В здешних судилищах люди опасаются многого, и богатства, и власти, и клеветы, и обмана; а там нет ничего подобного, но страшен один только грех, окружающий предающихся ему со всех сторон и поступающий свирепее неприятельского войска. « Надеющиеся на силу свою и множеством богатства своего хвалящиеся » (ст. 7). Другой переводчик (неизвестный переводчик, см., Ориг., Экз.) говорит:  гордящиеся . « Брат не избавит, избавит ли (вообще) человек? Не даст он Богу выкуп за себя. И цену искупления души своей, (хотя бы) он и трудился вечно » (ст. 8, 9). Может быть, кто–нибудь спросит: какая здесь связь речи? Великая, непрерывная и весьма близкая. Так как он говорит о суде, будущем страшном отчете, о неподкупном приговоре, а в здешних судилищах многие извращают правду, подкупают судей и избегают наказания, то возвещая неподкупность того суда и усиливая страх, о котором сказал выше, он присовокупляет и это, объясняя, что подлинно хорошо, как он сказал, страшиться одного только греха и ничего другого. Там нельзя извратить правды деньгами, или избавить себя от геенны подарками; там не спасает ни покровительство, ни красноречие, и ничто другое подобное. Как бы ты ни был богат, какую бы ни имел власть, с кем бы ни был знаком, все это тщетно и бесполезно; там каждый наказывается и увенчивается по делам своим. И современник Лазаря был весьма богат, но богатство не принесло ему никакой пользы (Лк. 16); и девы были знакомы с другими девами, но эта близость нисколько не помогла им (Мф. 25), потому что там требуется только одно. Поэтому вы, говорит пророк, надеющиеся на богатство и облеченные властью, напрасно и тщетно превозноситесь; с вами не пойдет на тот суд ни обилие богатства, ни сила власти; ни дружба, ни родство, и ничто другое не избавит вас. Там нельзя дать деньги, выкуп или цену за душу свою, чтобы спастись. Как же говорит Писание: « приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители » (Лк. 16:9)? Что значат эти слова? Они не заключают в себе ничего противного, ничего несогласного с вышесказанными, но весьма согласны с ними.

http://predanie.ru/book/219870-ioann-zla...

Быт.35:9–12 . И явился Бог Иакову [в Лузе] по возвращении его из Месопотамии, и благословил его, и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль. И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих; землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию. Здесь изображается видение Бога Иакову «впервые по возвращении... из Месопотамии» (ранее, ст. 1, было простое повеление Божье) и благословение Им Иакова. Видение это ставится в параллель с бывшим Иакову на пути бегства его в Месопотамию: то и другое видение имеет место в Вефиле, одно при начале странствования в Месопотамию и при произнесении обета Иаковом, другое – при возвращении его на родину и исполнении обета; там и здесь повторяются обетования Божии Аврааму, причем в последнем случае Бог окончательно утверждает за Иаковом имя Израиля (ср. Быт. 32:27–28 ), в чем и состоит нарочитое благословение Иакова (ст. 9–10). И как Аврааму при возвещении ему рождения сына ( Быт. 17:1 ) Бог открывается с обозначением в тексте еврейском словами Ел-Шаддай, что значит «Бог всемогущий», так же открывается теперь Иакову (ст. 11) при повторении обетования о происхождении от него множества народов; повторяется (ст. 12) и обетование о даровании потомству Авраама и Иакова земли Ханаанской. Умирая, Иаков воспоминал ( Быт. 48:3 ) вефильское событие, как высший момент жизни своей. Действительно, оно, благодаря указанному отношению к истории Авраама ( Быт. 17:1 и др.), к видению Иакова на пути в Месопотамию ( Быт. 28:12–16 ) и к таинственному богоборению Иакова в Пенуеле ( Быт. 32:24–32 ), связует в одно целое всю предшествующую патриархальную историю, представляя ее единой историей спасения, планомерно развивающеюся под непрестанным воздействием Божиим. Быт.35:14–15 . И поставил Иаков памятник на месте, на котором говорил ему [Бог], памятник каменный, и возлил на него возлияние, и возлил на него елей;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Прем.12:8 . Но и их, как людей, Ты щадил, послав предтечами воинства Твоего шершней, дабы они мало-помалу истребляли их. 8 . Милость Божия в наказании хананеев проявилась в том, что Бог наказывал их «мало-помалу» «давая место покаянию» (10 ст.). Для этого он прежде «воинства Его», т.