Храм был построен на средства прихожан. Кирпичи для строительства передавались из Ржева, а позднее стали изготавливаться на месте. Выстроенный храм получил эклектичный характер. В декоре были использованы элементы ампира и псевдорусского стиля. Трапезная функционировала в зимнее время. Иконостасы левого и правого приделов зимней церкви разделял вход в летнее помещение, который в зимнее время закрывался иконами. В 1929 году в Сухошинах развернулись драматические события. Были арестованы, осуждены и отправлены в Котлас священник Вениамин Таиров и псаломщик Василий Крестников. Священника в заключении пытали голодом и холодом, подвешивали вниз головой, требовали отказаться от веры в обмен на жизнь , а потом расстреляли. Только год пробыл Василий Крестников на свободе. Известно, что трудился он в рыболовецкой артели на Селигере. В 1938 году вновь арестован и расстрелян. В 1935 году Сухошинский храм закрыли, церковное имущество увезли на телегах, много икон сожгли, кресты и колокола скинули. В 2001 году было получено благословение на восстановление храма оптинского старца схиигумена Илия и архиепископа Тверского и Кашинского Виктора. 19 августа того же года прошел первый после 66-летнего перерыва водосвятный молебен с крестным ходом. Реставрационные работы начались 18 августа 2002 года. 13 октября 2003 года на храме был воздвигнут крест, 15 октября 2006 отслужена первая Литургия. По материалам сайта suhoshiny.ru Церковь Спаса Преображения расположена в селе Сухощины Селижаровского района Тверской области. Этот населенный пункт впервые упоминается в 1664 году как " пустошь " , принадлежало оно Селижаровскому Троицому мужскому монастырю. Каменная церковь Спаса Преображения с теплыми приделами Николая Чудотворца и Космы и Дамиана возведена в 1880-1885 годах на средства прихожан и благотворителей вместо обветшалой деревянной обители. Величавый храм, выстроенный в стиле эклектики, в декоре которого использованы элементы ампира и псевдорусского стиля, по проекту предполагалось завершить пятиглавием, но в ходе строительных работ Преображенского храма вместо четырех маленьких глав по углам четверика были установлены всего две, вероятно, над алтарями приделов, размещенных в трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=08690

