539 Poppe A. Op. cit. Р. 232–235, 239–241. Так же считает и В. Водов: Vodoff V . Naissance de la Chrétienté Russe. Fayard, 1988. P. 79. 541 Розен В. P. Указ. соч. С. 20, 172–174. Датировка посольства 986 г. после болгарского поражения см.: Васильевский В. Г. К истории 976–986 гг.//Труды. СПб., 1908. Т. 2. Вып. 1. С. 87–88. 542 Arranz М. А propos du baptême du prince Vladimir//La Christianisation de la Russie ancienne. 988–1988: un millénaire. UNESCI. 1989. P. 81–98; Перев.: Арранц М. О крещении князя Владимира//Тысячелетие введения христианства на Руси. М., 1993. С. 62; Оболенский Д. Д. Херсон и крещение Руси: против пересмотра традиционной точки зрения//ВВ. 1994. Т. 55. С. 53–61; Он же. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М., 1998. С. 208; Петрухин В. Я. Указ. соч. С. 76–79. 543 Кримський А., Кезма Н. арабського историка Рудраверського про те, як охрестилася на пошану акад. 1927. С. 393–395. 544 Всеобщая история Степаноса Таронского, Асохика по прозванию/Пер. Н. Эмин. М., 1864. С. 200–201. 546 См., например: Лиутпранд Кремонский. Отчет о посольстве в Константинополь//Он же. Антаподосис. М., 2006. С. 130–131. 547 Свердлов М. Б. Указ. соч. С. 61, 66. Немецкий хронист почему-то называет жену Владимира Еленой и невестой Оттона III. Очевидно, в его памяти совместились воспоминания юности обо всех брачных кознях византийского двора. См.: Назаренко А. В. Древняя Русь... С. 257–261. 548 Васильевский В. Г. Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе в XI–XIII вв.//Он же . Труды. Т. 1. С. 176–180. 549 О византийском войске см.: McGeer Е. Sowing the Dragon’s Teeth: Byzantine Warfare in the Tenth Century/Dumbarton Oaks Studies. Washington, 1995. Vol. 33; Кучма В. В. Военная организация Византийской империи. СПб., 2001. 553 Два византийских военных трактата конца X в. СПб., 2002. С. 350, 360, 362, 379; Кучма В. В. Об устройстве лагеря. Введение//Там же. С. 274–275. 556 «Варяжская гвардия» появляется, судя по всему, во второй четверти XI в. Тогда же фиксируется слово «веринг» в скандинавских источниках: Снорри Стурлусон. Указ. соч. С. 403, 653, прим. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предварительный этап: конец 1980-х гг. — октябрь 1990 г. (от поворота в политике при праздновании тысячелетия Крещения Руси до принятия Закона «О свободе вероисповеданий»); 1-й этап : октябрь 1990 г. — сентябрь 1997 г. (до принятия ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»); 2-й этап : сентябрь 1997 г. — настоящее время. Формирование принципиально новых государственно-конфессиональных отношений в новой, постсоветской России имеет свою предысторию. Поворот в государственной вероисповедной политике начался еще в последние годы существования СССР. Наиболее важной точкой было празднование тысячелетия Крещения Руси в 1988 г., а в 1990 г. был принят Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий», по которому наша страна жила до 1997 г. Фактически на этапе предыстории речь идет о вероисповедной политике СССР, так как до 1990 г. самостоятельной политики у РСФСР не было, а полностью самостоятельным государством Россия стала только после распада СССР в конце 1991 г. Как уже было отмечено ранее при анализе структурной модели вероисповедной политики, ключевым, определяющим ее компонентом является комплекс доминирующих идейно-мировоззренческих представлений о месте религии и религиозных объединений в жизни общества. Во второй половине 1980-х гг. общий кризис социалистического государства и марксистсколенинской идеологии отражается и на вероисповедной политике. Можно выделить следующие причины и предпосылки формирования новой вероисповедной политики: Поворот, происходивший в государственной вероисповедной политике, сказывался и на численности религиозных организаций. Таблица 1 Число зарегистрированных религиозных организаций в СССР Год УкрССР ЛитССР ЛатССР Всего в СССР 01.01.85 01.01.90 В остальных союзных республиках на 01.01.1985 г. приходилось менее чем по 500 религиозных организаций. Среди них наиболее заметный прирост произошел в Молдавии, где их численность выросла с 342 в 1985 г. до 888 в 1990 г. Незарегистрированных общин на 01.01.1985 г. в СССР насчитывалось 2764. В эту цифру, по всей видимости, входят те общины, которым было отказано в регистрации и о фактическом существовании которых было известно государственным органам.

