На одной из замечательных страниц Исповеди Августин размышляет о вопросах, с которыми человек обращается к земле, звездам, ко всему миру: «Мое созерцание было моим вопросом; их ответом – их красота. Тогда я обратился к себе и сказал: «ты кто?» И ответил: «человек " » Х.6,9) 79 . Для Августина понимание человека происходит из сознания его своеобразия и отличия от вещей: «И люди идут дивиться горным высотам, морским валам, речным просторам, океану, объемлющему землю, круговращению звезд – а себя самих оставляют в стороне» (Исповедь X,8,15) 80 . Именно это сознание приводит к Богу. Волнение сердца есть признак этой потребности в бесконечном, и поэтому оно успокаивается только в Боге. Фейербах вернется к вопросу, поставленному Августином: укажет, что сознание есть причина коренного отличия между человеком и вещами, и признает, что бесконечная открытость человеческого сознания является исходной точкой религии; но отметит, что сознание это есть не что иное, как сознание себя, самосознание, и придет к заключению, что «Сознание бога есть самосознание человека, познание бога – самопознание человека. Бог есть откровение внутренней сути человека, религия есть торжественное раскрытие тайных сокровищ человека, признание его сокровенных помыслов, открытое исповедание его тайн любви» 81 . Там, где епископ Гиппонский говорит о Боге как о Боге близком, более близком нам, чем сама наша душа, для Фейербаха речь идет о том, что в религии нет ничего отличного от того, что кроется в человеческом сознании. На первый план выходит центральное положение субъекта, с его вниманием к разуму как абсолютному критерию истины: это так называемый «антропологический перелом». История понимается в современной форме «историчности», определяющей всякий аспект человеческого опыта. Сам Бог, конкретизированный как данность человеческого разума, будет обречен на исчезновение: ни кантианская концепция Бога, рассматриваемого как постулат практического разума, ни концепция Шлейермахера 82 , видящего его как основу религиозного чувства, присутствующего в каждом человеке, как кажется, не склоняются к другому заключению. «Смерть Бога», предсказанная Ницше 83 как начало новой эпохи, завершит этот процесс. Утверждения Гегеля 84 относительно метафизической страстной пятницы и Хайдеггера 85 об онтотеологии как сокрытой сущности западной метафизики и о смерти Бога как ее неизбежном исходе станут подтверждением этому.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Наказание Вторым из обещанного было: познати наказание ( Притч. 1:2 ) 79 . А наказание есть некоторое полезное для души образование, которое часто очищает ее от пятен греха не без труда, и в это время кажется не радостью, а печалью: но после наученным через него доставляет мирный плод во спасение ( Евр. 12:11 ). Поэтому познати сие наказание не всякому уму возможно; потому что многие, отказавшись от трудности настоящего, по невежеству не ждут полезного окончания дела, но, огорчаясь суровостью прилагаемого о них попечения, остаются в недуге невежества. Потому достойны удивления слова праведных, которые говорят: Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не в гневе Твоем наказывай меня ( Пс. 6:2 ). Они желают избыть не наказания, но гнева. Подобно этому и следующее: наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем ( Иер. 10:24 ). И: наказание Господне отверзает уши мои ( Ис. 50:5 ) 80 . Как малые дети, нерадивые к учению, после лоз, которыми высечет их учитель или приставник, сделавшись внимательнее, начинают понимать уроки, и то же слово, которого до побоев не слыхали, после боли от лоз, как бы через это отверзались у детей уши, и слухом приемлется, и удерживается в памяти, так бывает и с теми, которые не внимают Божию учению и презрительно относятся к заповедям. Когда Бог нашлет на них наказание, тогда те особенно Божия повеления, о которых всегда им было говорено и которые всегда оставляли они без внимания, приемлются ими, как в первый раз коснувшиеся их слуха. Поэтому сказано: наказание Господне отверзает уши мои... Поскольку же наказание вразумляет бесчинного, как сделал Павел, предавший сатане как мучителю, который вывертывает члены и бичует для того, да накажутся не хулити ( 1Тим. 1:20 ) 81 , и поскольку мятежного возвращает оно к долгу, подобно тому, о ком сказано, что последи пленения его покаяхся ( Иер. 31:19 ) 82 , то нужно знать силу наказания, к чему оно полезно. Потому Соломон, зная пользу его, советует: не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней ( Притч. 23:13, 14 ). Есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? ( Евр. 12:7 ). Это наказание для рассуждающих здраво дороже множества денег. Потому Соломон говорит: приимите наказание, а не сребро ( Притч. 