Иосиф (Савраш) 4.08.1957 хирот. во еп. Станиславского и Коломыйского; с 5.02.1965 в сане архиепископа; с 12.10.1982 на покое; † 5.06.1984. Иосиф (Чернов) 14.11.1932 хирот. во еп. Таганрогского, вик. Ростовской епархии; с 1943 г. на епархии не был, неоднократно репрессирован; с 12.11.1956 еп. Петропавловский, вик. Алмаатинской епархии; с 14.03.1957 еп. Петропавловский и Кустанайский; с 25.02.1958 в сане архиепископа; с 15.09.1960 архиеп. Алмаатинский и Казахстанский; с 25.02.1968 в сане митрополита; † 4.09.1975. упом. в 1935 г. как еп. Темниковский, вик. Саранской епархии. Ипполит (Хилько) 16.08.1992 хирот. во еп. Белоцерковского, вик. Киевской епархии; с 22.12.1992 еп. Донецкий и Славянский; с 29.07.1994 еп. Донецкий и Мариупольский; с 3.05.1996 на покое. Ираклий (Попов) 14.09.1925 хирот. во еп. Киренского. вик. Иркутской епархии; с 1928 г. еп. Камышинский, вик. Саратовской епархии; с 1931 г. еп. Бугурусланский, вик. Оренбургской епархии; с 19.10.1933 еп. Курганский; с 22.11.1943 еп. Сергачевский, вик. Горьковской епархии; с 17.09.1935 еп. Бугурусланский, вик. Оренбургской епархии; с нояб. 1936 г. по 21.01.1937 епархией не управ.; с 9.02.1937 еп. Пензенский; с дек. 1937 в заключении. Иринарх (Синеоков-Андреевский) 16.07.1917 хирот. во еп. Березовского, вик. Тобольской епархии; 1918–1922 управ. Тобольской и Сибирской епархией; 1923–1925 еп. Якутский; 1925–1926 еп. Велико-Устюжский и Усть-Вымский; с окт. по дек. 1926 г. еп. Ставропольский и Кубанский; в 1931 г. еп. Пермский; † 1.03.1933 Ириней (Зуземель) 30.01.1966 хирот. во еп. Мюнхенского и Западногерманского; с 24.02.1971 еп. Баденский и Баварский; с 9.09.1972 в сане архиепископа; с 13.03.1975 архиеп. Венский и Австрийский; с 9.09.1986 в сане митрополита; с 6.10.1995 на покое. Ириней (Середний) 27.07.1975 хирот. во еп. Уфимского и Стерлитамакского; с 19.07.1976 еп. Серпуховский, вик. Московской епархии, управ. приходами в Канаде и США; с 16.07.1982 архиеп. Алмаатинский и Казахстанский; с 28.03.1984 архиеп. Харьковский и Богодуховский; с 13.09.1989 архиеп. Львовский и Тернопольский; с 10.04.1990 архиеп. Ровенский и Острожский; с 19.10.1993 архиеп. Днепропетровский и Криворожский; с 27.07.1996 архиеп. Днепропетровский и Павлоградский.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Вот сии вожделенные строки: «Указ Ее Императорского Величества, Самодержицы Всероссийской, из Святейшего Правительствующего Синода Преосвященному Иннокентию Епископу Переяславскому. Генваря 15 дня сего 1727 года Ее Императорское Величество, будучи в зимнем своего величества доме, по докладу Святейшего Синода, указала быть в Иркутску настоящим Епископом Вашему Преосвященству, и во исполнение оного Ея Императорского Величества указа, Святейший Правительствующий Синод приказали: о бытии вашему преосвященнству ныне в Иркутску настоящим Епископом, и о титуловании себя по той же епархии, как и прежде сего бывало, послать к вашему преосвященству указ, о чем сей и посылается. И преосвященному Иннокентию Епископу Переяславскому о вышеописанном ведать и чинить по сему Ее Императорского Величества указу. А для ведома о том же преосвященному Антонию, митрополиту Тобольскому и Сибирскому и той Сибирской губернии губернатору князю господину Долгорукову, а о достодолжном той Иркутской Епархии всякого звания людем вашему преосвященству яко пастырю своему, послушании указы из Синода посланы. Подписали: Обер Секретарь Тимофей Палехин. Секретарь Василий Тишин. У подлинного указа ЕеИмператорского Величества печать. Канцелярист Алексей Шнитников. Генваря 31 дня 1727 года». Указ от того же числа Иркутской пастве: «Указ Ее Императорского Величества, Самодержицы Всероссийской, из Святейшего Правительствующего Синода обретающимся в Иркутской Епархии духовного и светского чина и всякого звания людем, Генваря 15 дня 1727 года Ее Императорское