143).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

V, §§ 107–108. — Ср.: Joachim Μenant, — Expose des elements de la Grammaire Assyrienne, Paris, 1868, 1–re part., Ch. V, § 1 c, pp. 138–141). Этот–то вечный вид глагола и прилагается к обозначению действований горнего мира. ( < < back) «Слово " простой " им. в наш. яз. такое множество значений, что его употреблять надо весьма осторожно, если хочешь быть ясным: простой значит: 1 — глупый; 2 — щедрый; 3 — откровенный; 4 — доверчивый; 5 — необразованный; 6 — прямой; 7 — наивный; 8 — грубый; 9 — не гордый; 10 — хоть и умный, да не хитрый. Изволь понять это словечко в точности! За это я его не люблю» (K. [H.] Леонтьев, — о Вл. Соловьеве и эстетике жизни; М., 1912. Пис. 1–е, от 24 янв. 1891 г., стр. 8). Ввиду этой многозначительности слова «простота» полезно конкретн. чертами пояснить его в его значении высшем, подвижническом. — Итак, кому присуща простота? — «бывает смирение от страха Божия и бывает смирение из любви к Богу: иной смиряется по страху Божию, другой — по радости. И смиренного по страху Божию сопровождают во всякое время скромность во всех членах, благочиние чувств и сокрушенное сердце, а смиренного по радости сопровождает великая простота, сердце возрастающее и неудержимое» (Исаак Сир. — Сл. 89–е, а по изд. Феот. — 58–е. «Твор.», изд. 3, Серг. Пос., 1911, стр. 421). Простота — источник и корень чистоты. «Чистота есть забвение способов ведения через естество, заимствованных от естества в мире. А чтобы освободиться от них и стать вне их, вот сему предел: прийти ч–ку в первоначальную простоту и первоначальное незлобие естества своего и сделаться как бы младенцем, только без младенческих недостатков…. Авва Сисой пришел в меру сию так, что спрашивал ученика: «Ел я или не ел?» И другой некто из Отцев пришел в таковую простоту и почти в младенческую невинность, почему совершенно забывал все здешнее, так что стал бы и есть до Приобщения, если бы не препятствовали ему в том ученики; и как младенца приводили его ученики к Приобщению. Итак, для мира был он младенец, для Бога же — совершен душею» (id., сл. 21–е, по Феот. — 85–е, «Твор.», стр. 97). ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > Афанасий В., — К Серапиону еп. тмуйскому послание I, 26. S. Amhanasii Arich. Alexandr. Opera Omnia… opera et studio Monachorum Ordinis s. Benedicti, Parisiis, 1798, T. 12, p. 675.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

433 P. Billerbeck в „Nathanael“ XIX (1903), 4, S. 108. 116; 5, S. 121. 123. Prof. Dr. J. Wellhausen , Das Evangelium Lucae übersetzt und erklärt (Berlin 1904), S. 96. 434 Dr. Jos. Klausner, Die messianischen Vorstellungen des jüdischen Volkes im Zeitalter der Tannaiten, S. 71. 435 Prof. D. C. F. Georg Heinrici, Beitrüge zur Geschichte und Erklärung des Neuen Testaments Ш: 1. Bergpredigt (Matth. 5–7. Luk. 6, 20–49) begriffsgeschichtlich untersucht. 2. Aus Hinterlassenschaft des Petrus von Laodicea (Lpzg 1905), S. 15. 438 M. E. Поснов, Иудейство (Киев 1906), стрн. 251. Lic. Dr. W. Staerk, Neutestamentliche Zeitgeschichte II (Lpzg 1907), S. 85 ff. 439 Rabbi Jacob Zallel Lauterbach, Art. „Theology“ в The Jewish Encyclopedia XII (New York and London 1906), p. 136b-137a. Д. В. Знаменский, Учение св. Иоанна Богослова в четвертом Евангелии о лице Иисуса Христа, стрн. 162 сл. 440 Prof. Dr. Eduard König: Prophetenideal, Judentum, Christentum, S. 52 ff.; Talmud und Neues Testament, S. 16–17; Geschichte des Reiches Gottes bis auf Jesus Christus, S. 315 ff. 441 Проф. E. А. Воронцов, Языческий миф о золотом веке и мессианские чаяния иудеев в журнале „Вера и Разум“ 1905 г., 12, стрн. 671 сл. 442 Dr. theol. Philipp Friedrich, Der Christus-Name im Lichte der alt- und neutestamentlichen Theologie (Köln 1905), S. 69. 80–81. 443 Dr. Jos. Klausner, Die messianischen Vorstellungen des jüdischen Volkes im Zeitalter der Tannaiten, S. 2. 448 Dr. Jos. Klausner, Die messianischen Vorstellungen des jüdischen Volkes im Zeitalter der Tannaiten, S. 106. 451 R. P. Fr. M. J. Lagrange, Notes sur le messianisme au temps de Jésus в „Revue biblique internationale“: nouvelle série II, 4 (Octobre 1905), p. 486. 