Сам Иосиф, как художник-профессионал, очень ревностно относился к качеству иконописания. Он-то, напротив, считал, что все зло происходит не от " фрязей " (т.е. итальянцев, шире - иностранцев), а от своих неграмотных " богомазов " , которые распространяют в народе иконы " числом поболее, ценою подешевле " . Для Владимирова ничего не значит ни древность иконы, ни ее чтимость, если она написана плохо. " Неистовых (т.е. плохих) икон на базаре за едину цату много обрашещь нагваздано и таковы плохи и дешевы, иногда же и горшки драже икон купят " - жалуется Иосиф Владимиров [ 10 ]. Действительно, из сакрального образа икона в XVII веке превращается в предмет купли-продажи, из мира богословов икона переходит в мир торгово-ремесленнических отношений. Иосиф выступает за качество икон против их количества, считая, что лучше один образ Спаса иметь, чем много " неистовых " икон, ибо лучше не иметь икон вовсе, советует мастер, чем молиться перед плохой. По всей видимости, проблема качества иконописи стояла остро не только в Москве. Например, вологодский епископ Маркелл запретил мастерам в своей епархии писать иконы под страхом отлучения от Церкви. Он назначил старост, надзирающих за иконописцами, а тех в свою очередь заставил подписывать свои произведения, чтобы каждый лично отвечал за качество собственной работы. В этом также проявляется новое отношение к иконе - из произведения, создаваемого соборным сознанием Церкви, икона становится продукцией индивидуального творчества мастера. Постепенно функцию контроля за качеством художественной продукции берет на себя государство. Иконописные мастерские при Оружейной палате были организованы по принципу западноевропейской цеховой структуры: все иконники были разделены на разряды, в соответствии с которыми они получали заказы и жалование. " Жалованные " царские изографы делились также по специализациям: знаменщики, мастера палатного письма, специализирующиеся на написании фонов, пейзажей, одежд и т.д. Царским указом в 1668 году мастерам сел Мстеры и Холуя было запрещено писать иконы по причине их плохого качества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

182 Histor. Russ. Scriptor. exteri Saeculi XVI, Starzevsck. Oderborn. Johannis Basilid. vita, Liber I, p. 204, 205. 184 По рассказам Итальянского посла Рафаэля Барберини, каждый день обедало с царем около 200 знатных немцев; некоторые же англичане были одними из приближеннейших опричников его. Карамз., IX т. 509, стр. 829, Richter, Gesch. der Ostseeprov. 20. Сказ. иностранц. о Рос. в 16 и 17 вв. Спб. 1843, стр. 29. 185 Образованнейшего и добродетельнейшего пастора Виттермана удостоил такой близости и доверия, что дозволил ему пересмотреть свою помещавшуюся в двух подвалах библиотеку. В этих подвалах Виттерман нашел такие редкие книги, еврейские, греческие и латинские, что готов был, за неимением денег, заложить свои одежды и себя самого, лишь бы приобрести их для своих университетов. Man. Liv. ant. 273, 69, 6. 186 Там же, 52. Oderborn. Johannis Basilid. Vita у Старч. II, 204, Поссевин, De rebus Moscovitar. там же II, 278, 300. 187 Карамз., 199. Псковск. Летоп. Поэтич. возз. Слав. Афанасьева, т. III., 628, Ист. Рос. Соловьева, 3 изд. VII, 224. 188 Fechner, Vengerecii Slavonia reformats в истории о расколах русской церкви, стр. 118. Являлись ли эти проповедники со своей специальной миссией к Грозному и имели ли какой успех в России, не известно. 