Суровость заповеди уравновешивается сладостью награды, любовью Бога к человеку: Блаженны плачущие, ибо они утешатся. «Скажи мне, где они утешатся? – восклицает Златоуст. – И здесь и там. Так как эта заповедь была слишком тяжка и трудна, то Он обещает то, что наиболее могло бы облегчить ее. Итак, если хочешь иметь утешение – плачь. И не почитай этих слов иносказательными. Подлинно, когда Бог утешает, то хотя бы тысячи горестей с тобой случились, все победишь, потому что Бог всегда награждает труды с преизбытком» (там же). И подобно тому, как заповедь о смирении объявлялась доступной для всех, заповедь о плаче содержит требование оплакивать не только свои, но и чужие грехи. «А плакать нам повелевает не о своих только грехах, но и о грехах других. Так поступали святые, как-то: Моисей, Павел, Давид» (там же). В том же духе толкуется и четвертая заповедь Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Под «правдой» – δικαιοσνη – подразумевается свойство, противоположное корыстолюбию (πλεονεξα), и обещанная чувственная награда (насытятся) должна опровергнуть ходячее представление о том, что к материальному благополучию ведет стяжательство: «Вникни в то, с какою силою Он выразил Свою заповедь! Он не сказал: «блаженны те, которые ищут правды», – но – «блаженны алчущие и жаждущие правды», внушая этим, чтобы мы не как-нибудь, но с полным рвением стремились к ней. А как полное рвение имеют корыстолюбцы, и мы не столько любим есть и пить, сколько приобретать все больше и больше и избыточествовать, то Он повелел это рвение перенести на нелюбостяжание. И Он снова предлагает чувственную награду: «Ибо они насытятся». Из-за того, что большинство людей полагает, будто корыстолюбие приносит им благополучие, Христос говорит, что все обстоит наоборот, ибо благополучными делает правда (δικαιοσνη). Значит, поступая справедливо, не бойся нищеты и не страшись голода» (там же, 4, 227). По мысли Златоуста, четвертая заповедь предвосхищает собой пятую (Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут), указывая, что милостыню надо подавать не из награбленного, не из нажитого корыстолюбием (οδ κ πλεονεξα). Проповедник не входит в подробное рассмотрение пятой заповеди, ограничиваясь общими словами о том, что милостыня должна твориться не только деньгами, но и делами, что виды ее разнообразны и заповедь эта широка, а награда за нее весьма высокая, поскольку милость, получаемая от Бога, несоизмерима с человеческой милостью. Столь же бегло обозревает Златоуст и остальные заповеди блаженства. Шестая заповедь, Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят, подчеркивает важность целомудрия. В седьмой, Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся, не только устраняется взаимное несогласие и ненависть, но требуется от людей нечто большее – чтобы они примиряли несогласия других, и за это им обещана духовная награда: «они будут названы сынами Божиими, потому что и Сам Единородный Сын Божий соединял разделенное и примирял враждующее» (там же, 4, 228).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

Чтение Бытия  32; 11: 1–9] 32 Таковы поколения сынов Ноевых, по родам их, по народам их. От них рассеяны были острова народов на земле после потопа. 1 И были на всей земле один язык и одно наречие у всех народов. 2 Когда они пошли с востока, нашли поле в земле Сеннаарской и поселились там. 3 И сказали люди друг другу: «Давайте произведём кирпичи и обожжём их на огне». И стали у них кирпичи вместо камней, а смола — вместо глины. 4 И сказали: «Давайте построим себе город и башню, верх которой будет достигать самого неба, и создадим себе имя, прежде чем рассеемся по лицу всей земли». 5 И сошёл Господь Бог, чтобы посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. 6 И сказал Господь: «Вот, род один и один язык у всех, и это они начали делать, и ныне не прекратится ни одно дело, какое они захотят совершить. 7 Давайте сойдём и спутаем там их язык, чтобы не слушал никто речь ближнего своего». 8 И рассеял их Господь Бог оттуда по лицу всей земли, и перестали они строить город и башню. 9 Поэтому и наречено имя ему «Смешение», ибо там смешал Господь Бог язык всей земли и оттуда рассеял их Господь Бог по лицу всей земли.  Прокимен (псалом 76), глас 8: Гласом моим ко Господу воззвах,/гласом моим к Богу, и внят ми.  Стих: В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых. Чтение книги Притч  20–26; 14: 1–6] 20 Желания благочестивых услаждают душу, дела же нечестивых далеки от разума. 21 Общающийся с мудрыми будет мудр, но опознают того, кто общается с глупыми. 22 Грешников постигнет зло, праведников же постигнет добро. 23 Добрый человек будет иметь наследниками сыновей своих сыновей, а богатство нечестивых сберегается для праведных. 24 Праведные будут проводить в богатстве многие годы, неправедные же вскоре погибнут. 25 Кто жалеет свой посох, тот ненавидит своего сына, а любящий усердно наставляет. 26 Праведный, питаясь, насыщает свою душу, души же нечестивых голодны. 1 Мудрые жёны созидают дома, а глупая разрушает своими руками. 2 Ходящий право боится Господа, а искривляющий пути свои будет обесчещен. 3 Из уст глупого — бич гордости, уста же мудрых охраняют их. 4 Где нет волов, там ясли чисты, а где продуктов много, там явна сила вола. 5 Верный свидетель не лжёт, а свидетель лживый распространяет ложь. 6 Будешь искать мудрость у злых и не найдёшь, мудрым же легко доступно знание.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

