Вторая часть памятника занята вопросом о двух путях. При сравнении видна общность источника с Учением 12-ти апостолов . В самом деле: псевдо-Варнава : Дидахи : XVIII 1. Есть два пути учения и власти; один света, а другой тьмы. Велико различие между обоими путями ... XIX 2. Возненавидь все, что не угодно Богу ... 3. Не злоумышляй против ближнего своего. 4. Не взирай на лицо, обличая проступки. 9. Не будь протягивающим руки, чтобы получить, и складывающим их, когда нужно дать. 11. Есть два пути: один -путь жизни, а другой путь смерти; велико различие между обоими путями ... VI. Возненавидь всякое лицемерие и все, что не угодно Господу. II. Не злоумышляй против ближнего своего. IV. Суди по справедливости, не взирай на лицо, обличая проступки. IV. Не будь протягивающим руки, чтобы получить, и складывающим их, когда нужно дать. Кроме этих очевидных параллелей в послании находим ряд общих с Дидахи цитат из Ветхого Завета. Что касается богословских идей, этот памятник весьма мало оригинален. Он не богат, как и вообще литература его времени, богословским пафосом. Тем не менее из него можно вывести нижеследующие заключения. Божественность Господа Иисуса ясно сознается автором послания, и выражена в очень нечеткой и богословски неудачно выраженной фразе: «Иисус не сын человеческий, но Сын Божий, образом во плоти явившийся» (XII10). Страданиям Господа приписывается искупительное значение, и воплощение Логоса воспринимается чисто сотериологически: «Не приди Он во плоти, и люди не могли бы спастись, не взирая на Него» (V10). Сын Божий будет судить живых и мертвых (VII 2). Таинство крещения омывает грехи и скверну (XI 11). Автора разбираемого послания считают некоторые историки (Тиксерон) хилиастом. Этому можно найти основание в следующем отрывке: «Бог совершил мир в 6 дней. Это означает, что в 6.000 лет совершит Господь все, ибо один день у Него — 1000 лет, так как Он Сам свидетельствует «Нынешний день, как 1000 лет» (Псал. 89:4). Итак, дети, в 6 дней, в 6000 лет все закончится. И почил Господь в день 7-й (Быт. 2:2). Это значит, что когда придет Сын Его, то упразднит время беззаконного и будет судить нечестивых, и изменятся солнце, луна и звезды, и тогда Он прекрасно успокоится в день седьмой ... Потом будет восьмой день, начало другого мира; поэтому и мы идем с радостью в день восьмой, в который и Иисус воскрес из мертвых и, явившись, взошел на небеса « (XV).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3502...

а)     Феофана на 2 гл. «Во глубине Венценосец…» б)     анонимный по алфавиту гл. 1. «Христос рождается… Недоуменным языком…» 7 .     Попразднество Святителю Николаю Чудотворцу. Как мы уже указывали, в Софийской рукописи 193 находится канон без акростиха и не надписан, глас 8. Ирмос: «Вооружена…» Начало: « со стыми ко стель николае». В IX песни усматривается имя ωσ. Содержание канона указывает, что он писан не на попразднество, а на самый праздник, когда всеми празднуется память Святителя. В I, 1 тропаре певец просит Святителя: стую ти днь и всепраздную пам т сщно празднющихъ. бжтвеннаго свта сподоби. Ср. IX, I. Вероятно, этот канон был на 6 декабря и читался в Русской Церкви на попразднестве этому святому. 7 .     Св. Амвросия, епископа Медиоланского; канон с акростихом. Печатн. Венецианского издания 1527, 1595, 1740, 1819 и 1880 и Римского 1889 τν παμμγιστον μβρσιον ανσω, ωσ. χο δ. Ирмос: Θαλσση τ ρυθραον πλαγο. Начало: Τα θεαι ωτοχυσαι, σιε. То же в Славянской Печатной с акростихом и надписанием, только IX, 3-й тропарь по Славянской и Греческой Печатным Минеям неодинаков; помещенный в нашей Славянской есть у Порф. 227 и у Сараф. 526. Евергетидский Типик A. Rocchi и Греческая Печатная Минея знают еще канон Θεονου. 7 .     Св. Мученика Симфера (Συμρου). По Афонскому Прологу 769 κανν ωσ. Ирмос: Σο τροπαιοχο δεξι (т. е. 1 гл.). 8 .     Свв. апостолов Сосфена, Аполлоса, Кифы, Тихика, Епафродита и Кесаря. В Софийской рукописи 193 помещается канон этим святым, 688 без начального акростиха и не надписан, канон гл. 1. Ирмос: п побдьную. Начало: прмдртию и блгтию В VIII и IX песни усматривается ωσ. Этот же канон мы нашли в рукописи епископа Порфирия за 227 под 29 марта и во фрагменте декабрьской рукописной Минеи за 89 (XI в.) ЛПБ. χο α. Ирмос: ιδν πινκιον. Начало: Σο κα χριτι λελαμπρυσμνοι. В каноне на первой рукописи нет надписания и начального акростиха, но в последнем фрагменте он находится пред каноном: στος μαθητν ανσωμεν συντνως, ωσ. В каноне есть и вторая песнь на буквы акростиха: ο, σ, μ, α. Текст этой пенси мы нашли в указанном выше фрагменте декабрьской Минеи 89. Этот же канон значится и в Афонском Прологе 769: κανν ωσ с ирмосом δν πινκιον.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

