Апостол, перефразируя Втор.30:12 , говорит о неизвинительности непринятия оправдания от веры: не нужно ни на небо восходить за заповедью – она уже оттуда принесена Христом; не нужно и Христа низводить – Он уже пришел ( Рим.10:6–8 ). Нет нужды и в бездну нисходить, чтобы Христа из мертвых возвести, – Он уже, подобно Ионе, в третий день восстал оттуда. Имея эти удостоверения, надо принять Христа, а с Ним и весь Новый Завет . Однако для спасения недостаточно одного сознания своего оправдания верой во Христа. Спасение есть усвоение искупительного подвига Христа, Его жертвенной любви. Но любовь может удовлетвориться любовью, поэтому ап. Павел и говорит о необходимости для спасения деятельной, живой веры, в которой выражается любовь к Богу: «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» ( Рим.10:9–10 ). Вера и исповедание веры неразделимы и одинаково необходимы для спасения. Вера сердечная, внутренняя дает оправдание, но если она настоящая, она не может не проявиться в жизни, не исповедоваться устами и делами. Жизнь по вере требует самоотвержения, она связана с лишениями и, если требуется, то с мученичеством, а спасение во Христе и есть сораспятие Христу, т. е. всегда мученичество. Исповедание веры усвояет плоды искупления самому исповеднику и служит делу проповеди для других людей (не случайно Церковь таких мучеников за Христа именует исповедниками). Чтобы совсем отнять у иудеев возможность оправдываться в своем неверии неслышанием проповеди, отсутствием проповедников веры или тем, что они не поняли проповеди. Апостол снова свидетельством из Писания доказывает их безответность. Есть и проповедники веры, о которых сказано: «как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое» ( Ис.52:7 ) (эти слова относились к вестникам освобождения евреев из вавилонского плена и были прообразом радостной вести спасения Христова); есть и их проповедь : «по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» ( Пс.18:5 ); и понимали сии сущность этой проповеди, раз ее смогли понять «несмысленные» язычники (Вт. 32, 21), раз нашли Христа «неискавшие» и не «вопрошавшие» ( Ис.65:1 ). в) Будущее обращение Израиля (11 гл.)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

б) Бог знает Самого Себя. «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына» ( Мф.11.27 ). «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор.2:11 ). в) Бог знает все возможное. Он «называющий несуществующее, как существующее» ( Рим.4:17 ), «ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его» ( Дан.13:42 ). г) Бог знает все действительно существующее: «ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом» ( Иов.28:24 ), – «и нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его» ( Евр.4:13 ). д) Бог знает все прошедшее: ибо «Ведомы Богу от вечности все дела Его» ( Деян.15:18 ), и настанет некогда день, когда Господь «будет праведно судить вселенную» ( Деян.17:31 ), и «воздаст каждому по делам его» ( Рим.2:6 ). е) Бог знает все настоящее: «Преисподняя и Аваддон [открыты] пред Господом, тем более сердца сынов человеческих» ( Притч.15:11 ). «Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом» ( Иов.28:24 ). ж) Бог знает все будущее: «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось» ( Ис.46:10 ). По способу и свойствам Божественное ведение совершенно отлично от нашего. Мы приобретаем себе познания, т. е. познаем то, чего прежде не знали; в Боге этого нет – Он знает все от века. Мы познаем предметы постепенно, сперва один, потом другой, третий и так далее, а Бог знает все разом. Мы познаем при пособии чувств, которые передают нам впечатления от предметов; воображения, представляющего нам образы предметов; памяти, сохраняющей и оживляющей для нас прежние образы, и, наконец, рассудка, вникающего во все это, и делающего свои соображения и выводы, а Бог все видит и знает непосредственно – прошедшее, настоящее и будущее, а потому не нуждается ни в одном из означенных пособий. Мы познаем только видимость предметов, или одни явления, а Бог проникает в самую сущность вещей и всего существующего. Наши познания большей частью неполные, неясные, гадательные, символические, так что нам доступна едва низшая степень истины, а Бог знает все сполна и совершеннейшим образом. Наконец, наши познания изменяются, усовершенствуются и часто проходят: ибо мы многое из познанного забываем, а познания Божии неизменны и вечны.