Его «семейная хроника» тоже довольно характерна для правителей того времени. Ирод Антипа взял себе жену своего сводного брата Филиппа – за обличение этого незаконного союза и поплатился головой Иоанн Креститель. Но не принес этот брак счастья и самому Ироду. Когда на римский престол вместо Тиверия взошел сумасбродный император Калигула, Иродиада вынудила Ирода отправиться к императору в поисках новых почестей и званий. Однако собственный племянник Ирода, Агриппа, тут же отправил донос на него, и вместо почестей ему выпала ссылка в далекую Галлию, где он и умер, возможно, насильственной смертью. Иродиада последовала в ссылку вместе с мужем, а титулы и владения Ирода перешли к его племяннику Агриппе, так вовремя пославшему донос. Но все это произойдет уже после евангельской истории. Пока у Ирода Антипы все было благополучно, по крайней мере, внешне. Он наслаждается жизнью (Евангелие упоминает, как широко он праздновал свой день рождения), он не прочь послушать проповеди Иоанна Крестителя, и если бы не интриги жены, может быть, он и не казнил бы его. А затем правителю Ироду пришлось решать судьбу еще одного Праведника. Римский наместник Пилат отправил к нему арестованного Иисуса, так как Тот был родом из Галилеи и формально был подвластен ему как правителю этой области. Как сообщает Лука, «Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату». Ему очень хотелось, чтобы Иисус тоже как-нибудь украсил его нескончаемый праздник жизни, и когда не получил желаемого, то, по крайней мере, развлекся насмешками над Ним и отправил Его с глаз долой. Пилат хотя бы совершил жест омовения рук, якобы отстраняясь от принятия решения о неправедной казни, – правитель Ирод не сделал и этого. Все казалось ему поводом для веселья и насмешки, и совсем скоро новый римский император и собственный его племянник точно так же посмеются над ним самим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

И случилось, в (сорок первый) юбилей в третий год первой седмины он возвратился в это место, и принес там всесожжение, и призвал имя Господне и сказал: «Ты Господь, Бог всевышний, Бог мой во век!» И в четвертый год седмины Лот отделился от него. И Лот жил в Содоме: но жители содомские были очень злы. И он (Аврам) опечалился в сердце своем, что его племянник отделился от него, ибо он не имел детей. В тот год этой седмины, когда Лот был пленен, Господь говорил Авраму, после того как Лот отделился от него, и сказал ему: «возведи очи твои от места, где ты живешь, к (северу), и к югу и к утру, ибо всю страну, которую ты видишь, Я дам тебе, и дам семени твоему, во век. И Я сделаю твое семя, как песок при море, (и как человек не может сосчитать песок при море), так нельзя исчислить и твоего семени. Встань и пройди ее по длине и широте и посмотри все, ибо Я дам ее твоему семени. И Аврам пошел в Хеврон и жил там. И в этот год пришли Колодогомер, царь еламский, и Амалфал, царь синаарский, и Ариох, царь селасарский, и Тергал, языческий царь; и они поразили царя Гоморры, и царь Содома бежал, и многие, обратившиеся в Сиддин, солончатую страну, в Содом, Адом и Севоим, пали. И они взяли в плен Лота, племянника Аврама, со всем его имуществом, и отвели в Дан. И пришел один, который спасся бегством, и рассказал Аврааму, что племянник его взят в плен (...) 138 . И его раб принес в умилостивление за Авраама и его семя десятину начатков Господу. И Господь сделал отсюда постановление навсегда, чтобы давать ее (десятину) священникам, которые служат, пред Его лицем, дабы они пользовались ею во век. И это установление не на день, но Он утвердил его на вечные роды, чтобы давать Господу десятину от семян, и вина, и масла, и рогатого скота, и овец. И Он дал ее Своим священникам, чтобы они ели от нее с радостию и пили пред Ним 139 . И вышел к нему царь содомский и пал пред ним ниц и сказал: «господин мой Аврам, отдай мне людей которых ты освободил; добыча же пусть будет твоя!» И Аврам сказал ему: «я воздвигаю руки мои к всевышнему Богу: ни нитки, ни башмачного ремня я не возьму из всего, что принадлежит тебе, дабы ты не сказал: «я сделал Аврама богатым», кроме того, что съели отроки. И мужи, ходившие со мною, Аунан 140 и Ескол и Мамре, должны взять свою долю». Глава XIV

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

