Таким образом, крещение водою и Духом Святым необходимо для всей твари, то есть для всех людей, а не для некоторых лишь, как говорят сектанты. Сектант : Из того, что вы называете «таинствами», Священное Писание упоминает лишь два крещение и Вечерю Господню, а прочие, какие ты перечислил, измыслены людьми. Да и крещение не таинство, а символическое действие, которое изображает очищение от грехов и служит укреплению веры. Оно лишь знак того, что человек принес покаяние, или, если угодно, печать покаяния. Истинное же очищение грехов совершается не крещением, а верой, которую крещение, как внешний знак, запечатлевает и подтверждает. Вера, а не крещение есть сила, преобразующая нас в новую тварь (ср.: 2Кор.5:17 ) и устраивающая наше спасение. Это явствует и из обещания ангела сотнику Корнилию, что вера в проповедь апостола Петра спасет его со всеми близкими (см.: Деян.11:14 ), и из слов апостола Павла к темничному стражу в Филиппах: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой ( Деян.16:31 ). Итак, спасение приносит вера, а крещение следует за ней лишь как видимый ее знак, или как печать, налагаемая в завершение покаяния. Священник : Крещение не символ, но истинное таинство, ибо Сам Спаситель назвал его рождением свыше (см.: Ин.3:3–7 ), а св.апостол Павел – обновлением жизни ( Рим.6:3–5 ), которое совершается действием Духа Святого (см.: Тит.3:5 ). Апостол же Петр прямо говорит, что в крещении происходит оставление грехов ( Деян.2:38 ) и не плотской нечистоты омытие, то есть не простое омовение тела в знак очищения души, но обещание Богу доброй совести ( 1Петр.3:21 ). Совершать крещение Спаситель заповедал апостолам (см.: Мф.28:19 ). Из Писания известно, что крестили только апостолы и те, кто принял от них дар священства (см.: Деян.8:36–38; 16:12–15,32–33 ; 1Кор.1:16 ). Сектант : Крестить можно лишь взрослых. Ведь и от крестящих требуется проповедь веры и покаяния, и ищущим крещения необходима вера и готовность покаяться. Ибо из Писания видим, что все крестившиеся в день Пятидесятницы услышали перед тем от апостола Петра: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа ( Деян.2:38 ). И Господь, посылая учеников на проповедь, сказал: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам ( Мф.28:19–20 ). Вы же крестите и несмышленых младенцев, с которых нельзя спрашивать ни веры, ни покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Толстовцы, молокане и пашковцы говорят: водное крещение не нужно, потому что под водой в Писании разумеется учение. Христос сказал самарянке не о воде, но об учении Своем: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век» ( Ин.4:14 ). Православный ответ: Господь говорил с самарянкой не о таинстве Крещения, но о благодати Христианства. А что под водой живой Господь разумел не учение, но благодать, это ясно из слов Его: «кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин.7:38–39 ). Но, кроме получения Духа, необходимо было и рождение от воды; как сказал Господь: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ; Мф.28:19 ). Так и проповедовали Апостолы: Деян.2:38; 16:15, 33 . Толстовцы, молокане, а иногда и пашковцы говорят: под крещением должно разуметь научение: крестить, это значит – научить. Православный ответ: В Писании крещение означает одно действие, а научение – другое. Это различие всюду устанавливается в Писании: Мф.28:19–20 : «идите, научите все народы, крестя их». Если крещение означает научение, то как сказано: Ин.4:2 : «Сам Иисус не крестил, но ученики Его». Неужели Христос не учил? Толстовцы, молокане, и пашковцы говорят: крещение – означает в Писании страдание, как и сказал Спаситель Апостолам: Мк.10:38 : «можете ли пить чашу, которую Я пью и креститься крещением, которым Я крещусь». Кто страдает за веру, тот и крестится. Православный ответ: Страдание – одно, а крещение – другое. Когда Спаситель сказал Апостолам: «идите, научите все народы, крестя их», – неужели Господь повелел мучить людей? Нет. Крещение означает благодатное погружение в воде для прощения грехов и присоединения к Церкви. Пашковцы говорят: Крещение не важно, можно и без него, как сказано: «всякий верующий в Него, получит прощение грехов именем Его» ( Деян.10:43 ). Православный ответ: Всякий верующий получит прощение грехов, но не иначе, как чрез крещение. И тем язычникам, которым говорил апостол, повелено «креститься» ( Деян.10:48 ). И еще: да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа ( Деян.2:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Апостолы не совершали крещения, а помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго – совершили иное действие. Не менее важен случай крещения учеников Иоанновых Апостолом Павлом: «Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать». 