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Беседа 9. Нерасторжимость брака и безбрачие Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж», и тема сегодняшней беседы: Нерасторжимость брака и безбрачие. Мы будем читать 19-ю главу Евангелия от Матфея с 1-го по 12-й стих. Читаем 1-й стих 19-й главы: Мф.19:1 . «Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, за Иорданскою стороною». Слова « в пределы Иудейские, за Иорданскою стороною » означают область, называемую Переей, через нее обычно паломники, не желая проходить через Самарию, шли в Иерусалим. Истолковывая этот стих, блаженный Феофилакт пишет: «Господь снова приходит в Иудею, чтобы неверующие из жителей Иудеи не имели предлога оправдывать себя тем, что Он чаще посещал галилеян, чем их» 94 . Итак, Христос считал Себя должным и жителям Галилеи, и жителям Иудеи. Сам о Себе Сын Божий учил, говоря, что «Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ). Так же и апостолы понимали свою миссию: что не люди должны приходить к ним, а они должны выходить на встречу ко многим. Так, например, апостол язычников Павел свидетельствует о себе, говоря: «Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам» ( Рим.1:14 ). «Должен» – то есть осознаю свою ответственность за каждого человека, встречающегося на моем пути. К сожалению, современные христиане не считают себя ничем и никому обязанными. И если мы и общаемся с людьми, то только в виду некоторой выгоды для себя. Апостол Павел писал христианам Коринфа: «Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей. Я охотно буду издерживать [свое] и истощать себя за души ваши» ( 2Кор.12:14–15 ). То есть он был человеком для других людей и лишь потом – для себя. Иногда характер его жертвенного служения доходил и до крайних пределов любви, когда он сам был готов был находиться в аду, только бы видеть сродников своих иудеев обретшими дар спасения. Однажды он и воскликнул: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян» ( Рим.9:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак, Он был вознесен десницею Божьею» ( Деян.2:32–33 ); «Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» ( Деян.2:36 ; см. Деян.3:13–15; 4:10; 5:30–31; 10:40; 13:30–37 ). Книга Деяний апостольских свидетельствует, что то же наставление дает апостол Павел евреям и язычникам во время своих миссионерских путешествий (13:30; 17:31). Мы видим полное единство мысли апостола Петра с богословием посланий апостола Павла: «Бог воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего» ( Рим.4:24, 10:9 ; Кол.2:12 ). Утверждение того, что Воскресение Христово совершилось действием Бога, не противоречит некоторым текстам, в которых говорится, что Иисус Сам является субъектом не только Своей Смерти, но и Воскресения. Когда апостол Павел в Послании выражает свою веру словами, что «Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию» ( 1Кор.15:3–4 ; см. дальше весь отрывок проповеди о Воскресении 1Кор.15:12– 20 ), он также употребляет традиционные выражения христианской общины ( Деян.1:3 ; Лк.24:7, 46 ). Кульминацией этой главы Первого послания к Коринфянам является пророческое видение того, как Христос подчинится Отцу во всем: «Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» ( 1Кор.15:28 ). Итак, силою Отца Иисус соделан Христом и Господом ( Деян.2:36 ), Начальником и Спасителем ( Деян.5:31 ), «Судьей живых и мертвых» ( Деян.10:42 ; см. Рим.14:9 ; 2Тим.4:1 ). В следующем тексте апостола Павла говорится о значении Воскресения в деле прославления Христа и Его космического господства ( Еф.1:19–23 ): Бог «по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

