А что он ценил узы высоко, послушай, как он везде в посланиях ставит их выше всего прочего. Так он говорит: " я, Павел, сделался узником Иисуса Христа " (Еф.3:1); и еще: " обложен я этими узами, но для слова Божия нет уз " (Деян.28:20; 2Тим.2:9); и еще: " даже до уз, как злодей " (2Тим. 2:9). Смотри: не только " до уз " , говорит, но и прибавляет: " как злодей " , возвышая этим славу уз. Сугубое страдание, и оттого, что был связан, и оттого, что – как злодей! Если бы он был связан за доброе дело, то это доставляло бы некоторое утеше­ние; а теперь связан, как злодей и как уличенный в тяж­ких преступлениях; но, не смотря на то, он нисколько не за­ботился об этом. Такова душа, окрыленная небесною любовью! Если питающие в себе постыдную любовь не считают ничего важным и ценным, но у них признается славным и цен­ным только то, что служит к удовлетворению их страсти, и предмет их любви составляет для них все, то тем более объятые этою любовью ничего не считают ценнее. Не удиви­тельно, если мы не понимаем этих слов: мы так еще не­опытны в любомудрии! Подлинно, кто объят огнем Христо­вым, тот делается таким, каким был бы человек, если бы он жил один только на земле: так мало он заботится о славе и бесславии! Как человек, живущий один только на земле, не заботился бы ни о чем, так и он не заботится ни о чем. Искушения, наказания, узы он презирает так, как бы претерпевал их в чужом теле, или как бы имел тело адамантовое; а удовольствиям жизни посмевается и бывает так к ним нечувствителен, как мы к телам мертвых, или сами будучи мертвыми. Он так далек от того, чтобы предаться какой-нибудь страсти, как очищенное огнем золото бывает непричастно грязи: как мухи отлетают от огня, что­бы не попасть в него, так и к нему страсти не смеют даже и приблизиться. Хотел бы я привести на это примеры из среды нас самих; но так как мы не в состоянии предста­вить их, то необходимо обратиться к тому же Павлу. Смотри, каков он был в отношении ко всему миру. " Для меня мир распят " , говорит он, " и я для мира " (Гал.6:14), т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что т а к должно быть? В тот же час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня. Сие же все было, да сбудутся писания пророков. Жаннетта Госпожа Жервеза – Дитя мое, дитя мое, как ты рассуждаешь, маленькие девочки так не рассуждают. Жаннетта – Я думаю… я думаю… Госпожа Жервеза – Дочь моя, дитя мое, что ты осмеливаешься говорить? Жаннетта – Я думаю, что, если бы я была там, я бы Его не бросила. Госпожа Жервеза — – Дочь моя, дитя мое, сохрани нас Боже от греха гордыни. Мы из того же теста, что и все. Такие же христиане, как и все. Мы могли бы быть такими, как они. Мы могли бы быть среди них. Мы могли бы поступить так же, как они. Писания должны были исполниться. Все Его бросили. Ни один не остался. Так было нужно. Все Его бросили. И мы тоже бросили бы Его. — Если бы мы были с ними, если бы мы были среди них, если бы мы были из них, из их числа, если бы мы были ими. мы поступили бы так же, как они. Как, по–твоему, почему, по–твоему, мы поступили бы не так, как они? Ведь мы не лучше других. Жаннетта – Это были не французы. Это были не французские рыцари. Госпожа Жервеза – Дочь моя, дитя мое, как ты рассуждаешь. Ты рассуждаешь не так, как другие, ты рассуждаешь не так, как все. Жаннетта – Никогда французы не бросили бы Его. Госпожа Жервеза – Дочь моя, дитя мое, как ты рассуждаешь. Добрые христианки, нормальные христианки так не рассуждают. Жаннетта – Никогда французские рыцари, французские крестьяне, никогда люди из наших краев не бросили бы Его. Те, кто рожден во Франции. Те, кто рожден в Лотарингии. Госпожа Жервеза – Дочь моя, дитя мое, даже в мыслях нужно остерегаться гордыни, сохрани нас Боже от греха гордыни. Те люди, о которых ты так легкомысленно рассуждаешь, первые стали христианами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Я, говорит, силою руки моей , и моею мудростью я сделал это , чтобы нигде не было царей и не обреталось