http://pravoslavie.ru/60168.html

Закрыть Владыка Феофилакт: Кавказ - это древняя христианская земля, крещенная задолго до Руси 12.01.2014 365 Время на чтение 5 минут Фото: pravoslavie.ru Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт рассказал КАВПОЛИТУ, когда на Кавказе появилось христианство, чем чревата ксенофобия, что будет с «Зеленчукскими храмами» в Нижнем Архызе и нужно ли христианам праздновать новый год. - Вы родились в городе Грозном ЧИАССР и сейчас занимаете Пятигорскую и Черкесскую епископскую кафедру, охватывающую часть территории Ставропольского края, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Какие ассоциации у вас связаны со словом «Кавказ»? - Кавказ, это родина моих предков и моя родина. Кавказ - это древняя христианская земля, крещенная задолго до Руси. Это благословенная земля, где Бог дал нам все необходимое для жизни с избытком. К сожалению, современная жизнь Кавказа дает поводы не только для радости. Самая большая проблема - это появление ксенофобии. Если сказать проще, в нашем доме появилась болезнь, которой не было раньше, когда люди вдруг начинают считать, если они принадлежат к определенному этносу и религии, рядом с ними не могу жить люди другой национальности, другой веры. Люди, которые больны этой болезнью, видят Кавказ, как чистое поле, на котором они строят дом для себя. Но это неправда. Кавказский дом строился тысячелетиями, и всегда в нем жили разные этносы, исповедовали разные веры, что не мешало никому. В фундаменте этого дома - кости наших предков. И те, кто хочет вынуть эти кости из фундамента, переписать историю, они не строят, а разрушают. И если дать им волю, то на Кавказе никто не сможет жить спокойно, потому что каждый человек наделен свободной волей и разумом. И всегда будут те, кто думают иначе, делают иначе. Эта нетерпимость не сама по себе является, есть те, кто заинтересован в войне всех против всех. Источник всякой неправды и разделения - сатана. Он поселяется не в каждом сердце, а только в сердцах алчных, жаждущих власти, лишенных человеколюбия и сострадания.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Кстати, современники нередко считают, что христианская традиция не благоприятствует рождению людей. Бытует мнение, что демографическими преимуществами обладают культуры Китая и Индии – наиболее многолюдных стран планеты – или исламского мира, где в XX веке наблюдалась наиболее высокая рождаемость. Это мнение подтверждается фактами, но фактами, относящимися к очень короткому историческому отрезку, когда и Россия, и страны Европы стали отступать от христианской традиции. А прежде этого мировыми демографическими лидерами выступали как раз христианские страны. Отступление от этих показателей явилось результатом не только экспериментов социальных и политических и катаклизмов, но потерей христианского отношения к рождению детей и к созиданию семьи. Если мы возьмем оценки численности населения за последнее тысячелетие – а это как раз тот срок, когда наше Отечество приняло крещение и следовало по пути, проложенному равноапостольным князем Владимиром, – то обнаружим, что русский народ был самым быстрорастущим народом на Земле. Под русскими мы, безусловно, подразумеваем всех потомков Киевской Руси. Когда мы говорим о русском народе, мы имеем в виду русских, украинцев и белорусов. Потому что, как вы знаете, эти наименования достаточно новые и сравнительно недавно вошли в оборот. А в древности на протяжении столетий это были те, кого греки называли " росами " . Это большой народ, живший от берегов Черного моря до берегов Балтики. И вот, конечно, если говорить об этом нашем этносе, то за тысячелетие Православная Русь увеличивала свое население примерно втрое быстрее, чем древние цивилизации Китая, Индии и арабского Ближнего Востока. Совпадение этого могучего демографического роста с принятием православного христианства не случайно, бурный рост народонаселения России имел глубокие духовные, мировоззренческие основания. В народной культуре, в бытовой традиции православной Руси очень важное место заняли семейные ценности: ценилось создание семьи, поддержка детей, в том числе и экономическая поддержка.

