7. Не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит, и доколе не сделает Иерусалима славою на земле. 8. Господь поклялся десницею Своею и крепкою мышцею Своею: не дам зерна твоего более в пищу врагам твоим, и сыновья чужих не будут пить вина твоего, над которым ты трудился. 9. Но собирающие его будут есть его и славить Господа, и обирающие виноград будут пить вино его во дворах святилища Моего. 10. Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путъ народу; равняйте, равняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов. 11. Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним. Ст. 3. Сион, или Церковь будет великолепным венцом в руке Господа, царской диадемой в длани Бога своего (ср. Пс. 44:10 ). Ст. 4 ср. 54:5–7. Сион, или Церковь , прежде запустевший и оставленный, впоследствии будет населенным местом, Владыкой которого будет Сам Бог; благоволение Господа будет пребывать здесь. Ст. 5 ср. 61:10; Пс.44:17 . Основанием жизни церкви будет служить любовь Бога и чад ее, по чистоте и силе своей подобная любви жениха к невесте (ср. Ефес. 5:25 и д.). Ст. 6–7. Поставленные Господом, стражи Сиона будут неумолчно славить Господа, и Он сделает Иерусалим славой на земле. Под стражами Сиона, говорит бл. мы можем разуметь или ангелов, или апостолов, всех начальников и учителей его, охраняющих церковь от проникновения в нее диавола. Эти стражи не должны умолкать ни днем, ни ночью, ни в радости, ни в печали, но должны всегда молить милосердие Божие, чтобы помощь Божия охраняла и ограждала стадо Христово и стены Иерусалима“. Последние сл. ст. 6-го =в р.-с. не умолкайте, 70 читали: , почему: ο στιν γρ μv μοιος, ср. слав., и отнесли их к началу ст. 7-го, а первые слова сего ст. по евр. м. т. =в р.-с. не умолкайте пред Ним, совсем остав. без перев. Следующие за ними по греч. т. слова: ν διορϑωσ α ποισ Ιερουσαλμ, ср. слав., вернее должно перевести по слав.: аще исправит и сотворит Иерусалим (ср. Иерон. si correxerit et faciet).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

κοσαντες δ..., которые будто бы непререкаемо говорят за то, что в этих стихах речь одного лица и об одном и том же предмете. – Но прежде всего, одни частицы μν и δ сами по себе еще ничуть не обязывают к такому именно пониманию этих стихов. С одной стороны μν очень часто встречается без последующего δ, с другой стороны, и δ употребляется иногда без предшествующего μν. В Деян.2есть совершенно такой же оборот, что и в рассматриваемом месте, и в нем δ употреблено без предшествующего μν. 36-м стихом во II гл. св. Лука заканчивает речь св. Петра: и так твердо знай весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса, которого вы распяли; непосредственно за этим св. Лука делает замечание от своего лица: слышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и пр. После слышав (κοσαντες) здесь стоит частица δ. – Но и, помимо этого, самый контекст речи не допускает такого понимания. Прежде всего, при таком понимании в 4 и 5 стихах получается странная, бесполезная и несогласная с замечаемой в этом отделе (1–7 стт.) сжатостью речи св. Дееписателя, тавтология. В 4-м стихе говорится, что Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, —369— чтобы веровали в Грядущего по нем, т. е. во Христа Иисуса; то же самое почти читается и в 5 стихе: услышав это, они крестились во Христа Иисуса. При таком толковании, далее, местоимение ατος 6-го стиха, которое, очевидно, относится к κοσαντες, приходится относить неестественно далеко к ο δ επαν 3-го стиха. – Наконец, подобное изъяснение этих стихов дает крещению Иоаннову такой смысл и значение, каких оно иметь не может, а именно: оно будто бы было совершаемо во имя Господа Иисуса. По согласному свидетельству синоптиков, Иоанн крестил только ες μετνοιαν 3293 чрез βπτισμα μετανοας ες φεσιν μαρτν 3294 ; а на Иисуса Христа он указывал только, как на Грядущего по нем Мессию ( δ πσω μο ρχμενος σχυρτερος μου στιν 3295 ; ρχεται σχυρτερος μο 3296 ). Замечательно, что и св. Ап. Павел, говоря о крещении Иоанновом (4 ст.) этим ученикам, удерживает туже характеристическую черту этого крещения: Иоанн крестил, говорит он, крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали ες τν ρχμενον и лишь уже