194 В обоих случаях крещение явно отделяется от события получения Святого Духа. Нет никаких указаний на то, что получение Даров Святого Духа является продолжением крещения или его восполнением – речь явно идет об отдельном событии. Возложение рук Апостола, после которого Иоанновы ученики стали говорить на языках, является не действием Крещения, а подачей Даров Святого Духа – отдельным Таинством, которое теперь совершается в виде Миропомазания (см. ниже). Даже терминология подчеркивает отдельность событий – крещение и принятие, нисшествие Духа Святого – разные термины. Это подтверждается крещением Корнилия сотника и бывших с ним: «Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа» 195 . И здесь ясно и четко отделены два события – сошествие Духа Святого и крещение. Если бы достаточно было крещения только Духом, не нужно было бы креститься водой. Поэтому применение термина крещение Духом для обозначения понятия крещения не имеет основания в Писании и противоречит практике Апостольского времени – имеет место смешение понятий крещения и снисшествия Святого Духа. Особенно ярко это подтверждается событием крещения Корнилия сотника – Дух Святой нисшел, но Апостол крестил людей, следовательно, события не тождественны. Из этого можно сделать только вывод, что крещение Духом Святым не только не может заменить Крещения водою и Духом, или восполнить его, но даже действие с подобным названием вообще не имело места в Апостольские времена. Тем более не имеет оснований утверждение сектантов о том, что обязательным признаком крещения Духом Святым являются особые дары: «И иных Бог поставил в Церкви, во–первых, Апостолами, во–вторых, пророками, в–третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственые, так же дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители; Все ли Чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Некоторые из них были именно учениками Иоанна Крестителя, которого Бог послал крестить крещением покаяния. А что Иоанн Креститель крестил через погружение в воду, об этом свидетельствует он сам. Так, сравнивая свое крещение с будущим крещением Иисуса Христа, он говорил: «я крещу вас в воде в покаяние; но Идущий за мною сильнее меня, я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Кроме того, сами апостолы совершали крещение, как это видно из следующих слов евангелиста Иоанна: «когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он (Спаситель) более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, – хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, то оставил Иудею и пошел опять в Галилею». Значит, апостолы по собственному опыту знали, что крещение нужно было совершать посредством погружения в воду, и говорить им об этом не было надобности. Но если бы они даже и не имели такого знания, то могли заключить об этом из самого слова «крестить». Слово это означает именно «очистить, омыть». Как в обыкновенной бане тело омывается водою, так и в крещении крещаемый должен омываться водою. Вот почему и апостол Павел называет крещение банею водною. Это он делает в следующих известных нам словах Послания к ефесянам: «и Христос возлюбил Церковь и предал Себя на нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова». Здесь под банею водною разумеется именно крещение. При этом оно называется банею водною посредством слова; ибо при совершении его произносится известное слово Христа, коим установлялось таинство крещения: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Таким образом, мы узнали, что крещение установлено Самим Иисусом Христом и что видимую сторону этого таинства составляет троекратное погружение крещаемого в воду и произнесение слов: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Каждое из этих действий составляет существенную принадлежность этого таинства. И как одно погружение в воду без произнесения слов: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, не может образовать собою крещения, так точно и одно произнесение этих слов без погружения в воду также не может образовать крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Таинство Крещения. По определению «Пространного катихизиса», «Крещение есть таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Святым Духом в жизнь духовную, святую. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Таинство Крещения совершается в православной Церкви по чинопоследованию, изложенному в Требнике. Самое важное в совершении Крещения составляет троекратное погружение крещаемого в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий имярек (или раба Божия имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Отсюда ясно, что к видимой стороне таинства Крещения относятся: а) употребление определенного вещества для таинства – воды; б) видимое действие, образ или способ совершение таинства – троекратное погружение крещаемого в воду; в) совершительные слова – формула таинства Крещения. Веществом для Крещения должна быть вода – чистая, естественная, освященная особым священнодействием. На это вещество указал Сам Спаситель словами «аще кто не родится водою и Духом не может внити в Царствие Божие». В воде Иордана крестился Он Сам. В воде совершали Крещение апостолы. Так, о Крещении св. ап. Филиппом каженника (евнуха) говорится: «Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? ...И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его» ( Деян.8:36,38 ). И в последующие времена Церковь всегда совершала Крещение в воде. Вода есть самый наилучший символ благодати Святого Духа, очищающей нечистоты греховные, так как с представлением о воде все человечество издревле привыкло соединять понятие о животворной, возрождающей силе, омывающей всякую нечистоту. По учению православной Церкви, Крещение должно быть совершено чрез троекратное погружение крещаемого в воду. Погружение, по разумению православной Церкви, наиболее правильный способ совершения Крещения. Это подтверждается следующими соображениями. Можно думать, что Сам Иисус Христос крестился во Иордане через погружение в воды Иорданские, т. к. евангелист замечает, что Иоанн крестил в Еноне, близ Селима, где были «воды многи», т. е. река была многоводна. Естественно думать, что Иоанн выбрал это место для крещения иудеев потому, что здесь удобнее было крестить через погружение. А если так, то ясно, что Иисус Христос крестился также через погружение. За это говорят, по-видимому, и такие выражения евангелистов о крещении Христа, как «крестившись Иисус тотчас вышел из воды» ( Мф.3:16 ), «и когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса» ( Мк.1:10 ). Восхождение из воды само собою предполагает и схождение Иисуса Христа в воду, а это последнее, очевидно, требовалось для погружения в нее, а никак не для обливания ею. Нужно думать, что и апостолы также совершали Крещение через погружение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Крещение Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Св. Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Если кто не родится от воды и Духа, сказал Господь, не может войти в царствие Божие ( Uh. III, 5 ). Крещение водой начал Предтеча Христов Иоанн. Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нем, т. е. во Христа Иисуса ( Дeяh. XIX, 4 ). Потом Иисус Христос примером Своим освятил крещение, приняв оное от Иоанна. Наконец по воскресении Своем Он дал апостолам торжественное повеление: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Самое важное в священнодействии крещения – троекратное погружение в воду, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. От того, кто желает принять крещение, требуется покаяние и вера, почему и читается перед крещением Символ веры . Покайтеся и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа ( Дeяh. II, 38 ). Кто будет веровать и креститься, спасен будет ( Mk. XVI, 16 ). При крещении совершаются следующие обряды: 1) Пред самым крещением произносится троекратное отрицание от диавола, который силою и именем Иисуса Христа отгоняется от крещаемого. 2) Вода для крещения освящается частью молитвами и призыванием Св. Духа, а частью крестным знамением, которое троекратно в оной изображается освященным елеем. 3) Крещаемый погружается в воде троекратно во имя трех Лиц Св. Троицы. 4) На него надевается белая одежда, чем означается чистота души и непорочность христанской жизни. 5) На него возлагается крест для всегдашнего напоминания заповеди Христовой: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мною ( Mф. XVI, 24 ). 