И для младенца нет другой возможности пережить очищение в Крови Иисуса Христа, как только в Крещении. А далее апостол Петр говорит еще более конкретно: «Ибо вам принадлежит обетование (обетование о прощении грехов через Крещение и о даре Святаго Духа. – прот. О.С. ), и детям вашим…» (Деян. 2: 39). Как видим, причастниками Благодати Крещения и Миропомазания могут быть не только взрослые, но и дети. Конечно, противники детокрещения часто задают резонный вопрос: «В Писании сказано: “Кто будет веровать, и креститься, спасен будет” (Мк. 16: 16). И также сказано в Писании: «…крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести…» (1 Пет. 3: 21). И возникает резонный вопрос: а кто же верует за младенца и кто же за младенца дает обещание Богу доброй совести?» Отвечая на этот вопрос, мы говорим: крестные родители исповедают веру за младенца и дают обещание доброй совести. Возникает вопрос: разве Благодать подается одному человеку по вере другого? Конечно, и в Библии есть много тому примеров Но тут возникает еще вопрос: а разве Благодать подается одному человеку по вере другого? Конечно (!), и в Библии есть много тому примеров. Например, рассказывается, как к Господу Иисусу Христу пришел сотник, у которого был слуга (кстати, по-гречески он называется «отрок», то есть ребенок), жестоко страдавший, и Иисус Христос, видя веру этого сотника, говорит ему: «Иди, твой слуга здоров» (см.: Мф. 8: 5–13). Другой случай: однажды Иисус находился в доме, а некие люди принесли своего расслабленного друга на постели; они не могли войти в дом, поэтому разобрали крышу и спустили на постели этого человека к ногам Иисуса. И, видя веру их, Господь Иисус сказал этому расслабленному, похоже, не только физически, но и духовно: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (см.: Мк. 2: 3–12). Так что возможно, что по вере одних людей другие получают божественное исцеление, приобщение к Благодати. Тем более что в Священном Писании сказано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22: 6). Крестные дают обязательство воспитать своих крестников в святой вере. И, следуя словам Христа «Не запрещайте детям приходить ко Мне», мы принимаем в общение с Церковью младенцев, которых приносят их родители и крестные, и по вере родителей и крестных мы совершаем Таинство Святого Крещения и Таинство Миропомазания. И причащаем крещеных младенцев, потому что и в ветхозаветной традиции крещеный, тогда обрезанный, мог принимать участие в ветхозаветной трапезе пасхальной (Исх. 12: 48). А «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5: 7).

