Но помимо уже горького сознания своей зависимости от языческих властителей, иудей при настоящем положении вещей ни в чем не мог находить полного удовлетворения своим теократическим стремлениям. Влияние языческого господства сильно сказывалось на духовной жизни иудейства; если лучшая часть его обнаруживала стремление к возможно точному исполнению закона, то остальная часть относилась к религиозным обязанностям совсем легкомысленно и больше всего думала о житейских выгодах. Как мало дорожили некоторые своим отечеством и заветами отцов, видно из того, что масса иудеев в видах наживы по собственной воле переселялась из Палестины в Египет и города Ливии, где они могли обогащаться через торговлю и промыслы. Соприкосновение с языческой культурой вело за собой еще большее охлаждение к богооткровенному закону: религия греков с её эстетической окраской, с её пластичностью, ясностью, с её поэтическими мифами, с её торжественными церемониями, не могла не действовать на чувство иудея. Увлечение эллинизмом ко временам сирийского владычества достигло такой степени, что многие только искали как бы случая порвать связь с старой верой: когда при Антиохе Епифане начались гонения на иудейский закон, многие без малейшего со-противления не только отреклись от веры отцов и от закона, но и примкнули к своим врагам, чтобы преследовать твердых в вере соотечественников ( 1Мак. 1:43; 52:2; 16:23 и др.). Еще до начала гонений при самом воцарении Антиоха Епифана «сыны беззаконные из Израиля убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими вас. Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю, и он дал им право исполнять установления языческие. Они построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому, и установили у себя необрезание, и отступили от святого завета и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло» ( 1Мак. 1:11–15 ). В виду таких обстоятельств ревнители веры и закона не могли не желать коренного переворота в национальной жизни и не искать утешения в обетованиях о царстве Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Перед Владимирскою иконою Божией Матери, нарочно принесенною из Успенского собора в Храм Христа Спасителя, после торжественной литургии и молебна 28 октября, схимник, член Собора, благоговейно вынул из урны один из трех жребиев с именами кандидатов, и митрополит Киевский Владимир провозгласил имя избранника – митрополита Тихона. С каким смирением, с сознанием важности выпавшего жребия и с полным достоинством принял преосвященный Тихон известие о Божием избрании. Он не жаждал нетерпеливо этой вести, но и не тревожился страхом, – его спокойное преклонение перед волей Божией было ясно видно для всех.Когда торжественная депутация членов Собора во главе с высшим духовенством явилась в церковь Троицкого подворья в Москве для «благовестия» о Божием избрании и для поздравления вновь избранного патриарха, преосвященный Тихон вышел из алтаря в архиерейской мантии и ровным голосом начал положенный по церемониалу краткий молебен. После молебна митрополит Владимир, обращаясь к новоизбранному, произнес: «Преосвященный митрополит Тихон, Священный и великий Собор призывает твою святыню на патриаршество Богоспасаемого града Москвы и всея России», на что митрополит Тихон отвечал: «Понеже Священный и великий Собор судил меня, недостойного, быти в таком служении, благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю». Вслед за провозглашенным затем ему многолетием митрополит Тихон обратился к Соборному Посольству с кратким словом: «Возлюбленные о Христе отцы и братие. Сейчас я изрек по чиноположению слова: «Благодарю, и приемлю, и нимало вопреки глаголю». Конечно, безмерно мое благодарение ко Господу за неизреченную ко мне милость Божию. Велика благодарность и к членам Священного Всероссийского Собора за высокую честь избрания меня в число кандидатов на патриаршество. Но, рассуждая по человеку, могу многое глаголать вопреки настоящему моему избранию. Ваша весть об избрании меня в патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: «плач, и стон и горе», и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль ( Ueз II, 10; III, 1 ) Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно – в настоящую тяжелую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа – Моисею, и мне придется говорить ко Господу: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка?..

