Венчание. Часть 1. Почему брак – таинство Христианский брак — это возможность духовного единения супругов, продолжаемого в вечности, ибо «любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Зачем верующие венчаются? Ответы на самые распространенные вопросы о таинстве венчания — в статье священника Дионисия Свечникова. 26 октября, 2009 Христианский брак — это возможность духовного единения супругов, продолжаемого в вечности, ибо «любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Зачем верующие венчаются? Ответы на самые распространенные вопросы о таинстве венчания — в статье священника Дионисия Свечникова. Христианский брак — это возможность духовного единения супругов, продолжаемого в вечности, ибо «любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Зачем верующие венчаются? Ответы на самые распространенные вопросы о таинстве венчания — в статье священника Дионисия Свечникова. Что такое венчание ? Почему оно называется таинством? Для того, чтобы начать разговор о венчании, стоит прежде рассмотреть православное учение о браке . Ведь венчание, как богослужение и благодатное действие Церкви, полагает начало церковному браку. Брак же есть Таинство, в котором естественный любовный союз мужчины и женщины, в который они свободно вступают, обещая быть верными друг другу, освящается в образ единения Христа с Церковью. Канонические сборники Пра­вославной Церкви также оперируют определением брака, предложенным римским юристом Модестином (III в.): «Брак — это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве». Христианская Церковь, позаимствовав определение брака из римского права, сообщила ему христианское осмысление, основан­ное на свидетельстве Священного Писания. Господь Иисус Христос учил: «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 5-6).

http://pravmir.ru/venchanie-chast-1-poch...

Вопрос: Храм Божий находится в сердце каждого человека, и человек может общаться с Богом напрямую. Почему исповедь происходит только при участии священника, почему нельзя исповедываться на прямую к Богу? Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: Имея в себе образ Божий и  богоподобие, человек не только может, но и призван к прямому общению со своим Творцом. Молитва есть реальное обращение верующего к Небесному Родителю. Если человек искренне покаится в каком-нибудь содеянном грехе, конечно, Бог простит его. Но для спасения этого не достаточно. Господь сошел на землю и вочеловечился для того, чтобы преобразить  и возродить человека. Сделать его новой тварью во Христе (2 Кор. 5: 17). Для этого Господь установил святые Таинства – священные действия, в которых под видимым образом силою Святаго Духа подается невидимая благодать Божия, освобождающая человека от жизни во грехе и созидающая для жизни с Богом. Сам человек не может совершать над собой ни одного Таинства – крестить, венчать, соборовать. Для этого Господь установил Церковь, а в ней – священнослужителей. Им Иисус Христос дал духовную власть совершать таинства (в том числе и покаяния): «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18: 18). Это было сказано апостолам, но через них и их приемникам, ибо жизнь Церкви не ограничивается апостольским веком. Когда во время своего третьего миссионерского путешествия апостол Павел прибыл в Милит, он послал в Ефес и «призвал пресвитеров церкви» и напомнил им о пастырских обязанностях: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20: 17, 28). По слову св. апостола Павла человек, дейсвительно,  является храмом: «Разве не знаете,что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3: 16 – 17). Обратим внимание:  внутренний храм  может быть и в разрушенном состоянии. Такой человек не способен к богообщению, пока с помощью Божией храм этот не будет восстановлен и освящен. Совершиться это может только тогда, когда человек начнет регулярно участвовать в святых церковных Таинствах. 17 сентября 2003 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6181.html

