Храм расположен в квартале, где всегда проживала творческая интеллигенция столицы: рядом находятся Дом композиторов и Дом художников, в нескольких минутах ходьбы — Консерватория. Поэтому, прихожанами Храма были люди искусства и науки, писатели и общественные деятели, актёры и режиссёры. В советское время в храме можно было за богослужениями видеть певца Ивана Козловского, актёров Иннокентия Смоктуновского и Владимира Заманского, певцов отечественной оперы братьев Пироговых, театрального режиссёра и актёра Константина Станиславского, артиста оперы Сергея Мигая, оперную певицу Антонину Нежданову, солистку Большого театра Марию Максакову и многих других деятелей культуры и искусства, во многом благодаря которым в тяжёлое для Церкви советское время храм не был закрыт. В настоящее время при храме существуют: детская и взрослая воскресные школы, курсы фотографии, курсы изучения церковнославянского языка и прочее. Описание [ править править код ] Здание храма (бесстолпный одноглавый четверик) — типично для «уличанской» церкви и представляет собой характерный образец небольшого посадского храма XVII века. Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками, строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы — все архитектурные детали его убранства. Только общие пропорции и рисунок оконных обрамлений говорит, что строил храм незаурядный и опытный зодчий. От первоначальной композиции здания сохранились лишь небольшой двусветный четверик храма и трёхчастная апсида, а широкая двухпридельная трапезная в стиле классицизма и колокольня, примыкающие с запада, возведены в 1816—1820 годах. Некогда пятиглавый четверик храма сохранил завершение стен широким антаблементом с поясом крупных кокошников и цилиндрический барабан центральной главы, украшенный аркатурой. Трапезная с овальными в плане приделами обработана на боковых фасадах рустованными на углах ризалитами с пилястровыми портиками, завершёнными фронтонами.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Воскресен...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ШУЙСКИЙ ИЛЬИНСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Храм Ильи-пророка в городе Шуя храм Ильи-пророка в городе Шуя, старинное фото Кирпичное, первоначально неоштукатуренное здание Ильинской церкви принадлежит к числу распространенных в период эклектики пятиглавых храмов с шатровыми колокольнями, восходящими к типу церкви, характерному для 17 в. Двусветный, поперечно ориентированный четверик первоначально завершался пятью декоративными главками. Примыкающие к нему более узкие пятигранная апсида и прямоугольная трапезная с притвором образуют продольно-осевую композицию. Над трапезной ранее возвышались два яруса-четверика колокольни, увенчанные шатром. Фасады церкви с мелким и суховатым декором расчленены филенчатыми пилястрами и раскрепованными над ними карнизами (трехъярусным и венчающим) с поясами зубцов и поребрика. Первоначально проемы имели арочную форму (ныне превращены в прямоугольные) и обрамлялись наличниками с килевидным верхом. Более выразителен западный фасад притвора: арочный проход (заложен) фланкирован полуколоннами, на которые опирается крупный архивольт с дентикулами. Четверик, перекрытый сомкнутым сводом с узкими диагональными гранями, сообщается с апсидой и трапезной широкими арочными проемами. Апсида перекрыта пятью лотками, бесстолпная трапезная – коробовым сводом. Сохранилась штукатурная отделка свода четверика. Кирпичная ограда состоит из невысоких прясел основания и квадратных в плане столбов, между которыми вставлена железная решетка изящного рисунка. Прясла и столбы украшены нишами различной формы; покрытия столбов четырехскатные. В ограду включена кирпичная сторожка, главный, торцовый фасад которой оригинально оформлен в виде ворот с лучковым фронтоном Сейчас северо-восточная часть бывшей церкви соединена переходом с отстоящими прежде отдельно служебными зданиями, шатровая колокольня и глухие декоративные главы четверика утрачены. Западная часть ограды с главным входом уничтожена. Объем церкви с сохранившейся южной частью ограды выглядит “утопленным” после поднятия дорожного полотна Октябрьского моста. Настоятели Использованные материалы   Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. – М.: Наука, 2000. – 813 с. Редакция текста от: 24.07.2020 18:15:38 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/19650.html

