А чины Иереев и Диаконов, окружающие его в Святом Алтаре в трепетный час совершения Божественного Священнодействия, обозначают Чины Ангельские, которые на Небесах окружают Бога. В это трепетное и страшное время мне, крайне изумленному, кажется, что я вижу некое светлое облако, как оно сошло и осенило весь священный и Святой Престол, и что внутри облака присутствует Сам Бог, дабы освятить Своей освящающей Благодатью и силой Честные и Святые Дары, как некогда сошел Он в облаке на гору Синай. Вижу также и Архиерея, как он входит внутрь облака и таинственно беседует с Богом, словно другой Моисей, весь измененный, весь обоженный. Предстоит он пред Богом по природе как другой Бог по благодати, священнодействующий и тайнодействующий животворящее Тело и Кровь Сына Божия, посредник между Богом и людьми. И Благодать от Бога он низводит на вас, свое стадо, ваши же молитвы, наоборот, возносит к Богу. И так он вас очищает, вас просвещает и ведет вас к совершенству. Таким образом он вас питает, вас воодушевляет и вас оживотворяет. Одним словом, он дарит вашим душам вожделенное спасение. О, неизреченное величие дара, который вы, возлюбленные мои братья, сподобляетесь получать благодаря такому Владыке! О, Небесная благодать, которой вы приобщаетесь через него! Я ублажаю вас за великое и неизъяснимое счастье, которое вы улучили, удостоившись такого Пастыря, такого любвеобильного отца, такого небесного посредника и ходатая. К нему по праву можно отнести все те щедрые и удивительные похвалы, которые некогда были обращены Премудрым Сирахом к Онии, великому Архиерею: « Как величествен был он среди народа, при выходе из завесы храма! Как утренняя звезда среди облаков, как луна полная во днях, как солнце, сияющее над храмом Всевышнего, и как радуга, сияющая в величественных облаках, как цвет роз в весенние дни, как лилии при источниках вод, как ветвь ливана в летние дни, как огонь с ладаном в кадильнице, как кованый золотой сосуд, украшенный всякими драгоценными камнями, как маслина с плодами, и как возвышающийся до облаков кипарис. Когда он принимал великолепную одежду и облекался во все величественное украшение, то, при восхождении к святому жертвеннику, освещал блеском окружность святилища » .

http://pravoslavie.ru/38079.html

Раскаялся и Иуда, но худо, потому что уда­вился; раскаялся, как я говорил, и Исав, а правильнее – он совершенно не раскаялся, потому что слёзы его были слезами не покаяния, а скорее злобы и гнева, как видно из последствий; раскаялся блаженный Давид, выражавшийся так: «каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою» ( Пс.6:7 ). Давно допущенный грех он оплакивал после стольких лет и после стольких поколений, как бы совершённый недавно. Кающемуся должно не гневаться, или раздражаться, но сокрушаться, как осуждённому, как не имеющему дерзновения, как обличённому, как ожидающему спасения от одной милости, как оказавшему себя непризнательным к благодетелю, небла­годарным, безчестным и достойным безчисленных мучений. Если он станет помышлять об этом, то не будет гневаться и раздражаться, но воздыхать, скорбеть, плакать и рыдать день и ночь. Кающемуся не должно никогда предавать забвению грехи свои, но молить Бога, чтобы он не вспоминал об них, а самому никогда об них не забывать: если мы будем об них помнить, то Бог забудет их. Будем же осуждать и наказы­вать сами себя: таким образом мы умилостивим Судью. Грех исповеданный становится меньше, а неисповеданный больше. Если ко греху присоединяется безстыдство и неблагодарность, то он никогда не остановится; да и как такой человек может остерегаться, чтобы не впасть в те же грехи, которые прежде он совершил по неведению? Итак, увещеваю вас, не будем отпираться, не будем безстыдничать, чтобы нам против воли не подвергнуться наказанию. Каин услышал от Бога: «где Авель, брат твой?» и сказал: «не знаю; разве я сторож брату моему?» ( Быт.4:9 )? Видишь, как это сделало грех тягчайшим? Не так поступил отец его, – а как? Услышав: «где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» ( Быт.3:9–10 ). Великое благо – сознавать грехи и постоянно помнить об них; ничто так не исцеляет от греховных навыков, как постоянное памятование (о грехах); ничто так не делает человека медлительным к совершению зла. Знаю, что совесть уклоняется и не любит мучиться воспоминанием о грехах; но ты делай душе принуждение и налагай на неё узду; она свирепствует, как необузданный конь, и не хочет убедиться, что она согрешила. Но всё это – сатанинское дело. А мы будем убеждать её, что она согрешила, чтобы она покаялась и, покаяв­шись, избавилась от наказаний. Как, скажи мне, ты хочешь получить прощение во грехах, не исповедав их? Согрешивший, конечно, достоин милости и сострадания; но ты, ещё не убедившийся, что согрешил, как хочешь быть помилованным, будучи столь безстыдным в согрешениях?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

