v. ter., trecenti, tredecim, triginta, tres и tria. 282 A. Покровский в книге „Библейское учение о первобытной религии“, 1901, стр. 49–53, доказывает, что соблюдение субботы, как дня покоя, посвященного воспоминанию творения и прославления Творца, современно самому началу человеческой истории. 285 Примеры: Левит. 13, 5 (по Синод, переводу): «В седмый день священник осмотрит его (прокаженного), и если язва остается в своем вид, и не распространяется язва по коже, то священник должен заключить его на другие семь дней». Там же, 14, 7. 9: «и покропить на очищаемого от проказы семь раз, и объявить его чистым»; «в седмый день обреет все волосы свои». Иис. Нав. 6, 3 : „и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седмый день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами“ и пр. Иезек. 45,23: «и в эти 7 дней праздника он должен приносить во всесожжение Господу каждый день по7тельцов и по 7 овнов без порока». 286 Сравн. Андрея, архиеп. кесарийского, Толкование на Апокалипсис, перев. с греч., (изд. 2, Москва, 1893), стр. 6, 10, 16, 62 и друг., о значении седмеричного числа. 287 Septem capitalia delieta суть; idololatria, blasphemia, homicidium, adulterium, stuprum, falsum testimonium, fraus. Tertull. adv. Marc. IV, 9. (II, p. 175 Oehler). 288 Septenarius numerus legitimus ac plenus est. Nam et dies septem sunt, quibus per vicem revolutis orbes conficiuntur annorum; et septem stellae, quae non occident; et septem sidera , quae vocantur errantia, quorum dispares cursus et inaequabiles motus rerum ac temporum varietates efficere creduntur. Lact. Div. Inst. VII, 14. 289 Ambrosius, De Noe c. 12: septimus numerus pienus etc. (Migne XIV, 378). В одном из своих писем Амвросий представил целый (хотя и небольшой) трактат об этом числе. (Migne, XVI, col 1136 ss., coni. col. 1216 CD). 290 Augustin. De civ. D. XI. 31. Conf. De cons, evang. II, 4, и наименование perfectus для septenarius numerus в Quaest. in Hept. (Migne,t. 34, col. 634). 292 Hieron.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

[Глава VIII:] Я храню слово царя и заповеди клятвенные пред Богом. Не спеши отступать от лица Его и пребывать в деле злом [ст. 2, 3]. Из того, что грешник стократно делает зло и находит долготерпение, я уразумел, что будет благо боящимся Бога и поклоняющимся пред лицом Его. Да не будет блага человеку нечестивому, и не продолжатся дни его, но как тень пройдут мимо те, которые не боятся лица Божия [ст. 12, 13]. [Глава IX:] Я говорил, что мудрость лучше силы [ст. 16]. Мудрость лучше, чем военное оружие, и кто согрешит в одном, погубит многое добро [ст. 18]. [Глава X:] Кто копает ров, тот впадет в него, а кто разбрасывает забор, того укусит змий; а кто переносит камни [с места на место], тот споткнется о них, а кто разрезывает деревья, тот будет поранен о них. Если железо будет отскакивать и будет не таково, как прежде, а притуплено, то натачивается оно с большим трудом, и после работы обнаруживается мудрость. Если змея кусает молча, то нисколько не меньше ее оказывается тот, кто обманывает тайно. Слова из уст мудрого – благодать, а уста глупого низвергнут его [ст. 8–12]. [Глава XI:] Итак радуйся, юноша, в юности твоей; и да будет в благе сердце твое в дни юности твоей, и ходи путями сердца своего и смотрением очей своих. Но знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. Удали гнев от сердца своего, и отвергни злобу от плоти своей, ибо юность и похоть – пустота [ст. 9, 10]. [Глава XII:] Помни о Творце своем в дни юности твоей [ст. 1]. Бойся Бога и заповеди Его соблюдай [ст. 13]. Из книги ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ Остается еще та книга Соломона, надписание которой: Песнь Песней. Но что мы можем из нее внести в это произведете, когда эта книга в целом виде своем представляет священную любовь Христа и Церкви посредством образной речи, и предвозвещает возвышенным пророческим словом кроме того только, что в ней представляется, правда, наитруднейшим, но в чем мы сравнительно легко можем указать (advertcre), насколько эта божественная и свыше вдохновляемая любовь должна быть желательна, и как мною ценима; потому-что не только там, но и в другом, и в третьем, и снова в четвертом месте повторяется то же самое (главы II, III, VIII), – именно: Заклинаю вас, дочери Иерусалима, сернами и полевыми оленями не пробуждайте и не заставляйте бодрствовать возлюбленную, пока она не захочет [II, 7; III, 5].