http://pravoslavie.ru/90815.html

Источник мудрости – струящийся поток (продолжение четвертого стиха 18-й главы). Мы уже говорили, что слова не просто исходят из ума, но сопряжены с сердцем. От избытка бо сердца уста глаголют ( Мф. 12, 34 ). От избытка сердца говорят уста человеческие. В этой-то глубине сердечной сокрыт самый источник, который никогда не оскудевает. Это, безусловно, тайна, указывающая на присутствие сокровенное, пребывание в нашем духе Божественной благодати. Как говорит Господь: Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой ( Ин. 7, 38 ). Не погрешая против истины, можно перефразировать эти слова так: «У верующего в Меня из сердца истекут источники воды живой». У каждого из нас открывается такой источник в таинстве миропомазания. Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог , который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши, – говорит святой апостол Павел ( 2Кор. 1, 21–22 ). И святой Иоанн Богослов в своем послании подтверждает, что не имеет нужды чему-либо учить христиан, ибо помазание учит их всему: Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё ( 1Ин. 2, 20 ). Т.е. по дару Духа Святого, принятого нами после Крещения в таинстве миропомазания, мы являемся обладателями этого источника, который по существу берет начало от благодати Господней. Так что слова, а еще прежде мысли, порождаемые в недрах этого источника, дают черед новым мыслям, новым словам, но источник не оскудевает. Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои ( Притч. 18, 6 ). Уста человека, лишенного разумения, исполнены духа самолюбия, как мы говорили, тщеславия, самоутверждения. Поэтому слова, порождаемые нерассудительным, чужды такой зрячей проницающей силы. Человек нерассудительный говорит для себя самого. Он не рассчитывает, не размышляет, не знает, как его слово отзовется. Ему и слушатели-то нужны не ради них самих, а ради ублажения собственного «Я», которое у него всегда на первом месте. И вот, говоря для себя, он не имеет ни духа смирения, ни духа мудрости, ни духа любви, и поэтому его слова уже перестают быть духовной пищей для слушателей, они перестают назидать, но возбуждают в людях страсти.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Итак, миропомазание знаменует собой дар Святого Духа, Который некогда сошел видимым образом на апостолов, а ныне невидимо подает свои дары новокрещеным. Принявший миропомазание ставится совершенным христианином, новым христом, то есть помазанником Божиим, ибо греческое «христос» означает «помазанный». Глава 19. О таинстве причащения Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. ( Ин.6:53 ) Священник : Святое Причащение (Евхаристия) есть таинство, которое установлено Господом Иисусом Христом и в котором под видом хлеба и вина христианину преподается само пречистое Тело и сама честная Кровь Его во оставление грехов и в жизнь вечную. Господь не только возвестил об этом таинстве, но и Сам совершил его накануне Своего распятия. После вечери с апостолами Он, взяв хлеб и помолившись Отцу Небесному, благословил и преломил его со словами: примите, ядите: сие есть Тело Мое. Затем, взяв чашу и возблагодарив, подал ее ученикам и при этом произнес: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ; Мк.14:22–24 ), сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19 ). Так заповедал Спаситель всем ищущим вечной жизни вкушать Его Тело и пить Кровь Его под видом хлеба и вина, освященных молитвами и хвалебными песнопениями (см.: Мф.26:26–30 ; Мк.14:22–26 ). И власть совершать это чудо из чудес, когда хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господни, дана была лишь апостолам, а от них перешла к епископам и священникам через возложение рук священства ( 1Тим.4:14 ), или хиротонию. Христиане, не имеющие епископского или священнического посвящения, не могут совершать это величайшее таинство, какую бы богоугодную жизнь они ни проводили и какие бы чудеса ни творили. Это ясно прообразовано в Ветхом Завете. Ибо Бог поставил священниками Аарона и сыновей сынов его из рода в род, доколе не придет Мессия; того же, кто дерзал совершать священнодействия, не принадлежа к роду Аарона, постигала тяжкая кара (см.: Числ.3:10; 16:1–50 ; 1Цар.13:1–14 ; 2Пар.26:16–21 ; Иак.4:3 ; Иуд.1:11 ; Рим.15:4 ; 1Кор.10:1–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИРОПОМАЗАНИЕ [Греч. τ Χρσμα - Помазание], таинство , совершаемое после таинства Крещения и состоящее в помазании новокрещеного св. миром с произнесением определенных слов. В просторечии миропомазанием иногда называют также елеопомазание на всенощном бдении , что в корне неверно: елеопомазание представляет собой рядовое благословение с использованием неосвященного елея (согласно Типикону, масла от лампады, горевшей во время службы у иконы праздника; на практике нередко используется елей с ароматическими добавками, что, возможно, и является причиной того, почему некоторые прихожане ошибочно считают его св. миром), к-рое можно принимать хоть каждый день; М. же является сакраментальным актом - таинством, к-рое совершается с использованием св. мира, освященного по особому чину, и, как правило, предстоятелем Поместной Церкви, и принять его можно лишь один раз в жизни. Богословское содержание М. неразрывно связано с его внешней формой как: 1) помазания, следующего за Крещением и совершаемого при помощи 2) св. мира, к-рым епископ или священник с произнесением 3) слов о «печати» (или иных) изображает знаки креста на теле принимающего таинство. Помазание и дар Св. Духа Как таковое, крещальное помазание освященным елеем или миром с раннехрист. времен служит видимым указанием на невидимое получение крещаемым дара Св. Духа (ср.: «Главное невидимое действие таинства Миропомазания состоит в том, что оно сообщает верующим Св. Духа» - Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 358). Этот дар уже сам по себе называется помазанием: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас [есть] Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор 1. 21-22). Ему причастны все члены Церкви Христовой: «Вы имеете помазание от Святого и знаете всё» (1 Ин 2. 20). Этот дар усыновляет человека Богу Отцу и соединяет его со Христом: «Вы... приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим 8. 15-17); освящает и просвещает человека; наставляет его в истинах веры: «Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин 2. 27).