после, от себя лично, делает пояснение: т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Бога никто не видел никогда» ( Ин.1:18 , ПЕК); «Которого не видел никто из людей и увидеть не может». ( 1Тим.6:16 , ПЕК). Все же явления Бога в сюжетах Ветхого Завета были явлением Логоса (это тема отдельной статьи): «Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл». ( Ин.1:18 , ПЕК). Бог не является человеком, Он есть Дух. Следовательно, у Бога как у Духа не может быть правой или левой стороны, верха или низа. Поэтому выражение «по правую руку от Бога» (ПНМ) следует рассматривать фигурально, то есть не как положение в пространстве, а как функцию первенства. «Возлюбленные, мы теперь дети Бога, но ещё не стало явно, какими мы будем. Знаем только, что, когда он будет явлен, станем подобными ему, потому что увидим его таким, какой он есть». ( 1Ин.3:2 , ПНМ). Этот стих также вводит в заблуждение Свидетелей Иеговы. Здесь уже используется не слово θεωρεω – смотреть, видеть, обозревать, а глагол οπτανομαi – являться, показываться, давать себя увидеть. Проблема Свидетелей Иеговы в том, что этот стих совершенно не сообщает о какой-либо ограниченности формы Бога. Также как если мы видим поверхность воды, то это еще не дает нам представления о ее глубине. Но есть еще более серьезное основание. Рассматриваемый стих из 1-го послания Иоанна подразумевает не Бога Отца, а Сына Божьего: «Знаем, что, когда Он будет явлен, мы будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий эту надежду на Него, очищает себя подобно тому, как Он чист. Всякий, делающий грех , делает и беззаконие, и грех есть беззаконие. И вы знаете, что Он был явлен, чтобы взять грехи, и греха в Нем нет». ( 1Ин.3:2–5 , ПЕК). 5-й стих безусловно говорит об Иисусе Христе, следовательно, поскольку логическая мысль не прерывается, в конце 2-го стиха речь идет также об Иисусе. И поскольку Бога Отца нельзя увидеть, а Иисус был воплощен в человеческом облике, но в Своей полной небесной славе еще не был явлен, то послание Иоанна и подразумевает, что христиане увидят не Бога Отца, а Божьего Сына, каким Он есть. Верятно, тогда христиане увидят Иисуса как Логоса Божьего без привычной человеческой «оболочки».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Божественная литургия святого Иоанна Златоуста Входные молитвы Перед тем как войти в алтарь, священник становится перед Царскими вратами и читает начальные молитвы: Благословен Бог наш, Царю Небесный: „О, Царь Небесный, Утешитель – Дух истинный! Ты, везде сущий и все наполняющий, вместилище всех благ и жизни податель, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши“, затем Трисвятое по „Отче наш“, тропари Христу и Богородице, целуя их иконы. Затем, наклонив главу, читает нижеследующую молитву. Молитва на главопреклонение иерея Господи, подай мне, (как и Петру), руку Твою из святого вышенебесного жилища Твоего и укрепи меня для предстоящего служения Тебе, дабы неповинно предстать страшному Престолу Твоему и совершить священнодействия Бескровной Жертвы. Ибо у Тебя Сила и Слава 4 во веки веков! Аминь. Заходя в алтарь, священник читает стихи 5-го псалма: Господи, я войду в Дом Твой в страхе пред Тобой и поклонюсь святому Храму Твоему. Наставь меня в заповедях Твоих и направь по верному пути, дабы, насмехаясь, не злословили меня враги мои. Ибо нет в устах их истины, сердце их полно суеты, гортань их подобна зияющей могиле и язык свой они изострили, как у змеи. Рассуди их, Боже, и пусть оставят коварные умыслы свои! Из-за отступлений их и Ты их отвергни, ибо они оскорбили Тебя, Господи. Все же надеющиеся на Тебя, да возвеселятся, да возрадуются вечно, ибо Ты станешь жить среди них. И да воздадут хвалу Тебе во веки возлюбившие Имя Твое! Ибо Ты, Господи, благословением Твоим благословляешь праведника и благоволением Твоим, как щитом, покрываешь его. Облачившись в священные одежды, священник моет руки, читая стихи 25-го псалма: Омою водой неповинности руки мои и обойду Жертвенник Твой, Господи, дабы услышать голоса воздающих хвалу Тебе, вещающих о всех чудесах Твоих. Мне возлюблена Красота Твоего Дома – место обитания Славы Твоей! Так не погуби душу мою, как отступника, и жизнь мою, как душу убийцы, в руках коего беззаконие и десница коего полна мздоимствований. Сохрани меня, Господи, и помилуй, ибо хожу в одежде непорочности и нога моя стоит на верном пути, и в собраниях (Народа Твоего) благословлю Тебя, Господи. Проскомидия 5

