Разделы портала «Азбука веры» ( 7  голосов:  4.6 из  5) Оригинал Схиигумен Серафим (Покровский). Путешествие в Грузию (23 апреля – 3 мая 2015 года) 23 апреля. Были в кафедральном Сионском (Успенском) храме V века в центре Тбилиси. Богородичное сердце Иверии, бьющееся мерным дыханием веков, пронзенное мечом трагической судьбы грузинского народа. Здесь так тихо, во дворе журчит фонтан, благоухает сирень и забываются суета и шум современного города. Этот храм не закрывался, здесь царит такая же намоленная атмосфера, как в кафедральном Елоховском соборе в Москве. В Сиони хранятся крест св. Нины и глава ап. Фомы, в нем погребены и грузинские Патриархи XX века, среди них два святых исповедника: Амвросий и Кирион… 25 апреля, суббота, утром в 8.15: Со святым утром! Вчера целый день ходили по храмам Тбилиси, сейчас собираемся на литургию в русский храм Александра Невского, где похоронены старцы митр. Зиновий и о. Виталий. Причастимся… потом Мцхета, а вечером к Святейшему Патриарху за благословением. Очень много впечатлений и мыслей, попытаюсь попозже подробно написать. В 16.15: Микхвархар! (Люблю тебя!) Сутра были на литургии, причастились! Потом в гостеприимном мужском монастыре честного Креста — Джвари, затем во Мцхете, в Светицховели, где Хитон Господень, и в Самтаро, где мощи новопрославленного старца Гавриила покоятся. Скоро поедем к Патриарху, я полон впечатлений, но некогда пока их записывать. Чешмаритад агдсга Кристэ! В 20.50: Были у Патриарха Илии в Троицком соборе. Благословил меня, сказав: «Христос воскресе! Хорошо, что вы приехали…» Он сейчас совсем слабенький, но как отец среди своего народа. Здесь вообще все гораздо проще, непосредственнее, чем у нас, у грузин есть какая-то трогательная детскость. Завтра меня пригласили служить в обители Креста — Джвари, литургию в 5.00. А вообще я влюблен в Грузию. Это такая трагичная красота, такое благородство, сила Креста, явленная в страшном истощании. 27 апреля, понедельник, утром в 4.30: Благословенная Иверия, удел чудный Богородицы, и блаженные дети ея приветствуют вас целованием мира и любви. Как жены-мироносицы, пришли мы сегодня рано утром, еще сущей тьме, к живоносному Гробу, и на нем, в храме Нечаянной Радости монастыря Джвари (Креста), по-служили дивную, тихую грузинскую литургию (настоятель архим. Константин, о. Александр и я). Молодые отцы пели умиленно, словно глубинный плач мученической Иверии.

http://azbyka.ru/fiction/po-svyatym-mest...

С 26 по 29 января в столице России пройдут XXII Рождественские чтения на тему «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее» 23 января 2014 г. 16:35 С 26 по 29 января 2014 года в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится заключительный этап XXII Международных Рождественских образовательных чтений. Тема Чтений, открывающих юбилейные торжества в честь 700-летия со дня рождения игумена Земли Русской: «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее». 23 января в ходе пресс-конференции в ИТАР-ТАСС о Чтениях представителям СМИ рассказали председатель Оргкомитета Чтений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина. Чтения проходят в два этапа. С сентября 2013 года по январь 2014 года в более чем 50 епархиях и митрополиях Русской Православной Церкви в России, Украине и Белоруссии прошел региональный этап. В воскресенье, 26 января, заключительный, международный этап Чтений откроется Божественной литургией в Храме Христа Спасителя. Богослужение возглавят Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн Х и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В Храм Христа Спасителя из Троице-Сергиевой лавры будет принесена специально написанная к празднованию 700-летия прп. Сергия икона с частицей мощей святого. По окончании Чтений икона будет пронесена по всем епархиям Русской Православной Церкви, чтобы каждый имел возможность поклониться святыне. За Литургией будет оглашено Послание Святейшего Патриарха и Священного Синода к 700-летию преподобного Сергия и освящены памятные патриаршие хоругви с изображением Преподобного, которые будут направлены в митрополии и епархии Русской Православной Церкви. В понедельник, 27 января, в 11.00 в Государственном Кремлевском дворце Блаженнейший Патриарх Иоанн Х и Святейший Патриарх Кирилл откроют пленарное заседание Чтений.

http://patriarchia.ru/db/text/3534966.ht...