http://pravenc.ru/text/2563348.html

На поставленный вопрос может быть дан только утвердительный ответ. Так на Господа нашего Иисуса Христа тотчас после Его крещения во Иордане сошел Дух Святой видимым и торжественным образом в виде голубя ( Мк.1:10 , Лк.3:21–22 ); кроме этого высочайшего примера есть еще и другие примеры: так на царедворца эфиопской царицы ( Деян.8:35–40 ) тотчас же по Крещении сошел Дух Святой; на тех 12 человек, которых крестил Павел в Ефесе ( Деян.19:1–6 ), нисшел Дух Святой и тотчас же после Крещения; самаряне, принявшие слово Божие и крестившиеся во имя Господа Иисуса. Христа, тотчас же после Крещения получили Духа Святого ( Деян.8:17 ). В. Историческая справка о происхождении внешней формы Таинства Миропомазания Замена возложения рук помазанием мира в Миропомазании совершилась еще в апостольское время. Что это действительно так, для подтверждения имеются сравнительно ясные свидетельства в самом Священном Писании . В первом послании Иоанна мы читаем: „вы имеете помазание от Святаго и знаете все; помазание, которое вы получили от него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас: то самое сие помазание учит вас всему и оно истинно и не ложно“ ( 1Ин.2:20 ; 1Ин.2:27 ). Подобно этому апостол Павел в Послании к коринфянам говорит: „утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши“ 8 . Употребляемое здесь выражение „χρισμα“ , как известно, в православной и римско-католической догматике относится к Миропомазанию или, по-западному, к конфирмации. Уж одно это дает понять, что в приведенных нами местах Писания идет речь именно о помазании в рассматриваемом Таинстве. Но это более получает вероятия, если обратить внимание на тот факт, что древние отцы и учители Церкви оба приведенные текста объяснили именно в смысле апостольских свидетельств о Миропомазании – в последующей форме его совершения 9 . Правда, нельзя отвергать того, что апостолы говорят здесь преимущественно о внутреннем действии Таинства, чрез которое преподается Дух Святой; но, с другой стороны, вполне естественно думать, что для выражения этого внутреннего действия они, желая быть понятными христианам, употребляли слова, заимствованные от общеизвестного внешнего действия, служившего видимым знаком первого 10 . Последнее предположение тем более возможно, что апостолы говорят здесь о помазании от Святого и запечатлении, как о вещи обыкновенной, всем известной и понятной, не требующей даже объяснения 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Надо думать, что к концу I века это был уже установившийся обычай, и о нем пишет ап. Иоанн Богослов: Вы имеете помазание от Святаго (т. е. Бога) и знаете всё… Помазание, которое вы получили от Него (Христа) , в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему… то, чему оно научило вас, в том пребывайте ( 1Ин.2:20-27 ). Под помазанием здесь имеется в виду, во-первых, само непосредственное помазание миром, а во-вторых, — действие Духа Святого, которое и стоит за этим Таинством, а именно: христианин получает некую печать Духа, которая изменяет его природу, вселяет в него силу Духа Святого и делает из просто человека, падшего по природе, члена Тела Христова, гражданина Царства Небесного и участника жизни вечной. Об этом напоминает и ап. Павел: Не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления ( Еф.4:30 ). Катехизическое определение этого Таинства таково: Миропомазание есть таинство, в котором, при помазании новокрещеного освященным миром, ему преподается дар Святого Духа, дающий ему духовные силы для преуспеяния в христианской жизни. Это те именно силы, о которых сказал Господь: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам ( Лк.10:19 ). Итак, это Таинство навершает Крещение, сообщая христианину благодатную силу Духа Святого. Еще раз напомню, что эта сила дана нам от Бога как задание, для созидания нравственной жизни, для употребления, для возделывания, для развития, для того, чтобы она прошла по всем отправлениям нашей жизни, как внешней, так и в особенности внутренней, чтобы из этого семени, всаженного в нее, в свое время вырос благодатный плод духовного христианского совершенства. Миропомазание — неповторяемое Таинство. Есть в Церкви (был, вернее) особый чин — помазывание Государей на Царство, но это не повторение Таинства, а преподание Государю некоего особого церковного благословения на управление государством в свете Евангелия и Церкви. Миром также помазывают храм при его освящении.

