вторн.); полунощница, гл. 6, «Во юдоли плачевне» (чин 12 пс.), «Мудрых дев бодрственное даруй ми, Господи» (пол-ца Соф. 1052 ; сед. вторн.) и ,,Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене» (повеч.); IV, гл. 6, «Помысливши, душе, страшному предстояние судищу», «Грехов болезнью разслабленный» и «Многая множества моих, Богородице, прегрешений» (повеч.); V, гл. 4, «Всю мою жизнь поработих греху», «Ослаблен есмь сном уныния» и «Помрачение тяжкаго греха»; VI, гл. 2, «Помяни, Господи, яко благ, рабы Твоя» (полун-ца), «Возвесели, Госнодн, со избранными рабами Твоими», гл. 8 – «Со святыми упокой» (пол-ца) и «Тебе и стену и пристанище имамы» (3 поч. Син. 868); VII, гл. 7, «Имущи, душе моя, врачевство покаяния» (9 поч. Син. 870) и «Мытареву покаянию не поревновах» (сед. понед.); VIII, гл. 8, «Яко судии предстоящу» (пол-ца Син. 868), «Оком благоутробным» (чин 12 пс.) и «Владычице, приими молитвы раб твоих». Ватикан. 1877 для великопостной полунощницы назначает всего три тропаря: « Помилуй нас Господи, помилуй нас», «Милосердия» и «Многая множества», а в заключение повечерия, после 12-ти псалмов, приводит тропарь «Боже отец наших» и богородичен «Не умолчим». Син. 865 излагает две полунощницы – повседневную и субботне-воскресную; каждая из этих полунощниц состоит из четырех, а с предварительными, или предначинательными молитвословиями – даже из пяти частей, с тремя тропарями в каждой части. I. В начале первой полунощницы положены обычные «троичны»: глас 1 – «Воставше от сна», гл. 2 – «От одра и сна», и гл. 3 – «Напрасно судия»; II. Далее следуют обычные тропари, гл. 8: «Се жених», «День он» и «Тебе необоримую». Затем идут по «статиям» 17-ой кафизмы тропари – «седальны» и богородичны- " отпустительны», большею частию встречавшиеся уже на ночных часах: III, «Егда воспомяну множество содеянных мною зол», «Слезы ми даждь, Боже» (повечерие) и «Небесная воспевают тя, Благодатная»; IV, гл. 8, «Оком благоутробным» (см. чин 12 пс.), «Яко судии предстоящу» (Син. 868) и «Мысленная врата жизни»; V, «Царю небесный» (пол-ца эфиоп.), «Скорое и известное даждь утешение» (3-й час) и «Блажим тя» (пол-ца).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

п. Заметим, что воскресные песнопения в указанные в заглавии недели поются по порядку гласов: в неделю Мироносиц – гл. 2, в неделю Разслабленного – гл. 3, в неделю Самаряныни – гл. 4 и в неделю Слепого – гл. 5. 3) Восточны. Это – то же воскресные песнопения, напечатанны в Октоихе и перепечатанные в Триоди Цветной. С этим наименованием указываются стихиры на Господи, воззвах и хвалитные. 4) Настоящие недели, т. е. такие, какие усвоены той или другой неделе. Они составляют принадлежность Цветной Триоди, в которой одной и напечатаны. Кроме общего: «настоящия недели», Типикон усвояет им частные названия, соответствующие недельным воспоминаниям, т. е. называет их песнопениями Мироносиц (л. 364), Разслабленного (л. 367), Самаряныни (л. 369 на об.), Слепого (л. 371). К этим же самым песнопениям иногда прилагается название Триоди и дне, напр., говорится «седален Триоди» (л. 365), «блаженна Триоди» (л. 365 на об.), «седален дне» (л. 367). 5) Сверх перечисленных, в неделю Самаряныни употребляются еще песнопения Преполовения, пот. что в эту неделю празднуется попразднство сего праздника. Этого рода песнопения напечатаны в Цветной Триоди частью в последовании 5 недели, напр., тропарь: Преполовившуся празднику..., канон: языцы, восплещите, частию в последовании праздника Преполовения, а в послед. 5 нед. указываются только начальными словами (см., напр., стихиры на Господи, воззвах). Им усвояется наименование песнопений Преполовения праздника (просто) или же праздника Преполовения, напр., говорится: «стихиры на Господи, воззвах Преполовения», «тропарь праздника», «тропарь праздника Преполовения» Начало всенощного бдения такое же, какое указано выше накануне недели Антипасхи (Тип., л. 364 на об.). На нем, как и всегда под воскресенье, полагается вся 1 кафизма (см. посл. нед. 3, л. 364 на об.; нед. 4, л. 367; нед. 6 л. 371). В стихирах на Господи, воззвах богородичном всегда служить воскресный догматик настоящего гласа: в неделю Мироносиц – 2 гл. Прейде сень законная..., в неделю Разслабленного – 3-го: Како не дивимся, в неделю Самаряныни – 4-го, в неделю Слепого – 5-го, хотя, напр., в нед.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