Гранитную и каменную кладку взялся сделать, за 9½ тысяч, кроншт. мещанин Лука Филиппов Тузов. Он же взялся за работы кузнечные и плотничные, кроме полов. В 1883 году он отстроил церковь вчерне. К 1884 г. на постройку истрачено более 50 тыс., не считая доставки материала прихожанами. Храм строится во имя св. Николая, с приделом Покрова; другой придел еще не намечен. Храм пятиглавый, длиною, с колокольнею, в 17 саж., шириною в 13, а высотою – в 22 саж. с крестом. В церковном архиве хранятся: 1) Указ Феофана, от 28 ноября 1726 г., за 126-м, об освящении церкви, выстроенной на месте сгоревшей; 2) План и межевая книга 1785 года; 3) Копия с плана на участок церковной земли, отрезанной в 1879 г. землемером Божуковым. На плане значится: под выгоном и сенокосом, с молодым кустарником, 36 десятин, под моховым болотом, проселочными дорогами, пулуручьями, неудобной 1 дес. 800 саж. Сперва причт составляли: священник, диакон, дьячек и пономарь. В 1815 году положено два священника, два пономаря и просвирня. В 1844 г. церковь причислена ко 2 классу и жалованья причту положено 600 р. С 1882 г. настоятель получает 240 р., помощник его – 160 р., псаломщики – по 80 р. и просвирня – 30. Вот прежние священники: до 1815 г. служили: Феодор Мартинов (ок. 1726), Стефан Антипов (ок. 1785) и Антип Степанов (ок. 1816). С 1815 года положено два причта и приход разделен на две половины. В первой половине священствовали: Иоанн Знаменский (1815–1852), Павел Державин, зять его (1852–1857), Григорий Певцов, другой зять его же (1857–1870), Петр Лабецкий (1870–1877), оставивший по себе плачевную память: жена его Екатерина Афанасьева удавилась, а он сам умер в умопомешательстве. С 1877 года до ныне служит Николай Лавров, настоятель церкви. Во 2-й половине священствовали: Иоанникий Антипов, служивший сперва дьячком (до 1805), потом – диаконом (1805–1816) и наконец – священником (1816–1832), Феодор Близнецкий (1833–1846), Иоанн Заозерский (1846–1871), бывший благочинным, Петр Тихомиров (1871–1880), Петр Смирницкий, бывший с 1849 г. диаконом (1880–1883) и Иоанн Николаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Помещик фон-Роткирх устроил, по левую сторону шоссе, между селом и церковью, мызу, которая называется Михайловскою, Пятницкою и Роткирхскою. Храм св. Арх. Михаила, каменный, пятиглавый; устроен на краю оврага реки Подожицы, в 100 саж. от села, подле шоссе. Стены храма стрельчатые, сводами в 3 аршина. Храм покрыт железом. Восточная стена состоит из трех полукружий. Храм утвержден на цоколе, высотою в 5 четвертей. Своды храма утверждены на четырех плитных колоннах; толщина колонн и стен 2 арш. и потому храм тесен, хотя и занимает 42 кв. сажени. Высота храма до креста средняго купола 12 саж., длина – 7, ширина – 6 с. 2 арш. Храм устроен в два света; пол в храме деревянный; солея возвышена на 3 ступени. В 1868 году храм сделан теплым. Храм освящен в мае 1780 года архимандритом, с протодиаконом и певчими, присланными из Петербурга. Антиминс освящен епископом Аполлосом и подписан митрополитом Исидором. Ограда церковная, в 66 с., сделана из каменных столбов, поставленных на плитном фундаменте и соединенных деревянными решетками. На юго-восточном углу ее – кирпичная часовня, со входом с нарвского шоссе. Южная стенка ограды, от часовни, вниз по уклону дороги, возвышается от 1 арш. до 2 саж., и на ней, в воротах на шоссе, устроена каменная, о 8-ми ступенях, лестница; на восток, по направлению к селу – другие ворота. Ограда возобновлена в 1876 году на церковную сумму. По преданию здесь был монастырь. В Новгородских писцовых книгах 1500 года (т. III, стр. 956) значится в Ямском посаде, на Копорской стороне, Спасский монастырь, и притом – женский, так как далее упоминается о «чернице Авдотье из города Ямы». По устройству храма можно полагать, что монастырь был католический: он устроен в 3 арки и в восточной стене были окна, заложенные плитою. Может быть храм устроили Ливонские рыцари и, по завоевании края Иоанном IV, храм обращен в православный, разрушенный при нашествии Шведов. По рассказам старожилов, на сводах храма, в 1764 г. стояли две рябины и одна сосна: следовательно, храм долго стоял в развалинах, так как сосна растет медленно. Екатерина обратив внимание на развалины, устроила здесь православный храм. В это время (1764 г.), положено было уничтожить Ямбургскую крепость, а деревянный, во имя Арх. Михаила собор в крепости – упразднить и, вместо него, устроить новый каменный собор, во имя св. великом. Екатерины, в самом городе. Из развалин храма в Пятницкой придворной слободе Императрица велела построить православный храм, во имя Арх. Михаила, на средства Двора. Причту оклад должен был даваться из сумм придворного ведомства, а приход этой церкви был отчислен от прихода Ямбургского собора. Храм был устроен и освящен в 1780 году, а приход образовался в 1782 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В.Березин, В.Добронравов Безприходные гор. Шуи церкви Александро-Невская, что при Духовном Училище Церковь во имя Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, зданием каменная, построена при Духовном Училище в 1884 году тщанием и иждивением шуйского потом. поч. гражданина Василия Киприановича Рубачева. При церкви колокольня каменная же, построена в 1895 году шуйским купцом Ф. И. Гундориным. Св. иконами, утварью, ризницею и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из священных предметов изяществом работы и ценностию отличаются: 1. Богослужебные сосуды, сребропозлащенные, весом 5 фун. 24 зол. Цена 299 руб. 25 коп. 2. Пятиглавый ковчег, сребропозлащенный, чеканной работы; весу в нем 4 фун. 89 зол.; цена ему 280 руб. 85 коп. 3. Евангелие в лист в сребропозлащенном окладе. 4. Плащаница, шитая золотом и серебром по малиновому бархату; цена – 240 рублей. При церкви состоит один священник, который за отправление церковных служб получает от уездного духовенства 100 руб. в год. Опись церковного имущества составлена в 1885 году, – хранится в церкви. Алексиевская церковь, что при Богоугодных заведениях Церковь в честь Св. Алексия человека Божия, зданием каменная с таковою же колокольнею, первоначально построена в 1887 году усердием г. Иваново-Вознесенска 1-й гильдии купца Авксентия Никаноровича Новикова. Престол в церкви один. Св. иконами, утварью, ризницею и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Копии метрических книг с 1887 года и исповедные росписи с 1888 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1887 году и также хранится в церкви. При церкви находится один священник, который живет в земском доме; жалованья от земства получает 180 руб., столовых 120 руб. и дохода от служб и требоисправлений до 160 рублей в год. Никольская, что при Тюремном замке, церковь Церковь Святителя и Чудотворца Николая, зданием каменная, сооружена и освящена в 1872 году. Устроена на средства доброхотных дателей, благодаря стараниям шуйского купца Ильи Сергеевича Гундобина. В 1887 году при церкви построена каменная же колокольня, вместо бывшей деревянной.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Источник: " Иллюстрированный историко-статистический очерк города Старой Руссы и Старорусского уезда " М.И. Полянский, 1885 До 1609 года на месте нынешней каменной Троицкой церкви стояла деревянная с тем же посвящением церковь. Когда она была построена - неизвестно, но как говорится в старых источниках по истории Старой Руссы, " Существование на сем месте церкви во имя Св. Троицы относится ко временам отдалённым " . Первое упоминание о ней появляется в Писцовой книге 1497 года, где она названа " Троицкой улицкой церковью " . В 1609 году храм сожгли " литовские люди " , но уже вскоре он был восстановлен в деревянном исполнении, а в 1680-1684 годах " на иждивение старорусского купца Якова Тверева " выстроили уже пятиглавый каменный храм, в котором господствовали принесённые на новгородскую землю черты московского посадского храма. В XIX веке к церкви пристроили притвор в псевдорусском стиле. До 1930-х годов Троицкая церковь оставалась действующей. Храм сильно пострадал в 1940-е годы, во время боёв за Старую Руссу. В 1960-1970-е годы проводилась его реставрация под руководством Т.В. Гладенко (она же реставрировала и Спасо-Преображенский собор). В закомарах Троицкой церкви сохранились еле различимые следы росписей. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2013 г. Троицкая церковь расположена почти в центре современного города на пересечении улиц Фрунзе и Карла Маркса (до революции именовавшиеся Спасо-Троицкой и Крестецкой), недалеко от правого берега реки Порусьи. Постройка церкви относится к XVII веку, но здесь и ранее стоял одноименный деревянный храм, строительство которого не зафиксировано в письменных источниках. О сооружении каменной церкви Троицы информированные авторы XIX века сообщают следующее: «В 1680 году в царствование Феодора Алексеевича, с благословения преосвященного митрополита Корнилия, на прежнем месте вновь выстроена настоящая церковь во имя Святой Троицы, на иждивение старорусского купца Якова Тверева; а в 1684 году 13 декабря она освящена тем же преосвященным Корнилием».