е. израильского народа, шедшего во главе с Ковчегом Завета, послал шершней. О постепенном истреблении жителей Ханаана говорится и в книгах Моисея ( Исх. 23:30 ), но там для этого указывается другая сравнительно с нашим местом (см. и 19 ст.) цель, именно: чтобы земля не одичала и не сделалась необитаемой. Говоря о шершнях, писатель имел в виду, вероятно, Исх. 23:28 ; Втор. 7:20 ; Нав. 24:12 . Прем.12:9 . Хотя не невозможно было Тебе войною покорить нечестивых праведным, или истребить их страшными зверями, или грозным словом в один раз; 9 . Ср. Прем.11:18–21 ст. Прем.12:10 . но Ты, мало-помалу наказывая их, давал место покаянию, зная, однако, что племя их негодное и зло их врожденное, и помышление их не изменится во веки. 10 . Усиливая мысль о Божественном снисхождении, писатель говорит, что Бог давал хананеям возможность и побуждение к покаянию несмотря на то, что наперед видел их нераскаянность. «…племя их негодное…» – имеется в виду или происхождение вообще от нечестивых предков, или же происхождение хананеев от Ханаана, внука Ноя ( Быт. 10:15–16 ). Путем естественной передачи греховных наклонностей и в силу худого влияния примера зло укоренилось в хананеях, с ним уже они рождались: «зло их врожденное». Этим объясняется их нераскаянность: «помышления их не изменятся вовеки». Прем.12:11 . Ибо семя их было проклятое от начала, и не из опасения перед кем-либо Ты допускал безнаказанность грехов их. 11 . «…семя их было проклятое от начала…» Писатель разумеет здесь, вероятно, то проклятие, которое изречено было Ноем на Ханаана и его потомство. ( Быт. 9:25 ). Таким образом, евреи, истребляя и порабощая хананеев, исполняли божественное предопределение о них, открытое людям еще в древнейшие времена. Такую медлительность суда Божия над хананеями и продолжавшуюся «безнаказанность грехов их» ни в каком случае нельзя объяснить тем, что Бог допускал это «из опасения перед кем-либо», ибо Бог ни от кого не зависит и ничем не ограничен. Эту мысль писатель раскрывает подробно со 2-ой половины 11 ст. до 18-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так и в другом месте он говорит: " Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно " (1 Кор. 12:18). И не говорить о причине (такого распределения), чтобы не смутить мысли слушателей. " Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам " (ст. 8). Как бы так говорил он: что ты высокомудрствуешь? Все было делом Божьим. Пророк говорить в псалме: " Принял дары для человеков " (Пс. 67:19); а он говорит: " дал дары человекам " . Последнее тождественно с первым. Таково же и следующее затем: " А что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все " (ст. 9, 10). Когда слышишь это, то не разумей (под этим) перехождения. Здесь он делает то же самое, что и в послании к Филиппийцам. Как там, убеждая к смиренномудрию, он указывает на примерь Христа (Фил. 2:5 – 9), так точно и здесь, говоря: " Нисходил прежде в преисподние места земли " . Иначе, излишни были бы слова его: " Быв послушным даже до смерти " (ст. 8). От понятия о восхождении приводить к мысли о нисхождении. А дальнейшими странами земли он называет смерть согласно с понятиями человеческими, как и Иаков говорил: " сведете вы седину мою с горестью во гроб " (Бт. 44:29); как еще в псалме сказано: " уподобился нисходящим в могилу " (Пс. 142:7), то есть, умершим. Для чего упоминается здесь об этой (дольней) стране? И о каком он говорит плен? О плене дьявола. Господь пленил этого тирана, разумею дьявола, и смерть, и клятву, и грех. Видишь ли добычу и корысти? " А что означает, как не то, что Он и нисходил прежде " ? Это направлено против последователей Павла самосатского. " Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все " . Нисшел, говорит, в самые дольние отделения земли, за которыми уже нет других. И восшел превыше всего, далее чего уже нет ничего другого. Это означает Его силу и власть, потому что и прежде все Им наполнялось. " И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова " (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