стр. 329 В таблице часов сделана сноска, в которой поясняется, что от нед. Ап. Фомы до Вознесения, вместо: «Приидите поклонимся», поется тропарь: «Христос воскресе». Сноска эта отнесена ко всем четырем часам, а между тем, должно отнести ее только к 1 и 6 часам, так как на 3-м и 9-м часах «Христос воскресе» читается вместо «Царю небесный», а не «Приидите поклонимся» (Тип., нед. Антип. вечера). стр. 341 О кондаках на часах, когда в неделю случится предпразднество или попразднество, и великого святого, в «Пособии» сказано: «кондак воскресный поется на всех часах, а кондаки предпразднества и святому, – попеременно на тех и других часах» и тут же поставлена ссылка: «Тип., гл. 52, о предпразднестве и попразднестве в неделю». – В указываемом месте Типикона написано: «тропарь прежде воскресен, праздника же и святого пременяюще глаголем, такожде и кондак». В виду того, что в уставе, мы нигде не встречаем, чтобы на одном часе было читано два кондака, то слово «такожде», мы должны всецело отнести к выражению «пременяюще глаголем». Во всяком случае, «такожде» относить к указанному порядку чтения тропарей мы тоже не имеем полного основания, а для этого, мы должны подыскать другие подходящие указания в Богослужебных книгах, чтобы хотя несколько осветить это несколько темное указание Типикона. Сравним, например, указания Типикона же 15-го сентября и 7-го августа (аще в нед.) и 8 сентября (аще попраздн. в неделю), а особенно 21 ноября (аще попр. в нед.). В Общей же Минее, где есть общие указания для всяких совпадений празднеств, в подходящем случае, мы найдем очень ясное указание, которое вполне соглашается с нашим рассуждением, т. е. что воскресен кондак при полиелейном святом в попразднестве не может читаться на всех часах, как указано в «Пособии». В Общей Минее, мы читаем: «на часах тропарь воскресен прежде, Слава праздника и святого променяем, кондак праздника и воскресен променяем же, аще полиелей и святого». Вслед же за этим для случая, когда в предпразднество или попразднество случатся два святых, относительно чтения на часах кондаков, мы читаем: «кондак предпразднества поется на всех часах, a кондаки святым «переменяются на них» и здесь же сделана ссылка: «Тип., гл. 52, о предпразднестве и попразднестве в седмичные дни». – Опять выходит, чтобы читать на одном часе два кондака. Однако проверим это правило, согласно приведенной ссылке. В 52 гл. Тип., в указанном месте, мы видим: «в начале тропарь праздника, Слава святого; и ныне Богородичен часов; по «Отче наш» кондак праздника, глаголем, непременно на всех часах. Аще ли случатся два святых; и тропари их пременяюще глаголем». Яснее и не может быть. Следовательно, один ли святой, два ли, кондак на всех часах праздника; здесь важно не количество святых или служб, а, – степень их (См. Тип. Понед. 2 нед. по Пасхе, 2-е зри).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Так же. Поется: Да исправится молитва моя..., как всегда. После этого три поклона и преждеосвященная литургия в обыкновенном порядке. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи. Буди держава царствия твоего... Аминь. Так же. Стихиры на стиховне Триоди: Самогласен дне 2. Мученичен 1. Слава – Предтечи: Яко же божественных... И ныне, богородичен воскресный по гласу Славы (ср. послед. 24 февр., Тип., л. 187 и 6 мр. гл. 24 февр., л. 189). Так же. Ныне отпущаеши. Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш... Так же. Яко твое есть царство... Аминь. Тропарь Предтечи. Слава, и ныне, богородичен воскресный по гласу тропаря: Еже от века утаенное... Помилуй нас, Боже... Яко милостив и человеколюбец... Аминь. Три великие поклона. Так же. Всесвятая Троице. Буде имя Господне... 3. Слава, и ныне. Благословлю Господа. Премудрость. Достойно есть. Пресвятая Богородице, спаси нас. Честнейшую херувим... Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст великий. Многолетие. Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй Благослови. Отпуст великий. Многолетие. Повечерие накануне праздника, случившегося в понедельник, и полунощница понедельника. Повечерие накануне праздника, случившегося во вторник, среду, четв. и пяток, и полунощница сих дней. Повечерие – великое. На нем по 1 трисвятом тропарь Предтечи. Слава, и ныне, воскресный богородичен по гласу тропаря. По 2 трисвятом обычные тропари: Помилуй нас, Господи... По Достойне и Трисвятом кондак Предтечи; а Господи сил с нами буди... не поется. По Честнейшую 3 великих поклона. Конечное трисвятое и Господи, помилуй 12 не произносятся. Отпуст малый 707 . Полунощница поется с кафизмою и обычными тропарями. На ней по Честнейшую три великих иоклона. Полунощница поется с кафизмою и обычными тропарями. По Честнейшую три великих поклона. Глава 21 Утреня в праздник Обретения главы Предтечи 24 февраля: в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток св. Четыредесятницы. На утрени Бог Господь... 4 и тропарь Предтечи 2. Слава, и ныне, воскресный богородичен по гласу тропаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Тропари общие разным ликам святых, напр., пророку 2 гл.: Пророка твоего..., апостолу 3 гл.: Апостоле святый... и др. Общая Минея. Последования вечерни. След.Псалтирь. Часослов. Кондаки общие разным ликам святых, напр., пророку 4 гл.: Просветившееся духом..., апостолу 4 гл.: Яко звезду пресветлую... и др. Общая Минея. Последования утрени. След.Псалтирь. Часослов. Типикон. 398 на об. Кондаки Триоди Постной, напр., нед. Мытаря и Фарисея: Фарисеева убежим высокоглаголания... и друг. Общая Минея. След.Псалтирь. Часослов. Тропари и кондаки от нед. ап. Фомы до нед. Всех святых, напр., в нед. ап. Фомы тропарь: Запечатану гробу..., кондак: Любопытною десницею... и др. Общая Минея. След.Псалтирь. 22 в конце. Часослов. Пасхальные песнопения. Общая Минея. Ирмологион. След.Псалтирь. 22 в конце. 2. Песнопения, употребляющиеся на вечерни. Воскресные богородичны (догматики) 8 гласов, поемые в стихирах на Господи, воззвах, и воскресные же богородичны, поемые в стихирах на стиховне 909 , напр., богородичен стихир на Господи, воззвах 1 гл.: Всемирную славу..., 2 гл.: Прейде сень законная... и др.; богородичен стихир на стиховне 1 гл.: Се исполнися Исанно проречение.., 2 гл.: О чудесс нового... и др. Общая Минея. 207 на об. Ирмологион. 107 на об. Месячная Минея. Дополнительная часть за каждый месяц. Дневные (понед, вторн, среды, четв., пятка и субб.) богородичны 8 гласов, поемые на И ныне в стихирах на Господи, воззвах 910 , егда есть Слава святому, по гласу которой они и поются, напр., 1 гл.: Небесных чинов радование... и др. Ирмологион. Месячная Минея. Дополнительная часть за каждый месяц. Великие вечерние прокимны на некоторые числа в году. Служебник. Богосл.Апост. Великие вечерние прокимны св. Четыредесятницы: Не отврати лица... Дал еси достояние... Служебник. Богосл.Апост. Великие вечерние прокимны периода времени пения Триоди Цветной – от Пасхи до нед. Всех святых. Служебник. Богосл.Апост. 3. Вечерние и литургийные песнопения св. Четыредесятницы. Напр., Господи, воззвах... Да исправится молитва...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