6) Крещаемый и восприемники с возжженными свечами троекратно обходят купель, чем означается победоносное шествие, духовная радость и духовное просвещение. 7) Крещаемому постригаются власы, что, как видно из молитвы, читаемой при сем действии, совершается по слову апостола Павла, заповедавшего нам все во славу Божию творить. О тех, которые грешат после крещения, должно думать, что они виновнее в грехах своих, нежели некрещеные в своих, потому что те имели от Бога особенную помощь к добру и отвергли ее. Если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, говорит св. ап. Петр, опять запутываются в них, и побеждаются ими; то последнее бывает для таковых хуже первого ( II Nem. II, 20 ). Но и для согрешивших после крещения есть особое средство получить прощение грехов, именно: покаяние. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Поэтому возложение апостольских рук на крещенных считалось необходимым с самого начала существования христианской Церкви. Вследствие увеличения числа крещенных во многих различных местах, куда не могли идти сами Апостолы для возложения рук, они к возложению рук присоединили еще помазание святым миром, почему таинство возложения апостольских рук на крещенных называется еще «помазанием». Что помазание святым миром крещенных существовало при Апостолах видно из слов Св. Апостола Павла, который говорит: «утверждающий же нас с вами во Христе, и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1:21–22 ). «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и погибающих» ( 2Кор.2:15 ). Апостол Инн Богослов говорит: «вы имеете помазание от Святого, и знаете все» ( Ин.2:20 ). «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно» ( 1Ин.2:27 ). Право совершать помазание святым миром крещенных Апостолы предоставили тем своим преемникам, которые, подобно им, «постоянно должны пребывать в молитве и служении слова» ( Деян.6:4 ). Можно думать, что побуждением для Апостолов присоединения помазания святым миром к возложению рук на крещенных кроме трудности и даже невозможности с увеличением числа верующих самим Апостолам совершать это, могли быть еще назидательность, содержательность и понятность сего действия для всех. Помазание святым елеем было известно и в Ветхом Завете и служило знаком подаяния особых дарований Святого Духа. Помазывались цари, первосвященники и пророки. В Новом Завете помазание святым миром отчасти заменяет ветхозаветное помазание, но оно получает иное значение: оно напоминает верующим, что через помазание святым миром все части тела укрепляются для борьбы с грехами, исцеляются раны души, сообщаются дары Святого Духа и освящаются все части тела человеческого ( 2Кор.2:15, 1:21–22 ; Еф.1:13 –14, 4:30 ). Таинство Святого причащения по своему значению, достоинству и возвышенности превосходит все другие таинства: в нем сосредоточено все то, что Бог, по Своей бесконечной премудрости и любви, соделал для спасения падшего человечества. В Слове Божием это таинство именуется различными наименованиями: Тайная Вечеря, преломление хлеба, Евхаристия, трапеза Господня, тело Господне, святая жертва, хлеб жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Церковь едина , потому что «одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф. 4:4–6 ). Церковь Святая, потому что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (т. е. за всех верующих – членов Церкви), чтобы освятить ее (освятив крещением каждого христианина), очистив банею водною посредством слова (т.е. крещальной водой и тайносовершительными словами при крещении), чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф. 5:25–27 ). Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной. 24.14. Как понимать «исповедую едино крещение во оставление грехов»? – Это значит признавать и открыто объявлять, что для духовного возрождения и прощения грехов нужно только один раз принять Крещение. Крещение – это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а рождается человек однажды, потому и крестится однажды. В Символе веры упомянуто только о Крещении, потому что оно является дверью в Церковь Христову. Только принявший Крещение может участвовать в других церковных таинствах. Таинством называется такое священное действие, через которое невидимым образом подается человеку реальная сила (благодать) Святого Духа. 24.15. Как понимать «чаю воскресения мертвых»? – Это значит с надеждой и уверенностью ожидать (чаю – ожидаю), что настанет такое время, когда души умерших людей опять соединятся со своими телами и все умершие оживут действием всемогущества Божия. Воскресение мертвых последует одновременно со Вторым и Славным Пришествием Господа Иисуса Христа. Воскресшие тела, хотя и будут они духовными и бессмертными, не утратят своей сущности – того, что тело делает телом; ведь воскресение – это не сотворение нового тела, а оживление и преображение прежнего (преподобный Иустин (Попович)) .