Для барочной архитектуры храма характерна развитая профилировка карнизов, проходящих по верху стен всех объемов, а также оформление углов филенчатыми пилястрами. Боковые фасады четверика, получившие трехосевые композиции, акцентированы в центрах плоскими, обработанными рустованными пилястрами раскреповками, завершенными небольшими треугольными фронтончиками. На центральных осях помещены дверные проемы и небольшие круглые окна (в промежутке между ярусами первого и второго света). Остальные окна прямоугольные. Верхние сохранили первоначальные рамочные с «ушами» и клинчатыми замками наличники. Очевидно, измененные во 2-й пол. 19 в. наличники на окнах первого света храма, апсиды и трапезной имеют плоские щипцовые навершия. Подобно четверику храма, на боковых фасадах трапезной центральное окно выделено раскреповкой с рустованными пилястрами. Углы нижнего яруса колокольни закреплены парными рустованными пилястрами; небольшие с лучковыми перемычками окна на западном и боковых фасадах оформлены массивными перспективными порталами килевидной формы. Во втором ярусе гладкие пилястры поддерживают антаблемент, завершенный по странам света треугольными фронтонами. Грани верхнего яруса имеют завершаются килевидными архивольтами. Храм перекрыт четырехлотковым сводом с отверстием светового барабана в шелыге. Апсида перекрыта конхой. Интерьер трапезной и приделов представляет собой единое пространство, которое было перекрыто системой коробовых сводов с усами от углов, переходящими в апсидах приделов в конхи. Необычно заглубленный нижний ярус колокольни перекрыт лотковым с распалубками сводом; верхние ярусы — сомкнутыми сводами. На второй ярус ведет внутристенная лестница. В перекрытии храма и на стенах сохранились незначительные фрагменты орнаментальной клеевой живописи 2-й пол. 19 в., выполненной в духе эклектики. http://svodokn.ru/object/103791330 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=31081