849 Hergenröther, Photius. III, 105–106. – Heimbach, Aνκδ. I, XLIX. – Номоканон Фотия в теперешнем его виде имеет следующее расположение титулов: титул I. (гл. 1–38) о Богословии и вере православной, о канонах и хиротониях; тит. II. (гл. 1–3) о сооружении церквей, о священных сосудах, церковных вкладах и о клириках, которые без воли епископов оставляют свои церкви, тит. (гл. 1–22) о порядке молитвословий, псалмопениях, чтении, приношениях и причащении, об одежде и обязанностях чтецов, певцов и священнослужителей; тит. IV. (гл. 1–17) об оглашенных и о св. крещении; тит. V. (гл. 1–3) о тех, которые пренебрегают церквами и церковными собраниями и праздниками, о едящих в церквах и об агапах; тит. VI. (гл. 1–3) о приношении плодов к алтарю; тит. VII (гл. 1–5) о посте, четыредесятнице, о пасхе, пятидесятнице, дне воскресном и субботе и о преклонении колен в сии дни; тит. VIII (гл. 1–19) о епархиях и о пребывании в них епископов и клира, о ежегодных соборах, о принятии пришельцев, о рекомендательных и мирных грамотах и дисциплине клира; тит. IX. (гл. 1–39) о преступлениях и подсудности епископов и клира, об отлучении и извержении, о покаянии и о грехах, которые разрешаются (хирофесиею) возложением рук; тит. Х. (гл. 1–8) об управлении церковным имуществом и о собственности епископа; тит. XI. (гл. 1–16) о монастырях, их учреждении, о монахах и дисциплине монашеской жизни; тит. XII (гл. 1–18) о еретиках, иудеях и язычниках: тит. XIII. (гл. 1–41) о мирянах; тит. XIV. (гл. 1–7) о делах общих (de culpis quae in omnes homines cadere queunt). Очевидно, автор этого распределения «постепенно переходит от оснований христианской веры к законам определяющим внешнее христианское Богопочтение (культ церковный) и затем к законам, определяющим отношения христиан внутренние (между собою) и внешние (к еретикам, иудеям и язычникам), вытекающие из единства веры и Богопочтения» (Заозерский). 850 Милаш (О каноничким зборницима православне цркве, стр. 26–88) всю вину сваливает на Вальсамона, т. е. что будто бы Вальсамон, внесший в свой комментарий даже подложное «дарение Константина папе Сильвестру», первый приписал Фотию номоканон в 14-ти титулах, имея на то своя основания, хотя может быть был уверен в противном (преида je може быти и сам био ybjepeh о противиоме. Стр. 28). Но ведь это значит прямо обвинять Вальсамона в намеренном подлоге. Не мешало бы припомнить ученому канонисту, что Гергенретер в доказательство принадлежности второй переработки Фотию ссылается, между прочим, именно на Вальсамона, как на человека особенно изучавшего различные номоканоны и совершенно знакомого с делом (Photius, III, 106). Вальсамон мог заимствовать свои сведения из схолий и надписей к предисловию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

—286— от 28 минувшего октября за 503, имею честь препроводить при сем, особой посылкой, следующие книги, сроком на три месяца: Вольтер Изобличенный, СПБ. 1782 г. и Вольтер Обнаженный. СПБ. 1787 г. О получении препровождаемых книг покорнейше прошу не оставить меня уведомлением». в) Графини Прасковьи Сергеевны Уваровой от 4 ноября: «В ответ на отношение Совета Московской Духовной Академии за 465 честь имею переслать при сем в Академии для научных занятий г-на Громогласова две рукописи из моей библиотеки за 160 и 337, по каталогу Архимандрита Леонида за 502 и 503 с покорнейшею просьбою оградить их от порчи возможно большей сохранностью и вернуть мне их немедленно по миновании надобности. Вместе с тем приношу Академии мою глубокую благодарность за аккуратное возвращение 12-ти