1-е Происхождение (предъисхождение, несение впереди) древа (т. е. части от подлинного Креста) Честного и Животворящего Креста Господня Выражение – происхождение в настоящем случае укрепилось у нас вследствие неточного перевода греческого слова προδος. В греческом Часослове 1838 года так объясняется происхождение сего праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить честное древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31-го июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе великой церкви. С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и Честный Крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (προδος) Честнаго Креста». 14-го августа Крест опять возвращался в царские палаты. Этот обычай, в соединении с другим – освящать в придворной Константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца (кроме января, когда освящение воды бывало 6-го числа, и сентября, когда оно совершалось 14-го числа) и послужил основанием праздника в честь Честнаго и Животворящего Креста и торжественного освящения воды, которое совершается в сей день (Христ. Чт. 1852, ч. 1, стр. 506). Празднество Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресв. Богородице Марии, Матери Его Сей праздник установлен 1164 году, и в Греции, и в России, по случаю полного торжества русских над болгарами и побед императора Мануила над могометанами арабами (см. в житии благоверного князя Андрея Боголюбского – 30-го июня): только там, по краткости выражения, может быть, вкралась неточность или недоговоренность. Нужно бы сказать: «постановлено праздновать Спасу Всемилостивому и Пречистой его Матери». Память св. мучеников ветхозаветных Маккавеев Имя Маккавей значит: кто подобен Тебе в бозех, Господи. Первоначально оно принадлежало Иуде – вождю иудейскому, победоносно поборавшему против сирийского царя Антиоха Епифана ( 1Мак.2:4, 66, 3:1 , 2Мак.8:1 ); потом перешло ко всем братьям и потомкам Иуды и братьев его и современным им мученикам, коих страдания за хранение благочестивых обычаев отеческих, равно как и подвиги Иуды и преемников его за независимость Церкви и отечества, принадлежат одному времени и побуждениям и преданы потомству в книгах Маккавейских.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