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Господь отправился туда не для проповеди, Он искал там уединения и успокоения и не хотел, чтобы кто узнал о Его прибытии, но не мог утаиться (Ев. Мк.7:24 ). «Молва о Его чудесах проникла даже в сирофиникийские города и, как только Он успел войти в соседние селения, скрыться уже было невозможно» (Жизнь Иисуса Христа. Ф. В. Фаррара перев. Матвеева. М. 1887 г. Ч. I, стр. 256). Одна женщина хананеенка услышала о Нем, и вышедши из тех мест, и идя вслед за небольшой толпой, где был Иисус, кричала Ему: помилуй меня, Господи! Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется (Ев. Мф.15:22 ; Мк.7:25 .) «Она не смела привести беснующуюся к Учителю, но, оставив ее дома на одре, сама умоляет Его и объясняет только болезнь, ничего более не прибавляя. Она обращается к милосердию Владыки и громким голосом просит помилования не дочери своей, но себе самой: помилуй меня, и этим воплем привлекает народ. Этою молитвою она как будто говорила: дочь моя не чувствует своей болезни, а я терплю тысячи различных мучений; я больна, я чувствую болезнь, я беснуюсь и сознаю это, помилуй меня!» (LII беседа св. Иоанна Златоуста на еванг. Матфея. М. 1843 г. Ч. II, стр. 384–385). Иисус не отвечал ей ни слова (Ев. Мф.15:23 ). «В евангелиях не встречалось ни одного случая заметить подобной, кажущейся холодности со стороны Иисуса», говорит один западный ученый (Ф. В. Фаррар). «Иудеев и неблагодарных Он вводит, и злословящих призывает, и искушающих не оставляет; а ту, которая сама приходит к Нему, просит Его и молит, которая не знала ни законов, ни пророков, и между тем показывает такое благочестие, Он не удостаивает даже и ответа. Слышно было, что Он Сам обходил селения для того, чтобы исцелять больных, но вот Он отвергает и ту, которая сама пришла к Нему. Кого не преклонили бы такое страдание и такая покорность, с какою женщина умоляла о своей страдающей дочери? Она не почитала себя достойною благодеяния и пришла не с тем, чтобы требовать должного, но просила оказать милость и изъявляла только свое несчастье; но и при всем этом не удостоена ответа. Даже самые ученики тронулись несчастьем женщины, смутились и опечалились, но и смутившись, не смели сказать Ему – окажи ей милость» (LII беседа св. Иоанна Златоуста на еванг. Матфея. М. 1843 года. Ч. II, стр. 385), но приступивши, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Ев. Мф.15:23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И они пришли и поклонились Ему, повешенному на древе, и многие из них восстали. И они сияли Его с древа, и муж некий, исполненный истины, Иосиф-советник, завернул Его в кусок полотна и положил Его в гробницу. (См. Мф. 27 и пар. места Диатес., гл. 51–52.) И в день третий восстал из дома мертвых, и мы увидели Его, и Он говорил с нами. И мы ели с Ним хлеб. И осязали мы, и уверовали мы, и утверждаем мы, что был Он Слово, Которое стало плотью и жило среди пас. (Ср. Ин. I, 14 , Диатес., гл. 3.) И Он вознесся на небо и воссел одесную Отца Своего. И Он дал нам власть даровать жизнь и блага всякому, кто уверует во имя Его. И Он сказал нам: “Идите, учите и крестите их. все народы, во имя Отца, и Сына, и Духа Святого. Всякий, кто уверует и крестится, будет спасен”. – “История Иоханнана апостола, сыпи Зеведеева”. Цит. по: Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. С. 318 – 319. 218 Проф. В. В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви, II. С. 241. 219 Профессор архимандрит Киприан. Патрология. С. 21. 220 Проф. В. В. Болотов. Лекции но истории древней Церкви, II. С. 241. 221 “…То, что увидел Пилат… дал знать кесарю и синклиту почетному вашему… И знаете вы, что не мог Пилат написать Величеству о том, что не имело место и чего он не видел глазами своими, но то, что имело место и свершилось в деяниях, то он описал и сделал известным. Свидетели же те, которые были там, и те, «сто охраняли гробницу, были как мертвые, и когда они были допрошены Пилатом, те стражники свидетельствовали пред ним, какой выкуп дали главы священников иудейских, дабы они сказали, что мы, ученики Его, выкрали тело Христа.” См.: Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. С. 375–370. “Учение Симона Кифы в Риме городе” (апокрифическое повествование из сирийской рукописи VI века). 222 Апология, I, 35, 48. 223 Апология, 24, 24. 224 Константин фон Тишендорф – собиратель и исследователь древнейших рукописей. Наиболее известен находкой Синайского кодекса в 1872 г.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