Священник Анатолий Григорьев 28 ноября 2022 г. 17:00 Иерей Анатолий Григорьев 23.03.1977–09.09.2022 9 сентября 2022 года в зоне специальной военной операции Вооруженных Сил Российской Федерации на Украине при исполнении пастырских обязанностей по окормлению военнослужащих татарстанского батальона «Алга» на 46-м году жизни погиб клирик Казанской епархии настоятель храма Богоявления Господня в селе Исаково (Зеленодольский район, Республика Татарстан) иерей Анатолий Григорьев.  PDF-bepcuя . Священник Анатолий Анатольевич Григорьев родился 23 марта 1977 года в деревне Албахино Красноармейского района Чувашской АССР. В 1992 году окончил общеобразовательную школу. В 1992–1995 годах учился в специальном профессиональном училище 22 г. Канаш, где получил специальность «тракторист-машинист». В 1995–1998 годах служил в Вооруженных Силах РФ в войсках морской пехоты в г. Севастополе. С 2013 по 2017 год учился в Казанской духовной семинарии. В конце 1998 года Анатолий приехал в Казань, чтобы помочь в восстановлении храма во имя великомученицы Параскевы Пятницы. В 2001 году он женился, был рукоположен в сан диакона и приписан к этому же храму. Через два года состоялась его священническая хиротония, после чего он стал настоятелем Богоявленского храма села Исаково Зеленодольского района Республики Татарстан.  Первоочередной задачей молодого священника стало создание общины и восстановление храма. И хотя для этого необходимо было много физических сил и материальных затрат, а у жителей села возрождение святыни отнюдь не стояло на первом месте, пастырь не унывал. Он начал с самого главного — возобновления богослужебной жизни. И пусть в холодное время причащать людей иногда приходилось в перчатках, потому что руки примерзали к Чаше, казалось, эти трудности только заряжали его энергией.  Девиз пастыря «держаться и не сдаваться» хорошо усвоили и его духовные чада. Постепенно в Богоявленском храме сложилась дружная приходская община, которую составили не только местные жители, но и приезжие из других сел, из Казани, военные — бывшие сослуживцы настоятеля и, конечно, молодежь, которая тянулась к инициативному священнику и доверяла ему на исповеди сокровенные тайны своей души.

http://e-vestnik.ru/db/ierey_anatoliy_gr...

Снятие драгоценного оклада с иконы во время изъятия церковных ценностей. 1921 г. ЖМП 12 декабрь 2012 /  24 декабря 2012 г. 01:00 Донское духовенство и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году В год государственной кампании по разгрому Русской Православной Церкви – кампании по изъятию церковных ценностей и расколу духовенства – Донская область вступила, находясь в ситуации голода. В некоторых местах положение было не лучше, чем в голодающих районах Поволжья и Приуралья. Голод стал прямым результатом Гражданской войны и грабительской политики продразвёрстки. Добровольные действия Церкви в деле пожертвования церковного имущества на помощь голодающим были отвергнуты декретом ВЦИК от 23 февраля 1922 года (опубликован 26 февраля) об изъятии церковных ценностей с инструкцией Помгола и Наркомюста о порядке изъятия от 23 февраля 1922 года (опубликована 28 февраля), которыми вводилась насильственная конфискация всех предметов, в том числе священных сосудов. Документы высших партийных и советских органов периода не оставляют сомнения в том, что партийное руководство видело в создавшемся тяжелом положении удобный повод решить свои политические задачи: разгромить и дискредитировать Православную Российскую Церковь как идеологического противника и в первую очередь устранить ярких представителей духовенства, пользующихся огромным авторитетом среди народа. Кампания была также направлена на укрепление финансовых позиций власти, уплату долгов царской России ради международного признания. Помощь голодающим почти не заботила руководство страны . В ответ на декрет о насильственном изъятии ценностей высшая церковная иерархия, руководствуясь своей христианской совестью и каноническими принципами, заявила протест, обращая внимание власти на то, что Церковь по-прежнему готова жертвовать, однако, богослужебные предметы являются достоянием Божиим и изъятие их из церквей, даже в качестве добровольных пожертвований, запрещено канонами Вселенской Церкви и рассматривается как акт святотатства.

http://e-vestnik.ru/science/donskoe_duho...