рукописей моей библиотеки, посылавшихся для занятий профессора Корсунского». Определили: Присланные рукописи и книги передать (и переданы) гг. наставникам Академии, для которых они выписаны, а о получении их уведомить – по принадлежности. X . Отношения: а) Совета Казанской Духовной Академии от 6 ноября за 2196: «Вследствие отношения от 30 минувшего октября за 506 Совет Казанской Духовной Академии имеет честь уведомить Совет Московской Духовной Академии, что срок пользования рукописью за 1181, посланною для научных занятий г. Голубцова, может быть продлен до 1-го февраля будущего 1899 года». б) Правления, Нижегородской духовной семинарии от 13 ноября за 761: «Вследствие отношения от 30 минувшего октября за 507, Правление Нижегородской духовной семинарии имеет честь уведомить Совет Московской Духовной Академии, что срок пользования принадлежащею семинарии рукописью за 3604 / 54 для научных занятий экстраординарного профессора г. Голубцова Правлением семинарии по журн. опред. от 7 сего ноября за 92, с утверждения Его Преосвященства, постановлено продлить до 1 февраля 1899 года. Определили: Принять к сведению. —287— XI . Отношение Совета Казанской Духовной Академии от 24 октября за 2068: «Совет Казанской Духовной Академии имеет честь покорнейше просить Советь Московской Духовной Академии выслать [ему на месячный срок хранящуюся в библиотеке Московской Академии под 2056 книгу Ang. Maji, Classicorum Auctorum e Vaticanis codicibus editorum, t. X. Romae, 1838 г. для научных занятий и.д. доцента сей Академии священника А. Дружинина».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Вторая часть памятника занята вопросом о двух путях. При сравнении видна общность источника с Учением 12-ти апостолов. В самом деле:     псевдо-Варнава:     Дидахи:    XVIII 1. Есть два пути учения и власти;    один света, а другой тьмы. Велико различие между обоими путями ...    XIX 2. Возненавидь все, что не угодно Богу ...    3. Не злоумышляй против ближнего своего.    4. Не взирай на лицо, обличая проступки.    9. Не будь протягивающим руки, чтобы получить, и складывающим их, когда нужно дать.    11. Есть два пути: один -путь жизни, а другой путь смерти; велико различие между обоими путями ...    VI. Возненавидь всякое лицемерие и все, что не угодно Господу.    II. Не злоумышляй против ближнего своего.    IV. Суди по справедливости, не взирай на лицо, обличая проступки.    IV. Не будь протягивающим руки, чтобы получить, и складывающим их, когда нужно дать.    Кроме этих очевидных параллелей в послании находим ряд общих с Дидахи цитат из Ветхого Завета.    Что касается богословских идей, этот памятник весьма мало оригинален. Он не богат, как и вообще литература его времени, богословским пафосом. Тем не менее из него можно вывести нижеследующие заключения.    Божественность Господа Иисуса ясно сознается автором послания, и выражена в очень нечеткой и богословски неудачно выраженной фразе: «Иисус не сын человеческий, но Сын Божий, образом во плоти явившийся» (XII10).    Страданиям Господа приписывается искупительное значение, и воплощение Логоса воспринимается чисто сотериологически: «Не приди Он во плоти, и люди не могли бы спастись, не взирая на Него» (V10).    Сын Божий будет судить живых и мертвых (VII 2).    Таинство крещения омывает грехи и скверну (XI 11).    Автора разбираемого послания считают некоторые историки (Тиксерон) хилиастом. Этому можно найти основание в следующем отрывке: «Бог совершил мир в 6 дней. Это означает, что в 6.000 лет совершит Господь все, ибо один день у Него — 1000 лет, так как Он Сам свидетельствует «Нынешний день, как 1000 лет» (Псал. 89:4). Итак, дети, в 6 дней, в 6000 лет все закончится. И почил Господь в день 7-й (Быт. 2:2). Это значит, что когда придет Сын Его, то упразднит время беззаконного и будет судить нечестивых, и изменятся солнце, луна и звезды, и тогда Он прекрасно успокоится в день седьмой ... Потом будет восьмой день, начало другого мира; поэтому и мы идем с радостью в день восьмой, в который и Иисус воскрес из мертвых и, явившись, взошел на небеса « (XV).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