Псалом 65 1. В конец. Песнь псалма воскресения 799 . Воскликните Господу, вся земля, пойте имени Его, создайте славу хвалою Его. Скажите Богу: сколь грозны дела Твои! При множестве силы Твоей солгут 800 пред Тобою враги Твои. Вся земля да поклонится 801 Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний! Приидите и зрите дела Божии: как Он страшен в определениях о сынах человеческих. Он обращает море в сушу: реку пройдут ногами 802 , там 803 возвеселимся о Том, Кто силою Своею владычествует во век 804 : очи Его на народы взирают, дабы не превозносились собою люди, огорчающие (Его) 805 . Благословите, народы, Бога нашего и произнесите громко 806 хвалу Ему. Он сохранил жизнь душе моей и не дал поколебаться ногам моим. Ибо Ты испытал нас, Боже, огнем очистил нас, как огнем очищается серебро. Ввел нас в сеть, положил скорби на хребет наш 807 . Посадил людей на головы наши 808 , прошли мы чрез огонь и воду, и вывел нас в покой. Войду в дом Твой со всесожжением, исполню пред Тобою обеты мои, Которые изрекли уста мои и произнес язык мой в скорби моей. Всесожжения тучные вознесу Тебе с фимиамом и овнами, принесу Тебе волов с козлами. Приидите, послушайте, все боящиеся Бога, и я поведаю вам, что сотворил Он для души моей. К Нему устами моими я воззвал и превознес Его 809 языком моим. Если бы я узрел неправду в сердце моем, то не услышал бы 810 меня Господь. Но 811 услышал меня Бог, внял гласу моления моего. Благословен Бог, Который не отверг молитвы моей и (не отвратил) 812 милости Своей от меня! 799 Слова надписания: ψαλμο ναστσεως не имеют соответствия в евр. т., но находятся во всех греч. спп. (по Гольмезу, кроме 39 и 100; [слова воскресения нет в син.]), в Итале, Вульг. и арабском. По изъяснению свтт. Афанасия и Кирилла Александрийского , здесь (9 ст.) пророчествуется о воскресении душ и вечном веселии апостолов. В Православной Церкви II–IV вв. употребляются в пасхальном богослужении (антифоны на литургии) как пророчество о воскресении Иисуса Христа. [Согласно Ральфсу, воскресения – раннехристианское (II или даже I в.) добавление по причине литургического употребления псалма.]. 803 «При Иордани, который перешли по суху» (Феодорит). И вообще, в том благочестивом восторженном религиозном собрании, на которое приглашает псалмопевец все народы во 2–5 стт. 804 Греч. ανος – род. пад. [зависит] от δεσπζοντι – владычествует над веком, т. е. над временем, не подлежа его законам и условиям; в синод. пер. и у преосв. Порфирия вечно. 812 Так дополнено в синод. пер., в евр. и греч. тт. нет соответствующего слова. Новые толковники делают также неизбежное дополнение (Hoberg. Die Psalmen. S. 222). Даже у буквалиста Пумпянского оно есть. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Только появление Иисуса Христа на земле выявило Его противника. И чем зримее Его появление в Церкви, тем зримее становится и антихрист. И когда настанет второе исполнение времен и будет провозглашено второе пришествие Христа, тогда появится и антихрист в своей величайшей злобе. «Как первое пришествие нашего Господа имело своего предтечу, — говорит Д. Г. Ньюмен , — так и второе будет иметь. Первый был «больше чем пророк» — святой Креститель. Второй будет больше чем только противник Христа: он будет образом самого сатаны — страшным и полным ненависти антихристом». Так кто же он - этот антихрист? Какова его сущность? На эти вопросы со всей прямотой и определенностью нам отвечает св. Иоанн: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» (Иоанн I, 2, 22), и в другом месте — «А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (4, 3). Указания  пророков мы также находим и во втором письме святого: «Ибо многие обольстители, — пишет он, — вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист» (Петр II, 7). Слова св. Иоанна совешенно определенно свидетельствуют о том, что сущность антихристова духа — отрицание полноты богочеловека Христа. Христос есть истинный Бог и истинный человек. Он есть гипостатическая совокупность. И тот, кто отрицает хоть одну часть этой совокупности — «А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа» (Иоанн I, 4, 3), — разрушает свою личность и таким образом становится антихристом. Антихрист обнаруживается везде, где только Христос хоть сколько-нибудь искажен. И не имеет никакого значения то, где находит выражение это искажение — в философии ли, в искусстве, в общественной жизни или только в установке отдельного человека. Повсюду, где только оно проявляется, там — антихрист. Антихрист — объективация искаженного Христа . Он — «тайна беззакония», которая действует против Христа (Фec.II, 2, 7).

http://predanie.ru/book/84483-tayna-bezz...

