в обители. При этом сохранился фонд архивных материалов обители, в основном копии древних подлинников (ЦГИАК. Ф. 137). Скиты и подворья Лит.: Терещенко А. В. О пожертвованном Евангелии [изд.: М., 1681] в Лубенско-Мгарский мон-рь боярынею М. Хитровою в 1684 г.//Библиогр. зап. М., 1861. Т. 3. 8. С. 226-227; Яновский И. П. Общежительный Лубенский Спасо-Преображенский мон-рь, его святыни и достопримечательности//Полтавские ЕВ. 1886. 17. С. 627-630; 18. С. 659-662; 19. С. 683-685; Русов А. А. Мат-лы, касающиеся Густынского и Мгарского мон-рей//Сб. Харьковского ист.-филол. об-ва. 1892. Кн. 4. С. 90-112; Муравьёв А. Н. Житие свт. Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. СПб., 189813; Грановский А. Полтавская епархия в ее прошлом и настоящем. Полтава, 1901. Вып. 1; Юзефович И., свящ. Возникновение и первоначальная история мон-рей Полтавской епархии: Густынского Троицкого, Ладанского Покровского и Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского//Полтавские ЕВ. 1901. 19. С. 886-893; 21. С. 956-964; 23/24. С. 1051-1060; 30. С. 1899-1906; 31. С. 1949-1958; 1902. 20/21. С. 910-919; 22. С. 985-993; 25. С. 1114-1122; Каманин И. М. Договоры о сооружении церквей в Малороссии в XVIII в.//Археол. летопись Южной России. К., 1903. 6. С. 367-368; Ист.-стат. очерк Лубенского Мгарского Преображенского мон-ря. Од., 1904; Модзалевский В. Л. К характеристике отношений между монахами Мгарского мон-ря и лубенскими казаками в 1649-1661 гг.//Киевская старина. 1906. 3/4. С. 61-68; он же. Будування цepkbib у Лубенському Мгарському мohacmupi в рр. 1682-1701//Наше минуле. К., 1918. Кн. 3. С. 49-80; Пархоменко В. А. Патриарх К-польский Серафим II, умерший и погребенный в Лубенском Спасо-Преображенском мон-ре//Тр. Полтавского церк. ист.-археол. комитета. 1908. Т. 2. С. 25-32; Астряб М. Г. Лубенский Мгарский Спасо-Преображенский мон-рь//Тр. Полтавской УАК. 1915. Вып. 13. С. 33-82; Волкова Е. Дело полковника Андрея Семёнова с Лубенским Мгарским мон-рем 1756 г.//Там же. С. 175-194; Бутич I. Yhibepcaлu Ibaha Виговського Лубенському Мгарському Преображенському мohacmupebi//ЗНТШ. 1993. Т. 225. С. 348-354; Толочко О. П. Hebiдoмuй список лimonucy Мгарського мон-ря//Akaдeмiя пам " яmi проф. В. Антоновича: Мат-ли. К., 1994. С. 235-239; Говденко М. М. Дbi споруди зодчого Й. Баптиста//З icmopiï украïнськоï pecmabpaцiï. К., 1996. С. 244-251; Косенко Н., Шenimьko Н. Ikohocmac Спасо-Преображенського собору Мгарського мон-ря//Там же. С. 97-100; Ульяновський В. Tpareдiя в Лубенському Мгарському мoh-pi 1919 р.//Киïвська старовина. К., 2000. 6(336). С. 102-128; Вечерський В. Bmpaчehi об " apximekmyphoï спадщини Украïни. К., 2002; Филипп (Осадченко), архиеп. Мгарский Спасо-Преображенский мон-рь: Обзор истории и миссионерства, жизнеописание выдающихся деятелей, связанных с обителью. Полтава, 2008.