23 сентября 2022 г. 16:00 Таинство единства ЦЕРКОВЬ И ЕВХАРИСТИЯ В БОГОСЛОВИИ БЛАЖЕННОГО АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА, ЕПИСКОПА ИППОНСКОГО На V Вселенском Соборе блаженный Августин был назван в числе двенадцати наиболее авторитетных учителей Церкви. Его творения являются не только ценнейшим источником для богословия и христианской философии, но и содержат важную литургическую информацию, которая позволяет нам сформировать представление об уникальной богослужебной традиции древней и некогда славной Северо-Африканской Церкви. О величественной риторике его богословских рассуждений, о таинстве Евхаристии и о влиянии, которое оказал Августин своей личностью и творчеством на христианское богословие, размышляет доцент кафедры церковно-практических дисциплин  СПбДА протодиакон Константин Маркович.  PDF-bepcuя. I. Omnium doctor eximius Ecclesiarum — превосходнейший учитель всех Церквей Колыбелью латинской христианской письменности и литургической традиции была отнюдь не столица империи — Рим, а провинция Проконсульская Африка, административным центром которой с 46 года до Р. Х. был г. Карфаген. Во второй половине II века в Карфагене проповедовал и писал свои труды Тертуллиан. Уроженец, по всей видимости, Африки, Марк Минуций Феликс тогда же написал апологию 1 «Октавий», считающуюся одним из первых христианских текстов на латинском языке.  В период с 248 по 258 год епископом Карфагена был священномученик Киприан, ревностный защитник канонического принципа единства Церкви перед лицом ересей и расколов, плодовитый автор, также писавший на латинском языке. В это время в Риме греческий язык был языком богослужения и общения у христиан, о чем свидетельствуют труды мученика Иустина Философа и священномученика Ипполита Римского. Первыми документами Римской Церкви, написанными на латинском языке и дошедшими до нас, были послания Римских пап святителей Корнелия и Стефана священномученику Киприану, а также сочинения раскольника Новатиана, наиболее крупное из которых — De Trinitat e («О Троице»). В качестве богослужебного языка Римской Церкви латинский язык утвердился лишь в годы понтификата папы Дамаса (Дамасий I; 366–384) 2 . 

http://e-vestnik.ru/church/tainstvo_edin...

23 февраля 2022, г. Тюмень, 22:48­-00:07, среда, память священномученика Харалампия, –2°C, облачно. В какой степени допустима супружеская жизнь супругов, чтобы она не доходила до греха? Или лучше и проще сказать, в каком случае вменяется во грех супружеская близость? Этот вопрос нередко беспокоит молодых православных христиан, начинающих познавать взрослую жизнь и не имеющих о супружеской жизни достаточно понятий, в то время как интер-содом навязывает тиранию своих стандартов распущенности, даже внутри законного брака, а посоветоваться как бы и не с кем: лукавый старается представить церковный взгляд на брачную жизнь в таком свете, чтобы ввергнуть молодых в отчаяние. Тут уместно перефразировать исследователя старообрядчества Мишу Шпаковского, который, помнится, при мне говорил: «похоже, все старообрядческие расколы и согласия возникли по вопросу брака» — и сказать, «похоже, что все современные уходы молодёжи из Церкви случились по вопросу интимной близости». По крайней мере, очень многие. Причём, даже женатых, у которых нет угрозы целостности брака. Многие сейчас ошибаются, считая, что Церковь не разрешает вообще ничего, и предпочитают вставать на путь согласия внутри себя с грехом и оправдания его, чтобы жить дальше по лозунгу — без Бога, но в сластолюбии, нежели с Богом, но без удовольствия (ср. 2 Тим. 3:2-4 ). Но существует, на самом деле, иное решение. Чтобы примирить сложное противоречие, которое нередко формируется в душах молодых, укажем, по крайней мере, на два простых принципа, видимых на поверхности. Первый состоит в том, что в то время и в том месте, о котором все мы понимаем, не должно присутствовать кого-то третьего: ни как, простите, наблюдателя, ни как наблюдаемого (то есть, какие-то эротические или, даже, порнографические дела запрещены), ни, тем более, в качестве блудного соучастника, о чём есть срамно и глаголати. Второй принцип — нельзя быть рабом своей похоти (похоть есть хотение плоти). Это значит, что, давая ей выход в определённые ей дни, нельзя делать этого вегда, «на вся дни светло» ( Лк. 16:19 ), без разбору постных дней, праздников и литургических постов, дней скорби или сугубой молитвы. Не похоть диктует человеку, а человек диктует определённые ей дни и часы, когда она может быть реализована. Каким бы сильным потрясением она ни являлась в минуты своего прихода, человек как господин ей должен решать, в каком случае следует загасить её, а в каком случае дать ей выход возможно. И тогда свидетельством о подконтрольности похоти является соблюдение постов, постных дней недели, крупных христианских праздников и постов литургических при подготовке к причастию (как за себя, так и за супругу).