князей. И переставляю пределы народов , и рука моя захватила богатство народов, как гнезда . Видишь ли, доколе простирает жестокий ум свою гордость? Как он обнаруживает гордость с угрозами? Видишь ли, сколько зла рождается от гордости? И никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул . Раскры­вает совершенную его гордость, чтобы показать, какого чело­века победил Бог. Тем, кто следует добродетели, нехо­рошо превозноситься и говорить о себе великое, так как гор­дых постигают наказания от Бога, как случилось с фари­сеем: если того, кто, по своим добрым делам, противился воле диавола, могло отвратить (от Бога) и погубить одно слово и одна вина, то насколько более возможно это относительно дру­гих хвастунов? И если хвастовство не дозволительно упраж­няющимся в добродетели, то насколько больше оно недозволи­тельно для уклоняющихся от добродетелей?   15. Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Смотри, с кем сравнивают еретики Сына Божия. С тем, с чем Св. Писание сравнивает асси­рийцев. Как секира сечет не сама собою, так и ты сам собою не сделаешь ничего; и как пила не сама себя влечет, так и ты сам собою не совершишь ничего. И не так, т е., после этого Я не буду больше в тебе нуждаться. Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его. Так как Я был вознесшим тебя, то впоследствии Я никогда не вознесу тебя.   16. За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня , так как несчастие сопровождалось бесчестием. Чем больше были угрозы, тем больше слава Израиля, когда возгорелся огонь среди неприятелей.   17. Свет Израиля будет огнем, и Святый его — пламенем, Пророк обозначает их гибель: гнев (Божий) пожирал неприятельское войско, по­добно огню.   18-19. которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий. И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись . Они устремятся в бегство, как от огня, и их легко будет сосчитать. И не прибегут более к тебе: говоря так, пророк показывает, что они (евреи) некогда при­бегали к нему (ассирийскому царю), который отвел в рабство евреев и ради них также жителей Самарии, так как по при­чине осады одних случились бедствия с другими.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Я, говорит, силою руки моей , и моею мудростью я сделал это , чтобы нигде не было царей и не обреталось князей. И переставляю пределы народов , и рука моя захватила богатство народов, как гнезда . Видишь ли, доколе простирает жестокий ум свою гордость? Как он обнаруживает гордость с угрозами? Видишь ли, сколько зла рождается от гордости? И никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул . Раскрывает совершенную его гордость, чтобы показать, какого человека победил Бог. Тем, кто следует добродетели, нехорошо превозноситься и говорить о себе великое, так как гордых постигают наказания от Бога, как случилось с фарисеем: если того, кто, по своим добрым делам, противился воле диавола, могло отвратить (от Бога) и погубить одно слово и одна вина, то насколько более возможно это относительно других хвастунов? И если хвастовство не дозволительно упражняющимся в добродетели, то насколько больше оно недозволительно для уклоняющихся от добродетелей? 15. Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Смотри, с кем сравнивают еретики Сына Божия. С тем, с чем Св. Писание сравнивает ассирийцев. Как секира сечет не сама собою, так и ты сам собою не сделаешь ничего; и как пила не сама себя влечет, так и ты сам собою не совершишь ничего. И не так, т е., после этого Я не буду больше в тебе нуждаться. Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его. Так как Я был вознесшим тебя, то впоследствии Я никогда не вознесу тебя. 16. За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня , так как несчастие сопровождалось бесчестием. Чем больше были угрозы, тем больше слава Израиля, когда возгорелся огонь среди неприятелей. 