http://pravenc.ru/text/2562746.html

Великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский. Диптих. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ГТГ) Великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский. Диптих. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ГТГ) Вмч. Димитрий Солунский. Роспись ц. свт. Николая Каснициса в Кастории. Посл. треть XII в. Вмч. Димитрий Солунский. Роспись ц. свт. Николая Каснициса в Кастории. Посл. треть XII в. С X в. посвященные Д. С. Похвальные слова были созданы в К-поле и др. местах известными писателями, философами, гос. и церковными деятелями: имп. Львом VI Мудрым (886-912), архидиаконом и референдарием Григорием (Х в.), Феофаном Керамевсом (XII в.), прп. Неофитом Затворником († после 1214), диаконом Григорием (XIII в.), Константином Акрополитом († ранее 1324), Феодором Метохитом († 1332), Мануилом Филом († 1345), Никифором Григорой († между 1358 и 1361), Иоанном Анагностом (упом. 1430), Марком Евгеником († 1457), Геннадием II Схоларием, патриархом К-польским (1454-1456, 1463, 1464-1465) и др. Самое раннее указание на то, что память Д. С. отмечалась 26 окт., относится к кон. VI - нач. VII в. (Чудо I, 12). Описание праздника (τ Δημτρια) сохранилось в более поздних источниках. Согласно «Тимариону» (XII в.), он длился 3 дня, с ночи на 26 окт. В эти дни совершались всенощные службы и торжественные процессии, в которых принимали участие городские власти и многочисленные паломники (Тимарион. С. 30, 32, 34). «День святого Димитрия - такой же большой праздник, как Панафинеи в Афинах или Панионии в Милете; это - величайшее македонское торжество, и стекается на него народ не только тамошний, македонский, но всяческий и отовсюду: греки из разных областей Эллады, мисийские племена, населяющие земли вплоть до Истра и пределов Скифии, кампанцы, италийцы, иверы, луситанцы, кельты из-за Альп. Коротко говоря, даже прибрежье Океана посылает молящихся поклониться этому святому - так велика его слава по всей Европе» (Там же. С. 28). К этому празднику приурочивалась одна из наиболее важных на Балканах осенняя ярмарка (Там же. С. 28-30).

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

После реформы фем визант. имп. Льва VI (886-912) часть Северной Л. (вокруг Евдокиады) перешла в фему Каппадокия (в турму Коммата). К нач. Х в. византийцы отодвинули фронт войны с арабами от Л. на восток и юго-восток. Так, в 900 г. взятый в плен в Киликии тарсский эмир Абу Табит был доставлен в «крепость Икония» (Кавалу?), а оттуда в К-поль. В 906-907 гг. Кавала стала пристанищем для мятежника Андроника Дуки, отряды которого осаждало царское войско. Однако Андронику удалось прорвать осаду и бежать к тарсскому эмиру, к-рый в это же время сжег Иконий. С этого времени арабы не нападали на Л. до 963 г. (кроме, возможно, похода в 931), когда эмир Тарса вновь осаждал Иконий. В целом X век стал для Л. периодом гораздо более стабильного развития; набеги арабов постепенно прекратились. В 970 г. через Л. прошли войска мятежного полководца Варды Фоки. Нек-рые разгромленные сторонники Варды Фоки были ослеплены Вардой Склиром в Тифловиварии, на границе Л. с Писидией. Варда Склир, восставший в 976 г., также действовал на территории Л., как, вероятно, и Варда Фока в 987-989 гг. После этого Л. долго оставалась вдали от больших конфликтов. В 1-й период иконоборчества в VIII в. митрополиты Икония поддерживали ересь, но в 787 г. на VII Вселенском Соборе митр. Лев покаялся и был принят в церковное общение в сущем сане. В IX в. во Фригии и в Л. распространилась секта афинганов, которых ошибочно связывали с павликианами . Имп. Михаил I (811-813) издал закон о смертной казни за исповедание их учения, но его решение смягчил прп. Феодор Студит , по совету к-рого стратиг фемы Анатолик Лев должен был приговаривать членов секты афинганов только к конфискации имущества и ссылке. С северо-востока в Л. в это время проникали и павликиане. Во 2-й пол. Х в. мон. Елевферий из Пафлагонии основал в Морокампе (близ Листры) обитель, где нашли пристанище мессалиане и павликиане. Елевферий вынужден был оправдываться перед судом К-польского патриарха Полиевкта (956-970). Его последователей судил патриарх Алексий Студит (1025-1043).

