«Под водою живою и чистою, – говорит тот же св. Отец, – разумей животворящее Слово Божье, истинно чистое и греху совершенно непричастное, Которое явилось во плоти как бы в глиняном сосуде; ибо что плоть есть персть и от земли взята, как или с какой стороны может быть это сомнительно? Под землёю же, взятой от скинии, разумей Потерпевшего смерть ради нас, ибо естеству человеческому сие сказано ( Быт.3, 19 )» (тв. ч. 3, стр. 76–77). Гл. 6, 10 и в дéнь осмый да принесéт двá гóрличища или двá птенцá голубина к жерцý пред двéри скинии свидения и в восьмой день должен принести двух горлиц, или двух молодых голубей, к священнику, ко входу скинии собрания Гл. 6, 12 И да приведéт áгнца единолетна в преступлéние и должен он… принести однолетнего агнца в жертву повинности «Вместе с птицами приносится также и агнец, чтобы во всём был разумеваем Христос, – говорит тот же св. Отец, – в птицах – как сошедший свыше и с небес, а в агнце – как снизу и от земли, ибо Слово, будучи Богом по естеству, плоть бысть ( Ин.1, 14 )» (тв. ч. 3, стр. 222). Гл. 6, 25 да просветит Госпóдь лицé Своé на тя и помилует тя да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя В этом втором благословении иерея, – по мнению бл. Феодорита (тв. т. 1.стр. 201), – «предрекается пришествие Бога и Спасителя нашего, ибо Его домостроительство по плоти исполнено милосердия, почему даровано нам примирение с Богом, ибо сему научает последующее благословение (ср. Еф.2, 14 )». Гл. 7, 13 и приведóша дáры своя пред Гóспода шéсть колесниц покрытых и дванáдесять волóв и представили приношение свое пред Господа, шесть крытых повозок и двенадцать волов По мнению св. Ефрема Сирина , эти «двенадцать волов изображают двенадцать апостолов» Христовых (тв. ч. 6, стр. 547). Гл. 7, 14 фимиáмник един десяти златник, пóлн фимиáма одна золотая кадильница в десять сиклей, наполненная курением «Фимиамник, исполненный благовоний, – по толкованию того же св. Отца, – изображает душу Еммануила, которой не возмущали греховные страсти» (ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Иустин Мученик по поводу этого места замечает: «Бог говорит это только тем патриархам, от которых имел произойти Христос по домостроительству через Деву Марию» («Разговор с Трифоном Иудеем» гл. 120, стр. 343). И бл. Иероним, очевидно, разумеет это место, когда говорит: «Бог заключил договор с Исааком о том, что о семени его, которое понимается как Христос, благословятся все народы» (тв. т. 15, стр. 225). Гл. 27, 22 Приближися же Иáков ко Исаáку отцý своемý, и осязá егó и речé: глáс ýбо глáс Иáковль, рýце же рýце Исáвове Иаков подошёл к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы Гл. 27, 23 И не познá егó: бесте бо рýце егó, яко рýце Исáва брáта егó космáте. И благослови егó И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его По толкованию бл. Иеронима, «из сыновей Исаака старший Исав отвергается, а младший принимается Господом во образ синагоги и Церкви» (тв. т. 10, стр. 380–381), а именно: «благословение, предназначавшееся Иудеям ( Рим.3, 2; 9, 4 ), изображённым старшим Исавом, передано младшему народу, предызображённому Иаковом» (тв. т. 1, стр. 192). Гл. 27, 28 и да дáст тебе Бóг от росы небéсныя и от тýка земли, и мнóжество пшеницы и винá да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина По толкованию бл. Феодорита, «патриарх Исаак говорит сие, предвидя, что от Иакова имел произойти по плоти Владыка Христос, потому то и даёт разуметь в Нём под росою Божество, а под туком земли от нас – восприятое человечество» (тв. т. 1, стр. 77). Гл. 27, 41 И