Храм в Иерусалиме был многократно разрушен — знак, что это не есть обетованный храм. Где же истинный храм? Христос Сам говорит нам об этом, относя пророчество к Своему телу. «На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме Тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус» (Ин 2:20–22;). Храм которого ждет Израиль, есть Тело Христово. Ветхозаветный храм есть только тень Его Тела (Кол 2:17; Евр 10:1; 8:5;) Иисус подразумевает Свое человеческое тело. Он знает что храм Его земного тела будет разрушен, но воскреснет и новым храмом, вечным храмом будет Его воскресшее преображенное тело. Это дом, который Бог Сам строит Своему Сыну, и который и Сын строит Отцу. В этом доме воистину живет Бог и вместе с Ним новое человечество, Община Христа. Он соответствует тому, что Откровение Иоанна Богослова говорит о новом Иерусалиме: что там нет храма, «ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец» (21:22;). Храм есть место благодатного присутствия и жилища Бога среди людей. Он — и место, в котором Богом принята община. И то и другое сбылось только в вочеловечившемся Иисусе Христе. Здесь истинно и воплощенно присутствие Бога. Здесь истинно и воплощенно человечество; ибо Он принял его в Свое собственное Тело. Таким образом, Тело Христово есть место принятия, примирения и мира между Богом и людьми. Бог находит в Теле Христовом людей, и человек оказывается, принят Богом в Теле Христовом. Тело Христово есть духовный храм (οκος πνευματικς) который выстроен из живых камней (1Петр. 2:5; и след.). Христос есть единственное основание и краеугольный камень этого храма (Еф 2:20; 1Kop 3:11;), Он и Сам есть Храм («οκοδομ», Еф 2:21;), в котором живет Святой Дух и исполняет и святит сердца верующих (1Kop 3:16; 6:19;). Храм Божий есть святая община во Христе. Тело Христово есть живой Храм Бога и нового человечества. Зримая община Тело Иисуса Христа занимает место на земле.

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

   17 веков тому назад один из величайших западных христианских писателей — Киприан — писал: «una ecclesia per totum mundum in multa membra divisa est». (Ер. 55). Это означает, что единая Христова церковь, мистическое тело Христа, в эмпирическом аспекте своего существования разделена на отдельные церкви — церковные общины. Это понимание вселенской церкви возникло под влиянием известного места из послания ап. Павла к Коринфянам: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом... и вы тело Христово, а порознь члены» (I Кор. 12, 12, 13, 27). То, что было сказано ап. Павлом об отдельных членах церковных общин, перенесено было на целые церковные общины. Каждый христианин есть член тела Христова. «А если бы все были один член, то где было бы тело.» (I Кор. 12, 19) Все вместе они единое тело Христово, единая Его церковь. В порядке перенесения этого учения на вселенскую церковь каждая отдельная церковная община представляется, как отдельный член тела Христова, а вселенская церковь есть совокупность этих отдельных церковных общин. Когда ап. Павел излагал коринфянам свое учение o церкви, как o теле Христовом, он имел в виду утвердить среди них сознание единства церкви и прекратить разделения, а Киприан своим учением o вселенской единой церкви как бы утверждал разделение. «Разве разделился Христос — divisus est Christus? (I Кор. 1, 13), спрашивал апостол. «In multa membra divisa est» — отвечал Киприан. Несомненно, что для Киприана вселенская церковь, как единое тело Христово, а, следовательно, как целое, существует ранее своих частей — отдельных церковных общин, тем не менее, при его понимании вселенской церкви первично должна восприниматься не целость и единство вселенской церкви, а ее отдельные члены. В этом заключался основной недостаток перенесения учения ап. Павла об отдельных членах церкви на целые церковные общины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3720...