8:10 ) 83 , чтобы во время нужды, когда или тело больно, или домашние дела в расстройстве, не возыметь тебе лукавой мысли о Боге, но со многим терпением принимать Его удары, вразумляясь, в чем ты согрешил, и познав наказание, говорить: гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним ( Мих. 7:9 ). И: благо мне, что Ты смирил меня ( Пс. 118:71 ). Таков был Павел, который говорит: нас наказывают, но мы не умираем ( 2Кор. 6:9 ). И: обличаемые от Господа наказываемся, чтобы не быть осужденными с миром ( 1Кор. 11:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1.      Троицкий Сергиев. 2.      Новоспасский. 3.      Новоиерусалимский. 4.      Симонов. 5.      Донской. 6.      Заиконоспасский. 7.      Чудов. 8.      Саввин Сторожев. 9.      Андрониев. 10.      Высокопетровский. 11.      Богоявленский. 12.      Лужецкий. 13.      Иосифов. 14.      Голутвин. 15.      Вифанский. 16.      Греческий. 17.      Знаменский. 18.      Златоустов. 19.      Даниилов. 20.      Высоцкий. 21.      Борисоглебский. 22.      Угрешский. 23.      Покровский. 24.      Сретенский. 25.      Вздвиженский. 26.      Перервинский. 27.      Песношский. 28.      Белопесоцкий. 29.      Владычен. 30.      Вознесенский. 31.      Новодевич. 32.      Алексеевский. 33.      Рождественский. 34.      Бородинский. 35.      Зачатиевский. 36.      Никитский. 37.      Страстный. 38.      Брусенский. 39.      Хотьков. 40.      Аносин. 41.      Ивановский. 42.      Георгиевский. 43.      Варсонофиевский. 44.      Моисеевский. 45.      Петров. Можайский. 46.      Пятницк. Дмитриев. 47.      Давидова пустынь. 48.      Екатериновская пустынь. 49.      Махрищкий. 50.      Стромынский. 51.      Новинский. 52.      Воскресен. Высокий. 53.      Чигасский. 54.      Феодоров. Студитский. 55.      Саввин Освященный. 56.      Андреевский. 57.      Марчуковский. 58.      Возмицкий. 59.      Ильинский Волоколамский. 60.      Волоколам. Вздвиженский. 61.      Варварский. 62.      Власиевский. 63.      Троицкий в Можайске. 64.      Иоакимоаннский. 65.      Борисоглеб. Можайский. 66.      Богослов. Можайский. 67.      Левкиев. 68.      Георгиев. Рузский. 69.      Онуфриев Рузский. 70.      Успенский Клинский. 71.      Зосимов. Клинский. 72.      Дмитров. Никитский. 73.      Бобренев. 74.      Входоиерусалимский. 75.      Коломенский Спасский. 76.      Распятский. 77.      Медведев. 78.      Нерльский. 79.      Гнилушский. 80.      Можайский Благовещенский. 81.      Богословский. 82.      Берлюковский. 83.      Берендеев. 1 Троицкий Сергиев, от Москвы в 60 верстак (во Ярославской дороге), основан св. Сергием Радонежским около 1340 г. Соборною грамотою 6 янв. 1561 учреждена в нём архимандрия, а именным указом 8 июня 1744 наименован Лаврой. С 1770 архим-ты в нём архиереи Московские. [II, 55.] Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ПОСЛЕДНИЕ СУДЬБЫ МИРА Как хотелось бы узнать будущее! Узнать: чем увенчается ход истории? Над этим размышляли тысячи умов. Но только Бог видит настоящее, прошлое и будущее. В Его Откровении не один раз сказано, что наш мир будет иметь завершение, то есть конец. В Священном Писании даже указаны признаки этого. Итак, каждый из вас может заглянуть за занавес грядущих лет. Что же там? Всеобщее умножение греха Весь видимый мир подобен пирамиде, вершину которой увенчивает человек. Ниже его находятся животные, далее растительный мир, силы природы и неодушевленная материя. Причем эта пирамида такова, что ее прочность зависит не от основания ее, а от вершины. От поведения человека зависит состояние остальных форм мироздания. Достаточно поразить вершину, и вся пирамида начнет разрушаться. В 79 году по P. X. огненная лава Везувия покрыла Помпею. Сохранилось предание, которое находит причину такой катастрофы в противоестественных грехах местных жителей. В древности люди знали, что стихийные бедствия постигают мир как наказание за грехи. В мироздании существует закономерность: добро духовно омолаживает и созидает, зло приводит в совершенную дряхлость. Испорченность человеческого сердца влечет окружающий мир к старению и смерти. С 80-х годов XX века на планете Земля каждый день исчезает по одному виду или подвиду животных. По расчетам ученых, природных ископаемых хватит лишь до середины наступившего века. Разрушение окружающей среды растет в геометрической прогрессии. Едва появляясь на свет, люди начинают истреблять друг друга и тот мир, в котором живут. История свидетельствует, как в человечестве с культурным развитием и научными достижениями одновременно развивается грех, каких колоссальных размеров он достигает. Грех и зло проникают с человеком везде: от расщепления атома до освоения космоса. Мы постоянно совершенствуем орудия собственного уничтожения. А рост цивилизации все более сосредоточивается на удовлетворении самых низких страстей. Военным ведомствам известно, что страна становится стратегически слабой тогда, когда подорваны ее нравственные устои. Это можно отнести ко всему человечеству: чем менее в нем духовной чистоты, тем ближе оно к полному растлению и собственной гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Предисловие автора Это небольшое исследование о блаженном Августине выходит в свет отдельной книгой по просьбе некоторых православных христиан, читавших его первоначально в журнале «The Orthodox Word» (N 79, 80. 