Отсюда мы отправились сухим путем и поднялись на Ок-Мейдан, т. е. поле для стрельбы из лука, с каковой целью поставлен на нем столб. Это веселая лужайка, откуда открывается вид на противолежащий Константинополь. Здесь радостно и весело справляют христиане праздник Пасхи. Нам рассказывали при этом случай, что в прошлом году его величество султан Мохаммед (да хранит его Бог!) еще до праздника велел раскинуть здесь для себя шатер, приезжал и любовался на их праздничное веселье и за великое удовольствие, ему доставленное, подарил им два кошелька, по тысяче турецких пиастров в каждом. Потом мы побывали в монастыре Силяхдара, или оруженосца, покойного султана Мурада, совершенно заново выстроенном этим вельможей. Глава X. Константинополь. – Галата Мы спустились в предместье, называемое Касим-Паша, в Галату и в Топ-Ханэ; потом ходили в Терс-Ханэ, где строят корабли. В Топ-Ханэ мы видели пушки такие большие, что в них можно вползти человеку, и еще другие, из коих каждая равняется (по весу) трем верблюжьим вьюкам. Затем мы вернулись, чтобы посмотреть на удивительные корабли английские и французские, и возвратились домой. Под воскресенье мы служили вечерню в монастыре, что в Галате, ибо константинопольский патриарх прислал нашему владыке грамоту, подобную прежней, дабы он на другой день совершил литургию в монастырской церкви. Поэтому мы со спутниками переехали на лодке в Галату к означенной церкви, где, по обычаю, была устроена патриарху встреча и торжественно совершена литургия по чину, на сей . день установленному. За богослужением последовало угощение, и я воспользовался благоприятным случаем, чтобы походить одному и осмотреть остальные церкви Галаты. Первая церковь во имя Богоматери Хрисопиги, или Золотого Источника. Источник внутри церкви: это колодец, каким его изображают на иконах Богоматери, сидящей в купели 41 из него течет вода, исцеляющая недужных. Эта церковь великолепна и имеет два больших подсвечника из желтой меди. Нам сообщали, что по образцу их патриарх Карама 42 заказывал подсвечники для алеппской церкви. Те и другие венецианской работы. Живопись в этой церкви высокохудожественная.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

То же сделал его сын. Наш владыка, благословив их обоих в третий раз, также стал на своем месте. Затем вошли высшие сановники и стали на левой стороне хороса; впереди их постельник с серебряным жезлом и силяхдар с короной над головой, опоясанный мечем н с булавой на левом плече. Прочие вельможи стали в нарвексе, все с открытыми головами, ибо всякий в присутствии господаря должен стоять с открытою головой, хотя бы во время трапезы. Дьякон окадил двери алтаря и (местные) иконы, потом господаря на его месте, сына его и нашего владыку патриарха и наконец вельмож и, став на своем месте, обычно возгласил: „Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Тя, услыши и помилуй!” „Еще (молимся) о христолюбивом, богохранимом государе, эфенди Иоано Василии воеводе, о супруге его, государыне домине Екатерине, и о сыне его, государе Стефане воеводе”, „о мире, здравии и спасении”, „да Господь Бог наш споспешествует благоустроению всех дел его и покорит под нозе его всякого врага и супостата”. У них принято, что всякий раз, когда господарь входит в церковь , дьякон кадит ему и возглашает эту ектению. Придворные мальчики-певчие все были в красной суконной одежде и стояли на обоих клиросах: на правом пели по-гречески, на левом – по-валашски стройно и согласно. Пение это трогало сердце и оживляло душу. Во время ектении дьякона пели попеременно многократное „Господи, помилуй”. Священник сделал возглас и совершил отпуст. Придворные певчие по обычаю пропели многолетие господарю, его супруге и сыну. Затем дьякон, сделав легкий поклон господарю, его сыну и нашему владыке патриарху, но принятому у них перед ектенией и после неё обычаю, стал, несколько повернувшись лицом в сторону господаря, и возгласил: „Благослови владыко”. Священник начал литургию. Потом дьякон говорил ектинию: при всяком „Господу помолимся” 96 , мальчики пели „Господи помилуй”, раз по-гречески другой – на левом клиросе – по-валашски. Затем дьякон, сделав поклон, вошел в алтарь задом. Так же поступали и мы, чувствуя, однако, при этом сильный трепет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великий