Библия, изложенная для семейного чтения. Крещение Иисуса Христа. Искушение злым духом Крещение Иисуса Христа Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа «Тогда, то есть когда Иоанн проповедовал пришествие Мессии и крестил народ, Иисус, по возвращении из Египта живший в Назарете Галилейском и имея теперь около тридцати лет, пришел к Иоанну креститься от него. Креститься не по тем побуждениям, по которым крестился от Иоанна народ, ибо безгрешный не имел нужды исповедовать грехи Свои и креститься в покаяние. Он принял крещение: 1) для того, чтобы освятить Своим примером крещение, которое со временем должно было сделаться Таинством при вступлении человека в христианскую Церковь; 2) для того, чтобы Он был явлен Израилю и миру как истинный обетованный Мессия — Христос, явлен свидетельством Бога Отца, сошествием Святого Духа и прямым указанием на Него как на Мессию Предтечи Иоанна (см. Ин. 1, 31–34)» . «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Мф. 3, 14–17)   Искушение Иисуса Христа в пустыни «Немедленно после того Дух ведет Его (Иисуса) в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему». (Мк. 1, 12–13) По крещении Своем Иисус, руководимый Духом Святым, проникается мыслью о приуготовлении Себя постом и молитвой в полном уединении к предстоящему Ему подвигу самоотверженного служения людям. И вот Он удаляется в бесплодную пустыню, где могли жить только звери да укрываться разбойники. В лишении всего отрадного, здесь место лишь естественному стремлению бежать отсюда, прекратить борьбу с жестокими невзгодами суровой пустыни, как бы отверженной от мира со всеми его утешениями.

http://pravoslavie.ru/3029.html

В течение тридцати лет Иисус Христос жил со Своей Матерью в семье Иосифа-обручника. По истечении этого срока Он вышел на открытое служение для возвещения Евангелия и спасения людей. Незадолго до этого последний пророк Ветхого Завета Иоанн Креститель вышел на проповедь покаяния: Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Лк.3:9 ). Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду ( Мф.3:13–15 ). Люди приходили к Иоанну, искренне совершали вслух перед всем народом покаяние в своих грехах и погружались пророком в воды Иордана. Это крещение Иоанново – погружение в речные струи – означало искреннее желание кающихся очиститься от своих грехов. Но Иоанн возвещал, что очищать от грехов будет не он, а Другой, Которому он через проповедь покаяния прокладывает путь в человеческие сердца. Увидев Христа, Иоанн Креститель почувствовал, что в Нем нет никаких грехов, а значит, – и никакой нужды в покаянии, поэтому и не посчитал нужным совершить Крещение Сына Девы Марии. Услышав же от Спасителя, что на это есть воля Божия, Иоанн тотчас же совершает Крещение Иисуса Христа. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий (говорящий – прим. авт.): Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф.3:16–17 ). Крещение Господне называется еще Богоявлением, потому что именно через это событие явилась миру тайна Святой Троицы: Сын Божий принимает Крещение от рук Иоанна; слышен голос Бога Отца, свидетельствующего о Своем Сыне; и виден Тот, Кого нельзя увидеть, – в виде голубя является Дух Святой. Принимая Крещение на Иордане и освящая Своим погружением Иорданские воды, Иисус Христос принимает на Себя, на Свои плечи, тяжесть всех человеческих грехов – грехов тех людей, которые будут принимать христианское Таинство Крещения и возрождаться в крещальных водах, усыновляясь Богу и становясь Его детьми. И за все человеческие грехи Спаситель добровольно взойдет на Крест, чтобы уничтожить их ценой Своей жертвенной смерти.

http://azbyka.ru/katehizacija/o-nashej-v...