Что было больным, того вы не сделали здоровым; что было слабым, того вы не укрепили; что было сломано, то вы не перевязали и что блуждало, того вы не/вернули назад; что было потеряно, того вы не искали, но насилием и поруганием покорили вы их. И мои овцы рассыпались без пастырей и стали снедью полевых зверей. Мои овцы разбрелись и блуждали по всем высоким горам и по всем холмам возвышенным, и по всей стране 193 были S 23/L 17//CA II. 18///рассыпаны овцы Мои и никто не спрашивал (о них) и не искал (их). Поэтому вы, пастыри, слушайте слово Господа Бога: «Так как Мои овцы без пастыря стали добычею и снедью всех зверей полевых, и пастыри не спрашивали об овцах Моих; – более того, пастыри пасли самих себя, Моих же овец они не пасли, – поэтому, вы – пастыри, слушайте слово Господа, так говорит Господь Бог: Вот Я (приду) на пастырей и взыщу овец Моих от руки их; и отстраню Я их, чтобы от не пасли больше овец Моих, также и самих себя они не должны впредь пасти, но Я желаю освободить овец из рук их. и не должны они более служить пищей им. Ибо так говорит Господь Бог: вот Я желаю взыскать овец Моих и произвести им осмотр. Как пастырь осматривает овец своих в день бури, находясь среди них, так желаю Я осмотреть овец Моих//и собрать их из всех мест, по которым они были рассеяны в день туч и темноты. Я выведу их из народов и соберу из стран 194 и приведу их в их землю и на. горах Израилевых буду пасти их и во всех уединенных местах 195 страны 196 . На добром и тучном пастбище буду пасти их, и на горных высотах Израиля должно быть величие красоты их. Там должны они покоиться на мягком ложе и пастись на тучном пастбище на горах Израилевых. Я буду пасти овец Моих и укреплю их, говорит Господь Бог . Потерянное Я буду искать, заблудшее возвращать, сломанное перевязывать, слабое укреплять, откормленное S 24/L 18//CA II. 18///и здоровое охранять и пасти их в правде. И вы, Мои овцы, овцы стада Моего 197 , так говорит Господь Бог: вот Я рассужу между овчатем и овчатем, между овном и овном 198 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

И спасутся в это время люди твои все, найденные записанными в книге. И многие из спящих в земной насыпи поднимутся, одни для жизни вечной, другие на венное поругание и посрамление. И разумные просветятся как светила на тверди, и из праведных многие - как звезды, вовеки (12:1-3). Вот ещё место, весьма сходное с известным евангельским изречением, которое касается воскресения мёртвых тел . Называемые там находящимися в гробах называются здесь спящими в земной насыпи или в земной персти, как перевели другие. Как там говорится: изымут, так здесь: поднимутся. Как там: творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения, так здесь: одни для жизни венной, другие на вечное поругание и посрамление. Что же там сказано: все, находящиеся в гробах, а здесь пророк говорит не все, но многие из спящих в земной насыпи, то это не следует считать за разность. Писание местами употребляет «многие» вместо «все». Аврааму, например, сказано: отцом многий народов поставлю тебя (Быт 17:5), а между тем в другом месте ему же Бог говорит: в семени твоем благословятся все народы (Деян 6:25). О таком же воскресении тому же самому Даниилу несколько после говорится: и ты иди и упокойся во дни исполнения совершения , и восстанешь по жребию твоему в конце дней (Дан 12:13). СУЛЬПИЦИЙ СЕВЕР – ДИАЛОГИ, II (14) Когда его спросили о кончине века, он сказал нам: «Прежде придут Нерон и Антихрист. Нерон, подчинив себе десять царей , будет владычествовать на Западе и учинит там гонение, принуждая поклоняться языческим идолам. Антихрист же сначала захватит власть над Востоком и сделает своим местопребыванием и столицей царства Иерусалим. Он восстановит город и Храм. Гонение его будет [заключаться] в том, что он будет принуждать людей отрекаться от Христа Бога. Он объявит себя Христом и повелит всех обрезывать по [иудейскому] закону. Наконец, и сам Нерон погибнет от Антихриста, и таким образом во власти Антихриста окажутся вся земля и все народы, пока нечестивый не будет уничтожен пришествием Христа.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

