С евр: «вы сеете много, и собираете мало; едите, но не в сытость, пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; заработывающий плату, заработывает для дыряваго кошелька». Т. е. Поскольку вы не строите дома Божия, забыли главнейшую свою обязанность, то Бог не доволен вами, не благословляет ваших трудов, от того у вас во всех делах неуспех, во всем недостаток. Именно по этой причине вы хотя и много сеете семян, но собираете хлеба мало и едите не в сытость, остаетесь голодны; разводите много виноградников, но эти виноградники дают мало ягод и вина, потому и пьете вино не в довольство, не утоляете жажды, пьете «не настолько, чтобы возрадовалось сердце ваше, и о вас можно было бы сказать: «вино веселит сердце человека» ( Пс. 103:15 ) (бл. Иерон.); вы одеваетесь в одежды, но такие плохие, что они не согревают вас, а тот, кто думает получить прибыль торговлею, или другим образом, тот походит на человека, кладущего деньги в дырявый кошель, трудится без пользы, без выгоды, напрасно. Агг.1:7, 8 . Сице глаголет Господь Вседержитель: положите сердца ваша в пути ваши, взыдите на гору и усецыте древа, и принесите и созиждите храм, и благоволю в нем и прославлюся, рече Господь. С Евр: «так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши; ( Агг. 1:8 ) взойдите на гору, и носите дерева, и стройте храм, и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь 11 ), говорит Господь». Если, говорит пророк, такой у вас везде недостаток, такая во всем скудость при всех трудах ваших, при всей заботливости устроить домашнее счастье, то, повторяю вам: «положите сердца ваша в пути ваши», размыслите внимательно о делах ваших, о том, от чего нет в них успеха? По внимательном размышлении, вы увидите, что Бог не благословляет ваших трудов за то, что не созидаете Ему храма ( Агг. 1:9 ). Потому поспешите со всем усердием построить сей храм, собирайте, приготовляйте для сего нужные материалы, спешите на горы, на которых растут нужные для постройки храма деревья, или на гору Ливан, на которой растут знаменитые кедры (см. 1Цар. 5:20 ), пригодные для сего храма, и, собрав все нужные материалы, созидайте храм. Я буду благоволить к нему, говорит Господь, и явлю славу Мою как в храме, так и в народе, сделав его современем, славным и знаменитым ( Соф. 3:20 ). Здесь, конечно, разумеется, главным образом, та слава, которую проявил Спаситель мира Господь Иисус Христос ( Агг. 2:9 ) в Своей Церкви, которой храм Иерусалимский был прообразом.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Так и слова: « алчуща » вы видели Меня, и не напитали, « жаждал, и не напоили » (Мф. 25:42, 44), говорит Он в настоящее время для того, чтобы нам не слышать этих слов в будущем. Он угрожает, провозглашает здесь для того, чтобы не провозгласить там; точно так и город ниневитян Он угрожал разрушить для того, чтобы не разрушить его. Если бы Он хотел открывать грехи наши, то не предсказывал бы, что откроет их; а теперь предсказывает для того, чтобы, вразумившись страхом открытия их, если не страхом наказания, мы очистились от всего. Это бывает и при крещении. Он приводит человека к водной купели, не открывая никому грехов его, но дар выставляет на вид пред всеми и делает явным, а грехов никто другой не знает, кроме Его самого и получающего прощение. То же было и с расслабленным; Он сделал обличение без свидетелей; или — лучше — сказанные слова были не только обличением, но и оправданием: как бы оправдываясь в таком злополучии его и желая внушить ему и показать, что не напрасно и не без причины Бог попустил ему страдать столько времени, Он напомнил расслабленному о грехах и сказал причину болезни. Найдя его, говорится, « в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже » (Ин. 5:14). Итак, получив столько пользы от прежнего расслабленного, теперь мы приступим к другому, о котором повествуется и у Матфея (гл. 9). И в рудокопнях, если в каком месте найдет кто–нибудь золото, там еще больше раскапывает; так я знаю, что многие, из простых читателей, думают, будто расслабленный, упоминаемый у четырех евангелистов, один и тот же; однако же это не так. Поэтому нужно возбудиться и слушать внимательно. Вопрос касается немаловажных предметов: эта беседа, предложив надлежащее разрешение, будет полезна и против язычников, и против иудеев, и против многих из еретиков. В самом деле, все они укоряют