Церковное зодчество Нижегородского региона XVIII в. демонстрирует разнообразие архитектурных типов и приемов объемно-пространственного построения. В. А. Каравашкин выделил 3 этапа формирования нижегородской храмовой архитектуры XVIII в. ( Каравашкин. 2007): строительство в традициях древнерус. зодчества (с 1700 по 40-е гг. XVIII в.); становление стиля барокко в церковной архитектуре и увеличение объемов каменного строительства (50-70-е гг. XVIII в.); наивысший расцвет барокко и появление нового архитектурного направления - классицизма (80-е гг.- кон. XVIII в.). Выделяются 4 типологических направления планировочной структуры церквей XVIII в.: 3-частные, 2-частные, базиликальные и центрические. Для 3-частного построения характерно наличие в композиции главного, или основного, объема с алтарем, трапезной и колокольней. Двухчастное построение могло формироваться храмовой частью и трапезной или храмовой частью и колокольней. Церкви с главным объемом и трапезной служили в отдельных случаях составной частью парного церковного ансамбля, где летний и зимний храмы выступали как самостоятельные сооружения. Планировочное построение по варианту «храмовая часть - колокольня» применялось в стесненных территориальных условиях и в целях экономии средств. Объем храмовой части компоновался в 2 этажа: на нижнем располагался зимний (теплый) храм, на верхнем - летний (холодный). Базиликальное построение представляло единый вытянутый невысокий объем с выступающим из плоскости стен алтарем и притвором. Объемно-пространственное построение храмов нижегородского зодчества XVIII в. следовало композициям, традиционным для древнерус. зодчества, а также находилось под влиянием столичной архитектуры, благодаря к-рому возникали и новые формы. В 1-й пол. XVIII в. в Балахне, в центральной части города, было построено 4 церкви. Они дополнили живописную речную панораму города, сформированную церквами XVI-XVII вв. Роль организационного начала принадлежала 5-главому массивному Вознесенскому собору (не сохр.), строительство которого продолжалось более 30 лет (кон.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Присутствие на Божественной литургии и на всех остальных богослужениях обязательно для всех братии и сестер, кроме занятых по благословению настоятеля или настоятельницы неотложными послушаниями. 42. Богослужение в монастырях и обителях должно совершатся истово-благолепно и по уставу. Все в нем должно назидать, а не соблазнять его участников и богомольцев. Храм, церковная утварь и облачения должны содержатся в чистоте и порядке, как того требует святыня места, посвященного Богу. Священнослужители должны со всем усердием готовится к предстоящему им священнослужению и совершать его с полным вниманием и благоговением. В алтаре должен быть прислуживающий им пономарь. Чтение и пение на клиросе должно быть ясное, четкое, без всяких внешних эффектов и искусственно-театральных приемов, но осмысленное, доходящее до сознания молящихся (до ума). 43. В монастырях и обителях должно в особенности сохранятся древнее церковное пение, без всяких нововведений, несообразных с простотой и умилением, каковые особенно приличны Богослужению монастырскому. Недопустимо исполнение композиций светских композиторов, вводящих светский дух в Богослужение. Желательно в меру возможности восстановление древней церковной традиции антифонного пения на два клироса и с участием канонархов. 44. За полчаса до начала утреннего Богослужения особый будильщик обходит все кельи с молитвой для благовременного возбуждения братии. Никто не имеет права отсутствовать за Богослужением, не испросив на то благословения настоятеля в случае благословной нужды; никто не имеет права и выходить из храма прежде окончания Богослужения кроме крайней нужды, в которой неукоснительно должно дать отчет начальству. 45. В конце утреннего и в конце вечернего Богослужения вся братия по целовании святы монастырских икон подходит к стоящему на своем месте настоятелю для принятия от него благословения. 46. По окончании Богослужения обыкновенно поставляется братская трапеза, в которой все должны принять участие. Никто, кроме больных или престарелых, не имеет права уклоняться от участия в общей братской трапезе и вкушать пищу отдельно и тем более у себя по кельям. В трапезной должна соблюдаться благоговейная тишина как бы во храме, и самая трапеза рассматривается, согласно древним иноческим традициям, как продолжение Богослужения, почему помещение трапезной устраивается на подобие храма со многими иконами и горящими лампадами. Никакие праздные разговоры в трапезной недопустимы. Братия вкушают пищу, слушая чтение житий святых или святоотеческих поучений с пением или чтением общей молитвы в начале и в конце трапезы, и с благословением настоятеля или его заместителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Храм перекрыт четырёхлотковым сомкнутым сводом с круглым отверстием для барабана в шелыге. В апсиде - коробовый свод с конхой, в бесстолпной трапезной - лотковый свод с распалубками над проёмами. Первый ярус колокольни перекрыт коробовым сводом. На второй ярус ведёт внутристенная лестница с северной стороны. Хорошо сохранилась система стенописи в интерьере. Клеевая живопись 1-й половины 19 века позднее прописана маслом. В Алтаре свод занимает композиция «Тайная вечеря». В храме,на своде,размещены четыре композиции(по одной в каждом лотке) сложного абриса: «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Несение креста», панорама Иерусалима, которая воспринимается как фон для завершающего Иконостас Распятие с предстоящими. На южной и северной стенах четверика в простенках окон изображены в полный рост четыре евангелиста (на уровне второго света) и Пётр и Павел, на уровне первого света, между окнами первого и второго света расположены по три композиции богородичного (на севере) и христологического (на юге) циклов. На западной стене в трёх арочных обрамлениях изображены «Воскресение» (в центре) и два архангела по сторонам. Все композиции на своде и стенах храма обрамлены пышными барочно-рокайльными картушами и растительным орнаментом, выполненным в технике гризайль. В трапезной на своде помещены композиции христологического цикла, также «Коронование Богоматери» и «Успение». В первом ярусе колокольни сохранились чугунные плиты пола с рельефным орнаментом. В интерьере сохранились три деревянных Иконостаса, окрашенных в серый цвет с позолоченными деталями. Главный Иконостас с шестью рядами икон сочетает черты барокко и классицизма. Его динамичная трёхлизалитная композиция, а также пышные резные картуши и обрамления икон характерны для барокко. Коринфские колонны, расположенные в два яруса, и антаблементы отвечают классицизму. Два одинаковых придельных Иконостаса в трапезной, выполненных, очевидно, около середины 19 века, выдержаны в стиле позднего классицизма. Их композиция решена в виде триумфальной арки, средняя часть которой выделена коринфскими колоннами и аттиком с треугольным фронтоном. Царские врата и фриз антаблемента украшены сочной резьбой растительного орнамента. Глухая ограда делится квадратными в сечении столбами на прясла, обработанные прямоугольными нишами. Круглые в сечении башни с конусообразным завершением расчленены нишами ложных окон. Однопролётные арочные ворота с внешней стороны выделены портиком: две пары тосканских колонн несут пологий треугольный фронтон с разорванным антаблементом. Над фронтоном возвышается ступенчатый аттик с постаментом для главы. По сторонам к воротам примыкают калитки с прямоугольными проёмами и круглыми треугольными фронтонами. Стены калиток, как и пилоны ворот, с внешней стороны обработаны ленточным рустом. В воротах сохранилась двустворчатая кованая решётка с красивым орнаментальным рисунком.