VI. Материя и величина антиминсов, нашивные углы на них и развертывание антиминса на литургии Антиминсы в России приготовлялись в древности из холста. Россия приняла от Греции обычай употреблять холщевые антиминсы. Симеон Солунский , писатель XV-ro века, говорит, что в его время в Греции были антиминсы из «льна». Он указывает и основание тому: «Антиминсы делаются не из камней, но из ткани, преимущественно из льна, в знамение того, что на них священнодействуются страдания Христовы, каковые действия происходили на земле и от земли. Ибо лен из земли, равно как и гроб Христов был на земле» (гл. 127). Самый древний русский антиминс, сохранившийся от XII-ro века, был холщевый. Холщевые антиминсы употреблялись в России до конца XVIII-ro столетия. В XVIII-м веке даваемы были приказания, чтобы антиминсы были из холста. Так в указе 1766 года, сказано: С граммате на построение и освящение церквей никаких сборов не взимать, кроме 50 копеек за холст, при отдаче антиминсов. (Полн. собр. зак., т. XVII, М 12379). Много сохранилось холщовых антиминсов от конца XVIII-ro 88 века. Холст, в описаниях антиминсов, обозначается славами: «простой холст», «холст белого цвета» и т. п. 89 В XII-м веке, когда еще употреблялись холщовые антиминсы, стали входить в употребление и шелковые. В указе 1722 г. апреля 6-го, предписывавшем иметь антиминсы печатные на приличной материи, не исключалась, а скорее подразумевалась шелковая материя. В начале же восемнадцатого века ясно было указано, чтобы антиминсы были на атласе. (Указы 1704 г. июля 16-го, 1753 г. июня 31-го и 1794 августа 28-го). Впрочем атласные антиминсы бывали в употреблении и прежде этих приказаний. В Ростове, в Авраамиеве Богоявленском монастыре, находится шелковый антиминс 1655 (7163) года 22-го октября, священнодействован Митрополитом Ионою (Святыня и древности Ростова М. Толстого . Москва. 1866, стр. 66); и в Костромском кафедральном Ипатиевском монастыре есть, между другими, антиминс, освященный при Патриархе Никоне , в 1652 году, для церкви Воскресения Христова, печатанный на атласе, обыкновенной величины. (Дело Архив. Св. Синода, 1841, 693). Атлас для антиминсов, как прежде бывал, так и ныне употребляется цветной – разного цвета 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Не прошло еще двух лет после кончины оптинского очень многим известного старца иеросхимонаха отца Макария,­­ – и Оптина пустынь понесла опять тяжкую потерю: 16–го июня сего года скончался её 80–ти летний настоятель. Архимандрит Моисей , в миру Тимофей Иванович Путилов, из московского купечества, оставил в молодых летах родительский дом, полагал начало монашества в Саровской пустыни‚ потом проходил строго-подвижническую жизнь среди семьи отшельников в пустынных Рославских лесах, где провел около 10-ти лет. Оттуда, по приглашению калужского епископа преосвященного Филарета (впоследствии митрополит киевский), перешел 6–го июня 1821 года в Оптину пустынь; устроил при ней скит, и 41 год был настоятелем сначала сего скита, потом и всей обители. Его мудрой попечительности и трудам Оптина пустынь обязана настоящим благолепием, которое свидетельствует о его неутомимой деятельности. Но внутренняя духовная жизнь его была открыта для очень немногих. Надеемся, что те, которые близко знали о. архимандрита, не откажутся почтить его память, и, в общее назидание, поведают нам когда-нибудь то, что о нем знают. А мы предлагаем теперь читателям краткий рассказ о святолепной кончине великого старца, очевидцами которой Господь сподобил быть и нас недостойных. Первый признак болезни о. архимандрита Моисея был прыщ на спине, на который он сперва не обратил никакого внимания. 21–го мая, в день храмового праздника иконы Владимирской Божией Матери, о. архимандрит последний раз соборно служил обедню; предполагая на другой день утром отправиться в Калугу, поздравить владыку с благополучным возвращением из Петербурга па паству, он после трапезы прощался с братиею, и между прочим сказал, что едет в Калугу, может быть, в последний раз. В Калуге, равно как и в дороге, неизбежно было для 80-ти летнего старца безпокойство и утомление; не смотря на то, он показывал бодрый и веселый вид. Из Калуги выехал 24–го мая вечером, – по своей всегдашней привычке ездить преимущественно по ночам. По возвращении в обитель 25–го мая утром, оказалось, что из прыща образовался нарыв величиною в яблоко. Пригласили уездного врача, который при осмотр нашел, что нарыв карбункулезного свойства, хотя и не настоящий карбункул; прописал мазь и, отправляясь сказал: «берегите старца, болезнь опасная».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Попов. Икона. 10-е гг. XXI в. Харитонович Попов (3.05.1864 (по др. данным, 6.05.1864), ст-ца Урюпинская Хоперского окр. обл. Войска Донского (ныне г. Урюпинск Волгоградской обл.) - 26.03. 1919, близ ст. Морозовская 2-го Донского окр. обл. Войска Донского), сщмч. (пам. 13 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи историка и благотворителя статского советника Х. И. Попова, члена Донского статистического комитета, редактора «Донской газеты», одного из основателей и 1-го директора Новочеркасского музея истории Донского казачества. После окончания в 1884 г. 6 классов Новочеркасской классической гимназии Н. поступил в Харьковское земледельческое училище, к-рое окончил в 1889 г. по специальности «агроном». 15 окт. того же года был призван на срочную военную службу. В 1891 г. Н. поступил в 5-й класс Донской ДС, в 1893 г. окончил семинарию по 2-му разряду. 12 сент. (по др. данным, 1 окт.) того же года Донским и Новочеркасским архиеп. Макарием (Миролюбовым) рукоположен во диакона к Успенской ц. в ст-це Аксайской (ныне г. Аксай Ростовской обл.). С 8 нояб. того же года служил законоучителем в Аксайской церковноприходской школе. 6 нояб. 1894 г. Донским и Новочеркасским архиеп. Донатом (Бабинским-Соколовым) рукоположен во иерея к Успенской ц. на хуторе Колодезном Донецкого окр. обл. Войска Донского (ныне хутор Алексеевский Верхнедонского р-на Ростовской обл.). Занимал должность законоучителя Колодезной учительской школы и заведовал ею. По инициативе Н. в февр. 1895 г. при молитвенном доме была открыта школа грамоты, впосл. преобразованная в церковноприходскую школу, а с 1 сент. 1896 г.- во второклассную школу им. имп. Николая II, с общежитием. Н. был заведующим этой школой и законоучителем в ней. При школе была организована сельскохозяйственная ферма. 10 апр. 1901 г. Н. по собственному прошению был переведен в Иоанно-Богословскую ц. на хуторе Верхнегнутова 2-го Донского окр. (ныне Чернышковского р-на Волгоградской обл.) (Донские ЕВ. 1901. 12. Ч. офиц. С. 250). Руководил ремонтом храма, организацией церковного хора и б-ки, созданием школы. Оказывал первичную медицинскую помощь больным прихожанам. Н. служил председателем приходского попечительства, заведующим Верхнегнутовской, Соколовской и Бирюковской церковноприходскими школами и законоучителем в них, членом 2-го Донского окружного отделения епархиального училищного совета. В 1906-1908 гг. был цензором проповедей в Цимлянском благочинии. В дек. 1906 г. назначен благочинным Цимлянского благочиннического окр.