Величество, по докладу Святейшего Синода указала в Иркутску быть настоящим Епископом преосвященному Иннокентию, Епископу Переяславскому, которой был отправлен в Китайское государство. И во исполнение оного Ее Императорского Величества указа Святейший Правительствующий Синод приказали: Оному Преосвященному Иннокентию Епископу Переяславскому ныне быть в Иркутску настоящим Епископом и титуловаться по той Епархии как и прежде сего было, о чем к его преосвященству и указ из Синода послан, и обретающимся в Иркутской Епархии духовного и светского чина всякого звания людем о вышеписанном ведать, и о достодолжном оному Преосвященному Иннокентию Епископу, яко пастырю своему послушании чинить по сему Ее Императорского Величества указу неотложно».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Е.В. 1892, 34; Тобольской – в Тобол. Е.В. 1894, 6; сн. Мин. Е.В. 1890, 4–5). – Подольской Дух. Консисторией было объявлено духовенству епархии, чтобы при прошениях о разрешении браков несовершеннолетним: 2) чтобы подписывался не один священник, как принято в Подольской епархии, но и другие члены причта (диакон или псаломщик); – за несоблюдение этих требований будет налагаться денежный штраф с виновных в пользу попечительства о бедных духовного звания; вместе с этим приходские священники должны внушать своим прихожанам, чтобы марки, необходимые для приложения при прошениях, наклеивались, а не прилагались только при бумагах, так как не приклеенные марки могут утрачиваться, или же прикладываться не к тем бумагам, к каким они (марки) были представлены, потому что обыкновенно приходится принимать за один раз несколько различных прошений (см. Рук. д.с.п. 1889, 14). Эти прошения обыкновенно от Преосвященного поступают в Консисторию, куда и следует обращаться за получением архиерейских резолюций на таковые прошения. – Телеграммы Преосвященным о разрешении брака оставляются без последствий 811 (см. распоряж. местн. епарх. начальств: в Черн. Е.В. 1886, 5; в Курск. Е.В. 1898, 48; в Омск. Е.В. 1899, 5). – В Пензенской епархии ради сокращения расходов было дозволено посылать прошения по почте 812 , причем также было дозволено писать удостоверение причта о причинах брака на самых прошениях о разрешении брака 813 (Пенз. Е.В. 1882, 1; см. также распоряж. Волын. епарх. начал. в Вол. Е.В. 1892, 4). – Священникам Полоцкой епархии было дано знать местным епархиальным начальством, чтобы они внушали своим прихожанам обращаться к Преосвященному с просьбой о разрешении брака в родстве брачущихся или их несовершеннолетии только тогда, когда состоялся уже между брачущимися, их родителями или опекунами решительный сговор и твёрдое намерение, а не одно только не вполне выяснившееся предположение (см. Ц.О.В. 1876, 136). – В виду того, что некоторые причты выдавали своим прихожанам метрические выписки для ходатайства о разрешении несовершеннолетним на вступление в брак за полгода и даже раньше того срока, в который может быть дано это разрешение властью архиерейской (причем, возможно, что к сроку разрешения жениха и невесты уже на свете не будет, или самое сватовство расстроится, и по той или другой причине выдача выписки, прошение и расход на него и архиерейское разрешение сделаются напрасными), – Ставропольским Преосвященным было дано знать причтам епархии, чтобы они от преждевременной выдачи метрических выписок на подобные случаи воздерживались (Ставроп. Е.В. 1889, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