189 Quellen zur Geschichte der Bömischen Brüder II, 90. Об этом посольстве приводятся довольно обстоятельные известия в цитированной статье Терновского, стр. 30–35, у Рущинского, стр. 281–288 и в VIII т. Ист. Рус. церкви Высокопреосвящ. Макария 405–410 стр. 191 Полное заглавие этих сочинений таково: 1) Decem Quaestiones Theologicae Iohannis Basilii, Magni Ducis Moscorum, ad quas lohannem Rohitam, Ministrum Christi, in conspectu legatorum Poloniae, in urbe Mosqua, ineunte anno 1570 respondere jussit; 2) Responsio Iohannis Basilii, Magni Ducis Moscorum, ad hanc Rohitae confessionem fidei, data ipsi in urbe Mosqua anno 1570, apud Starzevsk, 204–213 и Лазицкого: De Russorum Moscovit et Tartar, religione, p. 1–10. Spirae 1582. 193 В полном, первоначальном своем тексте, с указанием всех вариантов его от латинского перевода Лазицкого, «Ответ» Грозного перепечатан А. Н. Поповым во 2 кн. Чт. Общ. Ист. и Древн. Рос. за 1879 г., стран. 1–53, по рукописи, открытой издателем в 1874 (где, как и какова историческая судьба рукописи, почтенный издатель не объясняет). Другой славянский список «Ответа» найден священником Семеновичем в библиотеке Холмской Семинарии, куда чрез множество рук он мог перейти от самого Лазицкого. Редактор Варшавских епархиальных ведомостей обещает напечатать его. Древн. и нов. России 1878, 4 и 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

1790 Иоанн Мосх. «Prof. Spirit.» caput. III. Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graece. Tom. LXXVII, pars. III, col. 2853, в русск. переводе Москва 1855, стр. 7. 1792 Подробнее см. Bingam. «Quatuor dissert» Ed. Hulove 1738, Dessert, 1, «Hustor baptism. Laicorum.» pars I, cap. I, §XV, p. 30. 1794 «Constil. Apostol» Lib. III, cap. IX, Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom I, col. 781–784. «Апостольсике Постановления» в русск. пер. Казань, 1864 г., стр. 111–112. 1795 Тертуллиан. «Praeseript advors. haaretie», cap. XLI. Curs. Compl Patrolog. Ser. I.at Tom. II. col. 56. в русск. пер. Карнеева, ч.I, СПб, 1847 г., стр. 188. 1796 Тертуллиан. «De Bopmism., сар. XVII, Curs. Compl. Patrolog. Ser. Lam. Тот. I, col. 1219–1220. Рус. пер. Карнеева, ч. II. СПб. 1847 г., стр. 24–25. 1797 Св. Епифаний. «De haeres». XLII. cap. IV. Cursus Сотр1. Pamro1og. Ser. Graec. Tom. XLI, col 700; в русск. перев... «Твор, Епиф. ч. II, Моокса. 1864 г., стр 133. 1798 «Замечания на учение реформаторов о совершет. таинства крещения»: Прав, СПб 1866 г. ч III, стр. 165–166. 1799 Concil. Catahag. IV, can. C. Ap. Gratian. «Decret», Distinet. IV, cap. XX. Cursus Compl. Patrolog. Ser. Lat. Tom. CLXXXVII, col. 1800, cp. Bruns. «can. Apostol. et council.» Pars. I, Berol. 1839, p. 150. 1801 Ответ 24. Рус. Истор. Библ. Т. VI. СПб 1880 г., стр. 136–137. Чтения в обществе истории и древностей Рос. 1860 г. 2, III, 38. 1802 Киприан митр. «Ответы игумену Афанасию». «Русская Истор. Библиотека», m.VI. СПб. 1880 г. стр. 254. Не достоит бо игумену или чернецу попу венчевати мирских бо попов есть тое дело, а не черническое, разве аще пелика нужда будет, крестити дитя. 1805 Starezewski. «Histor. Ruthenicae Scriptor». Vol. 1, Berol. et. Petropol. VII: Ah. Guagnini. «Moscoviae descriptio», p. 19, XV, Ioan Halicii. «De Russorum religione», p. 39; в русск. пер. «Древн. сказ. Иностранц о религии моск. людей». Орл. Еп. В. 1866 г. стр. 452–688. 1806 Starezewski. Ibidem. III, Ioang Fabri. «Moscov. relig» pag. 8. В русском переводе. Ibidem. Стр. 190–196.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...