Не должны мы смущаться тем, что другие более легкое принимают наказание, чем мы, ибо за большие труды большее будет награждение (Кн. 1 к Стагирию). Если некоторые наказанием Божиим не исправляются, не Богу то приписывать должно, но их нерадению (Кн. 1 к Стагирию). Божие наказание — врачевание грехов (О землетрясении). Часто Бог, когда мы согрешаем, не скоро нас наказывает за грехи, но дает нам время для покаяния; и если мы, думая, что грех наш уже заглажен, об исправлении своем нерадим, то там постигает нас казнь Божия, где мы ее не ждем (Беседа 3 к народу антиохийскому). Знает Бог, что опущение казни за грехи не меньше нам вредит, чем и сами грехи: для того Он нас наказывает, — не ради отмщения за прежние грехи, но ради того, чтобы мы впредь исправляли себя (Беседа о том, что проповедник не должен ласкательствовать). Кто, согрешая, не принимает наказания, тот всех беднейший (Беседа 6 к народу антиохийскому). Казни, от Бога нам посылаемые, больше милосердию Его, чем гневу приписывать должно, поскольку Он, как заботливый Отец, все делает ради нашей пользы (Беседа 26 на Книгу Бытия, гл. 8). Казнь, посылаемая грешникам от Бога в настоящем веке, облегчает вечную казнь в будущем веке (Беседа 26 на Книгу Бытия, гл. 7). Бог посылает людям казнь за грехи гораздо более легкую, чем они заслуживают (Беседа на Книгу пророка Исайи, гл. 1). Смотри об этом в рассуждении о любви к врагам, в рассуждении об узком и пространном пути, в рассуждении об искушении, в рассуждении о терпении. XXX. Терпение «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13). «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19). «Братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний» (Иак. 5:7). «Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными» (Иак. 5:9). «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним» (Иак. 5:10). «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим. 5:3—5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

8:5–6). А о добрых делах своих забывал так, что при безмерном любомудрии своем сказал: « кто я, Господи, Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил! И этого еще мало показалось в очах Твоих, Господи мой, Господи; но Ты возвестил еще о доме раба Твоего вдаль. Это уже по–человечески. Господи мой, Господи! Что еще может сказать Тебе Давид?» (2 Цар. 7:18–20)? Часто помышляя о добродетелях предков, он почитал себя за ничто в сравнении с ними. Так, сказав: « На Тебя уповали отцы наши » о себе прибавил: « я же червь, а не человек» (Пс. 21:5, 7). И неизвестность будущего имел он пред глазами, так что говорил: « просвети очи мои, да не усну я [сном] смертным » (Пс. 12:4). А себя считал виновным в столь многих грехах, что говорил: « прости согрешение мое, ибо велико оно » (Пс. 24:11). Итак вам, великим людям, достаточно и этого; а у нас и при этих врачевствах остается еще сильное и достаточное основание к истреблению гордости и всякого высокомерия. Какое же это? Множество грехов, злая совесть: когда она овладеет нами, то не допускает нас и при желании нашем подниматься на высоту. Посему прошу и умоляю тем дерзновением, которое приобрел ты пред Богом своими добродетелями, подать руку (помощи) нам, постоянно молящимся, чтобы мы могли и достойно оплакать бремя столь многих грехов, и, оплакав, вступить на путь благоприятный и ведущий нас к небу, чтобы нам не пострадать вместе с отверженными, сошедши во ад, где никто не может исповедаться (Пс. 6:6), и откуда уже никто не освободит нас. Пока мы пребываем здесь, то и мы можем получить от вас великую пользу, и вы можете весьма облагодетельствовать нас; а когда отойдем туда, где ни друг, ни брат, ни отец не могут ни помочь, ни быть при нас во время наказания, то уже будет необходимо в стеснении и глубоком мраке и при полном отсутствии утешителей терпеть бесконечное наказание и быть несожигаемою пищею для всепожирающего пламени.   К СТАГИРИЮ ПОДВИЖНИКУ, одержимому демоном. СЛОВО ПЕРВОЕ. Стагирий, происходивший из знатного и богатого дома и воспитанный в правилах христианской веры, по благочестивому настроению своему отказавшись от богатства и мирских занятий в Антиохии, посвятил себя подвижнической жизни отшельников, в которой вскоре, по попущению Божию, подвергся действию демона (беса или злого духа), страдал припадками беснования, причинявшими ему такия мучения и такое душевное уныние, что он покушался даже лишить себя жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

