Еще одна богословская интерпретация увязывает омовение ног с Евхаристией. 195 В частности, в том, что омовение ног предшествовало благословению хлеба и вина, можно увидеть указание на чистоту, которая необходима для участия в таинстве Евхаристии. Евангельский рассказ об омовении ног оказал большое влияние не только на развитие христианской нравственности. Действие, которое было в обычае у иудеев времен Иисуса, в христианской Церкви постепенно превратилось в литургический обряд, совершавшийся по разным поводам. В частности, некоторые источники веков указывают на практику омовения ног новокрещеным сразу после совершения над ними таинства Крещения. 196 Чин умовения ног в качестве части богослужения Великого Четверга возник в Иерусалиме в VI-VII веках и явился «отражением общей тенденции максимально подчеркнуть изобразительную символику страстного богослужения, особенно явную при его совершении во Святом Граде»; не позднее VIII века чин перешел и в практику Константинополя, 197 откуда был впоследствии заимствован Русской Церковью. В настоящее время этот чин совершается, как правило, после литургии Великого Четверга Патриархом Московским и всея Руси, а также некоторыми архиереями в кафедральных соборах. С особой торжественностью чин совершается в Иерусалиме, где его возглавляет Патриарх Иерусалимский. 198 4. Предсказание о предательстве Иуды Все четыре евангелиста свидетельствуют о том, что на Тайной Вечере Иисус предсказал предательство Иуды. У Марка и Матфея это предсказание предшествует рассказу о благословении хлеба и вина. Марк пишет: Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться ( Мк.14:17–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф.5:23-24; 6:14-18 ). Особенности великопостного богослужения. Так как дни Великого поста преимущественно суть дни покаяния, то и все богослужение великопостное расположено так, чтобы оно возбуждало сокрушение и раскаяние в грехах. Всякая торжественность из него удалена: царские врата открываются редко; светильники возжигаются только немногие; священнослужители облачаются в ризы траурные (темные) ; песнопений бывает мало, а слышится более чтение; многие молитвы сопровождаются земными поклонами. Вечернее Богослужение в Великом посту состоит — из великого повечерия; утреннее — из утрени и первого часа; полуденное — из часов: 3го, 6го, 9го и вечерни; по средам и пятницам — к этому присоединяется, еще — литургия Преждеосвященных Даров. По субботам, дням воскресным и в великий четверг совершается полная литургия: по субботам литургия Златоуста, а по дням воскресным, в великий четверг и в великую субботу — литургия Василия Великого. Великое Повечерие Важнейшие песнопения Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных. Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел, молите о нас грешных. Святый Иоанне, пророче и Предтече и Крестителю Господа нашего Иисуса Христа, моли о нас грешных. Святии славнии Апостоли, пророцы и мученицы и вси святии, молите о нас грешных. Преподобнии и Богоноснии отцы наши, пастырие и учителие вселенныя, молите о нас грешных. Непобедимая и непостижимая и Божественная сило честнаго и животворящаго креста, не остави нас грешных. Боже, очисти нас грешных. Боже, очисти нас грешных и помилуй нас. Господи сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы: Господи сил, помилуй нас.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Незадолго до Своих спасительных страстей, Он, как повествуют евангелисты ( Мф.17:1–9 ; Мк.2:2–9 ; Лук.9:28–36 ), взял с Собой любимейших учеников Своих: Петра, Иакова и Иоанна, и возвел их на гору высокую наедине, чтобы здесь помолиться. И во время молитвы Он преобразился пред учениками, и просветися лице Его яко солнце, ризы же Его быша белые яко свет ( Мф.17:2 ) – белы зело, яко снег, яцех же не может белилник убелити на земли ( Лук.9:3 ). С этим небесным светом и славой явились два великих служителя ветхого завета – Моисей и Илия, и беседовали с Ним о Его кончине, о которой апостолы только-что предварены были Господом ( Мф.16:21–23 ; Мк.8:31–33 ; Лук.9:22 ). Апостолы отягчены были сном, но, пробудясь, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. Неизяснимо-сладостное