http://sobory.ru/article/?object=00485

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Санкт-Петербургский Сампсониевский храм. Вид 1714 года В 1737 году была разобрана старая церковь, а на месте ее престола поставлена каменная часовня, в ней находилась плита, на которой был вычеканен образ Пресвятой Троицы. 18 августа 1740 года был окончен и освящен главный престол во имя прп. Сампсона Странноприимца . К 1761 году храм был перестроен: одноглавый купол был заменен пятиглавым, крыша была обшита железом. С 1761 по 1763 год проводились работы по внутренней отделке церкви. В 1800 году по левую сторону от колокольни петербургским купцом Рыбарецким была устроена каменная часовня. В 1830-е годы храм вновь ремонтировали. В 1872 году Министерство внутренних дел обратилось к обер-прокурору Св. Синода с предложением " ...утвердить чертежи на возобновление при Сампсониевской церкви колокольни и возведении каменной к ней пристройки " . В этом документе отмечалось, что церковь " ...отнесена к числу памятников, обновление коих может быть допускаемо не иначе, как с Высочайшего на то дозволения " . В 1885 году была открыта церковно-приходская библиотека, которой пользовались в основном бедные прихожане. В 1899 году в приходе состояли 143 мужчины и 157 женщин. В 1908 - 1909 годах, к 200-летию Полтавской победы, церковь была реставрирована и ей был присвоен статус собора . Торжества завершились открытием напротив колокольни памятника Петру I работы М. Антокольского. Тогда же на южном и северном фасадах колокольни были установлены мемориальные чугунные доски с текстами обращения Петра Алексеевича к воинам – участникам Полтавской баталии . В этом же году, по проекту архитектора А.П. Аплаксина, была построена новая каменная часовня в " растреллиевском " стиле, на месте старой. В годы советской власти Часовня при Сампсониевском соборе Санкт-Петербурга Санкт-Петербургский Сампсониевский собор. Общий вид интерьера Архитектор собора неизвестен. Собор представляет собой одноапсидный храм, построенный «кораблем», с ленточным бутовым фундаментом из лещадной плиты и известняковым цоколем, с кирпичными оштукатуренными стенами. В отделке фасадов использованы профилированные карнизы, рустованные пилястры, декоративные наличники окон. Нижняя часть храма с северной и южной стороны оформлена открытыми галереями со сплошными частными сводами. В южную стену и пилоны вмонтированы надгробные плиты.

