Ст. 17. …Потом возвращался в Раму... и построил там (Самуил ) жертвенник Господу... Имел ли право Самуил построить жертвенник на своей родине, когда жертвы должны были приноситься только при скинии? Самуил, как назорей, на всю жизнь посвящен был на всегдашнее служение при скинии 302 ; между тем, обязанности судии не позволяли ему на долгое время оставаться при скинии. Посему, Самуил мог иметь особенное повеление или позволение Божие построить в Раме жертвенник для поклонения и богопочитания. Глава 8. Перемена правления в народе Божием а) Корыстолюбие сыновей престарелого Самуила, и желание Израильтян иметь постоянного царя – по примеру соседних народов (ст. 1–5) б) Неудовольствие Самуила и повеление ему от Господа объявить народу суровые и самовластные права царей (ст. 6–18). в) Непреклонное намерение народа – иметь царя, и соизволение на это от Господа (ст. 19–22). Ст. 1. ...Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем... Конечно, не настоящими судьями, а только помощниками при отправлении своих многосложных обязанностей, иногда призывавших его в разные города Израильские 303 . Ст. 3. …Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть, и брали подарки, и судили превратно… По поводу недостойных детей Самуила – приходят на память не малочисленные примеры, как в священной, так и в светской истории, – что дети великих людей весьма часто не соответствуют достоинству своих отцов 304 . Не от того ли это зависит, что отцы, слишком занятые общественными и другими делами, мало обращают внимания па воспитание своих детей, и, что эти последние, слишком уверенные в прочности своего благополучия, не стараются сделать себя достойными его? Ст. 5–6. …И сказали Самуилу Израильтяне: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя... И не понравилось слово это Самуилу... Не потому, конечно, не понравилась Самуилу просьба Израильтян, что она лишала его власти над народом, а потому, что эта просьба не угодна была самому Господу. Не Самуил, а сам Господь через него управлял Израилем. Кроме этого, горько слово Израильтян показалось Самуилу от того, что они, желая иметь царя, имели ввиду пример чужеземных народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ст. 8. Олоферну приказано было, …чтобы все… покоренные им …народы служили одному Навуходоносору, и все языки, и все племена их призывали его, как Бога... Эта дикая и, по-видимому, сумасбродная гордость царя ассирийского несколько проясняется тем, что, по древним верованиям восточных народов, божество воплощалось в особах их царей. Подобные грубые понятия, как известно, до сих пор с особенной силой живут в современном нам Китае. Часть вторая. Осада Ветилуи. Глава 4. Приготовление Иудеев к обороне а) Страх и опасение Иудеев за разрушение Иерусалима и осквернение храма от Олоферна (ст. 1–3). б) Послание из Иерусалима по всей Иудее с оповещением об опасности и с воззванием к вооружению (ст. 4–5). в) Нарочитое послание первосвященника Иоакима к жителям Ветилуи и Ветомесфема, дабы заградили Олоферну вход в Иудею (ст. 6–8). г) Всеобщий пост и усиленная молитва Иудеев об отвращении предстоящей опасности (ст. 9–16). Ст. 2–3. … очень, очень испугались… Иудеи Олоферна, …и трепетали за Иерусалим и храм Господа Бога своего; потому что недавно возвратились они из плена, недавно весь народ Иудейский собрался, и освящены от осквернения сосуды, жертвенник и дом Господень... Не должно полагать, что здесь говорится о плене Вавилонском, который случился гораздо позднее времен Иудифи. Впрочем, это видно уже из того, что по возвращении из плена, Иудеи лишь освятили от осквернения сосуды, жертвенник и дом Господень; тогда как после плена Вавилонского пришлось построить совершенно вновь и храм, и город Иерусалим, разрушенные до основания Халдеями. Большинство толковников полагают, что в исследуемом месте книги Иудифь говорится о пленении, претерпенном Манассией, нечестивым царем Иудейским со многими его подданными, от Асаргаддона, царя Ассирийского. Из этого плена Иудеи возвратились за несколько лет прежде, чем Олоферн сделал нападение на Иудею, и, тотчас же по прибытии в Иерусалим, освятили храм, оскверненный идолослужением Манассии. Между тем, Манассия еще несколько времени оставался в плену и там, познавши силу Иеговы и раскаявшись, сделал со своей стороны то же, по возвращении в Иерусалим, что до него уже сделали его подданные. Он « восстановил жертвенник Господень, и принес на нем жертвы мирные и хвалебные, и сказал Иудеям, чтобы они служили Господу, Богу Израилеву » 1065 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Марка возми и приведи с собою, ибо он мне благопотребен не для служения моего, но на служение Духа. (Ст. 12). Тихика же, который служил со мною, я послал посмотреть Ефесян. (Ст. 13). Фелонь и книги кожаныя, которые я, когда мне было откровение в Троаде, чтобы я шел на проповедь в страны Македонские (Деян. 16:8–10), оставил там, — когда прийдешь, принеси с собою. (Ст. 14). Александр медник много зла мне сделал: воздаст ему Бог по делам его, которые совершил он против нас. Он был товарищем Симона (волхва), как сообщает Кесарский Хронограф. (Ст. 15). Коего и ты берегись, говорит, ибо благодаря лукавству и ненависти диавола, входящего в него и подкрепляющего его, он сильно противился словам нашим. (Ст. 16). При первом же допросе, когда я стал пред кесарем, никто из братьев не был при мне, но все, оставив меня по страху, убежали. Да не будет им вменено это в грех, ибо хотя страх и обратил их в бегство, но любовь собрала их. (Ст. 17–18). Но Господь мне предстал и укрепил меня к мужественному перенесению окружающих меня страданий и скорбей, — дабы через меня проповедь утвердилась, то есть чтобы все проповедники Нового Завета укрепились через меня, — да услышат все язычники, принявшие евангельское учение, что я освобожден от челюстей льва, то есть от руки кесаря. Ведь первый суд его хотел осудить меня на смерть. Но когда он (апостол) дал ответ, по какой причине предан был Иудеями в руки начальника провинции и почему потребовал суда кесарева, тогда, говорит, избавил меня Господь от всякаго дела злаго, как спасся я от всего, что было написано обо мне по обвинению от Иудеев, — и приведет меня в Царство Свое, которое на небесах, за то, что я предстал и проповедал Его пред царями земными.   Послание к Титу Павел оставил Тита на Крите (Тит. 1:5) как предстоятеля и епископа, чтобы он, обходя города, в каждом из них поставлял пресвитеров и в разных местах исправлял другие недостатки. Когда же Павел услыхал, что некоторые из обрезанных стали смущать умы язычников учением о соблюдении заповедей закона, тогда он поспешил написать о том, по какой причине оставил его (Тита) на Крите, дав при этом и наставление относительно обрезанных, которых надлежало остановить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Подобие это состоит в том, что как Моисей был ходатаем ветхого завета между Иеговою и народом Еврейским ( Гал.3:19 ), так Иисус Христос есть «ходатай завета нового» ( Евр.12:24 ) между Богом-Отцом и всеми людьми; как чрез Моисея дан был закон для Церкви ветхозаветной, так Иисусом Христом дан закон благодати для Церкви новозаветной ( Ин.1:17 ); как Моисей был избавителем Евреев от рабства Египетского, так Иисус Христос есть Избавитель рода человеческого от рабства греха и диавола и проч. И так Моисей пророчествовал о Мессии, как о законодателе и ходатае Нового Завета. § 108. Гл. XXVIII-я: благословение исполнителям закона Божия и проклятие нарушителям оного. Изложение содержания. – а) Моисей торжественно и пророчески обещает Израилю, что там за Иорданом, когда он войдет в землю обетованную, все благословения Божии, при условии исполнения Израилем заповедей Иеговы, приидут на него и обрящут его (28:1–2). Благословения же эти обнаружатся в следующих благах временноземных и духовных: в благоуспешности в городских промыслах (слав. «в городе») и полевых занятиях (слав. «на селе»), в чадородии и плодородии скота и земли, так что полны будут и житницы и изобильны остатки на полях для бедных (слав. «останцы» – τ γκαταλιμματα... ст. 3–5 ср. Лев.23:22 ); в победах Израиля над врагами, так что, – говорит Моисей, – «одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя» (ст. 6–7), и в благоуспешности всех предприятий (ст. 8); в освящении духовном всего народа и в особенном покровительстве Божием преимущественно пред всеми народами ст. (9–10); в таком прославлении и превознесении народа Еврейского, что он будет «поставлен во главу, а не в хвост» между всеми народами земли, если только он «не отступить от всех заповеданных слов ни направо, ни налево, чтобы пойти в след иных богов и служить им» (ст. 11–14). б) За неисполнение же заповедей Иеговы Моисей изрекает проклятия на народ, которые