Г. Также иеговисты отвергают церковные Таинства. И в этом отношении проявляется их протестантское происхождение. Спасение человека зависит, по их мнению, не от единения верующего со Христом, но от решения посвятить себя Христу, которое принимает человек, и от его нравственного улучшения. Те, кто знаком с историей религий, и в особенности с историей европейской мысли, обнаружат здесь философский гуманизм=человекоцентризм (кантианство и т.п.), который полагает, что достаточно нравственного усовершенствования человека для его оправдания, без спасающей Божией благодати, которая [на самом деле] пребывает только во Христе и в Теле Христовом – Церкви. Иеговисты отвергают все Таинства, даже те основные Таинства, которые в некотором смысле в той или иной степени принимают их духовные предки – протестанты. Крещение иеговисты не признают необходимым. Они говорят, что крещение – символическое. Тот, кто посвятил себя Христу, не нуждается в Крещении. Они отличают водное крещение от действительного «погружения и крещения во Христа» 12 . Такое различение «иеговисты делают потому, что говорят, что нам следует сначала умереть для греха и уж затем – креститься» 13 . Вот опять человекоцентризм. Человек не нуждается в Крещении для того, чтобы получить Божественную благодать и чтобы она помогала ему бороться для умерщвления его грехов. Сначала человек умерщвляется [для грехов] своими собственными силами, а затем принимает крещение, чтобы дать «свидетельство перед свидетелями», «но грехи не омываются в крещении» 14 . Но чему, однако, учит Священное Писание? Апостол Петр отвечает тем, кто спрашивал в день Пятидесятницы, что следует им делать, чтобы спастись: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа ( Деян.2:37–38 ). Сам же Господь заповедует Своим ученикам: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19 ). Причастие относится к образу действия. То есть: «Делайте учениками (=христианами) тем, что вы крестите их». Другими словами, Крещение есть условие, предпосылка, врата ученичества, то есть вход в христианство . Господь также заверил их, что кто будет веровать и креститься – спасен будет ( Мк.16:16 ). Никодиму же Он сказал: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ) 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Говоря о таинстве Тела и Крови Своей, Господь призывает к нему всех, и угрожает вечной погибелью непричащающимся: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). Исполняя волю милосердого Господа, Православная Церковь от начала своего причащает св. Христовых таин – всех, взрослых и младенцев. Так говорится в постановлениях Апостольских о Причащении: «да приобщается Епископ, потом Пресвитеры, и диаконы, и иподдиаконы, и чтецы, и певцы, и аскеты (σκητα, ascetici), и из жен диакониссы, и девы, и вдовицы: после дети (παιδι), и весь народ по порядку 356 . О Причащении детей в первенствующей Церкви свидетельствует Дионисий Ареопагит 357 . Бл. Августин говорит: «послушаем Господа, говорящего хотя не о таинстве св. купели, но о таинстве св. трапезы Своей, к которому приступает только правильно-крещенный: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). Уже ли и при сем кто-нибудь скажет, что эта мысль не относится к детям, и что они без Причащения сего Тела и Крови могут иметь жизнь в себе» 358 . Вообще, приобщать детей есть древний обычай Вселенской Церкви. Примеч. Сей обычай древней Вселенской Церкви и на западе, где он ныне изменен, особенно в Галлии сохранялся до XII века, как свидетельствует западный церковный писатель Бона (Rerum liturgicarum lib. 2? Cap. 19), которой приводит много доказательств в защиту православного обычая приобщать детей. А Бингам (Antiquit ecclesiastic. 6, pag. seqq.) доказывает, что этот обычай еще долее сохранялся в Германии, Гельвеции и Лотарингии. 203 См. Молитву первого оглашения в чин: како в первый день огласили возраст имущих и имена Христианские им подати. 209 83-е прав. Карфагенск. Собора. 85-е прав.шестого Вселенск. Собора. По Требнику Петра Могилы , в случае недоумения крещен или нет человек, к таинственным словам Крещения должно прибавлять: аще не крещен, крещается раб, или раба Божия, и проч. 217 Чин Присоединеиия к Православной Христианской Вере из Иудеев и Магометан пространно изложен в Требнике Петра Могилы , где чин разделен на шесть оглашений, сокращеннее изложен в особо-напечатанной книге, под названием: Чинопослдование соединяемым из иноверных к Православно-Кафолической Восточной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Господь наш Иисус Христос , по сказанию св. евангелистов Матфея, Марка и Луки и св. апостола Павла, установил, в основанной Им церкви, таинство евхаристии или причащения и новозаветную бескровную жертву. Св. евангелист Матфей ( Мф.26:26 и сл.; снес. Мк.14:22 и сл.) так повествует: «Иисус взял хлеб, и благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть тело Мое. И взяв чашу, и благодарив, подал им, и сказал: пейте из нея все; ибо сие есть кровь Моя новаго завета, за многих изливаемая, во оставление грехов»; или, как пишет св. апостол Павел к Коринфянам ( 1Кор.11:23 и сл.; снес. Лк.22:19 и сл.), «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб, и возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша новый завет в Моей крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». По этой заповеди Христовой, со времен апостольских таинство евхаристии совершалось во всех церквах христианских, на Востоке и на Западе, ……. и, что хлеб и вино н:……. божественной……. тело и кровь Христову но никто из …….. вопроса: когда, в какой именно момент ……… пресуществляются? К этому вопросу пр……. стические богословы на Западе в средние ве……….. к измыслили учение о св. таинствах церковных. …….умозрению, каждое таинство должно иметь материю или вещество и форму или слова посредством которых совершается таинство, или, по выражению Тридентского собора 1 , «слова, совершающие то, что ими означается»; сверх сего, от священнодействующего, для действенности таинства, требуется, чтобы он, совершая таинство изъявлял намерение (intentio) сделать то, что делает церковь . Материей или веществом в таинстве евхаристии, как всем известно, служат хлеб и вино. Что же составляет форму этого таинства, иначе сказать, какими словами пресуществляются св. дары на литургии? В римской литургии схоластические богословы латинские 2 не нашли других слов, кроме слов Христовых: «сие есть тело Мое, сие есть кровь Моя» которым исключительно и усвоили тайнодейственную силу в пресуществлении св. даров на литургии, и которые поэтому в римском служебнике 3 (около XIII века) названы «словами освящения» и «формою таинства евхаристии». Ко времени произнесения этих слов на литургии они приурочили и изъявление священником намерения совершить это таинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Далее апостол Павел показывает, что христианин не принадлежит человеку, который совершил над ним таинство (очевидно, коринфяне придавали большое значение тому, кто кого крестил). Крещение – это просто дверь в Церковь. Не так важно то, кто открыл эту дверь, как то, что ты в нее вошел. «Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать» (1Кор.1,14-17) – пишет святой апостол. Крестить - дело нетрудное. В экстренном случае крестить может и мирянин. А вот привести человека ко Крещению гораздо труднее. Многие богословы и проповедники даже превозносят благовестие над таинствами. Таинства совершает Бог, и от человека здесь требуется немногое – правильная вера, и молитва предстоятеля и общины, совершенная по установленному Церковью чину. Благовестие же, хоть происходит не без силы Божией, все же требует большего усилия человека. К проповеди необходимо долго и скурпулезно готовиться, много читать, постоянно упражняться в служении слова. Если есть проповедь, но нет таинств, то полноценной церковной жизни быть не может. Но так же и отсутствие проповеди при наличии таинств означает некую ущербность церковной жизни. Бывает, в большом и богатом селе есть и храм, и батюшка, и таинства – а проповеди нет. Результат – в храме в воскресенье стоят 10 старушек, все остальные равнодушны к вере, или расходятся по сектам. Итак, братья и сестры, будем ценить уникальное чудо церковного единства, подаренное нам. Разномыслие во второстепенных, недогматических вопросах неизбежно, но и здесь, в этих спорах, мы должны оставаться христианами. Также будем помнить слова апостола Павла: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать». Совершители таинств найдутся всегда, а проповедников у нас крайне мало. На сегодняшний день служение слова у нас крайне востребовано, и Церковь нуждается в благовестниках. Пусть это будет пищей для размышления всем тем, кому возраст и образование позволяют заняться проповедью и катехизацией. Господь не оставит без награды всякого, желающего послужить Ему делом и словом. Было бы только наше желание и решимость прославить Его святое имя, достойное славы и хвалы и в сем веке, и в будущем.