http://pravenc.ru/text/2565788.html

16. Вторник сырный. Мчч. Памфила и иже с ним. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (с 17 февраля). Служба мчч. Памфила и иже с ним не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди (А). На этот день со среды, 17 февраля, может быть перенесена полиелейная служба сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца, совершаемая в соединении со службой Триоди (по 3-й Марковой главе Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Иоанна Предтечи в понедельник, или во вторник сырныя недели») (Б). А. На вечерне кафизма 6-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 3-й – 3, и мучеников, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Жезлом Твоего предстательства...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Преславную и Пречистую Богородицу...». По Трисвятом – тропарь мучеников (общий), глас 4-й: «Мученицы Твои, Господи...» (ср.: Типикон, 20 сентября). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богородице прилежно...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников (общий), глас 4-й: «Мученицы Твои, Господи...» (ср.: Типикон, 20 сентября) (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богородице прилежно...». Кафизмы 7-я и 8-я. Малых ектений нет. По 1-м стихословии – седальны Октоиха, глас 3-й. По 2-м стихословии – седален Триоди, глас 8-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. Псалом 50-й. Каноны: 1-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и мучеников на 4. 2-я песнь: в начале поется ирмос 1-го трипеснца, глас 3-й: «Яко туча на троскот…», а в конце на катавасию ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Внемлите, людие…». Припев к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», к Богородичну 1-го трипеснца: «Пресвятая Богородице, спаси нас». 8-я и 9-я песни: канон мучеников со ирмосом на 6 (ирмосы единожды) и трипеснцы Триоди на 8.

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-01/

1885-й год Переписка за этот год начинается письмом ко мне отца Павла от 3-го января: «Во-первых, спрашиваю вас: как ваше здоровье? Потом прошу принять мое запоздалое поздравление с наступившим новым годом: желаю вам новых сил на ваши для святой Церкви полезные труды. Вы желали знать о моем свидании со владыкой. На праздник Рождества Христова всем архимандритам, желающим принести поздравление владыке, велено было консисториею явиться в первый день после литургии в Чудов монастырь. Но я по слабости моих сил не мог этого сделать без опасения еще более повредить здоровью, a после беспокоить владыку поздравлением в неназначенное время но осмелился, зная притом, что владыка мало о чем заводит разговор, а самому кое о чем нужном завести речь не почел своевременным. На новый же год с прочими явился в Чудов принести владыке поздравление: принял ласково и спросил о здоровье. Отец архимандрит Вениамин спрашивал, когда вы будете в Москве; я ответил: не знаю. Уведомьте, когда ждать вас для окончания дела о известном проекте, требуемом Святейшим Синодом. Прошу ваших молитв и на вас и семейство ваше призываю Божие благословение» 6-го января я отвечал: «Взаимно приветствую и вас с новым годом: да подаст вам Бог обновление сил душевных и телесных для труда на пользу святой Его Церкви! В Москву хотелось бы приехать в следующее воскресенье (13-го числа). С 8-го по 11-е число я должен отбыть повинность, – попал в число присяжных, призываемых судить человеки. Если представление в Синод исправлю удовлетворительно, то привезу переписанное; а если буду иметь сомнение относительно его достоинства, то попрошу опять сделать собрание Совета. Пробудет ли отец Вениамин до того времени в Чудовом? Теперь уже несомненно, что он более не наместник. Как он принял это решение власти? О приезде моем буду писать в свое время определеннее. Как-то Бог даст справиться с журналом! Вот первая книжка запоздала. В ней обратите внимание на беседу Алексия Иродионова о пятипросфории: кратко, но прекрасно написана,– я лучшего не читал. К вам боюсь и обращаться с просьбою, зная, как тяжело вам при вашем нездоровье писать; но, может-быть, что-нибудь Бог поможет вам дать для украшения Братского Слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