17. Свет Израиля будет огнем, и Святый его — пламенем, Пророк обозначает их гибель: гнев (Божий) пожирал неприятельское войско, подобно огню. 18-19. которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий. И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись . Они устремятся в бегство, как от огня, и их легко будет сосчитать. И не прибегут более к тебе: говоря так, пророк показывает, что они (евреи) некогда прибегали к нему (ассирийскому царю), который отвел в рабство евреев и ради них также жителей Самарии, так как по причине осады одних случились бедствия с другими.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Архиерей «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников» ( Евр. 7:26 ). Эти слова были сказаны некогда апостолом Павлом о Самом Христе, Первосвященнике Великом, прошедшем небеса ( Евр. 4:14 ), ныне же употребляются в Церкви Христовой в дни памяти Его архиереев. Ибо архиереи – это образ Христа на земле, уподобляющиеся Ему не только саном и властью, но и жизнью угождающие Ему, насколько кто может (2). Архиерейский сан уподоблен в Божественном Писании небесным светилам. Так, Сирах о ветхозаконном архиерее Симоне говорит: «Как утренняя звезда среди облаков, как полная луна... как солнце, сияющее над храмом Всевышнего» ( Сир. 50:6–7 ). О новоблагодатных же архиереях Сам Господь говорит в Евангелии: «Вы – свет мира (как небесные светила, озаряющие мир), так да светит свет ваш пред людьми» ( Мф. 5:14, 16 ). Христова Церковь на земле есть как бы небо, ибо как на небе живет Бог, окружаемый Ангелами, так и на земле Он живет в Церкви Своей, прославляемый людьми, как говорит Давид: «Господь во храме святом Своем. Бог посреди людей Своих; хвала Ему в собрании преподобных» ( Пс. 10:4, 149:1 ). И как небо украшено и сияет своими светилами, так и Церковь сияет своими светилами – своими пастырями и учителями, из которых одни сияют как звезды, другие как луна, а иные как солнце, каждый соответственно чину, чести и званию и по мере своего совершенства в добродетельной жизни и духовной мудрости. Светила небесные, поставленные устроением Божиим на безмерной высоте, далеко отстоят от земли, – и архиереи занимают на церковном небе не низкое, а высочайшее место, будучи образами Сына Божия, и премного отличаются от своих подчиненных святыней и властью. Ибо те, которые управляются архиереем, – овцы, а архиерей – пастырь. Те чада, а он отец, те ученики, а он учитель, те люди, а он Ангел по своей чистой и святой жизни. Светила небесные – это как бы очи неба, взирающие на всех, сияющие одинаково для добрых и злых (ср. Мф. 5:45 ), – и архиереи также как бы очи церковные, бодрственно и неусыпно взирающие на вверенное им стадо, видящие нужды и немощи всех и одинаково заботящиеся о спасении всех, как добрых, так и злых.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих . По причине благоволения Он узрел народ свой, и освободил его из плена, но не по причине заслуг искупленных. Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать все; опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу . Акила и Симмах гово­рят: иссушу гавань. Видишь ли, Господь открывает, что не желал подвергать наказаниям преступных, и потому говорит: " Я мучим был столькими скорбями, как рождающая " . Хотя печаль и скорбь не относятся к Богу, но отсюда ясно, что Он никогда не желает подвергать людей наказаниям и пренебре­гать ими. Опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу , т.е.: Я уничтожу произвол и силы неприятелей, и когда сокрушу их силы, то введу вас в вашу страну. И поведу слепых дорогою, которой они не знают . Видишь ли величайшее могущество Божие, которое сокрушает сокрушителей, приводит мучимых в покой, что и случилось, когда они возвратились из плена. Но это пророче­ство удобнее применить к язычникам, чем к евреям, так как пророк прибавляет: неизвестными путями буду вести их ; они совершенно не знали пути, так как были слепыми. Мрак сделаю светом пред ними . Опять про­рок говорит об иных чудесах: мрак изменился в свет и печаль в радость. Вот что Я сделаю для них и не оставлю их . Я