Однако, главная трудность экклезиологии относится не к единству, но к многоединству, к многоразличию этой единой жизни при том выявлении ее в полноту, которому соответствует как множественность членов единого тела, так и различие и множественность даров единого Духа. Надо соединить в экклезилогической мысли всю реальность единства, или целомудрия, и множественности или многоразличия. Каждый из многих, оставаясь самим собой в своей особности, является членом единого Христа, будучи движим и единым Духом. Но если каждый есть Христос, становясь причастен Его жизни, то в чем же состоит его собственная жизнь? В идее церковного единства, как тела Христова, – и одинаково как храма Духа Св., – лежит явная антиномия единого и многого, тожественного и различного, Христова и не-Христова, в которой одинаковую силу должны иметь тезис и антитезис. Между ними нет логического или статического синтеза, антиномии преодолеваются только динамически, круговращением жизни. Парадокс тела и членов («и вы – тело Христово, а порознь – члены» 1Кор. 12, 27 ), состоит в том, что каждый член тела тем самым есть тело, принадлежа к целому, и постольку есть это целое, образ которого в нем имеет силу, но в то же время от него и отличается: «ибо, как тело одно, но имеет многие члены, а все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, там и Христос» (12, 12). Быть членом тела и значит уже быть телом, ибо члены существуют лишь в теле, а быть телом значит иметь члены, тело только и существует в членах, притом различных: «тело же не из одного члена, но многих» (1-й) (далее следует примерное пояснение этой мысли на примере ноги, руки, уха, глаза, слуха). И относительно всех членов тела, при всем их различии, утверждается их равнотелесность, эквивалентность, которая, однако, не есть равенство, но именно равнозначимость: «Бог, расположил члены, каждый в (составе) тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где бы было тело? Но теперь членов много, а тело одно» (18–20). Мысль об эквивалентности членов тела особо развивается в ст. 21–26.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Семнадцать веков тому назад один из величайших западных христианских писателей – Киприан – писал: «una ecclesia per totum mundum in multa membra divisa est» (письмо 55) 151 . Это означает, что единая Христова церковь , мистическое тело Христа, в эмпирическом аспекте своего существования разделена на отдельные церкви – церковные общины. Это понимание вселенской церкви возникло под влиянием известного места из послания ап. Павла к Коринфянам: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одною тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом... И вы тело Христово, а порознь члены» ( 1Кор. 12: 12, 13, 27 ). То, что было сказано ап. Павлом об отдельных членах церковных общин, перенесено было на целые церковные общины. Каждый христианин есть член тела Христова. «А если бы все были один член, то где было бы тело» ( 1Кор. 12: 19 ). Все вместе они единое тело Христово, единая Его церковь . В порядке перенесения этого учения на вселенскую церковь каждая отдельная церковная община представляется как отдельный член тела Христова, а вселенская церковь есть совокупность этих отдельных церковных общин. Когда ап. Павел излагал коринфянам свое учение о церкви как о теле Христовом, он имел в виду утвердить среди них сознание единства церкви и прекратить разделение, а Киприан своим учением о вселенской единой церкви как бы утверждал разделение. «Разве разделился Христос – divisus est Christus?» ( 1Kop. I: 13 ), – спрашивал апостол, «ln multa membra divisa est», – отвечал Киприан. Несомненно, что для Киприана вселенская церковь, как единое тело Христово, а следовательно, как целое, существует ранее своих частей – отдельных церковных общин, тем не менее при его понимании вселенской церкви первично должна восприниматься не целость и единство вселенской церкви, а ее отдельные члены. В этом заключался основной недостаток перенесения учения ап. Павла об отдельных членах церкви на целые церковные общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Для апостола Павла совершенно очевидно, что все верующие едины во Христе, и он неустанно утверждает это: так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены ( Рим.12:5 ); Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом ( 1Кор.12:13 ); И вы – тело Христово, а порознь – члены ( 1Кор.12:27 ); Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас ( Еф.4:4–6 ). У святителя Иоанна Златоуста мы читаем этому такое пояснение: «Как наше тело есть нечто единое, хотя состоит из многих членов, так и в Церкви все мы составляем нечто единое; хотя она состоит из многих членов, но эти многие суть одно тело» 333 . Единство в Иисусе Христе – основной аргумент в мольбе апостола к коринфянам, чтобы соединены были в одном духе и в одних мыслях ( 1Кор.1:10 ). Важно отметить, что апостол Павел употребил здесь греческое слово κατηρτισμνοι, основное значение которого – приводить в прежнее состояние, сводить воедино, вновь делать одним целым то, что было разъединено или разбито; восстанавливать, исправлять такие вещи, как сети, разбитую посуду, разорванную одежду, сломанные кости, вывихнутые суставы. И это не случайно. Апостол коринфянам два риторических вопроса: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? ( 1Кор.6:15 ), но разве разделился Христос? ( 1Кор.1:13 ). Таким образом он как бы указывает, что христиане, находящиеся в раздоре и разногласиях, как разделённые члены, как вывихнутые суставы, рассеянные кости, должны быть вновь соединены, восстановлены в одно тело Христово и пребывать в одном духе и в одних мыслях. «Богу вообще противны всякие разделения, распри. Бог и тело человеческое устроил так, а не иначе, для того, чтобы в нём не было разделений между членами и чтобы, напротив, всякий член заботился о благополучии других членов. Их здоровье и страдания, с другой стороны, должны отзываться и на других членах. Так и члены Церкви должны, избегая разделений, жить в единении и всё, что случается с их братьями, принимать как такое, что имеет самое живое и непосредственное соприкосновение с их собственными интересами» 334 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И таинство Евхаристии не прекратится до второго пришествия; «ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, – пишет ап. Павел, – смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» ( 1Кор.11:26 ). Будучи полнотою святого бытия, Тело Христово вселенско или всемирно, всевременно и всеобразно, т. е. не исключает из себя никакого богозданного многообразия космоса. Мало того, оно не только не исключает его, но оно положительно требует такого многообразия, ибо в нём раскрывается бесконечное богатство освящающих сил Господа. Как член Церкви, каждый верующий не механически, но органически входит в церковное единство, т. е. имеет в нём своё собственное, никем не заменимое, никем не устранимое место, свою собственную функцию, которую ему одному только дано от Бога отправлять по истине. Его индивидуальность не только не уничтожается, но освящается, находит себе высшую санкцию в Церкви. Тело Христово – не беспорядочная масса однородных частей, но стройное единство разнородных, взаимно-восполняющих, взаимно-нужных органов. Есть много различных даров духовных, служений и действий, но источником их является Триединое Божество ( 1Кор.12:4–6 ). Каждому даётся проявление Духа на пользу: одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом, иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков ( 1Кор.12:7–10 ). Ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос ( 1Кор.12:12 ). Тело же не из одного члена, но из многих ( 1Кор.12:14 ). Ни один орган не может считать себя не принадлежащим к Телу на том основании, что он индивидуален ( 1Кор.4:15–16 ), потому что разнообразие требуется для совершенства Тела: если всё тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело – одно ( 1Кор.12:17:19–20 ). Каждый член нужен всем остальным, и его кажущаяся невидность может скрывать за собою его большую важность ( 1Кор.12:21–24 ), почему требует и большего попечения со стороны других органов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Поэтому причащение необходимо, «доколе Он придет». А потом? Да и потом Святое Причащение будет нужно человеческому существу в вечном Царстве Господа славы. Поэтому на святой литургии, после Святого Причащения, мы и молимся умилительно и с любовью: «О, Пасхо велия и священнейшая, Христе! О, Мудросте, и Слове Божий, и Сило: подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего».    