чувство восторга наполняло сердца апостолов, и когда мужи готовы были удалиться, то ап. Петр, изумленный, пораженный и восхищенный, опасаясь скорого их удаления, воскликнул: Господи, добро есть нам зде быти: аще хощещи, сотворим зде три сени (палатки), Тебе едину, и Моисеови едину, и едину Илии ( Мф.7:4 ). Вдруг светлое облако осеняет и апостолов, и они слышат из облака голос, говорящий: Сей есть Сын мой возлюбленный, о Нем же благоволих: Того послушайте. Но еще не очищенные от естественной слабости, они не могли перенести небесного света. Объятые страхом, они падают ниц, на лица свои. В это время видение прекратилось, но апостолы боялись подняться. Тогда Иисус приступил к ним, коснулся их и сказал: востаните, и не бойтесь. Когда апостолы возвели очи свои, то уже ничего не видели. Так Господу угодно было показать ученикам Своим небесную Свою славу перед тем, когда предстояло Ему понести крайнее унижение и позор крестной смерти за грехи наши, и, по древнему и общему преданию Церкви, это откровение славы Господа нашего совершилось именно на горе Фаворе. Св. равноап. царица Елена в свое время воздвигла здесь храм во имя свидетелей преображения: св. апп. Петра, Иакова и Иоанна, или, по другим, Господу Иисусу Христу, Моисею и Илии. С древнейших времен сюда стекалось множество богомольцев, особенно ко дню Преображения Господня, при чем здесь совершалось торжественное богослужение. Сарацины разрушили совершенно все христианские церкви, монастыри и укрепления. С того время (с XIII в.) вершина Фавора была совершенно необитаема. Только богомольцы от времени до времени заходили сюда и совершали богослужение в развалинах двух древних церквей – византийской, устроенной св. Еленой, и латинской, устроенной крестоносцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пойдите же на место Мое в Силом, где Я прежде назначил пребывать Имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним ... Я так же поступлю с домом (сим), над которым наречено Имя Мое» (7:10–12, 14). 100 Приведенные тексты сами собой достаточно свидетельствуют, что выражение Имя Божие в связи с храмом вовсе не есть только замена или синоним слова Бог, но имеет совершенно самостоятельное значение, отрицать которое значило бы производить насилие над текстом. Речь идет о нарочитом пребывании в храме Имени Божия, наряду со Славою Божией, как силы Божией, как энергии Божией. Для еврейского религиозного сознания в этом не было ничего странного и противоречивого, это ясно уже из того центрального значения в культе, какое принадлежало торжественному провозглашению Имени Божия. Оно именно не только провозглашалось, но существовало как живая энергия и вне этого провозглашения, имея местом особенного пребывания храм как средоточие богослужения. (Если голос скептического рационализма будет говорить, что не может быть особого места для пребывания Имени Божия, ибо оно как идеальная величина не связано с местом, то следует указать, что совершенно то же соображение может быть применено и к храму как месту нарочитого пребывания Божества, дому Божию, ибо Божество не связано с местом. Если же снисхождение Бога к человеку, выражающееся в богоявлениях и богооткровениях, включает в себе и соответственный антропоморфизм (или же антропологизм), то столь же нет препятствий видеть в храме дом Божий, как и место пребывания имени Божия.) Нарочитая связь храма с Именем Божиим, которая для имяборства должна казаться какой-то непонятной прихотью языка, на самом деле вытекает из связи культового тайнодействия и богослужения с Именем Божиим, которое и есть лествица, возводящая от земли на небо. И надо поэтому отнестись с полным доверием и реализмом к свидетельству священного текста о том, что в храме пребывало Имя Божие. 3 . Понимание Имени Божия как силы или энергии проявляется также в ряде текстов, в которых начертание или присутствие Имени Божия является знаком, а вместе с тем и основанием, особого избрания и облагодатствованности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