да­рую, научу и сохраню. После того, как приняли таковые дары от Бога, нам нужно уповать на Его мышцу, чтобы вновь не уклоняться в прошедшее зло. Тогда обратятся вспять . За­чем не сначала? Затем, чтобы вступили иные. Великим стыдом покроются надеющиеся на идолов . Всегда, но особенно после пришествия Христа, Который показал их бес­силие. Слушайте, глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть . То была глу­хота и слепота не телесная, но душевная; телесная глухота не может много вредить нам, – часто бывает даже причиною благоразумия, по написанному: я же, как глухой, не слышал, и, как немой, не открывал уст своих (Пс.37:14); но душевная глухота всегда лишает благ. Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа? Иудеи были глухими и слепыми. Христос говорит: кто имеет уши слышать, да слышит (Мк.4:9); и в другом месте: блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат (Мф.13:16). Та­ким образом, ясно, что они, иудеи, были глухими и не слы­шали, слепыми и не видели, почему прибавляется: слеп, как раб Господа . Но они ослепли не тогда только, а гораздо прежде, почему и прибавляется: ты видел многое, но не замечал ; не однажды и не дважды, но видел многое, но не замечал . Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон . Бог всегда желает этого, вы же не желали, а даже, напротив, обра­щались к хищничеству и злохулениям. Но это народ разоренный и разграбленный.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих . По причине благоволения Он узрел народ свой, и освободил его из плена, но не по причине заслуг искупленных. Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать все; опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу . Акила и Симмах говорят: иссушу гавань. Видишь ли, Господь открывает, что не желал подвергать наказаниям преступных, и потому говорит: " Я мучим был столькими скорбями, как рождающая " . Хотя печаль и скорбь не относятся к Богу, но отсюда ясно, что Он никогда не желает подвергать людей наказаниям и пренебрегать ими. Опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу , т.е.: Я уничтожу произвол и силы неприятелей, и когда сокрушу их силы, то введу вас в вашу страну. И поведу слепых дорогою, которой они не знают . Видишь ли величайшее могущество Божие, которое сокрушает сокрушителей, приводит мучимых в покой, что и случилось, когда они возвратились из плена. Но это пророчество удобнее применить к язычникам, чем к евреям, так как пророк прибавляет: неизвестными путями буду вести их ; они совершенно не знали пути, так как были слепыми. Мрак сделаю светом пред ними . Опять пророк говорит об иных чудесах: мрак изменился в свет и печаль в радость. Вот что Я сделаю для них и не оставлю их . Я дарую, научу и сохраню. После того, как приняли таковые дары от Бога, нам нужно уповать на Его мышцу, чтобы вновь не уклоняться в прошедшее зло. Тогда обратятся вспять . Зачем не сначала? Затем, чтобы вступили иные. Великим стыдом покроются надеющиеся на идолов . Всегда, но особенно после пришествия Христа, Который показал их бессилие. Слушайте, глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть . То была глухота и слепота не телесная, но душевная; телесная глухота не может много вредить нам, – часто бывает даже причиною благоразумия, по написанному: я же, как глухой, не слышал, и, как немой, не открывал уст своих (Пс.37:14); но душевная глухота всегда лишает благ. Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа? Иудеи были глухими и слепыми. Христос говорит: кто имеет уши слышать, да слышит (Мк.4:9); и в другом месте: блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат (Мф.13:16). Таким образом, ясно, что они, иудеи, были глухими и не слышали, слепыми и не видели, почему прибавляется: слеп, как раб Господа . Но они ослепли не тогда только, а гораздо прежде, почему и прибавляется: ты видел многое, но не замечал ; не однажды и не дважды, но видел многое, но не замечал . Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон . Бог всегда желает этого, вы же не желали, а даже, напротив, обращались к хищничеству и злохулениям. Но это народ разоренный и разграбленный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Каким же образом Христос прославился и каким образом Он как Богочеловек живет среди нас? Образ Его жизни среди нас и откровение Его славы свидетельствует нам Евангелие от Иоанна: И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца (Ин.1:14). Из этого свидетельства видно, что Бог открывается нам не как некий абстрактный путь или образ жизни, но как в нас присутствующая и действующая богочеловеческая реальность, как полнота благодати и истины, как видимый и конкретный путь. Он как Путь - путь праведности и мира (ср. Мф.21:32; Лк.1:79), узкий путь (Мф.7:14); путь, которым надлежит идти - путь жизни (ср. Ин.14:4), прямой путь, путь истины (2Пет.2:2,15). Его Бог Отец прославил и еще прославит (ср. Ин.12:28). Он открывается и даруется как жизнь, и эта жизнь становится свет человекам, и свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин.1:5). Ему дана заповедь для нас, и Им подарена нам заповедь жизни вечной (см. Ин.12:50). И пока Он живет среди нас и в нас, и мы будем жить (ср. Ин.14:19) - а Он среди нас и с нами - вечно, Он видим для нас - видим как Церковь. И так же, как и Он - Путь, так уже в Деяниях Апостольских и Его Церковь, и Его учение называются путем, последователи которого, так же как и Он, будут гонимы (Деян.22:4), путь, в котором укрепляются (см. Деян.9:22), который будет в поношении (2Пет.2:2), который приготовляется (см. Лк.1:76), путь святых (см. Евр.9:8), путь новый и живой, Который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть плоть Свою, то есть Церковь (см. Евр.10:20). Следовательно, как и Он Путь, так и Церковь Его, Его Тело - тот же Путь, потому что по сути она тождественна Ему, так же как Его образ жизни и богочеловеческого делания - ее образу жизни и делания. Церковь как богочеловеческий союз и Путь - путь святых, который только тогда открылся во всей полноте, когда открылся и явился Дух Святой (см. Евр.9:8), Который приводит ко всякой истине, то есть открывает тайну истинного Пути, ведущего в жизнь вечную.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/157/...

После того как Сын Божий и Бог, войдя в утробу Пресвятой Девы, и восприняв от Нее человеческое естество, и сделавшись человеком, родился от Нее, как мы сказали, совершенным человеком и совершенным Богом, будучи один и тот же и Бог, и человек неслиянно, – после этого, если и мы, люди, веруем в Сына Божия и Сына Приснодевы и Богородицы Марии и, веруя, приемлем верно в сердца свои слово об этом и устно это исповедуем, каясь при этом от всей души во всех прежних своих грехах, тотчас этот Бог Слово Отчее входит и в нас, как и в утробу Приснодевы: мы приемлем Его, и Он бывает в нас, как семя. Слыша об этом страшном Таинстве, ужасайся, но приемли слово о нем с верою и убеждением. Так зачинаем Его и мы, не телесно, как зачала Дева и Богородица Мария, но духовно, однако же существенно. Мы имеем в душах своих Того Самого, Которого зачала и Пренепорочная Дева, как говорит божественный Павел: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» ( 2Кор. 4, 6 ). Это то же самое, как если бы он сказал: Бог Сам весь существенно вошел в нас. А что такой смысл имеет слово апостола, это видно из следующих затем слов: «Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» ( 2Кор. 4, 7 ). Сокровищем называет он Сына Божия, в Которого благодатию Святого Духа мы облекаемся и Которого имеем в сердцах своих. Так и мы, когда веруем от всей души, всесокрушенно каемся, зачинаем в сердцах своих Бога Слово, как Дева, то есть если и наши души девственны и чисты. И как Пресвятой Девы не опалил огонь Божества, так как Она была пренепорочна, так и нас не опаляет он, когда сердца наши чисты и непорочны, но бывает в нас небесной росой, источником воды живой, потоком Жизни Вечной. Что мы подобным образом приемлем непокровенный