11-я молитва оканчивается словами: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя, и Тебе славу возсылаем», которые составляют возглас после ектении, по 9-й песни канона, пред чтением хвалитных псалмов. В 12-й молитве содержится как бы начало и конец великого славословия: «Хвалим, поем, благословим, благодарим Тя. Боже отец наших... яко показал еси нам свет дневный, яко у тебе есть источник жизни» (См. подобное о светильничн. молитвах на вечерне – выше). Богородичен первый иной на малой вечерне, иной на великой вечерне после стихир на Господи воззвах, иной на утрени после тропаря по «Бог Господь». Так, в Типиконе 14 января в отдание Богоявления указано: «Богородичен первый, гласа, малыя вечерни». О богородичных первых на великой вечерне и на утрени в Типиконе в одном и том же «последовании дважды указывается. Во 1-х, на вечерне после стихир на «Господи воззвах», на службе воскресной (Тип., гл. 3 и 5), также и на службе субботней (Тип., гл. 12 и 15) Богородичен первый настоящего гласа. Во 2-х, на утрени по «Бог Господь» указан Богородичен первый по гласу тропаря святого (Тип., гл. 3 и 5), если есть тропарь святому. Если нет тропаря святому, то Богородичен настоящего гласа (Тип., гл. 2). Те и другие Богородичны, т. е. после стихир на «Господи воззвах», и после «Бог Господь», не один и те же, а разные. После стихир разумеются те Богородичны, которые находятся в Октоихе в воскресной службе после стихир на «Господи воззвах» и называются догматиком. На великой вечерне Октоиха – это есть первый Богородпчен. После же «Бог Господь» называется Богородичен первым тот, который в Октоихе в великой воскресной службе печатается по «Ныне отпущаеши» и тропаря. Он на утрени также есть первый воскресный Богородичен. Этот Богородичен именуется также воскресным отпустительным Богородичным (Тип., послед. 6 октября по великом славословии, также гл. 53) потому, что поется пред отпустом вечерни, на праздники со славословием и с полиелеем и пред отпустом на утрени после великого славословия, в праздники с великим славословием, полиелеем и бдением. Например, по указанию последования Типикона указан 23-го сентября Богородичен 4-го гласа «еже от века» (Сн. Тип., гл. 53, глас 4), 26-го сентября Богородичен 2-го гласа: «Вся паче смысла» (Сн. Тип., гл. 53, глас 2), 28-го сентября Богородичен гласа 8-го «Иже нас ради» (Сн. Тип., гл. 53, глас 8). Воскресные Богородичны, которые поются по «Бог Господь», в Типиконе называются первыми, в книжке же «Краткий Церковный Устав», изданной в Московской Синодальной типографии (1853 стр. 2) названы вторыми Богородичными.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Во всех рассмотренных нами памятниках полунощница находится в более или менее близкой связи с ночными часами. В некоторых из памятников, – как, напр., в Син. 868 и Ватопед. 350, – она как бы совсем растворяется в системе ночных часов, усвояя вполне их характер: причем в Ватопед. 350 теряет даже свои наиболее типичные признаки – пс. 118 и тропарь «Се жених» – и узнается лишь по названию. Наоборот, в Син. 865 излагается полунощница, включившая в свой состав целое последование ночных часов, за исключением псалмов; самостоятельность сохранило только одно «почасие ночи». Син. 865 излагает две полунощницы – вседневную и субботнюю, или воскресную; и каждая из этих полунощниц состоит из четырех, а с предварительными, или предначинательными молитвословиями – даже из пяти частей с тремя тропарями в каждой части. I. В начале первой полунощницы положены обычные «троичны»: глас 1 – «Воставше от сна», гл. 2 – «От одра и сна», и гл. 3 – «Напрасно судия». II. Далее следуют обычные тропари, гл. 8. «Се жених», «День он» и «Тебе необоримую». Затем идут по «стятиям» 17-ой кафизмы тропари-«седальны» и богородичны-»отпустительны», большею частью встречавшиеся уже на ночных часах. III. – «Егда воспомяну множество содеянных мною зол», «Слезы ми даждь Боже» (повечерие), и «Небесная воспевают тя благодатная». IV. – гл. 8, «Оком благоутробным» (см. выше Соф. 1052 ), «Яко судии предстоящу» (там же) и «Мысленная врата жизни». V. – «Царю небесный» (пол-ца Эфиоп.), «Скорое и известное даждь утешение» (3-й час) и «Блажим тя» (пол-ца). – «Иная полунощница, поемая в субботу и воскресение» имеет другой составь тропарей: I. «Воставше от сна», «Помилуй мя, Боже, помилуй мя, о двою греху плакаше Давид» (сед. 2 гл., вторн.) и «Беззаконий наших, Христе Боже, видя множество» (см. выше Ватоп. 