http://religare.ru/2_118443.html

После распада СССР (культ атеизма) началось второе крещение Руси и, как при первом тысячелетней давности, противопоставляются два фактора: православие и язычество (национализм). На уровне символики — это столкновение Тризуба и Двуглавого орла. Тризуб, это языческий символ дохристианской Руси (и не только ее), который на Руси использовался некоторое время и после крещения, ну а двуглавый орел на уровне смысловой символики — это то, во что крестился народ Руси (в греческих школьных книгах — русский народ). Есть такая китайская пословица " идеальная война, это та, которую удалось избежать " . Войны начинаются в школах, только там они и могут закончится. На Кипре и в Греции преподают историю одного народа в двух государства, не забывая о местной специфике (аналогичные примеры есть и у других народов). Это не по тому, что мы греки умные, а потому, что за много веков совершили достаточное количество глупостей. Как преподается история русского народа в России? Сначала общая «Древняя» (Киевская) Русь. Потом, постепенно, акцент всё более смещается на Восток к Владимиру, Суздали и Новгороду, а западная Русь упоминается всё реже и реже. Начиная с монгольского нашествия внимание, почти полностью переключается на восток, на Русь Московскую и, может создаться впечатление, что западнее Смоленска и Чернигова русского народа не существовало. Про существование русских западнее Московского государства вспоминают уже только в связи с Переяславской Радой. После распада СССР, в этой парадигме мышления Россия сама отдала на откуп украинским националистам часть истории русского народа, открыв путь к возникновению " нетрадиционной этнической ориентации бывших русских " (коренизация), так родилась и «македонская идентичность» бывших болгар и частично сербов. Но не надо забывать о том, что огромное количество украинцев не смотря ни на что, помнят о том, что они русские. Русские «на Украине» коренной народ, так как они там жили до возникновения «в Украине» украинской идентичности. Пора возвращаться к традиционным ценностям, это касается и этнической ориентации.

http://pravoslavie.ru/78189.html

По словам представителя Церкви, празднование тысячелетия Крещения Руси впервые «стало поворотным моментом в развитии нашего общества четверть века назад, когда о христианской составляющей нашей культуры впервые заговорили свободно», а сегодня «мы подводим некие итоги и задумываемся о будущем», и праздник вновь должен заставить проанализировать, «кто мы, откуда мы пришли и куда мы идем, что стоит за словами исторический выбор». «Если бы Крещения Руси не было, мир сегодня был бы другим. Этот выбор действительно определил формирование русской, и не только русской, культуры в самом широком смысле. Культуры как набора основных ценностей, в рамках которых определяются вопросы о том, что такое хорошо и что такое плохо. Культуры как системы нравственных ориентиров», — отметил он. Владимир Легойда рассказал, что 22 июля на телеканале «Россия» покажут двухсерийный фильм митрополита Волоколамского Илариона «Второе Крещение Руси». Картина расскажет о религиозном возрождении последних лет — самом масштабном в современной истории. По его словам, существует договоренность с украинскими и белорусскими телеканалами, которые также покажут этот фильм в дни празднования Крещения Руси. Представитель Церкви также напомнил, что храм Христа Спасителя будет открыт с 8 до 22 часов во все дни пребывания в Москве Андреевского креста, но при этом храм не будут закрывать и в более позднее время, если туда не успеют попасть все желающие. «Никто не будет закрывать двери, если там будут стоять люди», — заключил он. Синодальный информационный отдел Московского Патриархата Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 15 октября, 2018 7 сентября, 2018 2 февраля, 2024 19 июля, 2023 27 августа, 2021 17 марта, 2021 15 апреля, 2020 21 сентября, 2019 12 сентября, 2019 15 октября, 2018

http://pravmir.ru/poklonenie-andreevskom...