http://pravenc.ru/text/2110495.html

В. приходится на VI в. (напр., икона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае), тогда же появляются образы на монетах (напр., монета Юстина II, 565-578, надпись: Rex regnatium). В монументальной живописи этот образ получил особое значение в послеиконоборческий период. Его стали помещать в куполе, важнейшем месте в системе храмовой росписи. О значении образа известно из Слова свт. Фотия, патриарха К-польского (858-867; 877-886), сказанного им на освящении к-польской церкви мон-ря Богородицы Одигон или дворцовой ц. Богородицы Фара: «Он [Христос] как бы обозревает землю и обдумывает ее украшение и устройство» (Ομιλα 10. 6// Θωτου Ομιλαι/Εκδ. Β. Λαορδας. Θεσσαλονκη, 1959. Σ. 102). Г. В., Царь Небесный, окруженный свитой архангелов в лоратных одеждах, представлен в куполе собора Св. Софии в Киеве (1037-1045); в куполе ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Дафни (ок. 1100) - без ангельского окружения. В куполе Палатинской капеллы в Палермо (1143-1146) медальон с Г. В. окружают чины небесных сил, а по кайме медальона идет греч. текст: «Небо - престол Мой, земля - подножие ног Моих,- так говорит Господь Вседержитель». В сицилийских базиликах, не имеющих купола, образ Г. В. помещается в конхе апсиды. Так, в мозаиках кафедральных соборов в Монреале (1180-1190) и в Чефалу (1148) Христос представлен с открытым Евангелием, на страницах к-рого на латыни и греч. языке написан текст: «Аз есмь свет всему миру…», наиболее часто встречающийся в изображениях Г. В., а по сторонам лика идет надпись: IC ХС О παντοκρατωρ. Образ Г. В. может сочетаться с др. образами Христа. Так, в росписи свода ц. св. Стефана в Кастории (XII в.) рядом с медальоном с образом Г. В. представлены медальоны с Христом Еммануилом и Христом Ветхим денми . Господь Вседержитель. Мозаика ц. Марторана в Палермо. 1146 - 1151 гг. Господь Вседержитель. Мозаика ц. Марторана в Палермо. 1146 - 1151 гг. Особое распространение образ Г. В. получает в монументальной живописи и на иконах в палеологовскую эпоху. Помимо надписи: παντοκρατωρ (иконы: 1363, ГЭ; XIV в., мон-рь Пантократор на Афоне; кон.

http://pravenc.ru/text/166345.html

Монастырь Кира Антония (9), отождествляемый с Каллийским мон-рем (мон-рь Кавлея; το Καλως, το Καλλου, το Καυλα) во имя Пресв. Богородицы ( Janin. 1969. P. 39-41), первый известный игумен к-рого и, возможно, основатель обители - буд. К-польский патриарх свт. Антоний II Кавлей (893-901). В его честь мон-рь получил название и впервые так упоминается в грамоте имп. Исаака II Ангела 1192 г., содержащей сведения о значительном имуществе обители. Находился к востоку от Балыкпазара, вероятно на месте мечети Ени-Валиде-джами. Имп. Лев VI Мудрый (886-912) произнес речь на освящение нового храма - обители, в которой сохранилось его описание. В мон-ре кроме свт. Антония были похоронены василеопатор Стилиан Зауца (896) и свт. Антоний Кавлей (901), здесь ему совершался синаксис. В 1081 г. патриарх Косма I Иерусалимит, отказавшись от престола, удалился в этот мон-рь, где и скончался. Обитель была занята латинянами, разрушившими его ограду. Источники XIV-XV вв. указывают на то, что в обители вновь появились насельники. В частности, игум. Афанасий был делегирован на Афон за документами, к-рые бы могли быть использованы в диалоге с католиками, а затем участвовал в Ферраро-Флорентийском Соборе и выступил против унии в нояб. 1452 г.- это последнее упоминание обители. Собор св. Апостолов (10) - см. ст. Апостолов святых церковь в Константинополе . Аджемага-месджиди (31) - см. ст. Халкопратийской Пресв. Богородицы монастырь . Атик-Мустафа-паша-джами (11) - см. ст. Влахерны . Монастырь Афанасия (12) ( Janin. 1969. P. 10-11), основан как «двойной» (муж. и жен.) на холме Ксиролоф К-польским патриархом свт. Афанасием I (1289-1293, 1303-1309). Он удалялся в этот мон-рь после 1-го и 2-го отречения от престола, скончался здесь и был погребен. В результате конфликта между муж. и жен. частями обители патриарх Нил в марте 1383 г. учредил 2 самостоятельных мон-ря с раздельным имуществом. По нек-рым сведениям, мощи свт. Афанасия в 1454 г. были по ошибке увезены венецианским купцом, к-рый принял их за мощи свт. Афанасия I Великого (см.: Stiernon D. Le quartier de Xérolophos et les reliques vénitiennes de saint Athanase//REB. 1961. Vol. 19. P. 165-188).

