Закрыть itemscope itemtype="" > 25 лет кончины Тихона Николаевича Куликовского-Романова В Усыпальнице Рода Романовых Новоспасской обители отслужат торжественную панихиду по родному племяннику святого Царя-Страстотерпца Николая Александровича 16.04.2018 870 Время на чтение 15 минут 8 апреля, в День Пасхи Христовой, который совпал с Собором Архангела Гавриила (празднование было перенесено), исполнилось 25 лет со дня кончины выдающегося сына нашего возлюбленного Отечества — Тихона Николаевича Куликовского Романова. По правилом Богослужений Годичного Круга на Пасху духовное поминание за упокой совершается только во время Проскомидии, а чествование поминального события переносится на Радоницу, когда совершается всеобщая Панихида о всех почивших Православных Христианах во все времена. Дабы особо отметить знаменательную четвертьвековую годовщину смерти внука Императора Александра III Миротворца, родного племянника Святого Царя-Страстотерпца Николая Александровича, сына Великой Княгини Ольги Александровны и лейб-гвардии ротмистра Николая Александровича Куликовского — Тихона Николаевича Куликовского-Романова наместник Ставропигиального Новоспасского монастыря владыка Савва, епископ Воскресенский, по просьбе вдовы — Ольги Николаевны Куликовской-Романовой благословил совершить на Радоницу во вторник, 17 Апреля 2018 года, в 14:00 в Усыпальнице Рода Романовых Новоспасской обители торжественную панихиду памяти Тихона Николаевича. Всех почитателей памяти выдающегося подвижника Русского Монархического движения призываем принять молитвенно участие в монастырском Богослужении очно или для большинства иногородних заочно — в храмах и монастырях России и Русского рассеяния. Для многих современных общественно-политических руководителей и участников православно-патриотического движения, особенно людей молодого поколения, или для тех, кто примкнул к нашему общему движению с конца девяностых, личность Тихона Николаевича либо совсем незнакома, либо малоизвестна. Но для тех царистов, кто вступил на данную духовно-общественную ниву в самом начале девяностых, фигура Тихона Николаевича Куликовского-Романова воспринималась одной из ключевых, а для многих моих соратников и первостепенной личностью в общерусском масштабе.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/16/25...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Лавра начинает 301-й год своего бытия» Завершился юбилейный год Александро-Невской обители 07.12.2013 446 Время на чтение 4 минуты 6 декабря в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре торжественно завершилась череда мероприятий, которыми отмечался 300-летний юбилей этого старейшего монастыря Санкт-Петербурга. В этот день в Свято-Троицком соборе Лавры была отслужена Божественная Литургия в память 750-летия преставления святого благоверного князя Александра Невского, мощи которого покоятся в соборе. Множество мирян и духовенства собралось здесь поклониться главной святыне Санкт-Петербурга, принять участие в праздничном богослужении и Крестном ходе. Литургию возглавил наместник Лавры епископ Кронштадтский Назарий в сослужении епископа Гатчинского Амвросия и епископа Выборгского Игнатия. По завершении богослужения епископ Назарий от лица митрополита Санкт-Петербургского Владимира наградил некоторых прихожан за усердные труды в восстановлении благолепия Александро-Невской Лавры. Вручая награды, владыка Назарий отметил, что хотел бы наградить всех прихожан, «малых сих», кто трудом и молитвой способствовал возрождению Лавры, но это невозможно, так как в восстановлении участвовали тысячи людей. Медалью святого благоверного князя Александра Невского были награждены: Вячеслав Геннадьевич Колганов, Владимир Георгиевич Иванов, Вячеслав Анатольевич Кузин. Серебряной медалью святого первоверховного апостола Петра были удостоены Андрей Алексеевич Громов и Василий Иванович Смык Владыка Назарий торжественно вручил диплом лауреата литературной премии Александра Невского Александру Михайловичу Воловику за книгу «Сказание о государстве Российском». Затем состоялся Крестный ход, во время которого была освящена мозаика с изображением святой Троицы, недавно установленная на внешней стене алтарной апсиды Троицкого собора и памятная доска в честь 300-летия Лавры на стене Просфорного корпуса монастыря. Напротив Просфорного корпуса находится Благовещенская церковь, процесс возвращения которой в ведение обители до сих пор не завершен, о чем поведал епископ Назарий, предложив отслужить молебен у входа в здание. «Может быть, наше молебное стояние ускорит передачу Благовещенской церкви, верхний храм которой освящен во имя святого князя Александра Невского», - сказал отец наместник.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/12/07/la...