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Пс.109:2 .  Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. «Жезл силы» – жезл – символ власти, т. е. первый Господь передает второму Господу власть над всеми врагами. Пс.109:3 .  В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое. 7 . «День силы» – день торжественного обнаружения Твоей власти и силы над миром. – «Народ твой готов во благолепии святыни», т. е. народ или будет встречать Тебя в торжественных, священных облачениях и в торжественно-религиозной церемонии, или – обнаружит «святое благолепие», большую нравственную высоту, свидетельствующую о глубоком и сердечном искании и служении Тебе. Победа и должна принадлежать Тебе: Ты рожден из существа ( «из чрева») Бога прежде появления света ( «денницы»), т. е. прежде создания мира. Как роса содержит в себе все свойства влаги, из которой она произошла, так и рожденный имеет в себе природу Родившего. Последнее выражение указывает, что второй Господь есть истинный Бог по самой своей природе; но он – не отдельный и самостоятельный Бог, но Сын Божий, Второе лицо Единого Бога. Под «днем силы» тогда можно разуметь момент Страшного Суда, когда все враги Господа будут уничтожены, а праведники пред всем миром получат награду. Этот суд будет торжественным проявлением и признанием власти этого Господа над всем миром. Как видно из последних стихов псалма эта победа и главенство Сына Божия дается Ему в Его человеческой природе. Пс.109:4 .  Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. «Клялся Господь, и не раскается» – Господь дает клятву, которую не отменяет, т. е. Господь дает не отменяемое определение, постановление. Оно – в назначении Сына Божия быть священником «вовек по чину Мелхиседека», служение Сына должно быть первосвященническим по образу Мелхиседека. Последний был служителем истинного Бога, был царем Салима (впоследствии Иерусалима), как и Сын Божий исполнял волю Единого Истинного Бога, и есть царь Иерусалима небесного, где под Его властью соберутся все верующие в Него. Ап. Павел в Послании к Евреям, 7 гл. ( Евр. 7 ) очень пространно выясняет прообразовательное значение Мелхиседека и превосходство пред его служением служения Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пылает гнев Его, как сильный пожар. Как огонь кипятит воду, так гнев волнует в человеке кровь. Гнев этот силен, как пожар. Уста Его исполнены негодования, и язык Его, как поедающий огонь. Это означает строгость и силу определений, которые Бог изрекает на врагов, и казнями поражает их. Ст. 28. И дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи. Под духом разумеется сильный гнев, который в человеке возмущает всю кровь, которая, не вмещаясь в груди, бросается к верхним частям тела, к шее и голове; от того лицо краснеет, глаза сверкают, губы дрожат у разгневанного. Эта метафора взята с потока, который сильно разыгравшись, выступает из своих берегов. Этим Пророк хочет показать только справедливую причину и строгость наказания. Чтобы развеять народы до истощания. Это значит, что Бог по причинам своего промышления возбудит сильное движение между Ассириянами для исполнения больших замыслов Сеннахирима. Но это движение не только кончится ничем, – без пользы для Ассириян, но еще будет соединено с поражением и погибелью их, так что из этого видно будет, что все это движение было делом промышления Божия – для наказания этого народа. Метафора эта взята с высевания решетом или ночевками, при котором, если оно бывает очень сильно, все разлетается и погибает. И будет в челюстях народов узда, направляющая к гибели. Это значит, что Бог своим промышлением, как уздою, обуздав Ассириян, доведет их до погибели, тогда как Сеннахирим питал надежду на большие успехи своих предприятий. Следствие суда Ст. 29. А у вас будут песни, как в ночь священнаго праздника, и веселие сердца, как у идущаго с свирелью на гору Господню, к твердыне Израилевой. Следствием суда Божия над Ассириянами будет необыкновенная радость и торжество Иудейского народа, прославляемое песнями и псалмами, в ту ночь, в которую гордый враг народа Божия будет поражен, подобно тому, как торжествовали Иудеи во время празднования Пасхи, по избиении Египетских первенцев, и по освобождении от рабства Египетского при Моисее; и будет такое веселие сердца, как у идущаго с свирелью и торжественною церемониею на гору Иеговы – Сион в праздник начатков для принесения их в жертву Богу. ( Втор. 26:1, 2 исл.) Бог называется твердынею в том смысле, что Он своею силою ограждал и защищал Сион против сильного врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Скалы Амоны, Шемира и Ермона, бывшие дотоле неприступным убежищем львов и леопардов, сделались в это время местами праздничных увеселений. О самом приближении Соломона с его свитой в эти летние гористые помещения возвещалось