враждовáше Исáв на Иáкова о благословéнии, имже благослови егó отéц егó. Речé же Исáв во уме своéм: да приближатся дние плáча отцá моегó, да бых убил Иáкова брáта моегó И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своём: приближаются дни плача по отцу моему, и я убью Иакова, брата моего Св. Иустин Мученик находит, что «Иаков во всё время был ненавидим своим братом во образ того, что и Сам Господь наш ненавидим всеми другими людьми, хотя мы все по природе братья» («Разговор с Трифоном Иудеем» гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

По замечанию св. Иустина Мученика , именно об Иисусе Навине как носителе имени Мессии Бог сказал: „Имя Моё на нём” («Разговор с Трифоном Иудеем» гл. 75, 106, 113 и 132; стр. 271, 322, 332 и 366). Гл. 24, 5 и послá юношы сынóв Изрáилевых, и принесóша всесожжéния, и пожрóша жéртву спасéния Гóсподу Бóгу телцы и послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу [Богу] «Как в агнцах, так и в тельцах, приносимых в жертву, сохраняется образ незлобия, что наиболее приложимо к лицу Иисуса Христа», – говорит св. Кирилл Александрийский (тв. ч. 3, стр. 289). Гл. 24, 8 Взéм же Моисéй крóвь, окропи люди и речé: сé, крóвь завета, егóже завещá Госпóдь к вáм о всех словесех сих И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих По мнению того же св. Отца, «кровь, кроплённая премудрым Моисеем на древних, была прообразом крови из рёбер Спасителя» (тв. ч. 11, стр. 125). А по мнению св. Ефрема Сирина , «сею кровью Завета предызображена тайна Евангелия, которое смертью Христовой даруется всем народам» (тв. ч. 6, стр. 499). Скиния и её принадлежности Гл. 25, 9 и сотвориши Ми по всемý, елика Аз покажý тебе на горе, образ скинии и образ всех сосýдов ея: сице да сотвориши всё [сделайте], как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов её; так и сделайте «Моисей поставил скинию свидения и научил иудеев молитвам и преподал им жертвы для очищения грехов их, – говорит св. Иаков Низибийский , – а Иисус Христос воздвиг скинию Давидову и укрепил её, ибо Он Сам так сказал иудеям ( Ин.2, 19 ); в сей самой скинии Он обещал нам живот, и через неё очищаются грехи наши» («О Пасхе» стр. 36–37). А по мнению св. Григория Нисского , скиния тем, что «она нерукотворенна по собственному своему естеству, допускает же устроение, когда должно стало скинии сей быть водружённою в нас. Так что некоторым образом она есть и несозданная, как предсуществующая, и созданная, как приявшая сей вещественный состав». Прообразовала Иисуса Христа как Богочеловека, как «единое из всего и что было прежде веков, и что произошло напоследок веков, что не имело нужды во временном происхождении и ради нас пришло в бытие, подобно нам», словом – как «Единородного Бога, в Себе всё объемлющего, но и в нас водрузившего Свою скинию» (тв. ч. 1, стр. 321).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Гл. 11, 23 И взя Иисýс всю зéмлю, якоже заповеда Госпóдь Моисéю: и дадé ю Иисýс в наследие Изрáилю, разделéнием по племенóм их Таким образом, взял Иисус всю землю, как говорил Господь Моисею, и отдал её Иисусу в удел Израильтянам, по разделению между коленами их «Иисус Навин некогда разделил Израильтянам страны язычников, – замечает св. Кирилл Александрийский , – явившийся же в мире Христос, образом Которого был древний Иисус, Своим священнослужителям отдал не одну только Иудею, но и всю землю» (тв. ч. 8, стр. 425). Гл. 19, 49 И совершиша разделяти зéмлю в пределех ея: и дáша сынове Изрáилевы жрéбий Иисýсу, сыну Навину, повелением Госпóдним среде себé Когда окончили разделение земли по