3. «Существующия власти от Бога установлены», очевидно, что Диавол лжет, говоря: «(все это) мне предано и кому хочу даю». Ибо по чьему велению рождаются люди, по повелению Того же и поставляются цари, годные для тех, которые в то время управляются ими. Некоторые из них даются для улучшения и пользы подданных и для сохранения правды, некоторые же для устрашения, наказания и укорения; иные для обольщения. поношения и высокомерия, как того достойны (подданные), потому что праведный суд Божий, как я выше сказал, простирается на всех равно. Диавол же, как ангел богоотступник, может только то, что он и вначале сделал – обольщать и совращать дущу человеческую к преступлению заповедей Божиих и мало помалу ослеплять сердца старающихся служить ему, чтобы они забыли истинного Бога и ему поклонялись, как Богу. 4. Как если какой отступник вражески возьмет чью-либо страну, то будет возмущать ее жителей, чтобы у незнающих, что он отступник и разбойник, себе присвоить славу царя; так и Диавол, будучи один из ангелов, господствующих над воздухом, как объявил Апостол Павел в послании к ефесянам ( Еф.2:2 ), позавидовав человеку, сделался отступником от Божественнаго закона, ибо зависть противна Богу. И поелику его отступничество обнаружилось чрез человека и человек был средством к испытанию его расположения, поэтому он более и более становился враждебным человеку, завидуя его жизни и желая закрепить его в своей богоотступнической власти. Но устроитель всего, Слово Божие, побеждая его посредством человеческой природы, и обличая его богоотступничество, его напротив покорил человеческой власти, говоря: «се даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» ( Лк.10:19 ), дабы, как он чрез отступничество получил власть над человеком, так опять то отступничество упразднилось чрез человека, снова обращающегося к Богу. Глава XXV. Обман, гордость и тираническое царство антихриста, как они описаны у Даниила и Павла 1. И не только из вышесказанного, но и из того, что будет при антихристе, видно, что он, будучи отступник и разбойник, хочет, чтобы поклонялись ему, как Богу, и, будучи раб, хочет, чтобы его провозглашали царем. Он, получив всю силу Диавола, придет не как царь праведный и законный, состоящий в покорности Богу, но как нечестивый, неправедный и беззаконный, как богоотступник, злодей и человекоубийца, как разбойник, повторяющей в себе, диавольское Богоотступничество; он устранит идолов, чтобы внушить, что он сам Бог, но себя превознесет как одного идола и в себе самом сосредоточит разнообразное заблуждение, относящееся к прочим идолам, чтобы те, которые посредством разных мерзостей поклоняются Диаволу, служили ему посредством этого идола: о нем Апостол во втором послании к Фессалоникийцам так говорит: «пока не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящейся выше всего называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, представляя себя, как он будто есть Бог» ( 2Фес.2:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Флп 2:7. но уничижил Себя Самого, приняв образ раба Где те, которые говорят, что Он сошел не добровольно, а исполняя повеление? Пусть знают те, что Он уничижил Себя, как Господь, как Самовластный. Говоря: « образ раба», этим самым апостол пристыжает Аполлинария; потому что принимающий образ — μορφ — или, иначе, природу раба, имеет и душу вполне разумную. сделавшись подобным человекам. Основываясь на этом, маркиониты говорят, что Сын Божий воплотился призрачно; потому что, говорят они, видишь ли, как Павел говорит, что Он принял подобие человека и облекся в человеческий образ, а не по существу сделался человеком? Но что же это значит? Это значит, что Господь не все имел наше, но чего-то и не имел, именно: не родился по естественному порядку и не грешил. Но Он не был только тем, чем казался, но и Богом: не был Он обычным человеком. Поэтому апостол и говорит: « подобным человекам», потому что мы душа и тело, а Он душа и тело и Бог. На этом основании, когда апостол говорит: « в подобии плоти греховной»  (Рим.8:3), то не то говорит, что Он не имел плоти, но что плоть эта не грешила, а была подобна греховной плоти по природе, а не по злу. Таким образом, как там подобие не в смысле всецелого равенства, так и здесь он говорит о подобии в том смысле, что Он не был рожден по естественному порядку, был безгрешным и не был простым человеком. и по виду став как человек Так как апостол сказал, что « уничижил Себя Самого», то, чтобы ты не счел это дело изменением и превращением, он говорит: оставаясь тем, чем был. Он принял то, чем не был; природа Его не изменилась, но Он явился во внешнем виде, то есть во плоти, потому что плоти свойственно иметь вид. Ибо, когда он сказал: « приняв образ раба», то после этого осмелился сказать и это, как бы этим заграждая уста кому. Прекрасно он сказал: « как человек», так как Он не был один из многих, но — как один из многих. Потому что Бог-Слово не превратился в человека, но явился как человек, и, будучи невидимым, явился имея « вид». Некоторые же толковали это место так: « и образом» , как уже истинно человек, как и Иоанн говорит в Евангелии: « славу как Единородного от Отца»  (Ин 1:14), вместо того чтобы сказать: славу, какую прилично иметь единородному; потому что « как» — ως — означает и колебание, и утверждение.