состоят в богодухновенных угрозах и указаниях на те неминуемые бедствия, какие имеют обрушиться на народ Еврейский (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Это было субботним вечером; а когда прошла ночь, они зело заутра во едину от суббот, то есть в первый день недельный, приидогиа на гроб возсиявшу солнцу (ст. 2). Приидоша, – ρχονται, – идут. Идя же, говорят между собою: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» Камень был велик очень, и им не под силу было бы отвалить его. Но подошедши к месту гроба, они взглянули и увидели, что камень уже отвален (ст. 3, 4). Отвалился и у них камень затруднения, давивший их сердце; почему они, не обратив особого внимания на необычайность дела сего, поспешили внутрь гроба. Но увидев юношу в одежду белу одеяна, седяща в десных, ужаснулись, – εξεθαυμβηθησαν, поражены были удивлением и изумлением. То был Ангел Господень, который, видя их смущение, ободрил их, говоря: не ужасайтесь, Иисуса ищете Назарянина распятого? Он воскрес; Его нет здесь. Вот место, где положили Его. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилеи; там Его увидите, как Он сказал вам (ст. 5–7). И они, вышедши, побежали от гроба. Их обнимал трепет и ужас, и они никому ничего не сказали (конечно, на пути), будучи одержимы страхом (ст. 8). Сопоставляя это сказание со сказанием св. Матфея, не можем не видеть, что они взаимно дополняют друг друга. Св. Марк дополняет св. Матфея, сказывая, что святые жены вечером, побывши на Голгофе, успели еще купить ароматов, взяв в содружество с собой и Саломию, а утром рано пошли ко гробу и пришли туда возсиявшу солнцу, пред восходом солнца, когда свет солнца уже сиял, но солнца еще не было видно на горизонте. А святой Матфей пополняет св. Марка, сказывая о вечернем хождении некиих жен на гроб и о том, как камень отвален от гроба. Св. Марк пополняет еще св. Матфея, сказывая, как жены вошли во гроб, о чем не пишется у св. Матфея, хотя говорится, что они побежали к Апостолам, вышедши из гроба; а св. Матфей дополняет св. Марка, сказывая, что прежде входа во гроб они видели Ангела и во гроб вошли по его указанию. Св. Матфей дополняет св. Марка, сказывая, что на пути, когда жены бежали к Апостолам, явился им Сам Господь; св. Марк дополняет св. Матфея, сказывая далее (ст. 9), что это не было первое Его явление. Первого явления удостоилась Мария Магдалина, которая, сподобившись сего благодеяния, шедши возвести о том и Апостолам (ст. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Если же Он имел одежду, то как огонь не истребил ее? Как называется Ветхий днями Тот, Кто существует прежде всех веков? Как Он может быть ветхим? А Ты , говорит Псалмопевец, тот же (Пс.101:28). Как же Он может быть ветхим? И лета Твои , говорится, не оскудеют (Пс.101:28). Как могла быть одежда у Беспредельного и Бестелесного? И величию Его , говорит Псалмопевец, нет конца (Пс.144:3); и еще: взойду ли на небо - Ты там, сойду ли в ад - Ты там пребываешь (Пс.138:8). Как же Он был облечен в человече­скую одежду и огонь не истреблял ее? Впрочем, пророк мог видеть и многое другое. Как волосы не сгорали в огне? Потому пророк и прибавил: престол Его — как пламя огня . И раскрылись книги , — так, что кто осуждается, тот осуждается по собственной вине. Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено (ст. 11) за высокомерие, хотя Александр и поклонился Богу.  И предано на сожжение огню . И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок (ст. 12). Хотя их власть кончилась, но жизнь оставалась. Зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню . Этим выражается совер­шенное истребление. Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий (ст. 13). Кто не знает этого? Кто может не видеть этого? Не то же ли — о, иудей — говорит Петр или Павел? Дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. Отсюда видно, что они имеют равную честь.   Подведен был к Нему (ст. 18). Чтобы ты, когда увидишь, что Ему дается царство, не понимал слова: дана по человечески, пророк говорит: с облаками небесными . Обла­ками Писание обыкновенно обозначаешь небо. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (ст. 14). Что, скажи мне, может быть яснее этого? Все народы , говорит, племена и языки служили Ему . Посмотри, как пророк охватил все народы все­ленной.