1978 г.) и нашедших, что оно будет полезно для нынешних православных. Оно не претендует на завершенность в качестве богословского исследования трудов блаженного Августина и детально рассматривает лишь одну богословскую тему – благодати и свободной воли; – остальная же часть его преимущественно историческая. Представляющаяся ценность этого труда заключается в раскрытии отношения Православной Церкви к блаженному Августину в течение разных столетий и в попытке определить его место в ней. Мы постараемся осветить проблему существования православных в современном мире, где ощущение и вкус истинного Православного Христианства столь редко встречается среди богословов. Говоря о православном отношении к блаженному Августину, автор также имел целью избавить его от роли «козла отпущения» для нынешних академических богословов и, таким образом, помочь всем нам свободно увидеть как его, так и наши собственные немощи в ясном свете, ибо его немощи удивительно напоминают наши. С этими немощами нашими автору пришлось столкнуться лицом к лицу спустя некоторое время после публикации первоначального журнального варианта исследования, когда он встретил одного русского, недавно эмигрировавшего из Советского Союза. Этот человек обратился в Православие будучи в России, но еще многое понимал в категориях, присущих восточным религиозным системам, которым он долгое время следовал. Для него блаженный Августин тоже был вроде «козла отпущения», которого он обвинял в употреблении непереводимых и непонятных иудейско-ветхозаветных терминов, в неправильном учении о первородном грехе и т.д. Да, действительно, нельзя отрицать, что блаженный Августин подходил к этому догмату с присущим ему чрезмерным логизмом и излагал ошибочный взгляд на прародительский грех – взгляд, заметим, не столько «неправославный», сколько ограниченный и неполный. Бл. Августин , практически, отрицал, что человек имеет хоть немного добродетели или свободы в себе самом и полагал, что каждый ответственен за «вину» Адамова греха, помимо участия в его последствиях; православное богословие считает эти взгляды односторонним преувеличением верного христианского учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/v...

Проблемы интерпретации учения Оригена о трёх смыслах священного писания в современной научной литературе 77 Р. Хэнсон, в своей монографии, посвященной экзегетической теории и практике Оригена , не без иронии замечает: «Тот факт, что Ориген ввёл различение трёх смыслов Писания, почти столь же общеизвестен, как то, что у Цезаря Галлия подразделяется на три части» 78 В самом деле, ни одно учебное пособие по истории раннехристианской библейской экзегетики не обходится без упоминания о знаменитой теории трёх смыслов, впервые сформулированной Оригеном в IV книге трактата «О началах». Разъясняя суть этого учения, Ориген писал: «Итак, способ чтения Писаний и отыскания смысла их, предлагаемый нами, [...] состоит в следующем. [...] мысли священных книг должно записывать в своей душе трояким образом: простой верующий должен назидаться как бы плотью Писания (так мы называем наиболее доступный смысл); сколько-нибудь совершенный (должен назидаться) как бы душею его; а ещё более совершенный [...] человек должен назидаться духовным законом, содержащим в себе тень будущих благ. Ибо как человек состоит из тела, души и духа, точно так же и Писание, данное Богом для спасения людей, (состоит из тела, души и духа).» 79 Иными словами, Ориген призывал христианских учителей и толкователей Священного Писания различать в текстах оного три смысла: во-первых, «телесный», или «ближайший» смысл (в других случаях называемый у Оригена «буквальным»), во-вторых – «душевный» смысл (который может называться также «тропологическим», то есть «образным», и который в латинском переводе оригеновских гомилий, осуществленном Руфином, фигурирует чаще всего под именем «морального» смысла), в третьих – «духовный» смысл (иначе – «мистический», «таинственный»), – причём каждый из этих «смыслов» оказывается соотнесённым с определённой категорией верующих, стоящих на разных ступенях духовного развития («простые», «более совершенные» и «ещё более совершенные»), и удовлетворяет их духовным потребностям 80 . Казалось бы, интерпретация этой теории – весьма нетривиальной, однако изложенной Оригеном в достаточно внятной, определённой и убедительной форме, – не должна вызывать особенных затруднений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