— Жизненный путь князя Владимира, конечно же, далек от трафаретного жития. Это путь сильной, неординарной личности. Это путь выдающегося государственного деятеля, который думал не просто о сиюминутных интересах, а фактически выбирал дальнейший исторический путь Руси. Летописцы доносят до нас на удивление реалистичный образ этого человека. До принятия Крещения Владимир предстает перед нами как страстная необузданная натура. Обращение в христианство такого человека вызвало искреннее удивление современников. Ведь он не просто формально принял крещение, а полностью изменил свою жизнь. И вот это удивление от той чудесной внутренней перемены, которая произошла в душе Владимира после Крещения, пронизывает и летописные рассказы о нем, и знаменитое «Слово о законе и благодати». Митрополит Иларион видит в обращении Владимира ко Христу особое действие божественной благодати, которая переплавила жестокое сердце князя. Православные святые. Фото АиФ      Нужно помнить свою историю — Когда говорят о князе Владимире, то обычно вспоминают историю Древней Руси, говорят о событиях тысячелетней давности. А в чем актуальность деятельности князя Владимира для нашего времени? — Дело в том, что обращение князя Владимира ко Христу означало не только переворот в его душе. Это был еще и коренной перелом в истории всего древнерусского общества. Ведь именно с момента Крещения Руси берут начало многие важнейшие начинания, определяющие нашу жизнь и по сей день. Начнем с того, что дохристианская Русь фактически не создала ни письменной культуры, ни архитектуры, ни живописи. Лишь после принятия христианства на Руси начинается бурное развитие искусств. Важно и то, что именно благодаря Крещению Русь через Византию приобщилась к богатому античному наследию. Мы над этим мало задумываемся, но ведь эта культурная парадигма во многом определяет нашу жизнь и по сей день. Потому постоянное обращение к наследию князя Владимира для нас крайне важно. Мы всегда должны не только помнить собственную историю, но и стремиться строить современную украинскую государственность на том фундаменте, который был положен святым князем Владимиром.

http://pravoslavie.ru/81041.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Игорь Фроянов: «Православная вера - это наша хоругвь, с которой мы идем вот уже на протяжении многих веков» Известный русский историк поддерживает введение нового государственного праздника, посвященного Крещению Руси 24.04.2010 425 «Нет ничего плохого в том, что вводится новый дополнительный праздник. Событие, которое мы собираемся отмечать в этот день, безусловно, выдающегося значения. Принятие Христианства на Руси явилось в значительной мере поворотным событием в истории нашего Отечества. При этом надо сказать, что радикальные последствия наступили не сразу, а значительно позже. Потому что в условиях Х, XI и даже XII веков язычество не только продолжало существовать, но оно упорно держалось в жизни. В те времена мы наблюдаем своеобразную ситуацию так называемого двоеверия. И только в XIV-XV веках, на мой взгляд, Христианство окончательно утвердилось на Руси. Этому в значительной мере способствовало то обстоятельство, что Русь подверглась нашествию со стороны татаро-монголов. Когда возникла серьезная угроза самому существованию русского этноса, тогда противопоставление «мы» и «они» стало играть определяющую роль. Этому в значительной мере способствовало противопоставление народа христианского народу нехристианскому, то есть татарам», - заявил в интервью «Русской народной линии» известный русский историк, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук Игорь Яковлевич Фроянов в связи с принятием в первом чтении Государственной Думой законопроекта о введении нового праздника - День Крещения Руси, который будет отмечаться 28 июля. 21 апреля в Госдуме с докладом по данному вопросу выступила официальный представитель Правительства России, статс-секретарь-заместитель министра культуры Екатерина Чуковская. «Данный законопроект придаст юридическую форму тому, что фактически происходит в нашей стране более 20 лет - этот день широко отмечается с 1988 года, с празднования тысячелетия крещения Руси», - заявила Е.Чуковская. С содокладом выступил заместитель председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Марков. Докладчики рекомендовали депутатам принять законопроект. В итоге законопроект был принят большинством голосов, за его принятие проголосовало 366 депутатов, сообщает сайт Государственной Думы.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/24/ig...