http://bible.predanie.ru/nedelya-11-aya-...

XXXV. A теперь вновь буду спрашивать я, а ты мне отвечай. Не ходи вокруг да около, а скажи прямо: всесилен ли Сын Божий? да или нет? [Положим,] ты скажешь: «не знаю, ибо не постигаю силы Божией». Но, если не постигаешь [Его] силы, как же [тогда] разделяешь Его соединение, не зная, какой силой Он соединяется? Если же, наоборот, скажешь, что Он не всесилен, то постыжает тебя Божественное Писание, сказавшее: «знаю, что Ты все можешь, и нет для Тебя невозможного» (Иов 42:2). А если исповедуешь истину и скажешь: «да, поистине Бог всемогущ», то о происшедшем и [засвидетельствованном] в Писании домостроительстве [Божием] более уже не ищи [этого] «как», ибо [этим] ты показываешь неверие в то, что Он всемогущ; а если Он всемогущ, то более не ищи этого «как». Если же [тебе] нужно знать это «как», то Он для тебя более уже не всемогущ. XXXVI. Uбo скажи мне [хотя бы] меньшее (так как оно меньшее, как мы сказали выше): как из ничего Он создал небо и землю, море и все, что в них? Если же не имеешь, что сказать об этом, то не суемудрствуй о более удивительном: как Он вочеловечился, или как через плоть бесстрастно пострадал, и не покушайся исследовать [это] естественным порядком, а веруй, что Он, будучи всемогущим, как захотел, так и сотворил. Или ты не слышал в Писании, что все, что восхотел Господь, Он сотворил (Пс 134:6)? XXXVII. Haм нужно только веровать тому, что говорит о Нем Божественное Писание, а не исследовать, «как» [Он сотворил то или иное]. Писание же говорит, что Иисус Христос есть Сын Божий, и что ради нас Он воплотился, ради нас пострадал, ради нас распят, ради нас умер, ради нас погребен, и воскрес, и вознесся, и село одесную Отца, и грядет судить живых и мертвых, и пребывает во веки. Будем же веровать, что Слово бесстрастно претерпело и сотворило все то, о чем сказано в Божественном Писании. А так как [Писание] не говорит, каким [именно] образом, то [и мы] не будем исследовать. [Но] написано, что благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота Божества телесно (Кол 1:19; 2:9). И если же Он Сам так благоволил, зачем нам разыскивать, как[именно], (22.) или пытаться разделять Его в [Его] делах и приписывать некоторые из них Его Телу, а другие — Обитающему [в Теле]? Как если бы Он, по нашему рассуждению, иногда обитал [в Своем Теле], а иногда не обитал. Еще написано: «от них Христос по плоти, сущий над всем Бог» (Рим 9:5). Видишь, как [Писание] везде исповедует воплощенного и неразделимого Сына Божия?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3646...