http://drevo-info.ru/articles/19488.html

Кузнецк. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Кладбищенский храм Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1886 и 1890. Адрес: Россия, Пензенская область, Кузнецкий район, г. Кузнецк, ул. Республики, дом 76А Координаты: 53.108138, 46.603544 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Казанский кладбищенский храм, каменный, однопрестольный. Построен в 1886–1890 гг. тщанием соборного Покровского церковно-приходского попечительства. Источник: сайт «Пенза Православная» Трехъярусная шатровая колокольня и изящное декоративное пятиглавие храма образуют живописную композицию, характерную для «русского» стиля, одним из лучших образцов которого в Пензенской области и является Казанская церковь. Это один из двух храмов на территории Пензенской области (вместе с Митрофановской церковью в г. Пензе), которые оставались действующими в 1930-е годы. Источник: По благословлению Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета, Мультимедийный DVD диск " Православные храмы земли Пензенской " , автор Дворжанский А.И. Двухпрестольный Казанский храм является примером культового здания, построенного в русском стиле, по типу приходских храмов середины XVII века. В церкви сохранился трехъярусный иконостас конца XIX века. Второй престол Казанской церкви находится в нижнем храме и посвящен Параскеве Мученице. Он был переведен из часовни, закрытой в начале 1960-х годов. Оригинально и вместе с тем просто решен архитектурный облик Казанской церкви. Фантазия архитектора, высококачественный кирпич, мастерство каменщиков… — и перед нами красота, застывшая в камне. Тоже можно сказать и про церковную сторожку. Завершает архитектурную композицию Казанской церкви металлическая ограда, выполненная в старинном стиле. Судьба благоволила к Казанскому храму: за более чем вековую историю своего существования он практически не закрывался и четверть века был единственным действующим в городе. В 1886-1890 годах на средства Покровского приходского попечительства была построена небольшая кирпичная новокладбищенская церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Изначально храм строился однопрестольным, по штату в нём полагался только священник. Одним из первых штатных священнослужителей, чьё имя сохранили документы, был Павел Иванович Львов, 1877 г.р. Окончив духовную семинарию, в 1900 году он начал свое служение, а в Казанский храм был поставлен в 1904 году. В ноябре 1909 года в штат добавили ещё и псаломщика, первым на это служение был назначен Сергей Николаевич Протасов 1885 г.р., для него, окончившего два класса духовной семинарии, это было началом церковного служения. http://kazansky-kuzneck.cerkov.ru/istoriya/ Добавить комментарий --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=24950

Веска. Церковь Николая Чудотворца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь построена в 1799 г. на месте деревянной церкви. 1828 - 1830 - удлинена трапезная и возведены новая колокольня и ограда. Храм расписан около 1800 года. Закрыт в 1932 - 1934 гг. и использовался впоследствии под склад зерна. Ныне пустует. Веска, помещичье село, носящее мерянское название, стоит на колодцах, в 35 верстах от Ростова; в нем 40 дворов и 84 души, при 92 наделах. Местная каменная, пятиглавая, в связи с колокольнею, церковь сооружена усердием прихожан в 1800 г. с тремя престолами: св. Николая, св. Димитрия Ростовского чуд. и Тихвинской Пресвятой Богородицы; до означенного времени церковь была деревянная, находилась в версте от с. Вески. На месте этой деревянной церкви в 1829 г. купцами Набилковыми построена каменная одноглавая Троицкая церковь, которая и называется кладбищенской, так как при ней похоронены предки Набилковых. Приходское же кладбище находится при сельской церкви. При Троицкой церкви теми же Набилковыми устроена на 12 человек духовного звания богадельня, которая и содержится процентами с пожертвованного ими капитала 8500 руб. серебром. В версте от с. Вески находится Спасская мельница, названная так потому, что в старину на этом месте стоял мужской Спасский монастырь, местонахождение которого до сих пор обозначено каменным столбом. По уничтожении монастыря часть его икон была перенесена в Борисоглебский монастырь, а часть в церковь Св. Троицы, что на Бору ( Борисоглебская слобода). К церкви села причислено 36 десятин земли и приход из 6 селений. С 1872 г. здесь открыта школа. По народному сказанию, настоящее свое название село получило будто бы потому, что в древности на этом месте жил князь Веска, легенда о котором сохранилась в летописи. А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В марте 2013 г. храм обрел новые купола изготовленные в г. Переславле -Залесском фирмой " Возрождение " 6 ноября 2013. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=15093