Ноябрь 1876 г. 1 ноября. Благодарю Господа за совершение литургии поздней вчера в воскресенье, за животворное причащение Святых Таин и за дерзновение и силу при говорении беседы о проскомидии. На великом входе враг сердце мое смутил и обессилил страхом суетным, мерзостию своей объял меня. Святейший Синод и митрополита Исидора не помянул как должно, не произнес «святым Твоим церквам, целых, честных, здравых, долгоденствующих» по расслаблению от врага. Заамвонную молитву прочитал всю бодро, торжественно. Благодарю Господа, избавившего меня от великого насилия вражия, от великой скорби и тесноты пред венчанием капитана-лейтенанта 51 Андрея Николаевича Толбушина с Анною Стюарт и даровавшего мне благодать совершить брак торжественно, громогласно. Впрочем, конца Евангелия по действию вражию не дочитал, молитву при благословении вина не всю прочел: вор невидимый украл и вообще крал многие слова; после кругового хождения жениха и невесты приветствия им из книги не говорил; благословения Пресвятой Троицы словами [преданными] не говорил, боясь лицо свое держать напоказ народу и говорить прекрасные, чудные слова Церкви; молитвы о разрешении венцов не говорил, заключительные молитвы – не говорил, отпуст – кончик только сказал. Доверши Сам, всеблагий, бодрый и всесильный Господи, а меня впредь подкрепи не утаивать ни одного слова и не бояться народа незнакомого и знакомого. Господи! Искорени из сердца моего злое чувство зависти автору руководства по Закону Божию отцу Александру Павловичу Рудакову, дорого продающему свои руководства и собравшему великое богатство. Вот, каюсь я пред Тобою, Сердцеведец, и милости прошу у Тебя, да исцелею и не ревную, но сам да стремлюсь к написанию дельного руководства по богослужению. 1 ноября. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить бодренно литургию и причаститься животворно чудных, Божественных Таин Пречистого Тела и Крови Его. Слава Его милосердию! Благодарю Господа за благую перемену животворящую, соделанную в умерщвленной грехами душе моей и в душе напившегося донельзя дьячка Зрелова. Я, грешный, не умел врачевать его, духовно больного, сердился, озлоблялся на него до выговора, при выговоре и по выговоре ему, смущался до крайности – так что служить не мог. Потом осудил себя самого по вечеру, помолился, чтобы Господь меня самого, врача безумного, уврачевал, по слову Писания: «врачу, изцелися сам» [ Лк.4:23 ], и, когда после покаяния и сердечной молитвы Господь уврачевал меня, я молил Его благость, чтобы Он уврачевал Сам и чтеца Зрелова; я предал себя и его на волю Божию, по слову Церкви: «сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим», – и Господь наилучшим образом совершил дело вразумления, обличения, исправления. Благодарю всеблагой, вседействующий, отеческий Его промысел, хранящий и исправляющий нас, подверженных лютой проказе греха, убивающей души и тела наши.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Псалом 107 Да будет по всей земле слава Богу, победившему народы и чрез то избавившему от них возлюбленный народ Израильский. 1. Песнь, псалом Давиду. Ср. Псалом 59. 2–3. Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей. Востани, слава моя, востани, псалтирю и гусли: востану рано. Проникнутый чувством благодарности к Богу за милость Его к себе и народу, псалмопевец решил выразить это свое чувство в особой песни и эту песнь воспеть торжественно, под звуки псалтири и гуслей. – Готово сердце мое, Боже, восклицает он, готово, – оно одушевлено, настроено сильным чувством, и – неудержимо стремится выразить это чувство во всей его полноте и силе... «Я буду петь и воспевать во славе моей, т. е. вместе с хором левитов, певцов и музыкантов – в скинии, пред жертвенником, где так обычно прославлялось