О двух свидетельствах, превосходящих свидетельство Иоанна, говорится в ст. 36 и 37. Самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня — совершенное послушание Отцу выражается в совершенстве дел Иисуса. Дела пророков и святых прежних времён были лишь частичным исполнением Божией воли. Дела Иисуса свидетельствуют не только о том, что Бог с Ним (как думает Никодим, 3:2) — Он совершает и то, что может быть лишь непосредственно Божиим действием, см. ст. 21. И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне — такое свидетельство выше слов Иоанна и выше любых дел. Но о каком именно свидетельстве Отца здесь сказано, остаётся неясным. Маловероятно, что это свидетельство Писаний, о котором идёт речь дальше в ст. 39, или что имеется в виду глас Божий при Крещении (Мк 1:11 и параллели у других синоптиков), о котором Иоанн не упоминает. Ключ к смыслу, как кажется, даёт 1 Ин 5:9–10 (Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом): свидетельство Отца открыто тем, кто верит в Сына. Неверующий в Иисуса не слышит голоса Отца (12:29), но увидевший в Иисусе Сына Божиего видит также и Самого Отца (14:9). Не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал — слово Божие не пребывает среди тех, кто не принимает его; возможно, здесь и второй смысл — Словом называется Иисус, Который не может пребывать ( среди неверующих, ср. 15:3–4. Потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал — придаточное причины может быть понято двояко: ‘вы не имеете слова, потому что не верите’ или ‘то, что вы не имеете слова, видно из того, что вы не верите’. Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную — глагол ™reun©te может быть и императивом ‘иссле­дуйте’, и индикативом ‘вы исследуете’. Додд 17 после длительного обсуждения склоняется ко второй точке зрения. Во-первых, такое понимание согласуется со словом думаете, во-вторых, оно образует явную параллель к упомянутому выше почитанию Иоанна, другого свидетеля (ст. 35). Иудеи изучают Писания как некую окончательную данность. Апостол Павел пишет об этом в Рим 7 и в Гал 3:21 (если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона). Христос получил от Отца дар жизни, превосходящий дары закона, см. в Прологе 1:1–4. Не будучи источником жизни, закон, однако, указывает на этот источник — Христа. Одна из форм богопротивления — стремление обрести окончательную “безопасность”, устоявшуюся, всесторонне освящённую авторитетами религиозную модель. Такая закрытая самодостаточная модель жизни и веры была разработана иудеями на основе Торы, и поэтому люди, всецело погружённые в “исследование Писания”, не нашли там свидетельства об Иисусе и не услышали Его слова.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 4. Недели по Троице 18-32 " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление 9-я Неделя по Троице I. Евангельское чтение. Зачало (69): от Матфея, 14:22–34 22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. 23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. 24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. 25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. 26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. 27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. 28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. 29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, 30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. 31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? 32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих. 33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. 34 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую. Практический очерк содержания рядового чтения Из евангельского чтения девятой недели, где говорится о плавании апостолов по бурному морю, мы усматриваем: в каких случаях беды и напасти жизни особенно опасны для нас? Это бывает тогда, во-первых, когда мы подвергаемся обуреванию волн житейского моря одни, без общения с Господом, Который оставляет нас (ст.22, 24); во-вторых, когда среди бед и напастей мы предаемся крайнему смущению и страху, не прибегая к молитве и Божьему заступлению (ст.26); в-третьих, когда оставляем корабль, несущий нас по житейским волнам, т. е. Церковь, (ст.29, 30); в-четвертых, наконец, когда предаемся сомнению и неверию в Божий Промысел (ст.31). Как ни однообразны с первого взгляда кажутся предметы, предлагаемые проповеднику этим евангелием; однако ж, при внимательном рассмотрении, он может и здесь найти множество разнообразных и поучительных тем для гомилетической разработки.