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/13/...

4 февраля 2013 г. 23:00 Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных Документ подготовлен Межсоборным присутствием в 2012 году и принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года. 1. На протяжении последних лет многие люди, в том числе чада Русской Православной Церкви, проявляют серьезную обеспокоенность введением новых электронных технологий, используемых при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и коммерческими организациями. Это выражается в разных формах несогласия. Подобная обеспокоенность впервые возникла в связи с частным вопросом о введении идентификационного номера налогоплательщика и 19-20 февраля 2001 года рассматривалась VII Пленумом Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви. Ранее Священный Синод Русской Православной Церкви в заявлении от 7 марта 2000 года подчеркнул: «Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры». По мере появления новых технологий и включения их в различные сферы жизни потребовалось развитие церковной позиции, нашедшее свое отражение, в частности, в посланиях Архиерейского Собора 2004 года к Президентам России и Украины, Заявлении Священного Синода от 6 октября 2005 года, Определении Архиерейского Собора 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, обращении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации от 28 июля 2009 года, Определении Архиерейского Собора 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Деятельность любого священнослужителя или мирянина должна учитывать позицию, выраженную в этих документах. 2. Православная Церковь не отрицает необходимости учета граждан государством. Пречистая Дева Мария и святой Иосиф Обручник, послушав повеление кесарево, чтобы «пошли все записываться, каждый в свой город» (Лк. 2:3), направились в Вифлеем, где и был рожден Спаситель мира. С давних времен власть проводила переписи населения, выдавала документы, удостоверяющие личность. Эти меры нужны для охраны правопорядка и общественной безопасности, выполнения экономических и социальных функций.

http://e-vestnik.ru/docs/church_personal...