http://pravenc.ru/text/2057122.html

(ок. 834, Селевкия Исаврийская - 4/5.08.917, Агафов мон-рь, близ К-поля), свт. (пам. 5 авг.), патриарх К-польский (февр. 907 - 15 мая 912), родственник св. Григория Декаполита . В ранней юности принял монашеский постриг на Олимпе Вифинском, затем подвизался в одном из мон-рей близ К-поля. Во время конфликта имп. Василия I Македонянина с его старшим сыном Львом (буд. имп. Лев VI Мудрый ) оказал поддержку последнему, предсказав ему благополучное наследование престола (не исключено тождество Е. с одноименным монахом, порицаемым за дерзость в одном из писем патриарха Фотия - PG. 102. Col. 885-888). Вскоре после воцарения (886) Лев VI сделал своего духовного наставника Е., в то время игумена одного из пригородных монастырей, членом синклита и патриаршим синкеллом ; для него был построен мон-рь в Псамафии (район К-поля близ Золотых ворот) с соборным храмом во имя св. бессребреников Космы и Дамиана (освящен 6 мая 890). В качестве советника императора Е. противостоял всесильным временщикам, таким как василеопатор (отец императора, высший титул) Стилиан Зауца или паракимомен (главный спальничий) Самона. Зная о желании не имевшего наследников Льва вступить в новый брак с Зоей, дочерью Стилиана, Е. воспрепятствовал добровольному уходу в монастырь 1-й супруги Льва, св. Феофано , а после ее кончины отказался благословить 2-й брак императора, за что был сослан в монастырь Диомида (ок. 897/8). Через 2 года после смерти Стилиана Зауцы и Зои Лев VI примирился с Е., вновь сделав его своим ближайшим советником. На Пасху 901 г. Е. удалился в подаренный ему Агафов монастырь (τ Αϒαθο) на Босфоре, он был недоволен тем, что в праздничные дни устроили торжественные похороны скончавшейся во время родов 3-й жены Льва VI Евдокии. Примирение Е. с императором произошло после неудачного покушения на Льва в храме св. Мокия (903). В 906 г. синкелл стал восприемником при крещении долгожданного наследника престола Константина VII Багрянородного. Через год в обстановке церковно-политического кризиса, вызванного 4-м браком Льва VI, заключенным c Зоей Карвонопсиной, патриарх Николай I Мистик, обвиненный в сговоре с мятежником Андроником Дукой, был вынужден отречься от престола. Уступая просьбам императора, Е. согласился занять Патриарший престол, но лишь после того, как Собор с участием посланцев папы и вост. патриархов разрешил возобновить церковное общение Льва VI после его покаяния и после того, как принял отречение Николая Мистика.

http://pravenc.ru/text/187723.html

880 Акт. Зап. Рос. I. 155. Преосвященный Макарий напечатанную здесь грамоту о приверженности Иосифа к латинству с пометой 1498 года относит 1490 году. Папа Александр VI в ответном послании на рекомендательное письмо польского короля Александра об Иосифе константинопольского патриарха называет еретиком (Макарий Ист. Рус. Ц. IX, 94–95, 107–108 стр.). 883 В 1495 г. Макария ставили владимирский епископ Вассиан, полоцкий Лука, туровский Вассиан, заведовавший целый год митрополией после Макария (Вил. Археогр. Сборн. VI, 4, стр. 9.) и луцкий Иона. Преосв. Макарий не отождествляет м. Макария с виленским троицким архимандритом, подписавшим грамоту к п. Сиксту IV (Ист. Рус. Ц. IX, 82 стр.). 884 Макарий. Ист. Рус. Цер. IX, 89 стр. Назначая Иосифа и оставляя за ним Смоленскую епархию, король, кажется, имел в виду троякую выгоду, во-первых, при содействии нового митрополита усилить латинскую пропаганду, во-вторых, удержать за собой Смоленск и, в-третьих, еще больше расположить к себе владыку, быть может, принимавшего участие в совращении Елены в латинство. Но Смоленск, как известно в нач. XVI в. отошел к Москве. 885 Акт. Запад. Рос. II, 68. «Когда будем иметь сейм великий со всеми нашими панами радными, а митрополит и владыки в нас же (с нами) будут, тогда пусть жалуется полоцкий Евфимий о месничестве на Вассиана владимирскаго», писалось в судной грамоте Сигизмунда 1511 года. 886 Вил. Археогр. Сбор. VI, 8. Ср. Акт. Запад. Рос. II, 109; Опис. Киев.-Соф. собора. Прилож, стр. 55–56. 887 Акт. Зап. Рос. I, 152; II, 10. В 1517 г. 20 января киевскому м. Иосифу дан лист Литовской рады, чтобы он привел в оборонительное состояние свой минский замок на случай ожидаемого нападения русских и прибыл в Вильну для приведения к присяге королевских сановников. Иона Глезна однажды зимой был в Минске (Вилен. Археогр. сбор. VI, 4, стр. 10). Преосв. Макарий прочитал это известие определеннее. Иона Глезна однажды целую зиму прожил в Минске (Ист. Рус. Цер. IX, стр. 131). 888 М. Макарий. Ист. Рус. Церк. IX, стр. 60. Правславные епископы в Литве даже в официальных бумагах назывались владыками, в отличие от латинских, которых называли епископами-бискупами (там же 131 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

