Особым местом Ветхого Завета являются тексты, относящиеся к Ангелу Господнему и рассматриваемые некоторыми экзегетами как указание на Вторую Ипостась 212 . §34 Новозаветные свидетельства о Божестве Сына и Св Духа В полной мере учение о Пресвятой Троице раскрывается только в Новом Завете, хотя при этом в священных текстах и не присутствует ставшая классической троичная терминология: термины «сущность», «ипостась», да и сам термин «Троица» появляются значительно позже, в трудах святых отцов и учителей Церкви. Полнота откровения о Боге Троице стала возможной благодаря Боговоплощению. Только пришествие в мир Второго Лица – Сына Божия сделало возможным для человека познание Троичного Бога. Как удачно выразился по этому поводу прот. Борис Бобринский : «Говорить о Христе – это говорить об Отце и о Духе Святом и наоборот» 213 , ведь только через познание Сына возможно познание Отца и Духа Святого, о чём прямо говорит Св. Писание: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» ( Ин. 14:7–9 ). Исходя из вышесказанного, методологически верно будет начать рассмотрение новозаветных свидетельств в пользу троичности Божества именно с доказательств Божественности Господа Иисуса Христа. В апостольских посланиях есть выражения, прямо указывающие на Божественность Христа: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин. 5:20 ). «В Нём (т. е. во Христе – прим. авт.) обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2:9 ). «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» ( 1Тим. 3:16 ). «Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог , благословенный во веки, аминь» ( Рим. 9:5 ). Несмотря на приведенные цитаты, в самом Четвероевангелии Христос никогда Себя прямо Богом не называл. Подобное явление связано с тем, что Вторая Ипостась Святой Троицы приходит в этот мир, прежде всего, в смирении (см. Флп. 2:5–11 ), и поэтому Он избегал славы и всего, что с ней соотносится. Митрополит Антоний (Храповицкий) в своей статье «Почему Господь Иисус Христос не называл Себя Богом» пишет следующее: «Наша церковная экзегетика свидетельствует не о том, будто Господь старался всем слушателям Своих речей внушить веру в Свое Божество, но напротив, что Он Свое Божество скрывал. Так, в нескольких стихирах Праздничной Минеи и Цветной Триоди Христос называется Богом таящимся, то есть скрывающимся. Свое Божество, по толкованию святых отцов, Господь скрыл до Своего Воскресения не только от людей, но и от диавола, который потому только и довел иудеев до осуждения Его, что не знал Его Божества и Его разрушительной силы над адским царством» 214 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Здесь мы подходим к самому глубокому и таинственному смыслу Крестной смерти Господа, как жертвы за спасение людей. Христос говорит: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мк. 10:45 ). Наиболее полно жертвенный смысл смерти Крестной раскрыт в Послании святого апостола Павла к евреям, в котором великий евангелист говорит о Крестной смерти, как о первосвященнической жертве, единожды принесенной Христом Духом Святым и дарующей нам вечное искупление: «Христос, Первосвященник будущих благ… со Своею Кровью однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление… Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному. И потому Он есть ходатай Нового Завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» ( Евр. 9:11–12, 14–15 ). В Послании к Евреям не раз акцентируется однократность принесенной искупительной и очистительной жертвы за грех: «Он (Христос) совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого» ( Евр. 7:27 ); «Он однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха, жертвою Своею» ( Евр. 9:26 ); «освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» ( Евр. 10:10 ). Важно отметить, что подчеркиванием исключительности жертвы Христовой, а также указанием на то, что Христос является Первосвященником Нового Завета, выражается мысль, что смерть Христова на Кресте является началом совершенно новых отношений между Богом и человеком. А указанием, что Сын Божий принес Себя в жертву Богу Отцу Духом Святым, отмечается Тройственный характер Крестной смерти: единое действие Пресвятой Троицы от Отца Сыном в Духе Святом совершаемое. В чем сущность искупительной и благодарственной жертвы Божественной любви и кому она была принесена, об этом много писали и спорили святые отцы. Наиболее полно и верно выразил учение Православной Церкви святой Григорий Богослов : «Кому и за что была пролита за нас кровь великая и знаменитая Бога, Первосвященника и жертвы? Ибо мы были во власти лукавого, проданные под грех и получившие взамен зла наслаждение. А если выкуп дается не кому-либо другому, а владеющему, я спрашиваю, кому он был уплачен и по какой причине? Если лукавому, то, увы, какое оскорбление… А если Отцу, то прежде всего как? Ибо не Им мы были пленены… Или ясно, что получает Отец, ни просивший, ни имевший в том нужды, но для строительства (т.