В каждом православном храме находится большое изображение распятия; распятый Спаситель изображен на каждом нательном крестике; главным символом христианства является крест, главным событием — смерть и воскресение Иисуса Христа. Сам Господь говорит, что цель Его прихода — пострадать и умереть: Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10:45). Средоточие нашей веры и надежды именно здесь: Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого (1 Кор. 2:2). То, что мы думаем о спасении, определяется тем, что мы думаем о кресте. Все священнописатели в один голос утверждают: Христос умер за наши грехи. Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию (1 Кор. 15:1-4). См. также Мк. 10:45; Ис. 53; Рим. 4:25; 2 Кор. 5:21 и т.п. Мы можем говорить о том, что Он умер, чтобы обновить человеческую природу, чтобы показать пример абсолютного послушания или проложить нам путь к воскресению, — но самое главное, это именно то, что Он умер за наши грехи. Отрицать заместительный характер его смерти — значит отрицать " Евангелие, которым и спасаемся " . В Своем деянии искупления Бог отождествил Своего Единородного Сына с нашим грехом, проклятием и погибелью настолько, что наш грех, проклятие и погибель полностью исчерпаны Его крестной смертью; Бог отождествил грешников с праведностью, благословением и вечной жизнью Иисуса Христа так, что все эти блага полностью принадлежат нам: Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2 Кор. 5:21). Что же, возразит читатель, Бог принимает нас как совершенных, хотя на деле мы не таковы? Неужели Бог обманывает Сам Себя? Никак! Бог видит каждый наш грех — те грехи, которые мы осознаем, и те, которые мы осознавать не хотим, и всю глубокую, темную порочность наших сердец, — но Он видит все это пригвожденным на крест в теле Иисуса Христа (Рим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

в) Третий закон, по которому будут судимы только евреи, – это закон, данный Моисею на горе Синай (см.: Рим. 2, 12 ); г) Четвёртый закон это Закон Благодати, или Евангелие, данное нам Христом, по которому будут судимы все народы христианские (см.: Ин. 12, 48 ; Рим. 2, 1–6 ; Иак. 2, 12 ). Если кто отрекается от христианского Крещения, он апостат, то есть богоотступник, и ему нет прощения вовеки, а на Суде он будет наказан более язычника, не ведавшего о Христе. Святые отцы говорят, что язычники не могут с лёгкостью обратиться к вере во Христа, потому что не познали Бога. Они также говорят, что те, кто согрешил в Законе Благодати, будучи христианами, будут наказаны строже и суровее, чем язычники, согрешившие в естественном законе. 106. Почему на Страшном Суде исследуются только дела милосердия, а остальные дела нет, как говорит Евангелие от Матфея, глава 25, 31–46? Не будем говорить, будто на Страшном Суде не спрашивается и о других добрых делах. Припомним слова Господа, Который говорит: если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное ( Мф. 5, 20 ). Вспомним о том, что Царство Небесное принадлежит нищим духом (см.: Мф. 5, 3 ) и изгнанным правды ради (см.: Мф. 5, 10 ). Вспомним о том, что только достигшие невинности и чистоты младенцев войдут в Царство Небесное (см.: Мф. 18, 3; 19, 14 ; Мк. 10, 14 ; Лк. 18, 16 ). Вспомним и о том, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян. 14, 22 ). А святой апостол Павел говорит: не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6, 9–10 ). В Послании к Ефесянам он снова подтверждает это, говоря: знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога ( Еф. 5, 5 ). А в Апокалипсисе говорится: боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнём и серою. Это смерть вторая ( Откр. 21, 8 ). И Павел добавляет в другом месте: или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? ( 1Кор. 6, 9 ). А Господь говорит: за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда ( Мф. 12, 36 ; см.: Мф. 5, 22 ; Иуда 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/po...