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во 2 ст. слав. и противу глаголющым=α ντιλγοντα не им. соотв. в евр.-м. т.; вместо =р.-с. своим помышлениям, 70 читали, , почему: τν μαρτιν ατν, ср. слав. Первое слово ст. 4-го по евр.-м. т. =в р..с сидит, 70 читали: , почему: τος δαιμνοις, οκ στιν, ср. слав. (ср. Втор. 32:17 ), и отнесли к концу ст. 3-го. Под вертоградами, в которых иудеи приносили жертвы идолам, разумеются те священные сады, о которых говорит пророк в 1:29, в которых стояли их идолы; под чрепами, на которых они воскуряют в честь бесов, разумеются кирпичи или камни, с таинственными знаками (ср. 57:6), почитание которых было распространено среди ханаанских народов ( Лев. 26:1 ; Числ. 33:52 ), остатки каковых до последнего времени находят в заиорданской области Палестины и каменистой Аравии; в науке они известны под именем менгиров, долменов, кромлехов и моавитских кирпичей. Словами: и в гробех и в пещерах лежат соний ради, иудеи обличаются в некромантии и инкубации, которым они предавались (ср. 8:19; 29:4), по примеру языческих народов (см. Троицкого И. Г., Религ. общ. и госуд. сост. евр. во время Судей, стр. 144–145); иже ядят мяса свиная, хотя употребление свиного мяса было строго воспрещено у евреев (ср. Лев. 11:7 ; Втор. 14:8 ), притом же в данном случае такое ядение, вероятно, соединялось с каким-либо суеверным обрядом, как при Антиохе Епифане (2 Макк. 6:18, 21; 7:1). 5. Иже глаголют, отиде от мене, не прикоснися мне, яко чист есмь: сей дым ярости моея, огнь горит в нем вся дни. 6. Се написася предо мною, не умолчу, дóндеже отдам в недра их грехи их, и грехи отец их, глаголет Господь: 7. иже кадяху на горах, и на холмех укориша мя, отдам дела их в недра им. 5. Который говорит: «остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя». Они дым для обоняния Моего, огонь, горящий всякий день. 6. Вот, что написано пред лицем Моим: не умолчу, но воздам, воздам в недро их. 7. Беззакония ваши, говорит Господь, и вместе беззакония отцов ваших, которые воскуряли фимиам на горах, и на холмах поносили Меня; и отмерю в недра их прежние деяния их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Вот, какие дельные и практические советы и указания нашим сельским школам даёт бывший профессор Московского университета, пожелавший сам сделаться учителем этой скромной школы. С книгой С.А. Рачинского весьма полезно ознакомиться и нашим сельским учителям, и священникам: они встретят в ней много других драгоценнейших сведений, которыми могут воспользоваться и на благо церковной школы. И.Н. Захарьин Известия и заметки Тихвинский П., свящ. Посещение таврическими сектантами местного епископа//Миссионерское обозрение. 1899. 1. С. 765–771 16-го марта текущего года, Преосвященнейшего Николая, Епископа Таврического, посетило 5 человек сектантов из с. Астраханки – молоканской. Почти все они были представители 2-го Донского и баптистского толков, признаваемых, как известно, епархиальным начальством штундистскими. Владыка принял их и вступил с ними в мирную беседу. Вот приблизительный разговор его с ними: «Здравствуйте, Ваше Преосвященство!» – Здравствуйте, здравствуйте! Кто вы такие и чем могу быть вам полезным? (Под благословение они не подошли). «Мы, ваше преосвященство, молокане.» – Вы, верно, любите молоко, что так называете себя? «Мы любим молоко, только другое – словесное молоко, как и слово Божие говорит». – Правда, Ап. Павел упоминает про «словесное молоко». Но он же говорит, обращаясь к Коринфским христианам: я питал вас молоком, а не твёрдой пищей, ибо вы были ещё не в силах ( 1Кор.3:2 ); также и в послании в Евреям: для вас нужно молоко, а не твёрдая пища, (Но) всякий, питаемый молоком несведущ в слове правды, потому что он младенец; твёрдая же пища свойственна совершенным ( Евр.5:12–15 ). Посему я вам желаю, чтобы и вы познали слово правды и, перестав быть новорождёнными младенцами ( 1Пет.2:2 ), возрастали в мужа совершенна ( Еф.4:13 ) дабы возрасти вам во спасение ( 1Пет.2:2 ). «Молоканами