имя Божие, особенно в нарочитые дни, при торжественном богослужении... Востань, слава моя, т. е. музыкальные орудия славы, именно – восстаньте, псалтирь и гусли! – Иначе говоря: вместе с тем, как сам псалмопевец, восстав от сна, станет на молитву для прославления Бога, пусть и обычные орудия его славословия – музыкальные инструменты также восстанут, т. е. будут поставлены прямо его рукой и стройными звуками своих струн будут сопровождать одушевленное пение – славословие молящегося. – Я встану рано, говорит псалмопевец, разумеется – с восходом солнца, с наступлением первого часа дня, когда обыкновенно совершалась благочестивыми людьми благоговейная молитва и дома, и в храме. 4–5. Исповемся Тебе в людех, Господи, пою Тебе во языцех: яко велия верху небес милость Твоя и до облак истина Твоя. Восстав рано, говорит псалмопевец, я буду исповедатися Тебе, – прославлять Твои свойства и совершенства, открытия в делах Твоих, особенно великий милости Твои. Буду прославлять Тебя в людех – в большом собрании народа во храме, дабы он весь, слыша о милостях Твоих, также в молитве торжественно вознес Тебе хвалу. Буду прославлять Тебя пением во языцех, точнее – среди племен, т. е. среди двенадцати колен народа Израильского, собиравшихся во храме в великие праздники. – Пусть глас пения и звуки музыки и восклицания народа возносятся к небу и к облакам – к небесному престолу Божию, ибо и милость Божия и истина Господня, явленная вместе с этой милостью ко всему народу, превыше небес, до облаков, т. е. превосходить всякие другие дела людей и царей, как бы они ни были славны, и как бы громко они ни прославлялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Всенощное бдение, или Всенощная, – 1) торжественная храмовая служба, объединяющая в себе службы великой вечерни (иногда великого повечерия), утрени и первого часа; 2) одна из форм православной аскетической практики: молитвенное бодрствование в ночное время суток. Почему всенощное бдение так называется? Всенощное бдение называется так потому, что в древности оно начиналось с вечера и продолжалось всю ночь до рассвета. Со временем, из снисхождения к немощам верующих, это богослужение начали совершать несколько раньше, кроме того, оно заметно сократилось, поэтому заканчивается теперь не утром, а вечером того же дня, когда началось. Однако прежнее название этого богослужения – всенощное бдение – сохранилось. В какие дни совершается всенощное бдение? Всенощное бдение служится накануне: Между великой вечерней и утреней, после ектении «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» бывает лития (от греч. – усиленное моление). На русских приходах она не служится накануне воскресных дней. Какие богослужения включает в себя всенощное бдение? Всенощное бдение состоит из трех богослужений: великой вечерни, утрени и первого часа. На практике, перед Всенощным бдением может совершаться служба девятого часа. Какая самая торжественная часть всенощного бдения? Всенощное бдение имеет несколько таких частей. Одна из них – полиелей (от греч. πολυλεοσ (полиелеос) (от греч. πολς – многий, и λεος – милость). Полиелей – это торжественное песнопение утрени, составленное из псалмов 134-го («Хвалите имя Господне») и 135-го («Исповедайтеся Господеви»). Другая не менее важная часть всенощного бдения, о которой нередко забывают, – великое славословие. Являющееся одним из древнейших песнопений Церкви, оно прославляет Бога Творца, Промыслителя, Искупителя, Спасителя и Жизнодавца и предваряется возгласом священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» В древности этим возгласом священник встречал первый луч утреннего солнца, так как великое славословие в составе утрени приходилось на раннее утро. Когда появилось всенощное бдение?