вестиар, который есть рисманджи и махасибджи, или государственный казначей; потом второй вестиар и третий. Ворник, который есть судья и имеет под своим начальством коллегию судей. Бахарникос (пахарник), который есть виночерпий или дворецкий в прислуживает господарю в праздничные дни; у него под начальством разносители напитков, или саки, кои служат господарю в обыкновенные дни в течении года. Великий бостеник (постельник), который всегда носит пред господарем серебряный жезл; у него под начальством второй бостеник и третий, кои также постоянно стоят со своими жезлами в присутствии господаря. Точно также великий спафар, или главнокомандующий войском, постоянно носит меч и палицу подле господаря; под ним первый спафар (т.-е. силяхдар), или оруженосец; а также второй спафар. Затем грамматикос, или секретарь господаря. После него армаш (т.-е. субаши), который подвергает казни и пытке. Силяхдар также заведует бойнями. 115 Что монастыри в бывших господарствах, Молдавии и Валахии, не принадлежала восточным церквам и патриархам и не составляли их собственности, а были лишь преклонены им, т. е. отданы под их надзор с правом пользоваться частью с остатков их дохода в виде вознаграждения за надзор, см. об этои ряд наших статей за подписью „Русский паломник“ (прерванных по независящим от нас обстоятельствам), с несколькими нашими же передовыми по тому же поводу, в Моск. Вед. 1892 г. 120 Автор хочет сказать каламбур, называя кальвинистов „кальбиин“-слово, которое напоминает арабское „кальб», собака. 122 В этом месте в нашей рукописи есть пропуск, который мы пополняем по рукописи Учебного Отделения до слов: „равно и к заутрене». 125 Принятое наименование константинопольской церкви Великою Церковью в арабском языке передается обыкновенно не словом кабира, как в тексте, а азыма, хотя оба слова синонимичны. Нам кажется странным, что Павел мог употребить одно вместо другого. 126 В английском переводе перечислены предметы, составляющие этот подарок: „пара подушек, ковер, сосуд с миром, или ароматическим маслом, мыло двух сортов”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Вып. 1, стр. 83). Глава 14-я книги 2-й о восстании великого лагофета по нашему чтению, после сообщения автора о казни Василием, молдавским господарем, «троих из высших начальников своего войска, из коих один был войсковым сердарием» (начальник конницы), идет описание «выступления Василия из Ясс». В этом месте английская рукопись включает целый отдел об отношениях Василия к казненному сердарию: «он ему был крестным отцом, любил его чрезвычайно и не скрывал от него никакой тайны». Пользуясь особым доверием государя, лагофет втайне вел интриги против своего повелителя и употреблял всевозможные усилия к тому, чтобы вместе с вельможами страны убить Василия, затем овладеть его сокровищами и сделаться господарем Молдавии. Но замысел был открыт духовником – священником, последствием чего и была казнь сердария (Вып. I, стр. 87–88). В той же главе пропущен в нашей рукописи перечень высших правительственных лиц Молдавии. «Степени высших сановников государства, кои помогают в правлении господарю Молдавии, следующие: Великий лагофет, который есть великий дефтердар или верховный канцлер, под ним второй лагофет, потом третий. Великий вестиар, который есть рисманджи и махасибджи, или государственный казначей; потом второй вестиар и третий. Ворник, который есть судья, и имеет под своим начальством коллегию судей. Бахарникос (пахарник), который есть виночерпий или дворецкий, и прислуживает господарю в праздничные дни; у него под начальством разносители напитков, или саки, кои служат господарю в обыкновенные дни в течение года. Великий бостеник (постельник), который всегда носит пред господарем серебряный жезл; у него под начальством второй бостеник и третий, кои также постоянно стоят со своими жезлами в присутствии господаря. Точно также великий спафар, или главнокомандующий войском, постоянно носит меч и палицу подле господаря; под ним первый спафар (т. е. силяхдар), или оруженосец; а также второй спафар. Затем грамматикос, или секретарь господаря. После него армаш (т. е. субаши), который подвергает казни и пытке. Силяхдар также заведует бойнями. (Вып. I, стр. 90–91 примеч.