I. О подлинности соборных апостольских посланий Соборных апостольских посланий, как известно, семь: одно апостола Иакова, два Петровы, три Иоаннова послания, одно ап. Иуды. Значение их, как книг слова Божия, основывается на происхождении их подлинно от писателей боговдохновенных, именно от святых апостолов, с именами которых они у нас связуются. О большей части этих соборных апостольских посланий, относительно их подлинности, замечаются некоторые разногласия в свидетельствах и памятниках христианской древности. Так, в древнем сирском перевод четырех меньших из сих посланий не было. Ориген упоминает о пререканиях против посланий 2-го Петрова и 2-го и 3-го Иоаннова (см. у Евсев.6:25). Св. Амфилохий свидетельствует (в посл. к Селевку), что не всеми признавались послания Иакова и Иуды. Евсевий относит к общепризнаваемым в его время (μολομενα) также только два из соборных посланий: первое Петрово и первое же Иоанново 1 . В каталоге Каия, римского пресвитера 2-го века, не упоминается и первое Петрово послание 2 . Разногласие не коснулось только первого послания ап. Иоанна, но с этим посланием находятся в близком соотношении, по содержанию и характеру, два другие его послания, подвергавшиеся пререканиям. Между тем по поводу разногласий о соборных посланиях, бывших в древности, некоторые из новейших исследователей (Например Grotius, Eichhorn, Fritsehe) стали оспаривать подлинность того или другого из сих посланий. И так, есть нужда в исследовании подлинности всех соборных посланий. 1. О подлинности посланий ап. Иакова Свидетельства о подлинности Происхождение, в частности, первого из соборных посланий, действительно, от апостола Иакова (брата Господня) доказывается прежде всего свидетельством христианской древности, начиная с апостольского века. Так, можно примечать, что еще апостольские мужи пользовались руководством послания Иакова. Св. Климент римский пишет: «За что благословен был Авраам? Не за то ли, что он по вере сотворил правду и истину, принесши Исаака?» 7 . И в другом месте: «Авраам был почтен великим свидетельством и друг наречеся Божий» 8 . Оба эти места взяты, только не с строгой буквальной точностью, из послания Иакова ( Иак.2:21,23 ): Авраам отец наш не от дел ли оправдася, вознес Исаака сына своего на жертвенник... И вменися ему в правду, и друг Божий наречеся. – Так же и в книге Ермы (Пастырь) есть места, заимствованные из послания Иакова: например: «если противишься диаволу он бежит от тебя» 9 . Это почти буквально – слова из послания ап. Иакова: противитеся диаволу, и бежит от вас ( Иак.4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

I. Праздники не переходящие Январь Какие праздники бывают в январе месяце? В январе бывают следующие праздники: 1-го, Обрезания Господня и Нового года, 6-го, Крещения или Богоявления Господня, и 30, Трех Святителей: Василия Вел. Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. Кроме их – следующий менее чтимый праздник: 1-го, св. Василия Великого . К какому разряду относятся сии праздники? Все к разряду средних, кроме Крещения, который есть праздник дванадесятый. 1-го января: Праздник Обрезания Расскажите о празднике Обрезания. У евреев был закон, чтобы всякий младенец мужского пола в восьмой день по рождении был обрезываем, т.е. в известном месте у младенца срезали небольшую часть тела. Чем было у евреев обрезание, тем стало у христиан крещение; обрезанный еврей или язычник, по закону еврейскому, был верующий во Спасителя: так как обрезание было видимым знаком веры. При обрезании нарекали и имя младенцу. И Господь Спаситель, родившийся на земле как человек, имел исполнить обряд обрезания, и при сем Ему наречено было имя «Иисус», возвещенное матери Его Марии еще прежде рождения, в день Благовещения архангелом Гавриилом. Крещение есть умерщвление крещаемого для греха и возрождение в жизнь духовную, т. е. святую, добродетельную; на это указывается и погружением крещаемого в воду: то,что он скрывается в воде, – это образ смерти его для греха, то, что появляется из нее, – это образ рождения в жизнь святую. Обрезание тоже указывало на совлечение с обрезываемого греха для жизни святой. Обрезание у евреев началось со времен патриарха Авраама, жившего за 2000 лет до Рождества Христова. Бог , вступив в завет с Авраамом и его потомством, повелел, в знак сего завета, совершать обрезание. Крещение установлено Иисусом Христом 3 . Какой тропарь сего праздника? На престоле огнезрачном в вышних седяй, со Отцем безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от отроковицы неискусомужныя Твоея Матери, Иисусе, сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету: Слава смотрению Твоему. Слава снисхождению Твоему, едине человеколюбче.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