В этой связи интересен пример антиномии из Апостола Павла. В Послании в Римлянам Апостол пишет: «Итак весь Израиль спасется, как написано: приидет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 11: 26). А в Послании к Фессалоникийцам Апостол Павел говорит об иудеях прямо противоположное: «Которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся…но приближается на них гнев до конца» (1 Фес. 2: 15-16). В первом случае – «весь Израиль спасется»; во втором – «но приближается на них гнев до конца». Сколько по этому поводу велось, да и до сих пор ведется споров! На выдержке из Послания к Римлянам строится так называемое иудеохристианство. На выдержке из Послания к Фессалоникийцам основывается крайнее ревнительство. С одной стороны, – прот. Александр Мень; с другой – сайт «Третий Рим». И только при антиномичном сопоставлении двух апостольских высказываний открывается истина, не позволяющая впадать в крайности. Иначе, можно самому, борясь с ересью, незаметно встать на еретический путь. Враг рода человеческого очень изобретателен. Хочу особенно подчеркнуть – с основным утверждением отца Георгия о том, что вне Православной Церкви нет спасения, я полностью согласен. Еретические христианские сообщества к спасению не ведут. Я уже не говорю о нехристианских религиях. Но, вместе с тем, нельзя утверждать, что ни один человек, крестившийся в католичестве, протестантизме, или в иной христианской конфессии (копты, например), не может быть спасен Господом нашим Иисусом Христом. Нет у нас такого права. И антиномия данной проблемы в том и состоит, что ересь препятствует спасению, но судьбы отдельных людей вручены Богу, и здесь наш ум претыкается. В этом заключается одна из тайн Божиего Домостроительства. Отрицая данную антиномию, человек неизбежно впадет в ту или иную одностороннюю схему. Один будет говорить, что вне Православной Церкви никто спасен быть не может, а другой станет утверждать, что Господь спасет всех без исключения, даже бесов.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/03/26/an...

ВОПРОС ВТОРОЙ: Как различаются вожделение и похоть? ОТВЕТ: О похоти следует рассуждать трояко. Во-первых, похоть сама по себе является нашей природной страстью, кроме ка­ких-либо движений плоти. Во-вторых, похоть соединяется с движением. В-третьих, к похоти и к движению присоединяется добровольное произволение. ВОПРОС ТРЕТИЙ: Является ли грехом вожделение, или похоть? ОТВЕТ: Противники говорят, что похоть – это первородный грех, но это не так. Ибо первородный грех очищается святым крещением и полностью удаляется, а похоть бывает в людях и после крещения, о чем говорит и Апостол: в членах моих вижу иной закон, про­тивоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, нахо­дящегося в членах моих ( Рим. 7, 23 ) И снова: плоть желает противного духу, а дух – про­тивного плоти: они друг другу противятся (Гал. 5, 17). Что нам сказать на это? Мы скажем, что вожделение, или похоть в первом и втором рассуждении не является грехом, то есть, ни сама по себе похотливая страсть не является грехом, ни когда она соединяется с движени­ем, так как движение не навредит, если не будет произволения. Об этом говорит и Апостол: Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех ( Рим. 7, 20 ). Если же к похоти и к движению присоединится греховное произволение, то это уже грех, если он и не проявится видимым образом. Послушаем, что говорит о таковых Апостол Иаков: каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью ( Иак. 1, 14 ). Та же похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть ( Иак. 1, 14–15 ). Видите, Апостол не называет похоть грехом, но похоть, зачав от произволения, в то же время рождает грех. Об этом говорит и Сам Христос: Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 27–28). Святой Злато­уст, толкуя эти слова Христа, в Беседе 17 на Евангелие от Матфея говорит: «Он не просто сказал: кто вожделеет, – потому что можно вожделеть и сидя в горах, и в непроходимой пустыне, – но: кто смотрит на женщину с вожделением, то есть, кто сам воспламеняет в себе вожделение, кто без всякого принуждения вводит этого зверя в спокойное свое сердце. Это уже происходит не от природы, но от нерадения».