евангелистов в противоречии и разногласии; но это не так; да не будет; хотя и различны лица, но одна благодать Духа, движущая душу каждого; а где благодать Духа, любовь, радость, мир, там нет борьбы и противоположности, несогласия и какого–нибудь разноречия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Чего же он просил? " если Бог … даст мне хлеб есть и одежду одеться " (Аще даст ми Господь хлеб ясти и ризу облещися) (Быт. 28: 20). Так и Павел заповедал: " Имея пропитание и одежду, будем довольны тем " (имеюще же пищу и одеяние, сими доволни будем) (1 Тим. 6: 8). Итак, земледелие есть первое искусство, ткачество – второе, строение домов – третье, а делание обуви – последнее из всех; и у нас есть много слуг и земледельцев, которые живут без обуви. Итак, вот искусства полезные и нужные! Теперь сравним их с искусством начальствования. Для того ведь я и привел важнейшие из всех искусств, чтобы, когда искусство начальствования окажется лучшим из них, за ним и осталось бесспорная победа над прочими. Но чем же мы докажем, что оно (искусство начальствования) нужнее всех искусств? Тем, что без него и от прочих нет никакой пользы. Если угодно, то, оставив прочие, возьмем в пример одно земледелие, которое выше и необходимее всех. Итак, какая будет польза от множества земледельческих рук, когда люди станут воевать между собою и грабить друг друга? Теперь удерживает их страх пред начальником, и охраняет добываемое ими. А если отнимешь начальство – напрасен будет труд. Но кто вникнет глубже, тот найдет и другое начальство, которое есть матерь и союз начальства внешнего. Какое же это начальство? То, по которому каждый должен сам собою владеть и сам над собою начальствовать, укрощая в себе низкие страсти, а питая и возращая в себе со всевозможным тщанием все отрасли добродетели. Начальство бывает различных родов: одно то, которым люди начальствуют над народами и городами, устраивая гражданскую жизнь; на него указывал Павел, говоря: " Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога " (всяка душа властем предержащим да повинуется, несть бо власть, аще не от Бога) (Рим. 13: 1), причем, показывая пользу этого начальства, присовокупил, что " начальник Божий слуга есть во благое " , и далее: " Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое " (Божий слуга есть отмститель в гнев злое творящему) (Рим. 13: 4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

10 . Не роптал ли на Бога в несчастьях? Пути Господни неисповедимы. Будем верить во всеблагий промысл Божий, ибо Бог все делает для нашей пользы. В Священном Писании есть такие слова: Сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами ( Евр. 12:5–7 ). Христианин! Если тебя постигло несчастье, то не ропщи на Бога, предайся всецело в волю Божию, смирись, сознай себя достойным по грехам еще большего наказания. Тогда мир Божий и радость о Господе почиют в твоем сердце! 11 . Не божился ли ты? Не клялся ли? Клясться и божиться без всякой нужды вошло у многих в привычку. А между тем, заповедь Божия нам гласит: «Не произноси имя Божие напрасно». Господь говорит: Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого ( Мф.5:37 ). 12 . Не нарушал ли ты обещаний, данных Богу? В Священном Писании есть такие слова: «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым; что обещал – исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить ( Еккл.5:3–4 ). Давая обеты, будь осмотрителен и не давай обета неразумного и неисполнимого. Если же такой обет уже дан тобой, то иди к отцу своему духовному, чтобы он разрешил тебя от такого обета или заменил его другим исполнимым, более разумным и полезным для тебя. 13 . Христианин! Не кощунствовал ли ты? Не допускай не только кощунства, но даже и самой малейшей насмешки не только над Богом Творцом твоим и Судией, но и над слугами Его – лицами священными и над предметами священными: иконами, крестами. 14 . Не святотатствовал ли? Если обыкновенный тать или вор, по слову апостола Павла, Царствия Божия наследовать не может (см.: 1Кор.6:8–10 ), то что можно сказать про святотатца, похищающего церковное имущество, отданное, посвященное Богу?! 15 . Христианин! Жертвуешь ли ты на благоукрашение своего приходского храма?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