Евангелия свидетельствуют о многочисленных эпизодах бесоодержимости и изгнания Спасителем злых духов из одержимых ими людей. Бесоодержимость может проявляться в форме асоциального деструктивного поведения ( Мк.5:2-5 ; Мф.17:15-18 ), болезненных состояний ( Лк.13:16 ; Мф.12:22–37 ). Спаситель дал власть освобождать от власти нечистых духов верующим в Него посредством Своего имени ( Мк.16:17 ). См. Отчитка (экзорцизм) . Кроме бесоодержимости в узком смысле, в Священном Писании упоминается порабощенность грешника страстями, делающими его рабом ( Рим.6:16-17 ; 2Пет.2:19 ). Среди примеров из жизни одержимых тою или иною греховною страстью людей можно выделить пример с Амноном: «И скорбел Амнон до того, что заболел из-за Фамари, сестры своей; ибо она была девица, и Амнону казалось трудным что-нибудь сделать с нею» ( 2Цар.13:2 ). Под воздействием страсти он изнасиловал свою сестру, после чего выставил её вон. Другой пример: одержимость двух старейшин сексуальною страстью по отношению к благочестивой Сусанне: «И в них родилась похоть к ней, и извратили ум свой, и уклонили глаза свои, чтобы не смотреть на небо и не вспоминать о праведных судах» ( Дан.13:8-9 ). Под воздействием этой страсти они желали овладеть Сусанной, склонив её ко греху, а когда она им отказала – оклеветали её, в результате чего её чуть было не лишили жизни, по суду. Всегда ли одержимость человека демоном пагубно отражается на его духовно-нравственном состоянии? Нет, не всегда. Некоторым подвижникам Господь попускал быть одержимыми демоном, ради их духовной пользы. Свт. Иоанн Златоуст в письме Стагирию, одержимому демоном, как раз говорит о таком случае: «Ты знаешь и помнишь свою прежнюю жизнь, т.е. жизнь до искушения; рассмотри же ее внимательно и сравни с настоящей жизнью после искушения, и ты увидишь, какая польза произошла для тебя от этого бедствия. Теперь у тебя великое усердие и к постам, и к нощным бдениям, и к занятию чтением, и к упражнению в молитвах; также и терпение, и смирение достигли у тебя высшей степени; а прежде ты вовсе и не думал о книгах, и все свои заботы и труды употреблял на уход за садовыми деревьями.

http://azbyka.ru/oderzhimost

Посему, как судья многих преступников оставляет на жительство в темнице на долгое время, – а часто они оканчивают там жизнь, – когда же захочет предостеречь народ, то берет одного или двух из них, садится на возвышенном месте и при всех предстоящих приказывает вести преступника на смерть, не считая нужным делать то же со всеми преступниками для устрашения прочих; так и для Бога, когда Он благоволит вразумлять нас, не нужны все злые, но Он берет некоторых из них, о которых знает, что они неисправимы, и над ними являет Свою силу и гнев, и через это совершает много полезного. Этим он злых располагает оставить, если они захотят, свое нечестие, и добрых делает более внимательными, и показывает Свое долготерпение, и для всех подтверждает, как я выше сказал, учение о воскресении. Но какая польза от этого, скажешь ты, тем, которые весь первый возраст свой провели в несчастьях и умерли прежде, нежели успели различать добро и зло? Но какой же и вред, скажи мне, терпят они, когда еще не сознают своего несчастья, и не умеют ни печалиться, ни радоваться? И не только этим я разрешаю предложенный вопрос, но и тем, что подобными несчастьями вразумляются и родители, и братья, и родственники; и немалое бывает приобретение, если из того, от чего один не терпит никакого вреда, другой получает величайшую пользу. Впрочем, на это, может быть, есть и другая какая-нибудь тайная причина, известная одному только нашему Создателю. 