Давайте опять прочитаем слова апостола Иакова, чтобы как следует уяснить их себе: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона . И далее: ТАк говорите и тАк поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы (Иак. 2, 12) . Здесь апостол Иаков научает нас, чтобы мы, христиане, общаясь с другими людьми, не становились в такую позу, как будто мы какие-то " особые " . Христиане должны всем говорить так: " Мы — такие же, как вы, и даже, может быть, в чем-то хуже вас. Но мы услышали голос Божий, который позвал нас за собой. Мы услышали призыв Христа, поистине из глубины воззвав к Нему [ 4 ], услышали Его зов. Мы — народ, сидящий во тьме [ 5 ] — увидели этот свет, который во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1, 5); и мы пошли на этот свет. Кого призывает к Себе Господь? В Евангелии мы читаем, что Он призывает к Себе хромых, слепых, убогих [ 6 ]. Господь Иисус Христос Сам говорил о тех, кто первыми войдут в Его Царство: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие (Мф. 21, 31). Итак, мы должны прямо сказать, что мы — такие же люди, как и все. Потому что мы все произошли от Адама и Евы. Все люди! Вы можете поехать в Африку — там люди грешат точно так же, как и здесь; можете поехать в Америку, в другие страны — и там грешат так же... Недавно по радио " Радонеж " была передача: врач-нарколог рассказывала о том, что наркоманы сейчас повсюду. Она говорила, что даже у священников дети бывают наркоманами и часто обращаются к ней за помощью... То есть грех касается всех, нельзя от него спрятаться. Даже находясь близко к пастырю невозможно совершенно спрятаться от греха. Но если мы признАемся, что все виновны перед законом Божиим, это нас примирит. Когда люди находятся в состоянии общей беды, они уже не ищут виноватых — они стремятся к тому, кто может их спасти. Один мужчина приходил ко мне на исповедь и рассказывал о том, что у него были серьезные проблемы, связанные с его легкомысленным поведением: он заболел венерической болезнью. Сначала, когда окружающие подозревали его в этом заболевании, он чувствовал себя крайне неловко, потом лег в больницу. И я спросил у него: " Где вам было лучше? " — " Там, где все больны такой же болезнью! " В больнице он почувствовал себя спокойно, ему не нужно было никому ничего доказывать: там все этим же болеют и там ему было легче! И больные в палате не пытались присматриваться друг ко другу — они только ждали, когда придет врач и начнет лечение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И можно обобщить: те, кто ради Христа проводят здесь жизнь в большой скорби и великих искушениях, будут там со Христом и будут зреть Христа лицом к лицу, беседуя с Ним сладко-сладко, подобно тому как любящий отца сын беседует с любящим сына отцом. Итак, Христос станет для них всяким утешением и всякой радостью. Потому что там они уже не будут алкать, как алкали здесь ради заповеди Христа, которая гласит: Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь И насытятся они не едой и питьем, но славою Христовою, как говорит и божественный пророк Давид: Насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей И жаждать там они уже не будут, как добровольно жаждали здесь, дабы причинить скорбь телу. И они уже не будут опаляться пламенем скорбей и искушений, как опалялись скорбями и искушениями здесь, подобно золоту в горниле, и таким образом являли истинную любовь ко Христу, любовь, сияющую сильнее, чем раскаленное и семикратно очищенное серебро. Потому что Христос, Добрый Пастырь овец, там, в Своем Царстве, будет пасти их и приведет на райские и всегда цветущие и благоуханнейшие луга, откуда истекают потоки сладости и прохладные источники приятнейших вод бессмертной жизни. Ибо снова говорит возлюбленный Иоанн в своем Апокалипсисе: Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди Престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их Дал бы и нам Бог когда-либо в этой жизни великую скорбь и обильные слезы в очах наших, чтобы там, в Его Царстве, с очей наших была отерта всякая слеза и сердце наше радовалось истинной и вечной радостью. Этой радости да сподобимся в Самом Христе и Боге нашем. Ему же слава и держава во веки веков. Аминь. См.: Мф. 11, 30. Ср.: Иак. 4, 6; 1 Пет. 5, 5. Ср.: Мф. 20, 28. Лк. 10, 21. Пс. 83, 3. Пс. 113, 4. Пс. 83, 8. Флп. 4, 13. Гал. 2, 20. Ср.: Евр. 11, 38. См.: Мф. 14, 25-33. Пс. 102, 5. Флп. 3, 13. Откр. 7, 9. Гал. 3, 27. Откр. 7, 14. Ср.: Ин. 16, 33, 20. Ср.: Мф. 5, 11. Лк. 6, 21.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2394...