     Обычно это довольно краткий чин, чтение и слушание которого не занимает более пятнадцати-двадцати минут. Мне кажется, что возникновение молитвословий часов в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви связано в первую очередь с Божественным установлением навыка у человека к непрерывной молитве. Ведь, в сущности, Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Господу. Образно говоря, в Царствии Небесном, в Его возвышенном и духовном храме, постоянно идет богослужение. И чтобы человек получил навык к этой райской непрерывной молитве, он приобретает его еще здесь – в земной жизни. Отсюда и богослужения часов в определенное время. Это можно сравнить с монашеской трапезой. Чтобы инок не погружался с головой в поглощение пищи, трапеза где-то посредине прерывается звуком колокольчика. Все встают. Крестятся. Произносится краткая молитва. Затем снова садятся и вкушают пищу. Этим человек будто бы выбивается из земной колеи, из умственной и сердечной концентрации на своем животе, и снова учится вперять свое внимание в горнее – в небесное. Часы, мне думается, имеют ту же функцию – отвлечь внимание человека от материальных забот дня. И обратить свой взор к Господу Богу. О том, что Ветхозаветная Церковь знала богослужения часов, свидетельствуют нам первые главы Книги святого апостола и евангелиста Луки Деяния святых апостолов: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян. 3:1); «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться» (Деян. 10:9). О том, что апостолы знали и употребляли определенные часы дня для молитвы, свидетельствует нам книга, написанная в начале II века по Рождестве Христовом, «Учение 12 апостолов». Она предписывает читать молитву Господню «Отче наш» три раза в день. Названия же 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часа эти краткие богослужения получили из-за несколько иного, чем наше, исчисления времени суток в древнем Израиле. Древние евреи разделяли ночь на четыре стражи (менялись часовые, охраняющие населенный пункт), а день – на четыре часа (изменения движения солнца относительно земли). Первый час соответствует нашему седьмому часу утра. Третий час – девятому часу утра. Шестой – двенадцати часам – полудню. Девятый час – трем часам дня.

http://pravoslavie.ru/98568.html

Глава 5 1. Предстоящее Сиону унижение. 2–6. Рождение Владыки Израиля, Его свойства и значение для величия народа. 7–9. Значение « остатка Иакова» для других народов. 10–15. Преобразование Израиля. Мих.5:1 .  Теперь ополчись, дщерь по­лчищ; обложили нас осадою, тростью будут бить по ланите судью Израилева.: В евр. библии ст. 1-й отнесен в конец предшествующей главы, как заключение Мих.4:9–13 . Но лучше рассматривать его, как начало новой речи. Смысл ст. 1-го не ясен и определяется комментаторами различно. «Теперь ополчись (thithgoddi) дочь полчищ», в приведенных словах неясно: 1) к кому обращается пророк и 2) в чем сущность приглашения пророка. По смыслу текста греч. – славянского, где вместо «дочь полчищ» читается дщи Ефремова, пророк обращается в ст. 1-м к Израильскому (десятиколенному) царству. В таком именно смысле понимает обращение пророка св. Кирилл Ал. и многие комментаторы (Юнгеров). Но хотя слово Εφραμ имеется в Алекс. код., у Кирилла Ал. в некоторых рукописях Гольмса, в большинстве рукописей, в том числе в код. Ватик., а также у блаж. Феодорита и Иеронима, оно отсутствует. Поэтому оно должно считаться позднейшей вставкой какого-либо толкователя. Контексту речи понимание ст. 1-го в отношении к Израильскому царству не отвечает. Нельзя также вместе с некоторыми комментаторами (Аккерман, Чейн и др.) относить ст. 1 к врагам, осаждающим Иерусалим, напр. вавилонянам, потому что, как видно из ст. 2-го, речь идет об избранном народе. По мнению Гоонакера, вместо bath gedud (« доч ь полчищ») нужно читать beth-gader, – название города, имя которого означает «место ограды». Город назван вместо всей страны иудейской, чтобы получилась игра слов. Но проще обращение ст. 1-го относится Иерусалиму. Смысл наименования Иерусалима bath gedud спорен. Выражение русского перевода дочь полчищ может быть понимаем по аналогии с библейскими выражениями: «муж знания» ( Притч 24.5 ), «муж слов» ( Исх 4.10 ), «сын смерти» ( 1Цар 20.31 ): «доч ь полчищ», т. е. царство, приготовленное к войне, находящееся в боевой готовности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010