9 . Остается еще один вопрос: почему те, которые прежде искушений жили праведно, после искушений пали? Но кто верно знает живущих праведно, кроме «Создавшего наедине сердца наши и Разумевающего на вся дела наши» ( Пс.32:15 )? Многие из тех, которые кажутся добродетельными, часто оказываются порочнее всех. Это обнаруживалось и в настоящей жизни, но только относительно некоторых, по какому-нибудь случаю и по какой-нибудь необходимости. Когда же сядет судить нас «Испытующий сердца и утробы, живый, действенный и острейший паче всякого меча обоюду остра, проходящий даже до разделения души же и тела, членов же и мозгов, и судительный помышлением и мыслем» ( Евр.4:12 ), тогда, не некоторых только немногих из многих, но всех увидишь открыто такими, каковы они действительно, и ни волка не скроет овечья кожа, ни окраска гроба внутренней его нечистоты; потому что «несть тварь не явлена пред Ним, вся же нага и объявлена пред очима Его» ( Евр.4:13 ). Это и Павел, объясняя коринфянам, говорил: «Тем же прежде времене ничтоже судите, дóндеже приидет Господь, Иже во свете приведет тайная тмы и объявит советы сердечные» ( 1Кор.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Пособие к избежанию от этого    Первое. Помнить, что все в мире останется собранное, а сам человек нагим от мира сего отыдет.    Второе. Верить в Промысл Божий, никого не оставляющий.    Третье. Суд Божий страшный и неминуемый на лихоимцев. VIII. Славолюбие     «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин. 5:44). Святой Златоуст об этом    Суетная слава и добрые человеческие дела делает бесполезными (Кн. 2 о умилении Димитрия).    Суетная слава, как ветер, все сокровища добродетелей наших разметает (Кн. 1 к Стагирию).    Человеческая слава — это благочестие, справедливость, милостыня, кротость, смирение, мир, правда, любовь ко всем нелицемерная (На псалом 48).    Кто тленными века сего вещами хвалится и величается, тот ничем не отличен от тех, кто в сновидении услаждается роскошью (На псалом 5).    Славу получает тот, кто презирает ее (Беседа 4 на евангелиста Матфея).    Слава умножается смирением; а кто желает показать себя великим, тот будет всех последнейшим (Беседа 65 на евангелиста Матфея).    Ничто так не возбуждает в человеке любовь к богатству, как славолюбие (Беседа 2 на евангелиста Матфея). Рассуждение о славолюбии    Смотри об этом в рассуждении о презрении мира (§ XXVII). IX. Женское украшение     «Да будет украшением вашим — жены — не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петр. 3:3—4).     «Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2:9—10). Святой Златоуст об этом    Женщина, когда себя излишне украшает, делается мерзостнее нагой, поскольку она тогда слагает с себя смиренномудрие и благопристойность (Беседа 10 на Послание к колоссянам).    Убор золотой и дорогие жемчуга — сборище сатанинское (т. 2, стр. 242).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Прихожанка. И вы хотите сказать, что от этого не нужно избавляться? Пресвитер. Это делать нужно не всегда, ибо это не всегда полезно для души. К примеру, блаженный Феофилакт Болгарский пишет, что «освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются» 279 . Прямым подтверждением этого служат слова Господа, сказавшего: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» ( Мф. 12, 43–45 ). Прихожанка. Из ваших слов одержимость болезнями и бесами полезна, но тогда зачем Господь исцелял от этого приходивших к Нему? Пресвитер. Ну, во-первых, Он исцелял не всех и не всегда, а во-вторых, Он исцелял только в тех случаях, когда исцеление приносило большую пользу, нежели болезнь. Никто не спорит, что сами по себе болезни, как телесные, так и душевные, благом не являются, но они могут служить достижению высших целей. Прихожанка. Каких, например? Пресвитер. Например, приобретению добродетельных качеств. В этом отношении интересен случай, произошедший с египетским подвижником преподобным Иоанном Коловом. Рассказывают, как он однажды вымолил у Бога бесстрастие, но когда поделился этой радостью с одним старцем, то услышал в ответ: «Иди и умоли Бога, чтобы возвратились брани и то сокрушение сердца и смирение, которые ты имел прежде, ибо по причине браней душа приходит в преуспеяние» 280 . Прихожанка. Но ведь здесь речь идет о страстях и борьбе с ними. А что полезного дает беснование? Пресвитер. Вот вам случай со Стагирием, который подвергся беснованию, когда по нашим представлениям это не должно было случиться. Он с детства был воспитан в христианской вере, посвятил себя подвижнической жизни отшельников, но на удивление всем вскоре стал страдать припадками беснования в крайней ее степени. Очевидец его беснований рассказывает и о корчах в руках, и об искривлении глаз, и о пене на устах, и о страшном и невнятном голосе, и о трясении тела