Деян.16:13. В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами. Деян.16:14. И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Деян.16:15. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас.    В этом городе так мало было иудеев, что не было синагоги. Поэтому, по принятому у иудеев обычаю, они собирались там вне города на берегу реки Гангеса для молитвы. Это место было, быть может, огорожено, но там не было никакого постоянного здания. В субботний день проповедники направились туда и, севши, разговаривали с собравшимися там женщинами. Вероятно, мужчин там и не было, а только женщины-еврейки, быть может, вышедшие замуж за местных язычников. Поэтому Павел и его спутники и не держали, по обычаю, продолжительной речи, как это бывало в синагогальных многолюдных собраниях, а только вели беседу. Под влиянием этой беседы, обратилась ко Христу и приняла святое крещение со всеми своими домашними некая «Лидия» из г. Фиатир, торговавшая багряницей. Фиатиры были македонской колонией в малоазийской провинции Лидии. Вероятно, Лидия сама была македонянка-прозелитка и имя Лидии, довольно распространенное у древних, получила от своей родной страны. Она, видимо, пользовалась некоторым благосостоянием, так как занималась приготовлением и продажей очень ценившихся пурпуровых тканей. Поэтому она и предложила гостеприимство и помощь святому Павлу с его спутниками. Проповедь здесь шла несомненно успешно и образовалась целая христианская община, которой писал потом святой Павел свое послание к Филиппийцам. Эта община была особенно близка и дорога сердцу Павла, и он, привыкший всегда сам заботиться о своем содержании, несколько раз принимал от этой общины материальную помощь на свои нужды во время своих путешествий, а также во время своих уз в Риме (Фил. 1:5); (Фил.2:12); (Фил.4:14—16). Известны также имена некоторых сотрудников Павла в Филиппах: двух женщин — Еводии и Синтихии и двух мужчин — Климента и Епафродита (Фил. 4:2—3) и (Фил. 2:25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

1Пар.4:23 .  Они были горшечники, и жили при садах и в огородах; у царя для работ его жили они там. Чтение «при садах и огородах» представляет перевод еврейских собственных имен «Нетаим и Гедера». Что они означают, сказать нет возможности. Спорно также и то, какой разумеется царь: еврейский или же вавилонский и персидский. Если же последний, то смысл стиха такой: некоторые потомки Иуды остались в Вавилонии после того, как их родственники получили разрешение вернуться на родину. Раздел, посвящаемый автором колену Симеонову ( 1Пар.4:24–43 ), разделяется на три части: в первой ( 1Пар.4:24–27 ) исчисляются пять сыновей Симеона и поколение последнего из них; во второй ( 1Пар.4:28–33 ) указываются места поселения симеонитян до времени Давида ( 1Пар.4:31 ), и в третьей ( 1Пар.4:34–43 ) идет речь о двух их походах, из которых один – на хамитян имел место при Езекии ( 1Пар.4:41 ), а другой в неизвестное время – на землю Сеир ( 1Пар.4:42 ). 1Пар.4:24 .  Сыновья Симеона: Немуил, Иамин, Иарив, Зерах и Саул. Пять сыновей Симеона исчисляются также в ( Чис.26:12–14 ), с тем лишь различием, что третий сын называется там Иакин, а здесь Иарив, каковую особенность объясняют ошибкой переписчика. Наоборот, в ( Быт.46:10 ) и ( Исх.6:15 ) указано шесть сыновей Симеона. Из них третий, Огад, опущен и в кн. Числа, и в кн. Паралипоменон, вероятно, потому, что не имел потомства. Далее, на первом месте стоит Иемуэл, которому у нас соответствует Немуил и на предпоследнем вместо Зерах – Цохар. Какая форма этих имен древнее и первоначальнее, сказать трудно; но во всяком случае они подобозначущи. Цохар значит «блеск», Зерах – «восход солнца», Немуил и Иемуэл – «сад Божий». 1Пар.4:25 .  Шаллум сын его; его сын Мивсам; его сын Мишма. 1Пар.4:26 .  Сыновья Мишмы: Хаммуил, сын его; его сын Закур; его сын Шимей. Шесть поколений Саула, сына Симеонова. 1Пар.4:27 .  