http://sobory.ru/article/?object=13358

Расположена на Соборной горе, в южной части города на территории городского парка. Возведена без венчающей части в 1640-45 гг. как польский костел по заказу владевшего городом шляхтича П. Салтыка. В 1645 г., после возвращения Трубчевска России, стала собором Спасо-Преображенского монастыря (существовал до 1690 г.). Достроена в 1645-49 гг., получила новые верхи - пять деревянных глав на бочечных основаниях. В 1760 г. здание перестроено в связи с сооружением новой колокольни; в сер. 19 в. возведены новая трапезная и апсида алтаря. Храм кирпичный и оштукатуренный, фундамент бутовый. Интересный образец небольшого храма сер. 17 в., получивший характерные для зодчества того времени формы, а позднее барочную колокольню и трапезную в стиле позднего классицизма. В пространственной композиции здания доминирует основной кубический объем с поздней полукруглой пониженной апсидой и четырехскатной кровлей. Его частично сохранившийся фасадный декор (пучки из трех полуколонок на углах, разделенных остроугольными ребрами, четыре полуциркульных кокошника в завершении стен и фрагменты наличника с килевидным фронтоном с западной стороны, под кровлей трапезной) следует убранству русской архитектуры сер. 17 в. На северном фасаде прежде существовала выполненная в кирпиче дата постройки - " 1640 " . Типично барочный характер имеют два сохранившихся нижних четверика колокольни с парными трехчетвертными короткими колоннами по краям и раскрепованным над ними карнизом. Первый ярус с северной и южной стороны имеет арочные ниши, а с западной -входной проем, над которым карниз делает сильный изгиб, образуя оригинальную нишу-киот; второй ярус лишь с небольшими проемами в боковых стенах. Обширная трапезная выглядит нарядной благодаря рустовке стен со скругленными углами, слабым ризалитам и особенно наличникам с полуколонками, поддерживающими развитый антаблемент. Основное помещение храма перекрыто сомкнутым сводом, а трапезная -тремя коробовыми сводами, опирающимися на два ряда столбов. Из внутреннего убранства сохранились лишь фрагменты поздних настенных росписей в основном помещении.

http://sobory.ru/article/?object=00678

Первоначально над храмом возвышался стройный восьмерик с зауженными диагональными гранями, имевший пятиглавое завершение, схожее с завершениями некоторых местных деревянных церквей. Боковые приделы храма обработаны представительными шестиколонными портиками, завершенными треугольными фронтонами. Таким же портиком был оформлен западный фасад трапезной, дополненный, видимо, в сер. 19 в. небольшим притвором, замененным в 1930-е гг. двухэтажной кирпичной пристройкой. Все объемы здания двусветные с прямоугольными проемами в первом свете и овальными во втором. Оформление фасадов характеризуется упрощенными декоративными формами. Поставленные на высокие, массивные постаменты колонны портиков с лепными композитными капителями, поддерживают раскрепованный антаблемент с филенчатым фризом и широким карнизом, проходящий по всему периметру здания. Симы фронтонов дополнены поясами сухариков. В подклете и в основном этаже конструктивная жесткость четверика усилена мощными угловыми пилонами (в основном этаже западные пилоны стесаны). С апсидой, приделами и трапезной храм объединяется широкими проходами. Перекрытия трапезной поддерживают два столба, имеющие в основном этаже крестообразное сечение. Сводчатые перекрытия частично разобраны, частично скрыты поздними подшивными потолками. Полулотковые с распалубками своды доступны для обозрения лишь в основном этаже приделов. Оформление интерьера не сохранилось. Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863. С. 270; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб, 1909. Вып. 31. С. 248; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. - Кострома, 1911. С. 299; Тиц А.А. На земле древнего Галича. М., 1971. С. 115; Кудряшов Е.В. Солигалич. Л., 1987. С. 29, 32, 35-36; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 4: г. Солигалич и Солигаличский район. - Кострома, 2002. С. 78-79. http://svodokn.ru/object/101526247?open=true Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=11028