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Так, Израиль по плоти – это всё, происшедшее от Авраама путём плотского рождения. Но не все они Израиль по духу. К духовному Израилю скорее принадлежат все, которые, как Авраам, поставлены на том же пути веры духовно – блогодатью Божею,– ххххххх дарованы в духовное потомство Аврааму, как отцу. К этому духовному Израилю принадлежат также спасённые язычники, они вменены по духу Аврааму, хотя не имеют с ним ничего общего по плоти. Рим. 9, 6 : «не все те израильтяне, которые от Израиля», ст. 7: «и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя», ст. 8: «т.е. не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования» (по Гал.4.28– 29 дети по духу) признаются за семя». Гал. 4, 28 : «мы, братие, дети обетования по Исааку». Для Иудеев Авраам, по Римл. 4, 1 , есть праотец по плоти, но в духовном отношении он есть отец многих народов ст.18. Подобным же образом называет Ап.Павел своих христианских друзей, вступивших в духовный мир одним путём с ним и через него, «своими чадами», а себя «их отцом». 1Кор. 4, 14– 15 : «вразумляю вас, как возлюбленных детей моих, ибо хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов». В том же смысле называет он Тимофея в ст. 17 своим возлюбленным чадом. Равно также пишет к Филимону ст. 10: «прошу тебя о сыне моём Онисиме, которого родил я в узах моих». Средством проявления этого духовного, небесного мира или материи его служит δξα (световая материя), о чём подробно говорилось в части А. К тем выражениям, которых мы повторять не желаем, присоединяем мы теперь ещё то, чего там, где говорилось только о человеческой телесности, мы не могли сказать. Где Ап.Павел употребляет слово «слава» ( δξα) в техническом смысле, там оно – постоянно – адекватный образ явления духа, вполне соответствующей делу духа, без всякого потемнения выражающий его внутреннее существо. Что внешнее есть «слава», то внутреннее есть «дух»; если дух вступает в явление, то является он «в славе». Поэтому находится в славе всё, что принадлежит к этому духовному миру, – направляется к славе то, что возвышается к духовному миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psiholo...

По этой-то причине она и выразила недоумение, и давала ответы с приличною скромностью, и называла Его Господом. И действительно, Кто обещает гораздо большие (блага), и Кто достоин веры, Того следовало не оскорблять, а, напротив, почитать; но иудеи называют Его имеющим беса. Те слова, слова самарянки, были выражением недоумения; а эти выказывают людей неверующих и развращенных. " Неужели Ты больше отца нашего Авраама " ? Значит, по тем ловам Своим (ст.52), Он был больше Авраама. И когда вы увидите Его вознесенным, тогда признаете, что Он действительно больше. Поэтому Он говорил: " когда вознесете " Меня, " тогда узнаете, что это Я " (Иоан.8:28). И смотри, какая мудрость: сперва отстранил их от родства (с Авраамом); затем показывает, что Он больше его, а чрез это дает уже заметить, что Он несравненно больше и пророков. А они всегда назвали Его пророком; поэтому Он и говорил: " слово Мое не вмещается в вас " (Иоан.8:37). Там Он говорил, что воскрешает мертвых (Иоан.5:21), а здесь, что верующий в Него не узрит смерти, – это же гораздо важнее, чем не допустить навсегда остаться во власти смерти. От того-то они еще более вознегодовали. Что же они? " Чем Ты Себя делаешь " (ст.53)? И эти слова также укоризненны. Ты, говорят, сам Себя возвеличиваешь. Но Христос на это отвечает: " если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто " (ст.54). 2. Что говорят тут еретики? Слышал (говорят) Христос: " неужели Ты больше отца нашего Авраама " , – но не смел сказать им: так точно, а сделал это прикровенно. Что же? В самом деле слава Его ничего не значит? Для них (иудеев) – ничего. Поэтому, как Он говорил: " свидетельство Мое не есть истинно " (Иоан.5:31), применяясь к их мнению, так и здесь говорит: " Меня прославляет Отец " (Иоан.8:54). Но почему Он не сказал: Отец, пославший Меня, как говорил прежде, но: " о Котором вы говорите, что Он Бог ваш. И вы не познали Его " (ст.54,55)? Он хотел показать, что они не знают Его не только как Отца, но и как Бога. " А Я знаю Его " (ст.55). Следовательно, когда говорю: " Я знаю Его " , – это не хвастовство; а если бы сказал: не знаю Его, – это была бы ложь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Доказавши из примера, в котором нарушителем закона является Давид, образец ветхозаветного благочестия, что по нужде может быть нарушение вообще закона, Христос теперь (у одного ев. Мф.