Родившийся в Вифлееме Христос Спаситель, как мы знаем, показывает Себя сперва лицам смиренным, доверчивы и кротким. Это – вифлеемские пастухи. Кто бы мог знать, что под такою простотою их души на самом деле скрывается херувимская колесница? Но это так. Так это и для каждого верующего, в простоте и радости принимающего праздник Рождества Христова. Таких много. Следовательно, много и херувимских колесниц. Постараемся быть в этой толпе, примем праздник Рождества Христова с верою, простотою и радостию. А родившийсв Владыка Сам направит жизнь нашу туда, куда Ему угодно, как Он направлял и движение колесницы. Аминь. Слово на праздник Крещения Господня 19 (6) января 1982 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Праздник Крещения Господня называется иначе Богоявлением, потому что во время Крещения произошло явление Бога людям. Затем Дух Святой явился при отверзшемся небе в виде голубя, и Отец Небесный явил Себя голосом, сказав: «Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» ( Мк.1:11 ). Праздник Крещения Господня называется также и Просвещением, потому что, явившись, Христос разгоняет тьму всякого рода заблуждений – и ложного идолопоклонства, и греховную тьму – и дарует свет истинного Богопознания и Свет праведности. Он просветил «сидящих во тьме и сени смертной» ( Лк.1:79 ), – так говорит святой Апостол и Евангелист Лука. Но мы знаем, что там и жизнь, где Свет Божий. Это записано в Евангелии от Иоанна. Святой Апостол Иоанн Богослов говорит: «В Нем (т. е. во Христе) была жизнь, и жизнь была свет человеков» ( Ин.1:4 ). Итак, Христос Спаситель, крестившись во Иордане, не только явил нам Бога, но и принес с Собою для нас свет и жизнь. Вот почему верующие родители должны заботиться о том, чтобы крестить своих детей в младенческом возрасте. Как же их оставить во тьме? Как же лишить их жизни, когда и то и другое передаются через Таинство крещения? Так что нужно просветить детскую душу Таинством крещения, надо, чтобы младенцы получили Духа Святого. И наконец, не надо заграждать младенцам путь к Господу по слову Самого Христа, Который сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть царство небесное» ( Мф.19:14 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Ибо как никто не спасается, если не будет крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа; таким образом, кроме имени Христа, нет другого имени, данного людям, которым мы должны были бы спастись. Ибо есть одно природное имя Отца и Сына и Святого Духа, которое есть Бог; и это единственное имя, данное людям, котором правильно верующие достигают спасения через таинство крещения. Поэтому, если не в одно и то же имя, которое естественно общее Отцу и Сыну и Святому Духу, верующие принимают святое крещение; но (как вы думаете) крестятся тремя разными именами, когда по правилу, установленному правилом Христа Спасителя, уверовавшие крестятся во имя Отца и Сына и Святого Духа: ответь нам, вычитая ли имя Отца, или Сына, или Святого Духа, можно ли в двух данных именах крещения утвердиться христианской твердостью. Этого ты, конечно, не посмеешь сказать, потому что само мнение Истины помешает сказать это. Итак, остается только м ответить, что все таинство крещения дается по повелению Господню, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Теперь вспомним книгу Деяний Апостолов, в которой блаженный Петр сказал иудеям: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа, для прощения грехов ваших, и вы получите дар Святого Духа (Деян. 2:38). Тогда рассмотрим, что содержится в той же книге, где написано: Когда апостолы, бывшие в Иерусалиме, услышали, что Самария приняла слово Божие, они послали к ним Петра и Иоанна. Когда они пришли, они помолились за них, чтобы они могли получить Святого Духа. Ибо Святой Дух еще не сошёл ни на кого из них, но они только были крещены во имя Господа Иисуса (Деян. 8:14 и след.). Также в той же книге, когда апостол Петр, посланный Святым Духом, проповедовал великое таинство благочестия сотнику Корнилию, и пока он еще говорил, слово Святого Духа сошло на всех слушавших, тогда упомянутое место Писания свидетельствует, что святой апостол Петр ответил так: «Может ли кто остановить воду, чтобы те, которые получили Святым Духом, не были крещены, как мы?» И повелел им креститься во имя Иисуса Христа (Деян. 10, 47- 48).