(издан только 1-й том по 6 уездам из 12); подольское 1890-1900-х гг. (планировавшееся подробное поуездное описание церквей и приходов было выпущено только по Каменецкому у.); полтавское (напечатан только 1-й выпуск); рижское (издано 3 выпуска из 6 планировавшихся); саратовское (не был издан отдельный выпуск о церквах Саратова); смоленское 1915 г. (издан только 1-й выпуск, посвященный Бельскому у.); тобольское (планировавшийся 3-й отдел 2-й части опубликован не был); воронежские описания 1867-1868 гг. (заявленного «Продолжения» не последовало) и 1904-1909 гг. (опубликованы описания только церквей и монастырей епархиального центра и уезда). Из 54 описаний (изданных отдельно) 39 вышли в одном томе, 4 - в 2, 2 - в 4, 6 - в 5, 1 - в 7, 1 - в 9 и 1 - в 10 томах (описание Архангельской епархии включает 3 выпуска, в к-рые вошли сведения о приходах, отдельно изданный указатель к ним и выпуск по мон-рям; описание Тобольской епархии состоит из 2 частей (по 2 отдельно изданных отдела в каждом) и альбома портретов архиереев). Общее количество томов отдельных изданий этого типа насчитывает 111. Публикация многотомных описаний иногда растягивалась на долгие годы (4-томное «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» издавалось 7 лет, 10 выпусков «Историко-статистических сведений о С.-Петербургской епархии» - 16 лет, «Историко-статистический сборник сведений о Псковской епархии» в 2 частях - 20 лет). Из числа опубликованных описаний 21 относится к авторским монографическим работам (архангельское описание 1795 г. Л. М. Максимовича, варшавское Амвросия (Лотоцкого), владивостокское А. Г. Разумовского, гродненские Иосифа (Соколова), камчатское П. В. Громова, оренбургское Н. М. Чернавского, орловское Г. М. Пясецкого, подольские описания П. А. Глищинского и Е. И. Сецинского, псковское описание В. Д. Смиречанского, таврические описания М. Родионова и Ермогена (Добронравина), томское описание А. А. Мисюрева, черниговское и харьковское описания Филарета (Гумилевского), херсонское описание Гавриила (Розанова), воронежское Ф.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

В 1607 году Царь и Великий Князь Василий Иоаннович основал особенную, доныне продолжающуюся, Епархию Астрахани из церквей, отделённых от Казанской Епархии. Сперва были там Архиепископы, потом, с 1667 года, Митрополиты, а с начала XVIII века Епископы и ныне же Архиепископы. В прежние времена именовалась они Астраханскими и Терскими; потом, с 1728 года, начали называться Астраханскими и Ставропольскими, а с 1799 года – Астраханскими и Моздокскими, с 1803 года – Астраханскими и Кавказскими. В 1621 году началось Архиепископство Сибирское. Архиереи Епархии сей до 1768 года сохраняли достоинство Митрополитанское и именовались Сибирскими и Тобольскими, а потом, как и ныне, – Тобольскими и Сибирскими, но с 1768 года там уже Архиепископы. В 1639 году в город для оставшихся непреклонными к Унии и православных Христиан, завоёванных Поляками, по силе постановления Польского же Сейма, учреждено православное Епископство под именем Оршанского, Мстиславского и Могилёвского, после Епископы сии с 1755 года назывались Могилёвскими, Мстиславскими и Оршанскими, с 1795 года – Могилёвскими и Полотскими, а с 1797 года – Белорусскими и Могилёвскими, с 1803 года – Могилёвскими и Витебскими. В 1663 году Царь и Великий Князь Алексей Михайлович основал Епархию Вятскую и Велико-Пермскую, в которой после первого Епископа были два Архиепископа, а с 1719 года Государь Царь Пётр Алексеевич указал быть по-прежнему Епископам. Прежние Архиереи все именовались Вятскими и Велико-Пермскими, а с 1799 года именуются Вятскими и Слободскими. В 1672 году уставлена была Митрополия в Нижнем Новгороде и продолжалась по 1719 год. После были туда определяемы разные Архиереи, которые сперва именовались Нижегородскими и Алаторскими, а с 1799 года – Нижегородскими и Арзамасскими. В 1682 году Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич основал Епархию Холмогорскую и Важскую, в которой после Архиепископов были поставляемы Епископы, именовавшиеся сперва Холмогорскими и Важскими, потом, с 1731 года, Архангельскими и Холмогорскими, а с 1787 года Архангельскими и Олонецкими, а с 1799 года – по-прежнему доныне Архангельскими и Холмогорскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