е. спасения человека. – Прим. авт.), и так как было необходимо, чтобы человек был освящен человечеством Бога, чтобы Бог нас избавил от тирана, одолев его силою, и привел к Себе через посредство Сына» (Слово 45, 22. P. G. 36, 653). Это замечательное святоотеческое свидетельство понимает искупление как свободное действие Божественной любви и отмечает победоносную силу Креста, особо подчеркивая его таинство, невыразимость и непостижимость.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

«Хотя в книге пророка Амоса содержатся образы, которые могли быть заимствованы из повседневной жизни пастуха..., несомненно, что Амос был человеком образованным. Его знание географии и особенностей жизни в других странах заставляют предположить, что он много путешествовал, и это еще один аргумент в пользу того, что он не был простым пастухом» 8 . Принято считать, что Амос является первым пророком-писателем 9 . В рамках настоящего исследования особый интерес представляют, среди прочего, его слова о наступлении тьмы «среди светлого дня», содержащиеся в восьмой главе книги. Уже раннехристианскими авторами им приписывался мессианский смысл: эти слова понимались как пророчество о солнечном затмении во время Распятия Господа Иисуса Христа. Так, священномученик Ириней Лионский , живший во II веке по Р.Х., в своем известном сочинении «Против ересей» писал: «А те (пророки – прим. авт.), которые сказали: «в тот день, говорит Господь, солнце зайдет в полдень и будет тьма на земли в ясный день, превращу праздники ваши в печаль и все ваши песни в плач» ( Ам. 8, 9–10 ), ясно возвестили о затмении солнца, бывшем во время распятия Его от шестого часа, и о том, что после этого события бывшие у них до закону праздники и песни превратятся в печаль и плач, когда будут преданы язычникам» 10 . Святой преподобный Ефрем Сирин , живший в IV веке по Р.Х., в своих творениях толкует Ам. 8, 9–10 похожим образом: «В таинственном смысле можно разуметь сие о той тьме, какая воцарялась в день страдания Господня» 11 . Также в рамках настоящего исследования представляют интерес слова пророка Амоса о грядущем восстановлении падшей скинии Давида: «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие» ( Ам. 9, 11–12 ). У церковных авторов эти слова пророка получили преимущественно значение как предсказание о Воскресении Спасителя, но встречаются среди них и другие мнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Но Соломон не устоял на вершине своей славы. Он взял себе в жены дочерей иноплеменников, и они совратили его, и, для того чтобы ублажить их, Соломон построил капища идолам вокруг Иерусалима, и Бог разгневался на него. Господь пообещал за такое беззаконие разделить царство Израильское, но произойдет это только после смерти Соломона – ради Давида, отца его. Тут мы видим, насколько внимательным надо быть при выборе жены: ведь если мудрейший царь низринулся в бездну идолопоклонства из-за нечестия жены своей, тем более страшная участь угрожает христианину, женившемуся на неверной. Уже во время жизни Соломона Бог воздвиг противников ему – Адера, который стал вождем идумеев, и Разона, который воцарился в подвластной Соломону Сирии. Но главным противником его стал Иеровоам, которому пророк Ахия предсказал, что тот станет царем над десятью коленами Израиля. В знак этого пророк разорвал свой плащ на 12 частей и 10 отдал Иеровоаму. Бог сказал, что если он будет верен Ему, то и его династия, как и Давида, станет крепкой. Соломон дожил до глубокой старости и умер. По преданию, он пришел в Храм, встал, опершись на посох, и так, стоя, скончался. Никто не смел подойти к мудрому царю, но червь подгрыз посох, и царь упал в том Храме, который был его величайшей славой. Разделение царства (3Цар. 12; 2Пар. 10, 1–19) После смерти Соломона его сын Ровоам