33.  Затем палачи снова обратились к истязанию, думая, что подвижники уже побеждены мучениями и во всем легко признаются. Они снова спрашивали их, говоря: «Покажите нам ваших первенствующих, начальствующих и охранителей церкви, или мы хуже уничтожим вас». Но крепкие и твердые в страшных и тяжких опасностях более прилежали к молитве, нежели отвечали им; один говорил: «Господи, прими душу мою в мире», другой: «Господи, в руки Твои предаю дух мой» (Ср. Псал. XXX, 6), иной:  «Господи, помяни меня, когда придешь во царствии Твоем» (Лук. XXIII, 42), и вообще один приносил Богу одно, другой другое моление. Варварам же они ничего не возглашали желательного для них, а отвечали им только то, что и раньше, — что «если желаете наши одежды и имущество в келлиях наших, возьмите все обильно и невозвратно; если же хотите убить нас, то исполните это скорее; ибо чего-либо другого от нас не услышите». 34.  Итак, когда псы увидели, что лают тщетно и даром, пораженные отношением достойных удивления отцов друг к другу, их любовью, твердостью и братолюбием, и вскипев неудержимым безумием и гневом, снова в горниле стали испытывать седмерицею очищенные (Псал. XI, 7) и ничего не имевшие фальшивого и поддельного золотые. Ибо они толчками и ударами вогнали в теснину пещеры отцов, просивших лучше быть убитыми вне ее, чем испытать прежнее дымное удушение. Но, несострадательные, немилосердные и воистину медноутробные спешили лишить святых жизни посредством более горьких мук. Итак, вторично введя их в прежнюю пещеру, они еще сильнее стали окуривать дымом. И оставив на долгое время, так что можно было предположить, что многие из них умерли, закричали святым выйти. Они же, пробравшись сквозь то же пламя, как и прежде, полумертвые выходя на чистый воздух, впитывая его и делая глубокие вздохи, старались отдышаться. Ибо почти все они были при последнем издыхании; а находившиеся далеко внутри, не вынесши силы дыма, предали свои святые души в руки Владыки Христа, оказавшись в числе 18–ти. 35.  А жестокие, иссохшие и каменносердечные варвары и при этом не изменили своего дикого намерения и не смягчились. Ибо едва спасшихся из огня и дыма, еще бездыханных они мучили и били, наступая на лежащих и подобно лягающимся мулам попирая ногами и прыгая на них, с теми же требованиями. Когда же ничего не достигли из того, на что надеялись, или лучше сказать, когда выказали все свое звероподобное бесчеловечие отчужденные от лона Божия (Ср. Псал. LVII. 4), то, рассеявшись по келлиям и разломав и разбив их двери величайшими камнями, разграбили и унесли все найденное в них, а также в игуменском доме и в церкви, и, навьючив на лаврских верблюдов, удалились.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=935...

428 Православная Богословская Энциклопедия. Пг., 1900. Т. I. С. 7. (Удивительно, но первые пять томов в качестве места своего издания называют Петроград (!), а не С.-Петербург). 429 Так, главный редактор энциклопедического словаря «Христианство» С. С. Аверинцев в обращении «К читателю» писал, что материалы ПБЭ, равно как «Энциклопедического Словаря» и «Нового Энциклопедического Словаря» фирмы «Брокгауз-Евфрон», «дают, как правило, добротную информацию, в значительной степени сохраняющую ценность и для нашего времени» (См.: Аверинцев С. К читателю. Христианство. М., 1993. Т. I. С. 5). 431 Там же. Л. 3, 4. С учетом того, что бумага была издательская (а не типографская), а тираж журнала и двух (на то время) к нему приложений составлял 4 500 экземпляров (соответственно: 2 500 – ежемесячный тираж «Странника» и по 1 000 экз. Приложения), типография составила смету, где указывалось, сколько будут брать за набор листа, за набор обертки, за чтение первой корректуры, за печать текста, за печать обертки, за авторскую корректуру (если таковая потребуется), за брошюровку, за экспедицию и доставку. (См. там же. Л..5–5-об.). 433 Арапович Б. Предисловие ко второму изданию. Толковая Библия. Второе издание. Стокгольм. Институт перевода Библии, 1987. Кн. 1. [С. 6]. 434 Для сравнения: цена одного тома «Большой энциклопедии. Словаря общедоступных сведений по всем отраслям знания», выходившего в С.