огонь Божества, об этом послушан, как говорит сам Господь: «Огонь пришел Я низвести на землю ( Лк. 12, 49 )». Какой это другой огонь, кроме единосущного по Божеству Духа, с Которым вместе входит в нас и созерцается и Сын с Отцом? Но поскольку Сын Божий и Бог воплотился уже однажды от Девы и родился от Нее телесно, превыше слова и разума, и Ему невозможно опять воплощаться и рождаться в каждом из нас, то что Он творит? Ту самую пренепорочную Плоть, которую Он принял от Пречистой Марии Богородицы и в которой от Нее родился, преподает нам в Таинстве и, вкушая ее, мы имеем внутри себя, разумеется, каждый достойно причащающийся, всего воплощенного Бога и Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Девы, Пренепорочной Марии, сидящего одесную Бога Отца, по слову Его же Самого: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6, 56 ). Вселяясь же в нас, Он не познается сущим в нас телесно, как плод чрева, как был в Пресвятой Деве, но есть бестелесно в нас, и соединяется с существом и естеством нашим неизреченно, и нас обоготворяет, так как мы становимся сотелесниками Ему, плотью от Плоти Его и от костей Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Почему же здесь сам молится за них? Это, как я сказал, только для того, чтобы выразить любовь к ним. «Они не от мира, как и Я не от мира» ( Ин.17:16 ). Как же Он в другом месте говорит: «которых Ты дал Мне от мира; они были Твои» ( Ин.17:6 )? Там Он разумеет природу, а здесь – злые дела. Таким образом многое говорит в похвалу учеников, и во-первых, что они «не от мира», потом, что сам Отец дал их, что они соблюли слово Его и что за это их ненавидят. А что Он говорит: «как и Я не от мира», – этим не смущайся. Слово: «как» не означает здесь совершенного сходства. Как в таком случае, когда говорится о Христе и об Отце, словом: «как» выражается полное равенство, по сродству Их естества, так и тогда, когда говорится о нас и о Христе, оно допускает великое различие, по причине великой и беспредельной разности между Его и нашим естеством. И если Христос «не сделал греха, и не было лжи в устах Его» ( Ис.53:9 ), то как могут быть сравниваемы с Ним апостолы? Что же значат слова Его: «они не от мира»? Они имеют в виду другой (мир), – у них ничего нет общего с землею, – они сделались небесными гражданами. И этим также Он показывает Свою любовь, – так как хвалит их пред Отцом и поручает их Родившему. Сказав же: «соблюди их», Он сказал не только об избавлении их от опасностей, но и об утверждении в вере. Потому и прибавил: «освяти их истиною Твоею» ( Ин.17:17 ), – сделай святыми преподанием Св. Духа и правых догматов. Как прежде сказал: «вы очищены через слово, которое Я проповедал вам» ( Ин.15:3 ), так и теперь говорит тоже самое: наставь их, научи истине. Но ведь Он сказал, что это делает Дух: как же теперь просит об этом Отца? Это опять для того, чтобы ты познал равночестие. А исповедание правых догматов о Боге, действительно, освящает душу. Не удивляйся и тому, что Он приписывает освящение слову. А что Он говорит о догматах, это видно из того, что Он прибавил: «слово Твое есть истина», то есть, нет в нем ничего ложного, но все сказанное должно непременно исполниться; нет также ничего образного, ничего телесного. Так и Павел говорит о Церкви, что Христос освятил ее – «посредством слова» ( Еф.5:26 ). Значит и глагол Божий может очищать. Впрочем, мне кажется, что выражение: «освяти их» значит и нечто другое, именно: отдели их для слова и проповеди. И это опять видно из дальнейших слов. «Как Ты послал Меня, – говорит Христос, – в мир, так и Я послал их в мир» ( Ин.17:18 ). Тоже говорит и Павел: «дал нам слово примирения» ( 2Кор.5:19 ). Действительно, для чего пришел Христос, для того и апостолы обошли вселенную. Но слово: «как» опять и здесь не означает равенства между Им и апостолами: иначе каким бы образом люди могли быть посланы? А говорить о будущем, как о прошедшем, – дело Ему обыкновенное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010