http://pravoslavie.ru/105447.html

Здесь мы вплотную подошли к Евхаристии. Здесь мы говорим о ней в одном из многочисленных аспектов этого великого Таинства, а именно – как о средстве благодатного воздействия Божия на отдельного человека, на Церковь , на секулярные социальные институции и на мир в целом. Обладает ли Евхаристия преобразующим действием? В чем оно выражается? Ограничивается ли действие Евхаристии рамками Церкви или распространяется и за ее пределами? Имеет ли евхаристический феномен, т. е. воздействие этого Таинства на человека, изолированный характер или же он является частью всей церковносакраментальной феноменологии, и если так, то в чем связь его с другими таинствами, богослужением, проповедью, обрядами, т. е. со всеми средствами церковно-благодатного воздействия? Наконец, каков преобразующий эффект воздействия Евхаристии относительно отдельного причастника (коммуниканта) или всей Церкви и даже обществ в целом? Все эти вопросы составляют большую комплексную проблему, решение которой в рамках доклада или статьи невозможно. Поэтому ограничимся лишь попыткой ответить на первый вопрос – о преобразующем действии Евхаристии и вспомним, что говорят нам о нем евхаристические новозаветные тексты. Внимательное чтение евхаристической шестой главы Евангелия от Иоанна позволяет, как нам представляется, утверждать, что сама по себе, в отрыве от описания Тайной Вечери синоптиками, она не могла бы служить библейским обоснованием сущности таинства Евхаристии. В самом деле, сами по себе высказывания Спасителя о Себе как о хлебе жизни, сшедшем с небес, могли быть восприняты и поняты Его непосредственными слушателями, не имевшими еще никаких евхаристических представлений, только как аллегорическое истолкование всего дела спасения, совершённого Христом, т. е. Его воплощения и отдачи Им всего Себя для спасения мира. «Верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли, хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, Которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин.6:47–51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

