В существование Царства Божия следует верить с такой же непреложностью, как в самого Господа Бога, сошедшего на землю и сказавшего: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ). Иеговисты со своим учением появились только в конце XIX в., и не кощунство ли утверждать, что до появления некоего Ч.Рассела этого Царства не было? И разве неверны более слова Спасителя о том, что Святая Церковь стояла и стоит непоколебимо от дней святой Пятидесятницы? О всем этом неведомо лишь стоящим вне Церкви, а значит – и вне спасения. Сам Господь научил нас молиться: «Да приидет Царствие Твое» ( Лк. 12:2 ). О том, что в Царствии Божием пребывали иные уже в первом веке от Христова Рождения, нам известно из слов Самого Спасителя: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого грядущего в Царствии Своем» ( Мф. 16:28 ). Для достижения Царствия Христова всякому потребно первое воскресение. В Церковь Христову, в это Царство Божие, нельзя войти, не родившись прежде свыше от воды и Духа Святого, т.е. принять святое Крещение. Именно Крещение и называет Священное Писание нашим воскресением. Крещаемый умирает для земной греховной жизни и воскресает для духовной, для царства со Христом. В послании к Коллосянам апостол Павел говорит: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, который воскресил Его из мертвых» ( Кол. 2:11–12 ). В послании к Ефесянам также читаем: «Нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатию вы спасены – и воскресил с Ним» ( Еф. 2:5–6 ). Все истинно верующие ныне пребывают в состоянии воскресения и духовного обновления, для них тысячелетнее царство Христово уже давно наступило. Хотя диавол и «ходит как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Петр. 5:8 ), но для «совоскресших» со Христом ( Кол. 2:12 ) и ставших «царями», «священниками», благодаря победе над своей природой и над страстями ( Откр. 1:6 ), обновляющих себя Духом Святым, его козни совершенно не опасны.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

В учении о кончине мира православное догматическое богословие различает между благодатным царством Христовым, которое есть святая Церковь , именуемая так потому, что она есть собрание не святых, а освящаемых, нуждающихся для духовного возрастания в Божественной благодати, и Царством славы, которое откроется вместе с кончиной мира и в котором Господь будет вечно царствовать вместе с Отцом и Святым Духом 1370 . Мысль о взаимосвязи окончания благодатного царства Христова с Всеобщим судом и кончиной мира совершенно ясно выражена в словах ап. Павла (см.: 1Кор.15:22–26 ). Из этих слов следует, что Христос предаст Царство Богу и Отцу ( 1Кор.15:24 ), только тогда, когда последний враг истребится – смерть ( 1Кор.15:26 ). Враг же этот упразднится, когда, с одной стороны, все люди воскреснут и станут нетленными и бессмертными, а с другой – когда тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих ( Рим.8:21 ). Священное Писание учит, что окончание царства благодати будет означать откровение Царства славы (см.: Мф.13:43 ; Лк.13:28–29 ; 2Пет.1:11 ; 2Тим.2:11, 4:18 ). Согласно с Божественным Откровением учили об этом и отцы Церкви 1371 . Таким образом, изречение Никео-Константинопольского Символа веры , согласно которому Царствию Христову «не будет конца», относится к Царству славы 1372 , о котором архангел Гавриил благовествовал Богоматери: Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца ( Лк.1:32–33 ). 2.7. Ложное учение хилиазм Хилиазм (от греч. χιλι ς – тысяча) – это учение о тысячелетнем царстве Христовом, сущность которого состоит в том, что прежде кончины мира Христос придет на землю, поразит антихриста, воскресит из мертвых только праведников и устроит на земле новое царство, в котором праведники в награду за свои страдания и подвиги будут царствовать вместе с Ним в течение 1000 лет. По прошествии этой исторической эпохи последует второе всеобщее воскресение мертвых и Всеобщий суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Вопрос: Как истолковывать апокалипсическое пророчество о Тысячелетнем Царстве (когда сатана скован на тысячу лет). Вроде бы, принято считать, что эпоха христианства – и есть эта эра, то есть она уже наступила (ссылаются обычно, по-моему, на мнение блаж. Августина). Однако если это так, то, следуя хронологии Апокалипсиса, нужно сделать вывод, что Антихрист уже был побежден. В то же время слышал, что у свят. Иринея Лионского была мысль о том, что Тысячелетнее царство еще грядет в будущем, но отцы Церкви в большинстве отвергли это как хилиазм. В общем, я запутался. Если можно подскажите, пожалуйста. Спаси Господи! Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Чтобы правильно понять слова И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. (Откр.20:4), надо обратиться к Священному о Писанию в целом. Оно ясно указывает, что будет только одно пришествие Иисуса Христа во славе, чтобы совершить Суд (Мф.25:31-38). Будет только одно общее воскресение в последний день (Ин.5:25-29). И Царство будет одно: Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть (1Кор.15:25-26). Поэтому учение еретика Керинфа о тысячелетнем царстве (хилиазм; от греч. chilias – тысяча) было отвергнуто Церковью. В приведенном стихе (Откр.20:4) ничего не говорится о земном тысячелетнем царстве. Оживление понимается духовно-нравственное. Св. Иоанн Богослов называет это первым воскресением (20:5). Святые будут царствовать с Христом до полной победы над антихристом, когда произойдет всеобщее воскресение и Суд. Тогда души святых соединятся с телами их, и будут царствовать вечно. Число тысяча употреблено символически как выражение многочисленности и полноты. Что касается Папия, св. мученика Иустина и священномученика Иринея Лионского, то их высказывания не имели характер учения, а были частными богословскими мнениями. При этом надо обратить внимание, что они ссылаются не на Откровение (20:4), а главным образом на ветхозаветных пророков. 20 июля 2005 г. Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6680.html

Вслед за поражением антихриста св. Иоанн увидел Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Ангел этот «взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его... доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобождённым на малое время» – как толкует св. Андрей Кесарийский , под этой «тысячей лет» надо понимать всё время от воплощения Христова до пришествия антихриста. С приходом Воплотившегося Сына Божия на землю и в особенности с момента искупления Им Своею Крестной смертью человечества сатана был связан, язычество низвержено, и наступило на земле тысячелетнее Царство Христово. Под этим тысячелетним Царством Христовым на земле разумеется победа христианства над язычеством и утверждение на земле Церкви Христовой. Число 1.000 определённое – взято здесь вместо неопределённого, означающего вообще длительный период времени до второго Пришествия Христова. «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дело было судить» и проч. – эта картина символически рисует наступившее царство веры христианской после ниспровержения язычества. Восприявшие суд и воссевшие на престолах – это все достигшие спасения христиане, ибо всем им дано обетование царства и славы Христовой ( 1Сол. 2:12 ). В сем лике св. Тайновидец выделяет в особенности «обезглавленных за свидетельство Иисуса и за Слово Божие», то есть святых мучеников. «И увидел, – говорит св. Иоанн, – души обезглавленных» – отсюда ясно видно, что эти святые, участвующие в 1.000-летнем Царстве Христовом, царствуют со Христом и «творят суд» не на земле, а на небе, ибо здесь говорится только об их душах, ещё не соединившихся с телами. Из этих слов видно, что святые принимают участие в управлении Церковью Христовой на земле, а потому естественно и правильно обращаться к ним с молитвами, прося их о заступничестве перед Христом, Которому они соцарствуют. «И ожили и царствовали со Христом тысячу лет» – оживление здесь разумеется нравственно-духовным.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Вслед за поражением антихриста св. Иоанн увидел Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Ангел этот «ятъ древняго, иже есть дiaboлъ и сатана, и связа и на тысящу лтъ, и въ бездну затвори его, и заключи его (…) дондеже скончается тысяща лтъ: и по сихъ подобаетъ ему отршену быти на мало время» – «взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его (…) доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время». Как толкует св. Андрей Кесарийский , под этой «тысячей лет» надо понимать все время от воплощения Христова до пришествия антихриста (гл. 60). С приходом Воплотившегося Сына Божия на землю и в особенности с момента искупления Им Своею Крестной смертью человечества сатана был связан, язычество низвержено, и наступило на земле тысячелетнее Царство Христово. Под этим тысячелетним Царством Христовым на земле разумеется победа христианства над язычеством и утверждение на земле Церкви Христовой. Число тысяча – определенное, взято здесь вместо неопределенного, означающего вообще длительный период времени до Второго Пришествия Христова. Откр. 20:4. И видхъ престолы и сдящыя на нихъ, и судъ данъ бысть имъ: и душы растесаныхъ за свидтелство Иисусово и за слово Бoжie, иже не поклонишася зврю, ни икон его, и не npiяшa haчepmahiя на челхъ своихъ и на руц своей. И ожиша и воцаришася со Христомъ тысящу лтъ. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Эта картина символически рисует наступившее царство веры христианской, после ниспровержения язычества. Восприявшие суд и воссевшие на престолах–это все достигшие спасения христиане, ибо всем им дано обетование царства и славы Христовой ( 1Сол.2:12 ). В сем лике св, Тайновидец выделяет в особенности «растесаныхъ за свидтелство Иисусово и за слово Бoжie» – «обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие», то есть святых мучеников. «И видхъ» – «и увидел», – говорит св. Иоанн, «душы растесаныхъ» – «души обезглавленных». Отсюда ясно видно, что эти святые, участвующие в тысячелетнем Царстве Христовом, царствуют со Христом и «творят суд» не на земле, а на небе, ибо здесь говорится только об их душах, еще не соединившихся с телами. Из этих слов видно, что Святые принимают участие в управлении Церковью Христовой на земле, а потому естественно и правильно обращаться к ним с молитвами, прося их о заступничестве перед Христом, Которому они соцарствуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Выражение дабы не прельщал не означает, что никто не будет прельщаем ко греху. Слово дабы означает намерение, цель. С подобным мы встречаемся в Евангелии от Иоанна: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). Для того, чтобы верующие во Христа не погибли, Он приходил в мир. Но мы знаем, что «не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7:21 ). То есть не всякий верующий во Христа спасется, хотя для этого и приходил Христос. Намерение Бога не исполнено, так как верующие не выполняют условия спасения. Так и в нашем выражении дабы не прельщал указано намерение, цель относительно сатаны. Но не выполняющие необходимые условия, естественно, подпадают обольщению сатаны. Однако если прежде человек не мог избежать сатанинского прельщения, ибо сатана был князь века сего, то теперь через спасительную печать Креста Христова всякий может оградиться от сатаны, ибо тот связан. Так святой Викторин пишет: «Кто бодрствует в сердце своем против нечестивых обычаев, тот есть священник Христов, и по отношению к нему диавол поистине связан». Дьявол и ныне ходит, как рыкающий лев, но как лев связанный и заключенный. Лев в клетке не менее свиреп, чем на свободе. Льва заточают в клетку, дабы никто не был им растерзан, и люди находятся действительно в безопасности. Но неосторожно подходящие к самой клетке или входящие в нее претерпевают от разъяренного льва не меньший вред, чем если бы он был на свободе. Так и ныне люди, сами приближающиеся к лукавому, впадают в грех и искушения. Люди же, прибегающие ко Христу, имеющие Его печать, побеждают искусителя силой Креста и крови Христовой. Потому дерзновенно пишет святой апостол Иоанн: «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» ( 1Ин. 5:18 ). Верные понимают эти слова апостола, ибо сподобляются пережить их на себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

е. доктрина, черпающая свои положения, или аксиомы не из среды общих формальных понятий, или авторитета, а опирающаяся на нравственные истины, разделяемые всяким, кто в них пожелает вслушаться, говорит человеку о законах его же собственной внутренней жизни и, таким образом, не понуждает его мысль к соглашению, но представляет его собственному разуму и совести через постоянный опыт проверять ее. Она, конечно, не исключает логику формальную, пользуется ей, но не исчерпывается в ней. Возводить к ясному сознанию хотя бы некоторые свойства своей психической жизни и таким образом получать возможность господствовать над ними – есть величайшее наслаждение для человека, возвращающее ему гармоническое согласие ума, чувства и воли; вот почему в Евангелии говорится, что множество народа слушало притчи Господа «с услаждением» ( Mp. XII, 37 ), что, сбегаясь отовсюду, народ «теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие» ( Лyk. V, 1 ), и смело свидетельствовал, что «никогда человек не говорил так, как этот человек» ( Uoah. VII, 46 ). Именно это высокое наслаждение, которое черпается из интуитивной философии, сливает через неё во единую массу такие многочисленные сонмы народов, как те, из которых составились конфуциане, буддисты, магометане, христиане, – и дает религиям тысячелетнюю, а истинной религии – вечную продолжительность. Разница между христианской, истинной религией и остальными – ложными, сохраняется та, что последние освящают страсти, особенно дорогие некоторым темпераментам; давая силу одной стороне жизни, они или отрицают, или повергают в туман мифологии остальные, и потому хотя сильна убежденность их последователей, но она разрушается проповедью о Галилеянине, хотя широка область их распространения, сливающая царства и народы, но имеет границу в лице других типов, других идеалов. Только сыну Человеческому над этими зверями «дана власть, слава и царство, чтобы все народы, и племена, и языки служили Ему, владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дah. VII, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Кроме того, согласно Откр. 20:10 в этом же озере будут мучиться (basanistesontai) дьявол, зверь и лжепророк «…день и ночь во веки веков». Если огненное озеро это символ уничтожения, то почему в Откровении написано, что они будут именно вечно мучиться (basanistesontai), а не уничтожаться. Тем более, что слово «basanikso» в Новом Завете означает только мучение, пытку, испытание, но отнюдь не прекращение существования (например Мк. 5:7; Лк. 8:28 и т. д.). Эта пытка будет заключаться… в вечном удалении от Источника жизни, в жажде души, по естеству стремящейся к Богу и не могущей утолить эту жажду» . Кроме этого сектантскому пониманию вечного уничтожения противоречит слова Господа «раб тот, который знал волю господина своего и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много. А который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12, 47–48). Если всех грешников ждет уничтожение, то, конечно, они не могут иметь разницы в степени наказания, а значит эти слова Бога бессмысленны. Учитывая хилиастический характер их вероучения можно привести аргумент доступный для них. «В конце времени великой скорби «зверь» и «лжепророк» живыми брошены «в озеро огненное, горящее серою» (Апок. 19, 20). После этого наступит тысячелетнее царство Христово (20,1–6). По истечении же тысячи лет сатана будет на малое время освобожден из темницы… после этого, по слову Откровения 20, 10 «диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков». Значит, и по прошествии тысячи лет зверь и лжепророк будут находиться в геенне огненной, ибо они не были истреблены» . Таким образом признавая 1000-летнее царство за особый период времени после разрушения нынешней системы вещей сектанты попадают тем самым в теологическую ловушку, ибо эта доктрина противоречит пониманию огненного озера как уничтожения. 10.2. Согласуется ли Божия любовь с вечными мучениями? Этот вопрос чаще всего задают сектанты, говоря о недопустимости понимания ада как вечного мучения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Напротив, они предпочитают рассматривать это пророчество в свете всего Писания 341 : оно аллегорически описывает духовные изменения в Церкви перед Вторым пришествием. Так, К. Джентри оставляет за началом 20-й главы Откровения функцию выявления основной сюжетной линии книги и увязывает этот текст с ответом Бога на вопль мучеников первого столетия 342 . Иными словами, земное страдание мучеников должно получить земную же награду для последующих поколений христиан. Тысячелетнее царство, описанное в Откр. 20:1–6 , с самого начала реализуется в жизни Церкви. Представление о нем можно получить из притч Господа в Мф. 13 , особенно из притч о закваске и горчичном зерне. Социокультурный и экономический рост этого царства будет неуклонным и постепенным, как экстенсивным (по всему миру), так и интенсивным (оно будет превращаться в доминирующий фактор). Христос будет отсутствовать физически, но при этом царствовать на земле 343 . Предпосылкой и основой создания тысячелетнего царства являются искупительные заслуги Господа Иисуса Христа. Некоторые постмилленаристы утверждают, что это царство продлится ровно тысячу лет, тогда как другие считают, что тысячелетие выступает символом полноты и большой продолжительности. Постмилленаристы используют несколько основных аргументов. Так, они акцентируют внимание на великом поручении Христа идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам ( Мф. 28:19–20 ). В молитве Господней верующие просят да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе ( Мф. 6:10 ), и эти прошения Господь, конечно, не оставит без ответа. Напротив, Он обещал, что проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» ( Мф. 24:14 ). Во всех этих местах они видят пророчество о будущем всемирном социально-политическом царстве Бога, а не человеколюбивое желание Бога, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим. 2:4 ). О распространении Евангелия говорит и Рим. 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Небо, земля и человек предстали Суду Божьему. Последний день мира кончился. Откр.20:14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. Это – смерть смерти. Иные под ввержением смерти из ада в озеро огненное понимают ввержение в геенну властителей и служителей смерти и ада, то есть демонов. Как часто под городом разумеют жителей города, так и под адом можно разуметь его жителей. Лучше же видеть здесь то, о чем писал апостол Павел: «Во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем (то есть на Страшном суде – Г. Ф.) конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть» ( 1Кор. 15:22–26 ). Так на Страшном суде после Суда над всем миром и людьми будет осуждена и сама смерть. «Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где, твоя победа?» ( 1Кор. 15:52–55 ; Ос. 13:14 ). Смерть, это – прекращение жизни человека, разделение души и тела. Ад – место пребывания душ умерших. Когда же все воскреснут, предстанут на суд и начнется вечность, тогда упразднятся и излишни будут смерть и ад. Смерть – это отчуждение от Бога. Ее породил Люцифер, когда отпал от Бога, ею умер Адам, когда согрешил. Но вот всё снова предстает перед Богом – и умирает смерть. Настал смертный день смерти – смерть вторая. Смерть вторая , это – озеро огненное , это – вечное отчуждение от Бога. Туда попадет смерть первая и ее жилище – ад. Когда оправданные на суде праведники увидят это страшное ввержение смерти и ада в геенну, то воскликнут: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?». В наше время очень многие утешают себя тем, что все кончится смертью, то есть небытием. Но здесь глубокое непонимание того, что такое небытие.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010