http://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi

О первом из них – крещении Господь говорит так: “Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное” ( Ин.3:5 ). Эти странные таинственные слова говорят нам о том, что условием действительного соединения человека с Богом является крещение. И все-таки, мне бы хотелось, хотя бы отчасти пояснить, что происходит с человеком в момент крещения на простом примере. Есть ли у вас дача или огород? Даже если нет, вы все равно хотя бы немного знаете, что такое сельское хозяйство. Так вот, вспомните, что происходит после того, как людям выделяется определенный земельный участок . Они раскорчевывают и очищают его, распахивают и выравнивают, делают грядки, удобряют землю и, наконец, засевают эту землю нужными семенами… Все это Бог делает за нас в крещении. Душа как живой участок “небесной земли” дается нам Свыше в безвозмездную аренду; и вот эту духовную, но уже пораженную первородным грехом, целину Господь раскорчевывает, выравнивает, удобряет, мало того, засевает семенами вечности… Однако, вы понимаете, что этого мало, награда за труд – собранный урожай. А если я в мае посадил картошку, в июне, июле и августе она меня не видела, что я соберу в сентябре? Так же и в таинстве крещения – семена вечности, брошены в наши души Богом, а взращивать их нам самостоятельно; мы со-работники на ниве Господней, без этого труда нет урожая, зерна могут погибнуть… То же можно сказать и о другом единократном таинствемиропомазании. Слышали вы выражение – “одним миром мазаны”? Оно означает совсем не то, что мы привыкли под ним подразумевать, ибо это отнюдь не национальное или политическое, социальное или культурное человеческое родство. Этим словосочетанием наши предки хотели сказать, что все они, подобно Св. Апостолам получили в миропомазании дар Святого Духа. То есть, с каждым крещенным христианином произошло то же, что и с ближайшими учениками Христа в день Пятидесятницы: “При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого…” ( Деян.2:1-4 ). Тогда это было так, сейчас дары Святого Духа сообщаются всему нашему естеству посредством специального помазания драгоценным маслом (миром), но от нас зависит, как этими дарами распорядиться. Например, Бог благословляет мой ум, но я ведь и преступление могу обдумывать. Бог освящает мои чувства, но я ведь и грех могу полюбить и т.д. Дары Божий не принуждают нас ни к чему, мы продолжаем оставаться свободными..,

http://azbyka.ru/katehizacija/sovremenny...

Особые Дары Духа Святого не носили всеобщего характера, а были исключительным явлением. Потому утверждения о том, что крещение обязательно должно в каждом случае сопровождаться получением особых Даров, противоречит Писанию и историческим фактам в Апостольского времени. То, что имеет место в сектах при Крещении Духом Святым может быть идентифицировано только с воздействием бесов на человека (дополнительно см. ниже разделы о прелести, ложных чудесах, глоссолалии), а человек оказывается вообще некрещенным. Православное учение о получении даров Святого Духа – Миропомазании Апостолы после крещения возлагали руки на новопросвещенных и те получали Дары Святого Духа. Уже сами Апостолы ввели миропомазание, заменившее возложение рук. О Миропомазании упоминается неоднократно: 1Ин.2:20,27 ; 2Кор.1:21–22 . Его введение имело причины практического характера – со временем число крестящихся увеличилось, Апостолы и епископы были неспособны на всех возложить руки, и, чтобы это таинство могли совершать и пресвитеры, было введено Миропомазание. Миро освящают епископы. В принципе, православный епископ может совершить таинство возложением рук, но это вышло из обихода. То, что получение Даров Святого Духа не является частью крещения, не является крещением Духом и огнем, было рассмотрено выше, здесь же отметим, о каких Дарах идет речь. В крещении человек рождается заново и после этого получает Дары Святого Духа. Необходимость следует из того, что Апостолы сообщали их после крещения всегда. Даже специально были посланы апостолы Петр и Иоанн в Самарию, где они возложили руки на уже крещенных, а ведь те времена не было транспорта и, скорее всего, Апостолы десятки километров шли пешком. В тексте нет ни малейшего даже намека на то, что прибывшие Апостолы совершили крещение: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса». 197