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

Таинство миропомазания совершается обыкновенно над младенцами непосредственно за крещением их. Видимое действие этого таинства состоит в том, что крестившемуся, по прочтении молитвы о ниспослании Святого Духа, крестообразно помазуются разные части тела святым миром с произнесением слов: печать дара Духа Святаго. На первых порах распространения христианства апостолы для сообщения крещаемым даров Святого Духа употребляли рукоположение. Но известно также, что они употребляли для этой цели и помазание миром. Так апостол Иоанн говорит о христианах: и вы помазание имате от Святаго и весте вся ( 1Ин.2:20 ). Точно также и апостол Павел пишет: «утверждающий нас с вами во Христе, и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1:21–22 ). Употребляемые при сем апостолами выражения: вы помазание имате... помазавший нас... Бог, Который и запечатлел нас, указывают, что Дух Святой преподавался верующим и чрез помазание миром. Можно думать, что апостолы первоначально, когда крестившихся еще было не много, преподавали верующим Духа Святого чрез возложение рук. Но когда число верующих стало умножаться и сами апостолы тотчас по крещении каждого не успевали совершать этого таинства чрез возложение рук, они, всегда руководимые Духом Святым, заменили возложение рук другим более удобным действием – миропомазанием и притом так, чтобы важнейшая сторона в священнодействии – освящение мира было совершаемо самими апостолами и после них преемниками их – епископами, а помазание им крестившихся для удобства предоставлено было и всем пресвитерам. Именно же миро, а не другое вещество, могло быть избрано в этом случае потому, что и в ветхом завете помазание миром употребляемо было, как видимое средство для низведения на людей даров Святого Духа. Главное невидимое действие таинства миропомазания состоит в том, что оно сообщает верующим Святого Духа. В крещении, как мы сказали, мы очищаемся от грехов и рождаемся в жизнь духовную, в миропомазании же нам подаются дары Святого Духа, необходимые для жизни духовной, просвещающие разум наш к познанию истины и волю нашу укрепляющие к деланию добра. О том, что производит в нас таинство миропомазания, так говорит апостол Иоанн: «вы имеете помазание от Святого, и знаете все. Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас: но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно; то, чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин. 2:20, 27 ). Апостол Павел называет помазание от Святого Духа утверждением во Христе: " утверждающий нас с вами во Христе, и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наша» ( 2Кор. 1:21–22 ). Из последнего изречения апостола заимствованы и слова, употребляемые при миропомазании: печать дара Духа Святаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Таким же образом воспринимает его через века и Церковь, называя в молитве освящения великой и животворящей тайной . Как уже было ранее сказано, помазание-хризму следует рассматривать как неотъемлемую часть таинства воцерковления (крещения), начиная с самого установления этого таинства Господом нашим Иисусом Христом на реке Иордан: «И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [ Иоанн. – прим. перев .] Духа Божия, который сходил как голубь, и нисходил на Него» (Мф. 3, 16); а также при ниспослании Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Деян 2, 1-4). Более того, излиянием Святого Духа апостолы, будучи ранее крещены Иоанновым крещением, получили не только Таинство (миро)помазания, но и власть возложением рук передавать дары Церкви другим, то есть мирянам, епископам и диаконам. «Деяния апостолов» уверяют нас, что хризма (миропомазание) первоначально совершалась путем возложения рук святыми апостолами на новокрещенных: «Тогда возлагали на них руки, и они принимали Святого Духа» (Деян. 8, 17). Такой способ совершения хризмы вскоре был заменен введением мира, так как по словам святого Симеона, «миро подается через возложение рук» . Замена произошла с назначением апостолами первых епископов, которые использовали елей для совершения хризмы. Это был «не простой елей, но освященный на жертвеннике молитвами архиереев Христовых, облеченных силой апостолов, или, лучше сказать, Самого Христа» . В соответствии с этим святой Симеон приходит к выводу, что мы христианами называемся и ими являемся из-за мира, «которое хризмой называется, потому что и Христос так называется, ради телесного помазания Святым Духом» . Хризма – помазание, Христос – Помазанник, христиане – помазанники. Диахроническое развитие освящения и использования святого мира мы можем наблюдать в четыре этапа: 1) время святых апостолов; 2) освящение святого мира епископом при каждом чине Таинства крещения и миропомазания; 3) периодическое освящение мира местным епископом и раздача его областным пресвитерам; 4) освящение мира предстоятелями Поместных Церквей и его раздача епископам. 1) Как уже было указано, Святые апостолы миропомазаны непосредственным излиянием Святого Духа на них в день Пятидесятницы (Деян. 2, 1-4), тогда как они «помазывали» новокрещенных, возлагая руки на их головы: «Тогда возлагали на них руки, и они принимали Духа Святого» (Деян. 8, 17).