   Как невозможно выучиться грамоте или ремеслу, просто заплатив деньги, так невозможно стать монахом без прилежания и постоянного терпения. Поэтому, брат, будь начеку, как хороший воин, и не небреги о данном тебе даре, а не то после будешь наказан вдвойне: за то, что посрамил людей — своих родителей, и за то, что не угодил Богу. Подвизайся, и пусть те, кто тебя увидит, прославят Бога за твое благое жительство. Ибо написано: «Боящийся Тебе узрят мя и возвеселятся» (Пс 118. 74); и далее: «Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна» (Пс 118. 165).    Что пользы в том, что ты оставил своих родителей по плоти, сродников, друзей, отчизну и богатство ради Господа, если, придя сюда спасаться, ты занимаешься чем-то совершенно иным? Так ты и против Бога грешишь, и имя монаха напрасно носишь. Твои прежние знакомые будут хвалить тебя: «Блажен такой-то: возненавидел сей мир, его славу и обман и ни о чем земном не помышляет — отрекся от мира и стал монахом!» А ты, оказывается, живешь здесь вовсе не по-монашески…    Подумаем, какой стыд охватит нас, если те, кто сейчас нас прославляет, прежде нас войдут в Царство Небесное! Если те, кто сейчас говорит нам: «Помолитесь о нас, рабы Христовы», — обретут избавление, тогда как мы, по нашим грехам, окажемся в большой нужде! А ведь нас будут судить не наравне с ними: «От всякого, говорит Господь, кому дано много, много и потребуется». И тот, кто «знал волю господина своего и не делал по воле его, бит будет много» (Лк 12 47 48).    Потому-то, любезный брат, я прошу тебя быть бдительным, пока еще есть у нас время. Поприще для состязаний открыто всем, и Судья говорит через апостола: «Бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются» от тленного (1 Кор 9. 24-25). И он же говорит: «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим 2. 5). И еще помни, брат: тот, кто хочет стать монахом и не может вынести дерзость, пренебрежение или обиду, — не может стать монахом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

А сеющий в духе пожнёт от духа жизнь вечную (Гал. 6:8). По этой причине о том же напоминает нам и Апостол, говоря: Ибо если будете жить по плоти, то умрете; если же духом умерщвляете дела плоти, то будешь жить (Рим. 8:13). Итак, умертвим дела плоти Духом и, будучи мертвы для греха, будем жить для Бога. Пусть процветание мира не развращает нас, и пусть невзгоды не сломают нас. Выйдем сердцем нашим из жилища мира сего, из которого скоро выйдем и телом нашим, чтобы принял нас небесный дом, о котором говорит Апостол, что мы имеем строение от Бога, дом неустроенный , вечный на небесах (2 Кор. 5:1). О сем написано: Блаженны живущие в доме Твоем, Господи; они будут славить Тебя во веки веков (Пс. 85:5). Как есть вечное жилище, так и вечная хвала. Живущие там всегда славят Бога, потому что всегда радуются о Господе, и как вечность святого жилища сладка для восхваляющих, так и сладость хвалы остается вечной для его обитателей.. О ПРОЩЕНИИ ГРЕХОВ Книга первая 1. Не могу выразить словами, дражайший мой Евфим, как я радуюсь твоему благочестию: что ты не только в своем доме предаешься небесному духу Писания, но и с бдительным сердцем посещаешь святую Церковь, чтобы с Божественными речениями внешность твоего тела трепетала от слуха, а внутренняя часть твоей души питалась любовью. Ибо признается делом Божией благодати, что в доме Божием ты духовно наслаждаешься общением с теми, о ком знаешь, что они пылки в любви к Божественному закону; и ты не получаете удовольствия в бесполезных разговорах с некоторыми, что приходят на жизненный пир небесного слова без своей пользы и, по правдивому слову убедительного апостола Павла, действительно отвращаются от услышанной истины и обращаются к басням (2 Тим. 4, 4). Я бы не сказал незаслуженно, что они подобны тем, чьи желудки, охваченные смертельным отвращением, находят больше удовольствия от голода, чем от еды; и по этой причине они видят, что целебные богатства были применены к ним напрасно; таковые, пока они отказываются что-то воспринимать, не приобретают ни добродетели, ни здоровья; и в дом врача, отвергая предложение духовного лекарства и противоядия от них, они входят со своими немощами, чтобы более немощные могли уйти.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