350); II. «Се жених», «Мудрых дев» (см. выше Соф. 1052 ) и «Упование мира благая Богородице Дево» (богород. отпуст. гл. 6); III. (гл. 4) «Помяни душе, како предстанем судии» (сед. вторн.), (гл. 2) «Яко волны морския» (см. выше Ватоп. 350) и «Яко заченшая нам соприсносущнаго Отцу»; IV. (гл. 5) «Судии седящу и ангелом стоящим» (сед. понед.), (гл. 4) «Преплавая пучину настоящаго жития» (почасие 3 ч. Син. 870; сед. понед.) и «Страшное таинство и чудо преславное»; V. три тропаря первой пол-цы и тропари: «Помяни Господи, яко благ» (см. выше Соф. 1052 ), «Со святыми упокой» (полун-ца) и «Тебе и стену и пристанище имамы” (см выше Соф. 1052 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

У святых со славословием нет стихир на стиховне (см., напр., 13 и 23 сент., 9 декабря, 7 января) и самая утреня оканчивается иначе, чем при святых, не имеющих праздничного знака, и святых, поемых на б, а именно: когда окончено последнее песнопение хвалитных стихир на И ныне, тогда священник (см. Часосл., стр. 35) возглашает: Слава тебе, показавшему нам свет. По установившейся церковной практике в это время отверзаются царские двери. Лик (изд. Киево-Печер. лавры, л. 5 на об.) поет славословие великое:. Слава в вышних Богу... (чит. в Часосл., стр. 35), в конце которого: Святый Боже... 3. Слава, и ныне... Святый безсмертный, помилуй нас. Также высочайшим гласом: Святый Боже... (там же). Тропарь 256 святого. Слава, и ныне, воскресный богородпчен по гласу тропаря святого (Типик., гл. 52, л, 386). См., напр., 23 сент. 257 . Если случится предпразднство или попразднство, то так, как показано в 48 гл. Типик., напр., 13 сент., тропарь Обновления. Слава – святого. И Ныне – Креста; 26 декабря тропарь праздника и т. д. После тропаря и богородична, 48 гл. указывает ектении (см., напр., 13, 26 сент. 26 декаб.), напечатанные на 60 и дал. стр. Служебника, где сказано, что глаголет их диакон или иерей (так же и по 2 гл. Типик.). Сначала ектения: Помилуй нас, Боже... и возглас: Яко милостив и человеколюбец Бог еси... Лик: Аминь. Потом вторая ектения: Исполним утреннюю молитву нашу... И возглас: Яко Бог милости... Лик (изд. Киево-Печер. лавры, л. 45 на об.): Аминь. Иерей (там же и Служебн., стр. 64 на об.): Мир всем. Людие (по Служебн.) или лик (по изд. Киево-Печер. лавры): И духови твоему. Диакон: Главы наша Господеви приклоним. Священник тайно читает молитву: Господи святый в вышних живый... и возглашает: Твое бо есть еже миловати... Лик (по изд. Киево-Печер. лавры): Аминь. Диакон (по Служебн. и изд. Киево-Печ. лавры): Премудрость. Лик: Благослови. Священник: Сый благословен... Лик: Аминь. Утверди, Боже, благочестивейшего... (чит. в Служебн. стр. 66, и Часосл., стр. 38). Священник: Пресвятая Богородице, снаси нас (см. Служебн., стр. 66) 258 . Лик: Честнейшую херувим... Священник: Слава тебе, Христе Боже... Лик: Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Священник творит отпуст (Служебн., стр. 66; Часосл., Послед. утр., 39) великий (см. Служебн., стр. 188–190 и ср. изд. Киево-Печ. лавры, л. 46 на об.) 259 . Отпуст произносится из отверзтых царских дверей, которые после этого затворяются и закрываются завесой. Лик – многолетие (Служебн., стр. 67). И 1-й час. Когда бывает отпуст утрени (а при святом, имеющем славословие, он бывает); то 1-й час полагается читать в притворе; оканчивается он в этом случае малым отпустом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