И случилось, в (сорок первый) юбилей в третий год первой седмины он возвратился в это место, и принес там всесожжение, и призвал имя Господне и сказал: «Ты Господь, Бог всевышний, Бог мой вовек!» И в четвертый год седмины Лот отделился от него. И Лот жил в Содоме, но жители содомские были очень злы, И он (Аврам) опечалился в сердце своем, что его племянник отделился от него, ибо он не имел детей. В тот год этой седмины, когда Лот был пленен, Господь говорил Авраму, после того как Лот отделился от него, и сказал ему: «Возведи очи твои от места, где ты живешь, к (северу), и к югу, и к утру, ибо всю страну, которую ты видишь, Я дам тебе и дам семени твоему вовек. И Я сделаю твое семя, как песок при море, (и как человек не может сосчитать песок при море), так нельзя исчислить и твоего семени. Встань и пройди ее по длине и широте, и посмотри все, ибо Я дам ее твоему семени». И Аврам пошел в Хеврон и жил там. И в этот год пришли Колодогомер, царь еламский, и Амалфал, царь синаарский, и Ариох, царь селасарский, и Тергал, языческий царь; и они поразили царя Гоморры, и царь Содома бежал, и многие, обратившиеся в Сиддин, солончатую страну, в Содом, Адом и Севоим, пали. И они взяли в плен Лота, племянника Аврама, со всем его имуществом, и отвели в Дан. И пришел один, который спасся бегством, и рассказал Авраму, что племянник его взят в плен[…] 43 . И его раб принес в умилостивление за Аврама и его семя десятину начатков Господу. И Господь сделал отсюда постановление навсегда, чтобы давать ее (десятину) священникам, которые служат пред Его лицем, дабы они пользовались ею вовек. И это установление не на день, но Он утвердил его на вечные роды, чтобы давать Господу десятину от семян, и вина, и масла, и рогатого скота, и овец. И Он дал ее Своим священникам, чтобы они ели от нее с радостью и пили пред Ним. И вышел к нему царь содомский, и пал пред ним ниц, и сказал: «Господин мой Аврам, отдай мне людей, которых ты освободил; добыча же пусть будет твоя!» И Аврам сказал ему: «Я воздвигаю руки мои к всевышнему Богу: ни нитки, ни башмачного ремня я не возьму из всего, что принадлежит тебе, дабы ты не сказал: „Я сделал Аврама богатым“, кроме того, что съели отроки. И мужи, ходившие со мною, Аунан, и Ескол, и Майре 44 , должны взять свою долю».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Исполнив поручение, они (Савл и Варнава), взявши с собой Иоанна-Марка (племянника Варнавина), возвратились из Иерусалима в Антиохию ( Дeяh. XII, 25 ). В Антиохии когда некоторые учители и пророки (последователи Иисуса Христа) служили Господу и постились, св. Дух сказал: «отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому я потребовал их». Тогда они, совершив пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их на проповедь ( Дeяh. XIII, 1–3 ). Св. Варнава и Савл (Павел) трудились над распространением веры о Христе, о чем подробно описано в апостольских Деяниях гл. XIII-XIV. Они присутствовали в Иерусалиме на Апостольском Соборе (50 г) и все собрание с особым вниманием слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников ( Дeяh. XV, 12 ). Апостольский собор постановил принимать обращающихся к церкви язычников, не подвергая их обрезанию и не обременяя их выполнением обрядов Моисеева закона и свое послание апостолы поручили доставить в Антиохию (где и начался спор о принятии язычников чрез обрезание), куда послали «мужей начальствующих между братьями» вместе с Павлом и Варнавою ( Дeяh. XV, 22 ). Павел и Варнава в 51–52 проживали в Антиохии, уча и благовествуя вместе с другими многими слово Господне. По некотором времени Павел сказал Варнаве: «пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедовали слово Господне, как они живут». Варнава хотел взять с собой Иоанна своего племянника, но Павел воспротивился ему и от этого между ними произошло огорчение и они в 52 г. разлучились друг с другом; Варнава, взяв с собой Марка, отплыл в Кипр ( Дeяh. XV, 36–39 ). «Разделение их, по словам св. Иоанна Златоуста , послужило к большему благу, которое произошло по этому поводу (именно – больше просвещения язычников светом Христовой веры чрез таких великих апостолов). И врагами ли (продолжает Златоуст) они расстались? Нисколько. Ибо и после этого случая ап. Павел в своих посланиях упоминал о Варнаве с большими похвалами ( I Kop. IX, 6 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Когда святые окончили сою молитву, с неба раздался глас, обещавший им венцы и призывавший их в вечный покой. Между тем приблизились воины и усекли им главы. После таких мучений они оставили землю и переселились на небеса [ 2 ]. Святые телеса их целый день лежали на земле без погребения; когда же наступила ночь, пресвитер Гермоген тайно взял их и положил в одном гробе. Так сии святые славят теперь непрестанно Отца и Сына и Святого Духа, Единого Бога, величаемого всей тварью, ныне и присно и во веки веков. Аминь.   