И. Б. явился игумену монастыря ап. Иоанна Богослова на Патмосе Леонтию († ок. 1190) (впосл. свт. Леонтий II , патриарх Иерусалимский) и попросил его отслужить литургию раньше, чтобы апостол мог успеть и на праздничное богослужение в Эфес. В Житии прп. Афанасии Эгинской рассказывается о том, как игум. Матфею, служившему в день памяти И. Б. в ц. первомч. Стефана на Эгине и с умилением думавшему о торжественном празднике в Эфесе, предстал апостол и оставался стоять при престоле до конца совершения литургии. И. Б. довольно часто фигурирует в житиях разных святых (напр., избавляет Андрея Юродивого от бесовского нападения, а прп. Петра патрикия - из болг. плена), но обычно он сопровождает Пресв. Богородицу во время Ее явлений (рассказ о пресв. Кириаке из мон-ря Каламон в «Луге духовном» блж. Иоанна Мосха, видение во Влахернском храме в Житии Андрея Юродивого и др.) или предстает подвижникам по Ее повелению (Житие свт. Григория Паламы). В древнерус. Прологе 2-й редакции под 26 сент. помещено «Чудо о гусаре» (греч. оригинал к-рого не сохр.). В К-поле И. Б. было посвящено несколько церквей, о большинстве из к-рых известно по Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.): в кварталах Беат (SynCP. Col. 204, 812), Диаконисса (Ibid. Col. 468), Ксирокипий (возможно, была посвящена св. Иоанну Предтече), в Большом имп. дворце (построена при имп. Василии I Македонянине (867-886)). Наиболее известен храм И. Б. в квартале Дииппий, строительство к-рого было начато имп. Фокой (602-610) в честь своего небесного покровителя мч. Фоки и закончено имп. Ираклием (610-641), посвятившим эту церковь И. Б. (подробнее см. в ст. Георгий, преподобный Дииппийский (пам. греч. 5, 9, 11, 23, 24 марта)). Здесь хранился камень, «иже подложен был под главу святаго Иоанна Богослова во гробе его» (Книга Паломник. С. 33). Мон-рь И. Б. в квартале Евдом был основан в нач. V в., отреставрирован имп. Василием I Македонянином в IX в. и полностью разрушен в XIII в., во время нашествия крестоносцев (не упом. после 1260). В храме Св.