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Второе – это нравственное убеждение: действовать согласно или несогласно с требованиями нравственного закона. ( Рим. 14:22–23 ) – о соблазняющихся пищею. “Все, что не по вере, грех”. В каком смысле это сказано? Речь идет о нравственном убеждении: если нарушается требование нравственного закона, это и есть грех. Третий смысл – верность чему-то ( Рим. 3:3 ). То есть то, к чему человек призван, он должен честно выполнять, быть верным своему долгу. Затем – доверие к кому-нибудь. Принятие чьих-то слов, поведения как правдивого и истинного. ( Ин. 3:12 ) – в беседе с Никодимом Господь говорит. “Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном?” Слово “вера” употребляется в смысле доверия к Господу. В этом же смысле Господь говорит ап. Фоме. “Ты поверил, потому что увидел Меня” ( Ин. 20:29 ). Следующее значение: доверие к силе чудодейственной. Это частный случай, но доверие к Богу – вера более высокого ранга. В этом смысле в ( Мк. 11:23 ) говорится: “Если кто скажет горе сей поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет”. Еще одно значение: твердая надежда на помощь Божию. Об этом – вся глава 11 Послания к Евреям .Эта глава часто читается в Церкви. Начинается она такими словами: “Вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых”. Иногда это считают определением веры, но так определить веру трудно. Однако важный смысл здесь имеется. Прежде всего, осуществление ожидаемого (“уповаемых извещение”). В греческом тексте: “Вера дает утверждение в надежде”.Кроме того, здесь говорится об уверенности в невидимом так же, как в видимом. О чем невидимом и ожидаемом здесь говорится? Прежде всего, речь о спасении благодатью ( Деян.15:11 ) – “Мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся”. Иногда о вере говорится во всех смыслах, и особенно – в трех последних: доверие к словам Господа, доверие к Его чудодейственной силе и вера как надежда на помощь Божию. В этом смысле мы говорим о спасающей вере. Спаситель говорит имеющим такую веру. “Веруяй в Онь не будет осужден, а не веруяй уже осужден есть ( Ин.3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Деян.10:39 .  И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. Деян.10:40 .  Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться Ср. Деян.1:8, 3:15, 5:30, 2:32 ; – примечания. Деян.10:41 .  не всему народу, но свидетелям, пред­ъизбран­ным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. Ср. Ин.17:6, 9, 11, 6:37 ; Рим.50:1 ; 1Кор.1:1 ; Гал.1:1, 15 ; Лк.24:41–43 ; Ин.21:12 . Деян.10:43 .  О Нем все про­роки свиде­тель­ствуют, что всякий веру­ю­щий в Него по­лучит про­ще­ние грехов именем Его. Ср. Деян.3:24, 2:38 ; Ин.3:15 ; Рим.3:25, 10:10 . Деян.10:44 .  Когда Петр еще про­должал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушав­ших слово. «Когда Петр еще продолжал» – Деян.11 – «когда начал говорить», «Дух Святый сошел на всех слушавших слово». Это единственный пример во всей апостольской истории, что Дух Св. сошел на присоединяющихся к христианскому обществу еще до крещения их. Без сомнения, это требовалось необычайною важностью событий – первого присоединения язычников к Церкви Христовой без посредства иудейства, после чего такой способ присоединения должен был получить авторитет непререкаемости. «Посмотри на домостроительство Божие, – говорит Златоуст по сему поводу, – Петр еще не успел окончить речи, и крещение еще не совершилось, ... но так как они... приняли начало учения и уверовали... то и сошел Дух. Это же совершает Бог с тем намерением, чтобы доставить Петру сильное оправдание. Они не только получают Духа, но и стали говорить языками... Зачем же так устраивается это дело? Для иудеев, так как они весьма ненавистно смотрели на это». Деян.10:45 .  И веру­ю­щие из обрезан­ных, при­шедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излил­ся и на язычников, «Верующие из обрезанных... изумились» – Это изумление объясняется господствовавшим тогда убеждением, что язычники должны были быть принимаемы в Церковь Христову после того лишь, как станут прозелитами иудейства – не иначе: мнение, с которым и после этого события приходилось немало считаться ( Деян.11 и дал.; Деян.15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010