-Петербурге в начале XX столетия, составляла 6 р.. а «История человечества» под общей ред. Г. Гельмольта, изданная тогда же (в 9-ти томах), – 54 р. 446 Так, в марте 1911 г., среди прочих книг, императору Николаю II были поднесены IX–XI тома ПБЭ (см. там же). 452 После революции 1917 г. почетный член Киевской, Казанской и Московской духовных академий, Московского иˆПетроградского археологических институтов, действительный член Общества истории и древностей российских при Московском университете, Православного Палестинского общества и т. д., и т. п., – H. H. Глубоковский оказался в затруднительном положении, разрешенном лишь после избрания его профессором Петроградского университета (1918 г.) С 1919 по 1921 гг. он исполнял обязанности архивариуса и редактора в бывшей Синодальной библиотеке. В августе 1921 г. член-корреспондент РАН H. H. Глубоковский получил загранпаспорт и выехал в Финляндию, а через два года (с 1923) стал заведующим кафедрой Св. Писания Нового Завета на богословском факультете Софийского Университета. Наˆэтой должности член-корреспондент Болгарской Академии наук H. H. Глубоковский пробыл вплоть до своей смерти (1937 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По славяно-русскому Студийскому уставу редакции патриарха Константинопольского Алексия (рукоп. XIXIII в.в.) предпразднство начиналось с 22 дек.; трипеснцы не указаны; стихиры в большинстве случаев не такие, как ныне. 24 дек. на вечерни на Господи воззвах стихиры только предпразднства: тропарь «Готовися Вифлееме» каноны предпразднства «Христос раждается», другой «Поим Господеви» и мц. Евгении; катавасия – ирмосы Богоявления; по 3 песни ипакои гл. 3 «Сопль (свирелей) пастырских»; на хвалитех стихиры мученицы; часы не поются и поклонов не бывает в этот день. В сочельник праздничная вечерня начинается в 9 ч.; на Господи воззвах стихиры на 6, Слава «Что ти принесем» и все прочее как ныне; если в сочельник поста нет, то на трапезе после литургии сочиво, хлеб и вино по 1 чаше, а после вечерни рыба, по 3 чаши вина; на вечерне тропарь праздника не поется; повечерия вместе не поют, но каждый в своей келье. На праздничной утрене по 1 каф. ипакои гл. 8 «Неизреченными твоим рождеством», Слава и ныне «О тебе радуется»; по 2 каф. ипакои гл. 5 «Свидетельством твари», Слава и ныне богород. «Страшное Девы таинство»; если воскресение, степенны и Всякое дыхание приключившагося гласа; на каноне «уставляют стихов 12 и поются по дважды и стихи и ирмосы их; по 3 песни седален «Приидите, видим верний»; на хвалитех Слава «Отец (благо) изволил есть», и ныне тоже; на стиховне гл. 6, «Ангельская предидите, и ина два подобна тому: Трубный глас, Родила есть, Слава и ныне глас той же, подобен: «Днесь висит на древе» – «Днесь раждается от Девы» 1142 . По Рукописям XIV – XV в. ныне действующего Иерусалимского устава не указаны трипеснцы в предпразднство, тропарь на вечерне указывается только в позднейших рукописях; повечерие начинается в 1-м часу ночи (7 ч. в.); не упоминается «Ныне отпущаеши» в конце повечерия 1143 . По греческой Минее особенности Р. X. и его предпразднства, в сравнении с нашей Минеей, таковы. 20 дек., на стиховне первою поставлена нынешняя вторая: «Вифлееме земле Иудова», 3-я – «Доме Евфрафов», а нынешняя первая – на И ныне. На повечерии трипеснец только «Непроходимое». Не указано, как петь трипеснцы на повечерии. На утрени по одному седальну по каждом стихословии (что ныне – на С. и Н.) Хвалитныя стихиры преп. Романа имеют действительное алфавитное расположение (в наших современных Минеях они переставлены).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Глава XI. О том, что всегда должно трезвиться 1. Авва Антоний сказал: я знал монахов, кои после многих трудов пали и пришли в исступление ума потому, что понадеялись на свое дело и презрели заповедь рекшего: вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе ( Втор. 37:7 ). 