Седьмым среди плодов Духа у Апостола (Гал.5:22) названа вера. Что такое вера? Мы все нуждаемся в ответах на некоторые фундаментально важные вопросы. Кто мы такие, Зачем мы здесь? Каково наше место в мире? Каковы нашим обязанности? Как нам строить наши отношения с миром и ближними? Нам дают разные ответы. И мы принимаем эти ответы на веру — мы полагаемся на слова других людей. Это особенно бросается в глаза, когда речь идет об идеологиях — Кто мы? Пролетарии! Каков наш долг? Сражаться и трудиться ради Светлого Коммунистического Будущего! Какова наша надежда? Что оно, когда-нибудь, наступит, жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне ни тебе… Или другое — Кто мы? Арийцы! Каков наш долг? Сражаться и трудиться ради тысячелетнего Рейха! — и так далее. Бывают и более безобидные варианты — Кто мы? Потребители! Каков наш долг? Зарабатывать деньги и приобретать товары и услуги! В чем наша надежда? Купить новую вещь! То или иное послание, принятое с верой, определяет жизнь человека — то, ради чего он трудится, сражается, тратит время и силы. Страшно, когда люди верят чему-то, что не является истиной, когда они следуют за ложными учениями и ложными лидерами. Христианская вера есть вера Истине — как говорит о Себе Христос, «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6) Именно Христос определяет, кто мы такие, что нам делать и на что надеяться. Верить — значит строить свою жизнь на основании Его слова. Христос — и только Он — определяет наше место в мироздании. Ответы на все вопросы о нашей жизни мы узнаем из слова Божия. Мы те, кем нас называет Христос, наш долг — исполнять Его волю, наша надежда — войти в Его радость. Вера принимает слово Божие, так сказать, «на себя», как относящееся к себе лично. Обетования (т. е. обещания) и повеления Господа верующий рассматривает не просто как истинные, но как истинные по отношению к нему лично. Рассмотрим, например, слова Апостола: « благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» ( Кол.1:12-14)

http://pravoslavie.ru/74137.html

А сопровождающие его надежда и радость делают, что он трудится, терпит скорби, и принимает на себя бремя, и идет тесным путем» ( Макарий Великий ). Надежда дается терпением, которым и побеждает искушение веры. «С великою радостью», пишет апостол, «принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы мы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» ( Uak. I, 2 – 4 ). «Оправдавшись верою», пишет другой апостол, «мы... хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ( Puмл. V, 1 – 5 ). Нам заповедано терпение: «терпением вашим спасайте души ваши» ( Лyk. XXI, 19 ср. VIII, 15); «претерпевший до конца спасется» ( Mф. X, 22; XXIV, 13 ; Мр. XIII, 13). Это – терпение Господа ( 2Coл. III, 5 ; Anok. I,9 ). Чего же мы ожидаем? Не видимого тысячелетнего царства Христова над всем миром мы ожидаем, не телесного благосостояния, не внешней чудесной власти над природою, но мы ожидаем того царства, в котором Бог уничтожит пищу и чрево ( I Kop. VI, 13 ), мы ожидаем духовного тела (XV, 44), нового неба и земли ( 2Nem. III, 13 ). Мы ожидаем не материализации духа, а одухотворения природы. Наше жительство на небесах ( Фuл. III, 20 – 21 ). Наша надежда в том, что смертное будет поглощено жизнью, временное вечным, видимое внутренним и невидимым. Каким же путем будет достигнута наша надежда? Духовная божественная жизнь прежде всего проявляется в мире как внутренняя жизнь христианина. И вот чрез него-то дух должен проникнуть в природу и мир и подчинить их себе. Почему Христос не молил Бога, чтобы Он взял Его учеников из мира, но только чтобы сохранил их от зла. Он хотел, чтобы они были не от мира, как и Сам Он был не от мира, но Он послал их в мир, как и Его Самого послал Бог в мир ( Uoah. XVII, 15 – 18 ). Царство небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все: таково действие христианского духа по отношению к природе и миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом. Человек духовно родившийся и воскресший от мертвых дел блажен . Об этом особенно говорит Господь в Своей Нагорной проповеди: Блаженны нищие духом... Блаженны плачущие... Блаженны кроткие... Блаженны чистые сердцем... Когда душа воскресает для Бога, то испытывает великое и небесное блаженство. Когда