И это еще не самые худшие мотивы для Крещения. Очень часто людей направляли креститься разные бабки, колдуны и экстрасенсы, чтобы сразу после принятия таинства произвести над ними какие-то оккультные заговоры типа «излечить» от грыжи, алкоголизма, кого-то приворожить и т.п. Их целью было окончательное и бесповоротное погубление новокрещёных людей, посредством вселения в них злых духов. Такие люди входили в крещенскую купель, а выйдя из нее и не поняв, что с ними произошло, и не быв научены новым правилам жизни по заповедям, продолжали жить точно такой же языческой жизнью, которую вели и раньше, пребывая в смертных грехах, страстях, в ересях и суевериях. В результате такого Крещения без Оглашения и без покаяния в грехах десятки миллионов людей приняли таинство в осуждение и себе и тем пастырям, которые их крестили. О том, что происходит с человеком при этом, говорит Господь в Евангелии: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным, тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12:43-45). Таинство Крещения, совершённое без научения Вере, оборачивается человеку в осуждение, так как душа такого человека, хотя и стала выметенной и убранной от последствий первородного греха и личных грехов, но осталась незанятой правильными понятиями Православной веры. Ни евангельские заповеди, ни знания о своих грехах и их гибельности для души, ни знания основных догматов Веры, ни правил христианской жизни и борьбы со страстями не заняли ум такого человека, и он после совершения над ним таинства продолжил жить также, как жил и раньше – в соответствии с приобретёнными греховными навыками и по своему лжеименному разуму. В результате, по словам святителя Иоанна Златоуста, как солнце закрывается тёмными мрачными тучами, так и благодать Святого Крещения в первые же часы после совершения таинства затмевается грехами человека, которые он совершает также, как совершал их и до Крещения. И святитель Иоанн говорит о том, что ответственность за эти грехи будет в несколько раз больше, чем за те же грехи, но совершенные до Крещения.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/23/o_...

Иными словами, христианское понимание покаяния сугубо христоцентрично. В свете события Боговоплощения и его плодов всякий нравственный закон может быть только начальным основанием для принятия призыва «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» ( Мф.3:2; 4:17 ). Кроме того, христианское понимание покаяния основано на непосредственном установлении этого Таинства Господом Иисусом Христом. Конечно, милость Божия велика и Он может простить грешника на всяком месте, видя его искреннее покаяние, молитву, исправление и добрые дела. Но если крещеный человек по каким-то причинам начинает игнорировать церковные Таинства, то он, как бы испытывая милосердие Божие, рискует незаметно «расцерковиться» и утратить то, что получил по милости Божией. Поэтому никакое домашнее покаяние «в душе» не может быть самодостаточным действием для спасения человека, а является одним из событий его духовной жизни, ведущим его к церковному Таинству, ибо в Церкви действует Сам Господь Иисус Христос: «…и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:18-19 ). Иными словами, по своему началу покаяние, как и другие Таинства Православной Церкви, есть учреждение Божественное. Благодать вязать и решить грехи была сперва обещана апостолам Иисусом Христом еще во время Его земной жизни («Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 )), а затем была преподана апостолам и их преемникам по воскресении Христовом: «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:21-23 ). Здесь благодать и власть вязать и решить грехи названа Духом Святым, и, таким образом, разрешение или удержание их представляется делом Божиим. Поэтому покаяние и именуется Таинством Церкви.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Как только стала существовать на земле Церковь Христова, то и начали Апостолы, а затем их преемники отпускать людям грехи их, и вот это-то священнодействие и называется таинством покаяния. Какое непременное условие для прощения грехов в таинстве покаяния? Для отпущения грехов в таинстве покаяния необходимо искреннее, чистосердечное раскаяние человека в своих грехах перед Господом в присутствии священника или епископа и выражение желания исправить свою жизнь к лучшему. Поэтому и говорится в кн. Деяний Апостолов, что «многие из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» ( Деян. 19:18, 19 ). Признают ли сектанты таинство покаяния? Нет, не признают; они не исповедуют своих грехов перед законными пастырями, не получают прощения их и умирают, несчастные, с грехами своими. Чем же оправдывают сектанты свое отвержение священнодействия исповеди? Они говорят, что грехи может прощать только один Бог, а не священники. Основательно ли такое оправдание? Нет, не основательно, потому что Апостолам и их преемникам ясно сказано Господом: «кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:23 ). У сектантов нет истинного священства, преемственно и непрерывно идущего от Апостолов; в своем обществе они не имеют посланников Христовых, пред которыми они могли бы исповедоваться, поэтому они и отвергают церковное таинство покаяния. Какое оправдание приводят для себя сектанты? Они говорят, что не только священники, но и вообще все люди должны отпускать другим грехи их. Что должно отвечать сектантам на такие их рассуждения? Должно говорить, что взаимное прощение обид, действительно необходимо и требуется Православной верой, но что этого еще мало: нужно еще и исповедание грехов своих пред пастырем и отпущение или прощение им грехов, как заповедано это Господом ( Ин 20:23 ). Не подыскивают ли сектанты оправданий для себя в Писании? Они приводят слова из ( 1Ин. 2:1, 2 ): «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» и еще – из 1Ин 1:9 : «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010