В этом и состоит моральный аспект Исповеди. Несложно перечислить свои грехи наедине с самим собой перед Всезнающим и Невидимым Богом. А вот открытие их в присутствии постороннего лица – священника, требует немалого усилия по преодолению стыда, гордыни, признанию своей греховности, и это приводит к несравненно более глубокому и серьезному результату. Примеры: Из «практических навыков»: Домашнее задание: Беседа 3. Тема: Крещение Начало: снова необходимость выполнения домашнего задания. Крайняя нежелательность участия в третьей беседе без этого. Основная мысль: Крещение – вступление в Церковь. Крещение – это одно из Таинств Православной Церкви, в котором верующий при троекратном погружении в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа – умирает для жизни греховной и возрождается Духом Святым для Жизни Вечной. Этому действию есть основание в Священном Писании: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3, 5 ). Христос говорит в Евангелии: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк. 16, 16 ). Итак, Крещение необходимо человеку для спасения. Крещение – это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. А Таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия благодать. Как и другие таинства, Крещение богоустановлено. Сам Господь Иисус Христос, отправляя апостолов на евангельскую проповедь, научил их крестить людей: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28, 19 ). Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и отныне может приступать к остальным церковным Таинствам. С этим связаны некоторые права и обязанности, которые приобретает новый член Церкви. Права: участвовать в церковной жизни, молиться за себя и свою семью, принимать обряды. Обязанности: то, что вытекает и заповедей, плюс участие в содержании храма, исправлении недостатков церковной жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/metodiches...

Василий Великий, родившийся и воспитывавшийся в благочестивейшей семье (из десяти детей пятеро причислены к лику святых!), получивший блестящее образование, как светское, так и духовное, крещение принял, только когда ему было около тридцати лет. Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает, как, уже совершенно уверовав во Христа, долгие годы не мог решиться на крещение, боясь, что не в состоянии будет жить столь высокой и чистой жизнью, какой требует от нас Евангелие. Все это я говорю не для того, чтобы побудить кого-то отложить крещение «на потом». Это будет неправильно хотя бы потому, что неизвестно, будет ли у нас это «потом». В моей практике был случай, когда человек вот так откладывал, откладывал и внезапно скоропостижно скончался от инсульта. Очень горько было мне отказывать его близким в отпевании; очень печально, что не могу молиться об его упокоении перед престолом Божиим. Откладывать, конечно, не надо, но осознавать важность и смысл этого шага – необходимо. Раз так, то, может быть, правы баптисты, отвергающие крещение детей? Действительно, у них ведь нет ни веры, ни покаяния, ни осознания смысла Таинства! Мы убеждены, что не правы. Почему, скажем несколько позже. Сначала же поговорим о том, что просто необходимо знать всякому взрослому, идущему креститься или несущему крестить своего младенца.   ИСТОРИЯ С лова «крещение», «креститься» мы встречаем в самом начале Евангелия, когда Иоанн Креститель совершал крещение израильтян в Иордане. В русском языке эти слова звучат как производные от слова «крест», однако это не соответствует первоначальному смыслу этого слова. В подлинном греческом тексте употребляется слово «баптисма», что переводится как «погружение в воду». Иоанн Креститель, долгие годы пребывавший в пустыне в посте и молитве, вышел на проповедь покаяния в преддверии близкого прихода Христа. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2). Проповедь этого человека произвела удивительное действие на народ. Огромные толпы людей, Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои (Мф. 3, 5–6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Введение Совершив Искупление людей, Господь Иисус Христос указал путь к усвоению плодов спасения, которое совершается в Церкви и начинается с Крещения: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф.28:19 ) и кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). Эти слова Спасителя для Православной Церкви являются заповедью и исходя из них в ней непременно совершается Крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа в три погружения тех, кто желает наследовать жизнь вечную. В неопротестантизме 1 – в баптизме, адвентизме, пятидесятничестве, неопятидесятничестве, Международной церкви Христа (МЦХ), Международной христианской церкви (МХЦ), новоапостольской церкви и др. также совершается крещение, но его роль и значение понимается по-иному, чем в Православной Церкви, и оно происходит не в три погружения, а в одно погружение во имя Святой Троицы, и нередко по другой формуле. Несмотря на это некоторые русские неопротестанты настаивают на том, что «Мы – протестанты. Вместе с католиками и православными исповедуем один и тот же Символ веры », в котором они упоминают Церковь «крещенных верующих, объединенных верой в Христа» 2 , а также общей с православными они считают христологию 3 . Хотя некоторые из этих ересей 4 возникли еще в XVII веке, а в России появились в XIX веке и позже, вопрос об отношении к совершенному у них крещению продолжает оставаться на повестке дня русского богословия и сектоведения, в частности 5 . В связи с тем, что отдельные представители этих сект высказывают пожелание присоединиться к Православной Церкви и отречься от своих заблуждений, возникает вопрос, как поступать с крещенными вышеуказанным способом образом? Могут ли православные признать истинным крещение во имя Святой Троицы, но в одно погружение или одно обливание, или окропление? В настоящее время в Русской Православной Церкви отсутствует единообразие в практике приема последователей этих сект в Церковь . Так, на сайте Московской епархии с 2010 г. размещена информация о присоединении баптистов, пятидесятников и адвентистов к Церкви через Миропомазание со ссылкой на «Новую Скрижаль» архиеп. Вениамина и «Настольную книгу для священно-церковнослужителей» С.В. Булгакова . Однако такая рекомендация противоречит подлинной позиции архиеп. Вениамина и С. В. Булгакова считавших, что баптистов надо принимать через Крещение 6 . На сайте Крымской и Симферопольской епархии сообщается, что в 2018 г. группа баптистов после отречения от своих заблуждений «через Таинство Миропомазания была присоединены к Православию» по чину присоединения к Церкви лютеран 7 . И в то же время в епархии г. Москвы по благословению Святейшего Патриарха присоединение неопротестантов совершается через Крещение. Такая же позиция встречается у некоторых современных православных богословов 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/kres...