пришел в Сихем, где собрался народ, чтобы возвести его на трон. Иеровоам и другие евреи стали просить его облегчить им бремя налогов, возложенное на них Соломоном. Ровоам посоветовался со старейшинами, и они предложили ему пойти навстречу требованиям народа, чтобы впоследствии люди всегда поддерживали его. Но их совет не понравился молодому царю, и тогда он спросил совета у своих сверстников, а те посоветовали ему еще более ужесточить положение людей. Такой совет польстил гордому и глупому царю, и он сказал народу: – Отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал бичами, а я буду наказывать вас скорпионами (бичами с шипами – прим. авт.).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Однажды Иаков сварил еду себе, а Исав пришел голодным с охоты и сказал ему: – Дай мне этого красного, потому что я устал. – Продай мне первородство твое, – ответил Иаков, знавший, что от первенца должен произойти Спаситель. – Я умираю (очевидно, от голода – прим. авт.), что мне в этом первородстве? – ответил Исав и, поклявшись, продал первородство Иакову. Иаков дал ему хлеба и чечевичную похлебку. Так Исав пренебрег своим первородством. Люди часто обменивают на материальные блага свои духовные достоинства, и тогда Бог отвергает их, как отверг Исава, – вскоре он женился на дочерях хананеев, и это было тяжело для его родителей. Позже опять был голод в Палестине, и Исаак переселился в землю филистимлян. Там у него едва не забрали жену, но Бог сохранил его и дал ему много богатства и большой урожай, показав, что благополучие зависит не от места, а от союза с Создателем. Филистимляне завидовали Исааку и стали заваливать и засыпать колодцы. Царь Авимелех потребовал, чтобы Исаак ушел, и тот перекочевал в другое место. Но и там зависть преследовала его, пока в Вирсавии (Беэр-Шеве) Бог не явился ему: «Я Бог отца твоего, Авраама, не бойся, ибо Я с тобой, и умножу потомство твое ради Авраама, раба Моего». Тогда Исаак создал жертвенник и принес Богу жертву. Там к нему пришел царь филистимский Авимелех с придворными своими и заключил с ним союз. Так, если человек почитает Творца, Он и врагов его примиряет с ним. Когда Исаак состарился, он пригласил к себе Исава и сказал: «Я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру» ( Быт. 27, 2–4 ). Ревекка, услышав это, позвала Иакова и велела ему принести двух козлят, чтобы отец благословил не Исава, а Иакова. Тот не хотел, но мать уговорила его. Она одела Иакова в богатую одежду Исава, дала ему кушанье и хлеб, а его гладкую шею и руки обложила козлиными шкурами, и отправила его к отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Но на Иудею дерзает напасть ассирийский царь Сеннахирим, жесточайший и могущественнейший правитель. Езекия попытался откупиться от него, но задачей Сеннахирима было полное уничтожение Иудеи и всего еврейского народа. Захватив почти все города страны, он осадил Иерусалим. Придворные его, главой которых был еврей – отступник Рабсак, стали у стен Иерусалима, и Рабсак громко закричал по-иудейски: – Слушайте, что говорит вам царь ассирийский! Вам не на кого опираться! Египет не поможет вам! Да и на Господа зря вы надеетесь. Кто из богов земель этих спас их от моих рук? Так неужели Господь спасет вас от рук моих? Народ молчал и не отвечал ни слова. А люди Езекии пришли к нему в разорванных от горя одеждах и пересказали ему все хулы царя Ассирии. Тогда Езекия послал просить молитв у пророка Исаии, на что тот ответил: – Так говорит Господь: не бойся слов, которыми поносили Меня слуги царя ассирийского. Вот Я пошлю на него дух, и он услышит весть и возвратится в землю свою. И там Я поражу его мечом. Ассирийский царь вынужден был на некоторое время отойти, чтобы сразиться с фараоном, и прислал письмо царю Езекии, в котором вновь хулил Творца. В великом горе Езекия пришел в Храм и, развернув перед святилищем письмо Сеннахирима, молил Бога о помощи. Не успел он прийти из Храма, как его встретили посланники Исаии, который передал слово Господа: – О чем молился ты Мне против Сеннахирима, Я услышал. Вот слово Господа о нем: Кого ты порицал и поносил? И на Кого возвысил голос и поднял высоко глаза твои? На Святого Израилева. Ты хвалился тем, что разрушил великие города и сделал народы маломощными. И возгордился, хотя и знал, что Я заранее предопределил совершиться этому. Сядешь ли ты, выйдешь, войдешь ли – Я все знаю, знаю и дерзость твою против Меня. За твою дерзость против Меня и за то, что надменность твоя дошла до Моих ушей, Я вложу тебе в нос Мое кольцо и в рот Мои удила и верну тебя в свою землю. Ибо из Иерусалима выйдет остаток и спасенное из горы Сиона (речь шла тогда об апостолах, ради которых был спасен город – прим. авт.). Ревность Господа Саваофа сделает это! Я буду охранять город этот и спасу его ради Себя и ради Давида, раба Моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