по отделу: Господеви поем. О времени стихословия песней Священного Писания по отделу: Поем Господеви, в Типиконе сказано: «Поем Господеви стихословим во вся недели, и во владычни и богородичны праздники, и в предпразднства и попразднства их, и в праздник святаго, имущаго полиелей или славословие великое и во всю Пятидесятницу» (гл. 18, л. 27). По поводу этого указания надобно заметить только то, что здесь имеются в виду не только те праздники, их предпразднства и попразднства, которые бывают в период времени пения Октоиха, но и Триоди Постной, тем более, конечно, Триоди Цветной, при пении которой песни Священного Писания стихословятся только по отделу: Поем Господеви. Великопостный отдел стихословия песней Священного Писания назначается для седмичных дней первых 6 седмиц Великого поста (Тип., л. 308), а из суббот для 2, 3 и 4 седмиц (Тип., л. 322 на об.), если только во все эти дни не случится никакого праздника, при чем должно знать, что стихословие седмичных дней отличается от стихословия субботних, как об этом в своем месте будет сказано. 2) Когда положено петь 2 канона на 16 с ирмосом каждого из них по 2 (иначе и не бывает), то сначала надобно пропеть два ирмоса первого канона без всякого припева или стиха, потом петь стих из песни Священного Писания, положим в 1 песни: Поем Господеви, славно бо прославися. Коня и всадника вверже в море (песни Свящ. Писания при означенном условии стихословятся всегда по отделу: Поем Господеви), а после него тропарь из первого канона, снова стих и снова тропарь и т.д., пока окончится вся песнь. Так как в данном случае полагается петь два канона на 16, каждый с ирмосами на 8, то в 1 каноне 1 песнь окончится после стиха: Нападет на ня, предшествующего стиху: Дондеже пройдут, над которым напечатано «на 6». Пред этим стихом без всяких припевов надобно по два раза пропеть ирмос второго канона, после него петь Дондеже пройдут, и тропарь второго канона, снова стих и снова тропарь и т.д. до И ныне включительно, после чего окончится вся песнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

По напеву, содержанию и построению своему седальны близки к тропарям (почему ранее, как увидим, названия эти употреблялись безразлично). Иногда они и поются (как увидим) вполне по напеву тропарей. Часто одна и та же песнь служит и седальном, и тропарем. Таким образом, с Бог Господь на протяжении значительной части утрени, именно до канона, и отчасти в течение его, господствует один напев – тропарный, как на вечерне господствует стихирный, а с канона – канонный. Но обычный напев седальнов различается несколько от напева тропарей. Он, прежде всего, протяжнее тропарного напева; это потому, что седальны большей частью поются однажды, наиболее дважды, тогда как тропарь исполняется в течение суточных служб до 7, 12 и даже 16 раз. Кроме того, седален легче слушать, так как он слушается сидя, и протяжное пение его не так утомительно для молящихся, как такое же пение тропаря. Кроме протяжности, напев воскресных седальнов отличается от тропарного большей ровностью, спокойствием; от них веет, кроме того, некоторою грустью о погребении Спасителя; хотя они прославляют воскресение Спасителя, как и тропари, но это прославление проходит в них чрез воспоминание о погребении и смерти Спасителя («Живот во гробе возлежаше и печать на камени належаше; яко царя спяща, воини стрежаху Христа» – сед. 6 гл. по 2 каф.; ср. «Благообразный Иосиф» – сед. 2 гл.); посему напевы седальнов по характеру приближаются к напевам Страстной седмицы. Такой полугрустный напев воскресных седальнов идет к их месту на бдении – после кафизм и пред чтениями, которые составляют самую неторжественную и монотонную часть бдения. О достоинстве воскресных седальнов по их напеву говорит и то, что эти напевы самостоятельны и не имеют подобнов, исключая седальны по 2-й кафизме: 1 гл. подобен «Камени запечатану», 3 гл. подобен «Красоте девства» (Богородичен к седальну), 4 гл. подобен «Скоро предвари» (Богородичен 6 часа в великопостные среду и пяток, взят как грустный в противоположность радостному тропарному напеву 4 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010