http://bogoslov.ru/article/6177400

Недоумение относительно того, что на евнуха все же сошел Святой Дух, легко разрешается тем, что, согласно учению Православной Церкви, в таинстве Крещения подается благодать Святого Духа, отпускающая первородный и личные грехи. Учение пятидесятников о сошествии Святого Духа после водного крещения Дух Святой может крестить верующего в любое время, в частности и после водного крещения, учат пятидесятники, ссылаясь на крещение самарян ( Деян. 8, 14 – 17 ) и учеников Иоанна Крестителя ( Деян. 19, 4 – 6 ), причем при крещении Духом Святым не обязательно возложение рук епископа. Между тем ученики Иоанна получили Духа Святого только после того, как крестились в воде во имя Иисуса Христа, затем Павел возложил на них руки, и «нисшел на них Дух Святой» ( Деян. 19, 6 ). То же и при крещении самарян. «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что самаряне приняли Слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он еще не сходил ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8, 14 – 17 ). Сектантам нечего возразить на вопрос: если бы Духа Святого можно было получить без епископского руковозложения, зачем же тогда Апостолы предприняли столь неблизкое путешествие? Самаряне приняли водное крещение от Филиппа ( Деян. 8, 12 ), который, будучи диаконом, не мог совершить это Таинство, которое и исполнили пришедшие из Иерусалима епископы ( Деян. 8, 15 ). Далее при описании принятия Святого Духа самарянами нигде не упоминается о глоссолалии. Дара языков самаряне не обрели, поэтому остается загадкой упорство пятидесятников, стремящихся утвердить свое учение именно на этом эпизоде из Священного Писания. Иное дело – Иоанновы ученики. После возложения на них рук апостола Павла те стали говорить разными языками и пророчествовать ( Деян. 19, 6 ). Но случилось это после возложения рук (таинство Миропомазания). Пятидесятники убеждены, что получают крещение Святым Духом без руковозложения, чего не знала практика Апостольского века и что указывает на отсутствие у них подлинного крещения Духом Святым, называемого в Церкви Христовой таинством Миропомазания.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

И так, крещение есть таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и сына и Святого Духа,умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. «Если ктоне родится от воды и Духа, сказал Господь, не может войти в царствие Божие»( Ин. 3:5 ). Крещение водою начал Предтеча Христов Иоанн. «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям,чтобы веровали в грядущего по Нем, т. е.во Христа Иисуса» ( Деян. 19:4 ). Потом Иисус Христос примером Своим освятил крещение, приняв его от Иоанна. Наконец, по воскресении Своем, Он дал апостолам торжественное повеление: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Самое важное и необходимое в священнодействии крещения – троекратное погружение в воду, с произношением: «во имя Отца и Сына и Святого Духа». От того, кто желает принять крещение, требуется покаяние и вера, почему и читается пред крещением Символ веры крещающимся или, если он младенец, то восприемником. При крещении совершаются следующие обряды: 1) пред самым крещением произносится троекратное отрицание отдиавола, который силою и именем Иисуса Христа отгоняется от крещаемого. 2)Вода для крещения освящается частью молитвами и призыванием Св. Духа, а частью крестным знамением, которое троекратно в ней изображается освященным елеем. 3) Крещаемый погружается в воде троекратно во имя трех Лиц Св. Троицы. 4) На него надевается белая одежда, чем означается чистота души и непорочность христианской жизни. 5) На него возлагается крест для всегдашнего напоминания заповеди Христовой: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мф. 16:24 ). 6) Крещаемый и восприемники с возженными свещами троекратно обходят купель, чем означается победоносное шествие, духовная радость и духовное просвещение. 7) Крещаемому постригаются власы, что, как видно из молитвы, читаемой при сем действии, совершается по слову апост. Павла, заповедавшего нам вся во славу Божию творити, а здесь творится приношение И. Христу –начатка и жертвы от человеческого тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Иисус Христос и Святой Дух были посланы Отцом в мир, это не только множество раз повторялось в Писаниях, но и Сам Христос был прямо назван «Посланником (т. е. Апостолом) исповедания нашего» ( Евр.3:1 ). И как Бог послал Его, так и Христос избрал и послал Своих апостолов. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас… Примите Духа Святого» ( Ин.20:21–22 ), – говорит воскресший Христос ученикам Своим. И апостолы шли в мир, делаясь «фундаментом» Христианской Церкви. В этом смысле Церковь и называется Апостольской: во-первых, потому что она основана на Иисусе Христе и Святом Духе, посланных от Бога, и на апостолах, посланных Христом и исполненных Святого Духа; и во-вторых, потому что сама Церковь , в её земных членах, послана Богом, чтобы свидетельствовать о Его Царстве, хранить Его слово и исполнять Его волю и дела в этом мире.Православные христиане веруют в Церковь так же, как они веруют в Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Мы верим, что среди падшего и грешного мира полное и совершенное общение с Богом было бы невозможно без Церкви – без божественной, мистической и духовной жизни, без таинств. Церковь есть Божий подарок миру. Это – дар спасения, знания и просвещения, прощения грехов и победы над тьмой и смертью. Это – дар общения с Богом через Христа и Святого Духа. И дар этот даётся нам навсегда, без всяких условий со стороны Бога. Люди могут грешить и бороться против Церкви, верующие могут отпадать и отделять себя от неё, но сама Церковь – «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ) – навеки остаётся непобедимой и несокрушимой, «и врата ада не одолеют её» ( Мф.16:18 ).Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив банею водною, посредством слова, чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока… Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. ( Еф.5:25–27, 32 ) … Исповедаю едино крещение во оставление грехов… В Христианскую Церковь вступают через крещение «во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 , чтение Евангелия во время Крещения). Славянское слово «крещение» несёт в себе сугубо христианский смысл, хотя обряд «омовения» существовал уже во времена Ветхого Завета и даже в некоторых языческих религиях как символ смерти и нового рождения. Поэтому крещение было неотрывно от покаяния («покаяние» – по-гречески «метания», что значит «изменение образа мыслей», перемена жизни), поэтому и Иоанн Предтеча «крестил» в знак покаяния и новой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Прежде всего о самарянах говорится здесь, что они не приняли Духа Святого, а были только крещены. Значит, Дух Святой не преподавался через крещение. Далее о них говорится, что апостолы возложили руки на них и они приняли Духа Святого. Значит, самаряне приняли Духа Святого через особое таинство, которое было отлично от крещения и видимым действием которого служило возложение рук. Но апостолы во всех своих действиях и словах при устроении Церкви Христовой были вдохновляемы Духом Святым, наставлявшим их на всякую истину и напоминавшим им все, что заповедал Господь. Вот почему верно то, что и таинство миропомазания, коим апостолы преподавали верующим благодать Духа Святого, есть дело и установление не апостолов, собственно, а Самого Бога. Правда, в приведенном месте говорится не о помазании миром, а о возложении рук. Но есть другие свидетельства Слова Божия, в которых говорится о принятии верующими даров Духа Святого именно через помазание миром. Так апостол Иоанн говорит о христианах: «вы имеете помазание от Святого и знаете все». Равным образом апостол Павел свидетельствует: «утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас с вами есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши». Слова: «вы имеете помазание», " помазавший нас… Бог» – ясно показывают, что внешним действием в таинстве, через которое верующим преподавался Дух Святой, служило также и помазание миром. Отсюда следует думать, что апостолы преподавали верующим Духа Святого первоначально через возложение рук, но впоследствии заменили этот видимый знак, по внушению же Духа Святого, другим священнодействием, именно помазанием крестившихся освященным миром. Итак, верно то, что миропомазание установлено Богом. Что касается благодатного невидимого действия таинства миропомазания, то на это действие указывает