Arhiva Slujirea preoeasc a monahilor la mnstirile de maici 28 decembrie 2018 23:00 Документ утвержден на заседании Священного Синода от 28 декабря 2018 года ( журнал 129 ). В соответствии с утвержденным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2017 года «Положением о монастырях и монашествующих» в женских монастырях «Исповедь совершается духовником или священниками, назначаемыми епархиальным архиереем, предпочтительно из числа белого духовенства». При этом современная практика знает немало случаев, когда указанные обязанности возлагаются на монашествующих пресвитеров. Настоящий документ призван ответить на некоторые вопросы, возникающие при назначении монашествующего клирика для служения в женском монастыре. Канонические и святоотеческие основания Канонические постановления Соборов и святых отцов, относящиеся к служению и пребыванию иеромонахов в женских обителях, направлены на то, чтобы оградить жизнь монашествующих от смущения и соблазна. Так 20 правило VII Вселенского Собора гласит: «Да не живут во едином монастыре монахи и монахини, потому что соводворение дает посредство к прелюбодеянию. Да не имеет дерзновения монах с монахинею или монахиня с монахом беседовати наедине. Да не спит монах в женском монастыре, и да не яст монахиня вместе с монахом наедине». 47 правило Трулльского Собора повелевает «не спать — ни женщине в мужском монастыре, ни мужчине в женском: ибо верные, а особенно монахи, должны быть выше всякого соблазна и преткновения, и устроять и управлять жизнь свою сообразно с благоприличием и благоприступанием к Господу». Помимо канонических правил некоторые указания даются и в авторитетных святоотеческих памятниках. Так, святитель Никифор Исповедник, Патриарх Константинопольский, сурово осуждает молодого иеромонаха, дерзнувшего совершать богослужения в женском монастыре: «Монахини не должны причащаться у молодого монаха-пресвитера, когда таковый служит и причащает». Святитель Василий в «Правилах, кратко изложенных в вопросах и ответах» рассуждает о соотношении полномочий игумении и пресвитера. Она указывает на то, что клирики не вправе давать какие-либо указания сестрам без ведома игумении: «Если пресвитер прикажет что-нибудь сестрам без ведома старицы [игумении]; то в праве ли негодовать на сие старица [игумения]? Ответ. И очень» (111 краткое правило).

http://patriarchia.ru/md/db/text/5333067...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Культурная интервенция в России и детство Вера Абраменкова   04:00 31.05.2006 803 Время на чтение 6 минут Напомню известную цитату великого учителя и великого святого 4 века Иоанна Златоуста: " Перед задачами воспитания должны отступить все другие задачи " . Всемирный банк, который проводил исследования в 2002 году перспектив развития детства, объявил свой вердикт, назвав детей будущим человеческим капиталом. В каждой стране, действительно, дети представляют собой самый ценный ресурс. Каков же наш детский ресурс в России? Хочу привести несколько цифр. В России дети от до 18 лет составляют сегодня 23,3% населения. Однако эксперты, и зарубежные, и отечественные, говорят о том, что через 15 лет нас, россиян, будет меньше на 22 миллиона человек. И наш Президент говорит: " Просто задумайтесь, это седьмая часть населения России! И если эта тенденция сохранится, мы столкнемся с прямой угрозой существованию нации " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #2332a1c8ec Закрыть «Только вашими молитвами и живу ещё!..» Александр Раков   Протоиерей Иоанн Миронов   00:13 23.06.2011 693 Время на чтение 7 минут Была середина мая, и погода стояла по-весеннему прохладная. В саду у отца Иоанна Миронова среди цветов и зелени вновь встретились батюшка и главный редактор «Православного Санкт-Петербурга» Александр Раков. Конечно, были у редактора нарочно к этой встрече заготовлены вопросы, но главным было желание просто посидеть рядом с батюшкой. Пусть даже молча: ведь самое главное говорится без слов. Но и совсем без слов не обойдёшься… — Пожалуюсь вам, батюшка… На епархиальной выставке ко мне подскочила женщина — глаза выпучены, злой взгляд: «Я тоже духовное чадо отца Иоанна! Не те вопросы вы задаёте в интервью, и вообще за столько лет вы ничему у него не научились!» Другая произнесла, указывая на мои книги: «Памятник себе строите?» За что они так? — Так это же хорошо. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать» (Мф.5,11), — говорит Господь. «Блаженны есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще» (Мф.5,11). Надо учиться принимать людскую ненависть с любовью. Надо понимать, что это для нашего же исправления, и благодарить всех людей, которые исправляют нас, а не злиться, не сердиться. И не гордиться. Враги наши всё замечают в нас, все недостатки наши, — а ты слушай и мотай на ус! Друг побоится тебя обидеть, и не узнаешь от него, в чём ты грешен, — а враг тебе всё расскажет. Старшие так говорили: «Это очень хорошо, когда нам замечания делают, — как бы мы иначе исправлялись?.. А плохо, когда о нас говорят только хорошее, — гордыню нашу тешат». Вот какое дело-то, Сашенька. Так что эти женщины тебя к блаженным причислили, сами того не желая: «Блаженны, когда поносят вас!» А нас бы всё хвалить да по головке гладить — этак мы с тобой совсем испортимся…

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010