http://azbyka.ru/vsenoshhnoe-bdenie

С половины XVII века установленный в русской церкви праздник положения ризы Господней, в память принесения ее в 1625 г. из Персии в царствующий град Москву, перенесен был па 10 число июля месяца 1 . В московском успенском соборе этот праздник отправлялся с особенною торжественностью; богослужение совершал сам патриарх в присутствии государя, когда последний был в столице. Накануне праздника за вечернею патриарх с сослужащим духовенством выносил ковчег со святою ризою из-под медного шатра, стоящего и доныне на юго-западной стороне успенского собора, и открывал его для поклонения; после вечерни пел пред ним молебен, на всенощном бдении выходил на литию и величание и после литургии относил ковчег на прежнее место под шатер на поставец, который в то время назывался «гробом Господним» 2 . В 1658 году патриарх Никон думал отправить праздник положения ризы Господней с такою же торжественностью; царь Алексей Михайлович тогда был в Москве. Но, к величавшему сожалению, праздник 10 июля в этом году ознаменовался тогда горестным событием, повлекшим за собою печальные последствия лично для патриарха Никона и для всей русской церкви. В этот день патриарх Никон неожиданно для всех отрекся от престола и удалился от управления делами русской церкви. Удаление его от патриаршего престола произвело смущение в русском обществе и большие замешательства в делах церковных. По поводу его возникло обширное следственное дело над патриархом Никоном. Для разбора этого дела и суждении о нем сознана была необходимость обратиться к мнению и суду восточных патриархов. Дело Никона, перенесенное на суд вселенской церкви, в разные времена под влиянием различных обстоятельств принимало то или другое направление, ту или другую окраску и через это становилось вопросом общеисторическим, характеризовавшим собою взаимные отношения русской и греческой церкви. В этом заключается важность удаления патриарха Никона от престола и интерес в раскрытии обстоятельств этого события для историка. Описать подробно и со всей фотографической точностью обстоятельства удаления патриарха Никона с престола невозможно вследствие недостатка и односторонности относящегося сюда исторического материала.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Сегодня ночью в Екатеринбурге в крестном ходе участвовали полсотни тысяч человек 17 июля 2013 г. 13:00 Царские дни - 2013: торжественные богослужения, восстановленные храмы, крестные ходы, фестивали и выставки Церковь, страна и весь народ чтут память царственных страстотерпцев Нынешние царские дни, как последние годы принято называть посвященные памяти царственных страстотерпцев даты церковного календаря, особые. С расстрела семьи последнего российского императора исполняется 95 лет. И посвященные этому события церковной и общественной жизни органично вошли в программу юбилейного года, посвященного 400-летию с момента избрания на Царство Михаила Федоровича Романова. Торжества общероссийского размаха Юбилейно-праздничный центр царских дней — 2013 сместился из столицы в провинцию. Это понятно и естественно: Москва уже уделила памяти о Романовых несколько интересных культурно-исторических проектов (некоторые из них подробно освещал сайт «Церковный Вестник», а Журнал Московской Патриархии писал о них в 5-м номере). Главное столичное событие произошло в Новоспасском мужском монастыре, где находится московская родовая усыпальница Романовых. Здесь по традиции в соединении с Всенощным бдением и Панихидой по почившим представителям древнего боярского и царского рода в ночь с 16 на 17 июля была отслужена Литургия. Предстоятель Русской Православной Церкви отслужил заупокойную Литургию по царствовавшим Романовым в Санкт-Петербурге, в Петропавловском соборе. Случилось это 12 июля, и этим богослужением открылось всецерковное празднование 1025-летия Крещения Руси. «Знаем, как много достижений было сделано, как превращалась Россия на рубеже XIX — XX веков в великое государство, в мировую державу, как прирастала промышленность, экономика, культура, искусство, развивалась духовная жизнь народа», - отметил, обращаясь к пастве с отеческим словом, роль романовской династии в отечественной истории Святейший Патриарх Кирилл. Не отступили от традиции и в Екатеринбурге. Тут церковные торжества, как обычно, начались накануне праздника в Храме-памятнике-на-Крови во имя всех святых Церкви Русской Всенощным бдением с акафистом царственным страстотерпцам.