Пусть красуется некогда великий Новгород новым своим памятником тысячелетия Руси, который мысленно возводит нас еще к языческим ее временам, по слову летописца Нестора: «откуда пошла земля Русская». Древняя матерь городов наших, стряхнув с себя прах своих развалин, утешительнее напомнит нам эпоху духовного возрождения нашего, этот скромный, крещальный памятник Равноапостольного послужит свидетельством девятисотлетнего христианства Руси, которая с того только времени и получила свою самобытность. В Новгороде будут с изумлением смотреть на благолепные изваяния роскошного памятника, где вся наша история представлена в лицах, и великие ее деятели обозначают собой различные грани сей тысячелетней славной летописи, которой начальный свиток в руках мудрого Нестора. Здесь же в смиренном Киеве, иной Нестор, глаголемый некнижный, почиющий также в пещерах, не словом летописи, но духом молитвы, повлечет благоговейных чтителей священной старины к бывшему устью Почайны, откуда действительно пошла земля русская, возрожденная в этом Иордане. Мимо всех событий минувшего каждый чувствует тут духовное родство свое с Просветителями Руси, по внутреннему сознанию своего христианства, – ибо это все духовные его дети, которых ему дал Бог, по слову псаломному, как и те двенадцать сыновей, которых он крестил в этой купели. Собственное его исцеление от слепоты не только духовной, но и телесной, в водах крещения, освятило давним преданием и сию купель, что здесь болящие глазами получают прозрение, если только умоются в водах источника до восхождения солнца. Благоговейнее чувство к сему кладезю, переходящее безотчетно от отцов к детям, бесчисленными стопами богомольцев пробило девятисотлетнюю стезю в горах Киевских на источник Владимиров: сюда текут волны народные, не считая годов и столетий, мимо протекших со всеми их бурями и многое стерших с лица земли; ибо у Господа день един как тысяча лет, и тысяча лет как единый день, символ же христианства – вечность, без различия времен. От источника поднялись все три крестных хода: Старокиевский, Печерский, и Подольский на возвышенную террасу, где стоит иной гражданский памятник святому Владимиру – громадное бронзовое его изваяние на высоком пьедестале, господствующее над долиной Крещатика, бывшим устьем Почайны и привольным течением Днепра. Большой крест в руках Равноапостольного, и у подножия изображена картина крещения Руси. Толпа народа обступила памятник, как бы приютившись под сень его креста; около него торжественно двигались по окраине горы победные хоругви многочисленного клира. Митрополит поднялся на чугунные ступени, окропил памятник и с высоты их осенил крестом во все стороны, как бы от лица Равноапостольного, исполняя то, что и сам он готов бы был сделать в сию радостную минуту. И воды и горы киевские – все будто бы отозвалось осеняющему их пастырю. Это было самое торжественное благословение, какое можно себе вообразить в столь великолепной раме, вполне достойное того знаменитого urbi et orbi, которым хвалится Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Еще одно принципиальное отличие русской культуры от греческой – постоянство разрывов, огромность дистанции между культурой и цивилизацией, причем цивилизацией как в прикладном значении – оформления существования общества, так и в общем смысле – как свидетельства развития самого общества, его институтов. Активно впитывая культуру, приобщаясь к иным культурным традициям, Русь, особенно в зрелое время, с большой настороженностью относилась к чужим цивилизационным ценностям. Именно поэтому Русь – страна, где высочайшая культура соединяется с отсутствием порядка в повседневном существовании. Извечная русская тоска есть не что иное, как реакция на отсутствие порядка и формы. Этот изначально существовавший разрыв бесконечно увеличился в страшные годы татаро-монгольского ига, приведя к многочисленным последствиям в дальнейшем развитии русской жизни. Крещение способствовало осознанию Русью своего значения в контексте других народов. Крещение рассматривалось не как скромное ученичество или подражание, но как самое почетное явление, как свидетельство богоизбранности русского народа перед другими. Русские – «работники восьмого часа» – обрели благодать крещения не усилиями, но особой приязнью Господа. «Кого бо Бог тако любит яко же ны возлюбил еси? – вопрошает митрополит Илларион. – Кого тако почел еси, яко же ны прославил и вознес? Никогоже». Представление о богоизбранности русского народа, величии Руси никоим образом не связано (как это часто бывает) с национализмом, умаляющим и сокращающим душу. В его основе не уничижение других народов, а представление о гармонии их взаимного согласия. Так вместе с крещением росичи приходят к осознанию соотнесенности прошлого с настоящим, пониманию общности истории как содружества разных народных сообществ. С приобщением к христианству Русь учится ощущать себя в традиции, в колее мировой истории. И это ощущение формирует одну из центральных установок русского сознания – историзм. Взгляд русских на себя, на своих соседей приобрел историческую глубину, уходящую в тысячелетия, своего рода обратную перспективу. Фиксация истории (летописание) встало на Руси над всеми другими видами словесной и литературной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010