Бесконечна таинственность и потенциальная святость человеческого тела: оно сотворено Святой Троицей, ради Святой Троицы. Поэтому второе Лицо Пресвятой Троицы, Бог Слово, и принимает в Свою вечную Ипостась человеческое тело на всю вечность. И в нем Он сокровиществует величайшие и важнейшие тайны и Божественные святыни: тайну Церкви, тайну человека, тайну мира. Весь путь Христова тела являет и доказывает следующий факт благовестия: наше человеческое тело создано для того, чтобы шествовать по пути пресвятого воскресшего и вознесенного тела Христова. Эту небесную, Божественную истину возвещает богомудрый Апостол, благовествуя о человеческом теле: «Тело... для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?... А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом... Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:13-15, 17, 19-20).    Для чего человеку дано тело? — Чтобы быть святым Божиим храмом, в котором богоподобная душа денно и нощно служила бы Богу Живому и Истинному. «Тело... для Господа, и Господь для тела». Вот — Божественное предназначение тела. Хотя и выглядит оно тленным, ибо грех поразил его смертью и сделал смертным, тело было сотворено Богом для бессмертия, для вечности, для Божественного благовестия и радости — «для Господа». А что и в самом деле человеческое тело создано «для Господа», лучше и убедительнее всего показывает тот факт, что Господь воспринял на Себя тело, «стал плотию» (ср.: Ин.1:14), жил в теле, воскрес с телом, вознесся в теле и навсегда остался в теле, восседая одесную Бога Отца, превыше всех небес.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Церковь есть живое многоединство, организм, в котором соединяются многие члены и распределяются многоразличные дары и служения. Поэтому Церковь как тело Христово можно рассматривать или со стороны единства многих членов, или со стороны различия их в едином теле, а само единство можно определять или пневматологически, в отношении к живущему в Церкви Святому Духу, или христологически, в отношении к главе Христу, т.е. Церковь имеет диадический, а не монистический характер. «Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» ( 1Кор. 12:12–13 ). «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же» ( 1Кор. 12:4 ). «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?.. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» ( 1Кор. 6:15,19 ). Церковное многоединство в своем различии и общности раскрывается как полнота Христова, «полнота Наполняющего все во всем» ( Еф. 1:23 ). Плирома, полнота всего во всем, есть Божественная София, предвечная жизнь Божия. София соединяет тварное становящееся бытие, или Церковь странствующую, с божественной полнотой Церкви небесной. « Церковь есть София Божественная, предвечная, и София тварная, становящаяся, в их единстве. Это единство онтологическое, но не эмпирическое. Эмпирически же оно пока лишь растет возрастом Божиим ( Кол. 2:19 )» 431 . Субстанциальное единство Церкви соответствует единству полноты жизни Божественной, целостному единству Триипостасной жизни. И Церковь как тело Христа, Единого от Нераздельной Святой Троицы, есть причастность этой Божественной жизни Святой Троицы, есть ее откровение Духом Святым в совершающемся обожении твари. Если един Христос, един Святой Дух, то едина и Церковь , едина единством Божественной жизни, подаваемой твари. «Положение, что Церковь есть тело Христа, Богочеловека, истинного Бога и истинного человека, содержит мысль, Что Богу, как и человеку, а, следовательно, и Богочеловеку, свойственно иметь тело. Недопустимо общую мысль о теле Христовом суживать и искажать в том смысле, что Христу тело свойственно лишь по человечеству, как одежда плоти, в которую Он, Сам будучи бестелесен, облачается нас ради и нашего ради спасения. Такое допущение является онтологически противоречивым, ибо бестелесное по существу не может облачиться в телесность. Церковная традиция именно отвергла такое понимание вочеловечения, которое ограничивалось бы лишь видимостью облачения в чужую одежду, но не являлось бы подлинным приятием истинной человечности. Это же последнее только и возможно при наличии положительной соотносительности обеих природ, Божеской и человеческой. Эта же соотносительность предполагает наличие двух телесностей – духовной – Божией, каковая есть Божественная София, или Слава Божия, и человеческой. Посему существование тела Христова есть факт Богочеловеческий» 432 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