Бытует весьма распространенная ошибка – подменять домашнее церковное воспитание внешним участием в церковных чинах. Многие родители считают, что они просто обязаны как можно чаще носить или приводить ребенка в храм, причащать, во всей строгости и непреложности соблюдать посты и проч. Все это так. Но если в семье нет поистине церковной атмосферы, предполагающей совместные молитвы, совместное возрастание в вере, в любви к Богу и к ближним, любви к Церкви и всему церковному, если нравственно-религиозные усилия членов семьи ограничиваются формалистичным «так надо» и «не имеют дел», все попытки так и останутся тщетными потугами и могут, если к тому же не соблюдается мера, даже привести к обратному результату. Что пользы, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? ( Иак.2:14 ). К участию детей в церковных чинах нужно относиться с большой осторожностью, проявляя при этом и незаурядную мудрость. Дети не могут в полной мере понять и воспринять все то, что происходит в церкви, – и взрослым далеко не всем это по силам, а у детей силенок гораздо меньше, чем у их родителей. Вот тут и не надо забывать, что все надо делать по силе, какую дает Бог ( 1Пет.4:11 ). Иначе детей можно «перекормить» церковностью, и тогда все церковное станет для них обузой, обыденностью; тогда дети, придя в возраст, с облегчением «сбросят» с себя это бремя и иго и пустятся во вся тяжкая. И тогда уж точно останутся без душевного ответа с их стороны слова Господа нашего Иисуса Христа: иго Мое благо, и бремя Мое легко ( Мф.11:30 ). Тогда окажется, что время упущено, тщетны родительские труды, равно как и напрасны их сетования: как же так? был маленький – и в церковь ходил, и молитвы читал, а сейчас не затащишь в храм, ничего слушать не хочет… Потому и не хочет, что все это осталось для него чем-то внешним, хотя и не лишенным, несомненно, некой авторитетности. Но наступает возраст, когда все авторитеты начинают подвергаться сомнению, – «церковные» не составляют исключение. Так бывает всегда, когда в церковь «ходят», а не живут ею, когда «вычитывают» молитвенные тексты, а не молятся, если так и не проникли внутрь человека слова Иисуса Христа возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя ( Лк.10:27 ), когда живой Христос так и остается сокрыт за пышными одеждами церковной византийской обрядности.

http://azbyka.ru/semya/brak-semja-deti-i...

В-четвертых, ссылаются сектанты на следующее место в послании к Колоссянам: «никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячье, или субботу, это есть тень будущего, а тело во Христе... Итак, если вы со Христом умерли для стихии мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся (что все истлевает от употребления), – по заповедям и учению человеческому? это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насышении плоти» ( Кол. 2:16– 17, 20 – 23 ). Но, как видно из самого текста, апостол говорит здесь о необязательности для христиан иудейских постов, праздников, постановлений о пище и т. п., за нарушение которых лжеучители иудействующих осуждали Колоссян, так как все это имело место только до Христа: оно было лишь тенью будущего и, с явлением Христа, должно прекратиться. Нужно, говорит он, обращать внимание на строй сердца и его расположение, а не на ничтожные предписания иудействующих: к тому не прикасайтесь, того не кушайте, до того не дотрагивайтесь, потому что все эти предписания не приносят душе ни пользы, ни вреда. 665 В-пятых, сектанты ссылаются на слова ап. Павла к Тимофею: «телесное упражнение малополезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» ( 1Тим. 4:8 ) и, как бы в пояснение их, на вышеприведенные слова прор. Исайи ( Ис. 58: 6–7 ). Но–опять напрасно. «Некоторые утверждают, говорит Иоанн Златоуст в толковании на указанное послание, что здесь идет речь о посте. Нет, пост не есть телесное упражнение, но духовное. Если бы пост был телесное упражнение, то он питал бы тело; если же он изнуряет его и иссушает, то ясно, что это не телесное упражнение. Посему не о посте здесь идет речь у апостола». Действительно, из сопоставления этого места с 1Кор. 9:26–27 видно, что апостол разумеет здесь гимнастические упражнения. Впрочем, если бы это место отнести к посту, то из него следовало бы только то, что телесный пост без духовного мало полезен, но православная Церковь так именно и учит. 666