Господь повелел крестить во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Слово «во имя» имеет здесь глубочайший смысл, содержа общее указание на невидимое действие крещения. Оно означает именно, что мы через крещение вступаем в теснейшее общение с Триединым Богом. Подтвердим это примерами из Священного Писания. В послании к галатам апостол говорит о христианах: «все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Значит все, крестившиеся во Христа, получают право именоваться сынами Божиими. Сам Бог становится их Отцом, и они вступают в блаженное общение с Ним. Это так и должно быть, ибо они крестятся во имя Отца. Далее крещение совершается также во имя Сына. В каком теснейшем союзе христиане находятся и должны находиться с Иисусом Христом, своею Главою, на это указал Сам Господь, уподобив Себя лозе, а всех последователей Своих ветвям. Как ветви получают жизненные соки от лозы и сохраняют свою жизнь только в том случае, если не отделяются от лозы, так и христиане получают силу к духовной жизни только от Христа, как свидетельствует об этом апостол в словах: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). Отсюда становится ясно, в сколь тесное общение с Сыном Божиим вступаем все мы через крещение. Наконец, крещение совершается во имя Святого Духа, чем указывается также, что крещаемый вступает в теснейшее общение со Святым Духом. На это общение указывает апостол Павел в следующих словах своего апостольского благожелания к коринфянам: «благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами». С минуты своего крещения каждый вступает именно в общение со Святым Духом и становится храмом Его. Таким образом, через крещение каждый вступает в теснейшее общение с Триединым Богом, становится сыном Божиим и наследником вечной жизни. Что может быть блаженнее этого состояния! Крещение вводит нас в Царство Небесное и делает гражданами этого царствия. Но мы частнее рассмотрим здесь, какие особенные блага даруются нам Богом в таинстве крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Есть ещё одно место в послании к Евреям, которое тоже относятся к нашей теме. Апостол сообщает в 10 главе, что, если христианин после крещения повторяет смертные грехи, то он в некотором смысле не смеет надеяться на покаяние. Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остаётся более Жертвы за грехи. Святые отцы, как правило, понимают эти стихи как запрет второго крещения. Если человек после крещения совершил вопиющий смертный грех и думает, что крестится ещё раз, чтобы снять этот грех с себя, то отцы говорят, что это невозможно. Не остаётся более Жертвы за грехи – единственной Жертвы Господа нашего Иисуса Христа. Христос не будет ещё раз восходить на крест ради того или иного грешника. Ты в эту Жертву уже уверовал, благодаря ей омыл свои прегрешения. Если ты наступаешь на те же грабли, то нет более Жертвы за грехи. Есть некое страшное ожидание Суда, ярости огня, готового пожрать противников. Златоуст пишет, что, если твои грехи омылись в таинстве крещения, не думай, что ты можешь вновь получить то же самое, крестившись ещё раз. Но тут не сказано про Таинство крещения. Некоторые другие церковные авторы предлагают и другое толкование. Они указывают на невозможность покаяния для человека, который постоянно попирает обеты крещения. Вспомним, что во времена апостола Павла крестились в основном взрослыми, это увеличивало ответственность человека. Ты по-настоящему решил сделаться христианином, засвидетельствовал свою веру перед общиной, епископ принял у тебя экзамен. Если ты снова возвращаешься к прошлому образу жизни, то попираешь Жертву Христову. Смертно согрешая, ты снова заставляешь Христа распинаться за твои преступления, но Он не будет делать это во второй раз. Есть ещё параллельное место к этому стиху – фрагмент из 6 главы того же послания: «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». Невозможно обновляться покаянием. Дореволюционный профессор Иванов, автор большого учебника «Руководство Нового Завета», пишет, что люди именно распинают в себе Сына Божьего во второй раз, ругаются Ему. Это и есть их великое преступление, которое невозможно загладить никаким покаянием. Да и нельзя допустить, чтобы павший так сохранил какую-нибудь возможность к покаянию. Для таких людей оно невозможно психически. А потому и обновление их невозможно.