Кондак, глас 8: Истинные свидетели, и благочестия проповедники, вдвоем достойно почив в благоугодных песнях, Зиновий в купе с мудрою Зиновиею, купно жившим и шедшим, и мученический приимше венец нетленный. Память святой мученицы Евтропии Святая Евтропия была обвинена пред игемоном Апеллианом в том, что она посещает и укрепляет в вере христиан, заключенных в темницах. За то она была повешена и тело ее жгли свечами, но она переносила мучение так, как будто то был не пламень, а вода. И всем окружавшим ее, в том числе и мучившим ее воинам, ясно виден был муж, устрашавший всех, который остужал огонь и низводил росу на святую мученицу. Среди таких истязаний она предала дух свой Господу [ 1 ]. Память святых Апостолов Тертия, Марка, Иуста и Артемы Святый Тертий писал послание апостола Павла к Римлянам, в котором так говорит о себе: «привествую вас в Господе и я Тертий, писавший сие послание» (Рим. 16:22). Он был вторым, после Сосипатра [ 1 ], епископом в Иконии, где претерпел мученическую смерть. Святый Марк, племянник Апостола Варнавы [ 2 ], был епископом в Аполлониаде [ 3 ], о котором святый апостол Павел вспоминает в послании к Колоссянам: «приветствуем вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы, (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его)» (Кол.4:10). Святый Иуст был епископом в Елевферополе; святой Артема — в Листрахе [ 4 ]. О последнем воспоминает св.апостол Павел в послании к Титу: «Когда пришлю к тебе Артему, или Тихика, поспеши придти ко мне» (Тит.3:12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Мудро ли поступает старший, если уступает младшему? Когда преимущества оказываются мнимыми, а выигрыш оборачивается проигрышем? Что такое грех Содома и Гоморры и каковы его причины? Продолжаем читать Книгу Бытия, главу 13 с протоиереем Олегом Стеняевым. Гибель Содома и Гоморры Уроки, которые нам оставили ветхозаветные праведники, имеют огромную жизненную ценность. Они позволяют нам распознавать и теперешнее наше состояние, намечая пути его совершенствования. Продолжим же чтение и разбор главы 13 Книги Бытия, начатые в предыдущих беседах. «И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою…» (Быт. 13: 8). Аврам понимает, что раздор – это опасно! Особенно в пути. Помните, как в Нагорной проповеди сказано? «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним» (Мф. 5: 25). В пути может всё что угодно произойти! Особенно когда это Путь на Небеса. Длиною с человеческую жизнь… «И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники…» (Быт. 13: 8). Здесь речь идет о родстве в самом широком смысле. В оригинальном тексте Книги Бытия в этом стихе употреблено слово ахим , оно переведено на русский как «родственники», но правильнее перевести его как «люди-братья», то есть сходные по происхождению. И это так и есть! «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17: 26). Особенно важно об это не забывать, когда мы общаемся с людьми, не очень приятными для нас (по тем или иным причинам). «Святой Авраам радовался присутствию племянника, к которому он проявлял отеческое чувство. Ссора возникла между слугами племянника и дяди. Как мудрый муж, Авраам заметил, что обычно из-за раздоров слуг разрушается согласие хозяев, и прервал нить разногласия, чтобы зараза не распространилась. Ибо он посчитал, что терпимее расторжение уз, нежели вред дружбе, как следует и тебе поступать, если ты по случайности попадешь в подобную ситуацию, а именно: уничтожь источник раздора, ведь ты не сильнее Авраама. Он решил, что следует прервать ссору слуг, а не смотреть свысока на нее. Если же ты сильнее, смотри, как бы другой не оказался слабее и не стал прислушиваться к шушуканью слуг. Часто неразделенные рабы вызывают разногласие среди родственников. Лучше раздели их, чтобы сохранилась дружба, – неразделенный дом не выдерживает двоих», – так комментирует это место святитель Амвросий Медиоланский .