http://e-vestnik.ru/church/tsarskie_dni_...

Слово в день тезоименитства Благочеотивейшаго Государя Императора АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА, 1888 года. Об опасностях для современных христиан со стороны философии. Братие, блюдитеся, да никтоже вас будет прелщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиам мира, а не по Христе: яко в том живет всяко исполнение Божества телесне. ( Кол. 2, 8 ). Недавно вся Россия торжественно праздновала девятисотлетий юбилей крещения русского народа святым равноапостольным князем Владимиром. Нельзя было русскому сердцу не чувствовать высокой духовной радости и умиления при виде этого религиозного одушевления, которое так торжественно выразилось на всем необъятном пространстве нашего отечества. Ясно было, что в сердцах нашего народа живет святая вера, что в течение девяти веков она пустила в них глубокие корни. Тогда как простые верующие души изливали свою радость и благодарность Господу Богу в молитвах, песнопениях, в крестных ходах и разных богоугодных и благотворительных делах, – наши истинно русские люди и здравые мыслители с великою силою убеждения разъясняли постепенное в течение веков нравственное развитие нашего народа под благодатным влиянием православной веры, и возрастание нашего великого государства под руководством святой Православной Церкви. Все благонамеренные органы нашей печати радостно приветствовали этот светлый наш праздник и живыми красками изображали совершенные повсюду торжественные богослужения и все назидательные подробности торжества. На этом событии и теперь не поздно остановиться и поразмыслить. Ни один из множества совершенных нами в последнее время юбилеев не имеет для нас такого важного значения, как этот юбилей православия. Во всем народе как бы мгновенно пробудилось и озарилось ясным светом сознание нашей личности, нашего бытия и нашего призвания. Все не только поняли, но сердцем почувствовали, что мы великая отрасль великого славянского племени, что мы, как народ православный, отличены самыми ясными чертами от всех других христианских народов, что в этой обособленности наша самобытность и самостоятельность, что в нашем чистом вероисповедании источник нашего здравомыслия, что Православная Церковь наша воспитательница и руководительница, что ее духом мы крепки, в ее указаниях и наставлениях имеем светлый, чистый, истинный идеал могущественного и благоустроенного народа. И не достаточно ли девятисотлетняя история нашего православия воплотила в нас этот идеал по крайней мере для того, чтобы понять, что для нас нет другого пути к дальнейшему преуспеянию, как тот, на который мы Божиим призванием поставлены?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Слово на день святой великомученицы Варвары Венец невесты Христовой, ныне торжественно нами ублажаемой, блистает многими драгоценными камнями, то есть великими подвигами мученическими и великими дарами духовными; но наиболее блистает в сем венце и привлекает благоговейный взор всех одно многоценное перло. Это приятый свыше великомученицею дар – спасать от внезапной болезни и наглой смерти всякого, кто с верою и любовью притекает к ее о том ходатайству пред Богом. В самом деле, братие, кто, слушая с умилением акафистово пение в честь св. Варвары, не остановлял особенного благоговейного внимания на тех местах его, в коих упоминается о сем дивном и благотворном даре? Кто из нас, обращаясь к ней с молитвою, не испрашивал у нее, первее и после всего, защиты от внезапной болезни и наглой смерти? Итак, воспоминая ныне торжественно подвиги великомученицы, подойдем благоговейно мыслию ближе к венцу ее, и рассмотрим это многоценное перло. Я говорю: многоценное, ибо что нужнее для каждого из нас, как отойти из сей