с продолжительном обмороком 281 . Такая форма беснования причиняла ему столь тяжкие мучения, что он покушался даже лишить себя жизни. Святитель Иоанн Златоуст , узнав о бедственном состоянии Стагирия, с которым дружил, и, не имея возможности лично посетить его по причине собственной болезни, но желая доставить ему духовное утешение, написал несколько увещаний, в которых доказывает, что беснование его полезно ему и при правильном к нему отношении доставит многие венцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Седьмое. Часто бывает, что искуситель на время и отступает, и оставляет нас в покое, но тогда большее нам надлежит искушение, ибо тогда он вдруг, нечаянно на нас нападает, а не с той стороны, с которой мы надеемся, поэтому всегда надо его ожидать. К чему и апостол Петр нас вооружает: «Трезвитесь, бодрствуйте» , и прочее, и апостол Павел: «смотрите, поступайте осторожно» (1 Пет. 5:8, Еф. 5:15). Восьмое. После искушения и одержанной победы, надо не себе приписывать ее, но Богу и Его благодарить за то, что не дал посмеяться врагу, ибо и то диавольская кознь, что он после одержанной над ним победы влагает высокоумие и тщеславие. Девятое. Если случится искуситься, отчаиваться не должно, но тотчас восстать, каяться, и исправиться, и еще горячее с призыванием помощи Божией подвизаться. Ибо жизнь наша это брань, на которой то одна, то другая сторона ранит, гонит, побеждает. XXIX. Отеческое Божие наказание «Сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12:5—8). «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени» (Евр. 12:11—12). «Блажен человек, которого наставишь Ты, Господи, и от закона твоего научиш ь» (Пс. 93:12). «Если оставят сыновья его закон Мой и не будут ходить по уставам Моим; если нарушат постановления Мои и заповедей Моих не будут хранить, то накажу жезлом беззакония их, и ударами — неправд ы их; милости же Моей не отниму от них» (Пс. 88:31—34). «Научая наказал меня Господь, смерти же не предал меня» (Пс. 117:18). Святой Златоуст об этом Те, кто Божия наказания принимает не с благодарностью, а с гневом и негодованием, те превеликим себя подвергают бедам (Кн. 1 к Стагирию).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Так, Давид потерпел много бедствий, когда пас стада, отражая нападения и непостоянных стихий, и диких зверей; первое видно из того, что говорил Иаков; а последнее из того, что сам он говорил Саулу о льве и медведе. Когда же он, рано оставив эту жизнь, приступил к делам военным – опускаю зависть братьев, хотя и она была для него весьма тягостна, – когда, вступив в единоборство, одержал блистательную и чудную победу, то в облагодетельствованном Сауле нашел себе врага сильнее низложенного Голиафа; потому что Саул не открыто вооружался против него, но, приняв вид друга и притворившись почитателем и попечителем его, поступал с ним враждебно. А как прискорбно за добро получать зло, о том послушай блаженного пророка, который постоянно плакал, сетовал и говорил; «Еда воздаются мне злая за благая» ( Иер.18:20 )? Даже без всякой другой неприятности, одно то причиняет великую скорбь военачальнику, что он находится в подозрении у царя, который смотрит на него с неудовольствием. Что я говорю – военачальнику у царя? Нам неприятно, если и слуги так относятся к нам; когда же притом строятся козни против жизни ненавидимого, то какая жизнь может быть горестнее этой? Однако Давид все переносил и терпел; жил вместе с тем, кто замышлял убить его, и участвовал в его войнах. Когда же он удалился и устранился от войны, то хотя самое удаление и обнаружение вражды (Сауловой) посодействовало несколько безопасности (Давида), но так как он должен был с четырьмя стами мужей защищаться против многочисленного Саулова войска, то трепетал более, чем прежде. Подумай, в каком он был положении, когда не имел ни города, ни крепости, ни союзников, ни доходов, и должен был воевать с тем, который имел все это, между тем как сам он не мог, кроме пустыни и пещер, найти и места, куда бы убежать. Взяв город, так называемый Кеиль, он тотчас вышел из него, когда священник сказал, что Бог не избавит его из рук Саула, если он останется там. А этот священник был тот самый, который избежал рук Саула и возвестил Давиду о бывшем в Номве печальном происшествии, причем (Давид) произнес прискорбные слова: «Аз есмь виновен о душах всего дому отца твоего» ( 1Цар.22:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