http://pravenc.ru/text/469832.html

Одна из наиболее важных фигур этого времени - прп. Иоанникий Великий († 846), к-рый поступил в общежительный мон-рь Антидий на севере О., а затем с благословения игумена Агаврской обители поселился как отшельник на горе Трихалик (PMBZ, N 3389; см. также: Mango C. The Two Lives of St. Ioannikios and the Bulgarians//Okeanos: Essays Presented to I. Ševenko on His 60th Birthday/Ed. C. Mango, O. Pritsak. Camb. (Mass.), 1983. P. 393-404. (HUS; 7)). Удалившись на время в фему Фракисий, он вернулся на О. и продвинулся еще далее в горную местность, периодически меняя свое местопребывание (в частности, он жил в горах над Агаврским и Антидийским мон-рями). Др. важная для О. персона - прп. Петр Атройский (PMBZ, N 6022), к-рый в 805/6 г. стал преемником своего учителя Павла на посту игумена лавры св. Захарии. Прп. Петр основал также неск. келлий-исихий, в т. ч. пещерных. Кроме того, из-за преследований со стороны иконоборцев (после 815) он часто оставлял О., много путешествовал по всему региону со своим братом Павлом. Вокруг мон-ря св. Захарии также группировалась часть обителей, причем не только близ О. (Валейская, св. Порфирия), но и в соседних Лидии (Калонорская мужская и анонимная женская) и Фригии (Иппская). Такие объединения мон-рей, подобно зап. орденам, были связаны единством устава, однако часто распадались после смерти их основателя, как это и случилось с мон-рями прп. Петра Атройского в 837 г. Во 2-й пол. IX-X в. число мон-рей значительно увеличилось. О. привлекал мн. людей, ищущих монашеской жизни, в т. ч. высокообразованную молодежь: здесь поселился, напр., равноап. Мефодий, затем его брат - равноап. Кирилл, занимавшийся на О. чтением книг, а также Иоанн Ксифилин - буд. патриарх К-польский (см. Иоанн VIII Ксифилин ). Имп. Василий I Македонянин (867-886) созывал к себе игуменов О. В 958/9 г. имп. Константин VII Багрянородный (945-959), посещавший О. в поисках исцеления, обнаружил в мон-ре Мегас-Агрос пропавшие из столицы военные трактаты периода Исаврийской династии (717-802). С сер. XI в. начался упадок монашества на О. ( Janin. Grands centres. P. 128-129). В частности, Мидикийский и Кафарский мон-ри и лавра Келлии перешли во владение Михаила Пселла. Мон-рь Элегмон пришел в полное запустение. Наиболее сложным было положение высокогорных лавриотских мон-рей, сохранились гл. обр. расположенные ниже киновии, приспособленные к хозяйственной деятельности. По всей видимости, решающим ударом для мон-рей О. стало нашествие тюрок-сельджуков на Вифинию вскоре после 1071 г. В XIII-XIV вв. большинство сохранившихся обителей потеряли свою самостоятельность и стали метохиями столичных мон-рей. Монастыри

http://pravenc.ru/text/2578317.html

Освободили его по требованию папы Uoahha VIII , который возвел его в архиепископы и сделал папским легатом. Но и после этого борьба с немецкими миссионерами продолжалась, так как в немецких странах «Филиокве» (прибавка слов «и от Сына» в Символ Веры ) было обязательно, в Риме же оно не было еще включено. Св. Мефодий вторично ездил в Рим и получил вновь разрешение совершать службы по-славянски и без употребления «Филиокве». После этого он отправился в Константинополь, где и скончался в 886 году. (Память св. Кирилла 5 апреля, св. Мефодия 14 февраля, а обоих братьев 11 мая). Великое дело просвещения славянских народов продолжалось после смерти св. Мефодия, хотя его ученики и были изгнаны немецкими епископами из Моравии и Паннонии. Распространение христианства росло в течение всего 10 века, когда были крещены поляки и чехи. В Чехии приняли христианскую веру княгиня Людмила и ее внук, князь Чешский Вячеслав. Оба они были убиты язычниками. Вся страна была крещена только во второй половине 10 века западными миссионерами. В Польше обе миссии действовали одновременно. Ученики св. Мефодия крестили половину страны и основали митрополию в Сандомире; немецкие миссионеры крестили юго-западные области Польши и учредили митрополию в Гнезно. До конца 11 века в Польше существовали две Церкви – одна православного обряда с богослужением на польском языке, – другая западного обряда с богослужением по латыни. Ученики св. Мефодия дошли также до Руси, и христианство благодаря их трудам проникло на Волынь и в Киевскую Русь. В конце 10 века совершилось крещение Руси (988), а западные миссионеры крестили Венгрию (995). Расцвет церковной культуры С середины 9 века Восточная Церковь пережила период расцвета, проявившийся в церковной науке, искусстве и литургическом творчестве. Богословское образование достигло большой высоты благодаря трудам св. Фотия, покровительствовавшего науке. При нем патриаршая Академия в Константинополе стала крупным богословским центром. Византийское искусство расширило свое влияние на Западе после основания в пределах Равенского Экзархата нового культурного центра – Венеции. Там был построен в 832–883 годах собор св. Марка. Влияние Византии в Венеции было настолько сильно, что в конце 11 века, уже после разделения Церквей, византийские мастера украшали храмы на Западе мозаиками, сохранившимися до нашего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010