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Но ведь сказано: «не прейдет род сей, Дóндеже вся сия будут». Род сей, по объяснению бл. Феофилакта, значит «род верных или христиан» (Благовестник Марка зач. 61, гл. 13, ст. 30, стр. 135, изд. 1898). Это можно сравнить с следующим: все вообще люди смертны и каждый порознь умирает, умирают и во множестве, но может ли случиться так, чтобы все люди одновременно умерли? Конечно, этого не может случиться. Подобное этому и в вопросе падения в ересь мирян или иерархии: порознь или во множестве могут уклоняться, но все одновременно не .могут по гласу Господа: Аз с вами есмь во все дни до скончания века, а это обетование относится после апостолов, к епископам (см. выше). Кроме того у преп. Макария здесь же об апостолах замечается: «согрешить они не могли, потому что, пребывая во свете и при такой благодати, не превозносились» (там же; подробно из Макария Египетского см. в статье «Священство», в разборе 15 возражения). 4) Иероним ч. 12, стр. 76: «Таким образом не безусловно сбывается то, что обещает Бог, но Он исполняет Свои обетования по отношению к тем, кои соблюдают повеления Его». Разбор: Здесь разумеются условные обетования Божии, данные еврейсκому народу, а не новозаветные обетования церкви Христовой. Иероним объясняет 9 гл. прор. Даниила, в которой он сначала вспоминает пророчество Иеремии об опустошении Иерусалима на 70 лет. Затем Даниил свидетельствует о грехах своего народа: «согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво... И не слушали рабов Твоих пророков (ст. 56)... И за то излились на нас проклятие и клятва, которые написаны в законе Моисея, раба Божия» (ст. 11). И параллельное место указано 28 гл., ст. 15 Второзакония ( Втор.28:15 ): «Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его... то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. Проклят ты будешь в городе и проклят ты (будешь) на поле». Следовательно у Иеронима говорится об условных обетованиях, данных еврейскому пароду и относящихся к исполнению заповедей Господних, данных чрез Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Отличительною особенностью нового мира Апостол указывает вселение там правды. Принесенная в мир Христом правда – в смысле соответствия святой и блаженной жизни человеческой со святою и блаженною жизнью Божией – в новом, будущем мире получит полноту проявления во всем: и в ведении, и в чувстве и во всей жизни его обитателей, где Бог будет всяческая во всех ( 1Кор 15:28 ; ср. Откр 21:3, 27 ). 2Пет.3:14 .  Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; 2Пет.3:15 .  и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, 2Пет.3:16 .  как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. Суммируя все сказанное о кончине мира и о том, как христиане должны относиться к этому предмету, Апостол еще раз убеждает верующих в ожидании явления своего пред Судиею Господом быть «неоскверненными и непорочными в мире» (ст. 14) и памятовать ранее (см. 2Пет.3:9 ) сказанное Апостолом, что единственно по долготерпению Своему и по желанию спасения всем людям Господь медлит с Своим судом над миром, и что все христиане, считая это спасительным для себя, должны соответствующим образом пользоваться временем для своего духовного совершенствования (ст. 15а). Теперь (ст. 15б) после ряда собственных доводов и увещаний Апостол Петр, для утверждения читателей и всех христиан в святости жизни в ожидании второго пришествия Господня, ссылается на авторитет «возлюбленного брата», т. е. соапостола, Павла, который «по данной ему премудрости» написал им, т. е. малоазийским христианам, о подобных же вероучительных предметах, что может относиться, например, к посланиям: к Ефесянам, к Галатам, к Колоссянам, к Тимофею – все в Малой Азии. А так как далее (ст. 16а) Апостол привлекает и все вообще послания Апостола, то, по контексту речи, естественно разуметь также оба послания к Солунянам с их учением о втором пришествии Господа и его признаках, о воскресении мертвых, о тайне беззакония, об антихристе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