пределам её, тогда сыны Израилевы дали среди себя удел Иисусу, сыну Навину По этому поводу бл. Феодорит замечает: «Поскольку соимённый с Ним (Иисусом Христом) Иисус Навин был образом Его, то не уделил себе жребия, подражая смирению Владыки ( Мф.11, 29 ), пребывавшему в крайней нищете (8, 20)» (тв. т. 1, стр. 284). Книга Судей Гл. 2, 16 И возстáви [им] Госпóдь судии, и избáви их Госпóдь от руки пленяющих я И воздвигал [им] Господь судей, которые спасали их от рук грабителей их Св. Ефрем Сирин, вероятно, руководясь словами ап. Павла ( Евр.11:32, 33, 39 ), говорит, что «все бывшие спасителями Израиля (т. е. судии) служили только образами истинного Спасителя» (тв. ч. 6, стр. 445). Гл. 6, 14 И воззре на негó áнгел Госпóдень и речé емý: иди в крепости твоéй сéй, и спасéши Изрáиля от руки Мадиáмли: и сé, послáх тя Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя На другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды По объяснению св. Епифания Кипрского , в этом испрошенном Гедеоном от Бога чудесном знамении с руном (ср. Пс.71, 6 ) он пророчески видел образ чудесного зачатия Мессии по человечеству (тв. ч. 5, стр. 9–10), ибо и «утроба Девы подобно руну прияла в себя дождь с небесе – Христа» (С. К. Смирнов – цитов. соч. стр. 111).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Всё это происходило так, чтобы, как в тени, был один образ вещей и сохранялась истина» (тв. т. 4, стр. 655–656; т. 6, стр. 953). «Иосифовы братья, вкушая вместе пищу, предали брата (ст. 25–28), заклав его в своём произволении; таким же точно образом и мерзкие иудеи, вкушая Пасху, заклали Спасителя» (тв. ч. 2, стр. 117). «Отрок Иосиф выведен был изо рва. И Христос воскрес из мёртвых, потому что не мог быть держим во рве. Не остался Христос и во аде» (св. Кирилл Александрийский тв. ч. 1, стр. 332). Гл. 39, 1 Иóсиф же приведéн бысть во Египет. И купи егó Пентефрий евнýх фараóнов архимагир, мýж Египтянин, от рýк Исмáилтян, иже приведóша егó тáмо Иосиф же отведён был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей «Пришествие Иосифа в Египет означает сошествие Спасителя нашего на землю» (св.Ефрем Сирин тв. ч. 2, стр. 217). Гл. 39, 7 И бысть по словесех сих, и возложи женá господина егó óчи своя на Иóсифа и речé: пребýди со мнóю И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною Гл. 39, 12 и ухвати егó за ризы, глагóлющи: лязи со мнóю. И остáвив ризы своя в рукý ея, убежé и изыде вóн она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках её, побежал и выбежал вон «Как Иосиф в чертоге Пентефрия попрал всю силу греха, приобретя себе светлый венец за победу над госпожой своей египтянкой; так и Господь наш, Спаситель душ наших, сошедши во ад, десницею Своею рассыпал там всё могущество самого несносного и неодолимого мучителя» (ibid.). Гл. 39, 20 и взéм господин Иóсифа, ввéрже егó в темницу, в место, идеже ýзники царéвы держáтся тáмо в твердыни и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там в темнице «Иосиф, когда победил грех сей, заключается в темницу до времени принятия им венца: так и Господь наш, чтобы взять на Себя весь грех мира, полагается во гроб» (ibid.). «Иосиф молчит и так же осуждается, как и Иисус Христос, потому что случившееся с Иосифом служит образом того, что произошло с Иисусом Христом» (св. Иоанн Златоуст «Беседы на Евангелие Матфея» ч. 3, стр. 454). Гл. 41, 1 Бысть же по двою лету дний, фараóн виде сóн: мняшеся стояти при реце По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Гл. 34, 28 И бе тáмо Моисéй пред Гóсподем четыредесять дний и четыредесять нощéй: хлеба не