же душа расстается с телом и переходит в небесные обители, то это блаженство еще более усугубляется, как и апостол Павел говорит: «Для меня... смерть приобретение» ( Фил. 1:21 ). «Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе» (14,13). Поэтому и напутствует Церковь своих покойников молитвой: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему...». Также сказано, что воскресший духовно – свят . Об этом пишет апостол Павел: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова» ( Еф. 5:26 ). Так через крещение, это первое воскресение, душа освящается и человек соделывается святым, и апостол часто в посланиях именует верующих святыми. Воскресший духовно свят, ибо отделен от мира, умер для греха, посвящен Богу и освящен благодатью Христовой. А достойно прошедший земное поприще, подвигом добрым подвизавшийся, течение совершивший, веру сохранивший ( 2Тим. 4:7 ), восходит в небесный лик святых, предстоящих Богу. Над ними (участниками первого воскресения) смерть вторая не имеет власти. Духовно воскресший, «побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (2,11), не подвергнется вечным мукам, ибо «имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» ( Ин. 5:24 ). Таковые будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет (1,6). Как же хилиасты подводят библейское обоснование своему учению? Что касается Нового Завета, то дело обстоит таким образом. Текстов о 1000-летнем царстве и предварительном восхищении Церкви нет. Но они берут свою уже готовую эсхатологическую концепцию и под нее подгоняют все места Писания. Берут места о пришествии Христовом и на каждое как бы навешивают ярлычок: это – о втором пришествии, это – о третьем, это – о четвертом. Также о воскресении: берут различные места и утверждают: здесь – о первом воскресении, здесь – о втором, здесь – о третьем. Поэтому сектантским наставникам требуется часто немало усилий, чтобы объяснить своим верующим: в каком месте, о каком пришествии и о каком воскресении идет речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Блаженный Феодорит учит: «Не сказал Св. Дух не воскреснут нечестивые... Воскреснут, то есть воскреснут, но не на суд, а на осуждение, потому что не имеют нужды в обличении, и нечестие их явно, ожидают же одного наказания. Как убийц, взятых на самом месте преступления, судьи приводят в судилище не для того, чтобы обличать, но чтобы произнести над ними согласный с законами приговор, так проведшие жизнь в нечестии, немедленно по воскресении, понесут наказание, и не на суд будут приведены, но услышат приговор к казни». Такое понимание этих слов псалма ясно проступает в русском переводе: «Потому не устоят нечестивые на суде». Далее описывается, как совершается сам Суд. И книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. О раскрытии многих книг на Суде написано также у пророка Даниила: «Судьи сели, и раскрылись книги» ( Дан. 7:10 ). По этим книгам будет совершаться Суд над каждым человеком. Иные здесь разумеют книги Писания, по которым будут сверяться жизнь и дела каждого человека. Поэтому каждый из нас должен во всем строить свою жизнь по этим священным книгам. Слово Божие будет нас судить в последний день. Эти книги написаны не для кого-то, а для каждого из нас. В них написана воля Божия, исполняя которую, только и возможно спастись. «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнить все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» ( Нав. 1:8 ), тогда только сможешь устоять на Страшном суде. Сейчас многие, и верующие и неверующие, не раскрывают этих священных книг. Но они все равно будут раскрыты на Суде, и что ответишь, когда будешь судим по написанному в книгах Писания?! Будут ли дела твои сообразны с написанным в этих книгах?.. Читайте Писание, исполняйте его и будете жить! Лучше же под раскрытыми книгами разуметь совесть каждого человека. Как в некую книгу записываются все помышления, слова и дела человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Боговдохновенный и благочестивый царь Давид не был только исполнителем буквы закона, но реформатором. При нем священная поэзия и музыка сделались существенною и необходимою частью богослужения, которое никогда так торжественно не совершалось у Евреев, как при царе Давиде. – Будучи поэтом по природе, Давид, занимаясь в пророческих школах, полюбил и приобрел особенно высокое искусство в религиозной поэзии и в музыке, и все свои поэтические дарования употреблял во славу Божию. Он писать многие псалмы или священные гимны, которые предназначались для пения во время общественного Еврейского богослужения. Особенного внимания заслуживает, например, прославление Бога в псалме 105: «Славьте Господа, призывайте имя Его. Возвещайте в народах дела Его. Воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его. Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа»... (ст. 1–4) и т. д. После прекращения возмущения, произведенного Авессаломом, который хотел отнять царство у отца своего Давида, и после усмирения мятежа, произведенного Савеем, который хотел отделить от власти царя Давида 10 колен Израильского народа, Давид воспел благодарственную песнь Богу за избавление от всех врагов: «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя. Господь – твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, скала моя, на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое ( Пс. 17:1–4 и т. д. Возможно ли такое религиозное поэтическое творчество не на родном языке? Мы читаем, мы молимся боговдохновенными псалмами; но в то же время в них описывается история еврейского народа, иногда мало понятные для христиан; описываются местности, горы и холмы с названиями, христианам неизвестными, описываются войны с народами, которые теперь уже не существуют. Насколько было бы лучше и плодотворнее, если бы жизнь православных христиан, искупленных пречистою Кровлю Иисуса Христа, была бы так возвышенна и религиозна, чтобы из среды их выходили боговдохновенные составители священных христианских гимнов, в которых они воспевали бы Бога, прославившегося в священноисторических событиях христианской Церкви вообще и в частности русской Церкви, тысячелетний период которой может дать обильный материи для религиозного творчества. Существенным условием для этого между прочим служит то, чтобы литературный язык был церковно-богослужебным языком; чтобы высокие религиозные гимны в честь Творца облекались в ту художественную литературную форму, которая служит показателем религиозно-нравственного развитая народа в известный период его религиозно-культурной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

В его учении смесь ересей: евионитской, николаитской и гностической, присутствует в нем и хилиастические воззрения – о тысячелетнем земном царстве Христовом, которых, впрочем, придерживались впоследствии и некоторые церковные писатели: святые Иустин Философ, Ириней Лионский, Ипполит, а также Папий Иерапольский, Викторин Пиктавийский, Лактанций. Еретические идеи Керинфа, в том числе и относительно тысячелетнего царства, носили на себе отпечаток крайней вульгарности. Он учил, что по воскресении из мертвых христиане вновь поселятся в Иерусалиме и будут там пребывать тысячу лет, проводя их в плотских утехах. Святитель Дионисий Александрийский так излагал учение Керинфа: «Земным будет царство Христово; осуществится то, к чему он сам стремился – а любил он плоть и был очень чувствен, – и можно будет жить, как он мечтал: желудок и то, что ниже его, будут вполне удовлетворены едой, питьем и брачным сожитием. Все это он думал облагообразить, называя празднествами, приношениями, жертвами». Святой Ириней Лионский со слов своего учителя Поликарпа Смирнского, который в молодости общался с апостолами и особенно часто с Иоанном Богословом, рассказывает, как однажды Иоанн пришел «помыться в баню, но, узнав, что тут же находится и Керинф, вскочил с места и выбежал вон: не мог он оставаться под одной с ним кровлей. И спутников уговаривал поступить так же: “Бежим, как бы не обрушилась баня, там ведь находится враг истины Керинф”». Апостол Иоанн пережил всех самовидцев Слова. Среди христиан распространилось поверье, что он не умрет, но доживет до кончины века и Второго пришествия. Отвергая подобные толки и обращаясь мысленно к последней беседе воскресшего Спасителя со Своими учениками, он писал в Евангелии, названном его именем: «Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус… Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! А он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет.