9 ст. А «возшел», что означает, как не то, что Он и низходил прежде в преисподние места земли? 10 ст. Низшедший Он же есть и возшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. Этими словами апостол сам поясняет слова псалмопевца. Возшел, это слово предполагает, что Он сначала низшел. И действительно Сын Божий от вечности в Отце, на небе. Чтобы спасти людей, Он сначала низшел на землю и даже сошел до преисподних земли, до ада и там возвещал душам, с верой умершим, спасение. И этот же Христос, приявший плоть человеческую, возшел превыше всех небес, т. е. и по, человечеству получил у Бога Отца ту же славу, какую имел Он у Него по своему Божеству. И как взошедший на небеса и прославленный и снисходивший на землю и даже до ада есть одно и то же лицо – Господь наш Иисус Христос, наполнивший своей силой и славой все и горняя и дольняя, и так как все находится в Его власти, силе и всемогуществе, то отсюда именно Он, как победитель ада и смерти, препрославленный и превознесенный и по человечеству и есть раздаятель благодатных даров. 11 ст. И он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями. Будучи раздаятелем благодатных даров верующим (в таинствах), один только Господь Иисус Христос является и раздаятелем особых служений в Церкви. Так Он одних поставил Апостолами, т. е. основателями церкви Божией на земле, других пророками, т. е. разъяснителями глубин смысла Евангельского учения вообще Св. Писания, обладавшими даром проникать в тайники человеческого сердца, прозревать по воле Божией грядущие события, иных Евангелистами, т. е. благовестниками или иначе проповедниками, которые возвещали Евангельское учение людям, иных пастырями и учителями, которые оберегали и охраняли, врученную их попечению и заботам паству, научали ее истинам веры и благочестия, т. е. доброй христианской жизни. И все эти разнообразные служения в Церкви Христовой даются для достижения одной определенной цели: 12 ст. к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова. К совершению святых, т. е. все должно быть направлено к нравственному усовершенствованию христиан, чтобы каждый из верующих отвечал своему назначению, знал к чему он призван к чему он должен стремиться, чего он должен достигать. На дело служения, т. е. все должно быть направлено для удовлетворения духовных нужд паствы, для созидания Тела Христова, должно все быть направлено к тому, чтобы каждый верующий был живым камнем в Церкви Христовой и тем содействовал к созиданию, к устроению и расширению Церкви Божией на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

В Откр.17:9,10 мы встречаем объяснение одной из черт описания зверя, именно: его семи голов. Здесь критику смущает двоякое объяснение этой черты: во-первых, в отношении к семи горам, на которых сидит жена, и, во-вторых, в отношении к семи царям. Однако двоякое объяснение странно только в том случае, если стать на точку зрения Spimm’ы и отрицать первоначальность связи образа жены с образом зверя, имеющего семь голов и десять рогов. Если же эта связь вполне возможна, чтобы не сказать более, то и нет нужды в двойном объяснении видеть знак работы двух рук. Ст. 11 продолжает то, что говорилось в ст. 10. „Семь голов суть семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть“ (ст.10). „И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель“. Нам думается, что, если видеть здесь указание даже на Nero redivivus, то и тогда вполне возможно признать происхождение ст. 10 и 11 от одной руки. Еще в 13 главе мы видели, что Апокалиптик от речи об одной из голов зверя переходит вдруг к речи о самом звере. Правда, там это более ясно и понятно, чем в разбираемой нами сейчас главе, относительно которой мы не знаем, что здесь созерцатель имеет в виду. Но – во всяком случае – вполне возможно предположить, что Апокалиптик представлял восемь частей какой-то определенной величины, выведенной под образом зверя. Так как число семь для него имело схематическое и священное значение, он говорит сначала о семи частях данной ему величины, представляя их под образом семи голов зверя. Восьмая часть той же самой величины, выходящая уже из пределов схематического числа, отожествляется с самим зверем, – потому, вероятно, что она служила или будет служить особенно характерным и полным воплощением сущности зверя. Загадочные слова относительно τ θηρον ν κα οκ στιν мы пока оставляем здесь без всякого объяснения, так как ниже, когда будем говорить относительно легенды о Nero redivivus, нам придется иметь с ними дело, – теперь же наша задача – показать только возможность происхождения 10 и 11 стиха от одной руки, несмотря на то, что в первом речь идет о семи головах зверя, а во втором – о самом звере.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010