ядé и воды не пи: и написá [Моисéй] на скрижáлех словесá сия завета, дéсять словéс И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал [Моисей] на скрижалях слова завета, десятословие Бл. Иероним замечает, что как Моисей, так и Иисус Христос постились 40 дней (тв. т. 13, стр. 236). Гл. 34, 29 Сходящу же Моисéю с горы Синáйския, и óбе скрижáли в рукý Моисéову: сходящу же емý с горы, и Моисéй не ведяше, яко прослáвися зрáк плóти лицá егó, егдá глагóлаше с ним Когда сходил Моисей с горы Синай, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним Св. Ефрем Сирин, сопоставляя прославившегося Моисея с преобразившимся Господом, говорит о Христе: «Не как Моисей благолепен был по внешности, но, как Бог, сиял славою. У Моисея поверхность лица его покрыта была благолепием, а Иисус во всём Своём теле, как солнце лучами своими, сиял славою Божества Своего» (тв. ч. 2, стр. 154). Согласно с этим и в службе Преображению Господню поётся: «Божественнаго ради во мраце явления лице прославися иногда Моисеово: Христос же яко ризою светом и славою одевается...» (кан. 1, п. 8, т. 4). А по мнению св. Григория Нисского , «совершается в такой степени и мере претворение прославления Моисеева, что дольнему оку стало невместимо явление оной славы» во образ Иисуса Христа, «паки грядущего со славою», «по превосходству» которой Он станет «неприступным для взирающих на Него и невместимым для взоров недостойных» ( Мф.25, 31 ; Ис.26, 10 ) (тв. ч. 1, стр. 340) 94 . Гл. 34, 35 И видеша сынове Изрáилевы лицé Моисéово, яко прослáвися: и возлагáше Моисéй покрóв на лицé своé, дóндеже внидет глагóлати с Ним И видели сыны Израилевы, что сияет лицо Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лице своё, доколе не входил говорить с Ним Тем, что «Моисей носил покрывало на лице своём, от которого сияла такая неизреченная и дивная слава, что никто из народа не мог к нему приближаться, по мнению св. Иоанна Златоуста , не только «предначертан был образ истины», но и «преднаписана была причина домостроительства Христова». «Так как некоторые имели сказать, почему Христос пришёл не с обнажённым Божеством, но облёкся плотью, – рассуждает Святитель, – то задолго прежде посредством лица раба были предупреждены все такие возражения. Если славу раба, впоследствии времени приданную ему, иудеи не в силах были видеть, то как могли бы они потом смотреть на обнажённое Божество?» (тв. т. 6, стр. 463).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Гл. 19, 11 и да бýдут готóвы в дéнь трéтий: в трéтий бо дéнь снидет Госпóдь на гóру Синáйскую пред всеми людьми 92 чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдёт Господь пред глазами всего народа на гору Синай Повелением „быть готовыми к третьему дню”, по мнению св. Исидора Пелусиотск ого, евреи «руководятся к тридневному Господню воскресению» (тв. ч. 1, стр. 204). С ним согласен в этом и св. Киприан Карфагенский (тв., ч. 2, стр. 53). Гл. 19, 16 Бысть же в трéтий дéнь бывшу ко ýтру, и быша глáси и мóлния и облак мрáчен на горе Синáйстей, глáс трýбный глашáше зелó: и убояшася вси людие, иже в полце На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане „В третий день бывшу ко утру...» потому что, – объясняет св. Кирилл Александрийский , – «пришёл и сошёл с небес Единородный не в первое время и не в начале века сего, а также и не во второе или среднее время, но как бы в третье и в последнее, и как бы утром и в начале дня, т. е. уже по отогнанию мысленной тьмы, присущей нам и как бы по прошествии ночи и исчезновению мрака» (тв. ч. 5, стр. 137). При этом «когда Бог сошёл в виде