После смерти Ахаза иудейский престол занял его сын Езекия. Во время его правления пала Самария. Это произвело в Иудее потрясающее впечатление. Пророк Исаия, живший в это время, призывал жителей Иудеи покаяться и отказаться от ложных богов, чтобы их не постигла та же участь, какая постигла Израиль. Под влиянием пророка Исаии Езекия развернул большую деятельность по возрождению истинной религии. Он боролся со всеми проявлениями идолопоклонства, разрушал капища, разбивал идолов и срезал деревья, которым народ поклонялся на холмах. Но прежде всего он возобновил богослужение в Иерусалимском храме. При его отце храм был в запустении, богослужение не совершалось, и ворота храма были закрыты. По приказанию Езекии храм был открыт и освящен. При Езекии после долгого перерыва, с особой торжественностью, была отпразднована Пасха. На праздник в Иерусалим пришли не только иудеи, но и израильтяне. Но мирная жизнь Иудеи вскоре была нарушена. Езекия отказался платить дань царю Ассирийскому и заключил военный союз с Египтом против Ассирии. В этот союз вступили также Финикия и Вавилон. Союзники возлагали главные надежды на Египет. Пророк Исаия советовал Езекии не вступать в этот союз, но отступать уже было поздно. Вскоре вспыхнуло пламя восстания среди государств — вассалов Ассирии. Ассирийский царь Сеннахирим мгновенно захватил Вавилон, подавив восстание в Финикии, а затем разгромил египетскую армию, спешившую на помощь союзникам. Грозный каратель подступил к стенам Иерусалима и осадил его. Езекия был в отчаянии, но пророк Исаия успокоил его и предсказал, что ассирийское войско не овладеет Иерусалимом, так как город находится под защитой Самого Господа. Предсказание пророка сбылось: «И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые» (4 Цар. 19:85). После этого Сеннахирим прекратил осаду города и вернулся в Ниневию. Иерусалим остался свободным. Езекия царствовал еще несколько лет и успел поднять Иудею из руин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Псалмы можно разделить на следующие группы: 1. Псалмы поучительные, по-еврейски мидраш. Например, псалом 36-й: Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены . Или 72-й: Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! А я — едва не пошатнулись ноги мои… 2. Псалмы покаянные. Например, 6-й: не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня . Или псалом 50-й, который мы слышим за каждой Божественной литургией. 3. Благодарственные псалмы, например 17-й, которым Давид возблагодарил Господа за избавление от руки Саула, или 33-й псалом Давида: Благословлю Господа во всякое время… 4. Хвалебные, или галлелы (от евр. hallel — «хвала»). Исследователи выделяют галлел большой (Пс. 119–135), певшийся на праздник Кущей, и галлел малый, или египетский (Пс. 112–117), который пелся на Пасху. Часть галлела большого называется песнью степеней, или песнью Восхождений, потому, что эти песни исполнялись паломниками, шедшими, или восходившими, в Иерусалим или поднимавшимися по ступеням храма. 5. Просительные, например 101-й псалом: услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. Псалом — прежде всего богослужебный гимн. Исполнение псалмов связано с ветхозаветным храмовым богослужением, а ужее затем — после плена — с богослужением синагогальным. Мы привыкли к тому, что псалом — песнопение без сопровождения музыкальных инструментов, но так было далеко не всегда. Глагол — означает как «пою», так и «играю на струнном инструменте». Центром еврейского храмового богослужения является жертвоприношение, но в нем всегда присутствовал музыкально-певческий элемент, так что пение становилось как бы особой жертвой. Именно поэтому в 140-м псалме содержатся слова: да исправится молитва моя яко кадило пред тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя… Псалтирь рифмотворная, конец XVII века, гравюра «Царь Давид» Сопровождение псалмов звуком труб, установленное Моисеем только для праздничных и особенно торжественных жертв, стало принадлежностью ежедневной утренней и вечерней жертвы и развилось в сложный чин богослужебного пения и музыки. У жертвенника стоял хор левитов с музыкальными инструментами и два священника с трубами. Как только жертвенное животное клалось на дрова, хор левитов начинал пение псалма с аккомпанементом музыки, под звуки которой горела жертва.