— Где это написано? — воскликнула Соня. — Сейчас найду… подожди… — Оксана склонилась над книгой. — Понимаешь, я ведь всегда просто читала Евангелие, с начала и до конца, и специально ничего не учила… Вот, нашла. Соня сама прочитала: да, да, так и было написано! — и записала главу и стих. Голова ее начинала как будто слегка кружиться… А Оксана продолжала, не заглядывая в Книгу: — А как начинается Евангелие от Иоанна? «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца». Читаешь? И дальше — свидетельство Иоанна Крестителя о Христе… А теперь посмотри третий стих: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Им создано все, что только создано, понимаешь? Это — прямо о том, что Христос — Творец, а не создание. Епископ Леонтий Кесарийский сказал, что иначе пришлось бы утверждать, что Он создал и Самого Себя. Это было давным-давно, на первом Вселенском Соборе, обличившем ересь Ария. Тогда же Евстафий Антиохийский обратил внимание всех на слова из Ветхого Завета: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему». Тот, Кто сказал, и Тот, Кому сказал, — Один Бог, видишь?! И еще много есть об этом в Писании, я тебе дам ссылки потом и принесу почитать книгу о Вселенских Соборах. — А… — Соня вспомнила один из «уроков», — почему же Христос молился Богу… если Он Сам — Бог? Они говорят, не мог же Он молиться Сам Себе? — Христос молился Богу Отцу, это так прямо и написано в Евангелии, посмотри, к примеру, Евангелие от Иоанна, семнадцатую главу… Видишь? Воскрешая Лазаря, Господь произнес слова, которые открывают одну из причин того, почему Он так делал. Смотри: «Иисус… возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня, Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Иоанн Златоуст писал, что Спаситель часто говорил «уничиженно» по снисхождению к слушавшим Его, ради немощи их и неразумия, так как они не вмещали слова, соответствующего Его величию, и соблазнялись о Нем. Вообще же евангелисты замечают в Нем много человеческого, и это для того, чтобы показать, что Его воплощение истинно, что Он действительно был облечен нашим естеством. И еще: Он зачастую поступал как человек, чтобы Своим примером научить нас, что нам должно делать в тех или иных обстоятельствах. Надо различать, когда Он поступал как Бог, а когда — как Человек. Как Человек он скорбел о Лазаре и прослезился, идя ко гробу его, а как Бог — воскресил его. Как Человек Он алкал и жаждал, а как Бог — насытил пятью хлебами пять тысяч человек. Как Человек Он заснул в лодке, а как Бог — утишил бурю. Как Человек он сказал: «Душа Моя скорбит смертельно» , а как Бог преподал апостолам мир Свой и послал от Отца Духа Святого.

http://azbyka.ru/fiction/darovannyj-put/...