37: 8) или у апостола Павла, когда он жалуется на " пакостника плоти " , пишет к Галатам: " Хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего в плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня... " (Гал. 4: 14). Когда же апостол Павел в Послании к Коринфянам о духовном человеке противопоставляет его человеку плотскому, то здесь дуализм не антропологический, а нравственный. Сказать, что человек плотский, значит характеризовать его с той стороны его земного, телесного, внешнего аспекта, которая дает ему возможность выражать себя только (или преимущественно) посредством этой плоти. Наше тело, по Библии, не является простой совокупностью плоти и костей, плоти и крови, которой обладает человек во время своего земного существования. Тело не только объединяет все члены, его составляющие, - оно выражает личность в ее главных состояниях. Существование души после смерти даже в Царствии Божием не является полноценным состоянием личности. Поэтому тело должно воскреснуть, как Сам Господь, ибо, по слову Апостола, " тела ваши суть члены Христовы " и " храм живущего в вас Святого Духа " (1 Кор. 6: 15, 19). В ветхозаветном понимании тело достойно того же уважения, что и плоть, потому что и то, и другое выражает человека во всей его совокупности. Новый Завет более подчеркивает достоинство тела. Тогда как плоть возвращается в землю, - тело посвящено Господу. Своего высшего достоинства тело не достигает на земле: " Иисус Христос уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его " (Флп. 3: 21), станет " телом духовным " по образу небесного Адама (1 Кор. 15: 44, 49). Относительно соотношения духа, души и тела, согласно Священному Писанию душа - это символ жизни, но не ее источник; источник жизни - Бог, действующий посредством своего Духа. Из этого вытекает христианское понимание смерти, согласно которому смерть бывает двоякая: телесная и духовная. Телесная состоит в том, что тело лишается души, которая оживляла его, а духовная смерть в том, что душа лишается благодати Божией, которая оживляла ее высшей духовной жизнью.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/07/...

А что пережил не веривший в Воскресение апостол Фома, увидев неожиданно появившегося Иисуса Христа и услышав от Него: Подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим . Ответ Фомы: Господь мой и Бог мой! ( Ин.20:27–28 ), то есть: это – Ты Сам! В Риме и сейчас показывают палец апостола Фомы, которым он коснулся нетленного ребра Христова. Правда, извините меня, я в это не очень верю. Но дело не в том, прикоснулся ли Фома к ребру Христову и этим ли пальцем – важно другое: Фома прикоснулся к реальности, выходящей за границы нашего привычного человеческого опыта, и удостоверился в ней вопреки протесту своего так называемого здравого смысла. Да и как было не протестовать: разве возможно такое, чтобы реальные плоть и кровь могли свободно, беспрепятственно проходить через такие же реальные материальные объекты?! Можно строить разные гипотезы для объяснения этого явления. Однако все они будут гаданиями на кофейной гуще, ибо теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно ( 1Кор.13:12 ). Но, если хотите, вот одно из таких гаданий. В настоящее время в связи с более глубоким научным пониманием пространства и времени можно предполагать, что тело, остающееся материальным, но ставшее духовным, пребывает вне нашего трёхмерного пространства, в иных «пространствах», находящихся «внутри» нашего. В них это новое тело не нуждается для своей жизни ни в каких материальных посредствах. И через эти «пространства» духовное тело может беспрепятственно входить в любую точку нашего земного пространства-времени, приобретая все обычные для него свойства. Но это не более, чем гадания сквозь тусклое стекло . Несомненно другое: что все мы скорее, чем предполагаем, окажемся там и всё это познаем тогда лицом к лицу ( 1Кор.13:12 ). Поэтому не будем торопиться и подождём немного. Относительно же того, что тело действительно может быть духовным, прямо пишет апостол Павел: Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении… сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор.15:42.44.53 ). Апостол пишет о будущем состоянии тела, таковым оно было и до грехопадения.

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010