С.Б. Сорочан Менандр Протиктор. История (написана после 582 г., как продолжение истории константинопольского ритора и адвоката Агафия Миринейского. Ее автор служил при дворе одним из протикторов – почетных царских телохранителей и, вероятно, умер при императоре Тиверии Маврикии, чьим расположением пользовался 67 . Сочинение дошло в многочисленных фрагментах из эксцерптов Константина Багрянородного и энциклопедии Свиды (X в.), которые охватывают события 558–582 гг., преимущественно касающиеся военно-политических взаимоотношений Империи с персами и тюрками. Уже Карл Крумбахер отметил, что «вследствие богатства и достоверности известий … фрагменты эти принадлежат к самым важным историческим источникам VI века» 68 .) Отрывок 45. Во втором году правления Тиверия кесаря 69 … римляне опять отправили посольство к туркам 70 . Посланником был назначен Валентин (Oualentinos), один из царских меченосцев 71 . По возложении на него сего поручения, он отправился со своей свитой, взяв с собой и сто шесть турков 72 . Турки уже давно жили в Византии, быв в разные времена посланы туда от своего народа. Одни приведены были Анангастом, который был некогда посланником у турков, другие приехали вместе с Евтихием. Некоторые прежде сопутствовали Валентину, ибо Валентин дважды был отправлен к туркам в звании посланника; иные сопровождали Иродиана, также и Павла Киликийца: так что всех скифов из племени так называемых турков собралось до ста шести человек 73 . Валентин вышел из столицы 74 со всеми этими турками. Он отплыл на скорых судах 75 , проехал Синоп, Херсон, Апатуру 76 . В песчаных степях … перевалил через горы Таврики, обращенные к полудню 77 . Он проехал на коне равнины, обтекаемые болотистыми водами, и многие места, поросшие тростником и кустарником и покрытые водой 78 , также и страну Аккаги, женщины, начальствующей над тамошними скифами 79 . Она была поставлена над ними Анагеем, владетелем племени утигуров 80 . Коротко сказать: римляне проехали многими трудными дорогами и непроездными местами, и наконец достигли того края, где были военные знаки Турксанфа, одного из князей туркских 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сам Федоров в разговоре с «БИЗНЕС Online» утверждает, что никакой почвы он не готовит. Ни к миру, ни к войне. Мол, не в том задача социологов. «Наша задача — изучать общественное мнение и „возвращать“ его обществу», — говорит социолог. Хотя его в полной мере можно отнести и к политологам. В этот раз разговор, естественно, касался войны и мира, точнее, спецоперации и перемирия. В частности, Федоров отмечал, что мнение народа по поводу СВО остается практически неизменным на протяжении всех пяти месяцев после 24 февраля. Наши граждане очень быстро (буквально к середине марта) определились со своим отношении к спецоперации, и с тех пор все перебежки через «овраг» закончились. «После этого, что бы ни происходило на фронте, будь то штурмы, победы, провалы, жертвы, переговоры, обмены, мнение людей не меняется», — констатирует Федоров. По его экспертной оценке, этому во многом способствовали сами же политики Запада, которые «запустили» «адские санкции» не только против чиновников, военных и олигархов РФ, а против всех россиян независимо от их отношения к Путину. После чего, собственно, наши граждане и поняли, что в украинском конфликте «собака зарыта» гораздо глубже. А именно в противостоянии России и Запада.  Неизменно высоким на фоне СВО и действий Запада остается рейтинг Президента, который после начала спецоперации вырос почти на 20% — с 62–63 до 79-80%. Директор ВЦИОМ называет это элементом «новой нормальности» или «донбасским консенсусом». С другой стороны, даже если руководство страны пойдет на перемирие, российское общество не воспримет его как поражение, а рейтинг Путина опять же пойдет вверх. Утверждая это, Федоров готов даже поспорить на ящик коньяка.  Уверенности ему добавляет многолетняя практика по диагностике «имиджа Путина», которого он называет стратегически мыслящим политиком, умеющим предугадывать, планировать и защищать интересы России на внешнем контуре, «не щадя живота своего». «Есть немалый опыт того, как подтверждалась правота Путина спустя какое-то время. Он не раз делал на внешней арене шаги неожиданные, небезопасные, рискованные, и общество замирало, не понимая и опасаясь: а что же будет? Но потом через какое-то время становилось понятно, что это был верный ход», — поясняет социолог.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/29/pe...