http://radonezh.ru/2022/02/14/pokayanie-...

Здесь же из числа простых рыбаков Иисус избрал и первых Своих учеников. Но свидетелем начала Его служения, всё же, был Иордан, в водах которого Иисус принял Крещение от Пророка Иоанна. Пророк крестил водою тех, кто раскаивался в грехах и свидетельствовал о своем желании изменить свою жизнь. Тем же, кто видел в Иоанне обещанного древними пророками Мессию, он говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матф.3:11) Иоанново крещение еще не имело той благодатной силы, которое получило Таинство христианского Крещения. Эту силу Таинству Крещения сообщил Христос, погрузившийся в воды Иордана, и сообщивший им благодатную силу – омывать верующих во Христа от всякой скверны плоти и духа, от всякого греха. Крещение Духом — это благодатное возрождение человека к новой жизни с Богом, которое совершается только с теми, кто стремится преобразовать свою жизнь на началах Евангелия. Что же такое крещение огнем? По мнению некоторых толкователей Священного Писания, крещение огнем — это действие Божественного правосудия, карающего грешников за нераскаянность и противление Богу. Недаром Христос говорил об огне, который Он принес на эту Землю, дабы очистить ее от скверны греха. Со дня Крещения Господня, Иордан для каждого христианина является священной рекой. Как и земля, по которой Он ходил, проповедуя Евангелие Царствия и совершая многочисленные чудеса. Но особенной святостью воды Иордана наполняются в праздник Крещения, когда вся водная стихия освящается схождением на нее Святого Духа. В этот день на Иордане, как и повсюду, где есть Православная Церковь, совершается Великое освящение воды. Присутствующие при этом обряде паломники становятся свидетелями необыкновенного чуда – возвращения вод Иордана. В какой-то момент вода в реке начинает завихряться, бурлить, наподобие кипятка, и, наконец, течение реки поворачивает вспять. Некоторые паломники бросаются в эту бурлящую мутную воду, чтобы через нее получить особое освящение или исцеление от болезней.