455 Prof. Joh. Gottschick, Art. „Reich Gottes“ в Realencyklopädie von Herzog-Hauck XVI (Lpzg 3 1905), S. 785. Prof. Lic. Rudolf Knopf, Die Zukunftshoffnungen des Urchristentums в Religionsgeschiehtliche Volksbücher herausg. von Fr. Michael Schiele I, 13 (Tübingen 1907), S. 2. 458 Dr. Jos. Klausner, Die messianischen Vorstellungen des jüdischen Volkes im Zeitalter der Tannaiten, S. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1110 Изд. Ρλλης– Ποτλς, VI. Сербский перевод: Ст. Maraje Властара Синтагмат. Београд, 1907. 1111 См. особ.: Dölger F . Aus den Schatzkammern des Heiligen Berges. München, 1948; Lemerle P . Actes de Kutlumus. Paris, 1945; Guillou A . Les Archives de Saint-Jean-Prodrome sur le mont Menacee. Paris, 1955; Dölger F . Sechs byzantinische Praktika des 14. Jahrhunderts fur das Athoskloster Iberon//Abhandlunger der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. N.F. 28 (1949); Мошин В . Акти из светогорских архива//Споменик Српске акад. наука 91 (1939); Mošin V ., Sovre A . Supplementa ad acta Chi-landarii. Ljubljana, 1948. – Собрание греческих документов сербских правителей представлено в: Соловьев А ., Мошин В . Грцке српских владара. Београд, 1936. 1112 Jorga N . Notes et extraits pour servir à l " histoire des croisades au XV е siècle. Paris, 1899–1916. Vol. I-VI. 1113 Thiriet F. Régestes des délibérations du Sénat de Venise concernant la Romanic Paris; La Haye, 1958–1961. Vol. I-III. 1114 Il libro dei conti di Giacomo Badoer/Ed. U. Dorini e T. Bertelé. Roma, 1956. Интересным источником по поздневизантийской экономике служит счетная книга, изданная X. Хунгером и К. Фогелем: Denkschriften der Österr. Akad. d. Wissensch., Philos.-hist. Kl. Bd. 78, Abh. 2. Wien, 1963. 1115 Информация о правах и функциях соправителя содержится в простагме Михаила VIII от ноября 1272 г. 1116 Pseudo-Codinus . P. 86. Об этом Ф. Дёльгер в BZ 33 (1933). S. 141; Острогорски . Автократор. С. 108 сл. и SK 10 (1938). С. 179 сл., где показывается, что титул автократора не прилагался к соправителям до палеологовского времени. 1117 Nic. Gregoras . I. P. 243 sq. Об этом: Ласкарис . Виз. принцезе. С. 73; М. Однос Милутина и Драгутина//ЗРВИ 3 (1955). С. 77–80 (Динич помещает этот эпизод во время ок. 1315 г.). 1120 Особ, см.: Charanis P . On the Social Structure and Economic Organization of the Byzantine Empire in the Thirteenth Century and Later//BS1.12 (1951). S. 94–153; Каждан А.П. Аграрные отношения в Византии XIII-XIV вв. М., 1952; Rouillard G . La vie ruraledansl " Empirebyzantin. Paris, 1953; Ostrogorsky . Paysannerie; Горянов Б.Т. Поздневизантийский иммунитет//ВВ И (1956). С. 177–199; 12 (1957). С. 97–116; Острогорский Г.А. К истории иммунитета в Византии//ВВ 13 (1958). С. 55–106 ( Ostrogorskij G . Pour l " histoire de l " immunité à Byzance//Byz 28 (1958). P. 165–254); Ангелов Д . Аграрните отношения в северна и средна Македония през XIV век. София, 1958. 1125 К. Чапман ( Chapman . Michel Paléologue. P. 154), как кажется, исчисляет общее количество войск в 20 000, считая 15 000 в мобильном войске и 5000 в гарнизонах по городам. Без сомнения, 15 000 воинов, которые (как полагает Чапман вслед за Хопфом) сражались в 1263–1265 гг. на Пелопоннесе, представляли собой лишь часть наличных войск, поскольку одновременно боевые действия велись и в других областях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О том, что мрачная тень нависла над седой головой основателя Академии в последние годы его жизни, свидетельствуют разные предания. Говорят, Платон сделался в это время необычайно угрюмым, сгорбился и ходил, не поднимая головы. Никто не видел улыбки на его лице. Жизнь его была трагедией, и, как положено в трагедии, она окончилась гибелью героя. Но, в отличие от участи героев Софокла или Еврипида, то была не физическая гибель, а глубокое внутреннее крушение. Впрочем, скоро пришла и смерть тела. Платон умер в 347 году. В то время ему было уже около восьмидесяти. Ученики погребли его неподалеку от Академии, в которой он вел с ними беседы в течение сорока лет. ПРИМЕЧАНИЯ Глава двадцать вторая ЛОГОС И ХАОС. ОТРЕЧЕНИЕ ОТ СОКРАТА 1.  