У Шимеят было шестнадцать сыновей и шесть дочерей; у братьев же его сыновей было немного, и все племя их не так было многочисленно, как племя сынов Иуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но на самом деле и тогда никто не был брошен или отвержен Богом. От Апостола Петра узнаем, что Христос, «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом», «сойдя, проповедовал» «находящимся в темнице духам», «некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению»! В частности, «во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды». Значит, Господь сходил и в место страданий, называемое «темницей», или «адом». Не забыл он, не выбросил из памяти, не уничтожил души тех, чьи тела погубил водами потопа! А значит, кто-то и услышал Его, кто-то и вышел за Ним. Конечно же, среди первых и Самуил, и – Ной. И – еще многие и многие, о ком мы ничего пока не знаем. От первого и до второго пришествия Христова и умирают, и будут умирать и грешные, и праведные. Одни – в наказание и в пример остальным, чтобы одумались. А другим, не менее страдающим, и тоже лютой смертью отходящим, Господь говорит: «вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь». «Пострадав за грехи наши», Он, «восшед на небо, пребывает одесную Бога». И в то же время Псалмопевец свидетельствует: «Куда пойду от духа Твоего? И от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там». И – с такой же определенностью продолжает: «сойду ли в преисподнюю, и там Ты» ( Пс.138:7–8 )! Все пронизано Божеством, пред всеми – Он. Но – и здесь, и там – «очи Господа обращены к праведным, и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло». И кто упорно не хочет ни там, ни здесь, видеть очей, исполненных любви и милости, перед тем, и там, и здесь, – бездушная маска – грозное, немилосердное лице без очей. И еще Апостол говорит: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета о вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». Но – как нам вложить в простые человеческие слова всю ту надежду, которая открывается из слов Божественного Писания! Среда. О страдающих плотию Мк.12:28–37 1Пет.4:1–11 «Итак, как Христос пострадал за вас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью», – пишет Апостол Петр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Они могут блистать даже в царских чертогах. " Так что узы мои " , – говорит, – " о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большей смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божье " (Фил. 1:13,14). Видишь ли, что узы имеют более силы, чем воскресение мертвых? Они видели (апостола) в узах и получили еще более дерзновения. Ведь где узы, там должно совершиться нечто великое. Где скорбь, там непременно и спасение, там непременно успокоение, там наверное и великие дела. Так дьявол, когда хочет нанести удар, сам бывает поражен; когда связывает рабов Божьих, тогда еще более распространяется слово (Божье). И смотри, – это везде так бывает. Он был в узах, и вот что сделал в темнице: " в " самых " узах " , – говорит, – " моих " (Фил. 1:7). Был скован в Рим, и там весьма многих обратил к вере. Это оттого, что не только сам он имел дерзновение, но и многие другие получали дерзновение через него Он был в узах в Иерусалиме, и проповедь узника изумила царя и привела в страх начальника. Устрашившись же, сказано, отпустил его, и связавший не устыдился принять от связаннаго учение о грядущем. В узах он совершал плавание, не погиб во время кораблекрушения и укротил бурю. Когда он был в узах, его коснулось ядовитое животное и, не причинив ему никакого вреда, отстало от него. Он был узником в Рим и, проповедуя в узах, привлек к себе тысячи, вместо всего предлагая (своим слушателям) это самое, т. е. узы. Ныне нет случаев быть заключенным в оковы, но есть другого рода оковы, если того желаем. Какие же? Это – сдерживать руки, чтобы не быть склонным к любостяжанию. Свяжем этими оковами. Вместо железа пусть послужить нам страх Божий. Разрешим связанных бедностью и скорбью. Не одно и то же – отворить двери темницы и дать свободу душ человека, стесненного нуждой. Не одно и то же – разрешить оковы узников и " отпустить измученных на свободу " (Лк. 4:18). Последнее больше первого, потому что за то нет награды, а за это – бесчисленные.