Так точно и относительно питья, одежды и т. п. И как может кто-либо жить, не заботясь об этом! Как? Так, как жили упомянутые святые. Собственной слабости мы не должны считать невозможностью заповеди. Бог не повелел ничего невозможного, потому что Он знает меру человеческой силы не только как Творец ее, но и как Воспринявший ее на Себя. Но им эта заповедь была легка, как отрешенным от мира и от всякого обычного телесного образа жизни; но нам она кажется невозможною, потому что мы не отрешены от него. Птиц Бог питает, вложив в них инстинкт, где собирать пищу. Мф.6:27 .  Кто же от вас пекийся может приложити возрасту своему лакоть един? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? Никто. Как невозможно достигнуть этого нашим усилием, так точно невозможно и собрать пищи, если Бог не позволит. Хотя бы мы в тысячу раз больше прилагали забот, мы ничего не достигнем без Его промышления. Конечно, ни на ладонь, ни на палец он не может прибавить, но сказано на локоть, потому что локоть был преимущественно мерою роста. Мф.6:28 .  И о одежди что печетеся? Смотрите крин селных, како растут: не труждаются, ни прядут. И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как ом растут: ни трудятся, ни прядут. Кринами в этом месте назвал всякие цветы, что видно из слов: «Яко един от сих» ( Мф.6:29 ). Но почему Он говорит о произрастании, между тем как речь зашла об одежде? Потому что выражение «растут» Он употребил ради листьев которые служат одеждою каждому цветку. Обратите внимание, говорит, на полевые цветы, как они растут в листьях, которые сколько растут, столько и украшают. Мф.6:29–30 .  Глаголю же вам, яко ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих: аще же сено селное, днесь суще и утре в пещь вметаемо, Бог тако одевает, не много ли паче вас? ...но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас… Почему опять не представил в пример птиц, или других животных? Мог Он назвать много разукрашенных и прекрасных. Потому, что желает здесь показать ничтожность травы, так разукрашенной Богом, и блеск красоты, данной такой ничтожной траве. И смотри, что, усиливая ничтожество цветов, назвал их далее травою, и сказал еще более: «днесь суще, и утре в пещь вметаемо», – что сказано для усиления ничтожества. Равным образом, возвышая силу их красоты, не сказал просто, что Бог из одевает, но: «тако одевает». Слово «тако» указывает здесь на усиление красоты. Поставил Соломона, как любителя красоты и мудрого в понимании ее. «Пещь» – место для печения хлебов. Местоимение «вас» понимай как выражающее почтение. Говорит вопросительно, как бы так: не гораздо ли больше вас, драгоценное Свое стяжание, у которых облагодатствовал тело, душу и ум, для которых сотворил мир, за которых предал и единородного Своего Сына?

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Таким образом, все делало их достойными наказания: и удобоисполнимость просьбы, так как Он просил хлеба; и жалобный вид просящего, так как Он был нищ; и естественное сострадание, так как Он был человек; и привлекательность обещания, так как обещано Царство; и страх наказания, так как угрожала геенна; и достоинство получающего, так как сам Бог принимал в лице нищих; и величие чести, так как удостоил снизойти; и законность подаяния, так как Он принимал Свое. Но при всем том сребролюбие совершенно ослепило плененных им, даже и при столь великих угрозах. И как выше сказал Он, что не принимающие бедных будут наказаны более, нежели содомляне, так и здесь говорит: «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших» братий Моих, «то не сделали Мне» (Мф 25:45). Что ты говоришь? Они твои братья? И почему их называешь меньшими братиями? Потому они братья, что уничижены, что нищи, что отвержены. Таковых Он в особенности призывает в Свое братство, то есть, незнаемых, презираемых, разумея не одних только монахов и живущих в горах, но и всякого верующего. Он хочет, чтоб и мирской человек, когда жаждет, алчет, наг или странствует, получал от нас всякое пособие. Крещение и общение в божественных тайнах соделывает нас братьями. Затем, чтобы ты и с другой стороны видел справедливость приговора, Он еще прежде восхваляет тех, которые надлежащим образом исполнили свое дело, и говорит: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть», и прочее; чтобы осуждаемые не сказали, что они ничего не имели, Он осуждает их, указывая на товарищей, подобно тому, как осуждает и дев, указывая на дев, раба упивающегося и объедающегося — указывая на раба верного, раба скрывшего свой талант — указывая на раба представившего два таланта; и вообще, осуждает каждого грешника, указывая на исполнивших свои обязанности. И это сравнение берется иногда от равного, как, например, здесь и в притче о девах; иногда от большего, как, например, когда говорится: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.

http://bible.predanie.ru/tretya-podgotov...