особыми стражами, наблюдавшими с горных высот «Кто этот, восходящий от пустыни, как бы столбы дыма, окуриваемый миррою и фимиамом, всякими порошками муроварника»? как это всегда делалось пред знаменитыми царями. «Вот одр его – Соломона! Шестьдесят сильных вокруг него, и из сильных Израилевых. Все они держат по мечу, опытны в бою; у каждого меч при бедре его, ради страха ночного. Носильный одр сделал себе царь Соломон из дерев ливанских; столбцы его сделаны из серебра, локотники его – из золота, седалище его – из пурпуровой ткани, внутренность его убрана с любовью дщерями Иерусалимскими» ( Песн. 3:6–10 ). В таком великолепии переходил он из одного помещения в другое. Вся жизнь царя была обставлена изысканною церемониальностью. При всех выходах он появлялся с короною на голове, которую царица-мать возложила на него в день его свадьбы. Одеяния царя были до такой степени пропитаны богатейшими благовониями Индии и Аравии, что они сами были сделаны как бы из мирры и алоя. В украшенных слоновою костью дворцах раздавалась торжественная музыка струнных инструментов. Его окружал букет прекрасных женщин, его жен и наложниц, большинство которых были дочерями царей. Царица-мать сидела по правую его руку, в одеждах, блиставших золотом офирским. Певцы и певицы услаждали его слух, и вся жизнь его была земным блаженством. Но Соломон был не только богатейшим и славнейшим из царей во внешнем блеске его придворной жизни, но и мудрейшим из царей, превосходившим всех современников своею мудростью, т.е. тем духовным богатством, которое в лице теократического монарха имело еще гораздо больше значения, чем внешний блеск. Царствование Соломона было веком высшего расцвета иудейской литературы и мудрости. Мудрый царь был как бы Аристотелем своего народа. Существует раввинское предание, которое хотя и отзывается баснословностью, но тем не менее характерно в некоторых отношениях, именно, что когда Александр Великий взял Иерусалим, то захватил все произведения Соломона и отправил их к Аристотелю, который из них и заимствовал все то доброе, что находится в его философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Ст. 12. Когда вы приходите являться пред лице Мое; кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Иудеи хвалились тем, что собираются в Храм для торжественного совершения обрядов Богослужения. А Бог говорит, что вы, являясь в Храм без всякого благоговения, только топчете двор; устами произносите Мое имя, а по духу чужды Меня, телом присутствуете, а сердцем далеки от Меня. Кто же требует, чтобы вы приходили в Храм только для того, чтобы топтать двор? 3. Дары и благовония Ст. 13. Не носите больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня. Под даром разумеется бескровная жертва – Семидал (лучшая пшеничная мука, смешанная с ладаном, маслом и солью), начатки плодов и жатвы. Без веры, расположения, благоговения и чистоты сердца эти дары и благовоние ароматов неприятны Богу. 4. Праздники и торжества Ст. 13. Новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! Ст. 14. Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя; они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. Празднества Иудеев противны были Богу потому, что они совершали их без благоговения и искреннего расположения к Богу; чтили только устами, пели псалмы без участия сердца, как быки ревели, и думали, что тем прославляют имя Божие, как будто Бог утешается гармоническим звуком голосов и наружными церемониями. Бога, как Духа, должно почитать преимущественно духом и истиною. 5. Молитвы Ст. 15. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Молитва , как духовное служение Богу, лучше внешних обрядов; но и она неприятна Богу при порочной жизни. Бог не внимал молитве лицемерных Иудеев; потому что, говорит Он, руки ваши наполнены кровью, – осквернены кровавыми беззакониями: притеснением бедных, вдов, сирот, похищением их именья. Лишая средств к пропитанию, Иудеи заставляли их терпеть голод и доводили до гроба. в) Совет Бога учительный Ст. 16. Омойтесь, очистетесь; удалите злыя деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Часто говорится о священниках, левитах (которые вообще не упом. в относящихся к той же эпохе Книгах пророков Аггея и Захарии), музыкантах, певцах, привратниках (последние 3 разряда не упом. в др. книгах ВЗ - Curtis, Madsen. 1910. P. 5). В этих библейских книгах в отличие от других книг ВЗ левиты имеют большое значение. Царь Давид говорит, что, поскольку ковчег Божий носили не левиты, Бог поразил Израиль (1 Пар 15. 13, 15); в связи с этим он приказывает, чтобы никто не носил «ковчега Божия, кроме левитов» (1 Пар 15. 2; в 2 Цар говорится лишь о «несших ковчег Господень» (    ) и не уточняется, кем именно они были - 2 Цар 6. 13). Иодай начинает свою деятельность против нечестивой Гофолии с собирания в Иерусалим «левитов из всех городов Иудеи» (2 Пар 23. 