С точки зрения тогдашней Греции, не только Стагиры, но и вся Македония была достаточно отдаленной провинцией, которая на северо-востоке граничила даже с Фракией. По некоторым источникам, Стагиры и находились во Фракии. Но мы исходим из того, что Стагиры находились на юге Македонии, на полуострове, носившем название Халкидика, вблизи гораздо более известного, а впоследствии весьма значительного города, Фессалоники. Стагиры были основаны выходцами с острова Андрос (это была родина отца Аристотеля). Говорили также, что предки Аристотеля по отцу происходили из сицилийской Мессаны (нынешняя Мессина, которая была колонией Эвбейской Халкиды) и из Эвбейской Халкиды, откуда происходили предки Аристотеля по матери (между прочим, остров Андрос был на расстоянии всего нескольких миль от острова Эвбеи). Из всего этого следует, что, несмотря на территориальную близость к Македонии места его рождения, Стагиры, Аристотель был чистейшим греком и по отцу и по матери, и лишь по неизвестным нам причинам его родители поселились на северном полуострове Халкидике. Но это обстоятельство весьма заметным образом осложняет для нас понимание крепких промакедонских симпатий Аристотеля. Как мы увидим ниже, эти последние играли в его жизни огромную роль. Македонские цари, поклонники греческой культуры, всегда находились в противоречии сами с собой: они учились у греков быть на высоте тогдашней культуры, но они в то же самое время всегда мечтали подчинить Грецию своему владычеству. А отсюда и то глубочайшее противоречие, которое было мучительно для Аристотеля и которое, как мы увидим ниже, привело к трагическому концу. Заметим, однако, что подобного рода противоречивая ситуация вовсе не является в истории какой-нибудь исключительной редкостью. Немного позже великий Рим тоже будет считать себя учеником греческой культуры. Но тот же самый Рим покорит Грецию, так же как и всякую иную страну тогдашнего культурного мира. Теперь перейдем еще к одному весьма важному обстоятельству, связанному с происхождением философа.

http://predanie.ru/book/219678-platon-ar...

В его глазах Стагирий стоит на хорошей дороге. Если он и не нашел исцеления, то, по крайней мере, он далеко ушел в совершенствовании своей души. Предлагаемые им советы внушены превосходными намерениями, но, тем не менее, в настоящее время мы не можем повторить их, не сделав оговорок. Что всего более замечательно и чем Златоуст возвышается над своим временем, это то, что он, – как и в своих беседах о бесах, – пытается отвести злому духу свое место. Иногда на его долю он не оставляет почти ничего, кроме физической болезни. В печали и меланхолии ответствен сам Стагирий, он сам виновник их и сам мог бы их исцелить. «Демон не виновник этой мрачной печали, но печаль приходит с помощью дьявола и внушает тебе все эти дурные мысли». «Пусть Стагирий продолжает свои аскетические подвиги, пусть трудится и силится убедить себя, что он не исключение и не один подвергается искушению. Пусть для этого он идет посмотреть на заключенных и посетить больницу неизлечимых». Виллемен выразительно отмечал и восхвалял эти два последние совета, которые, конечно, сами по себе стоят этого. Они внушены нежным чувством и глубоким намерением, но в применении в частности к Стагирию позволительно утверждать, что они были ошибкой. Уместно было бы Сенеке давать их Серению, который, по-видимому, был болен только душой и не имел нужды ни в чем, кроме правильно урегулированной деятельности и спокойствия. И в самом деле, Сенека дает ему некоторые, хотя без сомнения менее возвышенные, но аналогичные советы. Стагирий, напротив, был эпилептиком. Вид страдающих раком и прокаженных мог еще более омрачить и расслабить его. Может быть, исцелить Стагирия более способен был его отец, которого так боялся Стагирий и о котором так дурно говорит св. Златоуст. Этот отец, конечно, был человек весьма мало достойный одобрения: он бросил свою жену и сына, чтобы жить с наложницей, давшей ему других детей. Он сохранял все предубеждения мирского человека против монашества, но на этот раз справедливость была на стороне этих предубеждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010