После того как Господь отдал Свой дух Отцу, два тайных ученика Его – Иосиф Аримафейский и Никодим, члены синедриона, исполнились мужества и решили оказать последний долг любви умершему Учителю. Иосиф вошел к Пилату и просил Тело Иисуса Христа. Правитель, узнав, что Христос умер, удивился, но, получив подтверждение о смерти Казненного от начальника охраны, приказал отдать Тело. Тогда Иосиф снял Господа с Креста и перенес Его в свою гробницу в саду, который находился рядом с Голгофой. Никодим принес с собой смирну и алоэ, около ста литров. Они обвили Тело Господа плащаницей, обсыпали благовониями и похоронили в новой гробнице, где еще никто не был погребен, чтобы кто-нибудь не сказал, будто воскрес некто иной, а не Христос. Так сбылось пророчество Исаии: «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» ( Ис. 53, 9 ). У входа в погребальную пещеру был положен огромный камень, закрывавший Камень Жизни. А женщины, которые ходили вместе с Христом, начиная с Галилеи, смотрели, где Его положили, чтобы после окончания субботнего покоя довершить обряд погребения, помазав Тело Господа миром. Когда Тело Господа было положено в недра земли, она избавилась от древнего проклятия, наложенного на нее во время грехопадения. Гроб же Иисусов не смог удержать в себе Источник Жизни и стал местом начала всеобщего Воскресения. В субботу ученики Господа пребывали в законном покое, который был пропитан слезами. Между тем первосвященники и фарисеи вспомнили, что Господь предсказал Свое Воскресение на третий день. Тогда, чтобы предотвратить это чудо, они отправились к Пилату и просили разрешения установить охрану у гробницы, чтобы ученики не украли Тело и не сказали, что Он воскрес из мертвых. Пилат ответил: – У вас есть кустодия (римская стража, выделенная на время праздника для охраны Храма – прим. авт.). Возьмите и поступайте так, как знаете. Тогда они взяли солдат и установили охрану у Гроба. А камень запечатали своей печатью, чтобы ничего не переменилось в решении об Иисусе. Как некогда Даниил был запечатан в львином рву, так и иудеи надеялись задержать Господа в царстве смерти. Но Богу было угодно иное. Сошествие во ад

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

–– Царство Божие подобно человеку, посеявшему доброе семя на своем поле. Ночью пришел враг и посеял плевелы (сорняки, похожие на пшеницу – прим. авт.). Когда взошла зелень, стали заметны и плевелы. Слуги пришли к хозяину и спросили: – Разве не хорошие семена ты сеял на твоем поле? Откуда там плевелы? – Враг посеял их, – отвечал хозяин. Но на просьбу слуг вырвать плевелы хозяин ответил отказом. Он сказал: «Нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» ( Мф. 13, 29–30 ). Позже Господь объяснил эту притчу. Хозяин – Бог. Поле – мир. Пшеница – сыны Царства, исполняющие волю Божию. Плевелы – сыны диавола, еретики и грешники. Враг, посеявший их, – диавол. Слуги Бога – Ангелы. Бог не позволяет им истребить грешников, так как знает, что многие из них покаются. Жатва – конец мира. Тогда по велению Бога Ангелы соберут всех грешников и бросят их в вечный огонь, а праведников введут в Божие жилище. Там они будут сиять, как солнце, в Царстве Отца Небесного. И другую притчу рассказал им. Так же Царство Божие подобно горчичному зерну, которое человек сеет на своем поле. Оно меньше всех семян, но, когда вырастает, становится выше всех деревьев, и птицы небесные поселяются в его ветвях. Так и проповедь апостолов, которых было всего двенадцать, – острая, как горчица, – охватила вселенную. Из нее выросла Церковь , вершина которой уходит в Небеса, где в нее входят Ангелы. Так же и отдельный христианин. Если он считает себя меньше всех и при этом горит огнем ревности по Богу, то станет выше всех людей и Ангелы примут его. Так же, по словам Христа, Царство Божие подобно зерну, брошенному в землю. Человек встает и днем, и ночью, но не видит, как растет семя. А между тем оно сначала производит зелень, потом колос, а потом зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылается серп, потому что настала жатва.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

– Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. Так Его человеческая воля преодолела смертный ужас и оказалась покорной воле Божией до конца. Именно поэтому христиане не боятся смерти, что весь ее ужас принял на Себя Спаситель. Вновь подходит Он к ученикам и говорит: «Вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня» ( Мк. 14, 41–42 ). Предательство (Мф. 26, 47–57; Мк. 14, 43–50; Лк. 22, 47–53; Ин. 18, 3–11) Когда Господь говорил, в саду засветились факелы отряда иудейских солдат. Руководил ими Иуда. Он обещал указать на Христа, поцеловав Его. Войдя в сад, Иуда подошел к Иисусу и поцеловал Его. Господь же сказал: – Иуда, целованием ли предаешь Сына Человеческого? Впрочем, делай то, на что пришел. После этого Он вышел навстречу отряду и сказал: – Кого ищете? – Иисуса Назарянина. Тогда Он ответил: – Это Я. И тогда воины, почувствовав Божественную силу, упали на землю. Христос, подойдя к ним, снова спросил: – Кого ищете? Если Меня, то оставьте учеников. Тогда солдаты арестовали Господа. Петр попытался защитить Его и мечом отсек ухо одному из солдат, Малху. Но Господь запретил ему: – Вложи меч в ножны, ибо всякий взявший меч от меча и погибнет. Неужели ты думаешь, что Я не могу сейчас умолить Отца и Он пошлет Мне более нежели двенадцать легионов (семьдесят две тысячи – прим. авт.) Ангелов? Но как же тогда сбудется Писание? И тотчас Господь исцелил Малха. Тогда все ученики, оставив Его, бежали. Один из учеников, Марк, следовал за Христом. Воины попытались арестовать его, но он, сбросив покрывало, которым был обернут, убежал. Суд первосвященников (Мф. 26, 57–68; Мк. 14, 53–65; Лк. 22, 54; Ин. 18, 12–25) Солдаты отвели связанного Христа к бывшему первосвященнику Анне, который реально тогда управлял синедрионом. Тот спрашивал Господа об учениках Его и учении. Но Христос отвечал: – Я явно говорил миру. Я всегда учил в синагоге и в Храме и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? Спроси слышавших.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

На основании этих слов Церковь знает, что священники – преемники апостолов – имеют власть прощать и оставлять грехи людям. Дальше Христос сказал, что согласная просьба двух или трех Его учеников будет исполнена Отцом Небесным, потому что где два или три собраны во имя Христово, там Он Сам посреди них. Тогда апостол Петр спросил: – Сколько раз прощать согрешившего в день – до семи ли раз? – Не до семи, а до седмижды семидесяти раз (то есть бесконечно – прим. авт.), – сказал Христос. И, чтобы объяснить это, Он сказал притчу: – Был царь, к которому привели человека, задолжавшего ему десять тысяч талантов (пятьдесят тонн серебра). Тот не мог отдать, и царь велел продать в рабство и его, и его семью. Несчастный упал на колени и просил подождать с выплатой, говоря: «Потерпи, и все тебе отдам!» Царь сжалился над ним и весь долг простил ему. Выйдя от царя, человек увидел своего друга, который должен был ему сто динариев (по нашему счету – несколько сот долларов). Он схватил его, душил и кричал: «Отдавай мне, что ты мне должен!», тот упал перед ним на колени и сказал: «Потерпи, и все тебе отдам!» Но заимодавец не захотел и посадил его в долговую яму. Товарищи его, видя происшедшее, очень огорчились и сказали об этом царю. Государь в гневе вызвал его и сказал: «Злой раб и лукавый! Я весь долг простил тебе, потому что ты умолил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать твоего должника, как я помиловал тебя?» Тогда царь отдал его палачам, покуда он не отдаст всего долга. Так и Отец Небесный поступит с вами, если каждый не простит от всего сердца брату своему прегрешений. Действительно, каждый из нас несравненно больше должен Богу, чем каждый из нас друг другу. Потому нельзя нам носить в себе обиды, если мы не желаем, чтобы Бог вспомнил нам все наши беззакония, прощенные нам в Таинстве Исповеди, в День Суда. Воскрешение Лазаря (Ин. 11) Незадолго до Пасхи Христос совершил Свое величайшее чудо – воскрешение праведного Лазаря. В то время Лазарь заболел, и его сестры, Марфа и Мария, прислали к Иисусу Христу сказать об этом. Господь ответил:

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010