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Видишь ли, кого он оплакивает и кого не щадит? Не тех, которые согрешили, но — которыя покаялись, и не просто не покаялись, но после одного и двух увещаний к раскаянию, не захотели послушаться. Выражения: « предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу », означают не что иное, как это, чего должно опасаться, чтобы и с нами не случилось теперь. Ибо хотя нет при нас Павла, который угрожал коринфянам, но предстоит Христос, который чрез него говорил тогда, и если мы не перестанем упорствовать, Он не пощадит нас, но сильным ударом поразит и здесь и там. Посему « предстанем пред лицем Его во исповедании, во псалмах воскликнем Ему » (Пс. 94:2). « Если ты согрешил », говорит (Писание), « не прилагай более грехов и о прежних молись » (Сир. 22:1). И еще: « обвинитель в первой речи на суде прав по отношению к себе » (Притч. 18:17). Не будем же ждать обличителя, но ранее займем его место, и таким образом, своею откровенностию сделаем Судию более милостивым. Я хорошо знаю, что ты исповедуешь свои грехи и чрезмерно сокрушаешься; но я хочу не этого только, а желаю убедиться, желаешь ли ты оправдать себя и делом. Пока это исповедание ты не сделаешь плодотворным, до тех пор, хотя и будешь осуждать себя, не можешь отстать от последующих грехов. Никто ничего не может делать с усердием и надлежащим образом, если наперед не будет убежден, что это дело принесет пользу. Так сеятель после посева семян, если не будет ожидать жатвы, никогда не будет и жать. Разве кто стал бы трудиться напрасно, не надеясь получить ничего доброго от своего труда? так и сеющий слова, слезы и исповедание, если делает это без доброй надежды, не может отстать от грехов, как одержимый еще пороком отчаяния; но как земледелец, отчаявшийся в произрастении плодов, уже не станет отвращать того, что наносит вред семенам, так и сеющий слезное исповедание, но не ожидающий от него никакой пользы, не будет в состоянии отклонить того, что вредит покаянию. А вредит покаянию коснение в одних и тех же грехах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

Видя сопротивление книжников и фарисеев тому, что Он исцелял больных по субботам, Иисус очень сожалел об их неразумии и немилосердном отношении к людям. Не один раз Господь их спрашивал: «Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? Душу спасти или погубить?» ( Марк 3:4 ). Они не могли Ему ответить ни слова. Однако это их не убеждало. Они продолжали стоять на своем. Однажды Иисус в субботу исцелил в синагоге скорченную женщину. Начальник синагоги, негодуя, сказал народу: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» ( Лук. 13:14 ). На это Господь ему ответил: «Лицемер, не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую сатана связал вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» ( Лук. 13:15–16 ). На это начальник синагоги тоже не мог ничего ответить. Подобным образом ведут себя руководители Общества Сторожевой Башни в Бруклине. Они создали учение, которое усложняет возможность для выздоровления их больных последователей. Часто это бывает причиной смерти как взрослых иеговистов, так и их детей. Поэтому такое учение можно называть догмой смерти. Поэтому запрет, имеющий символическое значение, они сделали немилосердным орудием напрасных страданий и смерти. Что может быть более жестоким, чем это учение? Это учение настолько жестоко, что даже среди свидетелей Иеговы в Америке появилась группа инакомыслящих, которые выступили с протестом против учения Сторожевой Башни о крови. Естественно, эти диссиденты восстали против авторитета лидеров организации и не признаются ими как достоверные последователи. Их либо отлучают, либо они скрываются. Диссиденты создали свою организацию под названием Associated Jehovah’s Witnesses for Reform on Blood (т.е. «Ассоциация свидетелей Иеговы для реформы (учения) о крови»). Она имеет свой вебсайт в «Интернете», в котором в 1999 году было сделано следующее заявление: Мы искренне убеждены, что Общество Сторожевой Башни может еще раз изменить свою доктрину о крови. Это вопрос жизни и смерти для тысяч свидетелей Иеговы… Мы побуждаем свидетелей искать альтернативные методы терапии без переливания крови по совету квалифицированных профессиональных медиков, которые могут дать вам самый лучший совет, относительно риска и потенциальной пользы как принятия, так и отвержения всех продуктов из крови, невзирая на то, одобряет или нет использование этих продуктов Общество Сторожевой Башни.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010