Еф.6:6 . не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, То есть не только в присутствии и пред глазами господ, но и в отсутствии так служите им. но как рабы Христовы, Человекоугодник не служит Христу, как и в другом месте говорит: «если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» ( Гал.1:10 ). исполняя волю Божию от души, Еф.6:7 . служа с усердием, Так как можно служить в простоте сердца и искренно, но не со всею силой, исполняя только какое-нибудь определенное дело; то поэтому присовокупляет теперь: «от души», то есть от всей силы и готовности; даже «с усердием», то есть со всею преданностью и охотой, а не по принуждению. В таком случае и низость рабства устраняется, если рабы добровольно совершают доброе и не дожидаются принуждения и побоев. Волею же Божией называет или подчинение (ибо этого желает Бог, то есть благого порядка), или же говорит: в том повинуйтесь, рабы, своим господам, чего желает Бог . Ибо может случиться, что и относительно детей сказано: господа побуждают их к чему-нибудь постыдному или к нечестию, а это не есть божественная воля. как Господу, а не как человекам, Ибо Сам Бог принимает благорасположенность по отношению к господам, так как Он же и установил этот добрый порядок, и не служащий им, как следует, противится божественному закону. Еф.6:8 . зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. Так как, вероятно, многие из господ – эллины и неверующие – не делали никакого добра по отношению к рабам, которые хорошо им служили, то говорит: если не получишь награды от господина по плоти, то примешь ее от Господа всех. И здесь показал, что говорит с ними, как с совершенными, а не как с детьми. Ибо детям он указал на земное долголетие, а этим указал на будущее. Еф.6:9 . И вы, господа, поступайте с ними так же, «Так же». Как? Служите охотно и не как человекоугодники, но со страхом и трепетом, то есть в отношении к Богу. Ибо хотя словами прямо этого не выразил, но желает сего. Служит ведь и господин рабу, заботясь о нем и доставляя ему все необходимое и вообще поддерживая его и снисходя к нему, и, как Соломон говорит: разделяя с ним труд. Но послушай, что дальше говорится:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Не с видимою только услужливостью, как человекоугодники. То есть не только в присутствии и пред глазами господ, но и в отсутствии так служите им. Но как рабы Христовы. Человекоугодник не служит Христу, как и в другом месте говорит: если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал. 1:10). Исполняя волю Божию от души, служа с усердием. Так как можно служить в простоте сердца и искренно, но не со всею силой, исполняя только какое-нибудь определенное дело; то поэтому присовокупляет теперь: от души, то есть от всей силы и готовности; даже с усердием, то есть со всею преданностью и охотой, а не по принуждению. В таком случае и низость рабства устраняется, если рабы добровольно совершают доброе и не дожидаются принуждения и побоев. Волею же Божией называет или подчинение (ибо этого желает Бог, то есть благого порядка), или же говорит: в том повинуйтесь, рабы, своим господам, чего желает Бог. Ибо может случиться, что и относительно детей сказано: господа побуждают их к чему-нибудь постыдному или к нечестию, а это не есть божественная воля. Как Господу, а не как человекам. Ибо Сам Бог принимает благорасположенность по отношению к господам, так как Он же и установил этот добрый порядок, и не служащий им, как следует, противится божественному закону. Зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. Так как, вероятно, многие из господ — эллины и неверующие — не делали никакого добра по отношению к рабам, которые хорошо им служили, то говорит: если не получишь награды от господина по плоти, то примешь ее от Господа всех. И здесь показал, что говорит с ними, как с совершенными, а не как с детьми. Ибо детям он указал на земное долголетие, а этим указал на будущее. И вы, господа, поступайте с ними так же. Так же. Как? Служите охотно и не как человекоугодники, но со страхом и трепетом, то есть в отношении к Богу. Ибо хотя словами прямо этого не выразил, но желает сего. Служит ведь и господин рабу, заботясь о нем и доставляя ему все необходимое и вообще поддерживая его и снисходя к нему, и, как Соломон говорит: разделяя с ним труд. Но послушай, что дальше говорится:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010