жизни совершенно приготовленными к жизни новой, ожидающей нас за гробом? Отойти то есть очистившись благодатью Божией от всех вольных и невольных грехопадений, принесши в них истинное покаяние? Но бренность жизни нашей так велика, что многие пред исходом из сего мира не успевают даже помыслить о своих грехах и возвести покаянного взора на небо; отходят по сему самому пред небесного Судию со всеми нечистотами земной жизни, в таком состоянии, в каком они не посмели бы явиться пред земного начальства. Посему возможность быть защищену от внезапной смерти принадлежит к числу самых желанных возможностей для каждого, кто только хотя мало дорожит спасением бедной души своей. Но где достать сей драгоценной возможности? Кто в состоянии остановить руку ангела смерти, над нами подъятую? Без сомнения, не земные врачи, а един тот Врач душ и телес, у коего не изнеможет всяк глагол (Лук. 1, 37), который, как один дает всем жизнь и дыхание (Деян. 17, 25), так один может и продлить их, когда и сколько ему угодно. Посему св. Церковь, при каждом богослужении, между большим числом, необходимым для каждого из нас, прошений, помещает прошение о кончине безболезненной, непостыдной и мирной.

http://pravoslavie.ru/50387.html

Утреня Утреня совершается утром. Летом и в праздники более торжественные указано совершать ее ранее, а в менее торжественные и зимою – позже. Самая ранняя утреня совершается в Пасху. Утром, когда с явлением света обновляется и оживляется природа, св. Церковь воспоминает явление на землю Того Света, Который, соделав спасение людям, обновил всю вселенную. На утрени пространнее, нежели на других вседневных службах, св. Церковь являет пример, доказательство того, как «благословен грядый во имя Господне». На утрени поется из службы дня седмицы и из службы дня года особый ряд песнопений в прославление того или другого угодника Божия, того или другого спасительного для людей события. Служба утрени состоит главным образом из молитвословий, песнопений и чтений служб круга седмичною и круга годового. Утреня бывает: а) непраздничная, на которой великое славословие читается, а не поется; б) праздничная, с так называемым великим славословием, на которой славословие поется и оканчивается прошением «Святый Боже» и пр.; в) не только с великим славословием, но и с полиелеем; г) пасхальная. Утреня С полиелеем и великим славословием или с одним великим славословием. Без полиелея и без великого славословия Совершается в те дни, в кои в месяцеслове Типикона стоят знаки: – праздника со всенощным бдением, или – праздника с полиелеем, или красный – праздника со славословием великим; также в субботы седмиц: сырной, 5-й Великого поста, ваий и Страстной. Совершается в те дни, в кои нет праздника с полиелеем или великим славословием. Устав находится во 2 главе Типикона (которая печатается иногда и в Служебнике, Октоихе, Псалтири Следованной, Часослове) и в главах: 3, 4, 5 и в месяцеслове и Триодионе Типикона. Устав находится в Служебнике, по конце последования утрени, в Типиконе – в 9 главе, в Часослове и в месяцеслове и Триодионе Типикона. Благословен Бог наш.Приидите, поклонимся, триж ­ды. Пс. 19 : Услышит тя Господь в день печали. Пс. 20 : Господи, силою Твоею возвеселится царь.Слава и ныне.Трисвятое.Отче наш.Яко Твое есть Царство.Тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя.Слава – тропарь: Вознесыйся на крест волею.И ныне – Богородичен: Предстательство страшное.Ектения малая: Помилуй нас, Боже.Возглас: Яко милостив и человеколюбец Бог еси. Именем Господним благослови, отче. Слава Святей, и единосущней, и животворящей, и нераздельней Троице... Аминь.(На утрени, которая бывает на бдении, нет всех этих молитвословий).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010