нас называют другие, а если и мы называем себя так, то больше по привычке; на самом же деле мы такие же христиане, как и все.» – Тогда почему бы вам и не называться христианами. Ведь вы знаете, – слово христианин восходит к первым векам Церкви Христовой: ещё в Антиохии, в век Апостольский, последователи Христа стали называться христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вот этот по вере получил. Не путайте с другим расслабленным, которого принесли и спустили через крышу. Это всё разные рассказы. Но здесь Иоанн так и построил своё Евангелие, что после каждого чуда идёт беседа. И вот эта беседа о Единосущии Сына с Отцом. С 17-го стиха 5-й главы и по конец главы – это Его проповедь о Своём Единосущии. А из единосущия проистекает равенство: ομουσιος, единосущный – это значит той же самой природы. «Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю». – 5-я глава, 17-й стих. Беседа о единосущии Сына с Отцом или Отца с Сыном – как угодно. С 17-го стиха по 47-й, до конца главы. Отец Мой доныне делает. Если вы посмотрите 1-ю главу Бытия, то Бог почил от дел Своих – то есть перестал творить. А Господь говорит: Отец Мой доныне делает. Вот в догматическом богословии есть целый раздел: о Боге – не Творце а о Боге-Промыслителе. Сотворённый содержится Божественной силой. Господь о нём промышляет и сохраняет его бытие. Потому что хотя он и живёт по законам присущим, данным, тем не менее нужен Промысл Божий. Вот деизм напрочь отрицает – учения о Промысле Божием в деизме нет – Бог сотворил от него. И всё совершается на Земле так, как будто Бога нет. Это прямой путь к атеизму – к чистому! Мы так с вами не признаём. Мы признаём Бога – и Творца, и Промыслителя: есть Промысл Божий о всём творении и есть частный Промысл Божий о каждом человеке, как индивидууме. Так вот: И Я делаю. – Вот Он промышляет. «И еще более искали убить Его Иудеи за то что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» ( Ин. 5:18 ). – Да не делал Он Себя равным Богу. А Он воистину был Ему равным – в силу Своего рождения от Него: « Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» ( Ин. 5:18–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Где же провести границу между словами одного участника беседы и другого? Если следовать А. Вайзеру, первые два стиха произносил один участник диалога, а остальные шесть — другой . По Мувенкелю, стихи с 1-го по 4-й произносит паломник (-и), а с 5-го по 8-й — священник(-и) . Некоторые считают, что паломник говорит в стихах 1 и 3, а священник (или левит) в стихах 2, 4–8 . А. Церешко делит псалом на четыре части по два стиха в каждой: 1–2, 3–4, 5–6, 7–8 . Анализируя характер антифоного пения в древности, Н. Амзаллаг и М. Авриэль показывают, что, с учетом литургического исполнения псалма, поэма делится и на более мелкие части. Хоровому коллективу удобнее петь короткие фразы, чем длинные — полустишья из двух-трех слов воспеваются на одном дыхании. Поэтому параллелизм внутри каждой строки рассматривается как повод для деления стихов псалма на две половинки. При таком подходе псалом 120 уподобляется лестничному антифону, уравновешивающему стихи 1–4 со стихами 5–8 соответственно . Реконструкция техники исполнения псалма, согласно Н. Амзаллагу и М. Авриэлю (см. табл.), позволяет увидеть те фразовые единицы, которые каждый из двух хоров мог петь на одном дыхании. Эта схема также дает возможность предположить, какие ответы предлагались хором на риторические вопросы, задаваемые в стихах 1–4. Однако если бы в древности псалом исполняли именно в такой последовательности, когда вслед за стихом 1а воспевался стих 5а и т. д., логично предположить, что и текст псалма был бы записан иначе.   Таблица. Антифоное пение псалма 120, согласно Н. Амзаллагу и М. Авриэлю   Первый хор Второй хор Возвожу очи мои к горам, Господь — хранитель твой, откуда придет помощь моя. Господь — сень твоя с правой руки твоей. Помощь моя от Господа, Днем солнце не поразит тебя, сотворившего небо и землю. ни луна ночью. Не даст Он поколебаться ноге твоей, Господь сохранит тебя от всякого зла, не воздремлет хранящий тебя. Он сохранит душу твою. Не дремлет Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое и не спит хранящий Израиля.