Скачать epub pdf Глава 2. Заповеди блаженства Заповеди Блаженства, открывающие Нагорную проповедь, занимают особое место в Новом Завете. Даже вне контекста Нагорной проповеди Блаженства представляют собой цельную духовную программу: в них перечислены качества, которыми должен обладать последователь Иисуса. Греческий термин μακριος в Септуагинте, в том числе в переводе псалмов, употребляется для передачи древнееврейского слова ešer’ («счастье», «блаженство») 79 . Вероятнее всего, именно этот термин использовал Иисус в Блаженствах из Нагорной проповеди. Как и в псалмах, термин указывает не просто на обычное, земное, человеческое счастье, но на то состояние, которое имеет ярко выраженное религиозное измерение 80 . В псалмах этот термин практически везде увязывается с верой человека в Бога, надеждой и упованием на Него, страхом перед Ним, исполнением Его закона, пребыванием в Его доме, а также с отпущением грехов. Такое употребление термина мы находим в книге Притчей, где в роли посредника между Богом и человеком выступает Премудрость Божия: здесь блаженство связано с приобретением мудрости и разума ( Притч. 3:13, 18 ), хранением путей Премудрости и послушанием ей ( Притч. 9:32, 34 ), с милосердием к бедным ( Притч. 14:21 ), с надеждой на Господа ( Притч. 16:20 ), с пребыванием в благоговении ( Притч. 28:14 ), с соблюдением закона ( Притч. 29:18 ). Если мы вспомним о том, что в христианской традиции Премудрость Божия воспринималась как ветхозаветный прообраз Христа, станет понятной связь между книгой Притчей и заповедями Блаженства. Словом «блажен» или «блаженны» начинается целый ряд стихов в различных частях Ветхого Завета. В Псалтири мы находим достаточно длинный список блаженств, разбросанный по всей книге. Вот некоторые наиболее характерные стихи: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей ( Пс. 1:1 ) . Блаженны все, уповающие на Него ( Пс. 2:12 ). Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! ( Пс. 31:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf Июнь От Совета Московской Духовной Академии: О приёме воспитанников в состав нового (LXIII) академического курса//Богословский вестник 1904. Т. 2. 6. С. 1–2 (1-я пагин.) —1— 1) Желающие поступить в студенты Московской духовной академии в текущем 1904 году должны подать лично или прислать по почте прошение на имя ректора академии до 15-го августа и явиться в академию для поверочных испытаний не позже 16 и не ранее 12 августа. 2) В академию принимаются лица всех состояний православного исповедания, если представят установленный аттестат о вполне удовлетворительном знании полного курса наук духовной семинарии и выдержат с успехом поверочное испытание. – Примечание. Окончившие курс учения в классических гимназиях и соответствующих им светских учебных заведениях, для допущения к приёмному в духовные академии экзамену, представляют свидетельства об успешном выдержании ими испытаний при духовных семинариях по всем богословским предметам семинарского курса учения. (Уст. дух. акад., § 111). Примечание 1. Женатые лица в число студентов академии не принимаются. Примечание 2. Лица, поименованные в 79 статье, пункт 2, и 80 статье, пункт 3 Устава о воинской повинности (псаломщики, учителя духовных училищ, земских и церковноприходских школ, надзиратели духовных училищ и семинарий), зачисленные в запас армии и не выслужившие установленного пятилетнего срока в занимаемых ими должностях, не могут быть допущены к приёмным испытаниям. 3) К прошению о приёме в студенты академии должны быть приложены: а) аттестат об окончании курса в среднем учебном заведении (см. выше п. 2 прим.); б) метрическое свидетельство о рождении и крещении; в) документы о состоянии, к которому принадлежит проситель; г) свидетельство о явке к исполнению воинской повинности. Лица податных сословий обязаны, сверх того, представить свидетельство об увольнении их обществами на законном основании. 4) Желающие подвергнуться поверочным испытаниям должны иметь в аттестатах по поведению балл 5. —2— 5) Окончившие курс в среднем учебном заведении за год и более до поступления в академию должны представить одобрительное свидетельство о своём поведении от местного подлежащего начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010