Ст. 5–7) обращается к закону и доказывает, что и сам закон не дозволяет понимать так буквально, внешне покой субботний, как понимают его фарисеи: закон предписывает священникам в субботу приносить в храме известные жертвы ( Числ. 28:9 ), что составляет, без сомнения, труд. Глаголю же вам: яко церкве боле (μεζον ср.12:41,24. Лк.11:31:32 ) есть зде: здесь, т.е. в данном случае нарушение субботы учениками Иисуса, здесь Сам Мессия, Которого храм прообразовал собою; если же храм разрешает своим служителям по нужде нарушать покой субботний, то тем более имеет право Мессия разрешить это Своим ученикам. С ст. 7 начинается уже речь не защитительная, но обличительная: Христос показывает тот общий источник, из которого произошло и это частное осуждение фарисеев и который состоит в том, что они люди без души и сердца, но в то же время ревнители буквы, обряда. Ибо ст. 8 доказывает, что ученики неповинны (ст. 7). В Евангелии Марка изречение 8 ст. у Мф.Предваряется изречением: суббота человека ради бысть, а не человек ради субботы; тем же, посему Господь есть Сын человеческий и субботы. Фарисеи делали из закона цель, а из человека – орудие, средство для этой цели; Господь же говорит, что закон дан для человека, для его нравственного усовершенствования, а поэтому Сын человеческий, который есть Господь закона, Сам законодатель, имеет право и отменить это средство, как скоро оно негодно для цели. б) Исцеление сухорукого в синагоге. Лк.6:6–11 . Мф.12:9–14 . Мр. 3:1–6 . В иную субботу И. Христос был в одной синагоге и учил. Там был человек, у которого правая рука была сухая. Книжники же и фарисеи наблюдали, не нарушит ли И. Христос покой субботний исцелением этого больного. И не только молча наблюдали, но, как говорит ев. Матфей, и дали Ему искусительный вопрос, чтобы вызвать Его на то. Тогда Господь (вызвав сухорукого на средину Мр., Лк.) спросил фарисеев: «кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит» (Мф.)? «Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? Спасти душу или погубить» (Мр., Лк.)? И, окинув взором Своим противником (Лк.), воззрев на них с гневом и в то же время скорбя об ожесточении сердец их (Мр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

И величественный 138-й псалом, не есть ли он выражение верования жизни вне пределов жизни человеческой, жизни загробной, когда Давид восклицает (ст. 7–12): «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: И там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя " … Вышесказанное приводит нас к полному убеждению, что выражение псалма 15-го ст. 8–9 есть выражение верования в воскресение с плотью. «Всегда видел я пред собою Господа, – говорит Давид, – ибо Он одесную меня, не поколеблюсь. От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании». Ст. 10–11 того же псалма (о которых мы говорили уже выше) еще более укрепляют нас в нашем убеждении: «ибо Ты не оставишь души моей во ад, и не дашь святому Твоему увидеть тление». Мы повторяем, что эти слова, независимо от Мессианского пророческого значения, имели и значение прямое, применимое к смертному человеку, когда Господу угодно было спасти его. Самая мысль о бессмертии человека поясняется Давидом в псалме 35 ст. 10 в следующих выражениях: «Ибо у Тебя, Господи, источник жизни; во свете Твоем мы видим свет»; ср. псалом 72-й, ст. 26: «Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек». Сердце человеческое по самому существу души человеческой не может ограничиться узким земным горизонтом и кругом действия. В вечном соприкосновении с окружающим ее бесконечным, она стремится жить в бесконечном и вечном; и когда Бог – Слово принес на землю радостное благовестие о спасении и будущей жизни, то души человеческие откликнулись на призыв духовной радостью, что доказывается тем, что христианство овладело миром. Душа была сотворена для воспринятия этой радости, а ветхозаветным откровением была и подготовлена к ней. Это и выражает стих 15-й псалма 16-го, когда Давид говорит: «А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись буду насыщаться образом Твоим». Душа Давида сознает, что есть высшее счастье, которое он вкусит лишь «пробудившись». Глава IX. Псалмы Мессианские

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010