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вслед за тем он вышел вместе с нашим владыкой в передний диван к царской трапезе, убранной золотыми и серебряными блюдами и такими же ложками и вилками. Господарь сел в кресла, обитые бархатом, с серебряно-вызолоченными гвоздями, а для нашего владыки патриарха было поставлено другое кресло по правую его руку. Владыка благословил трапезу и господаря и, взяв ломоть хлеба и обмакнув в кушанье, встал, причем встали и все присутствовавшие вельможи, и выразил господарю благопожелания, как принято в подобных случаях, после чего все сели. Все блюда были накрыты такими же блюдами, пока не принялись за еду; тогда их сняли: у них такой обычай, что блюда к столу подаются покрытыми. Ашджи, или великий келарь, он же таббах-баши, всякий раз как слуги вносили блюда, каждое подавал господарю, снимая крышку; если оно нравилось господарю, то ставил пред ним безмолвно и, взяв вилку, проходил ею по всему блюду и отведывал кушанье; потом подносил другое блюдо. Если же оно не правилось, то господарь поднимал глаза 82 , и тот убирал и ставил блюдо под стол. По левую руку господаря стоял слуга в красивой одежде: он брал некоторые блюда и ставил их пред самым господарем; другой слуга брал его хрустальный в серебряной оправе кубок и, поставив на его место другой, вытирал и приносил обратно. Силяхдар, или великий спафарий 83 , все время стоял по правую руку господаря с короной, осыпанной драгоценными камнями, опоясанный мечем и держа в руке царский скипетр. Виночерпий со своими подручными также стоял близ него, имея перед собою высокий деревянный сосуд с водой на трех ножках, в коем находились стеклянные бутылки с разноцветным вином, водкой и пивом; подле стояла скамья, покрытая белою скатертью, на которой были расставлены хрустальные кубки и серебряные и фарфоровый чаши. Виночерпий подавал пить господарю и патриарху из одного и того же кубка, и всякий раз как они пили, все присутствующие вставали. Прочие пили из других кубков и другое вино. Поднося господарю чашу, виночерпий всякий раз отведывал из неё и потом подавал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Потом пели „Блаженны” и совершили малый вход: по обычаю впереди дьякон с трикириями, другой – с кадилом, а я с евангелием. Тогда владыка патриарх встал с седалища, я же по обычаю остановился под полиелеем 97 : он благословил вход, а я, как это у них принято, поднес евангелие к господарю для целования, причем поцеловал его правую руку, также подносил сыну его, а затем владыке патриарху, и мы вошли в алтарь. Наш владыка патриарх, произнеся: „Спаси нас, Боже”, обернулся к господарю и благословил его и сына его, затем силяхдара и прочих придворных сановников; потом приложился по обычаю к (местным) иконам и, войдя (в алтарь), окадил престол. Он не кадил в царских вратах, ибо здесь такого обычая нет, но в конце „и во веки веков” вышел и благословил предстоящих трикириями. Затем придворные мальчики-певчие пели попеременно „Святый Боже” весьма приятным напевом, пока не пропели с динамис 98 . Ни владыка патриарх, ни священники не пели Трисвятого в алтаре ни разу и не возглашали также многолетия. Потом дьякон вышел с евангелием и, сделав господарю и его сыну издали легкий поклон, прочел евангелие под полиелеем. Окончив чтение, он поднес евангелие господарю и сыну его для прикладывания, причём целовал у них руку. Во время каждения при „Иже херувимы” наш владыка патриарх вышел с кадильницей и, остановившись между подсвечниками, окадил господаря и предстоящих, потом обратился к алтарным дверям и (местным) иконам (окадил их) и вошел (в алтарь). Я вышел с дискосом и Телом. Тогда был постлан для господаря перед его местом весь расшитый золотом ковер, среди которого оставлено небольшое местечко из красного бархата; такой же, но поменьше, был постлан перед местом его сына. Сойдя, они простерлись на них до земли. Дойдя до них, я обернулся к ним по обыкновению и произнес: „да помянет Господь Бог государя Иоано Василия воеводу, супругу его домину Екатерину и сына его Стефана в небесном царствии своем всегда”... То же сделал священник, несший потир. Перед этим наш владыка патриарх снял с себя митру, с которой по обычаю шел один из священников при великом входе; все в нем участвующее держат в руках какую-нибудь вещицу, хотя бы служебник литургийный.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...