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Итак, Самаряне уверовали и были уже крещены, а Духа Святого не получили до тех пор, пока Апостолы Петр и Иоанн не возложили на них руки. Что крещение – одно таинство, а возложение рук, или Миропомазание – другое, это хорошо понимал даже Симон волхв, который, после того как уверовал и крестился ( Деян. 8: 13 ), «увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго“ ( Деян. 8: 18–19 ). Ученики Иоанна Крестителя были крещены во имя Господа Иисуса, но в Крещении еще не получили Святого Духа; лишь «когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый“ ( Деян. 19: 6 ). Если бы в Крещении подавались верующему постоянные, всегда пребывающие в нем, дары Святого Духа, то не нужно было бы опять низводить их на крещающихся чрез возложение на них рук. Ясно, что крещение – одно таинство, а возложение рук – совсем другое, но столько же необходимое, как и первое; – что как для духовного возрождения человека и прощения его грехов нужно святое Крещение, так для получения дара Святого Духа нужно особое таинство – возложение рук, или Миропомазание. 2) Сектант (духоборы и молокане): Не нужно ни возложения рук ни Миропомазания: кто имеет веру в Бога, тот имеет и Св. Духа, о чем свидетельствуют его добрые дела. Корнилий, напр., получил Св. Духа раньше крещения: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа“ ( Деян. 10: 44–48 ). Объяснение православного: Вера и добрые дела сами собою не вселяют еще в нас благодать Святого Духа; вера и добрые дела дают нам только право на получение дара Святого Духа, дают нам, как говорит св. Апостол, только «доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией“ ( Рим. 5: 1–2 ); благодать же Святого Духа подается нам в св. таинствах Церкви. Самаряне, сказано, когда «поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то и крестились и мужчины и женщины“ ( Деян. 8: 12 ); однако, как уже сказано, получили Духа Святого только после того, как св. Апостолы возложили на них руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божьего и не почитает за святыню Кровь завета, которой освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». И еще: «Господь будет судить народ Свой». Страшно впасть в руки Бога живого!» ( Евр. 10: 28–31 ). Лекция девятнадцатая. Таинство Крещения Кому мы можем говорить о таинствах, а кому нет? Что такое таинство? Зачем нужно материальное посредство в таинствах? Количество таинств. Крещение – ключевые тексты Нового Завета. Виды Крещения. Установление Таинства Крещения. Крещение спасает человека. Крещение соединяет со смертью Христа. Покаяние обязательно должно предшествовать Крещению. Крещение необходимо даже тем, кто получил дары Святого Духа. Крещение является обрезанием. Крещение неповторимо. О вторичном Крещении. При Крещении необходимо погружение в воду. Крещение должно быть связано с исповеданием Святого Духа. Условия Крещения. Последование Таинства Крещения. Кому мы можем говорить о таинствах, а кому нет? Зачастую наша миссия построена по ложному принципу: начинают рассказывать о таинствах тем людям, которые непонятно в кого веруют. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» ( Мф. 7, 6 ). Если человек не имеет веру в Триединого Бога, если он безбожник, мусульманин, такому человеку о таинствах говорить нельзя (кроме Таинства Крещения). Мы можем это сделать только в том случае, если мусульманин, например, уже что-то слышал о Евхаристии. Тогда мы должны объяснить ему суть Таинства, ведь есть мнение, что христиане пьют кровь младенцев и т.п. Вообще, тем людям, которые не верят в Триединого Бога и Боговоплощение, рассказывать о Таинствах нельзя. Кому нельзя рассказывать о таинствах? Иудеям. Мусульманам. Атеистам. Свидетелям Иеговы. Кому можно рассказывать о таинствах? Верующим в Триединого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010