В 1956 году архитектором Б.А. Огневым в аркосолии северной стены, у гробницы основателей монастыря Федора и Павла, была вскрыта фреска XVI века, та самая, о которой упоминается в описи 1735 года. По-видимому, уже ко времени обследования собора в 1778 году аркосолий был заложен кирпичом заподлицо со всей стеной и забелен. На северной стене аркосолия изображены друг против друга святые князья Борис и Глеб в молении. К их ногам припадают основатели монастыря - игумены Федор и Павел. На западном склоне аркосолия написан великий Киевский князь Владимир, отец Бориса и Глеба. Он изображен в царской короне и пурпурной мантии с белой опушкой, лицо его величаво, свтло-русые волосы красивыми волнами ниспадают на плечи. На восточном склоне - изображение ростовского святителя Леонтия, который одет в белую епископскую фелонь и белый клобук. По материалам книги В.Т. Кривоносова " Борисоглебский монастырь. Архитектурный ансамбль. " , стр. 8-12. Издательство " Северный паломник " , 2007 г. Соборная церковь во имя благ. князей Бориса и Глеба пятиглавая, построена в 1524 г. при игумене Филофее. Прекрасное стенное письмо, сделанное при Грозном, было цело до 30-х годов нынешнего столетия, но затем все замазано голубой краской, и сделанная вновь живопись плохо гармонирует с величием и древностью храма. В северо-западном углу собора почивают под спудом мощи основателей монастыря преп. Федора и Павла. В приделе к храму с западной стороны почивают под спудом мощи преп. Иринарха затворника, проведшего в затворе 38 лет. При гробнице находятся тяжелые цепи и др. вериги преподобного. А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05673

Соликамск. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская (Рождественская) церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Воскресения Христова Архитектурный стиль: Уральский Год постройки:Между 1714 и 1752. Адрес: Пермская область, г. Соликамск, Набережная ул., 94 Координаты: 59.650406, 56.770558 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Возле Троицкого собора и колокольни стоит летняя Воскресенская церковь с зимним Рождественским приделом. Им предшествовали деревянные клетские церкви. Сгоревшую в 1711 году Рождественскую церковь заменили в 1725 году каменной, а в 1752 году с южной стороны пристроили Воскресенскую. По объёмно-пространственному и декоративному решению Воскресенская церковь заняла ведущее положение. Её большой двусветный пятиглавый храм, квадратная трапезная и полукруглая апсида поставлены на высокий подклет. Внутренние помещения перекрыты сомкнутыми сводами. Над двухэтажной папертью на небольшом квадратном четверике была сооружена трёхярусная восьмигранная колокольня, увенчанная постепенно уменьшающимися восьмериками. К южной стене паперти пристроено крытое крыльцо с боковой лестницей. На высоком подклетном этаже стоит и Рождественский придел, включающий одноглавый храм, полукруглую апсиду и низкую трапезную. Поздняя Воскресенская церковь имела черты, характерные для ряда памятников Прикамья середины 18 века - главы не на круглых, а восьмигранных барабанах, поставленных на кубические постаменты, завершение стен куба в виде крупных полукружий с восьмигранными окнами, зубчатый пояс из лекального кирпича, плоские наличники с полукруглым верхом. К сожалению,  обе церкви утратили главы и колокольню. Источник: Г.Н. Чагин " На древней Пермской земле " , М., 1988 Воскресенская каменная. Заложена в 1714 г. 10.12.1721 г. освящён зимний Христорождественский придел, в 1752 г. – летний Воскресенский. Сооружена на средства прихожан. Первоначально была приписана к Свято-Троицкому собору. Приход образован 4.03.1885 г. Закрыта в 1930 г. Здание сохранилось – ныне в нём краеведческий музей. Е. Н. Шумилов. Православные и единоверческие храмы Пермского края Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=02980

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010