На курсах было преподано: историко-критический обзор раскола и особенно сектантства, причем сверх имеющегося у курсистов материала, который они находили в книгах Плотникова, о. Кутепова («История сект») и в историческом отделе «Миссионерской Памятки» о. Смолина, им сообщались дополнительные сведения, особенно по обзору молоканства, баптизма, адвентизма и хлыстовства, а в Тобольской епархии, по местным условиям, сверх того, – иеговизма; разбор мест Священного Писания, пререкаемых сектантами-рационалистами и мистиками; разбор новейших, после 1905–6 гг., возражений старообрядцев, предъявляемых ими теперь православным пастырям и миссионерам, а в Тобольске, по местным епархиальным условиям, подробный разбор и других вопросов противораскольнической полемики; методика церковного миссионерского проповедничества, приходской и народной миссии, катехизации прихожан в храме и вне храма, народно-катехизических и народно-миссионерских курсов, миссионерского преподавания Закона Божия в школе и вообще приходского устроения; методика публичных и частных бесед с сектантами – с практическими публичными собеседованиями, каковых в Хабаровске было четыре 134 : со старообрядцами – «О Церкви» и «О святости Греко-Российской Церкви», с сектантами – «Об иконопочитании», «О крещении и крещении младенцев», а в Тобольске, за отсутствием в городе старообрядцев и сектантов, – два примерные, с одними слушателями курсов; ознакомление с существующим вероисповедным законодательством в России и особо, с распоряжениями гражданского правительства и церковно-школьного начальства об обучении детей раскольников и сектантов Закону Божию в школах министерских и церковных; история социализма – утопического (кратко) и научного, распространение социалистических учений в России, критика основных положений социализма с научной (кратко) и с философской, исторической, психологической, особенно же с религиозно-нравственной точек зрения; опровержение идей и положений «христианского социализма», способы мирной борьбы с атеистическим и революционным социализмом, насколько они доступны цврковно-проповедному слову, приходской организации и возможному для пастыря участию его в общественной жизни; ознакомлено с новейшими и оккультными направлениями религиозной мысли и жизни; теософия, спиритизм (в Благовещенской епархии есть спиритуалисты-догматики, с правильно действующими организациями в Благовещенске, Хабаровске, Хайдаре, в связи с Московским центральным Обществом; имеется даже свой журнал и книгоиздательство), масонство; «религиозное обновление», как оно проявляется и отображается в религиозно-философских кружках, в литературе и т. д.; заграничный «модернизм», уроки из его истории и современного положения для русской церковной жизни в так называемом «обновленчестве».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Высочайшими указами 1714-го и 1716-го годов повелено было учредить при архиерейских домах цифирные школы и «обучать в них цифири и геометрии протопоповских, поповских, диаконских и причетнических детей». Постановлениями Регламента цифирные школы были отменены, а вместо их «повелено всякому епископу иметь в доме, или при доме своем школу для детей священнических и прочих, в надежду священства определенных» 1 . Это были первые зачатки нынешних семинарий. Круг преподавания в этих школах на первых порах ограничивался чтением, письмом, Кратким Катехизисом и Грамматикой. Впоследствии к этим предметам присоединено было изучение древних языков Греческого и Латинского, Пиитики, Риторики, Философии, а в некоторых епархиальных семинариях – Географии, Истории, Математики, Физики и Богословия. Впрочем определенной и для всех семинарий одинаковой программы обучения не было; в различных же семинариях, смотря по местным средствам и обстоятельствам, порядок и предметы обучения были различны. Такие семинарии, сообразно вышеуказанному постановлению Регламента, существовали во всех тех городах, где были открыты епархии. Поскольку же до 1800 года Пермская губерния не имела своего архиерея, то и дети пермского духовенства обучались в семинариях тех епархий, от которых зависели в церковном отношении, т.