http://pravoslavie.ru/63010.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance фото СПДА В Царстве Пресвятой Троицы Беседы о литургии. Часть 2 6 мин., 27.05.2015 Текст божественной литургии  В древности в Константинополе, всегда бывшем образцом для провинциальных приходов, в дни крупных церковных праздников люди не сразу собирались в центральном храме святой Софии на литургию, а сначала обходили с крестным ходом почитаемые храмы и святыни города. Там возносили короткие молитвы, а между остановками пели псалмы по строчкам, с припевами. На остановках диакон призывал всех помолиться снова и снова («паки и паки»), а епископ читал молитву, благословляя собравшихся. Сама литургия начиналась уже с пения Трисвятого, когда епископ с участниками крестного хода и ожидающими его в притворе храма людьми входил в центральную часть храма Святой Софии. Впоследствии эти псалмы вошли в богослужение уже и в те дни, когда крестного хода перед литургией не было. Так исторически появились наши антифоны (это слово можно перевести как «попеременно поющиеся стихи), то есть стихи из 102, 145 и других псалмов, которые до сих пор и поются в начале литургии. Литургия, богослужение, за которым мы причащаемся святых Христовых Таин. Это самое главное, ради чего христиане собираются в храм. Сам Бог заповедал нам причащаться, вспоминая Его ради нашего спасения: «Взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк, 22: 19, 20). Не случайно, что она начинается торжественным прославлением Бога. Бога Единого в Святой Троице. Стоя перед престолом, священник изображает над ним знак креста напрестольным Евангелием – большой, украшенной и предназначенной для чтения в Церкви книгой – и торжественно возглашает: «Благословено Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». Храм наполняется светом паникадил, в особо праздничные дни открываются Царские врата. Хор от имени всех нас, молящихся в храме, отвечает древним библейским подтверждением истины – «Аминь!».

http://foma.ru/v-tsarstve-presvyatoy-tro...

Что же делать нам, апостолам христианской веры и жизни? Показать превосходство веры пред неверием; нравственной жизни пред греховной. Этому отчасти помогает и самое состояние современников-гонителей христианской веры. Спроси искреннего невера: доволен ли он содержанием души своей; удовлетворяет ли его атеизм? Большинство из них просто не хотят останавливаться на критике атеизма, а идут все дальше и дальше по наклонной плоскости. От истин же христианских они прямо отмахиваются, не желают о них и слышать. А ревностных проповедников веры святой они начинают ненавидеть, как говорящих горькую для них истину – о несостоятельности атеизма и низменности разврата. Но кто гонит правду, тот ее не победил. Кто боится истины и всячески уклоняется от нее, тот сам показывает, что истина сильнее его. Потому, наи нужно не ослабевать в проповедании истины христианской, и ее огненными доводами разбивать все ложные и дутые положения атеистической религии и морали.    «Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его». Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (Пс.136:7—9).    «Доброе дело благословлять Бога, превозносить имя Его, и благоговейно проповедовать о делах Божиих; и вы не ленитесь прославлять Его» (Тов.12:6).    Зачем эти торжественные, продолжительные уставные церковные богослужения? Разве Богу нужны они больше молитвы? Ему нужно наше чистое, доброе сердце. Лучше я помолюсь немного, но с чувством, чем буду в храме по целым часам петь и молиться, иногда с усталым настроением?.. Такие суждения не совсем правильны... Конечно, Богу не нужны наши молитвы — Он Вседоволен и Всеблажен. Но, усиленные молитвы наши, уставные богослужения, являются выражением нашей любви и преданности, и благодарности к Богу. Нам, получившим столь великие и богатые милости от Бога, нашего любвеобильнейшего и многомилостивого Отца Небесного, надо немолчно славословить Его, на всякий час нашей жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Что пользы, если я, будучи членом вселенской Церкви, чужд ей по духу и