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Место это Спаситель в Своей притче называет недром Авраамовым. Днесь будет Он в Раю, ибо Он идет возвестить отошедшим из этого мира душам об исполнении обетования Божия, об Искупителе. Туда, в этот Рай Божий, хочет Он собрать сегодня всех, которые скончались с верою в Него. Там они будут свободны от всякой скорби и печали, там не будет их мучить грех , там не будут они терпеть никаких нападений со стороны злых врагов, не будут бояться смерти. Там они будут покоиться до того дня, когда все «тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие» ( 1Кор.15:54 ), там будет «скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» ( Откр.21:3–4 ). Туда, в этот Рай обещает Господь ввести этого разбойника, как первую добычу Своей смерти. Вот то спасение, которое он нашел сегодня – так как и он есть сын Авраама. После столь порочной и преступной жизни, после столь глубокого самообвинения он сегодня же, свободный от всякой вины, от всякого возмездия, входит со Спасителем в Рай совершенно святым, вечно блаженным. «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в Раю». Какое это властное, царское слово в устах Распятого! Здесь Крест делается престолом Судии. Мы видим здесь нашего Спасителя таким, каким увидим Его, когда Он придет на землю во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним. Горе тем, которые похожи на разбойника с левой стороны и которым Он скажет: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» ( Мф.25:41 ). Но благо тем, которых Он назовет благословенными Отца Своего и введет в Царство, уготованное им от сложения мира ( Мф.25:34 ). «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в Раю!» О, как много отрады и утешительной надежды вселяет это дорогое слово в души тех, которые подобно блудному сыну, проведя жизнь свою беззаконно, на распутьях мира, напоследок пробуждаются к вере и покаянию и, хотя под конец жизни своей, простирают свои руки к Спасителю грешников! Как много облегчает оно наше сердце при мысли о тех почивших братьях наших, которых мы любили в продолжение всей их жизни, всеми силами старались привести их к Богу и Спасителю, но все наши труды и усилия остались, насколько это можно видеть человеку, бесплодны! Кто знает, может быть, и не так бесплодны, как это нам кажется.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Сие сказал Он о Духе» (4, 10; 7, 38–39)... – Извратил ты, Черноус, Писание. Действительно, под «водою живою» Христос разумел Св. Духа. Но разве Христос крестился в воде живой? Нет, в Писании сказано, что Он крестился в обыкновенной воде реки Иордана. Преступно извращать Слово Писания. Далее, что здесь под водою нельзя разуметь Духа Святого, так это ясно из того, что Дух Святой сошел на Христа, когда Христос уже крестился и вышел из воды ( Мф. 3:16 ). Да и крещение водою Христос принял от Иоанна ( Мф. 3:13 ), а Духа Святого получил с неба ( Ин. 1:32 ). Как же можно все это смешивать? – Что ж, по-вашему, и апостолы крестились в плотской воде? – как-то боязливо вопросил Черноус. – Да, и апостолы крестились в плотской воде и не только сами, но и других уже при жизни Христа также крестили водою. – Вы нам покажите «на строке Писания», а не от своего разума, – желчно заметил Черноус. – Изволь. Смотри в 3-ю главу св. Иоанна: «после сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую, и там жил с ними и крестил. А Иоанн также крестил в Еноне близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились» (ст. 22–23). Ясно, что апостолы, приняв водное крещение, по повелению Христа крестили водою и всех, кто веровал во Христа из иудеев (ср. Ин. 4, 2 ). А Иоанн крестил в другом месте, где было много воды. – А мы полагаем, что Иоанн крестил в Еноне близ Салима, не потому, что там было много воды, а потому, что там было много людей, желающих крещения. В Апокалипсисе ясно сказано, что «воды суть люди и народы, и племена и языки» (17, 15). – Опять ты, Черноус, извратил Слово Божие. Мы уже видели, что Иоанн крестил Христа плотскою водою. В той же реке Иордане Иоанн крестил и народные массы ( Мр. 1:5 ). Когда же стал крестить и Христос, то Иоанн уже крестил в другом месте-в Еноне, где было много воды, необходимой ему для крещения. Значит, и здесь вода плотская, так как только плотскою водою Иоанн крестил. А если под водою здесь разуметь людей, то получится нелепица: «Иоанн крестил в Еноне, потому что там было много людей («воды»), и приходили туда люди и крестились! " … Ясно, что, как в первый раз Иоанн искал не людей, а обилия воды и потому выступил с проповедью в пустыне Иудейской при реке Иордане, так и теперь он прежде всего искал «много воды», а в слушателях у него не было недостатка, и не Иоанн искал людей, а люди текли к Иоанну.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010