http://pravoslavie.ru/100507.html

Мы должны отметить, что каждое из явлений Христа Павлу, описанных в Деяниях, обозначало некий перелом или начало нового этапа в его служении. Являясь Павлу, Христос всегда давал ему указания относительно его дальнейшего служения. На пути в Дамаск Христос превратил Павла из гонителя Церкви в ее ревностного защитника. В Иерусалиме Христос открыл Павлу, что ему надо выйти на проповедь к язычникам. В Коринфе Он укреплял Павла перед предстоявшими ему испытаниями. В крепости Антония Павел услышал от Христа о том, что ему предстоит проповедовать в Риме. Явления Христа служили для Павла утешением в постигавших его скорбях и бедствиях. Относительно последнего явления Иоанн Златоуст пишет: Смотри, какое утешение. Сперва восхваляет его, потом внушает, чтобы он не боялся отправления в Рим, которое еще не было известно, и как бы так говорит: ты не только отправишься туда, но и покажешь великое дерзновение. Этим выражается не то, что он будет спасен, но что он будет свидетельствовать с великой славой в великом городе. А почему явился ему не прежде, как когда он подвергся опасности? Потому, что Бог всегда утешает в скорбях... и научает нас среди опасностей. Иначе сказать: когда он был свободен от уз, тогда оставался спокойным, а теперь его ожидали бедствия. 465 Племянник Павла Дальнейшее повествование Луки подчинено общей мысли о действии Промысла Божия в том, что происходило с Павлом. Иудеи продолжают добиваться его смерти, но на помощь приходят самые неожиданные люди. Римская судебная машина действует по своим правилам, но она становится исполнительницей того божественного плана, который был начертан Самим Иисусом, когда Он явился Павлу и возвестил, что ему предстоит идти в Рим и там свидетельствовать о Нем. Первым, кто приходит на помощь Павлу, оказывается его юный племянник, проживавший в Иерусалиме: С наступлением дня некоторые Иудеи сделали умысел и заклялись не есть и не пить, доколе не убьют Павла. Было же более сорока сделавших такое заклятие. Они, придя к первосвященникам и старейшинам, сказали: мы клятвою заклялись не есть ничего, пока не убьем Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Один его знакомый с недоумением спросил, почему он не приходит в родительский дом, Старец ответил: «Поскольку, ради любви ко Христу, я оставил моих родителей и дал обет [странничества], я уже не могу жить в родительском доме. Сейчас мои родители, братья и родственники — это весь мир». Почувствовать родственную связь со всеми людьми — это было и более отдаленной целью его уклонения от мира. Он говорил: «Я не сделал ничего доброго, а Благий Бог — несмотря на то что у меня семь братьев и сестер — даровал мне ощущать своими братьями и сестрами людей всего мира». Однажды, когда Старец жил в Иверском скиту, его посетил младший брат Лука с одним из своих знакомых. Немного поговорив, они попросили Старца пойти вместе с ними поклониться святыне в Иверский монастырь. Старец показал им дорогу в Ивирон, говоря: «Глядите, Иверский монастырь — в той стороне. Если вы хотите туда пойти, то идите». Они ушли в слезах. «Хоть люди они и благоговейные, но что такое монашеская жизнь, они не поняли», — говорил потом Старец. В другой раз, когда Старец жил уже в «Панагуде», туда приехал его старший брат с еще одним паломником. Они пришли усталые, однако Старец принял их за калиткой у крана с водой. Он побеседовал с ними, но внутрь каливы их не завел, на ночь у себя не оставил и вещи и продукты от них не принял. Однако, уже зная о его правиле, посетители не огорчились. Но в другой раз Старец оставил у себя на ночь своего племянника, потому что тот нуждался в духовной помощи. Конечно, если на то имелась серьезная причина, Старец оставлял у себя и любого другого человека. Когда кто-то спросил его, кто этот юноша, Старец с улыбкой ответил: «Мой племянник». И потом шепотом, чтобы юноша не услышал, добавил: «Ну и что из того, что он мой племянник? Разве моряк имеет огород? Так что же, я — монах — буду иметь родственников?» Однажды младшая сестра Старца приехала в Суроти, чтобы его повидать. Он заставил ее ждать несколько часов. В конце концов, после всех, он принял ее на одну минуту, не присаживаясь, стоя на ногах, да вдобавок еще и отчитал ее за то, что она приехала. Даже перед кончиной, когда он был болен и его братья и сестры приехали его увидеть, он сказал им: «Ну что вам здесь нужно, зачем вы приехали? Ведь здесь монастырь». До конца своей жизни Старец был выше родственных связей и чувств. Особенно внимательно он соблюдал это правило в монастыре — не желая давать монахиням даже самого малого повода к соблазну.