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Писание, свое несомненное начало непосредственно от Самого Иисуса Христа. Об установлении Иисусом Христом таинства крещения, как нового рождения «свыше от воды и Духа», мы уже говорили; но понятно, что таинство св. крещения, как рождение «свыше» могло открыться миру только по совершении спасения рода человеческого служением и смертию Спасителя мира, и потому по Своем воскресении, явившись одиннадцати ученикам Своим, Иисус Христос повелел им идти и проповедывать Евангелие всем людям, говоря: «шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына, и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ); таинство св. Причащения Тела и Крови Иисуса Христа под видом хлеба и вина Спаситель установил на тайной вечери: «ядущим же им, повествует ев. Матфей, прием Иисус хлеб и благословив, преломи, и даяше учеником, и рече: приимите ядите: сие есть тело Мое. И прием чашу, и хвалу воздав, даде им глаголя: пейте от нея вси: сия бо есть кровь моя нового завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ); покаяние, как таинство, Иисус Христос установил одновременно и совместно с утверждением Апостолов в их иерархических степенях, как епископов и предстоятелей Своей Церкви, именно: по воскресении Своем, в первый же день, явившись ученикам Своим, Иисус Христос торжественно сказал им: «мир вам! И сие рек, дуну, и глагола им: приимите Дух Свят, имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся» ( Ин.20:21–23 ); таинство миропомазания, совершавшееся вначале чрез возложение рук Апостолов на верующих и крестившихся ( Деян.8:14–17 ), торжественно предопределено Иисусом Христом, когда «в последний великий день праздника, повествуетъ ев. Иоанн, стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, замечает Евангелист, которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин.7:37–39 ). Но что сие обешание дарования обильной благодати Духа Святаго верующим не было простою принадлежностью одной веры в Иисуса Христа без особого для этой цели тайнодействия, а равно, что сии Божественные дарования от таинства миропомазания не определялись еще св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

Понятие о таинстве. Необходимость этого таинства. Обетование о сем таинстве. Образ совершения миропомазания. Священное Миро. Невидимые действия миропомазания. Свидетельства древнехриих отцов. Опровержение возражений. Понятие о таинстве Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, взращающие и укрепляющие в жизни духовной» (Катихизис). Необходимость этого таинства Верующий, оправданный и очищенный Святым Крещением от грехов прародительского и личных, однако не свободен от самой наклонности ко греху. Эта наклонность является в нем не господствующей силой, как бывает в не возрожденном благодатью Божией человеке, а только искушающей, возбуждающей ко злу; при благоприятных условиях эта наклонность может возобладать над человеком, подчинив себе его волю и снова сделать его рабом греха и диавола (ср. 2Пет.2:20–21 ). При таком состоянии возрожденного, ему невозможно одними своими силами сделаться новым человеком ( Еф.4:24 ), почему и крайне необходима чрезвычайная сила Божия, дары Святого Духа, могущие содействовать ему в деле нравственного обновления и искоренения всех злых качеств, гнездящихся в его духовной природе. Как в жизни, естественной человеку, сейчас же после рождения, необходимы воздух, свет и т. п., для поддержания своего существования и развития, так и после духовного рождения – крещения – необходимы силы Духа Святого для возрастания и укрепления крещеного в жизни духовной. Такая Божественная помощь и подается новопросвещенному, по любви Божией, в таинстве миропомазания. Обетование о сем таинстве «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин.7:38–39 ). Миропомазание есть особое, отдельное от крещения таинство В этом убеждает нас Священное Писание. Апостол Петр сказал: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010