И спасутся в это время люди твои все, найденные записанными в книге. И многие из спящих в земной насыпи поднимутся, одни для жизни вечной, другие на венное поругание и посрамление. И разумные просветятся как светила на тверди, и из праведных многие – как звезды, вовеки (12:1–3). Вот ещё место, весьма сходное с известным евангельским изречением, которое касается воскресения мёртвых тел 962 . Называемые там находящимися в гробах называются здесь спящими в земной насыпи или в земной персти, как перевели другие. Как там говорится: изымут, так здесь: поднимутся. Как там: творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения, так здесь: одни для жизни венной, другие на вечное поругание и посрамление. Что же там сказано: все, находящиеся в гробах, а здесь пророк говорит не все, но многие из спящих в земной насыпи, то это не следует считать за разность. Писание местами употребляет «многие» вместо «все». Аврааму, например, сказано: отцом многий народов поставлю тебя ( Быт. 17:5 ), а между тем в другом месте ему же Бог говорит: в семени твоем благословятся все народы 963 ( Деян. 6:25 ). О таком же воскресении тому же самому Даниилу несколько после говорится: и ты иди и упокойся во дни исполнения совершения 964 , и восстанешь по жребию твоему в конце дней ( Дан. 12:13 ). СУЛЬПИЦИЙ СЕВЕР – ДИАЛОГИ, II (14) Когда его 965 спросили о кончине века, он сказал нам: «Прежде придут Нерон и Антихрист. Нерон, подчинив себе десять царей 966 , будет владычествовать на Западе и учинит там гонение, принуждая поклоняться языческим идолам. Антихрист же сначала захватит власть над Востоком и сделает своим местопребыванием и столицей царства Иерусалим. Он восстановит город и Храм. Гонение его будет [заключаться] в том, что он будет принуждать людей отрекаться от Христа Бога. Он объявит себя Христом и повелит всех обрезывать по [иудейскому] закону. Наконец, и сам Нерон погибнет от Антихриста, и таким образом во власти Антихриста окажутся вся земля и все народы, пока нечестивый не будет уничтожен пришествием Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

291 Иоан. IV, 1-3). И еще: «Кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос? оей есть антихрист, отметаяйся, яко Сына» (там же II, 22). «Иже аще исповесть, яко Иисус есть Сын Божий, Бог в нем пребывает, и той в Бозе» (там же IV, 15). — Как все нравственные заповеди христианские содержатся в единой заповеди любви, так точно все истины или догматы христианской веры заключаются в едином «имени» Иисуса Христа: «Возлюбленнии, аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение имамы к Богу, и его же аще просим, приемлем от Него, яко заповеди Его соблюдаем, и угодная пред Ним творим. И сия есть заповедь Его, да веруем во имя Сына Его Иисуса Христа, и любим друг друга, яко же дал есть заповедь нам» (там же III, 21-23). Если любовь есть общая и внутренняя основа истинной жизни, то вера во имя Сына Божия есть особый отличительный признак этой жизни. Только верою в действительного и живого Богочеловека свидетельствуем мы свое родство с Божеством, только эта вера решительно отделяет чад Божиих от мира и она же, как их неоспоримое преимущество, дает им победу над миром. «Всяк веруяй яко Иисус есть Христос, от Бога рожден есть; и всяк любяй рождшаго, любит и рожденного от Него. О сем вемы яко любим чада Божия, егда Бога любим, и заповеди Его соблюдаем. Сия бо есть любы Божия, да заповеди Его соблюдаем, а заповеди Его тяжки не суть. Яко всяк рожденный от Бога побеждает мир: и сия есть победа победившая мир, вера наша. Кто есть побеждали мир, токмо веруяй, яко Иисус есть Сын Божий?» (там же V, 1-6). XI. Без сомнения, апостолы учили христиан весьма многому и еловом и посланиями своими. Сокровища богословской мысли, находящиеся в посланиях апостола Павла, далеко еще не исчерпаны христианскою наукою. Но значение Иисуса как Мессии или Христа, как Сына Божия, пришедшего во плоти для спасения, людей — это было единственным догматом христианской веры, определительно утвержденным и безусловно обязательным для всех правоверующих. Я не имею здесь в виду тех религиозных истин, которые были у христиан общи с иудеями, или даже с язычниками, я говорю только про собственно христианскую истину, она же выражалась в

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010