2; в пар. месте 4 Цар 11. 4 про левитов ничего не сказано). Важность левитов для Е. п. к. очевидна из рассказа о том, как путешествие репатриантов в Иерусалим было прервано, когда среди них не нашлось «сынов Левия» (1 Езд 8. 15). В Книге Неемии левиты упоминаются наравне с главами народа и священниками (Неем 8. 9), а после покаяния народа и его отделения «от всех инородных» сообщается, что именно левиты возглавляют торжественное восхваление Бога (Неем 9). Они упоминаются в 10-й гл. Книги Неемии среди «приложивших печати», а в конце этой книги сообщается, что и для освящения городской стены было необходимо их участие: «При освящении стены Иерусалимской потребовали левитов из всех мест их, приказывая им прийти в Иерусалим для совершения освящения и радостного празднества со славословиями и песнями при звуке кимвалов, псалтирей и гуслей» (Неем 12. 27). 6. В этих библейских книгах присутствуют подробные описания религ. празднований и церемоний, самые многочисленные во всем ВЗ ( Sorgwe. 1991. P. 68). В 1-й и 2-й Книгах Паралипоменон - принесение ковчега Божия в Иерусалим (1 Пар 15-16), празднование после совершения пожертвований на строительство храма (1 Пар 29), освящение храма (2 Пар 5-7), празднование пасхи при Езекии (2 Пар 29-31) и Иосии (2 Пар 35); в Е. п. к. и в Книге Неемии: сооружение жертвенника и основание второго храма (1 Езд 3), освящение второго храма (1 Езд 6), праздник кущей (Неем 8) и освящение стен Иерусалима (Неем 12). 7. Многочисленные парафразы более ранних библейских текстов (подробнее см.: Sorgwe. 1991. P. 68-71), например слова израильтян Давиду: «...когда еще Саул был царем, ты выводил и вводил Израиля, и Господь, Бог твой, сказал тебе: «ты будешь пасти народ Мой, Израиля, и ты будешь вождем народа Моего, Израиля»» (1 Пар 11. 2), к-рые можно считать исполнением грозного пророчества Самуила Саулу: «Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего» (1 Цар 13. 14). В той части молитвы Ездры, где приводится запрет израильтянам смешиваться с др. народами (1 Езд 9. 10-12), он, как принято считать, использует тексты из книг Левит и Второзаконие (Лев 18. 24; Втор 7. 3-5). Также и в молитве Неемии (Неем 1. 8-9) парафраз отрывка Втор 29. 16-30. 5.

http://pravenc.ru/text/189575.html

Что одежды дня очищения не были обыкновенные, священнические одежды, на это указывает то, что они называются священными. Правда, и другие одежды называются священными ( Исх.28:24; 29:29; 35:21; 40:13 ). Но одежды дня очищения были священными преимущественно перед другими одеждами, так как в них первосвященник приближался пред лице Господне. Название одежд дня очищения священными произошло, может быть, от того, что они хранились (16:23) в скинии собрания, 158 или, может быть, от того, что они приготовлялись на средства скинии, и притом в самой скинии. 159 Прежде, чем надевать льняные одежды дня очищения, первосвященник должен был омыть тело свое. «И пусть омывает он, читаем в 14 ст., тело свое водою и надевает их». Омовение имело важное значение в обрядовом законе Моисея, поэтому под страхом смерти предписывалось непременно соблюдать его. Аарон и сыновья его должны были омываться при всяком вступлении в скинию и принесение жертвы. «Умовение рук, которыми священнослужители касались священных вещей и отправляли священные действия, и ног, которыми они ступали во святилище, как телесное очищение, было образом внутренней чистоты, символом освящения сердца, и потому именно неисполнение его влекло за собою смерть». 160 Умовение, как символ внутренней, нравственной чистоты, особенно было естественно и даже необходимо в день очищения, когда первосвященник входил в святое святых, где не могло быть ничего порочного, нечистого. Согласно свидетельству 16 гл., первосвященник два раза омывался в день очищения. Первый раз пред надеванием белых, льняных одежд (ст. 4), а второй раз пред надеванием обыкновенных своих торжественных одежд, которые он надевал для принесения всесожжения за себя и всесожжения за народ (ст. 24). Но иудейское предание единогласно говорит, что первосвященник омывал свое тело в день очищения не два раза, а пять раз, и кроме того, десять раз умывал только руки и ноги. 161 Все тело свое первосвященник омывал при всякой перемене одежд. 162 А так как он, по преданию, надевал золотые одежды три раза, именно, для совершения утренних жертвоприношений, для принесения жертвоприношения за себя и за народ (26:24), и затем для совершения вечерних жертвоприношений, a белые одежды два раза для совершения церемоний дня очищения, и затем для того, чтобы взять кадильницу из святого святых, то, понятно, он должен был пять раз омывать свое тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Открыт сайт, посвященный церемонии перезахоронения останков императрицы Марии Федоровны 22 августа 2006 г. 16:37 Церемония перезахоронения начнется в Дании 23 сентября с поминального богослужения в кафедральном соборе в Роскильде. 