е. Вятской и Тобольской. Духовенство по сю сторону Урала посылало своих детей для обучения в Вятскую семинарию, а жившие по ту сторону Урала в Тобольскую. И в той и другой семинарии программа обучения была довольно обширна. Кроме первоначальных предметов обучения преподавались: Богословие, Философия, Риторика, Поэзия, История, География, Математика, Латинский и Греческий языки. К этому в Тобольской семинарии присоединена была Церковная История и Татарский язык, а в Вятской Физика. Судя, впрочем, по довольно ограниченному 2 числу обучавшихся в той и другой семинарии детей из Пермской епархии, можно справедливо предполагать, что немалое число духовных, может быть, по причине отдаленности семинарий от места их жительства, а может быть, и по другим причинам, не пользовалось этим единственным средством для образования своих детей. Не без причины по сему указом Св. Синода в 1800 году предписано было, дабы в новоучрежденных епархиях, в том числе и Пермской тамошние преосвященные к устроению и открытию учрежденных в их епархиях семинарий приложили тщательнейшее свое попечение и чтобы такое исправление, ежели нельзя будет успеть ранее, то ни под каким видом не продолжалось бы далее 1801 года 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Организаторы социально-реабилитационного центра «Богадельня»в Тобольско-Тюменской епархии планируют открыть выездную службу помощи бездомным и гуманитарный центр. На данный момент в рамках проекта работает уникальная больница для бездомных. 13 февраля, ПРАВМИР. О рганизаторы  социально-реабилитационного центра «Богадельня»в   Тобольско-Тюменской епархии     планируют открыть выездную службу помощи бездомным и гуманитарный центр. На данный момент в рамках проекта  раб отает уникальная больница для бездомных. В ней оказывается лицензированная медицинская и социальная помощь бездомным. В стационаре могут одновременно проходить лечение до 20 человек, сообщает Патриархия.Ру .  В ближайшее время планируется организовать выездную службу, которая в экстренных случаях будет помогать бездомным непосредственно на улице. Ежедневную медицинскую помощь нуждающимся будут оказывать сотрудники «Богадельни». В 2007 году до создания центра милосердия, в Тюмени, на территории Вознесенско-Георгиевского храма, усилиями неравнодушных людей была организована благотворительная столовая, в которой ежедневно кормили бездомных, пенсионеров, инвалидов. Позже возникла необходимость в открытии комплекса, в котором будет оказываться поддержка людям, оставшимся на улице и попавшим в трудную жизненную ситуацию. «Когда мы стали кормить людей в нашей столовой, то пришли к выводу, что задача гораздо шире, — говорит директор Дома милосердия Галина Паршуткина. — Бездомные приходили без одежды, побитые, с обморожениями, и первое, что необходимо было сделать — оказать им медицинскую помощь». Объединив усилия добровольцев, врачей и благотворителей, удалось найти здание под больницу на окраине Тюмени. В 2010 году началось его восстановление. Благодаря старанию добровольцев получилась уютная двухэтажная больница, оборудованная новой медицинской техникой, со своей столовой, пекарней и фельдшерскими кабинетами. На первом этаже центра размещается приемный бокс, где пациент проходит первичный осмотр. Если бездомному необходимо плановое лечение, то его помещают в специально оборудованную палату или бокс, предусмотренный для больных с подозрением на инфекцию.

http://pravmir.ru/v-tyumeni-zapustyat-pr...