http://bogoslov.ru/article/6177544

Глава 9 1–7. Возвещение бедствий Израилю. 8–10. Обличение грехов Израиля. 11–17. Воспоминание о прошлой истории Израиля. Ос.9:1 . Не радуйся, Израиль, до восторга, как другие народы, ибо ты блудодей­с­т­ву­ешь, удалив­шись от Бога твоего: любишь блудодейные дары на всех гумнах. Ос.9:2 . Гумно и точило не будут питать их, и надежда на виноградный сок обманет их. «Не радуйся, Израиль до восторга»: из ст. 2-го видно, что пророк предупреждает Израиля от радости по поводу обильного урожая, – радости, выражавшейся, без сомнения, в особых празднествах, запечатленных языческим характером. Подобно другим народам (слав. «людие» ­­ язычники) Израиль видел в изобилии земных плодов знак благоволения чтимых им Ваалов ( «любишь блудодейные дары на всех гумнах») и, следовательно, радовался тому, что (ki, рус. пер. «ибо») он удалился от Бога и предался блудодеянию, т. е. служению Ваалам. Но эта радость суетна, потому что Израиль не воспользуется обилием плодов: «гумно и точило не будет питать их, и надежда на виноградный сок обманет их». В ст. 1-м вместо слов «до восторга» слав. т. читает – «ни веселися» ( μηδ εφρανου), так как LXX вместо el gil (до восторга) читали al gil. В ст. 2-м вместо слов евр. т. lo ireem, «не будет питать их», LXX читали сходные по начертанию lo jedaam; отсюда слав. «не позна их». Ос.9:3 . Не будут они жить на земле Го­с­по­дней: Ефрем воз­вратит­ся в Египет, и в Ассирии будут есть нечистое. Ефрем возвратится в Египет, пророк ожидает наказания народа израильского через ассириян ( Ос 5.13, 10.6, 11.5 ), а в Ос 11.5 прямо говорит: «не возвратится он (Израиль) в Египет, но Ассур – он будет царем его». Поэтому выражение ст. 3-го «Ефрем возвратится в Египет», как и в Ос 8.13 имеет смысл общего указать на предстоящее пленение. «В Ассирии будут есть нечистое» – как вследствие недостатка пищи, так и вследствие невозможности, за прекращением жертвенного культа, исполнить установления Моисея о пище. – LXX евр. lo jeschvu читали как форму perfect, jaschvu и перевели о κατκησαν; отсюда в слав. «не вселишися» (вместо рус. «не будут жить»). Вместо выражения «Ефрем возвратится в Египет» в слав. «вселися Ефрем во Египте», так как LXX форму veschav (от schuv возвращаться) производили от jaschav жить.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XXXVIII Что события, описанные в этой и следующей главе, предшествуют гибели армии Сеннахерима, очень ясно из стиха 6-го наст. главы, в котором Господь глаголет: (ст. 5) .... „прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, (ст. 6) и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей“. Некоторые, как напр. Шмидер (Proph. Isaiah), делают предположение, что Ассирийское нашествие могло совпасть с болезнию Езекии, но мы выше в общем вступлении и во вступлении в гл. XXXVI указывали, что Сеннахерим начал свой поход лишь после подавления восстания Меродах Баладана в Вавилоне, когда этот последний был в изгнании и не мог посылать свои поздравления с выздоровлением Езекии 1269 . 1 . В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел в нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь. Из всего последующего сказания очевидно, что слова 1-го стиха суть испытание веры Езекии и что сам пророк Исаия, объявляя ему волю Господню, не знает еще последствий этого пророчества. Езекия принимает приговор Господень со смирением и покорностью, но это не мешает ему с теплой детскою верою в милосердие и всемогущество Божие излить пред Господом и скорбь души своей и мольбу свою о продолжении жизни 1270 . Некоторые комментаторы (напр. в Speak. Com.) видят в смертной болезни Езекии приуготовление души его к восприятию другого чуда, а именно: спасения Иерусалима, погибавшего по всем человеческим рассчетам, который могла спасти лишь сила Божия. Еще важнейшее указание делают комментаторы Исаии (в прил. к Хр. Чт. стр. 616). По еврейскому преданию, основанному на словах 4Цар. 20:5 : „в третий день пойдешь в дом Господень“, – Езекия болел три дня. При этом комментарий Спб. Дух. Ак. принимает во внимание и мнение немецких экзегетов, которые полагают, что болезнь Езекии совпадает с временем нашествия. На этом основании комментарий говорит: „При типологическом понимании истории болезни и исцеления Езекии, еврейское предание получает глубокий смысл, так как три дня болезни его прообразуют три дня пребывания в гробе Господа Иисуса Христа, а день исцеления, совпадающий со днем поражения Сеннахерима,– день воскресения Господа и поражения сатаны, образ которого Св. Кирилл Александрийский видит в Сеннахериме“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010