28 сентября в Санкт-Петербурге в ходе торжественной церемонии прах императрицы Марии Федоровны будет предан земле. Новый информационный ресурс открыт при содействии Министерства иностранных дел Дании и рассказывает о жизненном пути Марии Федоровны и той роли, которую она сыграла в истории отношений между Россией и Данией. Кроме того, на страницах сайта пользователи смогут найти информацию о торжественной церемонии перезахоронения, о культурных мероприятиях, приуроченных к церемонии перезахоронения. Так, например, помимо основных мероприятий (заупокойных богослужений в Дании и России и собственно перезахоронения), программа предусматривает проведение целого ряда мероприятий, как в Дании, так и в России. 19 сентября в Оружейной палате в Москве откроется выставка «Рисунки в семье Императора Александра III и императрицы Марии Федоровны». 20 сентября в выставочном зале Федеральных архивов в Москве начнет работу выставка «Императрица Мария Федоровна: Жизнь и судьба» (письма, фотографии, книги). Выставка организована Государственным архивом Российской Федерации совместно с Датским национальным архивом. В Аничковом дворце Санкт-Петербурга 25 сентября откроется фотовыставка «Годы в Дании», которая расскажет о жизни принцессы Дагмар в Дании. На выставке будут представлены фотографии и открытки из собрания Королевской библиотеки (Копенгаген). Наряду с этим состоятся также концерты оркестра Королевской лейб-гвардии Дании совместно с Адмиралтейским оркестром, выступления Копенгагенского хора мальчиков в Смольном соборе Санкт-Петербурга совместно с Детским хором телевидения и радио Санкт-Петербурга и другие мероприятия. Специальный раздел содержит фотографии императрицы Марии Федоровны, предоставленные отделом фотографий и открыток Датской королевской библиотеки. На сайте доступна программа участия в церемонии перезахоронения Кронпринца Фредерика и Кронпринцессы Мэри. Приводится также справка о кафедральном соборе в Роскильде — усыпальнице датской королевской династии, где императрица Мария Федоровна была похоронена 19 октября 1928 года рядом со своими родителями в часовне Кристиана IX. Адрес сайта: http://www.reburial.um.dk/ruwww.reburial.um.dk/ru . Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/134840.htm...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл принял участие в церемонии открытия XIII Международного кинофестиваля «Лучезарный ангел» 28 октября 2016 г. 23:18 28 октября 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в торжественной церемонии открытия XIII Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный ангел: доброе кино возвращается», состоявшейся в киноцентре «Каро-Октябрь» в Москве. В церемонии участвовали председатель Попечительского совета Комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», президент Фонда социально-культурных инициатив, председатель оргкомитета XIII Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный ангел» С.В. Медведева, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений , сопредседатель оргкомитета фестиваля, заместитель министра культуры РФ А.Ю. Манилова. Святейший Патриарх Кирилл и С.В. Медведева заняли места в первом ряду партера. После музыкального пролога ведущие церемонии заслуженный артист России Ян Осин и актриса театра и кино Анна Горшкова пригласили на сцену Предстоятеля Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам церемонии со словом: «Уважаемая Светлана Владимировна! Уважаемее устроители и организаторы замечательного фестиваля " Лучезарный ангел " ! Я хотел бы сердечно вас поздравить с очередным важным событием в истории фестиваля. Мы говорим о добром кино. Добро — это такое состояние души, человеческого сознания, которое обеспечивает возможность самого человеческого существования. Если не будет добра, то наступит конец. Если не будет добра, то невозможно никакое развитие. Потому что изменения в человеческой жизни, направленные ко злу, не имеют никакой жизненной перспективы. Это путь смерти. Путь добра — это путь жизни. Но не всегда путь жизни является самым легким. В Евангелии дается очень хороший символ того, как сложен этот путь добра. Он называется узким путем. По узкому пути нужно идти всегда с напряжением, с усилиями. По узкому пути невозможно идти массово, потому что массы передвигаются по широкому пути, а в толпе человек лишается свободы и его движение определяется другими. И это массовое и часто бездумное инстинктивное движение приводит людей к самым тяжелым последствиям в личной и общественной жизни. В истории мы знаем множество примеров тому, как опасно бездумно, повинуясь силе толпы, идти, не зная куда.

http://patriarchia.ru/db/text/4652477.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010