http://pravmir.ru/kreshhenie-ognem/

И когда выходил Иисус из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. Реальность божественной жизни, непроницаемой и неизреченной, сокрытой от всякого человека, в эту минуту раскрывается перед Ним. «И глас был с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк.1, 4-11)». Всякое образованное ухо, а иудеи того времени были достаточно образованы в Св. Писании, понимало смысл этих слов, составленных из цитат ветхозаветных пророков: «Ты Христос, Мессия, Спаситель, но не тот Спаситель, который возьмет в руки меч, а тот, который пострадает за людей». Событие Крещения Господня явилось откровением Полноты Божества – всех Лиц Святой Троицы: Отца, гласом с небес засвидетельствовавшего о Сыне, Сына принявшего крещение, и Духа Святого, сошедшего на Сына в виде голубя. Поэтому Крещение Господне – это еще и событие Богоявления. Приняв крещение ради грехов человеческих, Христос положил начало крещению каждого человека во имя Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа. «Кто не родится от воды и духа, не может войти в Царстве Небесное», — говорит Господь в Евангелии. Православное Таинство Святого Крещения – это не дань традиции и не символический обряд омовения водой. Это Крещение водой и Духом, в котором мы рождаемся для жизни с Богом, в котором Дух Святой как в горниле переплавляет душу, истребляет грехи и делает ее чище и блистательнее всякого золота. Условия, при которых может совершаться Крещение – покаяние и вера. К Крещению можно приступить, лишь отказавшись от своих грехов и осудив их. Но если нет веры, нет покаяния, «если… душа не свергла с себя страстных нечистот, и жизнь после крещения сходна с жизнью до крещения, то… для таковых вода останется водою», — наставлял готовящихся к Крещению святой Григорий Нисский в IV веке. Об этом всегда предупреждали святые Отцы Церкви. Чтобы выйти из Таинства Крещения новым человеком, нужно стремиться быть новым и, насколько хватает сил, уничтожать в себе остатки прежних греховных навыков.

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-pr...

Крещение детей. Над кем совершается таинство крещения? Священнодействие крещения должно совершать над всеми кто обращается «от тьмы к свету, от власти сатаны к Богу» ( Деян. 26:18 ), кто отрекся от сатаны и его царства и переходит в Царство Божие, в общество Христово, в Церковь Его. Нет ли какого-либо другого средства, или священно действия, которым можно было бы войти в Церковь ? Нет, потому что и Спаситель сказал: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» ( Ин. 3:5 ). Поэтому и выясняется в Писании, что крещение есть как бы дверь, которою входят в Церковь ; крещение есть священнодействие, присоединяющее к Церкви; так и говорится о крестившихся в день Пятидесятницы, что их «присоединилось в тот день душ около трех тысяч» ( Деян. 2:41 ). Посему обо всех христианах сказал Ап. Павел: «все мы одним Духом крестились в одно тело» ( 1Кор. 12:13 ), «которое есть Церковь » ( Кол. 1:24 ). Кого же можно принимать в Церковь Христову? Всех, приходящих ко Христу, – и взрослых и детей. «Приходящего ко мне не изгоню вон», – сказал Спаситель ( Ин. 6:37 ). Неужели и детей должно приводить ко Христу? Должно, и никто не может воспрепятствовать этому. Еще до прославления Своего Господь выяснил это следующим обстоятельством. «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» ( Мк 10:13–15 ). Допускают ли сектанты детей ко Христу через крещение? Нет, не допускают, хотя Спаситель ясно сказал, что не должно препятствовать детям приходить ко Христу. Все сектанты, за исключением одной-двух молоканских сект, отвергают христианское крещение детей. Чем оправдывают сектанты свое безумно-жестокое отношение к детям? Сектанты говорят, что дети спасутся и без крещения, потому что-де Спаситель сказал о детях: «таковых есть Царствие Божие» ( Мк. 10:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010