Вместо всех домовых и монастырских работ и окладов на бывших церковных крестьян положено оброку по полтора рубля. Приходское духовенство и храмы освобождались от церковного тягла, т. е., от взносов в кафедральную казну на содержание епархиального архиерея с его домом и штатом. Все это почти совершенно изменяло старый строй епархиального управления, носившего преимущественно вотчинно-владельческий характер, при котором духовные интересы сами собой отходили на второе место. С этой стороны отобрание церковных вотчин имело серьезные основания. Однако оно не улучшало положения дел в церковно-епархиальном управлении. Та энергия, которую до 1764 года церковная власть тратила на управление деревнями и вотчинами, после 1764 года и даже до «сего дне» еще больше стала тратиться на заботы по изысканию средств на содержание церковных учреждений, школ и духовно-учебных заведений. Правда архиерейским домам с их учреждениями, монастырям, соборам и ружным церквам вместо отобранных вотчин в 1764 г. положено было определенное годовое денежное содержание, даже увеличенное, сравнительно с петровскими окладами. Равным образом самому Синоду с его Московской Конторой положены были штатные оклады. Эти оклады без всяких хлопот со стороны духовных властей выдавались из Коллегии Экономии, но они были очень малы, сравнительно с государственной доходностью от церковных вотчин, взятых государством. Денежное жалованье и совсем незначительные недвижимости и угодья не могли восполнить прежних доходов церковных учреждений архиерейских домов и монастырей. Отмена денежных сборов с духовенства и приходских храмов, и натуральных повинностей с вотчинных крестьян была особенно чувствительна для самих архиереев с их домами и штатами. Этой отменой, однако, не достигнуто равенства архиерейских кафедр по содержанию. Впрочем, Комиссия о церковных имениях, решившая вопрос о церковных имениях в смысле секуляризации их, не задавалась этой целью и не могла выровнять архиерейские дома как по содержанию, так и по степеням. В Высочайше утвержденном 26 февраля 1764 г. проекте Комиссии все великорусские архиерейские кафедры и епархии разделены на три класса «по благопристойности и достоинству санов». Этим достоинствам соответствовали штаты и штатные оклады. К первому классу отнесены три епархии: Новгородская, Московская и Петербургская; ко второму классу восемь епархий – Казанская, Астраханская, Тобольская, Ростовская, Псковская, Крутицкая, Рязанская и Тверская, к третьему – пятнадцать епархий – Смоленская, Нижегородская, Белгородская, Суздальская, Вологодская, Коломенская, Вятская, Архангелогородская, Устюжская, Воронежская, Иркутская, Переяславль-Залесская, Костромская, Владимирская и Тамбовская. Нельзя не заметить, что все новые епархии, выделившиеся из территории Московской епархии по проекту 1744 г., заняли последние места, будучи распределены в последовательном порядке их открытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Анализ социального происхождения лиц духовного звания региона показывает, что значительную его часть составляли выходцы из крестьянской среды. Так, в 1913 г. клир Омской епархии на четверть состоял из бывших крестьян. Недавние крестьяне, влившиеся в духовное звание, подобно интересующему нас Василию Бове, не имели семинарского (среднего) образования (оно имелось менее чем у 1/5 части духовенства епархии), что не мешало им в силу кадрового голода занимать различные, хотя и низшие должности в духовном ведомстве (как правило, псаломщические). Вопрос низкого образовательного уровня духовенства неоднократно поднимался не только церковными властями, но и обществом, однако решить его в предреволюционные годы так и не удалось . Вместе с тем имелось существенное различие в области материальной поддержки клира епархий Западно-Сибирского региона. Так, материальное положение клира Тобольской епархии заметно отставало от положения дел в Омской епархии . Последнее было напрямую связано с усилением политики колонизации в Российской империи, непосредственно затронувшей Акмолинскую область. В свою очередь, это закономерно вело к миграции духовных лиц в Омскую епархию в поисках более оплачиваемых должностей. Анализ мобильности духовенства Омской епархии показывает, что не менее 16% от его общей численности по состоянию на 1913 г. прибыло туда из иных епархий . Таким образом, «путь в духовное звание» Василия Иосифовича Бовы, несмотря на индивидуальные особенности жизненного пути этого священнослужителя, без сомнения, характерен для Западно-Сибирских епархий в конце синодального периода.   Источники и литература Источники   Литература   Источник: Березин М., свящ. «Путь в духовное звание»: личное дело священномученика Василия Иосифовича Бовы//Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. 3 (8). С. 83–92 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/6172617

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010