2. Еще сказал: если возможно, то, сколько шагов ступает монах в келлии своей и сколько пьет капель, должен открывать старцам, – не погрешает ли как-нибудь и в сем. Так один брат нашел в пустыне место уединенное и безмолвное и просил отца своего: позволь мне жить в нем, и уповаю на Бога и молитвы твои, что имею потрудиться в нем добре. Но авва его не позволил сего, говоря: знаю истинно, что имеешь много потрудиться, но оттого, что не будешь иметь старца, понадеешься на дело свое, будто оно угодно Богу, и потому, что поверишь себе, словно вполне исполняешь дело монаха, погубишь труд свой и смысл. 3. Авва Антоний говорил: кузнец, взяв кусок железа, сначала смотрит, что ему следует сделать – косу, нож или топор. Так и мы должны сначала размыслить, какую проходить добродетель, чтоб не трудиться понапрасну. 4. Брат просил авву Арсения сказать ему слово, и старец сказал ему: сколько есть у тебя сил, подвизайся, чтоб внутреннее твое делание было по Богу, – и победишь внешние страсти. 5. Еще говорил: если взыщем Бога, – Он явится нам; и если станем удерживать, – Он пребудет с нами. 6. Авва Даниил рассказывал: позвал меня однажды авва Арсений и говорит: упокой отца своего, чтоб он, когда отойдет ко Господу, помолился о тебе, да благо ти будет ( Исх. 20:12 ). 7. Авва Агафон сказал: монаху не должно допускать, чтоб совесть обличала его в каком-либо деле. 8. Он же говорил, что без соблюдения заповедей Божиих не успеет человек ни в одной добродетели. 9. Еще сказал: каждый человек должен умно зреть судилище Божие. 10. Некогда авва Аммон пришел переправиться через реку и, нашедши там судно, которое очищали, сел подле него. Когда подошло другое судно, перевозившее знатных людей, ему предложили переправиться с ними, но авва ответил: я не вхожу на иное судно, кроме общенародного. При этом, пока готовили судно, он сидел, имея связку ветвей, плел плетеницу и вновь распускал ее; затем переправился. После братия, положив ему метание, спросили: отче, для чего ты так делал? Старец ответил: для примера, что не всегда следует шествовать согласно помыслу усердия.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Кроме упомянутой лучшей редакции Евсевиева послания, имеются и другие: у Сократа (I, 8), блаж. Феодорита (I, 12), Геласия (Истории Никейского собора, II, 34–35). Текст Символа в Феодоритовой редакции довольно значительно разнится от текста как Афанасиевой, так и Сократовой редакции. Еще больше отличий содержит текст Геласиевой редакции. В «Деяниях Вселенских Соборов», изданных Казанской духовной академией, текст Символа веры приведен дважды: в ст. IX (Соборное изложение веры) – из послания св. Афанасия к императору Иовиану – и в ст. XVII (Послание Евсевия к пастве) – в основном по Геласиевой редакции. Проф. А. П. Лебедев поставляет издателям «Деяний» в минус неиспользование ими более древних и более исправных редакций как послания Евсевия, так и заключенного в нем текста Никейского Символа 18 . Это же замечание (в отношении Евсевиева послания), по справедливости, относится и к изданию Манси 19 . «Правила Никейского Собора (ст. » XI) " 20 правил Первого Вселенского Собора с древнейших времен распространялись в многочисленных списках как на греческом, так и на других языках. Наиболее древние сохранившиеся до нас рукописи, содержащие текст никейских канонов, восходят к IX в. по Р. X. Так, В. Н. Бенешевич в своем труде «Древнеславянская Кормчая. XIV титулов без толкований» 20 корректирует греческий текст 20 правил Первого Вселенского Собора путем привлечения древнейших списков «Синтагмы 1-й редакции (Трулльской) конца VII века», а именно двух Патмосских списков (Patm. 172 – первой половины IX в. и Patm. 173 – второй половины IX в.). Как известно, Руфин насчитывал 22 правила Никейского Собора. Но это объясняется тем, что некоторые правила были им разбиты на два (6-е – на 6-е и 7-е; 8-е – на 9-е и 10-е; 16-е – на 17-е и 18-с; 19-е – на 21-е и 22-е), два правила (9-е и 10-е) объединены в одно (11-е), а одно (20-е) – совсем опущено. В «Послании св. Афанасия к папе Марку» 21 говорится о сожжении арианами «70-ти глав» Никейского Собора, что как будто указывает на гораздо большее (чем 20) число соборных определений. Однако это послание принадлежит к числу произведений несомненно подложных (spuria), и его свидетельство не заслуживает никакого доверия 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010