насквозь проникнут духом враждебного ей мира, – если находясь в недрах Церкви, которую исповедую апостольской и святой, не храню апостольского учения и преданий, не забочусь о духовном освящении? На том свете будут судить о нашем христианстве, о нашей церковности не по церковным записям, в которых нас пишут крещеными и бывающими на исповеди и причащающимися святых Христовых Таин, а по книгам совести, по плодам покаяния, по жизни! Пусть каждый из нас будет чаще размышлять об этом и страхом имеющего быть при кончине века отлучения злых от праведных пусть, при помощи благодати Божией, удерживает себя от всего, что может сделать нас достойными этого страшного отлучения. (См. «Сборник для любителей назидательного чтения» Виссариона, епископа Костромского). Светлая торжественность воспоминаний, совершаемых Церковью во всю Пятидесятницу и в дни воскресные устраняет сама собой всякое внешнее выражение печали и сетования о грехах: ибо с тех пор как Иисус Христос, «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» ( Кол.2:14–15 ), – с тех пор «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут» ( Рим.8:1 ). По этой причине с самых первых времен соблюдалось в Церкви преданное, вероятно, от апостолов обыкновение, по которому во все эти дни, как посвященные воспоминанию славной победы Иисуса Христа над грехом и смертью, общественное богослужение надлежало совершать светло и торжественно, и особенно без коленопреклонений как знаков покаянного сокрушения о грехах. Древность обыкновения засвидетельствована св. Иустином и Тертуллианом , жившими во втором и третьем веках. Позднее их первый вселенский собор нашел нужным узаконить его особенным, обязательным для всей Церкви, правилом. «Поскольку, – говорит правило сего собора, – суть некоторые, преклоняющие колена в день Господень (воскресный) и во дни Пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояще приносят молитвы Богу» (Прав.20).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1. Аз есмъ Господъ Бог твой, да не будут тебе бози инии разве Мене, 2. Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонитися им, ни послужити им. 3. Не приемле имене Господа Бога твоего всуе. 4. Помни день субботний, еже святити его: шестъ дней делай, и сотворити в них вся дела твоя, в день же седьмый суббота Господу Богу твоему. 5. Чти отца твоего и матеръ твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. 6. Не убий. 7. Не прелюбы сотвори. 8. Не укради. 9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 10. Не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елико суть ближнего твоего. Когда голос Божий умолк, израильтяне в страхе сказали Моисею: «говори с Богом ты, но пусть не говорит Он с нами, чтобы нам не умереть». После этого Моисей вступил в облако, покрывавшее гору; там Бог дал ему различные церковные и гражданские законы. Спустившись с горы, Моисей передал народу все слова Господни и записал их в книгу. На другой день после торжественного жертвоприношения он прочитал книгу вслух народу, взял крови жертвенного животного и окропил ею народ со словами: «вот кровь завета, который Господь заключил с вами». В память синайского законодательства у евреев был установлен праздник Пятидесятницы. 30. Поклонение золотому тельцу По заключении завета с Богом, Моисей взошел на гору и оставался там сорок дней и сорок ночей без всякой пищи. Господь дал ему подробные повеления относительно устройства скинии и богослужения, а также две каменные скрижали, на которых Самим Богом были начертаны десять заповедей. Между тем народ, видя, что Моисей долго не сходит с горы, собрался к Аарону и сказал: «сделай нам бога, который бы шел пред нами, ибо мы не знаем, что случилось с Моисеем». Желая отклонить народ от такого поступка, Аарон потребовал собрать золотые серьги у всех женщин. Евреи не пожалели украшений и принесли их Аарону. Тогда он вылил им из принесенного золота тельца. При виде его, евреи воскликнули: «вот бог, который вывел нас из Египта», принесли ему жертвы и стали пировать.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010