Платон. Тимей, 24 а сл. Платон возвращается к теме Атлантиды в своем неоконченном диалоге «Критий», 108 е сл. 2. Там же, 28 b, с. 3. Там же, 29 b. 4. Там же, 29 d. 5. Там же, 29 е. 6. Там же, 31. 7. Там же, 33 d. 8. Платон следует здесь языческой мифологии и философии, которым свойственна пантеистическая идея предвечного Лона. Изначальный дуализм духа и материи у Платона позволяет сближать его с индийской доктриной Санхьи (см.: U. Bhattacharjee. Plato and Bhagavad-Gita. — «The Calcutta Review», 1927, р. 133 ff.). Творец для него лишь «мастер», изготовляющий вещи из уже имеющегося материала (см.: А. Е. Taylor. Plamo, р. 138). Об отличии такого относительного творения от творения абсолютного (из небытия к бытию) см.: Н. Лосский. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. Париж, 1938, с. 104. 9.  Платон. Тимей, 30 а. 10. Там же, 48 а. 11.  П. Флоренский. Общечеловеческие корни идеализма. — БВ, 1909, февраль, с. 421. 12.  Платон. Тимей, 47 с. 13.  Платон. Законы, 709 b. 14. О тиране см.: Платон. Законы, 709—711. 15. Об отношении Платона к рабам см.: Законы, 777 е. В другом месте он говорит, что «земледелие предоставлено рабам», ремесла — чужеземцам (Законы, 806 е). 16.  Платон. Законы, 817 b-d. 17. Там же, 890 a. 18. Там же, 890 с. Часть VI АРИСТОТЕЛЬ И КОНЕЦ СТАРОЙ ЭЛЛАДЫ Глава двадцать третья ОТ АКАДЕМИИ ДО ЛИЦЕЯ Афины, Малая Азия, Лесбос, Македония, 347—335 гг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

1393 Koutsas 1996/1997 (и отд. изд.: Афины, 1998). В первых двух частях 67-го тома помещено вступление и исследование о жизни и творениях Каллиста Ангеликуда , в 3-й части – критическая публикация (в сопровождении фр. перевода) трактата (22-е слово) Исихастская практика, изданного до того в Добротолюбии под другим именем и по одной рукописи (подробнее о 22-м слове см. ниже); в 1–2-й частях 68-го тома – издание и перевод трактата О духовной брани и о согласном с ней священном безмолвии (ранее не издававшееся 16-е слово Исихастского утешения). В дальнейших номерах публикуются еще два произведения Каллиста – 5-е и 23-е слова Исихастского утешения. При ссылках на названную журнальную публикацию архим. Симеона (Куцаса) далее указываем лишь страницы. 1394 В первом издании греческого Добротолюбия помещены только 14 из 109 глав Каллиста I (и лишь они фигурируют как в славянском, так и в феофановском Добротолюбии), а остальные главы (15–83) появились только во 2-м афинском изд. 1893, т. 2, с. 412–455 (3-е афинское издание 1963, т. 4, с. 299–367), куда они были внесены редактором второго издания Панайотом А. Дзелатисом, который счел главы Каллиста Ангеликуда принадлежащими патриарху Каллисту. 1397 См. рус. пер. еп. Феофана: Добротолюбие, V, 305 сл.: § 2 Каллиста Ангеликуда имеет соответствия в гл. 45–46 Ксанфопулов, § 3 – 47–49, § 4 – 51, 53–54, 56–58, § 5 – 59–63, 77–79, 83–85, 100. Подробнее см.: Koutsas 1996/1997, 356–357 с примеч. 327 (там же соображения, что вторична именно сотница Ксанфопулов, а не наоборот). 1398 1-е венецианское изд. 1782 г., с. 1103–1107; 2-е афинское изд. 1893, т. 2, с. 456–459, 3-е изд. 1961, т. 4, с. 368–372. PG 147, 817–825. Рус. пер. еп. Феофана см.: Добротолюбие, V, 429 сл. Ныне этот текст имеется в критич. издании и фр. переводе Куцаса (см. с. 518–529 журнального варианта, с. 108–119 в отдельном издании; рус. пер. А. Власюка, выполненный с этого издания, указан ниже). Текст Добротолюбия представляет собой на самом деле 22-е слово Исихастского утешения, причем концовки в Добротолюбии и в издании Куцаса различны с середины 5-й главы (по нумерации Куцаса; концовка Добротолюбия – ср. Patm. 690 – помещена у Куцаса в приложении, с. 246–253 по отдельному изданию). Неиспользованной осталась рукопись московской Синодальной библиотеки (ГИМ, см. каталог архим. Владимира: Т. 1. М., 1894. С. 645; имеется также дополнительное описание с уточнениями: Фонкич Б. Л. , Поляков Ф. Б. Греческие рукописи Синодальной библиотеки. М., 1993).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010