огня, то явился дым, как бы вылетавший из печи и к верху сильно кружившийся, ибо, – замечает он, – снизошло к нам ради нас с неба Слово Божье „яко от горнила” ( Мал.3, 2 )» (ibid, стр. 141). Гл. 19, 24 И речé емý Госпóдь: иди, сниди и взыди ты и Аарóн с тобóю: жерцы же и людие да не нýдятся взыти к Бóгу, да не когдá погубит от них Госпóдь И Господь сказал ему: пойди, сойди, потом взойди ты и с тобою Аарон; а священники и народ да не порываются восходить к Господу, чтобы [Господь] не поразил их «Восходит Моисей (олицетворение закона) не без Аарона, который был образом Христа, ибо честен закон во Христе и связан со Христом духовным созерцанием, – говорит св. Кирилл Александрийский , – так что нельзя «отделять закон от созерцания во Христе, прилепляясь только к одной тени и не принимая истину за первообраз прообразов» (тв. ч. 2, стр. 17–18)

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

А св. Ефрем Сирин говорит, что «Исаак во всём прообразовал собою Владыку» Христа (тв. ч. 3, стр. 135). И по св. Иоанну Златоусту «Исаак во всех отношениях был образом Спасителя» (тв. т. 6, стр. 611, 615, 869). Гл. 21, 6 Речé же Сáрра: смех мне сотвори Госпóдь: иже бо áще услышит, обрáдуется со мнóю И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеётся Гл. 21, 7 И речé: ктó возвестит Авраáму, яко млекóм питáет отрочá Сáрра, яко родих сына в стáрости моéй И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына Гл. 21, 8 И возрастé отрочá, и отдоéно бысть: и сотвори Авраáм учреждéние вéлие, в óньже дéнь отдоися Исаáк сын егó Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак [сын его] отнят был от груди Св. Ефрем Сирин: «Обрадованы были Сарра и Авраам, когда родился Исаак, как сказал Бог; обрадованы были Мария и Иосиф, как сказал Гавриил» (тв. ч. 3, стр. 136). Гл. 21, 10 и речé Авраáму: изжени рабý сию и сына ея: не наследит бо сын рабы сея с сыном моим Исаáком и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына её, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком Гл. 21, 12 И речé Бóг Авраáму: да не бýдет жéстоко пред тобóю о óтроце и о рабыни: вся елика áще речéт тебе Сáрра, слýшай глáса ея: яко во Исаáце наречéтся тебе семя Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всём, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса её, ибо в Исааке наречётся тебе семя Бл. Иероним: «Измаил, сын Авраама, был отчуждён отцом, а младший Исаак получил наследство, ибо очень многие старейшие дети были отвержены Господом и избирались младшие во образ синагоги и Церкви» (тв. т. 10, стр. 380–381). Гл. 22, 2 И речé: поими сына твоегó возлюбленнаго, егóже возлюбил еси, Исаáка, и иди на зéмлю высóку и вознеси егó тáмо во всесожжéние, на едину от гóр, ихже ти рекý Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

41, стр. 210). Св. Иоанн Златоуст также говорит, что «дитя обрезывается в восьмой день, потому что в восьмой день (т. е. в первый после Субботы) надлежало быть воскресению Господню, обрезанию всего мира» (тв. т. 2, стр. 875) или, как св. Киприан Карфагенский яснее говорит, «восьмому дню надлежало быть тем днём, в который Господь воскрес, оживотворил нас и даровал нам обрезание духовное» (Письмо 46: тв. ч. 1, стр. 189). Гл. 18, 1 Явися же емý Бóг у дýба Мамврийска, седящу емý пред двéрьми сени своея в полýдни И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр [свой], во время зноя дневного Гл. 18, 2 Воззрев же очима своима, виде, и сé, триé мýжие стояху над ним: и видев притечé в сретение им от двéрий сени своея: и поклонися до земли Он возвёл очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатёр [свой] и поклонился до земли Св. Иустин Мученик в «Разговоре с Трифоном Иудеем» высказал мысль, что в числе трёх странников, явившихся Аврааму, был именно Сын Божий и с Ним два ангела (гл. 56, стр. 223). Св. Афанасий В. также утверждает, что «Ему (т. е. Сыну Божьему) поклоняется Авраам в куще» (тв. ч. 2, стр. 215), так что «если кто станет утверждать, что Авраам видел не Сына... анафема» (ч. 3, стр. 146). Св. Иоанн Златоуст также говорит: «беседовавший с Авраамом в куще был Сын» (на Евангелие Иоанна ч. 1, стр. 386; его тв. т. 7, стр. 614 и 881). Св. Ириней Лионский говорит: «Авраам, наученный Откровением, что Сын Божий будет человеком среди людей и через Его пришествие будет Семя его как звёзды небесные, возжелал видеть тот день, чтобы и самому обнять Христа; и увидев Его посредством Духа пророчественного, он возрадовался» ( Ин.8, 56 ) («Против ересей» кн. IV, гл. VII, 1, стр. 423–424), ибо именно «Сын Божий беседовал с Авраамом, когда имел вкушать у него пищу» (ibid. гл. X, 1, стр. 434). Такое понимание этого Богоявления встречается и в церковных песнопениях: а) «В сени Авраам узре, еже в Тебе, Богородице, таинство, Сына бо Твоего бесплотного прият» «В шатре Авраам увидел совершившееся в Тебе, Богородица, таинство; ибо он принял к себе бесплотного Сына Твоего» (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

«Как об Иисусе Навине из чуда на Иордане (3, 6–17) стало известно, что он муж боголюбивый (ст. 7), – говорит бл. Феодорит, – так и наш Иисус после Иордана и крещения Иоаннова положил начало учению и чудесам» (тв. т. 1, стр. 274). Гл. 5, 13 И бысть егдá бяше Иисýс у Иерихóна, и воззрев очима своима, виде человека стояща пред ним, и мéчь егó обнажéн в руце егó Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнажённый меч По мнению бл. Иеронима, Сам Иисус Христос явился Иисусу Навину с мечом в руке (тв. ч. 13, стр. 177). Гл. 6, 16 и бýдет грáд сéй прóклят, и вся, елика сýть в нéм, Гóсподу сил: тóкмо Раáв блудницу снабдите ю, и вся, елика сýть в домý ея, яко сокры прелагáтаи, ихже посылáхом Город будет под заклятием, и все, что в нем – Господу [сил]; только Раав блудница пусть останется в живых, она и всякий, кто у неё в доме; потому что она укрыла посланных, которых мы посылали «Иисус Навин, говорящий: «Блудница Раав да будет жива», – по мнению св. Иоанна Златоуста , – был прообразом Господа Иисуса, Который говорит: „Любодейцы и мытари” предварят вас в Царстве небесном ( Мф.21, 31 )» (тв. т. 2, стр. 366). Гл. 10, 12 и речé Иисýс: да стáнет сóлнце прямо Гаваóну, и лунá прямо дéбри Елóн И сказал Иисус пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою «Иисус Навин одним словом воспретил продолжать своё течение великим светилам, пока не одержал он совершенной победы... По объяснению бл. Феодорита, – сим прообразуется чудодействие Спасителя: когда пророк (разумеется Иисус Навин) сажался, солнце стало; и когда Спаситель наш разрушил смертью смерть, удержало солнце лучи свои, и в полдень наполнила вселенную тьма» (тв. т. 1, стр. 281). Очевидно, в этом смысле рассуждает и св. Амвросий Медиоланский : «Солнце стало, потому что в Иисусе Навине познало образ будущего, ибо не своею силою, но таинством Христа Иисус Навин властвовал над небесными светилами» (у о. С. К. Смирнова стр. 108). Согласно с этим объяснением св. Церковь поёт: «Да станет, вопияше Иисус, луна же и солнце, еже на крест прописуяй пострадавшего Владыку плотию, светилом помрачение» (Октоих гл. 1, Сред. Утр. кан. 1, п. 3, троп. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010