http://pravoslavie.ru/34570.html

В нынешнее время получает большое распространение учение о тысячелетнем царстве Христа на земле до Всеобщего, или Страшного суда, известное под именем хилиазма (тысячелетие). Сущность этого учения заключается в следующем: задолго до кончины мира Христос опять придет на землю, поразит Антихриста, воскресит одних праведников, устроит новое царство на земле, в котором праведники, в награду за свои подвиги, будут царствовать вместе с Ним в продолжении 1000 лет, наслаждаясь всеми благами временной жизни. Затем уже последует второе, всеобщее воскресение мертвых, Всеобщий суд и праведное воздаяние каждому человеку по делам его. Таковы мысли хилиастов. Защитники этого учения основываются на видении тайнозрителя (ап. Иоанна Богослова в 20-ой главе) Апокалипсиса ( Откр. 20 ). Там сказано, что Ангел, сошедший с неба, сковал сатану на 1000 лет, души же обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие «ожили и царствовали со Христом тысячу лет... Это первое воскресение... Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и будет обольщать народы... » Вскоре последует суд над дьяволом и над обольщенными им. Мертвые будут судимы по делам их. «И кто не был записан в книге жизни, тот был ввергнут в озеро огненное... Это смерть вторая». Над воскресшими же в первое воскресение смерть вторая не имеет власти. Хилиастические взгляды в древности распространялись главным образом среди еретиков. В новое время они возродились в протестантских сектах. Как указано в этом учении, предполагается два будущих воскресения: прежде одно – праведных, потом другое – грешных; два будущих пришествия Спасителя во славе; два будущих суда, сначала один – для воскресших праведников, потом другой – всеобщий; признается будущее чисто земное, хотя и блаженное, царствование Христа с праведниками, как определенная историческая эпоха. С формальной стороны учение это основано на неправильном понимании выражения тайнозрителя о «первом воскресении» внутренняя же причина его коренится в потере в массах современного сектантства веры в загробную жизнь, в блаженство праведных на небе, с которыми у них нет молитвенного общения. Другая причина в том, что в некоторых сектах получили развитие социально-утопические мечты, скрытые за религиозными идеями и вкладываемые в таинственные образы Апокалипсиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В описании этой трагической картины суда над царством антихриста следует обратить внимание на то, что суд производится и над конями и сидящими на них (см. ст. 18). Здесь следует вспомнить про то «конное войско», которое появилось при звуке трубы шестого ангела ( Откр.9:16 ). Очевидно, что это войско, заполонившее землю, сохранилось и во времена Страшного Суда. Но может быть непонятным, о каких птицах говорит апостол Иоанн. Имеются свидетельства тех, кому приходилось покидать эту жизнь и затем, по воле Божией, быть возвращенными к жизни на земле. Они единодушно рассказывают, что души их, покидая тело, как бы уносятся в воздух, где встречаются с темными силами, которые начинают испытывать их дела в течение жизни. Это то, что обычно называют посмертными мытарствами. Вот этих-то духов, стремящихся завладеть душами человеческими, надо думать, Откровение и называет «птицами, летающими по средине неба». Надо вспомнить, что и апостол Павел характеризовал злого духа как «князя, господствующего в воздухе» ( Еф.2:2 ). 25. Тысячелетие узы дракона и тысячелетнее царство святых (Откр. 20:1–10) Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет. ( Откр. 20:2 ) Они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать  с Ним тысячу лет. ( Откр. 20:6 ) Закончив описание суда над последними обитателями земли, Откровение повествует далее о конечной участи и виновника всех зол – «древнего змия», сатаны. Предварительно апостол Иоанн сообщает историю существования сатаны с того момента, на котором остановилось Откровение ране. 32 После дня наступают сумерки, а затем надвигается ночь. Так происходит на земле и со светом Христова учения. Наступает в истории человечества тягчайшее время, когда за беззакония мира наступают события, так описываемые Откровением: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их» ( Откр.20:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Во святой град не войдёт ничто нечистое, «а только те, которые написаны в книге жизни у Агнца» (21:27). Это выражение неоднократно встречается в Откровении, и не только в положительной форме, как здесь, но и в отрицательной: 13:8: «которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира», 17:8: «имена которых не вписаны в книгу жизни», в «отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей». Главное недоумение, конечно, здесь вызывается выражением: «те, которые написаны у Агнца в книге жизни». Если его понимать, так сказать, post factum, в отношении к спасённым, тогда недоумение исчезает: в словах этих констатируется удел заслуживших себе спасение своими делами. Но гораздо труднее понять сказанное о написанных в книге жизни у Агнца, да ещё с прибавлением: «закланного прежде создания мира». Это звучит детерминистически и может быть понято как извечное предопределение к спасению или погибели (это та же самая трудность, с которой мы встречаемся при догматической экзегезе текста Рим. 8: 28–30 сл.). Догматически такое предопределение не может быть принято как окончательное, по крайней мере в отношении к погибели, как противоречащее благости и мудрости Божией (о которой свидетельствуется в 11-ой главе, 32–36 того же послания к Римлянам). Косвенное подтверждение всей относительности или условности, которая свойственна этой записанности в книге жизни, находим здесь же в Откровении. В нём говорится, что Бог за определённые грехи (см. ниже) может «отнять участие в книге жизни и в святом граде» (22:10). А потому и здесь самое большее, что может быть допущено, есть промыслительное, а отнюдь не окончательное отвержение не вписанных в книгу Агнца от создания мира. Им ещё предстоит в неё вписаться долгим и скорбным путем, продолжающимся «веки веков». Во всяком случае, тысячелетнее царство не будет всеобщим, вне его остается грешная часть мира во грехах своих. К блюдению пророчества о нём во всей точности, неумаленности и полноте особо призывает тайнозритель в заключительных словах своей книги: «и я также свидетельствую всякому, слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ней, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, от того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (22: 18–19). Глава 22 и последняя – Конец и эпилог

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Возлюбленные о Господе братие! Остановимся теперь на втором пункте учения сектантов-адвентистов – на их лжемудровании о тысячелетнем царстве праведных. Они основывают своё учение на 4–5 ст. Откровения. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это первое воскресение ( Откр.20:4–5 ). Сектанты проповедуют при этом своеобразный взгляд на загробную судьбу человека. «Только блаженные и святые участвуют при сём воскресении, и только они облекутся в бессмертие, так что смерть вторая не имеет над ними власти. Здесь речь идёт о воскресении праведных, и так как оно названо первым, то ясно, что за ним следует и второе, именно, воскресение прочих умерших по прошествии тысячи лет, следовательно, будут два воскресения, одно в начале, а другое в конце тысячи лет, соответственно определённому порядку. Это подтверждается в 1Кор.15:23 : каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его, а затем конец; также в 1Фес.4:16 : мёртвые во Христе воскреснут прежде. Должно согласиться, что этот конечный исторический акт распадается на две части, разделённые одна от другой промежутком времени, и что праведные воскреснут прежде и примут участие в суде со Христом, а затем будут пробуждены и прочие. Начало тысячи лет обозначается воскресением мёртвых и именно буквальным, телесным, а не каким-либо духовным воскресением умерших праведников и преображением всех живущих верующих. Спасённые верующие после первого воскресения будут царствовать со Христом тысячу лет и воссядут на престолах, чтобы судить ( 1Кор.6:2–3 ). Но когда же это совершится? На это 20 глава откровения даёт ответ, именно, в течение этих тысячи лет; однако местонахождение этих престолов в этом тексте не обозначено. По словам Бенгеля, престолы будут находиться на небе, там, где Христос ( Кол.4:1 ). Всё это относится к библейскому тысячелетнему царству. Святые со Христом в небесах восседают на престолах, чтобы судить мир и павших ангелов, нечестивые же на земле собраны вместе, как узники, в ров и будут заключены в темницу, и после многих дней, т. е. после тысячи лет будут наказаны ( Ис.24:21–22 ); и земля посему необитаема, все жители исчезли с лица её, и благодаря великому землетрясению и исчезновению островов, она станет, как это было в начале, «безвидна и пуста», став, таким образом, «бездною» ( Быт.1:2 ). Тысячелетнее царство в свете Библии (Трактатное общество в России. Рига. 1909. Стр. 2, 3, 6–8).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010