Симметричные фасады четверика храма с тремя проемами, оформленными рамочными наличниками с ушами, завершены треугольными фронтонами с тонко профилированным карнизом. Над средним входным проемом поднимаются волюты, поддерживающие лучковый сандрик с плечиками и фланкирующие круглый медальон. Наличники расположенных по бокам окон соединяются вогнутыми планками с дуговыми сандриками. Под окнами помещены накладные доски с сегментным вырезом по верхнему краю. Восьмерик храма имеет на каждой грани по одному окну с лучковой перемычкой. Проемы заключены в рамочные наличники с ушами и капельками, а над ними выложены дуговые сандрики. Завершается восьмерик профилированным карнизом. Алтарные окна аналогичны по форме и декору окнам четверика. Фасады трапезной отличаются чрезвычайной лаконичностью. Гладкие стены, завершенные полным антаблементом, прорезаны с юга и севера пятью прямоугольными окнами, расположенными в мерном ритме. Средний и два крайних проема акцентированы сандриками-полочками на кронштейнах. Ярусы колокольни, разделенные антаблементами, на углах обработаны широкими огибающими лопатками и расчленены арочными нишами и проемами. Притвор на западном фасаде украшен портиком с двумя парами сдвоенных тосканских колонн, несущих крутой треугольный фронтон с круглой нишей в тимпане. Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом, при переходе от четверика к восьмерику выложены ступенчатые тромпы. Широкие арочные проемы связывают между собой помещения храма, алтаря и трапезной. В алтаре – лотковый свод. Пространство трапезной, перекрытое пятью крестовыми сводами и одним коробовым с распалубками, расчленено двумя крещатыми столбами и опирающимися на них подпружными арками на шесть частей. В первом ярусе колокольни и в связанном с ним южном помещении – крестовые своды, в северном помещении – плоское перекрытие. В алтаре и в основном объеме храма фрагментарно сохранилась масляная живопись 1860-х гг. Сюжетные сцены исполнены в академических традициях. В их гризайльном оформлении (орнаменты в тромпах, рисованные антаблементы, перспективные рамы) сохранены приемы, свойственные псевдобарокко.

http://sobory.ru/article/?object=22118

Так, Преображенский Храм в Тушине стал первым Храмом в Москве, который освятил Святейший Патриарх Алексий 2 после Интронизации его на Московский Патриарший Престол. Для того чтобы пережить зиму и подготовиться к следующему реставрационному сезону, были устранены основные протечки старой кровли и плотно закрыты все оконные и дверные проемы кроме основного входа. Одновременно шла подготовка стен к будущим мозаичным работам – сбивалась старая штукатурка и зачищалась поверхность. Также, параллельно осуществлялись проектные работы для строительства внешней теплотрассы, канализации, водопровода, внутренней тепловой разводки, внутренней электросети. С наступлением весны началась реконструкция кровли четверика, перекладка кирпичных кокошников и реконструкция барабана с установкой новой главы, строительство внешних и внутренних теплосетей, установка новых оконных рам. Как только были устранены возможные протечки кровли в четверике посредством ее реконструкции, начались мозаичные работы в четверике. В следующие сезоны производилась реконструкция крыши трапезной части Храма – устройство несущих металлических ферм под боковые барабаны, изготовление деревянной конструкции крыши и кровельные работы. После завершения кровельных работ над трапезной частью Храма начались стенные росписи в Трапезе. В один из сезонов, когда был спад кирпичных и иных бетонных работ, производилась экспертиза фундамента бывшей колокольни и по результатам ее было осуществлено железобетонное укрепление фундамента колокольни по всему его периметру. Независимо от сезонов, но при наличии мастеров и свободных средств, проводилось изготовление металлической ограды; для сооружения кирпичной части восстанавливаемой ограды была привлечена Префектура Северо-Западного округа Москвы, которая профинансировала сооружение почти 300 метров кирпично-металлической ограды. Последний реставрационный сезон был отведен для сооружения колокольни, подвески колоколов и установления главы колокольни. К неудовольствию контролирующих органов, реставрация производилась без заранее разработанного проекта, поскольку было принято решение, что в условиях дефицита денежных средств траты на десятки килограмм исписанной бумаги нанесут урон хозяйству прихода. Тем не менее, такой подход к делу не всегда оправдан. Всякий раз приступая к новой работе, Приходской Совет разрабатывал частный проект именно данной работы, привлекая в необходимых случаях квалифицированных специалистов, имеющих лицензию на проектирование. Например, конструкцию металлических ферм над трапезной частью Храма разработали специалисты Московского инженерно-строительного института (МИСИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010