http://pravmir.ru/249925/

Одного из них наказание исправило, и клирик смирился и раскаялся; но другой от наказания ещё хуже стал; развратился, сказано, стал гневаться на патриарха, а затем уже и вовсе озлобился на него. Иоанн знал это, и несколько раз собирался уговорить врага своего, чтобы престал от злобы, но всё забывал. Но вот однажды, совершая в праздничный день литургию, патриарх вспомнил о своём враге, а вместе и пришли ему на ум слова Господа: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:23–2 4). И при этой мысли Иоанн сейчас же вышел из алтаря, подозвал к себе гневавшегося на него клирика, упал ему в ноги и стал просить прощения у него. Ужаснувшийся клирик, видя такое смирение патриарха, и сам взаимно пал к ногам его и с рыданием тоже умолял о прощении. Иоанн, конечно, простил его, и после этого клирик исправился, стал вести богоугодную жизнь и сподобился впоследствии и священнического сана. Другой случай. К тому же святителю пришёл некогда его племянник и горько жаловался дяде, что его жестоко оскорбил и обесчестил один простолюдин, житель Александрии. Иоанн принял как будто к сердцу жалобу племянника и сказал ему: «Как же, в самом деле, смел он, худородный, так обесчестить моего возлюбленного племянника? Да я с ним сделаю то, так отомщу ему, что вся Александрия удивится!» Племянник утешился. Патриарх же призвал своего эконома и сказал: «С человека, который оскорбил моего племянника, с этого времени не бери никаких податей, которые он доселе платил мне; и объяви ему, что он отселе от них свободен». Эконом поступил согласно приказанию Иоанна, и Александрия подлинно удивилась поступку кроткого и незлобивого святителя. Вот, братие, как святые люди соблюдали заповедь Божию о кротости и действительно не предавались ни гневу, ни досаде, ни мщению; благодушно переносили оскорбления и обиды и любили благотворить оскорбляющим и обижающим их.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Они расскажут вам о всем здешнем. Они расскажут вам о всем здешнем. То есть об узах моих и о всем прочем, удерживающем меня здесь. Если бы не это было, я прибыл бы к вам сам. Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною. Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною. Это тот Аристарх, который отведен был вместе с ним из Иерусалима. Павел сказал более, чем пророки, потому что они называли себя странниками и пришельцами, а он называет себя даже пленником. Ибо, действительно, его так же, как пленника, гнали и влачили, даже хуже; потому что взявшие в плен заботятся о пленниках, как о своей собственности: его же, как врага и неприятеля, все гнали и преследовали. А для них (то есть его слушателей) это должно было служить утешением, ибо и учитель их находится в подобных же обстоятельствах. И Марк, племянник Варнавы. И Марк, племянник Варнавы. И Марка он хвалит за родство, так как Варнава был великий муж. О котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его. О котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его. По всей вероятности, относительно Варнавы они получили поручения, чтобы принять его с честью. Но можно после слов получили приказания поставить точку, и потом начинать читать: если придет к вам, колоссяне, примите его с честью. Также Иисус, прозываемый Иустом. Также Иисус, прозываемый Иустом. Может быть, это был коринфянин. Оба из обрезанных. Они — единственные сотрудники для Царствия Божия. Оба из обрезанных. Они — единственные сотрудники для Царствия Божия. Высказав приличное каждому в отдельности одобрение, теперь апостол воздает общую похвалу; ибо тогда великим казалось делом — быть из иудеев. Но, чтобы слушатели не пали духом, так как он напомнил им о плене, то он наконец ободряет их, говоря: сотрудники для Царствия Божия. Таким образом, сделавшись участниками плена, они будут участниками и Царства. Святой же Иоанн понимал это место так, что Павел порицает иудеев, говоря: оба из обрезанных, они единственные, то есть сущих от обрезания немного, большая же часть верных — из язычников.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010