катехизис, когда учит, что в миропомазании подаются верующему «дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной». В крещении мы только очищаемся от грехов и возрождаемся силою Святого Духа; через миропомазание же нам даруется Самый Дух Святой со всеми Его благодатными дарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Чем дары Святого Духа отличаются от плодов Святого Духа? Похожие вопросы 3 Ответа Плод, как это видно из самого слова, является следствием предшествующей христианской жизни. Будучи плодом Духа, вместе с тем он имеет и дарственный характер, потому что всегда превышает человеческие заслуги. Вместе с тем, иногда эти дары подаются не за уже сделанное, а в предведении будущих подвигов верного. Или даже подаются недостойному по особому домостроительству Божию. Всякому из нас поданы некие дары в таинстве миропомазания. Чтобы Вам было яснее, приведу три библейских примера на эти три случая. 1. Дар подается заранее. Так, Иаков был избран Богом уже в утробе матери, когда он не сделал еще ни доброго, ни худого,- ради его будущей праведности, о которой заранее знал Бог. И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. ( Рим.9:10–13 ) 2. Дар подается после трудов. Ап. Павел после многих трудов был восхищен Богом до третьего неба. Ап. Петр, будучи испытанным в вере и даже после темницы за Христа воскресил умершую Тавифу. 3. Дар подается, но недостойному. Симон волхв был крещен, затем на него возложили руки апостолы (сейчас эту функцию выполняет таинство миропомазания), через что он получил дары Духа. Вместо того, чтобы быть послушным Богу и пользовать полученные дары на благо Церкви и для своего спасения,- Симон пытался подкупить апостолов, затем стал их противником и в конце концов погиб злой смертью. Ясно, что если бы Симон единственный из христиан не имел дара Святого Духа, то мог бы оправдывать свое развращение тем, что Бог оскорбил его, хотя сам Симон не заслуживал того. Понятие «дар Святого Духа» и «плод Святого Духа» могут использоваться и нередко используются как синонимичные. Скажем, и под даром Святого Духа, и под плодом Святого Духа может подразумеваться результат действия Святого Духа (действия Божия), направленного на человека.

http://azbyka.ru/vopros/chem-dary-svjato...

То же самое нужно сказать и об учениках Иоанна Крестителя. Встретив их в Эфесе, ап. Павел сказал им: «приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились в Господа Иисуса. И когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый“ ( Деян. 19: 2–6 ). Что касается Корнилия, получившего дары Святого Духа раньше Крещения и без руковозложения, то необходимо заметить следующее. Благодать Святого Духа всеми верующими получается обычным, Богом установленным порядком, именно – чрез святые таинства Церкви. Но по своей воле в исключительных только случаях Господь Сам избранным Своим подает благодать Святого Духа необычайным путем. Так св. Апостолы получили Святого Духа в день Пятидесятницы в виде огненных языков ( Деян. 2: 1–4 ). И Корнилия удостоил Бог получить Святого Духа без возложения рук Апостольских и раньше крещения, чтобы убедить наглядно и окончательно ап. Петра, что «во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему“ ( Деян. 10–35 ), что и для язычников открыты двери Церкви Христовой и спасения ( Рим. 3: 29. 9: 24 ), что «Бог не лицеприятен“ (ст. 34), и потому, чтобы ап. Петр «не почитал ни одного человека скверным или нечистым“ (ст. 28), хотя бы он был и язычник, как Корнилий. Вот почему Корнилий необычайным порядком, без возложения рук, и раньше крещения, получил Святого Духа. Это было особое чудо Божие, что подтверждается и тем, что как св. Апостолы в день Пятидесятницы, так и Корнилий, получив Духа Святого стали говорить на иных языках ( Деян. 2: 4 и 10: 46). Сектанты же не получают, подобно Корнилию, Духа Святого, ибо на иных языках не могут говорить. Очевидно, для них, как и для всех людей, можно получить укрепляющую благодать Святого Духа только обычным для всех порядком, то-есть чрез таинство св. Миропомазания, которое они, вопреки слову Божию, отвергают. Сравнивать же себя с св. Апостолами и другими избранниками Божиими могут только люди, впавшие в духовную гордость, или самооболыцение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010